Сочинение чайковского снегурочка это

Обновлено: 18.05.2024

2 слЭто сочинение — кульминация в творческом союзе великого композитора и великого русского драматурга. И, что самое примечательное, этот творческий союз состоялся по совершенно формальному поводу.

3 сл В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А.Н.Островскому.

7сл я предлагаю Вашему вниманию отрывок Вступление-

8 слайд А вслед драматургу вторили хоры — гимны Чайковского великой и могучей силе природы, чистой и бесстрашной, самозабвенной любви девочки-Снегурочки, её чистоте и самопожертвованию.

9 слайдИ Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, постоянно общались, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский выступал в роли заинтересованного заказчика, постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Как признавался сам Чайковский, ему пьеса Островского так нравилась, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.

Че Гевара Харизматический лидер Творческая работа

С каждым годом технологии формирования политического образа претерпевают изменения, становятся все изощренней. Не секрет, что многие имиджмейкеры используют метод анализа аналогов, для выявления особенностей формирования образов политических лидеров, рассматривая как современных деятелей, так иисторических персон.Ярким примером для многих являетсяимидж А. Гитлера. Многочисленные исследователи .

10 сл На премьере дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Участвовали знаменитые русские драматические актеры и певцы, хор и оркестр Большого театра.

11 слад Но жизнь на сцене совместного творения Островского-Чайковского была недолгой. Спектакль вскоре перестал идти. А ставить в других театрах его было практически невозможно: ведь для его исполнения требовались огромные силы, которых не было в драматическом театре, а драматические актеры отсутствовали в оперных театрах. Музыка Чайковского постепенно стала звучать как самостоятельные музыкальные фрагменты на концертной эстраде, что продолжается и по сей день.

Примеры похожих учебных работ

Развитие русского драматического театра

. жизни. На основании этого можно сделать вывод, что история русского драматического театра будет вести свой отсчет и дальше, еще не одно . Пресс, 2004 Холодов Е. Г. в соавт. История русского драматического театра. Том 1. От истоков до конца XVIII века, .

. Отдельного слова заслуживают декорации. Они не менялись на протяжении всего представления. Задумка была очень удачна. . это представление будет далеко, далеко не последним, произведшим на меня такое впечатление. Список литературы [Электронный ресурс .

Драматический театр им. А. С. Пушкина (Красноярск)

. 2. Советская история Красноярский краевой драматический театр им. А. С. Пушкина В послевоенные годы создана студия актерского мастерства при театре, в которой в . Лобозёрова, режиссёр Андрей Максимов Примечания Данный реферат составлен на основе .

Курсовая 4. Проектирование информационной системы Драматический театр имени А. С. Пушкина

. информационной системы в работу бухгалтерии и отдела кадров повысит качество работы персонала, а также повысит эффективность работы театра в целом. Целью курсовой работы является проектирование информационной системы «Драматический театр имени .

Русский драматический театр XX века

. исторические этапы в истории русской драматической сцены; Советский театр 30-80-х годов; Театр сегодня. Исторические этапы в истории русской драматической сцены В истории развития драматического театра начала 20-го века можно выделить .

. на наш взгляд, именно искусство театра, поэтому на него необходимо обратить особое внимание, как на источник обогащения культурной и духовной жизни современного школьника. Анализируя данные исследования и .

В марте 1873 года Островский получил от Комиссии по управлению казенными театрами предложение срочно написать для исполнения в Большом театре пьесу, в которой можно было бы занять объединенные труппы: оперную, драматическую и балетную. Музыка была заказана Чайковскому.

Следовательно, тема Снегурочки помнилась писателю с детских лет. Авдотья Ивановна Кутузова была для Островского, так же как Арина Родионовна для Пушкина, источником вдохновения в создании поэтических сказов. И обращение к фантастике имело в его творчестве глубоко народные основы.

В области фольклора, как мы уже знаем, Островский был крупным знатоком и углубленным исследователем. Он постоянно знакомился со всеми новыми работами о творчестве народа, общался с крупнейшими учеными и тщательно собирал материал.

6 апреля (когда музыка была уже закончена, и необходимо было только подтекстовать партитуру) Чайковский в письме к драматургу торопит его, напоминая о недостающих текстах песен.

Из всего этого очевидно, что Островский писал слова своих песен, а Чайковский свою музыку на основе определенных, точно оговоренных ритмо-мелодических рисунков.


точно так же, как он мог бы выписать их музыкальными знаками:


Совершенно очевидно, что во всех случаях создания им стихов для песен в первооснову легли народные песни, избранные драматургом совместно с композитором.

Неподтекстованная партитура Чайковского уже 26 марта была сдана в Дирекцию, торопившуюся с распиской оркестровых партий, а 7 апреля композитор закончил подтекстовку в последних номерах.

С тонкой поэтичностью и глубиной отразил он в музыке настроение первой сцены весенней сказки Островского, подготавливая восприятие зрителей.

Интродукция начинается тихим звуком валторны, как бы вызвавшим ласковую певучую тему, исполняемую деревянными духовыми:

Не прощальная ли это песня, что напевает уходящая зима? Нежная, лиричная, она звучит почти колыбельною песней:

Легкие фигурации деревянных как бы возвещают наступление новой жизни. Не ручеек ли пробежал по проталинкам? Или зачирикали птицы, пригретые солнышком?

Далее мелодия широко и раздольно звучит в струнной группе:

Невольно представляется ярко засиявшее солнце, празднично осветившее снеговые просторы.

Властно утвердилась новая тема. Но потом ее сменяет первая тема, проходящая в богатом оркестровом звучании. В интродукции уже слышится как бы торжествующее наступление весны. Композитор заканчивает ее мягкими, постепенно стихающими фразами. Медленно раскрывается занавес.

Лесная полянка, залитая лунным светом. Огни в окнах отдаленного посада Берендеевки. Полночь. Кричат петухи. Леший заваливается спать в дупло. Перелетные птицы летят. Весна-Красна спускается на землю, окруженная птицами, дрожащими от холода.

На морозной пыли Лягу маревом,

Средь полночных небес встану заревом…

И толкутся столбы и спираются,

А под ними снега загораются…

Несмотря на декламационный характер этой арии, для драматического актера она, несомненно, была трудна. Чайковский

Берендеи, обращаясь к соломенному Чучелу, изображающему масленицу, поют прощальный гимн веселому празднику, предвещающему наступление весны.

Хор состоит из трех частей — первая часть, исполненная радостных воспоминаний о гулянках и пиршествах, веселая:

Раным-рано куры запели,

Про весну обвестили.

Сладко, воложно нас кормила,

Суслом, бражкой поила.

Вторая часть хора — широкая теноровая запевка лирического характера, крайне типичная для русской песни:

Поезжай долой с двора,

Отошла твоя пора! —

бурного, плясового характера Allegro vivace.

Окончание масленицы означает наступление весны, — пора вынимать ульи, убирать сани, пора запевать веснянки.

Тогда и ждать меня опять.

Чучело Масленицы исчезает.

Во второй части номера — Allegro moderato — использована первая хоровая тема проводов масленицы.

В рукописи Чайковский пометил карандашом начало монолога Чучелы. Сказочный колорит текста подчеркнут тревожным характером струнного сопровождения.

Берендеи обнаруживают дочку Весны и Мороза и уводят ее в слободку. Деревья и кусты кланяются Снегурочке, прощаясь с ней.

Музыкальное вступление к первому действию, происходящему в заречной слободке Берендеевке, построено на чудесной теме в исполнении двух кларнетов, подражающих пастушьим рожкам:

Ведь в первом действии заметная роль принадлежит пастуху Лелю. Кроме того, этот антракт служил превосходным вступлением к простой, наивной, простодушной сцене бобыля и бобылихи, которой в первом варианте начиналась пьеса.

Пронизан он насквозь.

В полдневный зной,

Когда бежит от солнца все живое

В тени искать прохлады, гордо, нагло

На припеке лежит пастух ленивый,

В истоме чувств дремотных подбирает

Лукавые заманчивые речи…

Лель поет Снегурочке песню о девушке-сиротке, что родилася без пригреву и, как ягодка-земляничка, вызябнет и высохнет без призору:

Этот номер является одним из шедевров вокальной лирики Чайковского.

Эта песня стала излюбленным номером концертных программ и часто исполняется до последнего времени.

Композитор очень любил созданные им песни Леля, и впоследствии, когда была написана опера Римского-Корсакова, даже грустил, что Лель запоет другую музыку на те же слова.

Пастух бросает холодную Снегурочку и убегает к веселым, приветливым девушкам слободки.

Появление Мизгиря, встреча его со Снегурочкой, внезапная измена Купаве (имя которой в древних былинах означает —

Основная тема приводит к Allegro несколько маршеобразного фанфарного характера — Берендей приказал созвать народ.

Заключительная часть (L’istesso tempo), начинаясь мягко и тихо, разрастается, и музыкальный антракт заканчивается могучим и ликующим звучанием всего оркестра.

По всей вероятности, она принадлежала к тем песням, которые Вильбоа записывал с голоса Островского, запоминавшего их в народном исполнении. И повидимому, ее очень любил Островский, если предложил Чайковскому взять за основу музыки. Серьезную, вдумчивую и тонкую работу провели драматург совместно с композитором над сочетанием ритмо-мелодических основ древнего поэтического памятника и народной песни.

После небольшой интродукции вступает запевала. Таково было пожелание Островского, высказанное в цитированном письме: «Не лучше ли эту песню сделать с запевом, т. е. первые три стиха каждого куплета пусть поет один голос, а остальные

Широкий эпический распев, звучные гармонии, прозрачный, необычайно легкий аккомпанемент гуслей (переданный пиццикато струнных) и самый характер напева и текста, — все это как бы насыщено дыханием отдаленных веков, строгостью и простотой русской древности:

Что мне звенит по заре издалече?

Слышу и трубы, и ржание коней…

В сизых туманах стальные шеломы…

Пашут по ветру червленые стяги…

Жены на стенах и башнях высоких:

Лад своих милых не видеть нам боле,

Милые гибнут в незнаемом поле.

Стоны по градам, притоптаны нивы…

Бряцают кольчуги, проносятся птицы в степях, стонет под копытами земля, мечи гремят о шлемы, копья пронзают доспехи.

Ломят и гонят дружины дружины,

Топчут комонями, копьями нижут.

Лесные звери лижут кровавые трупы; птицы прикрыли крыльями убитых. Печально, кручинно поникают травы, кусты и деревья. А в финале хора звучит слава мирной жизни:

Веселы грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава.

В роды и роды блюстителю мира!

За стужу наших чувств

И сердится на нас Ярило-Солнце.

Год от году лето становится короче, весна холодней; туманы и лихорадки знобят людей. Берендей решает: встретить восход солнца в канун Ярилина дня в заповедном лесу всем народом. А

И пусть тогда сольются В единый клич привет навстречу Солнцу И брачная торжественная песнь.

К царю прибегает Купава с жалобой на Мизгиря и наСне- гурочку, разлучившую ее с возлюбленным.

Бирючи кричат на вышках дворца. Музыкальность стихов, вложенных в их уста, принадлежит к одному из высших достижений русской поэзии. Редчайший знаток народной речи, внимательный слушатель, постоянно наблюдавший русские обычаи, праздники, игры и песни, Островский использовал свой богатый опыт в этом мастерском изложении клича бирючей. Вопросу генезиса их речевых образов посвящены тщательные исследования, — перечисляется громадное количество литературных и бытовых первоисточников, приговоров свадебных дружков, надписей к лубочным картинкам и т. д. Обращает на себя внимание социальный уклон этих кличей. Сзывая государевых лю-

Ваше дело: волочить да жать,

Да руку крючком держать.

Начинается суд над Мизгирем. Он осужден на изгнание. Появление Снегурочки приостанавливает решение царя. Пораженный ее красотой, Берендей решает отметить праздник солнца — Ярилин день — ее обрученьем.

Царь Берендей прохаживается между гуляющими:

Во всем велик, — мешать с бездельем дело

Не станет он; трудиться, так трудиться,

Плясать и петь— так вдоволь, до упаду!

Уходит день веселый, догорают

Последние лучи зари…

Цепляются за сучья и растут…

Берендей просит Леля спеть прощальную песню.

Вторая версия песни, опубликованная после смерти Чайковского, тоже пленяет музыкальной поэтичностью.

Стемнело. Лесную поляну заливает лунный свет.

Во всем лесу веселый гул идет,

То песенки, то звонкий смех, то шопот

Воркующий, то робости и счастья

Короткий вздох, отрывистый…

Яркий музыкальный номер написан композитором для сцены преследования Снегурочки Мизгирем.

Мизгиря сзади неожиданно обнимает Леший, охраняющий дочку Весны, и сразу оборачивается пнем. Мизгирь бежит вслед за Снегурочкой, но между ними вырастает из земли лес.

…в кустах мелькают

И светятся двойчаткой, точно свечки,

Глаза волков кровавые. А вот

На дереве повис, как кошка, леший…

Видение Снегурочки возникает в противоположной стороне, манит Мизгиря; кусты и сучья принимают фантастические образы. На месте Снегурочки вырастает пень с двумя светляками, светящимися, как глаза чудовища.

Фантастическое Allegro vivace, сопровождающее эти волшебные картины, построено на фоне беспрерывно повторяющихся звучаний валторн. Этот прием придает всей сцене характер сказочной жути. Таинственно-фантастический колорит создается и тембральными эффектами, и стремительностью движения, и динамичностью развития. Здесь Чайковский проявил себя как гениальный мастер эффектной театральной музыки.

Начинает светать. Бледнеют тени ночи.

…Заря чуть видною полоской

Прорезала восточный неба край…

…Проснулся день, и раскрывает веки

Встречать восход Ярила-Солнца…

Рождение дня, первого дня, когда, сменяя весну, в свои права вступает лето, передано композитором в поэтическом вступлении к четвертому акту. Ласково льющаяся, пластичная, широко распевная мелодия рисует картину раннего утра:

Блестит отблесками зари лесное озеро, поросшее осокой и водяными растениями с роскошными цветами. Вдали видна Ярилина гора с острой вершиной.

Проносится бледное видение, едва касаясь земли, и улетает. Мизгирь гонится за ним…

Весна и Снегурочка садятся на пригорок. Цветы окружают их. Весна перебирает венок.

Смотри, дитя, какое сочетанье

Цветов и трав, какие переливы

Цветной игры и запахов…

Ее монолог сопровождает та же музыка наступающего утра, известная по вступлению к четвертому акту. Здесь композитор только облегчил оркестровку: декламация сопровождается струнной группой. Весна передает Снегурочке цветок, который зажжет в ней новое чувство:

И вспыхнет кровь, и очи загорятся,

Окрасится лицо живым румянцем,

Играющим, — и заколышет грудь

Желанная тобой любовь девичья.

Вступает женский хор, продолжающий ту же тему, которая сопровождала монолог Весны. Завершается музыкальный эпизод, и Снегурочка, возрожденная, преобразившаяся, смотрит на мир другими глазами:

Зеленый лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться.

Вода манит, кусты зовут меня…

Берендеи в праздничных одеждах выходят встречать появление солнца. Музыканты играют на гуслях, пастухи на рожках. Царь со свитой возглавляет шествие. Торжественная маршеобразная музыка сопровождает появление народа. Старинную об-

Все с ожиданием смотрят на восток. Поющие разделяются на две группы, и каждая из них размеренным шагом, в ритм пения, приближается друг к другу и опять отступает. В конце песни женихи берут за руки своих невест и кланяются царю Берендею:

Да будет ваш союз благословен

Обилием и счастьем!

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось.

Изгоним же последний стужи след

Из наших душ и обратимся к Солнцу.

Призывный гимн богу Яриле запевает Лель,—

Тепло его в крови моей и в сердце,

И теплится в лице румянцем смуглым,

И светится весенней сладкой негой Из глаз моих.

Лель запевает славословие, его подхватывает мощный торжественный хор, поддержанный всем оркестром:

Красное солнце наше!—

Нет тебя в мире краше!—

гремит гимн славословия источнику тепла, света, разума, счастья и жизни. Музыкальный финал полнозвучен, жизнеутверждающ и убедителен.

(Левина и Додонов) для своих бенефисов. Все спектакли проходили с неизменным успехом и при полном зрительном зале, в чем убеждают нас архивные материалы.

Постановкой сказки Островского открывался этот новый театр. Первый спектакль был посвящен памяти Островского, и сбор поступал в пользу средств на сооружение памятника великому драматургу.

Выдающийся артист и режиссер А. П. Ленский, тонкий и

Роли распределились среди актеров, совсем еще недавно, в советское время игравших на сцене Малого театра, живых в памяти нашего поколения. Ленскому было легко работать с молодыми артистами,—он пользовался у них неограниченным авторитетом, доверием и любовью, граничащей с обожанием.

лись долго и тщательно. Основное внимание было обращено на звучание речи и образцовое владение стихом, на безукоризненное произнесение слова, на его музыкальность, к чему обязывала музыка Чайковского.

Музыкальным руководителем был опытный дирижер П. А. Ипполитов.

Следует отметить также две постановки в концертном исполнении в Москве и в Ленинграде в 1939 и 1940 годах с музыкой Чайковского, переинструментованной для оркестра народных инструментов.

«Снегурочкам является замечательным образцом глубокого, органичного сочетания русской классической поэзии и русской классической музыки.

Опубл.: Глумов А. Музыка в русском драматическом театре. М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. С. 267 – 293.

  • Размещено: 13.01.2014
  • Ключевые слова: Чайковский, Островский, Снегурочка, русский музыкальный театр
  • Размер: 59.69 Kb
  • © Открытый текст (Нижегородское отделение Российского общества историков – архивистов)
    Копирование материала – только с разрешения редакции

Сайт "Открытый текст" функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
✉ Письмо в редакцию
🔎 Карта сайта

Аннотация. Статья посвящена одному из ранних сочинений П. Чайковского, которое обладает поистине немеркнущими художественными достоинствами. Основное внимание автора сосредоточено на анализе сольных, хоровых и инструментальных эпизодов, выявлении драматургической роли хора, а также отличительных особенностей композиторского письма, его музыкального мышления, стиля и творческого метода.

Аннотация.Статья посвященаодномуиз ранних сочиненийП. Чайковского, которое обладает поистиненемеркнущими художественными достоинствами. Основное внимание автора сосредоточено наанализе сольных, хоровых иинструментальных эпизодов,выявлении драматургическойролихора,а также отличительных особенностей композиторского письма, его музыкального мышления, стиля и творческого метода.

Ключевые слова:композиция, строфа, мелодика, интонация, ритм, гармония.

4 куплета 6 куплетов 2 куплета

Первая часть, в которую вошло четыре куплета,повторена дважды. Примечательна структуракуплета ‬парнаяпериодичность, что напоминает строение народных напевов и усиливает его сходство с фольклорной мелодией: а а1 б б1 2 т.

Формухора можно определить как куплетновариационную,дважды повторенную.Она состоит из трех куплетов,каждый изкоторых имеет запевноприпевную структуру (соло ‬хор). На запев солиста хор отвечает короткими фразами, повторяя последние слова и, как бы углубляя их значение. Подобный прием переклички солиста с хором характерен для народных игровых песен.

Музыка хора изложена размашисто, в крупном оперном плане; звучание яркое, насыщенное,при стремительном движении голосовв высоком регистре. Оркестровое сопровождение добавляет живости в картину народного веселья, чему служат широкие по диапазону, гаммообразные ходы шестнадцатыми в партии струнныхинструментов(т. 70 ‬106).Все три хора по содержаниюи образноэмоциональному состояниюрасполагаются в такой последовательности, что приобретают вид единого построения и естественно сливаются в трехчастную контрастносоставную форму

Ссылки на источники1.Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк / Ред. и примеч. В.А. Жданова и Н.Т. Жегина. Т. 2. 1879 ‬1881. ‬М. ‬Л.: Academia, 1935. ‬680 с.2.ИпполитовИванов М. М. Пятьдесят лет русской музыки в моих воспоминаниях. ‬М.: Музгиз, 1934.‬160 с.

3.Островский и русские композиторы. Письма. Из истории русской оперы / Под ред. Е. М. Колосовой. ‬М. ‬Л.: Искусство, 1937. ‬250 с.4.Истомин И. Гармония П. Чайковского // Очерки по истории гармонии в русской и советской музыке. Вып. 3. ‬М.: Музыка, 1989. ‬С. 5 ‬35.5.Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. II. Избранные работы о П. И. Чайковском, А. Г. Рубинштейне и др. русских композиторах. ‬М.: АН СССР, 1954. ‬384 с.6.Туманина Н.В. Чайковский. Путькмастерству. 1840 ‬1877. ‬М.: Издво АН СССР, 1962. ‬560 с.

"Снегурочка" Чайковского стала его подлинным шедевром, одним из самых вдохновенных сочинений, наполненных светом, богатством красок, буйным цветением сказочных колоритных образов. Это сочинение - кульминация в творческом союзе великого композитора и великого русского драматурга. И, что самое примечательное, этот творческий союз состоялся по совершенно формальному поводу. В начале 1873 года Малый театр закрылся на капитальный ремонт. Все три труппы императорских московских театров, драматическая, оперная и балетная должны были выступать на сцене Большого театра. Понадобились спектакли, в которых все три труппы могли быть задействованы. С предложением сочинить такой спектакль Дирекция обратилась к А.Н.Островскому. Музыку же по личной просьбе драматурга заказали 33-летнему Чайковскому, молодому профессору Московской консерватории. Он уже начал свой композиторский путь как оперный композитор, был автором двух симфоний. "Снегурочка" стала на его творческом пути мостиком от первых композиторских опытов и гениальных прозрений к "Лебединому озеру", "Евгению Онегину".

В качестве сюжета "Снегурочки" Островский разработал и развил известную русскую народную сказку. Правда, Островский изложил известный сюжет не просто как поучительную притчу, а с огромным философским подтекстом. Как кредо драматурга звучит начало монолога царя Берендея: "Полна чудес могучая природа!". А вслед драматургу вторили хоры - гимны Чайковского великой и могучей силе природы, чистой и бесстрашной, самозабвенной любви девочки-Снегурочки, её чистоте и самопожертвованию.

И Островский, и Чайковский работали с огромным энтузиазмом и увлечением, постоянно общались, обменивались написанным, обсуждали сделанное. Островский выступал в роли заинтересованного заказчика, постоянно предлагал композитору для использования те или иные русские народные песни, наигрыши. Как признавался сам Чайковский, ему пьеса Островского так нравилась, что он без всяких усилий сочинил всю музыку за три недели.

На премьере дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Участвовали знаменитые русские драматические актеры и певцы, хор и оркестр Большого театра.

Но жизнь на сцене совместного творения Островского-Чайковского была недолгой. Спектакль вскоре перестал идти. А ставить в других театрах его было практически невозможно: ведь для его исполнения требовались огромные силы, которых не было в драматическом театре, а драматические актеры отсутствовали в оперных театрах. Музыка Чайковского постепенно стала звучать как самостоятельные музыкальные фрагменты на концертной эстраде, что продолжается и по сей день.

Читайте также: