Сочинение было написано на вольную тему и сплошь состояло

Обновлено: 02.07.2024

Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. Впервые после долгой блокадной зимы oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах.

(1)Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две
девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2)Впервые после долгой блокадной зимы
oни отправились пешком с Петроградской стороны на Невский проспект, ко
Дворцу пионеров. (3)Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от
взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах.
(4)3имой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в
закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5)Чтобы согреться,
сжигали мебель, одежду, книги. (6)Ослабевшую Нюру, до войны солистку
знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на
санках отвезли в детский дом девушки – бойцы отряда противовоздушной
обороны. (7)Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8)На исходе
первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская.
(9)Как и другие работники Дворца пионеров, она, только недавно
выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти
своих питомцев. (10)До войны Аничков дворец был сказочным детским
царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

(21)А в мае 1942 года во Дворце пионеров работали многочисленные
кружки: танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования,
художественного слова. (22)Искусство помогало детям выжить, но они ещё
не знали о его подлинной силе.

(По Л. Овчинниковой*)
* Л. Овчинникова – современная российская писательница.

Известный лингвист Б.Н.Головин утверждал, что достоинтства речи связаны с удачно отобранными языковыми единицами, выражающими мысли и чувства. Эти достоинства измеряются критериями точности и образности.

Как видим, лингвист Б.Н.Головин совершенно прав в своём утверждении.

Финал текста заключает основную мысль всего текста: неимоверные испытания выпали на долю ленинградских детей, но они не сдались, выстояли и приобрели несокрушимое мужество.

Сила духа – это внутреннее ощущение своей значимости. Она проявляется в стремлении отдать что-то другим в любой ситуации, даже в самых тяжёлых жизненных условиях.

Сила духа воспитывается преодолением трудностей и проявляется в осознании своей значимости для мира и для других людей.

В хитроумно разработанном плане абитуриент из Гороховея предусмотрел все детали. Сочинение писалось на вольную тему и сплошь состояло из деепричастных оборотов, выпутаться из которых экзаменаторы так и не смогли, влепив тройку. На правах заслуженного педагога отец прорвался в приемную комиссию и добыл произведение сына, испытав то же недоумение, что и от приказов облоно: по сути, все правильно — и тем не менее мерзость окаянная. Воодушевленный первой победой, Андрей отстукал Таисии ликующую телеграмму. После математики и химии — другую, с боем добыв тройку. На физике решено было провалиться, молчать гордо и неприступно. Замшелый старикашка битый час наседал на дурня и невежду и, сломленный, громогласно обозвал гороховейца лопухом и тупицею. На следующий день Андрей пришел за документами и был ошарашен новостью: он принят! Он -студент! Он попал в некую квоту, только что установленную для выпускников сельской глубинки!
Заплетающиеся ноги привели Андрея в уборную на третьем этаже. Он сел на пол и уткнул голову в коленки. Кто-то из курящих и гомонящих принял его за своего, такого же провалившегося на экзаменах бедолагу, присел, посочувствовал, дал верный совет: срочно подать документы в Тимирязевку, там -недобор! Не все еще потеряно, друг!
Вспугнутый Андрей поплелся на другой этаж. На факультете, рекомендованном ему только что, учился Иван Шишлин, предрекавший Андрею второгодничество, исключение из школы и метлу на заводе.
Отец нашел его в скверике. Сигарета, первая в жизни, торчала в зубах Андрея. Обрадованный педагог постарался ее не заметить, однако утвердился в решении: никаких общежитий, ослабить до минимума тлетворное влияние столицы, сына — к тетке, на все пять студенческих лет.

Не все еще было потеряно, еще можно было спасти себя для Таисии, для настоящей жизни: сбежать из Москвы глухой темной ночью, добраться до Гороховея, чтоб и оттуда сбежать, вместе с Таисией.
Но не сбежал. Дух знаний уже проникал во все поры, уже туманилась голова в предчувствии того, что будет познано только им, лопухом и тупицею, и Таисия все отдалялась и отдалялась от него, шли недели и месяцы студенческой жизни, а вестей от нее не прибавлялось, и вдруг стороною Андрей узнает, что его любовь — первая и последняя (это он уже понимал), ранняя и поздняя сразу, — продала дом, уехала из Гороховея, пропала в неизвестности. Вот когда сказалась разница в возрасте!
(Академик Сургеев А. Н. прославился книгами по теплу и электричеству, по физике твердого тела и кибернетике, но в нередкие минуты самокопания он честно признавался себе, что до сих пор не знает, почему катится колесо и от какой прихоти скользит по цилиндру поршень. Как только он заглядывал в самую сокровенную глубину явлений, связанных с расширением и сжатием, как только вдумывался он в существо покоя и движения, так сразу же обнаруживал неимоверную ложность всех теорий. Призрак абсолютной непознаваемости миропорядка будил Андрея Николаевича по ночам, и, в кромешной тьме добравшись до письменного стола, рвал он в тихой ярости попадавшиеся под руку бумаги и вышептывал проклятья. Все лучшее осталось в прошлом! Как правильно рассчитал и продумал восемнадцатилетний мозг все варианты будущего! Как точно мыслил он, как верно угадывал! Да, надо было закупорить себя там, в родном городке, запереться в сарайчике, полном металлического хлама. И Таисия рядом, стареющая быстрее его, вся обратившаяся на детей, позволявшая ему существовать в комфорте жизненных неудобств, потому что все великое прозревается в закутках контор, в лабораториях, где приборы уже не умещаются на столах, где запутаешься в паутине проводов, где отрешишься от наглых притязаний эпохи… Да, все было продумано, все — кроме клубней растения семейства пасленовых, то есть картофеля.)

Лопушок

Лопушок Лопушок

Дополнительная информация

Случайный отрывок из книги :

Утренние сновидения таковы, что к сараю с мотоциклом былой охоты нет. Куда приятнее развалиться в кресле и вновь обсудить наедине с собой этот проклятый половой вопрос в его практическом осуществлении. С кем, короче, разрешить эту проблему? И кого, грубо говоря? Влюбление в Юлию Колчину с соседней парты шло полным ходом, та отвечала взаимностью, но на таких полутонах, что первый поцелуй обещался через месяц, не раньше, и всего лишь поцелуй. Подавала надежды старшая пионервожатая, намекавшая на совместный поход по окрестным лесам с ночевкой у озера. Но, однако же, к каким методам и приемам прибегнуть, склоняя старшую пионервожатую к тому, о чем сухо и рационалистически повествовал профессор Форель в своем двухтомном труде?

Восемнадцатилетний Андрей Сургеев грыз ногти, сучил ногами, ерзал в кресле, хмыкал, вполголоса шептал проклятья, обвиняя себя в трусости, потому что понимал: для практикума по Форелю не подходят ни Колчина, ни старшая пионервожатая. Только женщина, которую зовут обольстительно: Таисия! Только она! Та, у которой он читает книги. Которой помогает в огороде. Которая позавчера пришила ему пуговицу к рубашке и, надкусывая нитку зубами, прислонила голову к его груди, а потом губами коснулась подбородка. Но — старше его на пять лет! Двадцать три года! И — замужем. Правда, муж в длительной командировке — так сказала она. И не двадцать три года ей, а только пошел двадцать третий, но все же, все же… Старше и замужем — значит, есть опыт, и перед опытом этим он — щенок, сопляк, неумелый мальчишка.

И еще что-то останавливало, еще что-то сковывало руки и ноги. Подозрение, что изведываться будет то, что не должно вообще познаваться в восемнадцать лет. В тридцать, в тридцать пять, но не сейчас, потому что в нем то, что выше всех жутко-сладостных актов познания. В нем — любовь, та самая, что бывает раз, всего один раз в жизни. Трепет тела, желающего быть нужным другому телу даже в самой малости. Он страдает, когда Таисия делает то, что обязан делать мужчина. Он наслаждается, выгребая в ее доме золу из печки. Вскопал ей грядки — и радость была полная, счастье было! Родинка над ее левой бровью дороже аттестата зрелости, мотоцикла.

Так идти к ней — или преодолеть себя, тело свое? Выдержать искус, остаться дома?

Что-то скрипнуло, потом пискнуло, и по писклявинке в голосе девчонки, проникшей в дом, Андрей понял, что это — та, вчерашняя. Подобрал ноги, глянул на девчонку, ничего не говорил, надеясь упорным молчанием вышибить ее из дома. Та же — осваивалась. Обувь она оставила в сенях, легко передвигалась по очень интересной и малознакомой комнате, на ногах — вязаные носки, одета в домашнее платьице, не ученическое, волосенки редкие и короткие, в косу не собранные, ростом в шестиклассницу не вышла, под мышкой — тетрадки. Занудливо поведала: умерла бабушка на прошлой неделе, мама в школу не пускала, но все упражнения, что задавали, она сделала, — так нельзя ли проверить задачки? Врала так нагло, что Андрей не выдержал.

— Отстань! — с угрозой процедил он.

Тогда она двинулась вдоль стены. Потрогала подоконник, пощупала занавеску. Дошла до шкафа и замерла перед ним. Потом потянула на себя дверцу и запустила руку, цапнула конфету в вазочке, стремительно сунула ее в рот и торопливо, как кошка, подобравшая кусочек сала, полакомилась добычей — не поворачиваясь к Андрею, который с удивлением взирал на вороватые жевания и глотания малюсенькой врушки.

— Тогда расскажи сказочку, — услышал Андрей просьбу, умильную и шепелявую. — Я люблю сказочки.

Три праздничных дня, слитых с ночами, превратили полуслепого котенка в мужчину. Слезы навертывались на глаза -такое было счастье, так все ликовало в теле.

Весь город знал, куда идет Андрей Сургеев после школы. И родители знали. Но они молчали, понимая, что слова уже не спасут сына. Сварливость вибрировала в голосе матери, по ее педагогике был нанесен смертельный удар. У нее хватило ума приостановить супруга: отец уже стучал в двери милиции, требуя выселить растлительницу из города. С сыном же было решено так: с глаз долой, подальше, в Москву, конкурс в Энергетический институт невелик, авось примут отпетого троечника, ничего, кроме женщин и мотоциклов, знать не желавшего. Списались со столицей, двоюродная тетка согласилась приютить гороховейского мальца.

В хитроумно разработанном плане абитуриент из Гороховея предусмотрел все детали. Сочинение писалось на вольную тему и сплошь состояло из деепричастных оборотов, выпутаться из которых экзаменаторы так и не смогли, влепив тройку. На правах заслуженного педагога отец прорвался в приемную комиссию и добыл произведение сына, испытав то же недоумение, что и от приказов облоно: по сути, все правильно — и тем не менее мерзость окаянная. Воодушевленный первой победой, Андрей отстукал Таисии ликующую телеграмму. После математики и химии — другую, с боем добыв тройку. На физике решено было провалиться, молчать гордо и неприступно. Замшелый старикашка битый час наседал на дурня и невежду и, сломленный, громогласно обозвал гороховейца лопухом и тупицею. На следующий день Андрей пришел за документами и был ошарашен новостью: он принят! Он -студент! Он попал в некую квоту, только что установленную для выпускников сельской глубинки!

Заплетающиеся ноги привели Андрея в уборную на третьем этаже. Он сел на пол и уткнул голову в коленки. Кто-то из курящих и гомонящих принял его за своего, такого же провалившегося на экзаменах бедолагу, присел, посочувствовал, дал верный совет: срочно подать документы в Тимирязевку, там -недобор! Не все еще потеряно, друг!

Вспугнутый Андрей поплелся на другой этаж. На факультете, рекомендованном ему только что, учился Иван Шишлин, предрекавший Андрею второгодничество, исключение из школы и метлу на заводе.

Отец нашел его в скверике. Сигарета, первая в жизни, торчала в зубах Андрея. Обрадованный педагог постарался ее не заметить, однако утвердился в решении: никаких общежитий, ослабить до минимума тлетворное влияние столицы, сына — к тетке, на все пять студенческих лет.

Сочинение-рассуждение "Взяв матерчатый кисет из рук девочки, старшина, на груди которого было два боевых ордена, сказал: "Принимаю третью награду Родины". Моряки знали цену мужеству".

Последние строки текста я понимаю так: в военное время, кроме смерти и стрельбищ, люди ни чего не видели. Искусство помогало выжить им.
Во-первых, моряки понимали, что не все вернуться из боя. Но дети, выступая на крейсере, вселяли в сердца моряков надежду на лучшее: ". в этих ребятах была сама одухотворённая надежда. "

Во-вторых, кисет, который взял старшина, был наградой для него. Ведь дети, у каждого из которых немало горя, нашли в себе силы и смогли внушить веру и надежду не только солдатам, но и себе: "Знавшие цену мужеству, моряки видели силу духа ленинградских школьников. "
Таким образом, искусство помогало выжить не только защитникам Родины, но и детям, потерявшим родных на страшной и жестокой войне.
Представляя блокадный Ленинград, разрушенный бомбежками город, невольно задумываешься о том, какое горе перенесли на себе его жители. Трупы на улицах, голод, холод. А ведь многие из тех, кто смог пережить блокаду были совсем маленькими детьми, которым посчастливилось остаться в живых, в том числе и благодаря искусству.

Дети выступали на военном корабле перед моряками и дарили маленькие подарки, тем самым вселяя в сердца бойцов надежду в лучшее.
Моряки понимали, что перенесли дети в во время блокады, с какими лишениями и испытания им пришлось столкнуться. Многие моряки плакали слушая детское выступление, а к детским подаркам отнеслись как к настоящим боевым наградам.

Искусство во время войны помогало выжить всем, от детей до солдат защищающих родину.


Пример сочинения 2

Представляя блокадный Ленинград, разрушенный бомбежками город, невольно задумываешься о том, какое горе перенесли на себе его жители. Трупы на улицах, голод, холод, бомбежки.. А ведь многие из тех, кто смог пережить блокаду были совсем маленькими детьми, которым посчастливилось остаться в живых, в том числе и благодаря искусству.
Дети выступали на военном корабле перед моряками и дарили маленькие подарки, тем самым вселяя в сердца бойцов надежду в лучшее.

Моряки понимали, что перенесли дети в во время блокады, с какими лишениями и испытания им пришлось столкнуться. Многие моряки плакали слушая детское выступление, а к детским подаркам отнеслись как к настоящим боевым наградам.
Искусство во время войны помогало выжить всем, от детей до солдат защищающих родину.


Пример сочинения 3

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

Читайте также: