Сочинение человек и природа в романе тихий дон сочинение

Обновлено: 05.07.2024

В этом произведении мастерски показана неразрывная связь природы с человеком. Человек целиком и полностью зависит от природы, как она развивается, какие человек при ее помощи удовлетворяет свои потребности.

Роман является настоящей эпопеей. Именно здесь в достаточной мере прослеживается соотношение первостихия природы со средой обитания человека. Практически все герои этого романа стремятся и преследуют светлые чувства. При описании природы сопоставляется совершенства человеческого существоввания, люди очень жестоки. В этом произведении прослеживается их неразрывная связь с землей, они на ней работают. Лучше всего взять яркий эпизод, который повествует о том, что главная героиня романа Аксинья очень устала от непосильного труда, женщина остановилась для того, чтобы восстановить силы. При этом она уселась на землю совершенно неподвижно и жадно вдыхала запахи леса. А в лесу пахло ландышем, этот аромат смог навеять ей воспоминания о прошлом, она вспоминает о чудесных молодых годах, но, к сожалению, их не вернуть.

Совершеннно по-новому предстала природа перед героем Лихачевым. Мужчина, идя на смерть, замечает красоту весеннего леса. Бурые почки набухают, а он их срывает и сует в рот. При этом у героя глаза полны тумана, постепенно они отходят от мороза, а небритые уголки губ приятно улыбаются.

Коммунист оказывается в довольно трагической ситуации, однако, только такая характеристика героя помогает проникнуться его безысходностью.

Самым драматическим сюжетом является проклятие Натальи Григория, она давно устала от его измен, женщина просит Бога, чтобы он наказал обидчика. Движения природы отлично совпадают с чувствами женщины, в результате чего гроза.

Григорий Мелихов показан довольно сопереживающим мужчиной, он порезал косой утенка, в результате чего ему очень жаль, он очень любит природу.

Самым главным героем в этом произведении является Дон-батюшка. Его образ сильно меняется в зависимости от людей и времени. Вообще Дон символизирует надежды и спокойствие… Река продолжает свое течение несмотря на то, какие тяготы приходится переживать людям.

То он спокойно протекает под солнцем, то становится совсем неуправляем, разливается и выходит из берегов. Вот и образ Григория Мелехова подобен бурной реке, его характер гармонирует с самим Тихим Доном. Он переживает и душевно скитается и не может понять смысла жизни.

Шолохову удается показать через пейзажи достаточно глубокие чувства героев. Этот роман, действительно, произведение с очень глубоким смыслом.

В романе-эпопее противопоставляются естественная, нормальная жизнь вечной природы и взбаламученная, исполненная неразрешимых противоречий, ненадежная, всегда готовая оборваться жизнь людей. Название произведения — устойчивое фольклорное сочетание, использовавшееся литераторами и до Шолохова. Ho у него оно звучит с горькой иронией. Герои “Тихого Дона” связаны с землей, трудятся на земле и хотят трудиться. Однако в силу сложившихся исторических обстоятельств они оторваны от земли, в буквальном смысле слова потеряли почву под ногами. И уже природа наделяется чертами страшной, конечной человеческой жизни. Трижды — в связи с мнимой гибелью Григория, смертью Петра и его вдовы Дарьи, заразившейся дурной болезнью и утопившейся, — трупный запах назван васильковым (многообразными запахами вообще пронизано все произведение). Лед на Дону, “трупно синея, вздувался”. Ho эти штрихи не делают природу неестественной, тем более отвратительной. Вздувающийся лед упоминается в таком описании оттепели: “…сутки шел дождь, с обдонской горы по ерикам, шалая, неслась вода; на обнажившихся от снега мысах зазеленели прошлогодняя травка и мшистые плитняки мела; на Дону заедями пенились окраинцы… Невыразимо сладкий запах излучал оголенный чернозем” (кн. 2, ч. 4, гл. VI). Дарья, готовясь проститься с жизнью, впервые обращает внимание на красоту окружающей природы: “…кубыть глаза открылись! Гляжу на Дон, а по нем зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом, гляну — господи, красота-то какая! А я ее и не примечала…” Теперь ей бросается в глаза даже крохотный цветок повители, который “источал тяжелый плотский запах нагретой солнцем земли. Дарья смотрела на него с жадностью и изумлением, словно впервые видела этот простенький и невзрачный цветок; понюхала его, широко раздувая вздрагивающие ноздри, потом бережно положила на взрыхленную, высушенную ветрами землю…” (кн. 4, ч. 7, гл. XIII).

Григорий после гибели Аксиньи, похоронив ее “при ярком утреннем свете”, “твердо веря, что расстаются они ненадолго”, чувствует на голове и лице солнечные лучи. “Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (кн. 4, ч. 8, гл. XVII). Образ черного солнца не раз встречается в мировой литературе, в том числе в XX в. (например, в стихах О. Мандельштама). В “Тихом Доне” это особенно емкий и мрачный символ. Для человека, окончательно прощающегося с жизнью, уже и величественная, прекрасная, светлая, сияющая природа одевается в единственный цвет — цвет траура. Григорий не может чувствовать ее красоту, как Дарья, потому что та еще только поняла ее, только начала жить по-настоящему — внутренне богатой жизнью, а у Григория, испытавшего все самое страшное, что мог испытать подобный ему человек, не осталось никаких внутренних сил для обычных, простых радостей.

Тонко и проникновенно, во всей своей живой и трепетной достоверности изображает Шолохов родную природу. Пейзаж у него всегда одухотворен. Он соотнесен с человеком, с течением жизни, то своей красотой и величием оттеняя несовершенство человеческого бытия, жестокость людскую, то гармонически сливаясь с душевным миром человека, охваченного высокими стремлениями, светлыми чувствами.

В поэтике образа Аксиньи преобладает мотив цветения, мотив весны; в образе Натальи – мотив холода, льда, снега. Детали природного мира, окружающего Наталью, грустные: это тоскливо, мертвенно пахнущие травы.

Масштабам чувства Аксиньи и Григория соответствуют такие образы природы, как ветер, лес, степь, Дон, ароматы цветов.

Картины природы, связанные в конце с Григорием, его судьбой, обретают трагический смысл: выжженная палами степь, черное солнце, символизирующее всю глубину горя Григория.

Для поэтики пейзажей, связанных с судьбой главных героев, характерен темный, черный цвет, свидетельствующий о печали, утратах. Это образы черной тучи, черной тишины, черной полыни, темного леса, черной, выжженной палами степи, черного неба и черного диска солнца. Черный цвет от обозначения определенного конкретного явления и предмета вырастает до философского обобщения, символа.

Многозначен образ Тихого Дона – и как реки (воды) и как донской земли, казачьего края.

Эта река, подобно человеческой истории, полна изгибов и водоворотов: как бы ни менялась жизнь, в какие бы тупики ни заходила, она бесконечна, ней есть нечто бессмертное.

Самые сложные психологические состояния, острейшие идейные и моральные коллизии, движение времени, жизнь и изменения в жизни, переломы в настроениях и судьбах отдельных людей и массы народа Шолохов может наглядно передавать через сравнения и ассоциации с природными явлениями.

Природа движется сама по себе. Люди страдают и радуются своими радостями и печалями. Но вот на миг оба движения совпадают, и проклятье Натальи, усиленное метафоричностью грозовой тучи, звучит необычайно выразительным трагическим взрывом. Здесь параллелизм перестает быть одним из приемов введения пейзажа и вырастает в существенную особенность композиции и характерную черту стиля.

Впечатления окружающего мира, вступающие в сознание и героя, и читателя, разряжают крайнее напряжение. Писатель как бы широко распахивает душу читателя для восприятия огромного мира природы, человеческих чувств после сосредоточенного нагнетания художественных средств, устремляющих все внимание к одному необычайно напряженному событию.

Наряду с сопоставлениями природных процессов с духовной жизнью Аксиньи и Натальи автор использует сравнения из мира природы.

В изображении народного характера образ природы играет решающую роль. Пейзажи представляют землю, взрастившую крестьян, поэтизируют труд в природе. Свойства народного характера формируются условиями жизни и труда. Люди земли представлены богатырями, способными к противоборству со стихиями и сотрудничеству с животворящими силами природы. Эти черты раскрываются в трудовых пейзажах и в картинах, изображающих преодоление героями стихий. Чувство природы в крестьянском характере определяет состав личности: казаки М. А. Шолохова, участвуя в истории, тянутся к земле. Ценности труда, семьи и дома для них главные; земледельцы в повседневном труде не утрачивают способности эстетически воспринимать красоту природы. Персонажи М. Шолохова обладают житейской мудростью и богатым эмоциональным миром, который открывается в философски и психологически наполненных картинах природы.

Заключение

Прочитав произведения М. А. Шолохова и изучив статьи некоторых авторов, можно сделать несколько выводов.

Своеобразие пейзажных зарисовок в произведениях М. Шолохова заключается в том, что они имеют композиционное значение при описании и раскрытии характеров, внутренних состояний героев, а также часто автор обращается к пейзажу в целях предварения описываемых событий.

Роль пейзажа различна: в произведениях он не только является фоном, на котором происходят описываемые события, но и помогает понять чувства, глубокие переживания и душевное состояние героев. Автор, используя пейзаж, выражает свою точку зрения на происходящие события и свое отношение к ним.

Авторское восприятие природы передается при помощи различных изобразительно-выразительных средств языка: олицетворений, метафор, эмоционально-окрашенных эпитетов, необычных сравнений, анафор.

Для творческой манеры М. Шолохова наиболее характерны следующие типы психологического пейзажа: авторский символико-психологический пейзаж; пейзаж-впечатление, воспоминание; рассредоточенное в тексте изображение природного процесса, идущего в параллели с человеческим сюжетом; пейзаж-сравнение, входящий в состав рассуждения автора или героя.

Природа у Шолохова как художника-мыслителя является зеркалом, благодаря которому он познает историю, народ и личность. Повествователь в эпопее мыслит природными образами, поэтому самым распространенным приемом осмысления действительности являются сравнения с природой.

Излюбленная шолоховская гамма включает голубой, золотой, розовый, зеленый цвета, с которыми связаны покой и положительные эмоции; часто употребляются черный, желтый, красный, темно-синий, лиловый, имеющие устойчивую негативную окраску, связанные с трагедией, смертью, тревогой.

Шолоховское художественное осмысление природы связано с фольклорной и классической традицией. В период радикального отношения к природе художник оставался на традиционной пантеистической, природозащитной позиции. Воспевая природу, писатель защищал ценности земледельческой культуры.

Список литературы

2. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990. – 8 с.

3. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.: Просвещение, 1980. – 290 с.

4. Диброва Е.И. Словарь языка Михаила Шолохова. – М., 2005. – 377 с.

5. Долгов К.М. Эстетика природы. – М., – 1994, – 230 с.

6. Киселева Л.Ф. О значимости ключевых и доминантных основ художественного мира Шолохова для века прошедшего и настоящего // Филологический вестник Ростовского государственного университета, 2005. – С. 56.

8. Костин Е.А. Философия и эстетика русской литературы. – Вильнюс: Изд-во VAGA, 2010. – 431 с.

9. Ларин Б.А. О Шолохове // Михаил Шолохов. Сборник статей. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1956. – С. 9-11.

10. Минакова А.М. Поэтический космос М.А. Шолохова. О мифологизме в эпике М.А. Шолохова. – М., 1992. – 16 с.

11. Муравьева Н.М. Проза М.

12. А. Шолохова: онтология, эпическая стратегия характеров, поэтика. – Борисоглебск: БГПИ, 2007. – 381 с.

13. Ничипоров И.Б. Человек и природа в новеллистике М.А. Шолохова 1920-х гг // Литература и культура в контексте Христианства. Образы, символы, лики России: материалы V Междунар. науч. конф. г. Ульяновск. 22 – 25 сентября, 2008 г. / Ч.1. / сост., отв. ред. проф. А.А. Дырдин. – УлГТУ Ульяновск, 2008. – С. 270-274.

14. Нянковский М.А. Шолохов в школе. Книга для учителя. – М.: ООО Дрофа, 2001. – 290 с.

15. Семенова С.Г. Мир прозы Михаила Шолохова. От поэтики к миропониманию. – М.: ИМЛИ РАН, 2005. – 352 с.

19. Хватов А.И. На родной земле, в родной литературе. – М.: Современник, 1980. – 368 с.

20. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 1. – М.: Художественная литература, 1986. – 174 с.

21. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 2. – М.: Художественная литература, 1986. – 395 с.

22. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 3. – М.: Художественная литература, 1986. – 235 с.

23. Шолохов М.А. Собрание сочинений в 8 томах: Т. 4. – М.: Художественная литература, 1986. – 243 с.

24. Шолохов М.А. Донские рассказы. Судьба человека. – М.: Издательский Дом Синергия, 2002. – 432 с.

25. Шолохов М.А. Письмо М. И. Гриневой, 28 декабря 1933 г., ст. Вешенская М.А. Шолохов. – М.: ИМЛИ РАН, 2003. – 150 с.

26. Шолохов М.М. Об отце. Воспоминания-размышления разных лет. – Ростов-на-Дону: Донской издательский Дом, 2011. – 224 с.

Забудем о постперестроечных призывах отринуть все то, что было создано до 1991 года, в том числе — и творчество Шолохова.

Потому что всегда, когда автор считает нужным сделать паузу, оттенить, выделить, украсить сюжет, когда ему необходимо задать настроение или усилить впечатление от происходящего в той либо иной главе, в тексте появляются описания природы. Природы разной, изменчивой — разнятся времена года, пейзажи; Шолохов пишет о географически разных местах. Но изменению сюжета всегда сопутствуют картины природы. Причем описания эти тоже очень динамичны; они дышат, позволяют почувствовать цвет, запахи, ощутить движение масс воздуха так, словно бы читатель видит все это глазами шолоховских персонажей.

Пейзажные зарисовки Шолохова можно условно разбить на четыре основные группы.

Первая группа — это описания природы, помогающие передать психологическое напряжение сюжета. Вот, например, как ведет себя природа перед свадьбой Григория Мелихова с Натальей Коршуновой:

Предчувствием беды, тоской и каким-то надрывом веет от этого пейзажа. И отец Григория, стремящийся во что бы то ни стало соблюсти честь семьи, женить сына, как положено казаку, отвадить его от греховной любви к Аксинье, в душе понимает — напрасно. Не будет Григорию счастливой жизни с Натальей, все кончится плохо и для нее, и для него. А вместе со старшим Мелиховым понимает это и читатель и, несмотря на последующее яркое описание разгульной и вроде бы веселой свадьбы, предчувствует — быть беде.

Внутреннее напряжение, тяжесть, безнадежность. Так и есть — идет Первая мировая война. Казаки, и Григорий Мелехов в их числе, ведут тяжелые бои, кровавая свистопляска засасывает людей, озлобляет их, превращает в животных, и скупое описание осенних садов, где деревья словно бы кровоточат, лишний раз подсказывает читателю — все плохо, а будет еще хуже, близится не просто беда, а нечто такое страшное, чему и названия-то нет.

Лавр Корнилов едет в Москву, чтобы возглавить верные монарху войска, едет спасать Россию, свою Родину, без сомнения, горячо любимую им. Он профессиональный военный, закаленный в боях и прошедший через огонь и воду. Он уверен, что сможет свершить задуманное, оттого на душе у него светло и благостно, и Шолохов передает это через светлый и чистый умиротворяющий пейзаж.

СТИХИ ВПРОЗЕ.

Третья группа природных описаний используется Шолоховым тогда, когда автор стремится усилить трагедийность описываемого, дать прочувствовать читателю весь ужас происходящего.

Война идет уже третий год. В привычном и устоявшемся мирке казачьего хутора все разладилось.

Вот так же жестокие ветры отнюдь не благих перемен очень скоро подхватят жителей хутора и понесут их по пустым дорогам России, развеют по чужим краям, разведут по разные стороны баррикад, толкнут на братоубийство.

А вот как начинается XXVIII глава пятой части романа:

Вроде бы и обычный пейзаж. Но веет от него чем-то жутковатым, чем-то таким, от чего сжимается сердце. И верно: вечер этот — последнее, что видят в своей жизни красногвардейцы Подтелкова. Скоро, очень скоро начнется самое ужасное, начнется то, из-за чего Гражданскую войну и называют худшей из бед, — братья будут убивать братьев.

Описания природы Шолохова ставят его в один ряд с классиками русской литературы: Тургеневым, Аксаковым, Гоголем. По сути шолоховские пейзажи — стихи в прозе, гениальная лирическая поэзия жесткого прозаика-реалиста. И здесь Шолохов намного превзошел многих и многих собственно лириков.

Пейзаж вокруг Аксиньи

Чувства женщины легко понимаются с помощью картин природы. Вокруг Аксиньи, гуляющей в весеннем лесу, свежесть и грусть. Аксинья в восприятии автора – ландыш. Женщина увидела в нем всю свою судьбу. Чистый родник помог представить, как красиво и быстро проскочила в ее жизни молодость. Ландыш нежным звоном успокаивал и дарил надежду.

Природa… Онa существует вечно, онa бесконечнa, онa былa тогдa, когда не было человека, следовaтельно, она никем не создaнa. Но всё же природа и человек неразрывно связаны прочными нитями. Природа никак не зависит от человека, а вот он… Природа – это естественная среда обитания людей, она изучена и используется социумом для удовлетворения своих потребностей.

Пейзажи заостряют внимание на внутреннем мире героев, стремящихся к совершенствованию себя, к высоким и светлым чувствам. Также описание природы подчёркивает жестокость людей, несовершенства людского существования.

Один из драматических сюжетов – проклятие Натальей, уставшей от измен, Григория на фоне приближавшейся грозы. Изначально ничего не предвещает беды, но с настроением героини меняется и настрой природы. Наталья просила Бога, чтобы тот наказал обидчика. Чувства бедной девушки и движения природы совпадают, и проклятие Натальи звучит выразительным катастрофическим взрывом.

Тесной является связь Григория Мелехова и окружающей натуры. Сцена, где Мелехов порезал косой утёнка, показывает, что герой умеет сопереживать чужой боли, любит всё живое, чувствует природу.

Один из ключевых героев – это Дон-батюшка. Образ реки менялся, эволюционировал с течением времени и людьми. Дон – символ спокойствия, умиротворения, надежды… Несмотря на все тяготы, река продолжает своё движение. Она, как и другие, может быть разной по характеру, иметь разное настроение: то спокойно катит свои воды под солнцем, то бушует и разливается, выходя из берегов.

Образ Григория Мелехова сопоставляется с могучей и сильной рекой. Душевные скитания, переживания, поиск смысла жизни героя полностью гармонирует с описанием того самого тихого Дона… Финал романа даёт надежду на продолжение жизни. Дон ещё скован льдом, но кое-где уже виднеется чёрная вода, река освобождает себя, сбрасывает тяжкую ношу и мчится вперёд, к морю, к свободе…

Шолохов через пейзажи показывает нам глубокие чувства героев. Он детализирует, оттеняет их мировосприятие. Природа в романе выражает оптимизм, надежду на счастливое будущее на земле и вне земного бытия. Это нечто мистическое, далёкое и прекрасное.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В этом произведении мастерски показана неразрывная связь природы с человеком. Человек целиком и полностью зависит от природы, как она развивается, какие человек при ее помощи удовлетворяет свои потребности.

Роман является настоящей эпопеей. Именно здесь в достаточной мере прослеживается соотношение первостихия природы со средой обитания человека. Практически все герои этого романа стремятся и преследуют светлые чувства. При описании природы сопоставляется совершенства человеческого существоввания, люди очень жестоки. В этом произведении прослеживается их неразрывная связь с землей, они на ней работают. Лучше всего взять яркий эпизод, который повествует о том, что главная героиня романа Аксинья очень устала от непосильного труда, женщина остановилась для того, чтобы восстановить силы. При этом она уселась на землю совершенно неподвижно и жадно вдыхала запахи леса. А в лесу пахло ландышем, этот аромат смог навеять ей воспоминания о прошлом, она вспоминает о чудесных молодых годах, но, к сожалению, их не вернуть.

Совершеннно по-новому предстала природа перед героем Лихачевым. Мужчина, идя на смерть, замечает красоту весеннего леса. Бурые почки набухают, а он их срывает и сует в рот. При этом у героя глаза полны тумана, постепенно они отходят от мороза, а небритые уголки губ приятно улыбаются.

Коммунист оказывается в довольно трагической ситуации, однако, только такая характеристика героя помогает проникнуться его безысходностью.

Самым драматическим сюжетом является проклятие Натальи Григория, она давно устала от его измен, женщина просит Бога, чтобы он наказал обидчика. Движения природы отлично совпадают с чувствами женщины, в результате чего гроза.

Григорий Мелихов показан довольно сопереживающим мужчиной, он порезал косой утенка, в результате чего ему очень жаль, он очень любит природу.

Самым главным героем в этом произведении является Дон-батюшка. Его образ сильно меняется в зависимости от людей и времени. Вообще Дон символизирует надежды и спокойствие… Река продолжает свое течение несмотря на то, какие тяготы приходится переживать людям.

То он спокойно протекает под солнцем, то становится совсем неуправляем, разливается и выходит из берегов. Вот и образ Григория Мелехова подобен бурной реке, его характер гармонирует с самим Тихим Доном. Он переживает и душевно скитается и не может понять смысла жизни.

Шолохову удается показать через пейзажи достаточно глубокие чувства героев. Этот роман, действительно, произведение с очень глубоким смыслом.

2 вариант

Идейное и эстетическое значение природы имеется этом произведении. Автор смог изящно, с чувством изобразить природу родной страны в своем произведении так, чтобы не оставить читателя равнодушным. Все описания природы соотносятся с человеком и его протеканием жизни. Своей привлекательностью они делают тенью-проекцией внутренние представления персонажей, которые охвачены великими целями и чистыми ощущениями, а еще не идеальность человеческого существования и человеческую грубостью.

Существование людей и бытие природы неразрывно между собой скреплены. Лев Николаевич Толстой считал людей реками. И Михаил Шолохов тоже является продолжателем его традиций. Он заставляет течь человеческую судьбу, подобно реке. Очень сложно сделать представление, как потечет река дальше. Том, где теперь жизнь становится мелкой, будто река на изгибе, становится мелкой так, что видно рассыпанную грязь. Человек несется потоками бытия, и он не является кусочком песка в воде Дона, который разливается. Каждый должен самостоятельно отыскать свое русло. Но очень трудно определить, как дойти к правдивости. Григорий Мелехов не может остановиться задавать себе этот вопрос.

Григорий смог узреть то, что не могут заметить люди без духовного сокровища. Он очень тонко и остро воспринимал этот свет. Именно через этого героя Михаил Шолохов передал все буйство природы, все ее звуки, пышность, молчание, прекрасный трепет. Здесь и холодная луна, и красная заря, и снежные перья лебедей.

Когда было тихо, то герой занимался тем, что разглядывал степь, которая окутывалась легким солнечным светом, и еще курганы. Он слышал пение птиц, и это не могло оставить его равнодушным.

Писатель нередко показывает, что чувствует тот или иной герой, показывая его отношение к природе. Это доказывает эпизод в лесу весной. Аксинью погрузили в воспоминания цветы ландыша, которые она понюхала и еще отражение цветков в лесном ручье.

Также читают:

Картинка к сочинению Природа в романе Тихий Дон

Популярные сегодня темы

Да, я тоже так думаю. Дети это отражение семьи, так как они искренне повторяют за взрослыми, а вот после дети (уже выросшие) могут очень отличаться от родителей. Хотя тут тоже разные мнения

Образ лирического героя в творчестве поэта особенно ярко отражает особенности символистского направления в произведениях автора

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Природa…онa существует вечно, онa бесконечнa, онa былa тогдa, когда не было человека, следовaтельно, она никем не создaнa. Но всё же природа и человек неразрывно связаны прочными нитями. Природа никак не зависит от человека, а вот он… Природа – это естественная среда обитания людей, она изучена и используется социумом для удовлетворения своих потребностей.

Пейзажи заостряют внимание на внетреннем мире героев, стремящихся к совершенствованию себя, к высоким и светлым чувствам. Также описание природы подчёркивает жестокость людей, несовершенства людского существования.

Прекрасный аромат ландыша навеял героине мысли о прошлом, о её молодости, которую уже не вернуть.

Один из драматических сюжетов – проклятие Натальей, уставшей от измен, Григория на фоне приближавшейся грозы. Изначально ничего не предвещает беды, но с настроением героини меняется и настрой природы. Наталья просила Бога, чтобы тот наказал обидчика. Чувства бедной девушки и движения природы совпадают, и проклятие Натальи звучит выразительным катастрофическим взрывом.

Тесной является связь Григория Мелехова и окружающей натуры. Сцена, где Мелехов порезал косой утёнка, показывает, что герой умеет сопереживать чужой боли, любит всё живое, чувствует природу.

Один из ключевых героев – это Дон-батюшка. Образ реки менялся, эволюционировал с течением времени и людьми. Дон – символ спокойствия, умиротворения, надежды… Несмотря на все тяготы, река продолжает своё движение. Она, как и другие, может быть разной по характеру, иметь разное настроение: то спокойно катит свои воды под солнцем, то бушует и разливается, выходя из берегов.

Образ Григория Мелехова сопоставляется с могучей и сильной рекой. Душевные скитания, переживания, поиск смысла жизни героя полностью гармонирует с описанием того самого тихого Дона… Финал романа даёт надежду на продолжение жизни. Дон ещё скован людом, но кое-где уже виднеется чёрная вода, река освобождает себя, сбрасывает тяжкую ношу и мчится вперёд, к морю, к свободе…

Шолохов через пейзажи показывает нам глубокие чувства героев. Он детализирует, оттеняет из мировосприятие. Природа в романе выражает оптимизм, надежду на счастливое будущее на земле и вне земного бытия. Это нечто мистическое, далёкое и прекрасное.

В романе-эпопее противопоставляются естественная, нормальная жизнь вечной природы и взбаламученная, исполненная неразрешимых противоречий, ненадежная, всегда готовая оборваться жизнь людей. Название произведения – устойчивое фольклорное сочетание, использовавшееся литераторами и до Шолохова. Ho у него оно звучит с горькой иронией.
Герои “Тихого Дона” связаны с землей, трудятся на земле и хотят трудиться. Однако в силу сложившихся исторических обстоятельств они оторваны от земли, в буквальном смысле слова потеряли почву под

Трижды – в связи с мнимой гибелью Григория, смертью Петра и его вдовы Дарьи, заразившейся дурной болезнью и утопившейся, – трупный запах назван васильковым (многообразными запахами вообще пронизано все произведение). Лед на Дону, “трупно синея, вздувался”. Ho эти штрихи не делают природу неестественной, тем более отвратительной. Вздувающийся лед упоминается в таком описании оттепели: “…сутки шел дождь, с обдонской горы по ерикам, шалая, неслась вода; на обнажившихся от снега мысах зазеленели прошлогодняя травка

Невыразимо сладкий запах излучал оголенный чернозем” (кн. 2, ч. 4, гл. VI). Дарья, готовясь проститься с жизнью, впервые обращает внимание на красоту окружающей природы: “…кубыть глаза открылись!

Гляжу на Дон, а по нем зыбь, и от солнца он чисто серебряный, так и переливается весь, аж глазам глядеть на него больно. Повернусь кругом, гляну – господи, красота-то какая! А я ее и не примечала…” Теперь ей бросается в глаза даже крохотный цветок повители, который “источал тяжелый плотский запах нагретой солнцем земли.

Дарья смотрела на него с жадностью и изумлением, словно впервые видела этот простенький и невзрачный цветок; понюхала его, широко раздувая вздрагивающие ноздри, потом бережно положила на взрыхленную, высушенную ветрами землю…” (кн. 4, ч. 7, гл. XIII).
Григорий после гибели Аксиньи, похоронив ее “при ярком утреннем свете”, “твердо веря, что расстаются они ненадолго”, чувствует на голове и лице солнечные лучи. “Словно пробудившись от тяжкого сна, он поднял голову и увидел над собой черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца” (кн. 4, ч. 8, гл. XVII).

Образ черного солнца не раз встречается в мировой литературе, в том числе в XX в. (например, в стихах О. Мандельштама). В “Тихом Доне” это особенно емкий и мрачный символ. Для человека, окончательно прощающегося с жизнью, уже и величественная, прекрасная, светлая, сияющая природа одевается в единственный цвет – цвет траура.

Григорий не может чувствовать ее красоту, как Дарья, потому что та еще только поняла ее, только начала жить по-настоящему – внутренне богатой жизнью, а у Григория, испытавшего все самое страшное, что мог испытать подобный ему человек, не осталось никаких внутренних сил для обычных, простых радостей.

Читайте также: