Сочинение борис годунов ночь келья в чудовом монастыре

Обновлено: 05.07.2024

Пушкин писал, что в характере лето­писца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенче­ское и вместе с тем мудрое, усердие, от­сутствие суетности, пристрастия.

Летописец Пимен сознательно ограни­чил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неве­домо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца — поведать по­томкам правду о событиях, произошед­ших на родной земле.

Когда-нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный…

Правдивые сказанья перепишет, —

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают За их труды, за славу, за добро…

Как воспринимает Григорий своего настав­ника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?

Григорий уважает Пимена за трудолю­бие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает оши­бочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе на­рода русского, способствовавшего воцаре­нию Бориса. В его образе проявляется со­вестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро — считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Гроз­ного) искать успокоения в вере, монаше­ских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осо­знании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

Бесстрастность покидает Пимена, рас­сказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оце­ночными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными гла­голами — волочат, затрепетал, заво­пил. Стиль его повествования становится разговорным.

Мирская жизнь содержит много иску­шений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюми­нутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в мо­настырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

Перечитайте заключительную реплику Григо­рия. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени — Гри­горию или автору трагедии?

И не уйдешь ты от суда мирского,

Как не уйдешь от Божьего суда.

Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели — такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория.

А. С. Пушкин. Борис Годунов. Перечитайте заключительную реплику Григо­рия. В чем смысл его пророчества?


Окт 24, 2018 | 1 комментарий

Ночь Келья в Чудовом монастыре — это пятая сцена знаменитого произведения Пушкина Борис Годунов, написанного в 1825 году. Это историческая трагедия, в которой Пушкин затронул тему искушения властью и раскрывает как внешние конфликты, конфликты между сословиями и внутренние конфликты героев. Сегодня, перечитав пятую часть Ночь. Келья в Чудовом монастыре, сделаем ее краткое изложение и анализ.

Сцена пятая: Ночь Келья в Чудовом монастыре

Ночь Келья в Чудовом монастыре это пятая часть исторической драмы Борис Годунов, которая стала первым завершенным драматическим произведением Пушкина. В ней мы видим отца Пимена, который работает над летописью. Остались последние штрихи и его работа будет завершена. Старец трудился над ней всю ночь, пока Григорий спал. В третий раз снится Григорию один и тот же сон, и он снова просыпается под его впечатлением. Взглянув на Пимена, он невольно восхищается его спокойствием и сосредоточенностью. По виду старца сложно понять, о чем он пишет, то ли о нашествиях и войнах, то ли о славе.

Когда Пимен увидел, что Григорий проснулся, он его благословляет, а тот начинает рассказывать свой сон. По лестнице Григорий взбирается на башню, и когда стоит наверху, перед ним раскрыта вся столица. Внизу стоит множество людей и насмехается над Григорием. Это приводит к тому, что он начинает падать вниз, поле чего, всегда просыпается.

Пимен нарекает на молодую кровь и советует смирять себя с помощью молитвы. Григорий же размышляет о том, как было весело Пимену в молодости, ведь повидал тот на своем веку многое, в то время как сам Гриша с отрочества стал иноком и скитается по кельям. В ответ Пимен начинает свой монолог о том, что нечего сетовать на судьбу, а нужно радоваться, что грешный мир он полностью не видел. Сложно устоять перед искушением славой и роскошью. А истинное блаженство Пимен познал лишь тогда, когда оказался в монастыре. По просьбе Григория Отрепьева Пимен рассказал о своей бурной молодости, о Казанских походах, о войне, на которой был с Иваном Грозным, об опричниках. Отвечая на вопрос о царевиче Дмитрии, Пимен рассказывает, как в юные годы убили царевича в Угличе, а возраст его сейчас совпадал бы с возрастом Григория.

Ночь Келья в Чудовом монастыре

У Григория возникает план бежать из монастыря и стать лжецаревичем Дмитрием. На этом сцена пятая завершается.

Краткий анализ

В сцене пятой Ночь Келья в Чудовом монастыре, задействованы два героя. Один из них Пимен. Его мы встречаем в первый и последний раз. Изучив краткое содержание главы, становится понятно, что его роль в драме огромна. Ведь именно после его речи Григорий решается перевоплотиться в царевича Дмитрия, и выдавая себя за законного наследника, забрать власть у Бориса Годунова. Жаль только, что Григорий в рассказе старца слышал лишь то, что хотел услышать.

Каким мы видим Пимена? Это был умный человек, который много увидел в своей жизни. Он был участником многих сражений, наблюдал за историческим прошлым и был даже свидетелем убийства царевича. Теперь все события он решает записать в летописи, так как понимает, насколько важно сохранить эти факты. Он беспристрастен, поэтому на его лице полное спокойствие, а речи значимые, ведь его устами говорил сам Пушкин.

Юный Отрепьев был полной противоположностью Пимену. В нем закипала молодая кровь, ему хотелось подвигов, он мечтал о славе. Но Григорий служит иноком, а это положение требует смирения. Но возможно ли смирение, когда в душе молодца дух авантюризма? Конечно же, нет. А здесь еще и рассказ старца об убийстве царевича Дмитрия, да и сон, который был похож на пророчество. Поэтому решение было принято. Григорий решается на авантюру дабы быстрее напомнить Годунову о смерти невинного младенца.

В драме А. С. Пушкина "Борис Годунов" можно увидеть события Смутного времени в истории России. Когда все наследники Рюриковичей умерли, и власть перешла к Борису Годунову.

В сцене, описывающем события в чудовом монастыре говорится о том, как монах, с детских лет отданный в монастырь, Григорий Отрепьев, беседует с Пименом. Григорию снился сон, в котором он поднялся на высокую башню и упал с него. Пимен записывал в книге о жизни и смерти царевича Дмитрия. Тогда же отрепьев и узнал, что он с царевичем являются ровесниками. Тогда-то и решается Григорий Отрепьев бежать из монастыря и притвориться выжившим царевичем Дмитрием. Сон, который снился в ту ночь юноше оказался пророческим. Ведь Лжедмитрий на самом деле стал царем, поднялся на башню. Но так же как и во сне он упал, была убита вся его семья.

Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить
летопись "последним сказанием".
Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье
Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему
приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой
"младости" Пимена: "Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив! "
Увещевая молодого монаха: Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел"
Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших
успокоение "в подобии монашеских трудов" .
Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича,
ровесника молодого инока, в то время Пимен был на послушании
в Угличе, где Бог его и привел видеть "злое дело","кровавый грех".
Как "страшное, невиданное горе" воспринимает старик
избрание цареубийцы на престол.
"Сей повестью печальной" он собирается завершить свою
летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет "царем на Москве" .
Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.
Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в
Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Ночь. В келье Чудова монастыря отец Пимен готовится завершить
летопись "последним сказанием".
Пробуждается молодой инок Григорий, спавший тут же, в келье
Пимена. Он сетует на монашескую жизнь, которую ему
приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой
"младости" Пимена: "Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна! Счастлив! "
Увещевая молодого монаха: Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел"
Пимен приводит в пример царей Иоанна и Феодора, искавших
успокоение "в подобии монашеских трудов" .
Григорий расспрашивает Пимена о смерти Димитрия-царевича,
ровесника молодого инока, в то время Пимен был на послушании
в Угличе, где Бог его и привел видеть "злое дело","кровавый грех".
Как "страшное, невиданное горе" воспринимает старик
избрание цареубийцы на престол.
"Сей повестью печальной" он собирается завершить свою
летопись и передать дальнейшее её ведение Григорию.

Григорий бежит из монастыря, объявив, что будет "царем на Москве" .
Об этом докладывает игумен Чудова монастыря патриарху.
Патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в
Соловецкий монастырь на вечное поселение.

Читайте также: