Сочинение что лучше быть безумным гением или умной посредственностью

Обновлено: 05.07.2024

Можно ли продиагностировать интеллект человека, не обращаясь за помощью к интеллектуальным тестам? Есть ли какие-то особые признаки, которые разделяют умников и не обремененных интеллектом людей? В этой статье мы собрали для вас самые неожиданные признаки высокого IQ (подтвержденные многочисленными научными исследованиями и экспериментами), которые легко обнаружить невооруженным глазом.

15 нестандартных признаков высокого интеллекта, о которых вы не догадывались


1. Повышенная тревожность

Интеллектуалы обладают подвижным умом и хорошим воображением, именно поэтому они склонны часами копаться в прошлом, размышляя о своих ошибках и жизненных неудачах. Такие люди постоянно ведут внутренний диалог, просчитывают все возможные варианты исхода событий – отсюда их обеспокоенность, негативизм и склонность к депрессиям. Чем спокойнее и жизнерадостнее человек, тем ниже его IQ, такой вот парадокс.

2. Доверчивость

Умных на фоне глупых выделяет не столько наивность, сколько умение доверять людям, полагаться на ближнего. Недавние исследования в области социальной психологии показали, что интеллектуалы чаще доверяют своим собеседникам. Впрочем, они также легко различают ложь и манипуляции, не давая себя в обиду.

3. Моногамия

Высокоинтеллектуальные мужчины лучше контролируют свое поведение и реже изменяют партнершам. Они способны ценить преимущества моногамных отношений, могут сублимировать избыточную сексуальную энергию в социально одобряемые сферы жизни – спорт, работу, творчество. Тогда как глупые люди идут на поводу у инстинктов, стараясь оставить после себя как можно больше потомства.

4. Любовь к кошкам

Исследования американских психологов выявили интересную закономерность: кошатники обладают независимыми чертами характера и широким кругом знаний, они быстрее справляются с когнитивными тестами, чем собачники. Зато последние могут похвастаться хорошими коммуникативными способностями и легким нравом.

6. Высокие доходы

Тесты на логику и эрудицию показали, что интеллектуалы чаще занимают хороший статус и прибыльную должность в обществе, чем глупые люди. Вообще, чем ниже когнитивные способности, тем больше у человека проблем с финансами и законом. Однако ученые пока не знают, в чем первопричина такого эффекта? То ли бедность приводит к умственной деградации, не давая развиваться. То ли скудный ум не позволяет человеку выйти за рамки привычного опыта.

7. Ненормативная лексика

Этот признак не означает, что умные люди чаще сквернословят, просто они виртуознее подходят к табуированным словам. Исследуя вербальные способности, ученые из США просили респондентов перечислить как можно больше слов на заданную букву, а потом выдать максимальное количество ругательств. Оказалось, два этих параметра связаны – чем внушительнее был словарный запас, тем больше ругательств озвучивал испытуемый.

8. Гипертрихоз

Вы удивитесь, но исследователь Айкаракуди Элиас доказал, что объем волос на теле мужчины прямо связан с его умственными способностями – чем их больше, тем выше уровень интеллекта индивида. Это наблюдение объясняет тот факт, почему люди с повышенной волосатостью чаще выбирают сложные технические специальности, обучаются медицине или инженерному делу, в отличие от мужчин с невыраженной волосатостью, которые выбирают низкоквалифицированный труд или гуманитарные науки.

9. Пониженная тяга к алкоголю

Интеллектуалы лучше контролируют свои потребности, поэтому реже впадают в зависимость от спиртного, предпочитая легкие напитки по типу вина или джина. Люди с IQ ниже среднестатистического прикладываются к бутылке чаще, страдая пагубными аддикциями – гиперсексуальностью, шопоголизмом, алкоголизмом, игроманией и т. д.

12. Стройность

Чем меньше жира в организме, чем больше приверженность человека к здоровым привычкам питания, тем лучшие результаты он показывает в вокабулярных тестах. Люди с большим количеством вредных привычек и выраженным лишним весом демонстрируют обратный эффект. Возможно, всему виной пресловутая неспособность к самоконтролю.

13. Светлая радужка глаз

Цвет глаз тоже коррелирует с интеллектом: респонденты со светло-голубыми и зелеными оттенками радужки лучше справляются с решением нестандартных ситуаций и графическими задачами на пространственное мышление, чем кареглазые участники экспериментов.

14. Сомнения в своих способностях

Глупые люди редко сомневаются в собственных интеллектуальных способностях, потому что не понимают масштаба своего невежества. Умники и умницы неосознанно занижают свою квалификацию и профессионализм благодаря способности к анализу и самокритике – они умеют видеть собственную ограниченность и ошибки. Этот эффект получил название когнитивного искажения Даннинга-Крюгера.

15. Любовь к одиночеству

Исторически так сложилось, что представители человеческой расы объединялись в группы ради выживания. Однако, по словам Сатоси Канадзавы, самые умные выбирают одиночество. Все потому, что они более самостоятельны и независимы, быстрее адаптируются к текущим реалиям и не боятся тишины. Малообщительность не мешает им быть счастливыми наедине со своими мыслями.

Эта философская высота берется Ковриным и монахом во время первой же беседы, которую я хочу процитировать:

Едва он вспомнил легенду и нарисовал в своем воображении то темное привидение, которое видел на ржаном поле, как из-за сосны, как раз напротив, вышел неслышно, без малейшего шороха, человек среднего роста с непорктытою седою головой, весь в темном и босой, похожий на нищего, и на его бледном, точно мертвом лице резко выделялись черные брови. Приветливо кивая головой, этот нищий или странник бесшумно подошел к скамье и сел, и Коврин узнал в нем черного монаха. Минуту оба смотрели друг на друга – Кврин с изумлением, а монах ласково и, как и тогда, немножко лукаво, с выражением себе на уме.

- Но ведь ты мираж, - проговорил Коврин. – Зачем же ты здесь и сидишь на одном месте? Это не вяжется с легендой.

- Это все равно, - ответил монах не сразу, тихим голосом, обращаясь к нему лицом. – Легенда, мираж и я – все это продукт твоего возбужденного воображения. Я – призрак.

- Значит, ты не существуешь? – спросил Коврин. – Я не знал, что мое воображение способно создавать такие феномены. Но что ты смотришь на меня с таким восторгом? Я тебе нравлюсь?

- Да. Ты один из тех немногих, которые по справедливости называются избранниками божиими. Ты служишь вечной правде. Твои мысли, намерения, твоя удивительная наука и вся твоя жизнь носят на себе божественную, небесную печать, так как посвящены они разумному и прекрасному, то есть тому, что вечно.

- Ты сказал; вечной правде… Но разве людям доступна и нужна вечная правда, если нет вечной жизни?

- Вечная жизнь есть, - сказал монах.

- Ты веришь в бессмертие людей?

- Да, конечно. Вас, люде, ожидает великая блестящая будущность. И чем больше на земле таких, как ты, тем скорее осуществится это будущее. Без вас, служителей высшему началу, живущих сознательно и свободно; развиваясь естественным порядком, оно долго бы еще ждало конца своей земной истории. Вы же на несколько тысяч лет раньше введете его в царство вечной правды – и в этом ваша высокая заслуга. Вы воплощаете собой благословение божие, которое почило на людях.
- А какая цель вечной жизни? – спросил Коврин.

- Как и всякой жизни – наслаждение. Истинное наслаждение в познании, а вечная жизнь представит бесчисленные и неисчерпаемые источники для познания, и в этом смысле сказано: в дому Отца Моего обители многи суть.

- Если бы ты знал, как приятно слушать тебя! – сказал Коврин, потирая от удовольствия руки.

- Но я знаю: когда ты уйдешь, меня будет беспокоить вопрос о твоей сущности. Ты призрак, галлюцинация. значит, я психически болен, ненормален?

- Хотя бы и так. Что смущаться? Ты болен, потому что работал через силу и утомился, а это значит, что свое здоровье ты принес в жертву идее и близко время, когда ты отдаешь ей и самую жизнь. Чего лучше? Это – то, к чему стремятся все вообще одаренные свыше благородные натуры.

- Если я знаю, что я психически болен, то могу ли я верить себе?

- А почему ты знаешь, что гениальные люди, которым верит весь свет, тоже не видели призраков? Говорят же теперь ученые, что гений сродни умопомешательству. Друг мой, здоровы и нормальны только заурядные, стадные люди. Соображения насчет нервного века, переутомления, вырождения и т.п. могут серьезно волновать только тех, кто цель жизни видит в настоящем, то есть стадных людей.

- Римляне говорили: mens sana in corpore sano (здоровый дух в здоровом теле (лат.)).

- Не все то правда, что говорили римляне или греки. Повышенное настроение, возбуждение, экстаз – все то, что отличает пророков, поэтов, мучеников за идею от обыкновенных людей, противно животной стороне человека, то есть его физическому здоровью. Повторяю: если хочешь быть здоров и нормален, иди в стадо.

- Странно, ты повторяешь то, что часто мне самому приходит в голову, - сказал Коврин. – Ты как будто подсмотрел и подслушал мои сокровенные мысли. Но давай говорить не обо мне. Что ты разумеешь под вечною правдой?

Монах не ответил. Коврин взглянул на него и не разглядел лица: черты его туманились и расплывались. Затем у монаха стали исчезать голова, руки; туловище его смещалось со скамьей и с вечерними сумерками, и он исчез совсем.

- Галлюцинация кончилась! – сказал Коврин и засмеялся. – А жаль.

Чехов, таким образом полемизируя с космистами, подводит нас к следующему выводу – если ты признаешь, что высший смысл существует, по-настоящему сознательная жизнь человечества еще впереди, и ты встаешь на путь построения такой жизни, так соответствуй выбранному пути. Пиши тексты не ради самолюбования, а ради пользы. Направь всю свою энергию в это русло, и полностью отдайся выбранному тобой пути. Без игры, серьезно, и не любуясь собой. Коврину был дан шанс исправится – он увидел несовершенность своей работы. Уверен, что если бы магистр философии приложил усилия и стал бы серьезно заниматься своей работой, то он не кончил бы так, как кончил. Чехов подводит нас именно к этой идее – больше активной деятельности и меньше рассуждений.

Кстати, прослушав аудиокнигу (слушали ее в машине), мы увидели упавшее на дорогу дерево. Мы не поленились и вылезли из машины, чтобы убрать дерево с дороги. Хотя мы могли проехать , рассуждая о высокой философии, как герой произведения. В голове звучала мысль – пока одни размышляют о высоких сферах, другие убирают деревья с дорог, производят цемент, добывают уголь, строят трактора, сеют и собирают урожай. Не хочу сказать, что важно только работать и неважно философствовать. Хочется, чтобы всего было в меру. Хочется гармонии.

При всем при этом я не хочу сказать, что стремление к физическому совершенству — это плохо. Это очень хорошо и полезно для здоровья, если не чрезмерно. Мало кто знает, какими издержками оборачиваются спортивные рекорды. Это ушибы, травмы, переломы Это боль, постоянные перегрузки, достойные лучшего применения. Многие спортсмены заканчивают свою карьеру инвалидами, другие — долго восстанавливаются, и не всем это удается. И чем тут восхищаться?

Когда Вы вынуждены поздно вечером возвращаться домой по плохо освещенной улице, кого Вы опасаетесь? Неужели человека, который, поравнявшись с Вами, скажет что-нибудь остроумное или задаст интересный вопрос? Нет, конечно, он скорее приободрит Вас, так как Вы интуитивно знаете, что его опасаться нечего. Скорее всего вы опасаетесь тех, кем восхищались, сидя у экранов своих телевизоров. Вы боитесь, что из темноты выскочит какой-нибудь качок или супермен с дубинкой и отделает так, что родная мама не узнает, или того хуже. Тогда в чем же дело? Зависть? Опасение попасть в неловкое положение? Или что-то еще?

По-моему, умных людей не опасаться надо, а выискивать, поощрять, воспитывать с детских лет. Общеизвестно, что большинство детей — гении. Посмотрите, с какой охотой и даже жадностью они осваивают новые знания, как умело их применяют! И к четырем-пяти годам это уже маленькие всезнайки, которые все знают, обо всем судят по-своему и всех учат. Откуда же тогда берется столько взрослых дураков? Почему они так отупели? И куда делись маленькие гении?

Не потому ли все это, что детей учат сначала ходить и говорить, а потом заставляют сидеть и молчать? А потом это продолжается и в школе, и в жизни. Кто из Вас не слышал таких наставлений:
— Ну ты и умник!
— Ты что, самый умный?
— Не умничай!
— Ты что, умнее всех?

Каждому ребенку от рождения даются способности и разум. Способности — это от природы, на генетическом уровне, это основа будущей профессии. Они даются каждому свои, от родителей. А вот разум дается всем! Это от Бога (или, если кому больше нравится, от всего человечества). И развитие его — на совести родителей. Развивайте разум своих детей сами, нет времени — найдите учителей (или наймите, кто может), запишите в кружки И поощряйте развитие разума у своих детей, хвалите их за это всячески.

Не случайно, если в школе заведется учитель, применяющий развивающие методики, тут и победы на олимпиадах, и отличные оценки. И дети, которые у них учатся, уже в жизни не пропадут, потому что они научились самостоятельно мыслить и применять свои знания.

Поэтому на вопрос, вынесенный в заголовок, я отвечаю: быть умным — это хорошо. И даже очень хорошо! А если правильно вести себя с окружающими, не выпячиваться, а помогать людям, никто Вас опасаться не будет.


Психология

Дело в том, что, когда человек умён, он становится очень хрупким в определённых отношениях. Это тип ума, который способен генерировать тысячи идей чуть ли не одновременно. Они рождаются, как вспышки: нестандартные, совершенно непохожие ни на что другое. Мозг умного человека буквально фонтанирует бесконечными рассуждениями и концепциями.

Как результат – разочарование и растерянность. Страдают не только взрослые, но и ещё совсем маленькие дети – более одарённые, чем их сверстники. Ведь никто и нигде не учит, как использовать этот сложный мозг, постоянно жаждущий информации и продуцирующий бесконечные идеи.

На самом деле, если у вас IQ более 180, то жизнь становится намного сложнее. Чего только стоит история жизни Уильяма Джеймса Сайдиса – эксцентричного вундеркинда, знаменитого в США в начале XX века. Он обладал необыкновенными математическими, лингвистическими и умственными способностями. На четвёртом году жизни Уильям прочёл Гомера в оригинале, к 8 годам – знал 8 языков, в 11 лет поступил в Гарвардский университет, который с отличием закончил в 16 лет и начал преподавать.

Кстати, в 1933-м Уильям пытался пойти на госслужбу, но занял 256-е место в списке. Зато, когда он проходил тест на уровень IQ в Нью-Йоркском институте проверки человеческих способностей, то показал беспрецедентный результат на уровне 250-300 баллов.

Сайдис время от времени писал книги (издавая их чаще всего под псевдонимом) и жил простой обыкновенной жизнью. Но однажды журналистам всё же удалось хитростью взять у него интервью и напечатать полную иронии статью о затворнике, бывшем вундеркинде. Сайдис был просто раздавлен… Он долго судился с ними, а в 46 лет умер от кровоизлияния в мозг в одиночестве (он так и не женился).

Вот так печально закончилась жизнь самого умного человека в мире…

Быть слишком умным – это парадоксальный подарок свыше

Тем временем одарённым детям, как правило, практически не приходится даже усердно трудиться, чтобы сдать экзамены или получить хорошую отметку в школе. В отличие от остальных, которым приходится корпеть над учебниками с утра до ночи. То есть – они могут учиться, почти не учась. И возникает новая проблема, о которой говорят психологи, педагоги и родители одарённых детей: таким ученикам не всегда удаётся реализовать свой громадный потенциал.

Начать с того, что нередко ученики с высоким IQ остаются незамеченными в школьной жизни. Часто они не получают высоких оценок, грамот и похвальных листов, не умеют заводить друзей. Они настолько поглощены собственным миром на своих последних партах в классе, что остаются практически невидимками.

Ум, который сложно контролировать

То, что ребёнок самый умный – вовсе не гарантирует, что он будет лучшим учеником в классе и отличником. И причина этого – многогранна.

Во-вторых, такие дети не умеют контролировать свой фонтанирующий ум. Поэтому часто их речь выглядит бессвязной и непонятной для окружающих. Нередко, отвечая на простой вопрос на экзамене, они начинают очень интересно рассуждать, размышлять, делать выводы – но при этом так и не отвечают на поставленный вопрос.

Эмоциональные катаклизмы

Для них даже обыкновенный просмотр вечерних новостей – необыкновенное приключение для ума. Слушая ведущего, они одновременно чувствуют и непонимание, и гнев, и скептицизм, и разочарование.

Эмоции просто накрывают их с головой. Они не способны контролировать влияние событий, которые для большинства людей проходят незамеченными. И не потому, что им для этого не хватает знаний или ума, а совсем наоборот – из-за их избытка.

Такие вещи, как ложь или притворство – просто обескураживают умных людей. Точно так же, как и социальное неравенство и войны. Им невыносимо осознавать, что в мире невозможно достигнуть высоких идеалов.

Одиночество очень умных людей

Существует устойчивый миф о том, что умные люди, как правило, очень холодны и надменны. Это неправда! Их способность к эмпатии – просто огромна. Поэтому они предпочитают одиночество и изоляцию, чтобы не страдать.

Нередко они боятся сблизиться именно по той же причине: чтобы не привязаться к кому-то слишком сильно, причинив новую порцию боли.

Умные люди могут быть счастливыми

Возможно, вы уже решили, что быть очень умным – это вечный хаос и страдания. Но это не правда. Давайте немного поразмышляем.

Существует ещё один момент, о котором предупреждает ВОЗ: высокий IQ сам по себе – ещё не повод диагностировать одарённость. Ведь интеллект нельзя рассматривать в отрыве от эмоций, гиперчувствительности, гиперэмоциональности, гиперстимуляции, без особенностей и скорости мышления…

Поэтому роль родителей, педагогов и психологов состоит в том, чтобы предлагать таким детям соответствующие стратегии для того, чтобы те обрели баланс и гармонию. Стратегии раскрыть свой потенциал, и, соответственно, обрести счастье.

Новое видео:

Читайте также: