Сочинение чему учит повесть

Обновлено: 05.07.2024

Все молодые люди рано или поздно встают перед выбором: им приходится выбирать свой жизненный путь, профессию, отношение к людям и миру в целом. Вокруг каждого из нас огромный и великолепный мир и если выбрать неверный путь, то можно испортить себе всю дальнейшую жизнь.

Он никогда не видел солнца, красоту природы, лиц матери и отца, и подруги детства Эвелины, н он старался познавать этот мир через звуки и, в частности, звуки музыки.

Совершенно изменилось его отношение к миру и людям после встречи с братьями Супруненко. Он узнал, что есть иной мир, мятежный и бурлящий идеями, мечтающий изменить жизнь всех людей к лучшему. Но тут же молодой человек понял, что эта волна, этот новый, но чуждый мир проходит мимо него, ведь он слеп и нуждается в постоянной заботе, поэтому не может служить идеям свободного мира.

После этой встречи Петра охватили сомнения, он почувствовал свою ущербность, ненужность.

После встречи со слепыми и обозленными на весь мир из-за своего недуга звонарями, Петр начал думать, что ненависть, злоба и агрессия- естественное состояние человека, лишенного зрения, а значит, не такого, как все иные люди.

Но изменило мнение юноши знакомство с легендой о слепом бандуристе Юрко, который отправлялся в походы с атаманом Игнатом Карым. Эту историю молодому человеку рассказал один из братьев Супруненко. И тогда Петр понял, что есть и другой путь - путь добра и любви к людям, милосердия и взаимопомощи. И главное, что понял молодой человек, что этот выбор зависит только от самого человека, только сам можешь выбрать свой путь и пытаться всеми силами не свернуть с раз и навсегда избранной дороги.

И Петр выбирает трудный путь самопознания и самоопределения. Он отказывается от тепличного существования слепца, которому требуется постоянная опека и забота, его не устраивает тепличное прозябание в недрах своей семьи. Он решил добиваться признания, как музыкант и как знаток народного творчества. Но познакомившись ближе с песнями своего народа, Петр стал лучше понимать и чаяния, и беды простых людей. Петр понял, что настоящее счастье – это жизнь, наполненная смыслом, радостью творчества, он хоте напоминать счастливым и богатым о несчастных людях, которые нуждаются в помощи.

Повесть В.Г. Короленко учит нас тому, что не стоит бояться трудностей, что жизнь все расставит по своим местам, трудности все преодолимы, а главное - это воля и решимость человека, который в любом состоянии может и должен найти себя и свое предназначение.

Писатель мечтал, чтобы в России было много людей с сильным характером и твердой волей, которые никогда не свернут с избранного пути. Он знал, что подобные люди смогут изменить будущее страны и построить новое государство, в котором все граждане будут равны и равно счастливы.


Несмотря на это, уже с первой главы становится понятно, что повести, написанной в далеком 1881 году, есть чему научить читателей и сейчас.

Любовь к родине

Тонкой красной нитью через все произведение автор прописал тему любви к своей родине. Это видно и в намерениях Платова доказать государю, что русские умельцы ничуть не хуже заграничных, и в неуемном желании тульского мастера Левши поскорее вернуться из заграничной поездки домой, где все такое родное и знакомое.

Отказавшись от выгодных предложений, суливших почет и достойное вознаграждение за труд, с нетерпением смотрит кузнец в сторону родного края, уплывая на корабле из Англии, а мысли его заняты знанием о том, как надо чистить ружье (это он разузнал у английских мастеров).

Такой навык, как считал Левша, поможет бойцам родной страны сократить потери на войне. Именно с этим знанием и умер герой, не успев донести его до государя.

Трудолюбие и преданность своему делу

Доброта и скромность

Доброта и скромность простого тульского работяги подкупают, заставляют ему симпатизировать и сопереживать, наблюдая на протяжении истории за несправедливым к нему отношением окружающих людей.

Социальное неравенство

Социальная разобщенность, невежественное отношение к тем, кто ниже по статусу, — тема, которой касались многие писатели в своем творчестве. Затронул ее и Лесков в рассказе, проводя параллель между английскими и русскими мастерами:

  1. Глазами Левши автор с удивлением рассматривает и анализирует условия работы кузнецов английского завода: они всегда сыты, одеты, арифметике обучены.
  2. Тульские труженики — люди бедные, работают при тусклом свете маленькой лампадки, а из грамоты у них только Псалтырь и Полусонник.

Обходительность, с которой отнеслись к англичанину, резко контрастирует с нечеловеческими испытаниями, выпавшими на долю Левши. Они и привели его к смерти.

Доброжелательное отношение к людям

Уважать труд и ценить каждого человека, быть великодушным, добрым, милосердным — то, что хотел сказать автор читателям, описывая историю скромного кузнеца.

Чему учит повесть

­Чему учит повесть

Главные качества Оксаны избалованность, гордость, красота, самолюбие и способность осознавать свои ошибки. Именно это последнее качество помогло ей обрести и не потерять надежного спутника жизни. Несмотря на то, что в начале повести она ведет себя как капризный и избалованный ребенок, позавидовавший черевичкам подруги, в конце произведения Оксана осознает свои ошибки и исправляется.

На мой взгляд, Гоголь написал эту историю именно про Рождественскую ночь, потому что в это время на всей земле происходят чудеса. Так и в его произведении люди преображаются, зло отступает. Почти каждое произведение этого писателя сопровождается мыслью о победе высоких нравственных качеств и благородных стремлений.

см. также: Краткое содержание Ночь перед Рождеством, Гоголь Краткая биография Николая Гоголя

Роль в русской литературе

Оно затрагивает немало острых вопросов, актуальных во все времена, и дает ценные уроки жизни на примере образа простого и талантливого кузнеца, его скромной жизни и несправедливой смерти.

Доброта

Развитие литературы

На уроках литературы дети знакомятся со многими художественными произведениями, различными формами и стилями написания. Изучение литературы происходит постепенно. Сначала дети изучают мифы и сказки, затем знакомятся с понятием древнерусская литература и постепенно переходят от неё к русской литературе XIX-XX веков.

Сочинение про Книги

В современном мире, таком быстром и вечно меняющемся, каждому человеку приходится подстраиваться под этот бешеный ритм, задаваемый постоянным развитием. Время не стоит на месте и движется только вперёд. Как не стоят на месте и технологии, упрощающие жизнь человеку и дающие возможность сделать, найти, приобрести что-то в кратчайшие сроки. Но иногда хочется остановиться и отдохнуть от всей этой суеты. Отвлечься и побыть наедине со своими мыслями. Есть множество способов для духовного отдыха и одним и самых прекрасных считается книга.

Книга – самый главный источник знаний во все времена. Ещё в древности люди олицетворяли её с чем-то священно-важным и незаменимым для мыслящего человека. С первым появлением различных табличек, деревяшек, исписанных какими-либо датами и событиями, люди начинали развивать свой мозг. Любой уважающий себя человек обязан был прочитать хотя бы одну книгу за всю свою жизнь.

Каждая книга по-своему уникальна и важна и выполняет свою определённую миссию. Художественная литература открывает своим читателям двери в мир повестей, романов, рассказов. Она помогает сформировать вкусы и взгляды, помогает лучше разбираться в себе и своих чувствах. Книги этого жанра олицетворяют целую вселенную судеб и жизней как вымышленных, так и существовавших героев, помогают провести параллель между плохими и хорошими поступками персонажей, оценить их поведение.

Подводя итог, можно сказать, что роль книги в жизни человека просто огромная и вряд ли когда-то может быть переоценена. К сожалению, с развитием Интернета, печатные издания постепенно вытесняются, на смену романтичному шелесту бумажных страниц приходит холодный свет от экрана смартфона или монитора компьютера. Но как бы то ни было, такие перемены приносят за собой удобства носить любимое произведение с собой, даже не покупая его.

Книга всегда была, есть и будет незаменимым источником знаний. Чтение книг это как будто личный разговор с их авторами, способный буквально с первых страниц унести своего читателя в мир прекрасного и неповторимого.

Другие темы: ← Какие качества раскрывает в человеке любовь↑ 11 классЧтение →

Жизнь главного героя

Если говорить современным языком, то основная обязанность станционного смотрителя — дорожный сервис. Работник должен был предоставлять лошадей и кибитки по требованию проезжающих, также обеспечивал путников едой и ночлегом.

Жизнь смотрителя была нелегкой, так как на этом человеке вымещали зло постояльцы из-за своей усталости, старались унизить, бравируя чинами и толстым кошельком. Круглые сутки Вырин должен был организовывать передвижение. В ответ на свой труд этот человек слышал только:

  • упреки;
  • ругательства;
  • проклятья;
  • недовольства.

Он смиренно сносил выходки путников, никогда не вступал в конфликты, терпел, не требовал уважения к своему труду. За работу получал небольшие деньги, жил очень скромно.

Самсон Вырин и Дуня

Тем, кто заставлял существовать в этом мире поистине доброго человека, была его дочка. Она помогала отцу, заботилась о порядке в доме, сделала их бедное жилище уютным и приятным. Дуня — отрада своего родителя. Она была вежливой, радушной и веселой. Ее присутствие вносило теплую, положительную энергию в дом. Девушка порой смягчала нападки постояльцев на отца.

  1. Доброжелательство.
  2. Благосклонность высшего лица.

Первое понятие указывает на характер Дуни. Во втором отражена судьбоносная встреча с Минским, которая изменила ее жизнь кардинально.

Прочитав повесть, можно узнать, что Дуню обольстил проезжавший мимо офицер и увез с собой в Петербург. Девушке понравился Минской, она полюбила его и поэтому согласилась на побег. Из-за сильных чувств, овладевших ею, Дуня не подумала, что своим решением доставит огромную боль отцу, который в ней души не чаял.

Убитый горем родитель, искренне переживающий за судьбу единственной дочери, так и не смог объясниться с ней, потому что Минской, словно котенка, выкинул старика за дверь. Со стороны офицера это жестоко, даже аморально. А Дуня в этих сценах повела себя трусливо, пассивно, допустила еще большее унижение отца. Самсон Вырин не смог стерпеть переживаний, которые раздирали его душу и сердце, вот почему он спился и умер. Мужчина, вырастивший один дочку, искренне любивший свое дитя, оказался ненужным и преданным.

Значение имени

Возвращаясь к личности главного героя повести, стоит заметить, что зовут станционного смотрителя так не случайно. Это своего рода подсказка читателю, какой человек изображен автором.

История о Самсоне и Далиле

Во-вторых, можно заметить отсылку автора к библейской истории о Самсоне и Далиле. Сила героя заключена в волосах, эта способность помогает ему творить невероятные подвиги. Как только Далила совершает подлость и остригает Самсона, он теряет превосходство. В повести А. С. Пушкина станционный смотритель буквально дышит своей дочерью, живет ради нее, терпит все невзгоды. Как только он лишается ее, теряет смысл существования.

  • чистота;
  • верность;
  • смиренность.

Такими были черты характера Самсона Вырина. Еще, как известно, жаворонками называют людей, которые рано встают. Герой повести трудится круглые сутки, обеспечивая передвижение между станциями.

О чем заставляет задуматься повесть: нужно уважать труд каждого человека; любая профессия необходима для нормального функционирования всей системы. Если работа является низкооплачиваемой, мало востребованной, это не значит, что без нее вполне можно обойтись.

Для того чтобы были чистыми и уютными участки около домов, нужны дворники. Следить за тем, чтобы никто не проник в школы, больницы, магазины, должен сторож. Без помощи слесаря сантехника в квартире придет в негодность. Поможет найти необходимую, редкую книгу для дипломной работы библиотекарь. Этот список можно продолжать бесконечно. Труд каждого человека по-своему сложен. Все профессии важны для общества, иначе система даст сбой, если в ней пропадет или сломается какой-то винтик.

Важно отношение людей друг к другу

Воспитание человека проявляется в его социальном поведении. Важно отношение людей друг к другу. Если кто-то успешен, занимает видную должность в прибыльной компании, это не дает ему права унижать других людей, кичась своей профессией и хвастаясь уровнем заработной платы. Нельзя оценивать кого-то только по записи в его трудовой книжке, а также считать, много или мало денег он получает, работая, например, охранником в продуктовом магазине.

По-настоящему воспитанный, морально зрелый человек одинаково уважителен и к людям, занимающим высокий пост, и к дворнику, который каждое утро наводит порядок около его дома. Ценностные установки проявляются в манере общения с теми, кто взамен не может ничего противопоставить, а порой и ответить. Почтение к чужому труду — мерило нравственности человека.

Следующим моральным нравоучением является уважение к близким людям, трепетное отношение к их переживаниям и тревогам. Дети должны беречь своих родителей, заботиться о них и проявлять любовь к старикам. Каждый человек, имеющий ребенка, желает ему счастья, поэтому много трудится, забывает о личных желаниях ради своего чада. Как же больно и обидно бывает родителям, когда подросшие сын или дочь, заведя собственную семью, забывают о тех, кто воспитал их.

Дуня и Минский

Безусловно, у Дуни есть право на личное счастье, но при этом не должен страдать отец. Необязательно было убегать тайно с любимым и скрываться. В ее новой жизни вполне нашлось бы место и родителю. Не случилось бы трагедии, если бы девушка откровенно поговорила с отцом, наладила бы отношения. Вырин простил бы и понял дочь.

Часто осознание тяжести своего поступка приходит к человеку далеко не сразу, а через какой-то период времени. К сожалению, иногда бывает слишком поздно. Так случилось и с Дуней. Когда совесть в ней проснулась и стала требовать успокоения, оказалось, что просить прощения уже не у кого: отец умер, не справившись с горем разлуки с дочерью.

Писатель говорит своему читателю, что необходимо ценить время, проведенное с родными людьми, ведь семья — это самое главное в жизни. Если вдруг человек обидел, задел кого-то из своих близких словом или поступком, стоит набраться мужества и извиниться. В этом случае гордость или стыд могут привести к множеству бед.

Противопоставление с библейской историей

Судьба Дуни перекликается с притчей о блудном сыне. Не зря сцены с этим сюжетом запечатлены на картинах, которые висят в доме смотрителя. Что общего и что различного между повестью А. С. Пушкина и библейской историей?

Дуня покинула отца и осталась с гусаром

Дуня, как и блудный сын из притчи, покидает своего отца. Герой истории уходит в поисках новой жизни, но проводит время греховно, аморально. Стоит отметить: совместный быт Дуни с Минским изначально порицаем обществом, так как влюбленные не состояли в браке. Самсон Вырин переживает, что дочь стала содержанкой богача, честь ее будет опозорена, а судьба сломанной.

В отличие от Дуни блудный сын вовремя одумался и вернулся в отчий дом, в котором отец всегда ждал его. Молодой человек искренне раскаялся и был прощен. Так могла бы закончиться история повести, если бы Дуня повела себя активнее и сознательнее.

Следует обратить внимание и на еще один момент, Самсон Вырин не принял решения дочери, не смог смириться с тем, что она счастлива именно с этим человеком.

Здесь следует говорить об определенном эгоизме. Дуня не могла быть всегда рядом с отцом, рано или поздно ее нужно было отпустить от себя в самостоятельное плавание.

 Самсон Вырин

К такому Самсон Вырин оказался не готов. Он сконцентрировался на своем личном горе, утонул в переживаниях. Смотритель не смог признать и понять, что дочка действительно счастлива, она любима. Как бы ни было сложно и больно отпускать ребенка в собственную жизнь, это необходимо. Дочка выросла, ей нужна семья: муж и дети. Наверно, если бы Вырин увидел и положительную сторону этой истории, не случилось бы трагедии.

Таким образом, повесть А. С. Пушкина заставляет задуматься над тем, что необходимо ценить свою семью, родных людей. Важно с уважением, бережно относиться друг к другу. Действительно, семья — это высшая ценность, никого роднее в мире у человека не будет.

Поэтому необходимо наслаждаться каждой минутой, проведенной вместе. А если же произошла какая-то ссора, то самым правильным решением будет вовремя найти компромисс, помириться. Это убережет близких людей от душевных терзаний и мук.

Чему учит повесть Гоголя

Главным героем повести является дед дьячка. Его образ — очень яркий и запоминающийся. Рассказы­вая нам историю, которая произошла с дедом, дья­чок пытается передать нам все подробности, и от это­го повествование становится более достоверным.

Вся повесть написана очень ярко и красочно. Иногда кажется, что сам находишься среди слушателей дьяч­ка, ведь повествование прерывается его комментари­ями. Из речи рассказчика становится ясно, что сам он уже постарел. Но дьячок, как и дед, в душе остаётся таким же молодым, интересным и необычным чело­веком.


Пример сочинения 2

Фабула данной повести основана на фольклорном творчестве. Гоголь с раннего детства был отлично с ним знаком. Сказания и легенды о местах, что кем-то прокляты, кладах, сокровищах стали основой для сочинения мифов разных народов. Славянские легенды повествуют, что поиск золота надо начинать на кладбище. То самое захоронение показывала свеча, что неожиданным пламенем вспыхивала. Также элемент превращения богатства, полученного нечестным путем, является традицией для фольклора славян.

Главным героем является дед Максим, которого Николай Васильевич Гоголь описывает с теплотой и добрыми нотками иронии. Он является живым, рукастым, веселым и временами любит чуток похвастаться, отлично пляшет и не боится ни бога, ни сатаны. Дед любил слушать чумовские рассказы. Он ругает своих внуков, хотя любит их по-настоящему.

Актуальное место произведения – это заколдованное место. Сегодня его бы назвали паранормальными зонами. Он его замечает тогда, когда танцует. Резко перестает плясать. Начинают происходить непонятные явления. Все думают, что дело в нечистой силе.

Чему учит сказка Гоголя: Дед извлек огромный урок, что не стоит пытаться получить богатство, не прилагая никаких усилий.

Пример сочинения + краткое содержание

Услышав смех, дед оглянулся и понял, что нечистая сила сыграла с ним злую шутку и перенесла на самый конец села, в огород попа. Заметив зажженную свечку подле могилки, Максим смекнул, что там, должно быть, зарыт клад. Он отметил место большой веткой дерева и отправился домой. На следующий день старик пришел сюда с лопатой, но так и не нашел заветное место, как ни старался. Нечистая сила водила его кругами, а после начался сильный дождь.

Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги. Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался. Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад. Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы. Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой. Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.

Повесть "Заколдованное место" учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

Сказка Гоголя увлекает с первой минуты самобытным народным сюжетом, неожиданными поворотами и мистической составляющей. Главная мысль повести проста: богатство, полученное от нечистой силы, не принесет ничего хорошего.

Читайте также: