Сочинение базаров и раскольников сравнительная характеристика

Обновлено: 05.07.2024

2. Базаров, нигилизм. Что это, что включает в себя и т. д.

3. переход к Раскольникову. Его теория, всё тож самое крч как и с Базаровым

4. вывод: можно ли жить по теории или нет.

Что роднит и различает Базарова в Раскольникова? Оба они, молодые люди, ищут свое место в жизни, оформляют свои взгляды на нее. Базаров пробует свои силы в естествознании, а Раскольников испытывает себя на избранность, принадлежность к числу сверхлюдей. Если первый не придает власти никакого значения, то для Родиона это чуть ли не самое главное в жизни. Оба героя чрезвычайно самолюбивы, только Базаров в своем самолюбии стремится к свободе, независимости от чужого влияния, а Раскольников к власти.
Оба идут по жизне по каким-то, хотя довольно близким ориентирам, так как у каждого из них есть система взглядов и ценностей. Руководствуясь своими идеями, они совершают те или иные поступки. Убеждения Базарова и Раскольникова во многом похожи, хотя это не бросается сразу в глаза.
Теории обоих подразумевают деление людей на две группы: простых и сверхлюдей. Только Базаров говорит об этом как бы вскользь ("Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!"), а у Раскольникова это составляет основу всей теории. Кстати, оба считают, что относятся ко второй категории людей. (У Родиона это до поры до времени). Идея Базарова - непризнание авторитетов и принципов существующего строя и религии, духовных и материальных ценностей. Сущность теории Раскольникова - признание права сверхлюдей на преступление во имя некой цели, а следовательно, отрицание нравственных принципов. На основе этих признаков можно назвать взгляды Базарова вульгарно материалистическими и безнравственными, а Раскольникова - откровенно фашистскими.

На примере двух литературных героев - Базарова и Раскольникова - мы видим картину развития и упадка нигилизма, прошедшего путь от безобидной базаровской модели до страшной раскольниковской. Создателями этих образов вскрыта антигуманная сущность этого явления, его оторванность от национальных корней, его отрицание и очернение всей жизни народа, всех ее сторон, отсутствие в нигилизме каких бы то ни было идеалов, осквернение религии, в которой он усматривал лишь суеверия и предрассудки, тогда как возможен более широкий подход к ней (Катерина в "Грозе"). За все это сильно доставалось Писареву и другим теоретикам нигилизма в полемике с Достоевским. Несомненно, у этого течения есть положительные черты, как, например, отношение к общественному устройству, старой морали, но это не заслоняет отрицательных сторон этого учения.

Базаров и Раскольников очень похожи: у них во многом совпадают взгляды на жизнь, характеры, они оба способны творить добро, оба оказываются в противоречии и т. п. Но есть и различия, в основном обусловленные разными условиями жизни двух героев. Отсюда в Раскольникове появляется и отчаяние, и обостренное чувство справедливости, и ненависть. Всего этого нет в Базарове.

Несмотря на ошибочность своих воззрений (а у Раскольникова и жестокость), оба молодых человека вызывают скорее не ненависть и порицание, а сочувствие - сочувствие к трагической судьбе обоих. У них есть чему поучиться: у Базарова - силе воли, стремлению к познанию, у Раскольникова- способности проявлять благородство и сострадание в самые тяжелые моменты жизни.

Цели романов "Отцы и дети" и "Преступление и наказание" были разные, но была одна общая - обличение пороков антигуманных форм общественных отношений. И большую роль в достижении этой цепи сыграли образы Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, тем самым внеся большой вклад в дело гуманизма.

Студенты часто становились героями произведений русской литературы 19 века. И это неудивительно, ведь студенчество всегда являлось прогрессивным слоем общества, отстаивающим различные передовые идеи. Студенческая молодежь развивала философские, общественные, морально-нравственные теории, стремилась изменить к лучшему себя и окружающий мир.
Одними из самых ярких героев-студентов в русской литературе являются Родион Раскольников из романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” и Евгений Базаров из романа И. А. Тургенева “Отцы

и дети”.
Раскольников – студент юридического факультета. Он крайне беден, но умен и талантлив. Это противоречие терзает Родиона.

Сознание героя мучают два вопроса: “позволено ли совершить малое зло ради большого добра, оправдывает ли благородная цель преступное средство?” и “Тварь ли я дрожащая или право имею?”.
Раскольников создает свою теорию о праве сильного человека на преступление нравственного закона. В беседе с Порфирием Петровичем Родион раскрывает основы этой идеи: “Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются

вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть…на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…Второй разряд все преступают закон…если ему надо, для своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может, по-моему, дать себе разрешение перешагнуть через кровь…”
Чтобы испытать себя и свою теорию, Родион решается на преступление нравственного закона – убийство. Но сама мысль о насилии вызывает у Родиона отвращение. В его сне-воспоминании о лошади, которую секут по глазам, проявляется истинная сущность этого героя.

По своей природе Раскольников – глубоко нравственный человек, добрый, мягкий, милосердный. Но, в то же время, он горд, самолюбив до крайности, высокомерен. Родион хочет убедиться, что он не такой, как все, что он человек особой породы.

Поэтому Раскольников все же идет на преступление.
После убийства Раскольников переживает глубочайшее духовное потрясение. Он ощущает себя отчужденным от всех людей, одним в “ледяной пустыни”. У героя проявляется горячка, он близок к помешательству и самоубийству.
Иногда Родиону кажется, что он сможет жить с “черным пятном на совести”. В нем с новой силой пробуждаются гордость и самоуверенность. Тогда он из последних сил противостоит следователю Порфирию Петровичу.
Постепенно Раскольников начинает осознавать ценность обычной жизни: “Как бы ни жить – только жить!” Его гордость сокрушена, он готов смириться с тем, что он обычный человек, со всеми слабостями и недостатками. Раскольников больше не может молчать: он признается в своем преступлении Соне. Под ее влиянием герой идет в полицейский участок и признается во всем.
Таким образом, на протяжении всего романа Достоевский подводит своего героя к мысли, что “идея” о праве на преступление нравственного закона разрушительна и безнравственна. К финалу произведения Раскольников начинает разочаровываться в своей теории, начинает убеждаться в ее губительности и опасности.
Евгений Базаров – тоже студент. Он будущий медик, увлекается естествознанием, проводит всевозможные опыты. Этот герой также, как и Раскольников, умен и талантлив, но небогат.

Он происходит из семьи разночинцев, его отец всю жизнь прослужил уездным лекарем.
Базаров, как и герой Тургенева, тоже “одержим” идеей, но идеей общественной – нигилизмом. Этот герой – дерзкий, циничный, сильный человек. Как и Раскольников, Базаров уверен, что он выгодно отличается от окружающих его людей, уверен, что он особенный. Но, если Родиону свойственны сомнения, он только ищет подтверждения своим мыслям, то Базаров убежден в правоте своих идей.

Он не признает никаких других мнений и авторитетов, идет напролом. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым нигилист-Базаров провозглашает идею “полного и беспощадного” отрицания всего: крепостного строя, либеральных реформ, а, вместе с ними, и всех основ человеческой жизни.
Он не признает любовь, поэзию, музыку, красоту природы, философию, семью, нравственность. Тех людей, которые ценят все это, герой считает слабыми и робкими мечтателями, не желающими видеть настоящей жизни. Базаров предлагает начать историю заново, уничтожив все, что было создано веками.
Чтобы проверить жизненность идей своего героя, автор проводит его сквозь жизненные испытания. Базаров переживает любовь, одиночество, тоску, нравственно страдает, как и герой “Преступления и наказания”. Как и Раскольников, Евгений обнаруживает, что он такой же человек, со всеми слабостями, радостями и горестями, как и другие. В конце романа внутренняя жизнь героя становится более сложной и противоречивой.

Но, многое поняв Базаров, в отличие от Раскольникова, все-таки умирает. Это происходит оттого, что Тургенев не видит будущего у “нигилизма”, т. к. он не признает нравственных ценностей и естественных основ жизни.
Таким образом, мне кажется, можно вывести основное различие между Базаровым и Раскольниковым. Достоевского интересует душа Родиона Раскольникова, его личность. Для этого писателя его герой – это, прежде всего, человек, со своими мыслями, чувствами, проблемами.

Поэтому Раскольникову дан шанс на преображение и воскресение.
Для Тургенева же Базаров – это прежде всего представитель нигилистического движения. Тургенева интересует именно психология нигилиста. Поэтому в судьбе своего героя этот писатель изображает свое отношение к нигилистическому течению в общем.

И поэтому Базаров, многое поняв, все же умирает, так и не сумев стать счастливым.

Карелова Вера Николаевна

Творческая работа по литературе -проект "Базаров и Раскольников как "герои нашего времени". Исследовательская работа представлена в форме доклада и презентации.

ВложениеРазмер
slovo.ppt 1.38 МБ
doklad.doc 109.5 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Евгений Базаров как авторский герой Базарова и Тургенева роднят только ирония и ум, склонный к скепсису и насмешке. Окружающая жизнь в изображении Тургенева показывает несостоятельность убеждений Базарова, но сама позиция Базарова продолжает оставаться для автора очень значительной, серьёзной и авторитетной.

Родион Раскольников как авторский герой У Раскольникова и Достоевского в личном, биографическом плане почти нет никаких совпадений. Однако вот что важно: пульсирующая, не замирающая ни на мгновение мысль – это черта самого Достоевского и его героя.

Жизненная позиция героев Сходство: Базаров Раскольников нигилисты Отрекается от рода, от семьи, от Бога. Отвергает сострадание, смирение и жертвен-ность. Выбирает бунт. Отрицает любовь, природу, поэзию, аристократизм, Бога. С пренебрежением относится к простому народу, считая его тёмным и суеверным. Признаёт одни ощущения.

Предварительный просмотр:

1. Базаров и Раскольников как авторские герои.
Внешне Тургенев и Базаров абсолютно не похожи. Они, скорее, антиподы. Тургенев, по воспоминаниям А. Панаевой, изнеженный и капризный барин, не всегда отличавшийся высокой нравственностью и даже добросердечием. В передаче Панаевой Тургенев больше напоминает Павла Петровича Кирсанова, нежели Базарова. Базарова и Тургенева роднят только ирония и ум, склонный к скепсису и насмешке. Но скепсис и критическая резкость суждений были и у Добролюбова с Чернышевским, которых сам Тургенев считал прототипами образа Базарова.
Однако, внешне и внутренне отличаясь от Тургенева, Базаров таки остается авторским героем. Тургенев, закончив роман, много раз после признавался, насколько он полюбил Базарова: художественный образ превратился для него в личность, почти человека, с которым ни в чем не согласен. Но чем сильнее его любишь, тем притягательнее он своим несходством с тобой.
Обычный прием Тургенева в изображении героя — шаржирование. Почти на каждого тургеневского героя ложится пародийный отсвет. Исключение составляют его любимые персонажи, прежде всего, конечно, так называемые тургеневские девушки (Наталья Ласунская, Лиза Калитина и др.). Базарова Тургенев тоже не шаржирует. Даже идеи Базарова он подает с полным уважением к личности своего идеологического противника. В споре с Павлом Петровичем Базаров как полемист выглядит гораздо сильнее оппонента. Правда, окружающая жизнь в изображении Тургенева показывает несостоятельность убеждений Базарова, но сама позиция Базарова продолжает оставаться для автора очень значительной, серьезной и авторитетной.
Кроме того, и это отмечал уже Д. И . Писарев, личность Базарова по сравнению со стариками Кирсановыми отличается титанической мощью как раз вследствие последовательного отстаивания Базаровым своей позиции, его упорной борьбы с жизнью и с законами борьбы, неминуемо обреченной на поражение.
Наконец, фигура Базарова на пороге смерти, по существу, доказывает мысль о бессмертии личности. То, как герой противостоит неизменному и жестокому закону природы, готовому его уничтожить, превращающему человека в тлен и прах, — говорит о силе его духа. Пускай для самого Базарова не существует бессмертия, оно существует для Тургенева и многих читателей романа. Не ныть, не стенать, не жаловаться на судьбу, вынуждающую его к такому раннему уходу, а мужественно встречать смерть лицом к лицу — вот поступок Базарова. Цельный, нераздвоенный характер Базарова определяют именно волевые акты, поступки, но не слова.

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно…

2). Раскол Раскольникова .

Для того, чтобы проверить своих героев на прочность, И.С.Тургенев и Ф.М.Достоевский испытывают их, ставя перед ними сложные жизненные препятствия, которые они, каждый по-своему, пытаются преодолеть.

Сопоставив двух героев, Евгения Базарова и Родиона Раскольникова, мы пришли к следующему:

Вспомним, что 19 век – это время, когда в воздухе носились идеи грандиозных социальных и культурных перемен. Совсем недавно во Франции произошла Великая французская революция, Отечественная война 1812 года заставила русское дворянство под другим углом взглянуть на устройство своей отчизны, в 1825 году произошло восстание декабристов…

В этот период в головах молодых людей господствовали крайне революционные, кардинальные, во многом разрушительные, идеи. Юноши потеряли опору своего существования, утратили жизненные ориентиры. Они решили, что разрешено все – и никто не сможет их остановить. К чему это приводит, и Достоевский показали на примерах своих героев.

Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова. Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость, это и руководит поведением людей.

Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом. Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.

Раскольников – так же, как и Базаров, разночинец и студент (правда, не окончивший курса).

Раскольниковым, как и Базаровым, руководит гордыня — один из самых страшных грехов. Именно она подталкивает Родиона совершить страшное убийство, заставляет Раскольникова и Базарова манипулировать судьбами других людей.

Примеры похожих учебных работ

Евгений Базаров — новый герой или трагическая личность?

Почему личная жизнь базарова оказалась неустроенной

. над тем, будто в насмешку над взглядами Базарова, проводят . пересмотреть некоторые взгляды на природу человеческих . жизненными истинами. Любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Это прозрение для Базарова, .

Базаров новый герой или трагическая. Евгений Базаров — новый герой или трагическая .

По литературе. Дружба и любовь в жизни базарова

Базаров – герой своего времени. Духовный конфликт героя. Можно ли назвать Евгения .

. поскольку искусство делает жизнь яркой и красочной. Однако хоть Базаров и относит себя к демократам-разночинцам, все . Евгения, глубину его суждений и открытую ненависть к рабству и барству. Заканчивая сочинение, хочется отметить, что смерть .

Читайте также: