Сочинение декабристы историческая случайность обросшая литературой эссе

Обновлено: 06.07.2024

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.: причины, ход, поражение, значение. Нижегородцы-декабристы. Оценка событий историками и общественными деятелями первой части XIX века. А.И. Герцен и В.О. Ключевский – взгляд на восстание и деятельность декабристов.

Рубрика История и исторические личности
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 11.05.2011
Размер файла 139,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В течение всего повествования Яков Аркадьевич Гордин подробно, обстоятельно и неумолимо доказывает нам, что они могли победить. И они должны были победить. Известный факт - Николай вечером сказал, что удивлен больше всего тому, что в тот день его не убили.

Декабристы заложили основу революционной традиции, но тем самым основу трагического, многолетнего раскола власти и интеллигенции. Бесспорна наивысшая оценка их морального, человеческого облика: гуманизм, бескорыстие, культура. Героизм в борьбе и стойкое перенесение страданий на каторге. Декабристы были страстными просветителями. Они боролись за передовые идеи в педагогике, постоянно пропагандируя идею о том, что просвещение должно стать достоянием народа.

В целом, можно говорить о том, что позиции авторов менялась с течением времени и в связи с их личностными убеждениями.

Они отстаивали передовые, методы обучения, приспособленные к детской психологии. Еще до восстания декабристы приняли активное участие в распространении школ для народа по ланкастерской системе обучения, которая преследовала цели массового обучения. Просветительская деятельность декабристов сыграла большую роль в Сибири.

Трудно добавлять чего-то к словам людей, занимающихся движением декабристов длительное время, порой посвятив этому всю жизнь. Каждый человек имеет право на свою оценку, свое понимание. Для меня же движение декабристов - это, прежде всего, утопическое движение, но утопическое в хорошем смысле слова. Впервые восставшие не имели никаких личных целей, не добивались личной выгоды. Они действовали во благо государства, не побоялись, в конце концов, умереть за Родину. Это - настоящие патриоты. Они могут служить достойным примером для подражания в наше время, тем более что сейчас бытует мнение об отсутствии патриотичности у молодежи. Хочется верить, что в будущем в нашем государстве все будет хорошо и, главное, справедливо, и больше никогда не найдется повода для новых движений за правду, каким было движение дворянских революционеров - декабристов.

2.2.4 Оценка событий, связанных с восстанием декабристов поколением NEXT

Безусловно, важным компонентом при изучении истории, является мнение простых обывателей на те или иные события. Как человек, интересующийся историей Отечества, при изучении такой значимой темы, как восстание декабристов, я не мог не задать себе вопрос: а что думают мои современники о тех далеких событиях? Не забыли ли они первых русских революционеров? Как они считают, закономерно ли выступление на Сенатской площади или это все же случайное стечение обстоятельств?

Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают почти 90% всех социологических данных. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на такие стороны процесса, которые мало поддаются или вообще не поддаются прямому наблюдению. Вот почему опрос не заменим, когда речь идет об исследовании тех содержательных характеристик общественных, коллективных и межличностных отношений, которые скрыты от постороннего взгляда и проявляются лишь в определенных условиях и ситуациях. Точную информацию дает сплошной опрос. Более экономичным и в тоже время менее надежным способом получения информации является выборочное обследование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Интервьюирование предлагает личное общение с опрашивающим, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задает вопросы и фиксирует ответы.

В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные. В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа. Участников массовых опросов принято называть респондентами.

Для осуществления поставленной задачи мною последовательно, поэтапно были проделаны следующие операции:

· Составление списка вопросов.

· Анкетирование учащихся 9,10,11 классов

· Обработка и анализ полученной информации.

Моими респондентами стали 65 человек: 30 человек - учащиеся 11 классов,20человек - ученики 10 классов,15 респондентов - представители 9 классов. Таким образом, учащиеся 11 классов составляли 46% респондентов,10классов -30%, 9классов -24 %. Всем им задавались одни и те же вопросы, а именно следующие:

1. 1.Знаете ли вы кто такие декабристы (с обязательным объяснением)

2.Известна ли вам дата события, связанная с декабристами

А)1812 Б)1825 В)1861

3.Кем, на ваш взгляд ,были декабристы

А) Героями Б) Бунтовщиками В) Другое(укажите, кем именно)

4.Знаете ли Вы, кто такой В.О.Ключевский

А) Историк Б) Революционер В) Философ

5.Какими произведениями прославился В.О.Ключевский

6.Знаете ли Вы, кто такой А.И. Герцен

А) Философ Б) Революционер В) Историк

7. Восстание 14 декабря 1825 года, на Ваш взгляд, это историческая случайность или необходимость?

Первым мы опрашивали представителей 9 класса, и получили следующие результаты.

Вопрос № 4 также обрадовал меня. Учащиеся единогласно заявили, что В.О.Ключевский является историком.

Вопрос об Александре Ивановиче Герцене был составлен таким образом, что бы проверить отношение к его творчеству. 8 человек сообщили о его философской стезе, 7- о писательской.

Следующими респондентами выступали представители 10 класса. Их результаты оказались тоже достойными.

На первый вопрос, как и девятиклассники, все ответили утвердительно.

А вот на самый главный вопрос был дан противоречивый ответ. Мнения поделились напополам. 10 человек - за необходимость и закономерность восстания, 10 указывают на его стихийность и непредсказуемость.

Безусловно, опрос 11 классов должен был подвести итог опроса моих современников.

На вопрос №1 все ответили, что им известна роль декабристов в истории.

На вопрос № 2 23 человека указали 1825 год, 4-1812, 3-1861.

Вопрос № 3 не стал неожиданностью. 24 человека отметили героическую роль декабристов, трое посчитали декабристов бунтовщиками, еще 3 человека ответили, что они не могут сказать однозначно.

Четвертый вопрос дал такие результаты: 20-историк,6-философ,4 человека считают В.О.Ключевского революционером.

А.И.Герцена 13 человек представляют писателем, еще 14 человек ответили, что он является революционером. 3 человека считают, что он был философом.

И на последний ответ был дан однозначный ответ. 25 человек ответили, что они не верят в случайность событий на Сенатской площади, и лишь 5 человек ответили, что для них данные события являются случайным событием в истории.

На третьем этапе в результате обработки и анализа были сделаны следующие выводы.

Учащиеся девятых классов знают, кто такие декабристы. При этом 20 % респондентов-девятиклассников предположили, что выступление не происходило в 1825 году.

60%, больше половины девятиклассников предпочитаю идеализировать образ декабристов, что свидетельствует о глубоком уважении к памяти первых революционеров.

Ученикам девятых классов известен Василий Осипович Ключевский, что может говорить о накопленных ими знаниях, благодаря подготовке к семинарам по историографии.

Увы, работа на семинарах была успешной лишь у 33 % учеников, осваивающих курс 9 класса. 66 % учащихся не смогло вспомнить ни одного произведения пензенского историка.

Революционные философские идеи А.И. Герцена нашли отклик у 53 процентов респондентов, его профессиональную деятельность-литературу в свою очередь оценили 47 % 9-классников., что может говорить о среднем уровне знаний выпускников 9 класса.

Безусловно, нас наиболее важной была оценка школьниками деятельности и причин образования первых революционных объединений. И можно отметить, что учащиеся были почти единогласны во мнении о необходимости восстания как средства борьбы против крепостничества и самодержавия.

70 % обучающихся 10 класса также предпочли критике выступления декабристов позитивную оценку их деятельности. 15 % обучающихся не смогли оценить свое отношение к декабристам, и 15 % выразили отрицательную оценку их деятельности.

Имя известного историка В.О.Ключевского десятиклассникам также известно. Но крайне интересный момент заключается в том, что 5 % человек предположило революционные наклонности в личности историка, и только 65 % оправдали наши ожидания. Позиция же 30 % респондентов говорит о восприятии всех деятелей литературы XIX века как философов.

65 % учащихся смогли вспомнить те произведения, которые они изучали в ходе обучения, 35 % респондентов не смогли вспомнить, чем же знаменит известный историк XIX века.

Вопрос о личности Александра Ивановича Герцена, не вызвал затруднений, 95 % человек так или иначе оценили его как человека, связанного со словом, и мнения о нем разделись почти поровну, что свидетельствует о неплохой осведомленности обучающихся по данному вопросу.

Главный вопрос анкетирования десятиклассников показал схожие результаты с результатами обучающихся 9 классов. Случайностью называют выступление 50% респондентов, еще 50 % считают, что восстание было необходимостью.

И, наконец, необходимо отметить основные позиции, полученные по результатам анкетирования выпускников 11 класса. Роль декабристов в истории понятна всем учащимся. Можно говорить о большой осведомленности, связанной с хронологией восстании, т.к ненамного, но все же на 1 % респондентов больше, чем в десятых классов дали положительный ответ на вопрос. Уважительное отношение к подвигу декабристов также растет, с точки зрения учащихся повышается значимость восстания для развития общественного движения. Знания о мастере историко-методологического анализа также остаются на высоком уровне, однако учащиеся 11 классов показали более глубокие знания о .В.ОКлючевском. При этом выпускники показали средний уровень знания исторических трудов Ключевского В.О.

Учащиеся 11 классов сумели вспомнить деятельность А.И.Герцена : революционную, философскую, литературную. Однако, по сравнению с учащимися 9-10 классов лишь 10% упомянули о его философских трудах.

Практически все учащиеся 11 классов согласились с тем обстоятельством, что деятельность декабристов была вызвана рядом взаимосвязанных событий и причин.

В целом, можно отметить неплохие результаты анкетирования: все респонденты показали неплохой уровень знаний, большинство оценило выступление на Сенатской площади как историческую необходимость.

Заключение

Главная причина поражения дворянских революционеров заключалась в их классовой ограниченности, узкой социальной базе движения, что сказалось в идейных разногласиях, несогласованности действий, в нерешительности и недостаточности революционной активности в решающий час. План переворота был выработан довольно подробно, но в нем отсутствовала самая главная, самая действенная сила всякой революции - народ. Это не сулило успеха. Таким образом, можно говорить о первом всплеске революционных настроений в России, тщательной подготовке к выступлению. Но также однозначно и то, что выступление не было продумано в социальном плане; смерть Александра I спутала все карты декабристы, не все руководители были готовы идти до конца.

Движение декабристов и восстание 14 декабря 1825 года и до настоящего времени занимает большое место в исторических исследованиях многих видных российских ученых. Зарождение декабристского движения и причины, побудившие к этому, программные документы тайных Северного и Южного обществ, материалы допросов декабристов, жизнеописания лидеров этого движения стали главными научными проблемами в исследованиях ученых. Однако при этом, в недостаточной степени исследовались личные записки, воспоминания самих участников восстания, к которым было отнесено около 600 человек, осужденных и отправленных по этапу в Сибирь. Также не в полной мере исследовались воспоминания свидетелей процесса подготовки восстания, косвенно или напрямую причастных к нему.

Можно говорить о том, что позиции историков менялись с течением времени и в связи с их личностными убеждениями.

В первой четверти XIX веке параллельно развивались две концепции - официальная и революционная. Сторонники официальной концепции (М.А.Корф, Н.М.Карамзин) давали резко отрицательную оценку движению, доказывали, что выступление на Сенатской площади лишь случайность, декабристы-мятежники, восставшие против истинной власти. Революционеры же - как сами декабристы, так и А.Н.Герцен идеализировали восстание, приводили бесчисленное множество фактов, свидетельствующих в пользу необходимости.

В XX веке историки и общественные деятели пришли к единому в целом мнению, что восстание было не случайным, но также выделяются революционная концепция, направленная на идеализацию личности и деятельности декабристов, и центристскую концепцию, подтверждающих теорию необходимости большим числом аргументов и фактов.

Мои современники, дети XXI века, также не считают восстание случайным. Они практически все заявляют, что выступление тщательно готовилось, причиной создания обществ - развитие либеральных и революционных идей в России.

Трудно добавлять чего-то к словам людей, занимающихся движением декабристов длительное время, порой посвятив этому всю жизнь. Каждый человек имеет право на свою оценку, свое понимание. Для меня же движение декабристов - это, прежде всего, утопическое движение, но утопическое в хорошем смысле слова. Впервые восставшие не имели никаких личных целей, не добивались личной выгоды. Они действовали во благо государства, не побоялись, в конце концов, умереть за Родину. Это - настоящие патриоты. Они могут служить достойным примером для подражания в наше время, тем более что сейчас бытует мнение об отсутствии патриотичности у молодежи. Хочется верить, что в будущем в нашем государстве все будет хорошо и, главное, справедливо, и больше никогда не найдется повода для новых движений за правду, каким было движение дворянских революционеров - декабристов.

В целом, можно отметить неплохие результаты анкетирования: все респонденты показали неплохой уровень знаний, большинство оценило выступление на Сенатской площади как историческую необходимость.

Читайте также: