Сочинение бунин петлистые уши

Обновлено: 02.07.2024

Вот бы им вашего Достоевского со всеми его бездарными романами бросить. Он-то уж о природе никогда не писал

Бунин. Между тем новым лицам как раз Бунин по-особенному радовался:

Но сам эпизод позволяет сделать вполне определенный, обоснованный вывод:

Под стать глупому и ничтожному тирану-убийце и его жена: «. пожилая, тучная.

(4,443). Казалось бы, не семья, а собрание всевозможных пороков и мерзостей.

Но она типична, как типичен и губернский город.

Исчез и слишком субъективный оттенок:

Запомнился его видевшим густой голос, вполне гармонирующий с внешностью супермена. Он зримо выделяется в мелкой толпе обыкновенных людишек, внушая ужас, — i в то же время гипнотизирует, притягивает к себе незаурядной силой, безобразней цельностью.

Толстой, однако, остался в черновой редакции рассказа. Зато герой рассказа в длинном и зловещем монологе, прозвучавшем в дешевом петербургском ресторане, полемически обрушился на Достоевского. Перечислив всевозможные преступления, какими до краев переполнена старая и новая история человечества, Библия и современные газеты, Соколович, нанизывая один риторический вопрос на другой («Как вы думаете. мучились все Эти господа муками Каина или Раскольникова?

Бунин писал А.Б.Дерману: «Много ли автора в рассуждениях Соколовича?

до нравоучения, проповеди, инвектив. Предпочитая другой, трудный, но и самый эффективный путь — искусство пластики и графики: внешний облик Соколовича и безупречно, изумительно вылепленный образ зловещего Петербурга.

Вызывающие парадоксы подпольного человека («Да оглянитесь кругом: кровь рекою льется, да еще развеселым таким образом, точно шампанское. Цивилизация вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений и. решительно ничего больше. А через развитие этой многосторонности человек еще, пожалуй, дойдет до того, что отыщет в крови наслаждение. Ведь это уж и случалось с ним.

(6, 252). Невыносимое, давящее величие, заставляющее Арсеньева немедленно уехать куда-нибудь подальше из этого полярного города. Он признается Лике:

«— Ты говоришь — Петербург. Если бы ты знала, какой это ужас и как я там сразу и навеки понял, что я человек до глубины души южный. Гоголь писал из Италии: „Петербург, снега, подлецы, департамент — все это мне снилось: я проснулся опять на родине". Вот и я так же проснулся тут.

Соколович настолько слит с образом Петербурга, с панорамой столицы, что кажется ее неотъемлемой частицей, непременным элементом холодного и сырого ада, в одном из подземелий которого размеренно, почти равнодушно витийствует угрюмый выродок. Как надменно, ровно, презрительно философствует герой рассказа! Удивительно, что он вообще говорит, впрочем, мало интересуясь собеседниками, нетерпеливо подавляя любое покушение на диалог. Его густой голос звучит с непоколебимой убежденностью в том, что все им сказанное есть непререкаемая истина, откровение. Никаких pro и contra, ни малейшего намека на душевные страдания, муки совести, больные сны, головокружительные психо­ логические перепады. Соколович и в обществе преступников и убийц Достоевского выглядел бы выродком. Он бесконечно далек от Родиона Раскольникова, презирает 5 Русская литература, №3,1992 г.

В. А. Туниманов этого рефлектирующего убийцу, не сумевшего выдержать небольшого практиче­ ского испытания.

Безупречна архитектоника рассказа — и она служит высшим художест­ венно-философским целям, которые не сформулированы, не заявлены пря­ молинейно, публицистически, а достигнуты образно-пластическими средствами.

Должно быть, Бунина порадовало письмо Е.А.Колтоновской (27 января 1917 года): «Рассказ „Петлистые уши" глубоко поразил меня и взволновал. Кажется, он сильнее всего, написанного вами, сильнее „Господина из Сан-Франциско".

Но вы, конечно, не об этом спрашиваете меня, а о сущности впечатления:

П.А.Нилуса, судя по письму к нему Бунина от 27 мая 1917 года, больше огорчил:

— инфернальным образом Петербурга.

А надо всеми моими тогдашними чувствами преобладала безмерная печаль.

Народ сам сказал про себя: „Из нас, как из древа, — и дубина, и икона" у — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает:

Бунин И.А. Собр. соч.: В 9 т. M., 1967. Т. 9. С. 265. Далее ссылки на это издание даются в тексте.

Одоевцева И. На берегах Сены. М., 1989. С. 283—284.

Лит. наследство. 1973. Т. 84. Кн. 2. С. 271.

Одоевцева И. Указ. соч. С. 304.

Лит. наследство. Т. 84. Кн. 2. С. 278.

См. об этом: Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. М., 1966. С. 249—253.

Лит. наследство. Т. 84. Кн. 2. С. 112.

В черновой редакции своеобразная литературная декларация предшествовала исповеди убийцы:

Вопросы литературы. 1969. № 7. С. 193.

Лит. наследство. Т. 84. Кн. 2. С. 273.

Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. и писем: В 30 т. Л., 1973. Т. 5. С. 112.

Там же. Т. 6. С. 400.

Бабореко А. И.А.Бунин: Материалы для биографии. М., 1983. С. 317.

«В сумерках можно было различить только торчащие из-под диванного стола голые ноги лежащей навзничь женщины и то, что смятый чехол дивана весь залит уже высохшей кровью.

Вопросы литературы. 1969. № 7. С. 192.

Бабореко А. Указ. соч. С. 233.

Так ведь это интервью: здесь Бунин осторожно подбирает слова, к тому же еще рассуждая теоретически.

Г.Н.Кузнецова приводит слова о рассказе (после чтения его писателем): «Вот, видят во мне только того, кто написал „Деревню". А ведь и это я! И это во мне есть! Ведь я сам русский, и во мне есть и то и это! А как это написано! Сколько тут разнообразных, редко употребляемых слов, и как соблюден пейзаж хотя бы северной (и иконописной) Руси: эти сосны, песок, ее желтый платок, длинность сложения Аглаи. Ее сестра — обычная, а сама она уже вот какая, синеглазая, белоликая, тихая, длиннорукая, — это уже вырождение. А перечисление русских святых! А этот, что бабам повстречался, как выдуман! В котелке и с завязанными глазами! Ведь бес! Слишком много видел! „Утешил, что истлеют у нее только уста!" — ведь какое жестокое утешение, страшное!

Бабореко А. Указ. соч. С. 232.

Лит. наследство. Т. 84. Кн. 2. С. 478.

Русская литература. 1979. № 2. С. 154. Письмо Нилуса не сохранилось.

Бунин И. Окаянные дни. С. 112.

Там же. С. 100, 129.

Русская литература. 1979. № 2. С. 153.

Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью. С. 390.

Бунин И. Окаянные дни. С. 164.

Лит. наследство. Т. 84. Кн. 2. С. 271.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Читайте также: