Иван великопольский студент духовной академии сын дьячка сочинение егэ

Обновлено: 30.06.2024

В рассказе А. Чехова говорится словами главного героя:

Разберем части текста, опираясь на наше знание евангельских сюжетов и символов.

А.П. Чехов. "Студент":

«Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело . Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Тяга – охота на птицу вальдшнеп (на вальдшнепа охотятся весной, на тяге – на утренней и на вечерней заре). Его выстрел нарушил весеннюю тихую хорошую погоду. Почему?

2. События происходят в страстную пятницу - что это значит?

Почему студент стрелял по птице в страстную пятницу? Охота в этот день запрещена.

Почему автор описывает весну не по-весеннему? Где ещё мы встречаем подобное описание? Описание болота, где что-то жалобно гудит, описание холода, пустыни мы встречаем в Библии:

Что означает такой прием автора? Что он этим описанием хотел сказать? Иван говорит, что холод нарушил порядок. Может порядок нарушил Иван, стреляя в птицу в страстную пятницу? Научится ли Иван искать проблемы в себе?

Иван – студент духовной семинарии, в страстную пятницу убивал живое существо – птиц из-за голода. Может, из-за осознания его поступка у него было плохое настроение? И как следствие – накануне пасхи запахло опять зимой, потянуло с болота, на землю легла тьма (как наказание египетское): наступил вечер, похожий на тот, когда арестовали Христа. Видимо, именно это совпадение – канун пасхи, холод, вечер – напомнило Ивану Великопольскому момент отречения апостола Петра.

А.П. Чехов. "Студент":

«И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре , и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой .

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

3. Зачем называются исторические деятели - Рюрик, Иван Грозный, Петр I?

  • Рюрик – язычник;
  • Иван Грозный виновен в смерти митрополита Филиппа, который пытался остановить Ивана Грозного в жестокости;
  • ПетрI отменил патриаршество на Руси и ввел управление церкви на протестантский манер, ввел государственное управление в церкви, что считалось у православным большим грехом.

Какую притчу мы знаем о человеке, который не хотел идти домой? (Притча о блудном сыне) . Что этот образ нам говорит об Иване?

4. Образ женщин в рассказе. Какие две женщины встречались нам в Евангелии?

Мария и Марфа. Мария как образ духовности, Марфа как символ материальной жизни.

Что мы знаем о Василисе? О Лукерье?

Текст А. Чехова:

В Евангелии встречаются также жены-мироносицы. Как эти образы помогают нам понять замысел автора? Зачем автор использует образы двух этих женщин? (Жёны-мироносицы - женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела. Христос после воскрешения повелел им сообщить о его воскресении всем ученикам. Им нельзя было дотрагиваться до Христа. ).

Галерея Academia-nadezhda "Жены - мироносицы":

Две женщины – это образы Марфы – женщины, живущей материальной жизнью (Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно), и Марии, которая предпочла духовные беседы Христа (Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё);

Жены-мироносицы первыми узнали и увидели Воскресение Христа, они несут ученикам весть о воскрешении Христа.

5. Образ блудного сына, который не хочет идти домой

Иван, как и блудный сын, даже не смотря на то, что он студент духовной академии, живет материальной жизнью (в первой части рассказа), видит историю Руси только через нищету, соломенные крыши, холод, голод.

Женщины помогают увидеть Ивану другой мир – духовный, помогают понять ему, для какой жизни он явился на свет.

Галерея Academia-nadezhda "Апостол Петр"

А.П. Чехов. "Студент":

Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед. Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били.

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

6. Образ 12 апостолов

Почему Василиса заплакала? ( параллель слёз Василисы со слезами апостола Петра).

Текст А. Чехова:

Иван оступился, в первой части рассказа он поступал не как ученик Христа – студент духовной семинарии, а как блудный сын, который не хотел идти домой, охотился в страстную пятницу. Он даже напоминает семинаристов, ушедших в революцию в это время.

Василиса плакала как Петр – это сравнение наводит на мысль, что она предала свою дочь, может быть, насильно выдала ее замуж за жестокого мужа, который бил Лукерью? Наверно, это предательство близкого человека – матери – переживала Лукерья?

Но совместное переживание поступка Петра сблизило их всех, очистило Ивана, наставило на путь духовный, сделало его настоящим священником.

«Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение.

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок , и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра .

И радость вдруг заволновалась в его душе , и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

Как понять мысли студента о том, что то, «что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему:

Иван увидел оба конца цепи – что за цепь увидел герой рассказа?

Прочитаем еще раз фразу из рассказа и соединим ее с содержанием службы 12 Евангелий. Как теперь вы понимаете это упоминание этапов русской истории?

6. Почему в рассказе А. Чехов говорит именно о поступке Петра?

Пётр отрекся трижды в страхе, что его тоже арестуют, а услышав, как пропел петух, он вспомнил слова своего Учителя и горько раскаялся (преодолел слабость и вернулся на путь духовный). Иуда предал Христа – в чем разница?

Чье раскаяние мы знаем в Евангелии еще? – Мария Магдалина – одна из жён-мироносец.

(1) Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шёл всё время заливным лугом по тропинке. (2) У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. (3) Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо. (4) Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. (5) Только на вдовьих огородах около реки светился огонь… (6) Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял… (7) И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта, — все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше. (8) И ему не хотелось домой.

(9) Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. (10) Костёр горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю.

(11) — Вот вам и зима пришла назад, — сказал студент, подходя к костру.

(12) Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

(13) — Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, — сказал студент, протягивая к огню руки. — (14) Значит, и тогда было холодно. (15) Ах, какая то была страшная ночь, бабушка!

(16) Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил: Небось, была на двенадцати евангелиях?

(17) — Была, — ответила Василиса.

(32) Студент вздохнул и задумался. (33) Василиса вдруг всхлипнула, слёзы, крупные, изобильные, потекли у неё по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слёз, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у неё стало тяжёлым, напряжённым, как у человека, который сдерживает сильную боль.

(34) Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошёл дальше.

(35) Теперь студент думал: если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, о чём он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему — к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям.

(36) И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. (37) Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. (38) И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

(39) А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. (40) И чувство молодости, здоровья, силы, и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Чехов Антон Павлович (1860 — 1904) — русский писатель, драматург, общепризнанный классик мировой литературы.

Взаимосвязано ли прошлое с настоящим? Над этим вопросом задумывается автор предложенного для анализа текста А.П. Чехов.

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 5 из 5 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 1 из 1 К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
  • 1 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 1 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 3 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 1 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 0 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 19 из 24

В це­лом со­чи­не­ние непло­хое. Не за­бы­вай­те о том, что те­ма и про­бле­ма – раз­лич­ные по­ня­тия. Те­ма – это то, о чём идёт речь в тек­сте. Про­бле­ма – пред­мет об­суж­де­ния, во­прос, над ко­то­рым рас­суж­да­ет ав­тор. По­жа­луй­ста, про­ана­ли­зи­руй­те ошиб­ки. Успе­хов!

История создания

Жанр, направление

Композиция

Начинается рассказ описанием природы. Радостное весеннее настроение сменяется тоской и тревогой, вызванной холодным ветром. Студент Иван Великопольский, возвращаясь домой, замечает костёр. Здесь происходит завязка действия. Кульминацией становится момент душевного просветления главного героя, когда заплакала Василиса. Этот эпизод абсолютно меняет состояние и настроение действующего лица, после чего Иван уже с совершенно другими мыслями отправляется домой.

Холодным вечером страстной пятницы Иван Великопольский возвращается домой после охоты на вальдшнепов. Он полон печальных размышлений и не видит никакой перспективы в своей жизни. Когда студент подходит к вдовьим огородам, он замечает костёр и самих хозяек – Василису и её дочь Лукерью.

Иван рассказывает женщинам историю о Петре, известную всем из Библии. Это повествование находит отклик в душах слушательниц. Продолжая свой путь, студент размышляет над их реакцией. Главный герой понимает, что все события в истории взаимосвязаны. Этот вывод воодушевляет Ивана, наполняет его жизнь смыслом.

Главные герои и их характеристика

Главный герой произведения – Иван Великопольский, студент духовной академии. Юноша происходит из духовного сословия – сын дьячка, — что говорит о бедности его семьи. Надеяться на перемены к лучшему ему не приходится, потому он впадает в отчаяние. До беседы с вдовами трудно сказать, что Иван счастлив посвятить себя праведной жизни и служению Богу. Великий пост, который особенно строг на страстной неделе, для бедного студента — лишь оправдание голода, связанного с материальным положением семьи. Библия становится для молодого человека текстом, который он должен хорошо знать и уметь интерпретировать.

Слушательницы героя, Лукерья и Василиса, — простые малообразованные женщины. Казалось бы, что они понимают в непростом тексте Евангелия? Но именно их эмоциональная реакция на библейскую историю заставляет Ивана по-другому взглянуть на мир.

Проблемы

В тексте раскрывается несколько взаимосвязанных проблем. Например, проблема бедности. Она представлена в двух ипостасях. Во-первых, бедность материальная. Семья Великопольских и рада бы провести Великую пятницу в церкви, но нужда препятствует этому. Отец болен, мать должна одна вести хозяйство, очевидно, охота для Ивана тоже больше, чем развлечение. Во-вторых, малодушие. Оно направляет читателя к другой проблеме – отчаяния. Иван теряет надежду на лучшее, не желает вернуться домой. Если такая разруха существует со времён Рюрика, то, что может изменить жизнь теперь?

Главная мысль

Рассказ учит верить и надеяться на спасение. Идея Чехова заключалась в том, чтобы читатель обрёл просветление через его текст так же, как Иван Великопольский через библейскую историю о Петре.

В рассказе Антона Павловича Чехова Иван Великопольский показан самым обычным бедным студентом духовной академии, он сын дьячка. Ему всего лишь 22 года, поэтому становится вполне понятен тот образ мыслей, который присущ данному персонажу.

В самом начале рассказа автор описывает больше не главного героя, а окружающий его мир. Природа представляется во всей своей красе: днем греет солнце, поют птицы, пахнет весной и обновлением. Но с наступлением вечера все вокруг затихает, становится зябко. Будто зима не наигралась за долгие месяцы с живыми существами, поэтому решила вернуться и напомнить напоследок о себе.

Пронизывающий ветер, морозец, щиплющий пальцы и щеки студента наталкивают его на мрачные мысли о мраке, чувстве безысходности и потери. Иван углубляется в философию, рассуждая, что также когда-то страдали от капризов природы цари и обычные люди.

А еще ему очень не хотелось домой. Он был голоден, как и большинство студентов во все времена. А дома его не ожидали сытный ужин и теплая постель. Встретят его только занятая хозяйством мать да больной отец. Страстная пятница предполагала, что в этот день ничего нельзя варить, поэтому Великопольскому суждено было лечь спать с пустым желудком.

На своем пути Иван встречает двух деревенских женщин. По тому разговору, который он ведет, можно понять, что человек он очень образованный и начитанный. Молодой человек решил немного передохнуть и погреться у костра. Эта ситуация наталкивает его вспомнить сюжет из Нового Завета. Он долго и подробно описывает переживания апостола Петра, который, также как сам студент и его собеседники, тысячи лет назад грел руки у пламени.

От героя не могут укрыться переживания деревенских женщин. Его рассказ очень сильно всколыхнул их чувства – так красочно он представил переживания ученика Христа. Одна из них искренне заплакала, другая сильно смутилась. Собеседницы были очень печальны и несчастны, а повествование помогло показать истинные чувства, которые они скрывали ото всех.

Об этом думал Иван Великопольский, продолжая вскоре свой путь. Как и любой молодой человек, он видел несправедливость этого мира, людские страдания и невозможность что-либо изменить. Но вскоре его мысли пошли по совершенно иному пути. Студент внезапно для себя осознал – все люди связаны между собой, несмотря на сотни лет, отделяющие их друг от друга. В душе у него зажглась радость. Он почувствовал себя частью чего-то большего, необходимого и важного. Я считаю, что в будущем такие мысли будут помогать ему жить и продолжать двигаться вперед.

Читайте также: