Сочинение человек путешествующий герой нашего времени

Обновлено: 18.05.2024

Под дорогой можно понимать разное. Это и путь, который совершает человек в движении, направляясь из одной точки в другую. Это и путешествия, с помощью которых человек познает собственный внутренний мир и окружающую действительность. Однако дорога может восприниматься не только в прямом, но и в переносном смысле слова. Каждый человек прокладывает собственный жизненный путь, который основывается на индивидуальных целях, интересах и приоритетах. Жизненный путь скажет о человеке больше, чем он сам. Под дорогой также можно понимать путь творческих поисков, путь научных исследований, путь развития государства и общества.

Мотив дороги нашел отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей, драматургов и поэтов. Нередко тот физический путь, который проделывал герой, подчеркивает изменения, произошедшие в нем самом.

Личные проблемы

Самая больная тема для подростков – любовь. В то же время о ней интереснее всего писать. А уж сколько примеров можно привести! Любовь и романтические отношения – это еще одна проблема выбора. Сочинение заставляют писать, опираясь на собственные мысли, которые порой путаются и смешиваются. Рассмотрим, какие аргументы можно привести в данном контексте.

Сразу хочется вспомнить трагическую любовь Ромео и Джульетты в пьесе Шекспира. Непонимание со стороны родных и вражда кланов приводят к трагическим последствиям, хотя молодые искренне были влюблены и испытывали к друг другу только самые нежные и девственные чувства.

Любовь иногда губительна. Этому в литературе есть свои аргументы. Проблема выбора предстала перед Анной Карениной в одноименном романе Л.Н. Толстого. Возникшие чувства к молодому офицеру Волконскому стали для нее губительны. Ради нового счастья женщина бросила преданного мужа и любимого сына. Она пожертвовала своим статусом, репутацией, положением в обществе. И что получила за это? Любовь и счастье или тоску и разочарование?

Выбор жизненного пути

Автор: Александра Давыдова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

По пути Петра Гринева на службу его образ раскрывается с двух сторон. С одной стороны, прослеживаются прошлые мечты главного героя о службе в Петербурге, где он мог вести разгульный и праздный образ жизни: Петруша Гринев проигрывает деньги Зурину. С другой стороны, уже по дороге в Оренбург Петр Гринев проявляет благородство по отношению к незнакомцу, который вывел их из бурана: центральный персонаж, несмотря на недовольства Савельича, в знак благодарности дарит незнакомцу заячий тулуп.

Таким образом, через смену места действия автор демонстрирует произошедшие внутренние изменения Петра Гринева, который остается верным выбранному жизненному пути, несмотря ни на что.

Проблемы экологии, взаимоотношений с природой

Разная бывает проблема выбора в жизни. Аргументы приводились самые разные. Пришло время поговорить о той среде, в который мы живем. В последнее время человечество всерьез задумалось о том, что человек, по сути, относится к своему дому, матушке Земле, очень пренебрежительно. И все действия, направленные на сохранение здоровья планеты не приносят значимого результата. Разрушается озоновый слой, загрязняется воздух, в мире практически не осталось чистой пресной воды…

А вы бережете природу? Позволяете ли вы себе оставлять за собой мусор после отдыха в лесу? Сжигаете ли вы пластмассу и тушите пламя перед уходом? О взаимоотношениях с природой авторы писали много. Рассмотрим, что может пригодиться для ЕГЭ.

проблема выбора в жизни аргументы

Особое внимание в рассказе уделяется описанию жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Уже в юном возрасте ему пришлось столкнуться с жизненными трудностями: в голодный 1922 год умерли отец, мать и сестра. После того как Андрей Соколов встретил свою будущую жену Ирину и у них родились дети Анатолий, Настенька и Олюшка, главный герой обрел счастье. Однако оно оборвалось, когда началась Великая Отечественная война, разделившая его от любимой семьи. Одним из главных военных испытаний, с которым пришлось столкнуться Андрею Соколову, был плен у немцев, где однажды он был очень близок к смерти. Но самая болезненная трудность, которая настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему дорог, мысли о ком мотивировали его бороться за собственное существование: жена Ирина и дочери погибли из-за того, что на дом была сброшена бомба, а сын Анатолий, который тоже принимал участие в войне, был убит прямо в День Победы.

М.А. Шолохов показывает, с каким горем пришлось столкнуться Андрею Соколову на жизненном пути, однако главный герой не опустил руки, он продолжил жить, несмотря ни на что, поскольку понимал, что жизнь, которой многие его соотечественники лишились во время Великой Отечественной войны, – самое ценное, что есть у человека. О том, что жизненный путь Андрея Соколова продолжается, говорит финал рассказа, в котором описывается, как главный герой и Ванюшка, который дал Андрею Соколову новый смысл жизни, прощаются с рассказчиком и продолжают путь.

Таким образом, в рассказе М.А. Шолохова, в котором наблюдается мотив дороги, уделяется внимание описанию жизненного пути Андрея Соколова, символизирующего жизненный путь всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Как быть с профессией

Еще одна неразрешимая задача молодого поколения – проблема выбора профессии. Аргументы могут приводить родители совершенно разные, предлагая своему чаду лучшее, по их мнению, занятие в жизни. Сейчас такая ситуация — не редкость. Мамы и папы заставляют идти учиться туда, куда их ребенок поступать совсем не хочет. Они аргументируют свою позицию по-разному: доктором быть выгодно, финансистом престижно, программистом востребовано, а бедный подросток просто хочет стать машинистом.

проблема выбора в жизни человека аргументы

Проблемы школьных взаимоотношений

Такие трудности тоже встречаются довольно часто. Причем понять их, а тем более решить, бывает очень сложно подростку. Родители, как правило, не могут или не хотят мешать взаимоотношениям учителей и школьников. Рассмотрим, что по этому поводу может сказать литература.

Таким образом, образ дороги в гоголевской поэме помогает в демонстрации жизненного пути центрального персонажа Чичикова и в раскрытии проблемы пути России.

Выбор жизненного пути, который меняет человека готовое итоговое сочинение 2021

ПОДЕЛИТЬСЯ

5 готовых итоговых сочинений 2021-2022 на тему выбор жизненного пути, который меняет человека, направление человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная). В сочинении упомянуты разные литературные произведения.

Сочинение №1

Наверное, каждому человеку приходилось что-то выбирать в своей жизни. Это может быть выбор одежды, музыки, выбор при какой либо покупке и многое другое. Но на мой взгляд, выбор по масштабности и значимости в жизни человека может быть разным. Человек совершат выбор каждый день, выполняя повседневные задачи. Но есть решение, принятое человеком осознанно, которое меняет его. Это решение может быть положительным или отрицательным соответственно, и человек меняется по направлению своего выбора. По моему мнению, характер человека, его жизнь зависят от выбора своего жизненного пути.

Его решение повлияло на дальнейший ход действий, выбрав путь самосовершенствования. Сначала его жизнь была распутной, он любил выпить и повеселиться. Но после смерти отца все меняется: имение передаётся ему по наследству, теперь он обладатель большого богатства и излишнего внимания со стороны людей, которые до этого времени презирали и обсуждали его по причине не примерного поведения с его стороны. Эта череда непонятных для него обстоятельств заставляют его сбежать от такой жизни. В годы войны, проводя жизнь среди простых солдат, он понимает в чем смысл жизни и принимает решение, которое меняет его жизнь в лучшую сторону.

Таким образом, выбор своего жизненного пути меняет человека, образ жизни и приносит свой результат.

Сочинение №2

Что может изменить человека? Конечно же, это выбор избранника. Любовь может мотивировать личность работать над собой и стать ее движущей силой. Но некоторые отношения, напротив, тормозят развитие людей и позволяют им потакать своим слабостям. Все эти процессы подробно описаны в художественной литературе.

Таким образом, люди кардинально меняются, когда выбирают спутника жизни. Любовь либо преображает их, побуждает к развитию, либо содействует их деградации и глубоко хоронит хорошие задатки и важные цели. Поэтому так важно сделать правильный выбор!

Сочинение №3

Выбор жизненных ориентиров и нравственных принципов — это важнейшее решение, которое меняет человека и его судьбу. Если личность выше всего ценит порядочность, верность слову, справедливость, то она развивается в морально-этическим плане. Если же она ставит на пьедестал личную выгоду, то деградирует и теряет то лучшее, что в ней заложено. Чтобы подтвердить это, рассмотрим литературные примеры.

Таким образом, человек меняется раз и навсегда, когда определятся с моральными убеждениями и жизненными приоритетами. Законы, по которым он живет, ведут его к определенному результату и подстраивают его характер под себя. Именно этот выбор формирует нашу ментальность.

Сочинение №4

Каждый человек выбирает свою личную правду жизни — идеологию, которая движет им и определяет его отношение к миру и людям. Это решение меняет характер, поведение и другие особенности личности, ведь от него зависит восприятие всего, что происходит вокруг. Данную закономерность подтверждают многие примеры из литературы.

Таким образом, на людей сильно воздействует выбор правды жизни и соответствующего ей пути. Они меняются, когда решают, какая мировоззренческая позиция подходит им больше всего. Личная идеология отражается на характере, поведении и отношениях личности с окружением.

Сочинение №5

Каждый человек постоянно находится перед выбором. В каких-то случаях выбор, который предстоит сделать человеку, оказывает на его жизнь незначительное влияние, а в других случаях сделанный выбор оказывает огромное воздействие на всю дальнейшую жизнь человека. Каждый человек сталкивается с собственными жизненными трудностями, которые предполагают, что человек выберет дальнейший путь из минимум двух вариантов. Сделанный человеком выбор может оказать как положительное, так и отрицательное воздействие. Проблема выбора, который меняет человека, поднимается во многих художественных произведениях отечественной литературы.

Таким образом, во многих случаях человек оказывается в такой ситуации, когда он осознанно или неосознанно делает выбор, который кардинально меняет его мышление или образ жизни.

Смотрите также на нашем сайте:

Пути остальных семи Хранителей Кольца также важны для дальнейшей судьбы всего Средиземья, для всеобщего мира и свободы, поскольку от них зависит объединение народов для борьбы с общим врагом. Большинство Хранителей Кольца совершают необходимые для уничтожения Кольца и победы над врагом действия, которые действительно приводят к всеобщей победе.

Проблемы выбора в человеческой жизни

Но в жизни есть выбор посерьезней. Рано или поздно, но вам придется думать о том, куда пойти учиться, где работать, как определить свой жизненный путь. Об этом нужно размышлять уже сейчас, на пороге взрослой жизни. Именно для этого учителя задают в школе читать произведения, анализировать их и делать выводы. Чтобы в дальнейшем вам было легче, основываясь на опыте других. Мы предлагаем рассмотреть вам, какая встречается в литературе проблема жизненного выбора. Аргументы приведем в качестве примеров.


Во время зарождения и развития нацистских убеждений Ганс Хуберман осознанно отказывался от вступления в партию. В романе говорится о том, что Ганс Хуберман входил в 10 процентов людей, которые не выказывали решительной поддержки деятельности Адольфа Гитлера. Работающий маляром Ганс Хуберман, несмотря на гонения по отношению к евреям, продолжал красить их дома, выражая тем самым поддержку. Такие поступки были настоящим риском свободой и даже собственной жизнью, поскольку гонениям подвергались не только евреи, но и поддерживающие их немцы. Решение спрятать в собственном доме сына своего покойного друга Макса Ванденбурга, который был евреем, было риском не только для него самого, но и для жены Розы Хуберман и приемной дочери Лизель Мемингер. Когда мимо города Молькинга, в котором жила семья Хуберманов, проходила колонна евреев, Ганс Хуберман не сдержался и дал одному из военнопленных кусок хлеба, однако даже то, что из-за этого его отправили на войну, не ожесточило героя и не заставило его отказаться от добра и перейти на сторону фашистов. Никогда Ганс Хуберман не жалел о тех добрых поступках, которые он совершал по отношению к евреям.

Все примеры имеют статус "ЗАЧТЕНО" и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта - что можно улучшить.

Сочинение №1

Зачем люди отправляются в путешествие?

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Габов Антон Алексеевич

Зачем же люди отправляются в путешествие? Конечно, каждый по-своему ответит на данный вопрос, но на мой взгляд, существует несколько причин. Первая – это отдых, смена привычной обстановки и посещение новых мест мира. Другая же причина более сложная: путешествие может помочь переосмыслить себя и свои жизненные ценности.

ИТОГ: зачет

Общие рекомендации

Антон, твоя работа очень твердая, рассуждения логичные и веские. Хороший уровень речевой грамотности и использованной лексики. Видно, что ты начитанный и рассуждающий молодой человек. Из минусов прошу обратить внимание на тавтологию. Это одна из основных повторяющихся речевых ошибок в твоем сочинении. Ликвидировать ее можно более внимательной проверкой написанного сочинения и корректурой.

Сочинение №2

Зачем люди отправляются в путешествие?

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

(Автор сочинения – Сонина Дарья Александровна)

Зачем люди отправляются в путешествие? Я думаю, на этот вопрос нет однозначного ответа, так как разные люди преследуют разные цели. Но всё же я бы выделила то, что абсолютно все ожидают получить от путешествия новые эмоции и впечатления. Смена привычной обстановки всегда предполагает смену окружения, заведение новых знакомств, получение разного рода информации и фактов, интересных открытий, вдохновения и мотивации. Я считаю, не зря говорят: “Путешествие – маленькая жизнь.”

В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов едет из Петербурга в Москву. Целью своего путешествия он ставит желание найти новый смысл жизни, обрести понимание бытия и занятие, которое было бы ему по душе. Во время поездки, Пьера знакомят с масонским обществом. Он становится посвящённым в это тайное учение. Изучая его постулаты, Безухов постепенно находит для себя новые смыслы бытия, изменяет свой образ жизни, загорается идеей ведения хозяйства. Его подсознание меняется, впитав новые идеи. В своих путешествиях Пьер находит то, что ищет. Таким образом, путешествие действительно может быть совершено в поисках чего-то нового и чего-то, что смогло бы изменить жизнь.

Подводя итог, хочу сказать, что каждое путешествие совершается, исходя из очень разных побуждений. Но точно каждое путешествие для чего-то нужно человеку.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Советую уделить внимание пунктуации (в частности, путаете вводные компоненты и члены предложения) и избегать речевых повторов. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №3

Зачем люди отправляются в путешествия? Человек путешествующий

Бердинских Денис Владимирович

Вероятно, каждый задумывался над тем, с какой целью люди планируют путешествия. Что побуждает этих людей посетить новые места, сменить обстановку, открыть новые культуры?

Так зачем же люди отправляются в путешествия? Думаю, что каждый человек находит свою цель: первый едет куда-либо, чтобы просто посетить новые места, второе ищет себя, свое предназначение в жизни, а третий и вовсе ведом скупым расчетом и большими деньгами.
Таким образом, причины для путешествий у каждого разные, целиком и полностью зависящие от характера человека, его убеждений и жизненной ситуации, в которой он находится.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Всё получилось, хорошая работа, легко и приятно читать!

Обрати внимание на ошибки: грамматические, пунктуационные и речевые ошибки присутствуют в твоей работе. В этой работе они не сыграли роли, но на ЕГЭ ты потеряешь баллы.

Сочинение №4

Зачем люди отправляются в путешествия?, Человек путешествующий

(Автор сочинения – Гарина Анастасия Анатольевна)

В чём смысл путешествий? Каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. На мой взгляд, путешествие – это сочетание двух путей: духовного и физического, которое помогает познать себя и открыть в окружающем мире что-то новое. Давайте обратимся к произведениям художественной литературы, в которых раскрывается тема значения путешествий в жизни людей.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что каждый человек во время путешествия обретает себя, вырастает духовно и начинает ценить каждое мгновение жизни.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Анастасия, у вас получилось очень достойное сочинение. По всем критериям вы получаете зачет, но я бы рекомендовала обратить внимание на количество грамматических ошибок и поработать в этом направлении, так как в отличие от итогового сочинения на сочинении ЕГЭ каждая ошибка грозит потерей балла.

Тезис хороший, продуманный, но старайтесь не писать в нем то, о чем не будете потом говорить в своем сочинении.

Если говорить в общем, то сочинение оставило приятное впечатление. Желаю вам успехов!

Сочинение №5

Что может исказить жизненный путь человека? Человек путешествующий

Габов Антон Алексеевич

Что может исказить жизненный путь человека? Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы. Я полагаю, что главной причиной является воздействие внешних жизненных обстоятельств, которые не подвластны контролю самого человека. На неправильный путь ещё с детства могут навести воспитание и образование, положение в обществе или какие-то трагические события.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Антон, твою сочинение приятное, глубокое и полностью соответствует итоговому сочинению. Аргументы подобраны хорошо, они отражают твою мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Их в тексте достаточно много. Следи за сочетаемостью слов и употреблением того или иного слова в соответствующем контексте.

Если говорить в общем, то сочинение оставило приятное впечатление. Желаю тебе успехов!

Эксперт: Ромах Наталья Сергеевна

Сочинение №6

Что может исказить жизненный путь человека?Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Татаринова Ксения Олеговна

Жизненный путь — это совокупность всех событий, выборов, и их последствий в жизни человека. Конечно, жизнь может поменяться ,и вплохую ,и в хорошую сторону. У каждого человека свой путь и на его искажение могут повлиять многие факторы. Это может быть травма психологическая или физическая, общение, дружба, обстановка в которой живет человек и многое другое.

Итак, на жизненный путь человек может повлиять абсолютно всё. Путь может стать как положительным, так и отрицательным для человека. Главное уметь анализировать и оценивать все свои действия, для создания своего счастливого будущего.

  1. Соответствие теме. Вопрос на поставленный ответ дан, тема раскрыта. ЗАЧЕТ
  2. Аргументация. Привлечение литературного материала. В работе использовано два примера из художественной литературы, фактических ошибок, связанных с пониманием текстов, нет. Сочинение написано с опорой на тексты художественных произведений. зачёт
  3. Композиция и логика рассуждения. Рассуждения на предложенную тему выстроены не совсем логично, но в работе нет грубых логических нарушений. ЗАЧЕТ
  4. Качество письменной речи. Автор не совсем точно выражает свои мысли, но использует разные грамматические конструкции. Значительное количество речевых недочётов не мешает восприятию и пониманию текста. ЗАЧЕТ
  5. Грамотность. В работе допущены грамматические, пунктуационные орфографические ошибки. НЕЗАЧЕТ

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Сочинение получает зачет, но оно несколько сумбурное. Кажется, что ты хочешь рассказать все, что знаешь о романе. Переход ко второму аргументу скомкан. Он должен быть выделен в отдельный абзац, чтобы была видна логика повествования. В целом сочинение получилось. Нужно уделить особое внимание речевому оформлению, в частности количество тавтологий очень велико. Также есть проблемы с пунктуацией – знаки препинания в сложном предложении. В общем работа приличная для получения зачета по итоговому сочинению.

Сочинение №7

Что может исказить жизненный путь человека? Человек путешествующий

Автор сочинения – Сонина Дарья Александровна

Что может исказить жизненный путь человека? Жизненный путь – это все дороги, преграды, знакомства, препятствия, выборы, которые встречаются человеку. Жизненный путь никогда неизвестен заранее. Он выстраивается маленькими и большими шагами, определяется важными и менее важными решениями. Я думаю, то, каким будет этот путь, зависит не только от воли самого человека. Жизненную дорогу могут исказить множество внешних факторов, но, в первую очередь, это люди.

Для подтверждения своих мыслей я хочу обратиться к прочитанной литературе.

В произведении Б. Шоу “Пигмалион” сюжет разворачивается вокруг эксперимента профессора лингвистики Генри Хиггинса. Его работа – это обучение богатых людей языку. Профессор помогает решать проблему неразвитости речи, исправляет произношение, “очищает” лексику, делает так, чтобы речь соответствовала статусу человека. Мистер Хиггинс вступает в пари со своим приятелем, заключающееся в том, что простую девушку Элизу он сможет выдать за герцогиню. Элиза Дулиттл – цветочница, торгующая на улицах Лондона, живущая в нищете. Казалось, что вся её жизнь предопределена, ведь она родилась в бедной семье, рано пошла работать и не видела ничего, кроме самых грязных мест города. Именно профессор Хиггинс, желающий выиграть пари, изменил жизненный путь девушки. Он не только научил её правильно говорить, но и показал, что жизнь может быть другой, познакомил с молодым человеком, который позже стал мужем Элизы, дал денег для открытия цветочного магазина. Этот пример доказывает, что жизненный путь одного человека может быть искажён вмешательством другого человека, но последствия такого вмешательства были положительными.

Главный герой романа О. Уайльда “Портрет Дориана Грея” – Дориан Грей. Мистер Грей очень красив, чем восхищает всех вокруг. Кроме того, он добр и очень мил. Дориан Грей имеет хорошее наследство и положение в обществе. Он совершенно случайно знакомится с лордом Генри, человеком с ужасными нравственными качествами и аморальным образом жизни. Именно это предопределяет его будущее, изменяет вектор развития его жизненного пути. Дориан перенимает образ мыслей лорда Генри, старается быть похожим на него. Он развращается, совершает много грехов и ставит свои чувства выше чувств других. Именно это впоследствии приведёт его к ужасному концу. На этом примере хорошо видно, как человек искажает жизненный путь другого, что приводит к ужасным результатам.

Таким образом, я доказала, что одним из главных факторов, который искажает жизненный путь человека, является вмешательство другого человека.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Дашенька, молодец! Действительно, ты доказала, что очень часто жизненный путь человека зависит, к сожалению, от вмешательства других людей. Пожелание лишь одно – попробуй найти примеры этого факта и в русской литературе.

Мотив странствия является одним из ведущих в романе "Герой нашего времени".

Печорин называет себя "странствующим офицером". Действительно, почти в каждой главе романа он появляется на какое-то время, а потом вновь уезжает, чтобы назад уже не возвратиться. Исключение составляет только глава "Фаталист".

Так происходит в "Бэле": Печорин приезжает в крепость Н. а все заканчивается со смертью Бэлы: "Три месяца спустя его назначили в е…й полк, и он уехал в Грузию". В главе "Максим Максимыч" центральный герой появляется проездом, по дороге в Персию с одной мыслью: "Авось где-нибудь умру по дороге". Так и происходит: возвращаясь из Персии, Печорин умирает. В "Тамани" он тоже проездом, а после истории с контрабандистами при первой же возможности покидает "этот скверный городишко". Глава "Княжна Мери" вновь начинается приездом героя на новое место: Печорин в Пятигорске, он полон радостных ожиданий: "Весело жить в такой земле. " Заканчивается же все опять "как обычно": Печорин играет роль "топора в руках судьбы", покидает место своего пребывания - теперь уже Кисловодск - и оказывается в крепости Н. Однако в самом словосочетании "странствующий офицер" есть парадоксальное содержание, осложняющее романтическую традицию. Оно дает о себе знать неоднократно: ведь через Тамань Печорин едет "по казенной надобности", в крепость Н. отправляется по распоряжению начальства и т. д. Эти "странствия" по приказу и "по казенной надобности" вносят в романтическую тему ноту жестокой обусловленности.

В самом конце "Княжны Мери" появляется своеобразное стихотворение в прозе о "желанном парусе", и это придает характеристике центрального героя иной тон. В "Тамани" впервые в жизни возникает мотив волнующегося моря и паруса. Печорин замечает, что смотрит на маленькую лодку Янко, отчаянно сражающуюся с яростными волнами, "с невольным биением сердца". Позднее, после откровенного рассказа о бурях душевных, после мучительных и беспощадных наблюдений над самим собой, Печорин сравнивает себя с "матросом, рожденным и выросшим на палубе разбойничьего брига", душа которого "сжилась с бурями и битвами" и который "скучает и томится", будучи выброшенным на берег. Так в роман врывается струя взволнованного лиризма - мотив "Паруса", одного из самых задушевных стихотворений поэта, символа мятежной лермонтовской поэзии. Таким образом приоткрывается и внутренняя - лирическая - связь автора со своим героем. Особенно важен интимный характер этой переклички: ведь "Парус" не был опубликован в ту пору. За внешней парадоксальностью сопоставления (Печорин, не умеющий плавать, в чем он сам признается в "Тамани", сравнивает себя с матросом, сжившимся с морской стихией) скрывается определенный символический смысл: мысль о глубокой противоречивости натуры и судьбы героя.

В каждой из частей "Героя нашего времени" Печорин показан в совершенно разной среде, в разном окружении: то это вольные, привыкшие жить по суровым законам природы и патриархального быта горцы ("Бэла"), то мир "честных контрабандистов" ("Тамань"), то праздное светское общество, на Кавказских минеральных водах ("Княжна Мери"). Происходит своеобразное "странствование" Печорина по различным пластам современной автору общественной жизни России. Сюжет романа строится так, что герой оказывается причастным ко всем изображаемым жизненным сферам, но в то же время является постоянно отторгнутым, отделенным от них, оказывается в положении скитальца, странника.

В "Герое нашего времени" постоянно - то прямо, то в какой-то опосредованной форме - проводится соотнесение: Печорин - "все поколение", современное Лермонтову поколение. Поэтому нет предыстории Печорина в полном смысле этого слова, он везде - проездом. Даже возраст героя постороннему наблюдателю определить трудно: то 23 года, а то и 30.

Известно, что в 1841 году Лермонтов пишет предисловие ко второму изданию своего романа. В нем автор счел необходимым прямо заявить, что его герой-это "портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии". Известно также, что в процессе работы Лермонтов изменяет первоначальное название своего романа "Один из героев начала века". Окончательное - "Герой нашего времени" - содержит больший обобщающий смысл.

Мотив скитальчества, странствия в романе все более углубляется, выводит за пределы конкретной судьбы центрального героя. И в "Фаталисте", заключительной главе "Героя нашего времени", в горьком раздумье Печорина странничество прямо соотносится с темой поколения. Печорин, размышляя о себе и о характере своего поколения, непосредственно говорит от лица этого поколения, записывая в своем дневнике следующее: "А мы, их жалкие потомки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце; мы неспособны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастия, потому что знаем его невозможность, и равнодушно переходим от сомнения к сомнению".

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом.

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

Как пир на празднике чужом.

Переклички с "Думой" тут явные, в том числе и в интерпретации "странничества" в связи с темой поколения. Всем, с кем бы судьба ни сталкивала Печорина, приносит он одни несчастья, хотя сам оказывается при этом "не менее несчастлив", всюду становится чужим и вынужден покидать, оставлять прошлое, искать чего-то нового, потому что имеет "воображение беспокойное, сердце ненасытное", - и так без конца. И можно было бы говорить об этом как о выражении "губительности индивидуализма", если бы не было в "Княжне Мери" тех строк, где герой говорит о трагичности своего положения: о своих собственных высоких стремлениях ("верно было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные") - и невозможности их осуществить. А это уже прямой выход к проблематике социальной в связи с темой поколения.

Мотив странствия проходит и через судьбы других персонажей романа - и в первую очередь через судьбы офицера-рассказчика и Максима Максимыча. Офицер характеризует себя как "путешествующего и записывающего" человека. Он путешествует по Кавказу, пишет путевые записки о Грузии, совершенно "случайно" записывает рассказ Максима Максимыча о Печорине и Бэле, а затем едет дальше, "не воображая, что он будет первым звеном длинной цепи повестей". Спецификой путевых записок мотивировано, например, в главе "Максим Максимыч" большое количество собственных замечаний, лирических отступлений офицера, многочисленных описаний величественной природы Кавказа.

Но следует подчеркнуть и другое: почти все эти отступления и описания пронизаны ассоциативными связями с другими явлениями, и это заставляет взглянуть на судьбу "путешествующего офицера" по-иному. Так, метель, заставшая их с Максимом Максимычем в пути, живо напоминает повествователю "нашу родимую, северную". И это воспоминание наводит его на размышления о своей собственной судьбе: "И ты, изгнанница, - думал я, - плачешь о своих широких, раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья, а здесь тебе душно и тесно, как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки". Сопоставление с "изгнанницей"- метелью дает образу "путешествующего офицера" неожиданный поворот, вносит в его характеристику трагический оттенок. И связан этот оттенок с мотивом странствия.

Максим Максимыч - тоже "странник", одинокий, бездомный. Семьи у него нет, об отце и матери он уже "лет двенадцать" не имеет известия. Обе встречи офицера и Максима Максимыча происходят в дороге, в пути. "На большой дороге" "путешествующему офицеру" удалось, наконец, увидеть и самого Печорина.

Мотив скитальчества, странствия, по-разному проявляясь в судьбах совершенно разных персонажей, как бы перерастает рамки одной конкретной судьбы, становясь общим лейтмотивом лермонтовского романа. Это настроение, атмосфера "бесприютности", в которой проходит жизнь людей-"странников", поддерживается постоянным противопоставлением юга (где происходят события романа) и далекого, холодного, но родного севера, частыми воспоминаниями и соотнесением с ним. Это и упоминание "путешествующего офицера" о северной метели и русском колокольчике, о сугробах, которые напоминают ему "довольно живо Саратов. Тамбов и прочие милые места нашего отечества", это и сравнение лихого ярославского мужичка и извозчика- осетина при спуске в Чертову долину.

В "Журнале Печорина" противопоставление севера и юга приобретает более лирический, даже интимный характер: о севере, о "нашей холодной столице" и "старых годах" его жизни напоминает Печорину "шум бурей взволнованного моря", подобный "ропоту засыпающего города". А ведь противопоставление севера и юга-один из ведущих мотивов лермонтовской поэзии (вспомним, например, стихотворение "Тучи"). И это также еще более приоткрывает лирическую связь автора со своим героем. Это также свидетельствует о сугубо лермонтовской интерпретации темы странствия, соотнесенной и с личной судьбой, и с судьбой всего своего поколения.

Говоря о композиции романа "Герой нашего времени", многие исследователи отмечали нарушение хронологической последовательности истории Печорина, несовпадение "хронологии рассказывания" и "хронологии событий", образующее "двойную композицию", благодаря которой создается впечатление "длительности и сложности сюжета" (Б. Эйхенбаум). По-разному исследователи объясняли эту особенность лермонтовского романа. Например, Е.Н. Михайлова видела в этом способ "объективирования фигуры" центрального героя.

Однако в романе Лермонтова, построенном па "сплошной цепи мотивировок", существует вполне конкретное объяснение, оправдывающее несоблюдение хронологии в рассказе о Печорине. Ведь сначала это - путевые записки, которые пишутся офицером в определенной последовательности: ". я пишу не повесть, а путевые записки". Так, в "Бэле" повествователь передает рассказ Максима Максимыча со всеми его остановками, попутными замечаниями, мотивируя это тем, что не может "заставить штабс-капитана рассказывать прежде, нежели он начал рассказывать в самом деле". А потом это - случайно обнаруженный и изданный офицером "Журнал Печорина".

Общепризнанно, что такое построение романа Лермонтова подчинено прежде всего постепенному и многоаспектному раскрытию характера центрального героя - Печорина. Это справедливо отмечается как новаторство и основная заслуга писателя в изображении человека. Впервые на эту особенность романа обратил внимание Белинский в рецензии на первое издание "Героя нашего времени". В настоящее время эта точка зрения поддержана и развита в работах многих литературоведов. Так, В. А. Мануйлов пишет, что "такое расположение частей романа, нарушающее хронологический порядок, усиливает сюжетное напряжение, дает возможность максимально заинтересовать читателя Печориным и его судьбой, постепенно раскрывая во всей противоречивости и сложности его характер" (Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Комментарий. Изд. 2-е, доп. Л.. 1975).

Действительно, все это так. Потому что Лермонтов в "Герое нашего времени" - впервые в русской литературе - ставит и решает чрезвычайно важную и трудную задачу всестороннего изображения человека, многоаспектной его характеристики. При этом писатель в своем романе совмещает два подхода к изображению человека, существовавшие в литературе до него: позицию "внешнего наблюдения" (в повествовании офицера и Максима Максимыча) и прием самораскрытия героя в форме его дневника, исповеди, приобретший в 1830-е годы, т. е., по словам Белинского, в эпоху "безвременья" и "преимущественно рефлексии", особую актуальность.

Были попытки даже восстановить "биографию" Печорина, располагая главы романа в нужной для этого хронологической последовательности. Однако еще Белинский заметил, что роман Лермонтова "нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать". В предисловии автора, как уже говорилось, дается прямое обоснование задачи и содержания романа: показать "портрет. всего нашего поколения". Это - цель, исходная авторская посылка, авторская идея, во многом мотивирующая композиционное решение романа и сам принцип изображения центрального героя.

Не случайно Белинский так говорил о романе Лермонтова: "Тут нет ни страницы, ни черты, ни слова, которые были бы наброшены случайно; тут все вытекает из одной главной идеи и все в нее возвращается". Действительно, и сама композиция романа глубоко содержательна. Через "фрагментарность" композиционного строения романа писателем выражена трагическая судьба своего поколения - поколения "странников".

Содержательность композиции романа признавала, в частности, Е.Н. Михайлова, отмечавшая, что такое композиционное решение "Героя нашего времени" служит для отражения "судьбы, исполненной всяческих метании", но имея при этом в виду судьбу только центрального персонажа. Думается, однако, что понятие "метания" может лишь отчасти охарактеризовать скитальческие мотивы в судьбе Печорина и что звучание этих мотивов не ограничено в романе Лермонтова пределами только одной сюжетной линии. Таким образом, общий лейтмотив романа, проходя через образы всех трех персонажей-повествователей, определяя содержательность сюжета и композиции, выражает основную идею романа - трагедию "всего нашего поколения", мятущегося в поисках смысла жизни, но обреченного оставаться в "бездействии пустом". Причину этого писатель усматривает, однако, не только в социально-исторических обстоятельствах жизни, условиях российской действительности 1830-х годов, но и в характере современного человека, зачастую внутренне раздвоенного, рефлектирующего, не обретшего почвы под ногами, безвольно переходящего "от сомнения к сомнению". Наполняясь конкретно-историческим и глубоким психологическим содержанием, традиционный романтический мотив странствия приобретает в романе Лермонтова уже иной - реалистический - художественный смысл.

Знаменательно, что Белинский выражал подобный же взгляд на судьбу своего поколения. В письме к В.П. Боткину от 16 июня 1840 года он писал следующее: "Да, наше поколение - израильтяне, блуждающие по степи, и которым никогда не суждено узреть обетованной земли". Вероятно, такая точка зрения на современное поколение возникает у критика не без влияния лермонтовского творчества. Не случайно, например, слова Белинского о "нашем жалком поколении" соседствуют с характеристикой лермонтовской "Думы" в письме к тому же адресату от 16 мая 1840 года. Критику удалось необыкновенно тонко уловить основную идею романа "Герой нашего времени" - трагедию поколения, оказавшегося в положении "странников".

Сацюк И.Г. "Странники" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" // Литература в школе. 1986. N 3

Под дорогой можно понимать разное. Это и путь, который совершает человек в движении, направляясь из одной точки в другую. Это и путешествия, с помощью которых человек познает собственный внутренний мир и окружающую действительность. Однако дорога может восприниматься не только в прямом, но и в переносном смысле слова. Каждый человек прокладывает собственный жизненный путь, который основывается на индивидуальных целях, интересах и приоритетах. Жизненный путь скажет о человеке больше, чем он сам. Под дорогой также можно понимать путь творческих поисков, путь научных исследований, путь развития государства и общества.

Мотив дороги нашел отражение во многих художественных произведениях отечественных и зарубежных писателей, драматургов и поэтов. Нередко тот физический путь, который проделывал герой, подчеркивает изменения, произошедшие в нем самом.

По пути Петра Гринева на службу его образ раскрывается с двух сторон. С одной стороны, прослеживаются прошлые мечты главного героя о службе в Петербурге, где он мог вести разгульный и праздный образ жизни: Петруша Гринев проигрывает деньги Зурину. С другой стороны, уже по дороге в Оренбург Петр Гринев проявляет благородство по отношению к незнакомцу, который вывел их из бурана: центральный персонаж, несмотря на недовольства Савельича, в знак благодарности дарит незнакомцу заячий тулуп.

Таким образом, через смену места действия автор демонстрирует произошедшие внутренние изменения Петра Гринева, который остается верным выбранному жизненному пути, несмотря ни на что.

Особое внимание в рассказе уделяется описанию жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Уже в юном возрасте ему пришлось столкнуться с жизненными трудностями: в голодный 1922 год умерли отец, мать и сестра. После того как Андрей Соколов встретил свою будущую жену Ирину и у них родились дети Анатолий, Настенька и Олюшка, главный герой обрел счастье. Однако оно оборвалось, когда началась Великая Отечественная война, разделившая его от любимой семьи. Одним из главных военных испытаний, с которым пришлось столкнуться Андрею Соколову, был плен у немцев, где однажды он был очень близок к смерти. Но самая болезненная трудность, которая настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему дорог, мысли о ком мотивировали его бороться за собственное существование: жена Ирина и дочери погибли из-за того, что на дом была сброшена бомба, а сын Анатолий, который тоже принимал участие в войне, был убит прямо в День Победы.

М.А. Шолохов показывает, с каким горем пришлось столкнуться Андрею Соколову на жизненном пути, однако главный герой не опустил руки, он продолжил жить, несмотря ни на что, поскольку понимал, что жизнь, которой многие его соотечественники лишились во время Великой Отечественной войны, – самое ценное, что есть у человека. О том, что жизненный путь Андрея Соколова продолжается, говорит финал рассказа, в котором описывается, как главный герой и Ванюшка, который дал Андрею Соколову новый смысл жизни, прощаются с рассказчиком и продолжают путь.

Таким образом, в рассказе М.А. Шолохова, в котором наблюдается мотив дороги, уделяется внимание описанию жизненного пути Андрея Соколова, символизирующего жизненный путь всего советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Таким образом, образ дороги в гоголевской поэме помогает в демонстрации жизненного пути центрального персонажа Чичикова и в раскрытии проблемы пути России.

Пути остальных семи Хранителей Кольца также важны для дальнейшей судьбы всего Средиземья, для всеобщего мира и свободы, поскольку от них зависит объединение народов для борьбы с общим врагом. Большинство Хранителей Кольца совершают необходимые для уничтожения Кольца и победы над врагом действия, которые действительно приводят к всеобщей победе.

Во время зарождения и развития нацистских убеждений Ганс Хуберман осознанно отказывался от вступления в партию. В романе говорится о том, что Ганс Хуберман входил в 10 процентов людей, которые не выказывали решительной поддержки деятельности Адольфа Гитлера. Работающий маляром Ганс Хуберман, несмотря на гонения по отношению к евреям, продолжал красить их дома, выражая тем самым поддержку. Такие поступки были настоящим риском свободой и даже собственной жизнью, поскольку гонениям подвергались не только евреи, но и поддерживающие их немцы. Решение спрятать в собственном доме сына своего покойного друга Макса Ванденбурга, который был евреем, было риском не только для него самого, но и для жены Розы Хуберман и приемной дочери Лизель Мемингер. Когда мимо города Молькинга, в котором жила семья Хуберманов, проходила колонна евреев, Ганс Хуберман не сдержался и дал одному из военнопленных кусок хлеба, однако даже то, что из-за этого его отправили на войну, не ожесточило героя и не заставило его отказаться от добра и перейти на сторону фашистов. Никогда Ганс Хуберман не жалел о тех добрых поступках, которые он совершал по отношению к евреям.

Вывод

Таким образом, во многих художественных произведениях образ дороги выступает в роли символа, он помогает в раскрытии образов персонажей и в раскрытии авторской идеи. Образ дороги часто связан с жизненным путем человека, движение чаще всего обозначает жизнь во всех ее проявлениях, а бездействие – отсутствие правильного жизненного пути или пустое существование, которое нельзя назвать жизнью в полноценном смысле этого слова.

Читайте также: