Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Задание 15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес от молодого зимнего сна.

2) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

3) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

4) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

5) В лукавом и озорном необыкновенно лиричном и звонком голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

В этом задании нужно поставить запятые в сложном предложении или при однородных членах предложения.

1. Определим количество грамматических основ в данных предложениях: простое предложение или сложное.

1) Весь январь деревья спали и холодное солнце не могло пробудить лес от молодого зимнего сна. – Сложное предложение.

2) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях. – Простое предложение.

3) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей. – Простое предложение.

4) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных. – Простое предложение.

5) В лукавом и озорном необыкновенно лиричном и звонком голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси. – Простое предложение.

2. Определим постановку запятых в сложном предложении. Правило: запятая на границе частей сложного предложения ставится в случае, если простые предложения не имеют общий второстепенный член.

3. Определим постановку запятых в простых предложениях. Правило: одна запятая ставится перед вторым однородным членом при отсутствии союзов, перед одиночным противительным союзом или перед второй часть сложного союза (как … так и и т.д.).

3) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей. – Две пары однородных членов, в каждой паре однородные члены связаны союзом и. Запятые не нужны.

4) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей (,) смелых и неукротимых (,) спокойных и решительных. – Однородные члены соединены парами с союзом и, между этими парами ставится запятая. Две запятые.

5) В лукавом и озорном (,) необыкновенно лиричном и звонком голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси. – Однородные члены соединены парами с союзом и, между этими парами ставится запятая. Одна запятая.

Слово—выражение мысли и можетъ служить соединению и разделению людей; поэтому нужно съ осторожностью обращаться съ нимъ.

I.
Слово—дело великое.

1.
Словомъ можно соединить людей, словомъ можно разъединить ихъ; словомъ можно служить любви, словомъ же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяетъ людей или служить вражде и ненависти.

2.
Слово — выражение мысли, мысль — проявление Божеской силы, и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражаетъ. Оно можетъ быть безразлично, но не можетъ и не должно быть выражениемъ зла.

4.
Время проходить, но сказанное слово остается.

5.
Если имеешь время подумать, прежде чемъ начинать говорить, то подумай, стоитъ ли, нужно ли говорить, не можетъ ли повредить кому-нибудь то, что ты хочешь сказать. И большей частью бываетъ такъ, что если подумаешь, то и не начнешь говорить.

7.
После долгаго разговора постарайся вспомнить все то, о чемъ было говорено, и ты удивишься, какъ пусто и ненужно и часто дурно было все говоренное.

8.
Слушай, будь внимателенъ, но говори мало.
Никогда не говори, если тебя не спрашиваютъ, но если тебя спрашиваютъ, отвечай тотчасъ же и коротко, и не стыдись, если ты долженъ признаться, что не знаешь того, о чемъ тебя спрашиваютъ. С у ф и.

9.
Если хочешь быть умнымъ, научись разумно спрашивать,внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать. Л а ф а т е р ъ.

10.
Не хвали, не осуждай другихъ и не спорь.

11.
Слушай речи ученаго человека со вниманиемъ, хотя бы дела его не соответствовали его учению. Человекъ долженъ поучаться, хотя бы поучение было написано на стене. С а а д и.

12.
Есть очень хорошие три короткие слова: я не знаю. Приучай свой языкъ почаще говорить ихъ.
В о с т о ч н а я м у д р о с т ь.

14.
Съ чемъ сравнить языкъ въ устахъ человека? Это ключъ сокровищницы; когда дверь заперта, никто не можетъ знать, что тамъ: драгоценные ли камни или только ненужный хламъ.
С а а д и.

15.
Хотя, по учению мудрыхъ, молчание полезно, свободная речь тоже нужна, но нужна только въ свое время. Мы грешимъ словомъ и когда молчимъ, а надо бы говорить, и когда говоримъ, а надо бы молчать. С а а д и.


II.
Когда разсердился, молчи.

1.
Если ты знаешь, какъ надо жить людямъ, и желаешь имъ добра, то будешь высказывать имъ это. Высказывать же это будешь стараться такъ, чтобы они поверили въ твои слова. Для того же, чтобы они поверили тебе и поняли тебя, тебе надо постараться передать твои мысли не съ раздражениемъ и гневомъ, а спокойно и съ добромъ.

2.
Когда ты хочешь передать твоему собеседнику въ разговоре какую-нибудь истину, то самое главное при этомъ — не раздражаться и не сказать ни одного недобраго или обидного слова.
П о Э п и к т е т у.

3.
Не сказанное слово золотое.

4.
Не думать впередъ о томъ, что ты скажешь, можно только тогда, когда чувствуешь себя спокойнымъ, добрымъ и любящимъ. Но если ты неспокоенъ и раздраженъ, то берегись согрешить словомъ.

5.
Если ты не можешь тотчасъ же утишить свой гневъ, удержи языкъ. Помолчи—и ты скорее успокоишься. Б а к с т е р ъ.

6.
Старайся, чтобы въ споре слова твои были мягки, а доводы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его. В и л ь к и н с ъ.

7.
Какъ только мы почувствовали гневъ во время спора, мы уже споримъ не за истину, а за себя. К а р л е й л ь.

1.
Зарождающаяся ссора подобна пробивающемуся сквозь плотину потоку: какъ только онъ пробился, ты уже не удержишь его. А всякая ссора вызывается и поддерживается словами. Т а л м у д ъ.

2.
Споръ никого не убеждаетъ, а разъединяетъ и озлобляетъ. Что молотокъ для гвоздей, то споръ для мнений людскихъ. Мнения, еще шаткия, после споровъ становятся твердо забиты
в головы, как гвозди до шляпок. П о Ю в е н а л у.

3.
Въ спорахъ забывается истина. Прекращаетъ спорь тотъ, кто умнее.

4.
Къ спорамъ прислушивайся, но въ споры не вмешивайся. Храни тебя Богъ отъ запальчивости и горячки, хотя бы даже въ малейшемъ выражении. Гневъ везде неуместенъ, а больше всего въ деле правомъ, потому что затемняетъ и мутитъ его. Г о г о л ь.

5.
Лучший ответъ безумцу — молчание. Каждое слово ответа отскочитъ отъ безумца на тебя. Отвечать обидой на обиду— все равно, что подкидывать дровъ въ огонь.

2.
Почти всегда, поискавъ въ себе, мы найдемъ тотъ же грехъ, который мы осуждаемъ въ другомъ. Если же мы не знаемъ за собой именно того самаго греха, то стоитъ только поискать, и мы найдемъ еще худший.

3.
Какъ только начинаешь судить человека, помни о томъ, чтобы не сказать про него дурного, если ты наверно знаешь про это дурное, а темъ более, если ты не знаешь, а повторяешь только чужие слова.

4.
Осуждение другого всегда неверно, потому что никто никогда не можетъ знать того, что происходило и происходитъ въ душе того, кого осуждаешь.

5.
Хорошо уговориться съ приятелемъ о томъ, чтобы останавливать другъ друга, какъ скоро тотъ или другой изъ васъ начнетъ осуждать ближняго. А если нетъ такого приятеля, то уговорись о томъ же самъ съ собою.

6.
Осуждать людей въ глаза нехорошо потому, что это обижаетъ ихъ, а за глаза нечестно, потому что это обманываетъ ихъ. Самое лучшее не искать дурного въ людяхъ и забывать его, а искать дурное въ себе и помнить об этом.

7.
Остроумное осуждение, это - дохлятина подъ соусомъ. Подъ соусомъ не заметишь, какъ наешься всякой дряни.

8.
Чемъ меньше знаютъ люди о худыхъ делахъ людей, темъ строже они къ самимъ себъ.

9.
Не слушайте никогда техъ, кто говорятъ дурно о другихъ и хорошо о васъ.

10.
Кто за глаза поноситъ меня, тотъ боится меня, а кто въ глаза хвалитъ,—презираетъ меня.
К и т а й с к а я п о с л о в и ц а.

11.
Злословие такъ нравится людямъ, что очень трудно удержаться отъ того, чтобы не сделать приятное своимъ собеседникамъ: не осуждать отсутствующпхъ. Но если ужъ непременно угощать людей, то угощай чемъ-нибудь другимъ, а не такимъ вреднымъ и для себя и для угощаемыхъ.

12.
Прикрой чужой гръхъ, Богъ два проститъ.

V.
Вредъ отъ невоздержания въ слове.

1.
Мы знаемъ, что съ заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотимъ знать того, что такъ же осторожно надо обращаться и со словомъ. Слово можетъ не только убить, но и сделать зло хуже смерти.

2.
Мы возмущаемся на телесныя преступления: объелся, подрался, прелюбодействовалъ, убилъ, —а легко смотримъ на преступления слова: осудилъ, оскорбилъ, передалъ, напечаталъ, написалъ вредныя, развращающая слова, а между тем последствия преступления слова гораздо более тяжелы и значительны, чемъ преступления тела. Разница только въ томъ, что зло телесных преступлений тотчасъ же заметно. Зло же преступления слова мы не замечаемъ, потому что оно сказывается далеко отъ насъ и по месту и по времени.

4.
Ничто такъ не поощряетъ праздности, какъ пустые разговоры. Если бы люди молчали и не говорили техъ пустяковъ, которыми они отгоняютъ отъ себя скуку праздности, они не могли бы переносить праздности и работали бы.

5.
Дурно говорить о людяхъ вредитъ сразу тремъ: тому, о комъ говорятъ дурно, тому, кому говорятъ дурно, но более всего тому, кто говоритъ дурно о людяхъ.
В а с и л и й В е л и к и й

6.
Заочпое осуждение темъ особенно дурно, что то самое суждение о недостаткахъ человека, которое, сказанное въ глаза, могло бы быть полезно ему, скрывается отъ того, кому оно можетъ быть нужно, и сообщается темъ, кому оно вредно, возбуждая дурное чувство къ осуждаемому.

7.
Редко раскаешься въ томъ, что промолчалъ, а сколько разъ раскаешься въ томъ, что сказалъ, и еще чаще бы раскаивался, если бы зналъ все последствия своего слова.

8.
Чъмъ больше хочется говорить, тем больше опасность, что скажешь дурное.

9.
Большая сила у того человека, который умеетъ промолчать, хотя он правъ.
К а т о н ъ.


VI. Польза молчания.

1.
Давай больше отдыхать языку, чьмъ рукамъ.

3.
Семь разъ поверни языкъ, прежде чемъ начнешь говорить.

4.
Надо или молчать или говорить вещи, которыя лучше молчания.

5.
Кто много говоритъ, тотъ мало делаетъ. Мудрый человъкъ всегда боится, чтобы слова его не обещали больше того, что онъ можетъ дать, и потому чаще молчитъ и говоритъ только тогда, когда это нужно не ему, а другимъ.

6.
Весь векъ свой я провелъ среди мудрецовъ и не нашелъ для человека ничего лучше молчания.
Т а л м у д ъ.

7.
Если изъ ста разъ одинъ разъ пожалеешь о томъ, что не сказалъ, что надо было, то наверное изъ ста разъ 99 разъ пожалеешь, что говорилъ, когда надо было молчать.

8.
По одному тому, что хорошее намерение высказано, уже ослаблено желание исполнить его. Но какъ удержать отъ высказывания "благородно-самодовольные порывы юности? Только гораздо позднее, вспоминая ихъ, жалеешь о нихъ, какъ о цветке, который, не удержался, сорвалъ не распустившимся и потомъ увидел па земле завялымъ и затоптаннымъ.

9.
Слово—ключъ сердца. Если разговоръ ни къ чему не ведетъ, то и одно слово лишнее.

10.
Когда ты одинъ, думай о своихъ грехахъ, когда въ обществе—забывай чужие.
К и т а й с к о е и з р е ч е н и е.

11.
Если очень хочется говорить, то спроси себя: для чего тебе такъ хочется говорить—для себя, для своей выгоды или для выгоды, пользы другихъ. Если для себя, то постарайся промолчать.

12.
Глупому человеку лучше всего молчать. Но если бы онъ зналъ это, онъ бы не былъ глупымъ человъкомъ. С а а д и.

13.
Люди учатся, какъ говорить, а главная наука—какъ и когда молчать.

14.
Когда ты говоришь, слова твои должны быть лучше молчания.
А р а б с к а я п о г о в о р к а.

4.
Скрывать недостатки другихъ и говорить о томъ, что есть въ нихъ добраго, есть признакъ любви и лучший способъ привлечь къ себъ любовь ближнихъ.
И з „Б л а г о ч е с т и в ы х ъ м ы с л е й".

5.
Благо жизни людей — ихъ любовь между собой. А недобрымъ словомъ можно нарушить любовь.

Напишите пожалуйста сочинение - рассуждение по высказывание Льва Николаевича Толстого : Слово - выражение мысли.

Поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает.


Слово - видимая часть мысли.

Поэтому оно должно выражать значение и смысл мысли.

Многих ученых волновал этот поистине философский вопрос, но только древние алхимики смогли распознать эту тайну слова имысли.

Мысль - это и есть слово, как считали древние философы, но все же в современном мире это совершенно разные вещи, образованные от разных корней.

Существует книга Лаврентия Пипондолиса, в которой говорится, что слово - это вранье мысли, а мысль - это вранье человеческой веры.

Прости, вдохновление кончилось.


. как вы понимаете высказывание писателя(Л?

. как вы понимаете высказывание писателя(Л.

Толстого) и согласны ли вы с этой мыслью : Слово - выражение мысли и может служить соединению и разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.


Владимир Галактионович Короленко.


Даю 30 баллов?

Напишите сочинение рассуждение " Как нужно выражать свои мысли?

" Минимум 70 слов.


Льва Николаевича Толстого : "Русский язык?

Льва Николаевича Толстого : "Русский язык.

Разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей".


Чем интересен роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир" современному читателю?

Чем интересен роман Льва Николаевича Толстого "Война и мир" современному читателю?


Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания А?

Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания А.

П. Чехова : "Слово - одежда всех мыслей и фактов".


Краткая биография Льва Николаевича Толстого?

Краткая биография Льва Николаевича Толстого.


Как вы понимаете смысл высказывания Толстого :слово - выражение мысли и может служить соединению и разделению людей , поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним?

Как вы понимаете смысл высказывания Толстого :

слово - выражение мысли и может служить соединению и разделению людей , поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.

Согласны ли вы с этим высказыванием?


Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося филолога В?

Напишите сочинение - рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося филолога В.

В. Виноградова : "Слово не только обладает грамматическими илексическими значениями, но оно в тоже время выражает оценку субъекта".


ПОМОГИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА?

Нужно написать сочинение - рассуждение на тему : "Взятые сами по себе, слова не выражают мысли.

А вот включены в предложение, они отвечают назначению - выражать мысли, чувства, волю".


Не советую кричать, не прикасаться к стене , не удивлялся встрече, не встречался с другом, не обижает детей, не сомневаемся в силах .


Никому, ни к чему, незачем, никогда, никого, никак, никогда, все слова пишутся через отрицательную частицу не советую никому покупать рыбу не встречался никогда со своими школьными друзьями.


Вариант А. Т. к. Иолмормроспрср.


ЗАмок - крепость, дом. ЗамОк - закрывашка, молния.


", Я уехал(а)в неведомые дали, Космос - это то, что я люблю, Я хочу побывать на космодроме, Мой друг хочет стать космонавтом, Мой приятель побывал на космической станции! Я мечтаю полетать на звездолете! Ракета удачно прилунилась, у каждой планеты ..



Ла - герь слово по слогам ъ.


Ответ : Летние радости Летом так хорошо. Кругом светит солнце, его лучи согревают землю, людей, растения и животных. Каждому летом хорошо. Ведь мы можем заняться своими делами : кто - нибудь пойдёт отдыхать, кто - то будет заниматься садоводством.


Надо узнать сначало кто такой патриот! Итак. Патриот - это тот человек который уважает , и любит свою Родину, и культуру образование! Ценит свой народ.


Воробей - мужск. Род, 2 скл. , ед. Ч. , скорее всего Им. Падеж. Падежи определяются в предложениях, которые вы не написали Водицы - женск. Р. , 1 скл. , число могу определить только в предложении, Р. П. (под вопросом, т. К. нет предложения) ..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.


Задание 16 № 1581

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2) Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3) Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

4) В лукавом озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

5) В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведём верное написание.

1)В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей, так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2)Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

3)Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей, смелых и неукротимых, спокойных и решительных.

4)В лукавом, озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

5)В силу стечения обстоятельств после революции Куприн оказался в эмиграции и почти двадцать лет страстно стремился вернуться в Россию.

Одна запятая необходима:

в первом предложении:его однородные члены соединены при помощи двойных союзов;

в 4-м предложении:его однородные члены соединены бессоюзной связью.

Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕ­НА­МИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунк­то­грамм:

1. За­пя­тые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми чле­на­ми.

2. За­пя­тые в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в част­но­сти, союз И.

Цель: найти ДВА пред­ло­же­ния, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каж­дом. Не две, не три (а такое бы­ва­ет!) за­пя­тых, а одну. При этом нужно ука­зы­вать но­ме­ра тех пред­ло­же­ний, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА про­пу­щен­ная за­пя­тая, так как бы­ва­ют такие слу­чаи, что в пред­ло­же­нии уже есть за­пя­тая, на­при­мер, при де­е­при­част­ном обо­ро­те. Её мы не счи­та­ем.

Не сле­ду­ет ис­кать за­пя­тые при раз­лич­ных обо­ро­тах, ввод­ных сло­вах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном за­да­нии про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунк­то­грам­мы. Если в пред­ло­же­нии будут не­об­хо­ди­мы за­пя­тые на дру­гие пра­ви­ла, они уже будут рас­став­ле­ны

Вер­ным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой по­сле­до­ва­тель­но­сти, без за­пя­тых и про­бе­лов, на­при­мер: 15, 12, 34.

ОЧ — од­но­род­ные члены.

ССП — слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние.

Ал­го­ритм вы­пол­не­ния за­да­ния дол­жен быть таким:

1. Опре­де­ля­ем ко­ли­че­ство основ.

2. Если пред­ло­же­ние про­стое, то на­хо­дим в нём ВСЕ ряды од­но­род­ных чле­нов и об­ра­ща­ем­ся к пра­ви­лу.

3. Если основ две, то это слож­ное пред­ло­же­ние, и каж­дая часть рас­смат­ри­ва­ет­ся от­дель­но (см. пункт 2).

Не за­бы­ва­ем, что од­но­род­ные под­ле­жа­щие и ска­зу­е­мые со­зда­ют НЕ слож­ное, а про­стое осложнённое пред­ло­же­ние.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕ­НАХ

Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния — это такие члены, ко­то­рые от­ве­ча­ют на один и тот же во­прос и от­но­сят­ся к од­но­му и тому же члену пред­ло­же­ния. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как глав­ные, так вто­ро­сте­пен­ные) все­гда со­единёны со­чи­ни­тель­ной свя­зью, с со­ю­зом или без него.

В дан­ном пред­ло­же­нии есть один ряд ОЧ, это два од­но­род­ных опре­де­ле­ния.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных чле­нов. Так, в пред­ло­же­нии Вско­ре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два ска­зу­е­мых, уда­рил и по­крыл; два до­пол­не­ния, по­ры­вы и стоны.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : в каж­дом ряду ОЧ дей­ству­ют свои пунк­ту­а­ци­он­ные пра­ви­ла.

Рас­смот­рим раз­лич­ные схемы пред­ло­же­ний с ОЧ и сфор­му­ли­ру­ем пра­ви­ла по­ста­нов­ки за­пя­тых.

15.1.1. Ряд од­но­род­ных чле­нов, со­единённых ТОЛЬ­КО ин­то­на­ци­ей, без со­ю­зов.

Общая схема: О , О , О .

Пра­ви­ло: если два или не­сколь­ко ОЧ со­еди­нен­ных толь­ко ин­то­на­ци­ей, между ними за­пя­тая ста­вит­ся.

При­мер: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные, крас­ные яб­ло­ки.

15.1.2 Два од­но­род­ных члена со­еди­не­ны со­ю­зом И, ДА (в зна­че­нии И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема: О и/да/либо/или О .

Пра­ви­ло: если два ОЧ со­еди­не­ны оди­ноч­ным со­ю­зом И/ДА, между ними за­пя­тая не ста­вит­ся.

При­мер 1: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и крас­ные яб­ло­ки.

При­мер 2: Везде её встре­ча­ли ве­се­ло и дру­же­люб­но .

При­мер 3: Толь­ко ты да я оста­нем­ся жить в этом доме.

При­мер 4: Я при­го­тов­лю рис с ово­ща­ми либо плов .

15.1.3 По­след­ний ОЧ при­со­единён со­ю­зом И.

Общая схема: О , О и О .

Пра­ви­ло: Если по­след­ний од­но­род­ный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ста­вит­ся.

При­мер: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и крас­ные яб­ло­ки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды

Пра­ви­ло: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся пра­ви­ло: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы два­жды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Общая схема: О , и О , и О .

Общая схема: и О , и О , и О .

При­мер 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и крас­ные яб­ло­ки.

При­мер 2: На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и крас­ные яб­ло­ки.

Более слож­ные при­ме­ры:

При­мер 3: От дома, от де­ре­вьев, и от го­лу­бят­ни, и от га­ле­реи — от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, че­ты­ре ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

При­мер 4: Было груст­но и в ве­сен­нем воз­ду­хе , и на тем­нев­шем небе , и в ва­го­не . Три союза и, три ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

При­мер 5: Дома, и де­ре­вья, и тро­туа­ры были укры­ты сне­гом. Два союза и, три ОЧ. За­пя­тая между ОЧ.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, после по­след­не­го ОЧ нет за­пя­той , ибо это не между ОЧ, а после него.

Имен­но эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и не­су­ще­ству­ю­щую, учти­те это при вы­пол­не­нии за­да­ния.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние : дан­ное пра­ви­ло ра­бо­та­ет лишь при усло­вии, что союз И по­вто­ря­ет­ся в одном ряду ОЧ, а не во всём пред­ло­же­нии.

При­мер 1: По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколь­ко рядов? Два: дети и взрос­лые; со­би­ра­лись и чи­та­ли. Союз и не по­вто­ря­ет­ся в каж­дом ряду, он упо­треблён по од­но­му разу. По­это­му за­пя­тые НЕ ста­вят­ся по пра­ви­лу 15.1.2.

При­мер 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) пе­ре­чи­ты­вать и пи­сать.

15.1.5 Од­но­род­ные члены со­еди­не­ны со­ю­зом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Пра­ви­ло: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ста­вят­ся.

При­мер 1: Уче­ник пишет быст­ро , но не­ак­ку­рат­но .

При­мер 2: Малыш уже не хны­кал , а пла­кал на­взрыд.

При­мер 3: Мал зо­лот­ник, да дорог .

15.1.6 При од­но­род­ных чле­нах по­вто­ря­ют­ся союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , или О , или О

Пра­ви­ло: при дву­крат­ном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или за­пя­тая ста­вит­ся все­гда:

При­мер 1: А ста­рик рас­ха­жи­вал по ком­на­те и то впол­го­ло­са на­пе­вал псал­мы, то вну­ши­тель­но по­учал дочь.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние, что в пред­ло­же­нии име­ют­ся также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и до­пол­не­ния, но мы их не вы­де­ля­ем для более чёткой кар­ти­ны.

15.1.7. При од­но­род­ных чле­нах име­ют­ся двой­ные союзы.

Пра­ви­ло: При двой­ных со­ю­зах за­пя­тая ста­вит­ся перед вто­рой его ча­стью. Это союзы как. так и; не толь­ко. но и; не столь­ко. сколь­ко; на­сколь­ко. на­столь­ко; хотя и. но; если не. то; не то что. но; не то чтобы. а; не толь­ко не, а, ско­рее. чем и дру­гие.

При­ме­ры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших зна­ко­мых .

Грин был не толь­ко ве­ли­ко­леп­ным пей­за­жи­стом и ма­сте­ром сю­же­та, но был еще и очень тон­ким пси­хо­ло­гом .

Мама не то что сер­ди­лась , но все-таки была не­до­воль­на .

Ту­ма­ны в Лон­до­не бы­ва­ют если не каж­дый день , то через день не­пре­мен­но.

Он был не столь­ко рас­стро­ен , сколь­ко удив­лен сло­жив­шей­ся си­ту­а­ци­ей.

15.1.8. Часто од­но­род­ные члены со­еди­ня­ют­ся по­пар­но

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Пра­ви­ло: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет ло­каль­но, толь­ко внут­ри групп):

При­мер1: Аллеи, за­са­жен­ные си­ре­ня­ми и ли­па­ми , вя­за­ми и то­по­ля­ми , вели к де­ре­вян­ной эст­ра­де.

При­мер 2: Песни были раз­ные: про ра­дость и горе , день про­шед­ший и день гря­ду­щий .

При­мер 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские спра­воч­ни­ки , дру­зья и слу­чай­ные зна­ко­мые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Бол­га­рии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся за­пя­ты­ми:

Ряд по­вто­ров, име­ю­щих уси­ли­тель­ный от­те­нок — это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Про­стые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми

Ска­зал так ска­зал, пойду про­ве­рю.

Фра­зео­ло­гиз­мы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся со­ю­за­ми не яв­ля­ют­ся од­но­род­ны­ми чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные опре­де­ле­ния , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым сло­вом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сто­рон, между ними нель­зя вста­вить союз и.

Из глу­би­ны цвет­ка не­ожи­дан­но под­нял­ся сон­ный зо­ло­ти­стый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖ­НО­СО­ЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ

Слож­но­со­чи­нен­ны­ми на­зы­ва­ют­ся слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых про­стые пред­ло­же­ния рав­но­прав­ны по смыс­лу и свя­за­ны со­чи­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми. Части слож­но­со­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

При­мер: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый свя­зы­ва­ет части пред­ло­же­ния, все слож­но­со­чи­нен­ные пред­ло­же­ния (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных раз­ря­да:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми со­ю­за­ми (и; да в зна­че­нии и; ни . ни; тоже; также; не толь­ко . но и; как . так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми со­ю­за­ми (то . то; не то . не то; или; либо; то ли . то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми со­ю­за­ми (а, но, да в зна­че­нии но, од­на­ко, зато, но зато, толь­ко, же).

15.2.1 Ос­нов­ное пра­ви­ло по­ста­нов­ки за­пя­той в ССП.

За­пя­тая между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му пра­ви­лу, то есть ВСЕ­ГДА, за ис­клю­че­ни­ем осо­бых усло­ви­ях , ко­то­рые огра­ни­чи­ва­ют дей­ствие этого пра­ви­ла. Об этих усло­ви­ях ска­за­но во вто­рой части пра­ви­ла. В любом слу­чае, чтобы опре­де­лить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние слож­ным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские ос­но­вы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Да­ле­ко не все­гда каж­дое про­стое пред­ло­же­ние может иметь и под­ле­жа­щее, и ска­зу­е­мое. Так, ча­стот­ны пред­ло­же­ния с одной без­лич­ной ча­стью , со ска­зу­е­мым в не­опре­делённо-лич­ном пред­ло­же­нии . На­при­мер: Много труда пред­сто­ит ему, и он это знал .

Схема: [ пред­сто­ит ], и [ он знал ].

В дверь по­зво­ни­ли, и никто не сдви­нул­ся с места.

Схема: [ по­зво­ни­ли ], и [ никто не сдви­нул­ся ].

б) Под­ле­жа­щее может быть вы­ра­же­но ме­сто­име­ни­я­ми, как лич­ны­ми, так и дру­гих раз­ря­дов: Я вдруг услы­шал до боли зна­ко­мый голос, и это вер­ну­ло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те ме­сто­име­ния в роли под­ле­жа­ще­го, если оно дуб­ли­ру­ет под­ле­жа­щее из пер­вой части! Это два пред­ло­же­ния, у каж­до­го своя ос­но­ва, на­при­мер: Ху­дож­ник был хо­ро­шо зна­ком со всеми го­стя­ми, и он не­мно­го уди­вил­ся , уви­дев не­зна­ко­мое ему лицо.

Схема: [Ху­дож­ник был зна­ком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной кон­струк­ци­ей в про­стом пред­ло­же­нии: Ху­дож­ник был хо­ро­шо зна­ком со всеми го­стя­ми и не­мно­го уди­вил­ся , уви­дев не­зна­ко­мое ему лицо. [ О Сказ и О Сказ].

в) По­сколь­ку слож­ное пред­ло­же­ние со­сто­ит из двух про­стых, то впол­не ве­ро­ят­но, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём со­ста­ве. За­пя­тые ста­вят­ся и по пра­ви­лу од­но­род­ных чле­нов, и по пра­ви­лу слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния. На­при­мер: Ли­стья баг­ря­ные, зо­ло­тые па­да­ли тихо на землю, и ветер кру­жил их в воз­ду­хе и под­бра­сы­вал . Схема пред­ло­же­ния : [Ли­стья па­да­ли], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Осо­бые усло­вия по­ста­нов­ки зна­ков в слож­но­со­чинённом пред­ло­же­нии

В школь­ном курсе рус­ско­го языка един­ствен­ным усло­ви­ем, при ко­то­ром между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния не ста­вит­ся за­пя­тая, есть на­ли­чие об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся —это по­нять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член пред­ло­же­ния , ко­то­рый даст право не ста­вить за­пя­тую между ча­стя­ми, или его нет. Общий— зна­чит, от­но­ся­щий­ся од­но­вре­мен­но и к пер­вой части, и ко вто­рой. Если общий член есть —за­пя­тая между ча­стя­ми ССП не ста­вит­ся . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го вто­ро­сте­пен­но­го члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле пред­ло­же­ния. Рас­смот­рим про­стые слу­чаи:

При­мер 1: Через год дочка пошла в школу и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту.

Пе­ре­ста­нов­ка об­ще­го члена в конец пред­ло­же­ния ме­ня­ет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И те­перь этот вто­ро­сте­пен­ный член уже не общий, а от­но­сит­ся лишь ко вто­ро­му про­сто­му пред­ло­же­нию. По­это­му для нас так важно во-пер­вых, место об­ще­го члена, толь­ко на­ча­ло пред­ло­же­ния, а во вто­рых, общий смысл пред­ло­же­ния.

При­мер 2: К ве­че­ру ветер утих и на­ча­ло под­мо­ра­жи­вать . Что про­изо­шло к ве­че­ру? Ветер утих. На­ча­ло под­мо­ра­жи­вать.

Те­перь более слож­ный при­мер 1: На окра­и­не го­ро­да снег уже начал под­та­и­вать, и здесь уже была впол­не ве­сен­няя кар­ти­на. В пред­ло­же­нии два об­сто­я­тель­ства, у каж­до­го про­сто­го— своё. Имен­но по­это­му за­пя­тая по­став­ле­на. Об­ще­го вто­ро­сте­пен­но­го члена нет. Таким об­ра­зом, на­ли­чие вто­ро­го вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, вре­ме­ни, цели) во вто­ром пред­ло­же­нии даёт право по­ста­вить за­пя­тую.

Не­об­хо­ди­мо от­ме­тить, что бы­ва­ют и дру­гие слу­чаи, при ко­то­рых за­пя­тая не ста­вит­ся между ча­стя­ми слож­но­со­чинённого пред­ло­же­ния. К ним от­но­сит­ся на­ли­чие об­ще­го ввод­но­го слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний не­опре­делённо-лич­ных, без­лич­ных оди­на­ко­вых по струк­ту­ре, вос­кли­ца­тель­ных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не пред­став­ле­ны и в школь­ном курсе не изу­ча­ют­ся.

Вопрос по русскому языку:

Сделайте пж сочинение минимум 70 слов по плану снизу текст и план
Слово-выражение мысли и может служить соединению и разделению людей, поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним (Л.Н.Толстой)
ПЛАН
1. рассуждение о мысли высказывания
2.первый пример языкового явления и его роль в тексте
3.второй пример
4.вывод
помогите пж даю 92 балла

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 20.07.2016 00:30
  • Русский язык
  • remove_red_eye 5335
  • thumb_up 16
Ответы и объяснения 1

СЛОВО - ДЕЛО ВЕЛИКОЕ

Слово - выражение мысли и может служить соединению и разделению людей; поэтому нужно с осторожностью обращаться с ним.Словом можно соединить людей, словом можно разъединить их; словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей или служит вражде и ненависти.Слово - выражение мысли, мысль - проявление Божеской силы, и потому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Оно может быть безразлично, но не может и не должно быть выражением зла.Человек - носитель Бога. Сознание своей божественности он может выражать словом. Как же не быть осторожным в слове?Время проходит, но сказанное слово остается.Хотя, по учению мудрых, молчание полезно, свободная речь тоже нужна, но нужна только в свое время. Мы грешим словом и когда молчим, а надо бы говорить, и когда говорим, а надо бы молчать. Если имеешь время подумать, прежде чем начинать говорить, то подумай, стоит ли, нужно ли говорить, не может ли повредить кому-нибудь то, что ты хочешь сказать. И большей частью бывает так, что если подумаешь, то и не начнешь говорить.Прежде думай, потом говори. Но остановись прежде, чем тебе скажут: "довольно". Человек выше животного способностью речи, но ниже его, если болтает, что попало. После долгого разговора постарайся вспомнить все то, о чем было говорено, и ты удивишься, как пусто и не нужно и часто дурно было все говоренное.Слушай, будь внимателен, но говори мало.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Русский язык.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Русский язык — один из восточнославянских языков, национальный язык русского народа.

Читайте также: