Сочинение что такое смелость по фильму режиссера р быкова чучело 1983 год

Обновлено: 03.05.2024

Причины конфликта и его разрешение в фильме "Чучело". Характеристика Лены Бессольцевой и ее отношения с классом. Столкновение жизненных позиций главных героев. Психологические особенности подростковой жестокости. Эффект группового влияния и конформизм.

Рубрика Психология
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 12.04.2014
Размер файла 21,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Государственный университет - Высшая школа экономики

Выполнила: студентка 232 группы

Проверила: Леонтьева А.А.

Человек - существо социальное. И эти слова сказаны неслучайно.

Во все времена - и раньше и сейчас - человек не мог жить вне общества. Мы постоянно контактируем с другими людьми: ходим на учебу и работу, у нас появляются знакомые и друзья, мы заводим семьи и водим своих детей в детские сады и кружки. Современный человек состоит во множестве групп, возможно, даже не осознавая этого. Но все люди разные, по-разному воспитаны, живут в разных условиях, развиваются в разном окружении, и не всегда удается жить в гармонии друг с другом. Конфликты - это неотъемлемая часть нашего общения с окружающими людьми. Конфликт можно определить как противоречия, разногласия, возникающие как внутри одной личности, так и между различными людьми, группами из-за интересов, ценностей, установок. Они могут возникать абсолютно по разному поводу: мы что-то не поделили, нащи взгляды разошлись или мы просто не нравимся друг другу. Конфликты между людьми - явление достаточно частое. Проблема может заключаться как в нас самих, так и во внешних причинах, но факт остается фактом. Иногда это может быть ничего незначащая ссора, но иногда как следствие мы получаем разрушенную психику и жизнь.

Анализ конфликта. Структура конфликта

Подростки, молодежные компании нередко бывают жестоки к своим сверстникам. Очень часто, не оценивая всю серьезность своего поведения от недостатка опыта, они переходят все мыслимые и немыслимые границы. При этом мотивы, свойственные взрослым людям, зачастую отсутствуют. Социально-психологический конфликт, который мы рассмотрим, также представляет собой столкновение личности и группы, представленные новенькой девочкой и классом. Обратимся к ним подробнее.

Итак, Лена Бессольцева, личность, для которой, в первую очередь, важна духовная составляющая, которая заботится о счастье других людей, способная на альтруистические поступки. Уважение, доверие, открытость,- основные черты этого человека. Счастье других людей важнее для нее, чем свое. В этом вся Лена. Чувство любви, милосердия, желание быть хорошим другом и, главное, вера в людей - вот главные и единственные мотивы поведения девочки. Следование этим ценностям и есть неконформное поведение для данной группы, класса, в который попала девочка. Посмотрим, чем же характеризуется эта группа.

Школьный класс - малая группа, внутри которой происходят свои определенные процессы. В противовес Лене у них совсем иные ценности. Главное в их жизни отнюдь не духовное начало, все их разговоры направлены на материальные ценности: деньги, вещи, - а также характеризуются неким эгоизмом, мстительностью, злопамятством.

В этой группе очень четко прослеживается групповое давление на всех индивидов, ее составляющих.

Кроме того, под влиянием наличия общей цели, они становятся как одно целое, действуя сообща. Цель их достаточно жестока, хотя сами они считали ее благородной: наказать, проучить предателя, а по сути, участие в травле беззащитного человека. Те, кто не вписался в их взгляды, высказал иные мысли или вмешался в действия, жестоко наказывался. Месть - основной мотив детей в данной ситуации. Так, мальчик, защищавший Лену, Васильев, при высказывании своих мыслей получал физическое наказание: избиение ногами, удар в лицо. Можно сказать, что данную группу сплачивало наличие совместной деятельности, цели. [3,4]

Наиболее выделяющимися представителями данной группы являются Железная Кнопка, Миронова, и Дима Сомов. Обратим на них наше внимание.

Тем не менее, эти качества необходимы ей лишь для того, чтобы сохранять лидерство. Именно она преследует цель наказать всех предателей, как бы жестоки не были методы.

Но впоследствии, в сложной ситуации, оказалось, что он, также как все в этом классе, не может без него существовать. Это как раз тот случай конформизма - приспособленчества, - о котором мы говорили выше. Ему свойственна трусость, он оказался способен на множественное предательство.

В итоговой сцене он вызывает жалость. Ситуация, произошедшая с этим человеком, показывает, как внутренний конфликт одной личности может повлечь за собой внешний, задействовать не одного и не двух других людей и, возможно, даже испортить жизнь некоторым из них.

Как мы видим, данный конфликт происходит в основном из-за разницы в ценностях, установках, разницы в воспитании, в окружении. Бескорыстие, желание помочь, открытость, доброта и сила характера противопоставляются трусости, эгоизму, жестокости, желанию наказать всех. Несомненно, также столкновение двух жизненных позиций главных героев - Димы Сомова, героя, способного рассуждать о благах коллектива, но трусливого и безнравственного на деле, и Лены Бессольцевой, хрупкой, немного нелепой девочки, но поистине сильного и прекрасного человека. Рассмотрим более подробно возникновение и развитие данного конфликта.

Как указывает Петровская, в своем возникновении и развитии конфликт проходит несколько стадий. Тем не менее, далеко не все конфликты затрагивают их все. Ситуация, рассмотренная нами в данном эссе, проходит в своем развитии все стадии.

Объективная конфликтная ситуация между Леной и классом возникла тогда, когда Лена взяла на себя вину Димки Сомова. Класс сорвал урок, сбежав в кино. Вернулось только два человека - Лена, потому что разбила коленку, и Дима, потому что забыл деньги. Диму поймала учительница, и он рассказал, почему класс отсутствует, из-за этого их не взяли на экскурсию в Москву. Лена слышала разговор Димы с учительницей, и во время разборок в классе взяла вину Димы на себя.

Очень важно также то, что возникновение конфликтной ситуации произошло не только вследствие Лениных действий, но вследствие бездействий Сомова - истинного виновника.

Осознание конфликтной ситуации с одной стороны - со стороны класса - происходит мгновенно. Они начинают воспринимать ее как предателя, человека лишившего их поездки в Москву, как единственного шанса в жизни. Причем тут же происходит переход к конфликтному поведению. Реакция группы мгновенна: скооперировавшись, они объявляют ей бойкот, гонят по улице.

Неконформное поведение Лены можно рассматривать с двух точек зрения: первая - как воспринимают ее ребята: она рассказала учителю, предала; вторая - объективное поведение: взяла вину на себя, помогает человеку, радуется этому, что тоже является несвойственным для этой группы. конфликт психологический конформизм

Далее конфликт развивается по нарастающей. В те моменты, когда класс гонит Лену по улице, они становятся больше похожи на бездумно действующую толпу, которая следует одному брошенному призыву. [4]

Важен тот факт, что в данном случае конфликт сыграл не только деструктивную, но также и конструктивную функцию. [2]

Итак, конфликт, рассмотренный нами, отображает столкновении жизненных позиций, взглядов, установок, воспитания - всего того, что представляет из себя человек.

Данная ситуация затрагивает много аспектов: показывает, к каким последствиям может внутриличностный конфликт привести, как он влияет на разрушение личности, рассматривает конформное и не конформное поведение с разных точек зрения, описывает динамику конфликта на примере личности и малой группы, а также его функции.

Список использованных материалов

2. Л.А. Петровская О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта; М.: Изд-во Моск. ун-та, 1977. С. 126-143

3. А.Л.Журавлев Социальная психология: Психология малых групп

4. Г. М. Андреева Социальная психология. Учебник.: Социальная психология групп; 2003

Помогите, пожалуйста написать сочинение по фильму "Чучело" - режиссёр Ролан Быков, 1983 года фильм.

Возможно кто - то смотрел.

В общем, вопрос такой : О чём заставил Вас задуматься фильм?

Не менее 13 - 15 предложений!


Чучело - человек, которого презирают, вызывающий чувство пренебрежения, объект насмешек и издевательств.

Прозвища детей в фильме отражают их социальные роли, характер, внутренние особенности.

Внутри детской группы господствует принцип конформности, который не позволяет выделиться чем то неординарным, даже своим собственным мнением и внешностью.

Человек, который отличается, а именно Лена Бессольцева в фильме "Чучело" отличалась и поэтому не была принята ребятами в классе.

Лена выступала объектом травли одноклассников, они всячески ее унижали, она же в свою очередь не могла понять, почему они так ведут с ней.


Помогите умоляю?

Сочинение на тему мой любимый фильм Хатико 10 - 12 предложений.


Чему учит фильм ролана быкова чучело?

Чему учит фильм ролана быкова чучело.


Рецензия по фильму "Чучело"?

Рецензия по фильму "Чучело".


Страна, в которой производится самое большое количество фильмов в год?

Страна, в которой производится самое большое количество фильмов в год.


Помогите пожалуйста написать эссе на тему : "Если фильм имеет успех, это бизнес?

Помогите пожалуйста написать эссе на тему : "Если фильм имеет успех, это бизнес.

Если фильм не имеет успеха, это искусство" Чтоб пожалуйста было два аргумента а после аргумента были выводы ну и хороший общий вывод Пожалуйста помогите.

Я прибавляю балл.


Помогите написать эссе ( минимум 6 предложений) по фильму вам и не снилось, тема эссе : "как бы могла сложиться судьба героев" СРОЧНО?

Помогите написать эссе ( минимум 6 предложений) по фильму вам и не снилось, тема эссе : "как бы могла сложиться судьба героев" СРОЧНО.


Характеристика класса в фильме чучело?

Характеристика класса в фильме чучело.


Напишите пожалуйста 5 фильмов о добре, и вкратце содержание фильма?

Напишите пожалуйста 5 фильмов о добре, и вкратце содержание фильма.


В чём проявляется патриотизм главного героя в фильме судба человека?

В чём проявляется патриотизм главного героя в фильме судба человека.


Подскажите фильмы про хасок?

Подскажите фильмы про хасок.

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Помогите, пожалуйста написать сочинение по фильму "Чучело" - режиссёр Ролан Быков, 1983 года фильм?, относящийся к категории Обществознание. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.


А - 3. А2 - 2. А3 - 1. А4 - . Б1 - 3.



Очень большую роль если нет государство и нет не власть право человека без государства человек никто.


1) "Слово о полку Игореве" 2)Задание самостаятельно выполняется 3) Мне всегда нравился рассказ " Тарас Бульба " помню мне задали его читать на каникулы , я оторваться не мог . Мне он понравился тем , что там рассказывается о том как жили казаки . К..


Человек, в отличие от животных , может варьировать свое поведение в соответствии с конкретными условиями и может приспосабливаться к ним. Человек не может жить обособленно, вне взаимодействия с другими людьми. Производство орудий труда способствова..


Это субъекты социальной политики.


1Объединение людей для какой - н. Цели, учреждение, организация. 2Круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов 3Совокупность людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического..


Человека, который не смотря на трудности в жизни, идет в перед, он не жалуется, а старается сделать лучше свое существование и существование других. Понимающий взгляд, всегда готовность помочь и любовь к жизни. Удачи в последующих делах! ; ).


Любишь кататься, люби и саночки возить. Каков работник — такова ему и плата. Песня любит хорошего исполнителя, а человек — справедливогоценителя.


Не бойся богатого грозы, бойся убогого слезы. Как аукнется, так и откликнется. Око за око, зуб за зуб.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Майя Какайкина

DELETED

“Чучело" - хороший ли фильм?

Фильм "Чучело" создан в 1983 году, снял его режиссер Ролан Быков. В главных ролях снимались юная Кристина Орбакайте и Юрий Никулин. Снят фильм был по одноименной повести В.Железникова.
Сюжет фильма довольно прост: девочка переезжает к дедушке, поступает в местную школу, её новые одноклассники не принимают ее и по-всякому издеваются над ней.
Между фильмом и книгой есть незначительные отличия: 1. в книге дети работали на фабрике игрушек, в фильме же ничего подобного не было, 2. в фильме главную героиню в самом начале избивают, в книге же ее просто окружили, 3. в фильм был добавлен новый персонаж - Марина Маратовна.
Актерская игра мне лично понравилась, актеры не переигрывали, все выглядело живо, но работа звукооператора мне не понравилась: многие звуки сливались воедино.
Проблема, про которую говорится в этих произведениях, актуальна и по сей день, в наши дни тоже довольно распространена травля.
Лично мне неприятно смотреть, как одни люди издеваются над другими. И вообще я не люблю драму, т.к. там всегда речь идет про человеческие страдания и проблемы, которых и в нашей жизни достаточно. В фильме это показано очень реалистично. С этой точки зрения фильм отличный. Но мне не понравился, я люблю другие жанры (Сабитов Ч., 7А)

Георгий Аввакумов

Чучело
Сегодня мы поговорим о фильме "Чучело". В 6 классе появляется новенькая Лена Бессольцева. Её никто не воспринимает в серьёз в скоре она она делает кое, что непоправимое и её начинают гнобить. Книга очень похожа на фильм за исключением некоторых персонажей и моментов фильм хороший и показывает ужасную действительность и жестокость детей
Оценка 8/10

Майя Какайкина

Соня Лобова

Фильм снимался по сюжету книги Железникова. Если сказать точными словами, то это фильм в котором морально убивали одну девочку.
Девочка Лена Бесольцева переезжает из своего родного города, где переходить в новую школу. В классе ее считали уродом,ее называли Чучело. Как-то из дома Лены крадут ее платье, которое они подожгли при ней на самодельном чучеле. После этого случая Бесольцева говорила, что больше ничего не боится, что ее даже жгли на костре! Лена стрижется налысо, и она утверждает,что она Чучело. Стрижется она, как на одной из картин коллекции ее дедушки, эта картина прабабушки, они очень похожи. Лена и дед уезжают из города, ее же класс приносит в кабинет ту самую картину и пишут на доске "Чучело прости нас"
Актёры очень хорошо сиграли каждый свою роль. Сценарий очень схожий с сюжетом книги , что очень приятно. Так же я считаю , что такие проблемы сейчас актуальны .
В целом фильм мне очень понравился. Он учит правильно и с уважением относится к людям, то что если чувствуешь, что что-то нужно сказать, то нельзя это держать в себе, потом может быть поздно.
9/10

Чучело
Когда у Лены отобрали платье, они кидали его друг другу, а потом решили сжечь его на костре. Когда они почти сожгли его, Лена побежала к костру и развезала верёвку, а палка была привязана верёвкой к столбу.
После случая с костром, она решила уйти из этой школы. Она долго уговаривала дедушку уехать из этого города. Дедушка долго не соглашался, но вскоре согласился.
В начале фильма ребята избивают Лену, а в книге они окружают её кольцами. На протяжении книги жестокого избиения Лены не происходит, одноклассники её только гоняют.
Лена Бессольцева очень красиво и талантливо сыграла свою роль. Она умеет выражать свои искренние чувства.
В повести Железникова, Лена является главным героем произведения. Она взяла всю вину на себя ради любимого человека, а её близкий друг оказывается трусом.
Проблема детской жестокости существует и на сегодняшний день. Поэтому она так актуальна.
Я даю этому фильму оценку 7 баллов из 10. Потому что он тяжёлый и очень жестокий.(Сабирова Д. 7В)

Марина Смирнова

Не так давно я посмотрела фильмы "Чучело", снятый в 1983 году Роланом Быковым. Фильм был снят по книге В.Железникова. Главную героиню - Лену играла Кристина Орбакайте.
В фильме рассказывается о девочке Лене, пришедшую в новую школу и ставшей там изгоем. Одноклассники её никак не воспринимали, только издевались.
Книга от фильма не очень сильно отличается. В книге дети работали на фабрике игрушек, в фильме такого не было. В начале фильма главную героиню избивают, а в книге её окружают одноклассники. В фильме был добавлен персонаж - Марина Маратовна.
Мне понравился сюжет,работа режиссера, актеры играли хорошо.
Раскрыта и показана такая тема,как жестокость детей по отношению друг другу,которая актуальна и по сей день.
Моя оценка - 9/10

Маргарита Инешина

Школьная пора, как испытание!

Решила я недавно пересмотреть культовый советский фильм "Чучело", снятый на основе одноимённой книги Владимира Железникова с юной Кристиной Орбакайте и легендарным Юрием Никулиным в главных ролях. Эта душераздирающая история о маленькой Лене, над которой злобно издевались её же одноклассники, о девочке, столкнувшейся с отторжением и жестокостью своих сверстников и предательством близкого человека.
Действия фильма и книги происходят в небольшом городке Таруса, куда к своему дедушке Николаю Николаевичу переезжает Лена Бессольцева. Когда девочка приходит в свой новый класс, её сразу не принимают одноклассники и дают ей прозвище "чучело" из-за её чудаковатого, но доброго деда. И только мальчик Дима Сомов общается с ней. Они начинают дружить, а вскоре влюбляются. Но случилось так, что он совершает плохой поступок, и Лена заступается за него, из-за чего становится еще большим изгоем. Дима же решает больше не защищать Лену и присоединяется к одноклассникам.
Я считаю, что сценарий фильма в некоторых сценах эмоционально нераскрыт. Мне кажется, что было бы очень интересно вставить в эту историю момент из книги, где Николай Николаевич только въезжает в свой дом в городке Таруса. Актёрские работы прекрасны, особенно мне понравилась Железная кнопка, которую блестяще сыграла актриса Ксения Филиппова.
В целом фильм очень впечатлил, и даже больше, чем книга. Ведь когда видишь всё наглядно, тебе легче воспринимать сложную драму этой истории, чем если ты будешь представлять по своему все те ситуации. Тематики школьных проблем, взаимоотношений детей и подростков являются актуальными и по сей день, несмотря на то, что фильм был этот снят в далёком 1983-ем году. И сейчас, к сожалению, нередко можно встретить в жизни подобные отношения, недопонимания, безразличие и прочие проблемы между детьми и взрослыми.
Из-за некоторых недоработок, как мне кажется, в сценарии я ставлю фильму 7/10 и рекомендую к обязательному просмотру.
Инешина Ева, 7Б

Саша Горшков

Ксюша Остапчук

Чучело, прости нас!
"Чучело" - это художественный фильм Ролана Быкова, снятый по мотивам одноимённой повести В. Железникова в 1983г.Сюжет разворачивается вокруг Лены Бессольцевой, переехавшей жить к своему дедушке. В новом классе ребята с самого начала начинают над ней обидно шутить и издеваться. Но эта девочка - настоящий герой, она смелая и отважная. Она не побоялась взять вину своего друга Димы Сомова на себя и пережить все трудности , которые приготовила ей судьба. После того, как ребята, которые издевались над ней, узнали правду, она зауважали Лену и им стало очень стыдно перед девочкой.
В фильме снимаются Юрий Никуллин и юная Кристина Орбакайте. Весь остальной актёрский состав тоже заслуживает внимания, потому что все ребята сыграли очень живо, по настоящему.
Смотря этот фильм, я переживала и радовалась вместе с героями. Он практически не отличается от книги, что очень радует. Из существенных отличий только то, что в фильме появляется новый персонаж - Марина, а в книге в место неё был Толик,которого ребята называли Рыжий. Я думаю, что эта тема очень актуальна и в наше время. И сейчас многие ребята терпят издевательства и унижения со стороны одноклассников, а этот фильм учит храбрости, состраданию и умению слушать близких тебе людей.
Ставлю 8/10

Kamil Khusnutdinov

Софья Садреева

"Она запомнит наш урок навсегда. "
В наше время очень актуальна стала проблема ненависти людей друг к другу. В произведении В. Железникова "Чучело" затрагивается очень важная тема взаимоотношений между детьми. Главная героиня- Лена Бессольцева очень нежная и хрупкая девочка, но взамен своей храбрости она получила жестокое прозвище "Чучело". То, как к ней относятся одноклассники- ужасно, они сжигают настоящее чучело, показывая беззащитному созданию, что бывает с предателями.
Фильм снят в 1983 году. Ролан Быков- главный режиссер и он, как я считаю, выложил все силы, чтобы передать настоящие эмоции, не поставленные на камеру, а испытываемые в тяжелой ситуации или наоборот в приятные моменты. Актеры подобраны очень точно, Кристина Орбакайте передавала все переживания своей главной героини- Ленки. Мне понравилось, как она чутко отнеслась к своей роли и показала все чувства девочки.
Сюжет фильма и произведения очень схожи, отличия имеются, но совершенно незначительные. Например, в фильме появилась новая геориня- Марина Мартанова, но она полностью заменяет героя - Толика "Рыжего".
Произведение навсегда запало мне в душу. После просмотра фильма, ты словно переживаешь на себе все эпизоды, ведь актеры подобраны прекрасно. Мне очень понравилось, как книга заставляет нас о многом задуматься. " Мы детки из клетки, вот кто мы. Нас в зверинце за деньги показывать надо. "- описала очень верно Железная Кнопка, своих одноклассников, издевавшихся над Ленкой.
За всю работу я поставлю 10/10.

Ekaterina Filippova

Несчастное "Чучело"
Фильм "Чучело" снят в 1983 году по одноимённой книге Владимира Железникова.
Рецензируемый фильм не сильно отличается от книги, но все же некоторые детали отсутствуют или они заменены.
Фильм повествует о девочке Лене Бессольцевой, которую с первого же дня не взлюбили её новые однокласники и однокласницы. Она была посмешищем для них. Её избивали и ненавидели. Но в конце раскрылась вся тайна.
В фильме был заменён персонаж из книги Толик на девочку Марину. Были не показаны некоторые важные детали представленные в книге.
Все актёры сыграли очень хорошо, они передали все те эмоции, которые были получены при чтении книги. Считаю, что работа сценариста и режисера Ролана Быкова сделана на высшем уровне.
Безусловно, показанная проблема по сей день присуща подросткам в каких-либо коллективах. Поэтому фильм "Чучело" - хороший пример того, чтобы посмотреть на ситуацию со стороны, осознать и сделать вывод.
Моя оценка этому фильму 9/10.
(Филиппова Екатерина 7А)

Рушан Хамитов

Арсений Бархатов

“Чучело" - из крайности в крайность.

"Чучело"
Это фильм по произведению В.Железникова "Чучело"
Он рассказывает о проблеме высмеивания человека обществом(буллинг или травля)
Ученица 7 класса Бессольцева Лена со своим дедушкой переезжают в дом семейства Бессольцевых. Одноклассники к Лене относятся плохо и всячески её унижают, но Лена решила проучить их.
Отличия фильма от книги не большие, но они есть. Например книга читается 5 часов, а фильм 2 часа. Так же в фильме изменили некоторых персонажей.
Работа актёров была настолько правдоподобна, что позволила представить все чувства и эмоции героев. Несмотря на те времена съёмка была отличная.
Вообщем фильм хороший, а что главное— поучительный. Надеюсь люди которые посмотрели его, будут смотреть во время высмеивания со стороны пострадавшего и встанут на его защиту.
Моя оценка фильму 9/10

Герман Хамков

Данил Кузин


Буллинг — сравнительно новый термин. Во время моей учебы в школе такого понятия не было, хотя сам буллинг — был. Что же это такое? Согласно словарю конфликтолога, буллинг (школьная травля) — это тип социальной агрессии, длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении человека, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Проведенные нами исследования говорят о том, что примерно 21% школьников, т. е. почти каждый четвёртый (!), испытывает травлю. Травля не оставляет в стороне никого: вовлекаются все — и агрессоры, и жертва, и свидетели. И травмируются в той или иной степени тоже все: и жертва — невозможность выбраться, бессилие, беспомощность, депрессия, и свидетели — не помогли, либо помогли и тоже стали жертвами, и сам агрессор — унижение других ранит и самого травящего, но он не может это почувствовать.


Фильм интересен ещё и тем, что рассказан от лица девочки, пережившей травлю. Мы видим её эмоции, она поясняет мотивы своих поступков. Поэтому фильм доступен и понятен детям. Видим мы и то, какую боль приносит рассказ девочки её дедушке. То есть травля затрагивает и судьбы близких нам людей, которые тоже косвенно включены в ситуацию.

Важно научиться отличать буллинг от конфликта и других видов взаимодействия детей

То, как реагируют взрослые в фильме на травлю, тоже соответствует нашей действительности: кто-то равнодушно отворачивается (как туристы в начале фильма), или, как мама Марины, пытается защитить жертву, но ограничивается замечанием; или спасает, как дедушка Лены, принявший единственно верное, на мой взгляд, решение — уехать.


9 фильмов о ненависти к школе. Посмотрите и не повторяйте

Пауза 1 (1 часть, 12 мин.)


Первая сцена неприкрытой жестокости. Это ещё только начало фильма, ещё ничего не понятно. Какие вопросы можно задать ребёнку:

  • Как вы думаете, за что подростки избили девочку?
  • Что могла сделать двенадцатилетняя Лена Бессольцева, чтобы вызвать такую агрессию?
  • Когда она упала, её начал пинать не один человек, а целая толпа девочек и мальчиков. А вы были когда-либо свидетелями подобной ситуации?
  • Что вы чувствовали, делали?
  • Пытались ли помочь или стояли в стороне?
  • Как вы думаете, что чувствует Лена, которая лежит на асфальте? А ребята?
  • Как реагируют взрослые? Почему?

Пауза 2 (1 часть, 23 мин. 20 сек.)


Лена — новенькая в классе, учится, участвует в работе трудового десанта. Вопросы для ребенка:

  • Как её приняли сначала? Как к ней относятся одноклассники сейчас?
  • Что помогло Лене влиться в школьный коллектив?
  • Лена — не лидер класса, но и не изгой; у нее появляется друг — Дима Сомов, в классе ей достаточно комфортно. Но почему Лена чувствует себя предателем? Чем она внутренне поступилась для того, чтобы быть принятой в классный коллектив?
  • Отдельный вопрос для обсуждения — клички в классе (если есть необходимость, этот вопрос можно прояснить детально).

Пауза 3 (1 часть, 39 мин. 20 сек.)


Маргарита Ивановна сообщила в день отъезда в Москву, что 6 класс из-за сорванного урока литературы никуда не едет. Ребята в класс пришли с вещами для поездки. Вопросы для ребенка:

  • Что они чувствуют сейчас? Они понимают свою вину и ответственность?
  • Мне кажется, детям, да часто и взрослым, очень сложно признаться себе, что ты был не прав. Гораздо проще найти виноватого. И класс начинает его искать. Как вы думаете, что сейчас произойдет?
  • Дима Сомов сознается? Или про него расскажут?
  • А как бы вы поступили на месте Димы? Лены?

Пауза 4. (1 часть, 49 мин. 09 сек.)


  • Кто какую роль берет на себя в классе?
  • Как можешь описать Миронову?
  • Кто мог оказаться на месте жертвы?
  • Кто смог высказать мнение против класса? Как это его характеризует? Что его ждет?
  • А у тебя была подобная ситуация? Как думаешь, что произойдет дальше?

Пауза 5 (1 часть, 1 час 2 мин.)

Пауза 6 (2 часть, 27 мин. 23 сек.)


  • Что чувствует Лена, когда смотрит на горящее чучело?

Возможно, она ощущает, что именно она горит на том костре. Скорее всего, до этого момента она не осознавала серьёзность ситуации, воспринимала это как игру, жестокую, но игру. И надеялась на помощь Димы, её влюбленность оправдывала его трусость. Но именно Дима поджигает её костер.

Пауза 5. (2 часть, 40 мин., 30 сек.)


  • Как вы понимаете эти слова?
  • Почему ребята так быстро разошлись?

Миронова впервые называет своих одноклассников хлюпиками — бесхребетными, подчиняющимися мнению большинства. Мне кажется, это очень верное определение. В противовес им Бессольцеву она называет человеком, с которым бы она подружилась, не будь та предателем.

Одноклассники в итоге узнают правду и переключают свою агрессию уже на Диму Сомова. Но он ведь — не чудаковатая новенькая Лена, а один из самых популярных мальчиков в классе, герой, который совсем недавно был в их рядах. Вот так легко толпа может выбрать себе новую жертву. Он встает на подоконник с желанием выпрыгнуть. Вопросы для обсуждения:

Ответная агрессия, направленная или вовне, против обидчиков, или на себя. К сожалению, мы знаем много таких печальных примеров. Что мы все можем сделать, чтобы самое страшное не произошло?

Особняком от всех в фильме стоит фигура Васильева. Он с самого начала защищает Лену просто потому, что она девочка, даже если и поступила плохо. Может, он не слишком силен, не слишком красив, но способен рассматривать ситуации не глазами коллектива, а своими собственными. Он набирается храбрости противостоять давлению целого класса. Он единственный из всего класса вызывает у меня уважение.

  • Как изменилась Лена с начала фильма? Почему она не поддержала бойкот Диме Сомову?
  • Какой урок извлекли одноклассники из этой истории? А вы?

P. S. Буллинг или травля — это ведь форма насилия над человеком, который оказывается физически или психологически слабее агрессора или толпы. Фильм ярко показывает, что никто из этой ситуации не выйдет таким, каким был до этого. Буллинг — это мина замедленного действия, это проблема, про которую нельзя молчать, на которую никогда нельзя закрывать глаза!

Читайте также: