Сочинение аристотеля о душе

Обновлено: 14.06.2024

О душе (греч. Περὶ Ψυχῆς ) — сочинение Аристотеля, посвященное теме души. В отличие от своего учителя Платона Аристотель настаивает, что многие состояния души зависят от состояния тела. В самом широком смысле душа является принципом жизни для всех существ, как для растений, так и для животных.

Содержание

Содержание

В 1-й книге, по своему обыкновению, Аристотель рассматривает мнения о душе, собранные предшественниками (Анаксагор, Демокрит, пифагорейцы, Платон, Фалес и Эмпедокл). Признавая душу принципом движения, Аристотель рассматривает само движение, которое бывает четырёх видов: перемещение, превращение, убывание, возрастание.

Во 2-й книге, рассматривая природу души, Аристотель затрагивает метафизические вопросы. Так он проговаривает определения сущности, материи, формы и энтелехии. Так сущность (греч. οὐσία ) мыслится родом сущего, которая может отождествляться с материей (греч. ὕλη ), формой (греч. μορφὴ ) или их единством. Отсюда он дает определение души как формы и энтелехии тела (греч. σώματος ἐντελέχεια ). У души есть три способности: к росту, к ощущению и к размышлению. Исходя из наличия этих способностей различают души растений, животных или людей.

В 3-й книге Аристотель утверждает наличие пяти чувств (греч. αἴσθησις ): осязание, обоняние, слух, вкус и зрение. Далее он противопоставляет ощущению мышление, которое состоит в воображении (phantasia) и суждении.

Цитаты

  • Cущность вещи, выраженная в определении, есть её форма (Кн.1)
  • Одушевленное более всего отличается от неодушевленного, по-видимому, двумя [признаками]: движением и ощущением (Кн.1)

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "О душе (Аристотель)" в других словарях:

АРИСТОТЕЛЬ — (Aristoteles) (384 322 до н.э.) великий др. греч. философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Родившись на северо востоке Греции (г. Стагира), провел 20 лет в Академии Платона (см … Философская энциклопедия

АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ — АРИСТОТЕЛЬ СТАГИРИТ (Ἀριστοτέλης Σταγειρίτης) (384, Стагира в Халкидике 322 до н. э., Халкида на Эвбее), др. греч. философ и ученый энциклопедист, ученик Платона, основатель Перипатетической школы. Биография. Жизнь А. распадается на… … Античная философия

Аристотель — Аристотель, сын Никомаха и Фестиды, из Стагира. Никомах этот был потомок Никомаха, сына Махаона и внука Асклепия (так пишет Гермипп в книге Об Аристотеле ); жил он при Аминте, македонском царе, как врач и друг5 1. Аристотель, самый преданный… … О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

Аристотель — (384–322 гг. до н. э.) древнегреческий философ, создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли и ставшей на столетия основополагающей для различных направлений в понимании душевной деятельности. Принципы и главные… … Большая психологическая энциклопедия

Аристотель - биография — (Aristotels) Аристотель (Aristotels) из Стагиры (384 322/332 до н.э.) Аристотель (Aristotels) Биография Великий греческий философ, естествоиспытатель, основатель естествознания, ученый энциклопедист. Родился Аристотель в 384 г. до н.э. в Стагире… … Сводная энциклопедия афоризмов

Аристотель — Аристотель, Aristoteles, из Стагиры, 384 322 гг. до н. э., греческий философ. Сын Никомаха, врача македонского царя Аминты II. По месту рождения его иногда называли Стагиритом. В течение 20 лет (367 347) был учеником и соратником Платона, а после … Античные писатели

АРИСТОТЕЛЬ — (384 322 до н.э.) древнегреческий философ и ученый энциклопедист. Обобщил достижения современной ему физики, астрономии, биологии и ряда других дисциплин. Явился основоположником формальной логики, предложив модально временную логику и систему… … История Философии: Энциклопедия

Аристотель — один из величайших философов Греции, творец самойзаконченной и всеобъемлющей системы греческой науки, основательистинного естествознания и глава перипатетической школы; Род. 384 до Р.Х. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

АРИСТОТЕЛЬ — (384 322 до нашей эры), древнегреческий философ и ученый энциклопедист. Учился у Платона в Афинах. В 335 основал Лицей (перипатетическую школу). Воспитатель Александра Македонского. Основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат,… … Современная энциклопедия

АРИСТОТЕЛЬ — (384 322 до н. э.) древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной… … Большой Энциклопедический словарь

Аристотель - первый мыслитель, создавший всестороннюю систему философии. Анализ проблемы души, поднятой в трактате Аристотеля "О Душе". Философы, упомянутые в трактате, их взгляды. Пересмотр Аристотелем подхода Платона к душе, его собственная трактовка.

Рубрика Философия
Вид эссе
Язык русский
Дата добавления 01.04.2017
Размер файла 20,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Факультет экономики и финансов

Студентка 1-ого курса

экономического факультета группы Э-1602

Кривогорницына Виктория Андреевна

Кандидат философских наук, доцент

Рябов Анатолий Аркадьевич

г. Санкт-Петербург 2016 г.

Душа. Как много смысла скрывается за этим словом. Люди много знают о душе и дают ей характеристики: “добрая душа”, “слабая” или же наоборот “сильная”, в фильмах мы частенько слышим “загадочная русская душа” … Так же мы частенько замечаем такие фразы, как “хороший человек”, “плохой”, “обычный” … Вот и душа может быть такой же разной. У хорошего человека она будет светлой, доброжелательной, постоянно стремящаяся к чему-то великому. У плохого - черной и лживой. А у человека не имеющего отличительных черт душа обычно серая, непримечательная. Кроме того, душа может болеть, умирать или возрождаться, к ней можно прикоснуться, а можно ее разрушить…

Что же такое душа на самом деле? Четкий ответ на этот вопрос не может дать никто. Для кого-то душа- это он или то что он думает, чувствует, о чем мечтает и что планирует. Для других же людей душа представляется, как некая материальная субстанция, которая обладает физическими характеристиками.

Но вот допустим, вас попросили представить душу. Вы представите её в виде человека, способного летать над телом и мыслить, но не имеющего возможности говорить, или же вы примкнете к мысли ученых и скажете, что душа имеет форму шара, сгустка некой энергии и силы? Согласно мнению мыслителей, она представляет собою небольшое облако, светлое или темное, в зависимости от типа энергетики и характера человека.

Многие ученые задавались вопросом “Что такое душа?”. В своем эссе я хочу рассказать о размышлениях великого древнегреческого философа, основоположника не только логики, но и психологии-Аристотеля, который посвятил этому вопросу свой трактат “О душе”.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику.

Его идеи не пропадали бесследно, они были развиты другими философами. Так, например, метафизические учения, в которых Аристотель выделял четыре причины - это материя, форма, движение, цель, принял и продолжил развивать Фома Аквинский.

Также Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства и был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства. Он считал, что государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

На этом его труды не заканчиваются, он писал об этике, логике, политике, человеке и многом другом. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Именно поэтому Карл Маркс называл его величайшем мыслителем древности и “Александром Македонским греческой философии, имея в виду, что если полководец подчинил себе мир оружием, то философ сделал то же при помощи мысли.”

Но для меня самой главной и интересной его работой стал трактат “О Душе”. аристотель философия душа трактат

Основная часть

Книга начинается с исследования что представляет из себя душа: к какому роду можно отнести данное понятие, как выглядит душа, какие свойства имеет … Аристотель изучает идеи других философов. И первыми философами, упомянутыми в трактате, были Демокрит и Левкипп. Их взгляды совпадали. Они говорили: “Душа есть некий огонь или тепло. … Они признают шаровидные элементы за душу, потому что эти фигуры, скорее всего в состоянии проникать повсюду и, сами находясь в движении, заставляют двигаться и остальное, при этом эти философы предполагают, что душа есть то, что доставляет животным движение”

Учения, происходящее от пифагорейцев, имели тот же смысл. Они считали, что носящиеся в воздухи пылинки составляют душу или то, что душа есть то, что их движет. Эти взгляды так же относились и к исследователям, которые утверждали, что душа есть нечто само себя движущее.

Анаксагор выразился иначе, чем Демокрит. Он говорил, что ум-это источник красоты и основательности, но также ум - есть душа.

Таким образом, исследователи разделились на тех, кто считали, что душа - нечто в высшей степени подвижное, и на тех, кто усматривал в душе стремление к познанию и чувственному постижению действительности, они говорят, что душа содержит начала из которых состоит вся природа, при этом одни из них считают, что этих начал много, другие, что такое начало одно.

Сам же Аристотель говорил: “необходимо душу признать сущностью, своего рода формой естественного тела, потенциально одаренного жизнью. Сущность же есть осуществление (энтелехия), таким образом душа- есть завершение такого тела.”

Так же Аристотель пересмотрел подход Платона к душе. С точки зрения Платона, разделение души и тела невозможно и бессмысленно. Исходя из этого, Аристотель дал свою трактовку понятия души: душа- есть форма реализации способного к жизни тела, которое не может существовать без тела и не является телом.

Кроме того, он оспаривал мнения, что душа это гармония и что она способна двигаться. Представители этого взгляда считали, что гармония есть смешение и сочетание элементов. Что бы доказать, что всё это ложь, Аристотель говорил: “связь частей тела чрезвычайно легко оспорить, ведь существуют многие и многообразные сочетания частей, а из чего составленным и каким сочетанием следует признать ум? Так же нелепо считать душу пропорцией смешения, ведь пропорция смешения элементов в мясе другая, чем в костях. В результате получится, что тело имеет много душ, расположенных по частям всего тела. Поскольку все состоит из смешения элементов, а согласно разбираемому учению пропорция смешения составляет гармонию и душу” Что касается движения, то по мнению Аристотеля, движение - это способ превращения возможности в действительность. Это значит, что и форма может существовать и двигаться сама по себе, и материя тоже может существовать и двигаться сама по себе. И для аргументации своего несогласия он пишет: “Мы говорим, что душа скорбит, радуется, полна доверия к себе… Всё это, по-видимому, движения. В связи с этим можно было подумать, что душа движется. Но в этом нет необходимости. … Одни из этих состояний оказываются движениями пространственными, другие представляют собой качественные изменения. Между тем, сказать, что душа гневается, равносильно тому, как если бы кто-то сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома. Именно лучше, по-видимому, не говорить, что душа сожалеет, или учится, или размышляет, но что человек благодаря душе. … Из изложенного явствует, что душа не может двигаться. Если же вообще она не движется, то очевидно, что она не может двигаться через самое себя.”

Всем ученым известно, что душа имеет способности, и Аристотель выделяет следующие: стремление, питательная(растительная) способность, ощущающая, двигательная в пространственном смысле и мыслительная. У каждых существ разное количество способностей, так, например, у растений лишь растительная, у животных растительная и ощущающая… Но ощущающая способность тоже разная. Вот животным свойственно одно ощущение, а именно - осязание. А другим, кому свойственно ощущение, так же присуще чувство удовольствия и печали.

По мнению Аристотеля душа является началом указанных способностей и определяется следующими силами: питательной (растительной), ощущающей, разумной и движением. Что касается вопроса о том, является ли каждая способность душой или частью души, и, если является частью души, то так ли, что каждая часть отделима лишь мысленно или также и пространственно, некоторые из этих вопросов не трудно рассмотреть, другие же заключают трудности. Ведь если некоторые растения, будучи разделены с частями, продолжают жить, как если бы у них душа была актуально едина в каждом растении, потенциально же душ оказывается много. Что касается разума, то в этом вопросе пока нет ясности, но кажется, что тут другой род души и что только эти способности могут отделяться, как вечное от тленного. Относительно прочих частей души из сказанного ранее ясно, что их нельзя отделить, как утверждают некоторые.

Кроме того, Аристотель писал о том, что существует три вида души - растительная, животная и разумная. Каждая из них обладает определенными функциями. Так, растительная душа способна к размножению и питанию. Она нужна от рождения до смерти. “Ведь нужно, чтобы рожденное росло, достигало зрелого возраста и умирало, а это не возможно без пищи” Животная душа обладает кроме них еще четырьмя функциями - стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью. Растительная и животная душа понимались материалистически, они смертны, то есть появляются и исчезают одновременно с телом. А вот разумная душа, которая существует лишь у человека, обладает еще и способностью к мышлению. Разумная душа идеальна, отделима от тела, ее сущность божественна. После смерти тела она не уничтожается, а “парит по воздушному пространству”. Каждая более высокая форма души надстраивается над предыдущей, приобретая те функции, которые ей были присущи. Поэтому если у растительной души всего две функции, то у животной - шесть, а у разумной - семь.

“Теперь, подводя итог сказанному о душе, мы присоединим, что душа некоторым образом обнимает все существующее. В самом деле: все существующее представляет собою либо предметы чувственно постигаемые, либо умопостигаемые. Ведь в известном смысле знание тождественно познаваемому, а ощущение-чувственно воспринимаемым качествам. … В душе чувственно воспринимающая и познавательная способности потенциально являются этими объектами-как чувственно познаваемыми, так и умопостигаемые. Душа должна быть или этими предметами, или формами их. … Таким образом, душа представляет собой словно руку”

Этот трактат не остается без внимания и в современном мире, так Валентин Асмус писал “ Аристотель -- один из тех великих греков, которые показали, что оно возможно и доступно(познание человека). Не удивительно поэтому, что небольшой, сжато написанный трактат Аристотеля о душе стал в дальнейшем и расценивался последующей наукой как одно из классических сочинений не только Аристотеля, но и всей античной философии. В нем справедливо видели и ценили не только классическое исследование основных психических функций, образцовый для времен Аристотеля анализ и классификацию психических явлений, но также и мастерское исследование, важное для установления некоторых фундаментальных понятий гносеологии, или теории познания. В этом смысле не будет преувеличением сказать, что Аристотель -- подлинный отец будущей материалистической психологии, а также учения о том, что предметы наших чувственных восприятий, дающие начало всем знаниям, существуют независимо от самих этих восприятий, объективно, а не порождаются субъективной организацией нашей восприимчивости.”

Что касается меня, я согласна с Аристотелем. Душа и тело неразрывны. Ни одно существо не может жить без души, и, если душа покидает свое место, это может означать лишь то, что тело погибло. Его мысль о разделение мира на материальный и божественный, кажется мне очень интересной и правильной, ведь что бы развить в человеке те или иные качества, мы применяем разные методы. И все это как бы соединяет оба мира, ведь материальное тело не будет жить без божественной, идеальной души.

Единственная мысль, с которой я не смогла согласиться, это то, что душа неподвижна. Во-первых, она не может находиться во всем теле, в каждом органе, ведь лишаясь части тела, мы не лишаемся части души. А значит, душа находится в каком-то одном органе, при потере которого человек теряет и тело, и душу. Отсюда можно сказать о втором предположение. Существуют два, по моему мнению органа, которые неразрывно связаны с душой: сердце и мозг. Иногда мы поступаем по велению сердце, а иногда думаем головой, душа же без движения не может быть в двух местах одновременно. Именно поэтому я считаю, что душа способна двигаться.

Единственная мысль, которой я хочу дополнить моё эссе, это то, что для полного счастья человек должен найти похожую душу, вторую половинку его души, это может быть девушка или парень, друг или подруга, брат или сестра, главное, чтобы душа, принадлежащая этому человеку была рядом на протяжение всей оставшийся жизни. Как говорил Аристотель: “Друг - это одна душа, живущая в двух телах.”

Все люди от природы стремятся к знаниям. Док-во: влечение к чувственным восприятия. Опыт появляется благодаря памяти. А наука и искусство возникают через опыт. Имеющие опыт преуспевают больше, нежели те, кто обладает отвлеченным знанием.

Причина этого в том, что опыт — знание единичное, а искусство — знание общего. Поэтому если кто-то обладает отвлеченным знанием, а опыта не имеет и познает общее, но содержащегося в нем единичного не знает, то часто ошибается. Знание и понимание относятся больше к искусству, чем к опыту. Имеющие опыт знают “что”, но не знают “почему”, а владеющие искусством знают “почему”. Ни одно из чувственных восприятий мы не считаем мудростью.

Т.н. “мудрость” занимается первопричинами и началами и является наукой об определенных началах и причинах.

Причины существующего не бесконечны — ни в смысле беспредельного ряда, ни по виду. Цель тоже не может идти в бесконечность (что-то ради чего-то — при этом при достижении последнего мы постоянно ищем новый смысл). При этом действительность может меняться в двух направлениях: имеет конец (мальчик-мужчина) и переходит из одного состояния в другое ( воздух-вода). То, “ради чего” — это конечная цель (то ради чего существует другое ).

В начале работы Аристотель задает ряд вопросов: к какому роду относиться душа и что она такое; состоит ли она из частей; что сначала нужно исследовать душу или ее части и тогда нужно ли исследовать эти части или же виды деятельности. Полезно знать не только суть вещей для исследования причин свойств сущностей, но наоборот: знание этих свойств способствует познанию ее сути. Душе присуще мышление, но все состояния души связаны с телом, т.е. состояния души. Одушевленное отличается от неодушевленное наличием жизни. Нечто живет и тогда, когда у него наличествует хотя бы один из следующих признаков: ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле питания, роста и упадка = > и растения наделены жизнью. Очевидно они обладают такой силой благодаря которой они могут расти в противоположных пространственных направлениях. Благодаря этому началу жизнь присуща живым существам, но животное впервые появляется благодаря ощущению. Из чувств животным присуще только осязание. Душа есть начало указанных способностей и отличается от растительной жизни, способность к ощущению, движению и размышлению. Ум и способность к умозрению очевидно существуют отдельно от души, тогда как остальные части нет. Одни животные обладают всеми чувствами, другие только осязанием. Мы познаем благодаря знанию и благодаря душе. Знание есть способность к познанию. Ощущение бывает когда существо приводится в движение и что-то испытывает и это по- видимому есть некого рода превращение. То, что приводит мышление и разумение из возможности к действительности есть не обучение. Ощущение можно уподобить деятельности созерцания. Мыслить — это во власти самого мыслящего, когда бы оно захотело помыслить; ощущение же не в его власти, ибо необходимо чтобы было на лицо ощущаемое.

Способность к ощущение в возможности такова, каково уже ощущаемое в действительности: пока она испытывает воздействие, она не подобна ощущаемому, а испытав такое воздействие она уподобляется ощущаемому и становиться такой же как оно. Чувство — есть способность воспринимать формы ощущаемого без его материи, как воск воспринимает отпечаток железа без него самого. Нет никаких других чувств кроме зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Нет ни одного органа чувств, кроме состоящих из воды и воздуха. Но нет ни одного органа чувств для восприятия общих свойств — они воспринимаются каждым чувством превосходящим образом; таковы например движение, покой, фигура, величина, число. Так число это отрицание непрерывности. Действие воспринимаемого чувством и действие чувства тождественны, но бытие их неодинаково (звук и слух). Из этого следует, что оба они, взятые в смысле действия, исчезают и или сохраняются одновременно. Если голос есть созвучие, а голос и слух составляют как бы одно и то же, созвучие же есть соотношение, то и слух есть соотношение. Т.о., всякое ощущение есть определенное соотношение. Каждое чувство обращено на воспринимаемый предмет, находясь в своем органе как таковом, и распознает различия в воспринимаемом им предмете. Из этого следует, что мы воспринимаем посредством чувства. Но обособленные друг от друга чувства не могут различать обособленное друг от друга (например сладкое от белого) и это также невозможно в разные промежутки времени. Душа обладает 2-мя признаками: пространственным движением и мышлением, способностью различения и ощущения. Но ощущение и разумение не есть одно и тоже. Во- первых первое свойствен всем животным, а второе нет. Не тождественно ощущение и мышлению, которое может быть и правильным и нет. Эта не тождественность возникает потому, что первое, если оно воспринимается только органами чувств всегда истинно. Воображение есть нечто отличное от ощущения и от мышления: оно не возникает без первого. Но без воображения невозможно составление суждений. Составление мнений зависит не от нас, ибо оно бывает ложным или истинным. Есть также различия и в составлении суждений: познание, мнение, разумение и противоположное им. Воображение и ощущение не =, поскольку второе есть действительность, а также потому, что ощущения всегда истинны. Их этого всего следует, что мнение есть предмет восприятия. Ум не соединен с телом иначе бы он оказался обладающим определенным кач-вом и был бы холодным, теплым и т.п. Душа есть местонахождение форм, но вся ее часть, а только мыслящая ее часть, и имеет формы не в действительности, а в возможности. Ум есть то, что он мыслит, а в действительности же его нет. Это подобно tabula rasa. Душа животных отличается двумя способностями: различения, которое осуществляется размышлением и ощущением и способностью приводить в пространственное движение. Кроме них есть еще и способность к стремлению, поскольку в разумной части души зарождается воля, а не в основывающейся на разуме — желание и страсть. Если же душа основана на эти трех частях, то в каждой из них будет стремление. В пространственное движение приводят две способности — стремление и ум. Движет предмет стремления и через него движет размышление, т.к. предмет стремления есть начало для него. Т.о. движущее одно — стремление. => т.к. животное обладает способностью стремления оно само приводит себя в движение. Всему, что живет и обладает душой необходимо иметь растительную душу от рождения до смерти. Ощущение же не является необходим для всех живых существ — его нет у простотелых и у тех, кто неспособен воспринимать форму без материи. Если нет ощущения, то ни душа н тело не будут существовать. Вкус есть своего родя осязание поскольку оно возбуждается пищей, которая, в свою очередь, есть осязаемое тело. Оба эти чувства необходимы всякому животному. Другие же чувства существуют ради блага и встречаются не у всякого животного, поскольку они нужны только способным передвигаться.

Лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля. Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.
Его научное значение состоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью широким умозрением и методическим исследованием.

Содержание работы
Файлы: 1 файл

философия.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Филиал ФГОУ ВПО СибАГС в г. Новокузнецке

Группа ГМУ № 1101

1.1. Структура человеческой души по Аристотелю………………………..12

1.2. Душа и тело. Виды души………………………………………………. 13

2. Разумная часть души человека…………………………………………..14

3. Влияние Аристотеля на дальнейшее развитие представлений о душе и психике…………………………………………………………… …………. 16

4. Аристотель и его учитель Платон – два взгляда на природу души…. 19

Лучшее, что мы имеем в психологии вплоть до новейших времен, это то, что мы получили от Аристотеля. Аристотель является основоположником собственно научной философии, и на самом деле оказал самое сильное по сравнению со своими предшественниками влияние на развитие человеческой мысли.

Его научное значение состоит вне всяких сомнений; сочетание в нем чрезвычайно разносторонних знаний с самостоятельностью суждений, глубокой проницательностью широким умозрением и методическим исследованием.

Аристотель создал учение о процессах познания: об ощущении, процессах памяти, о воображение и мышлении. Также о чувствах: описывает чувства, удовольствия и неудовольствия, подробно рассматривает аффекты, идеи катарсиса-ощущения аффектов. Также Аристотель придавал особое значение проблеме воли и создал широко известное учение о характере. Однако наиболее почетное место в наследии Аристотеля занимает первое в мире систематическое исследование по проблеме души - фундаментальный тракт о душе.

В рамках данной работы предусматривается рассмотрение Аристотельского ученья о душе и влияния, оказанное Аристотелем на дальнейшее развитие представлений о душе и психики. Также один из пунктов работы посвящен сравнительному анализу идей Аристотеля и его учителя Платона, в котором будет рассмотрена идеалистическая психология Платона и более рационалистический взгляд на те же вещи и явления Аристотеля.

Сам Аристотель чрезвычайно ясно и точно выразил мысль о значении изучении философии. Ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства. Либо потому, что оно знание о более возвышенном и удивительном, - писал он, - было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест… Познание души способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало живых существ. Так вот мы хотим исследовать и познать ее природу и сущность, затем ее проявления, из которых одни, надо полагать, составляют ее собственные состояния, другие же присущи – через посредство души.

Возможно ли каким – либо образом, чтобы душа была единицей? Ведь она должна отличаться чем-то от других единиц. Но неделимые точки могут различаться между собой только своим положением. И если каждое тело состоит из бесконечного числа точек, а точки тела сами составляют то число, которое и есть душа, то почему же в таком случае не все тела имеют душу? Ведь в каждом теле имеется бесконечное число точек.

Те, кто признает душу самодвижущим числом, повторяют заблуждения исследователей, которые признают душу телом, состоящим из тончайших частиц. Говоря же, как говорит Демократ, что движение исходит от души, они вводят новую – собственную – нелепую гипотезу. Если душа есть некоторого рода тело и если она находится во всем ощущающем организме, то необходимо допустить, что в одном и том же месте находятся два тела. Если же предположить, что душа есть число, то необходимо признать, что в единой единственной точке находится большое количество точек и, кроме того, имеет душу.

Свой обзор и критику учений о сущности души Аристотель завершает рассмотрение теории, согласно которой душа состоит из элементов (стихий). Теория эта говорит не только о физической природе и о физическом составе Вселенной. Она имеет целью объяснить, каким образом душа воспринимает все сущее и познает каждый предмет. В теории этой, по мнению Аристотеля, также заключается много несообразностей и нелепостей, которые делают ее ничуть не более приемлемой, чем все уже рассмотренные и уже отвергнутые. Сторонники этой теории утверждают, что подобное познается подобным, и, таким образом, признают, что душа, состоит из самых воспринимаемых и познаваемых предметов. Однако существует бесконечное множество других предметов, состоящих из этих элементов. Допустим, что душа, состоя из элементов, будет способна познавать и ощущать элементы, из которых составлен каждый из этих предметов. Но тогда неизбежно возникает вопрос: а чем она будет воспринимать, и познавать всю совокупность элементов, познавать предмет и его целостности, например, познавать бога, человека, плоть кость и вообще все другие сложные предметы? Ведь каждый предмет состоит из элементов, которые соединены в нем не как попало, а в каждом находятся в определенном – целесообразном – сочетании и соотношении. Поэтому присутствие в душе всех элементов не имеет никакого значения, если в ней нет и всех их соотношений, а также всех способов их сочетания. Пусть каждый из заключающихся в душе элементов будет познавать себе подобное, но душа не будет при этом в состоянии познать кость или человека, если в ней не будет и этих предметов. Но не приходится и говорить, что это совершенно не возможно. И тоже необходимо сказать относительно добра, зла и всех других предметов.

Кроме того, о сущем говорится в различных значениях: один раз – как о субстанции, другой как о качестве, количество или иной из известных категорий. Возникает вопрос, состоит ли душа из всех этих рядов сущего или нет? Может быть, душа состоит из элементов, которые образуют субстанцию? Но если это так, то каким образом душа познает элементы других рядов сущего? Или, может быть, каждый род сущего состоит из собственных элементов и начал и из этих то начал и составляется душа? В таком случае душа будет и качеством, и количеством, и субстанцией. Но невозможно утверждает Аристотель, чтобы из элементов качества составилась субстанция, а не качество.

Во всех этих исследованиях Аристотель энергично борется против теории Эмпедокла о знании как о постижении подобного подобным же. Разбирается и учение, излагаемое и в орфических песнях. В них утверждается, будто душа, носимая ветрами, входит в животных из вселенной при вдыхании. Но это невозможно, во – первых для растений, а во – вторых даже для некоторых животных, так как согласно ссылке Аристотеля на некоторых исследователей, не все животные дышат.

Обзор психологических теорий приводит Аристотеля к заключению, что рассматривать душу как состоящую из элементов ошибочно; также неосновательно и неверно приписывать ей движение. Душе принадлежат желание, хотение и всякое стремление, от нее же зависит способность животных двигаться и переменять место, а также возрастание зрелость и упадок сил.

Здесь необходимо возникает вопрос: мы ощущаем, мыслим и испытываем всякое страдательное или деятельное состояние всей душой или какой либо ее частью? Иначе: составляет ли жизнь, действие какой - либо одной из частей души, или нескольких, или всех? И если душа состоит из частей, то, что же будет соединять душу в одно целое?- Во всяком случае, думает Аристотель, не тело, так как само тело соединяется в одно целое душой: когда душа покидает тело, оно разрушается и сгнивает. Если же тело объединяется чем - либо иным, то это иное и будет собственно душой.

книга О душе (On the Soul: De caelo) 14.11.15

Аристотель - древнегреческий философ и ученый, создатель системы научных дисциплин. Учился у Платона в Афинах, был воспитателем Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли современных ему знаний. Он основоположник формирования логики, создатель силлогистики.

О душе (греч. Περὶ Ψυχῆς) — сочинение Аристотеля, посвященное теме души. В отличие от своего учителя Платона Аристотель настаивает, что многие состояния души зависят от состояния тела. В самом широком смысле душа является принципом жизни для всех существ, как для растений, так и для животных.

Произведение О душе полностью

Читать онлайн О душе

Аристотель. О душе
Книга первая 17.02.16
Книга вторая 17.02.16
Книга третья 17.02.16
В. Асмус. Трактат "О душе". Трактат "О душе" 17.02.16

Купить онлайн


О душе



О душе



О душе


Начинающий писатель, чей первый роман вызвал восторженные отзывы критиков, но мало радовал продажами, получил шестизначный аванс на новый роман, при условии, что он постарается больше угодить читателям, чем профессионалам. Практически вместе с этим радостным событием, он узнает, что страдает тяжелым наследственным заболеванием, которое может привести к смертельному исходу в течение года. Как сговорившись, его лучшая подруга решила родить от него ребенка, воспользовавшись услугами экстракорпоральных технологий.
В Нью-Йорке, с его частыми ураганами и социальными волнениями, он должен просчитать свою возможную смерть и перспективы отцовства в городе, который вот-вот зальет водой.
(с) MrsGonzo для LibreBook

Научные достижения и новые технологии открыли для будущего всего человечества самые невероятные перспективы. Земля перестала быть для него единственным домом. Новые места обитания охватили всю солнечную систему: планеты, спутники и даже астероиды между ними. Каждое – чудо инженерной техники, некоторые – Настоящее произведение искусства.

Но в этом, 2312 году, роковая последовательность событий заставит человечество отстаивать свое прошлое, настоящее и будущее. Первое из этих событий происходит на Меркурии, в городе Терминатор, инженерном чуде беспрецедентного масштаба. Неожиданная смерть той, которая обладала способностью предвидеть. Для Суон Эр Хун ее смерть изменит всю жизнь.

Всю свою жизнь Суон создавала миры. Теперь она встанет во главе заговора, чтобы их уничтожить.
(с) MrsGonzo для LibreBook

Всемирно известный роман Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту” - литературный шедевр двадцатого века, мрачный роман о мрачном будущем, ужасающе пророческий в своих предостережениях.
Гай Монтэг - пожарный. Но его работа никак не связанна с тушением пожаров. Напротив, он их воспламеняет. Вместе со своим подразделением он сжигает книги, этот источник всех распрей и несчастий, а заодно с книгами сжигает и дома тех, кто осмеливается хранить их у себя, вопреки тотальному запрету правительства. [сами дома из несгораемого материала] Но единственный разговор со странной девушкой Клариссой что-то кардинально меняет в сознании и душе пожарника.
Мощная поэтическая проза Брэдбери в сочетании с невероятной проницательностью позволили создать роман, который и спустя шесть десятилетий после первой публикации все так же удивляет и шокирует читателя.
© MrsGonzo для LibreBook

Настоящее издание в своем роде обобщение режиссерской практики Андрея Кончаловского, описание мастером его художественного метода. Естественно, с примерами работы над конкретными фильмами, драматическими и оперными спектаклями, а помимо того – и с размышлениями о месте и роли киноискусства (как и искусства вообще) в контексте времени.

Сборник включает материалы устных выступлений и публикаций режиссера, примерно с середины 1970-х годов вплоть до текущего времени. Сюда относятся лекции Кончаловского для слушателей Высших сценарных и режиссерских курсов, мастер-классы, иные публичные выступления. В сборник входят также материалы интервью, отдельные статьи, фрагменты эссе, главы из мемуарных книг режиссера.

Таким образом, читатель получит возможность проследить, какие взгляды мастера на творчество и жизнь изменились, а какие остались практически неизменными как основа его мировоззрения.
Издание привлечет внимание тех, кто не равнодушен к проблемам киноискусства, интересуется мировым и отечественным кинематографом, в частности творчеством Кончаловского, его взглядами на сложный процесс становления отечественной и мировой художественной культуры.

Книга, предлагаемая читателям, должна способствовать лучшему пониманию учения Мартина Лютера (1483-1546) и Реформации, нежели это наблюдается до сих пор в отечественном образовании и науке. Состав и последовательность работ Лютера, вошедших в настоящий сборник, были обусловлены, прежде всего, их несомненной важностью для выяснения цели и движущих сил реформации средневековой Церкви. Однако, как показывает опыт Германии, знакомство с произведениями немецкого реформатора - условие необходимое, но еще недостаточное для выяснения исторического и культурного значения Реформации. Для этого, очевидно, требуется знакомство с учениями, возникшими позже на ее почве.
Отобранные для этой цели произведения являются материалом, дающим представление о духовных исканиях в Германии за последние пять столетий.

Двуязычное собрание "Стихотворений и избранных Cantos" Эзры Паунда, в которое вошли все лирические стихотворения, поэмы и переложения Паунда, а также более 25 Cantos, - издание уникальное. Эзра Паунд был одним из влиятельнейших поэтов и критиков XX века. Однако его творчество еще не известно русскоязычному читателю. В силу ряда исторических, идеологических и политических причин до сих пор стихи основоположника американского и европейского модернизма публиковались на русском языке лишь в антологиях и в периодических изданиях, за исключением одной маленькой книги стихотворений, уже давно ставшей библиографической редкостью.

В данное собрание отобраны все лучшие переводы из числа опубликованных, включены архивные материалы (переводы М.Зенкевича, В.Дукельского, В.Рогова, А.Кистяковского), а ведущие мастера перевода, среди которых М.Л.Гаспаров, В.М.Микушевич, О.Седакова, М.Фрейдкин, И.Кутик, Я.Пробштейн и другие, впервые перевели на русский язык произведения Паунда.

Мы все зависим от случайностей. И трудно поверить в то, что именно она, случайность, неуверенной рукой рисует траекторию моей жизни. Я не хотел признаваться в этом даже себе. Я не хотел признавать себя пораженным и отдавать победу ей, но, теперь, когда я узнал, что она вольна повелевать нами и играть в злые или добрые игры в зависимости от своего настроения, теперь я хочу предостеречь всех от глупой, поверхностной самоуверенности и самонадеянного счастья, такого неверного и обманчивого.

Этот роман успел стать культовым для поколения 1990-х, чья жизнь пришлась на самые тяжелые переломные моменты новой России.
Пестрая картина русской жизни во всей своей абсурдности, вечные русские вопросы, мучительный поиск путей и смыслов. Новые русские и обычные советские люди, братки и руководители высшего звена, люмпены и идейные – все перемешались, во времена, когда их еще не разделяли высокие заборы и видеокамеры.
Гуманитарий и литератор Вавилен Татарский, в этом качестве новому времени не нужен. В мучительных поисках своего места, он поступает на службу в рекламное агентство. Обнаруженный талант сочинять рекламные слоганы обеспечил Татарскому головокружительную карьеру.
(с) MrsGonzo для LibreBook

Швейцарский писатель Макс Фриш - одна из крупнейших фигур европейской литературы второй половины XX века. Его романы "Штиллер", "Homo Фабер", "Назову себя Гантенбайн", "Монток", пьесы "Санта Крус", "Дон Жуан, или любовь к геометрии", "Бидерман и поджигатели", "Биография" хорошо известны во всем мире. Однако путь Фриша к славе был достаточно долгим. Архитектор по профессии, он лишь в начале 50-х решился полностью посвятить себя литературе. Признание пришло к нему сначала за границей и только потом на родине. В спокойной и благополучной Швейцарии он чувствовал себя бунтарем и борцом. Он был горд своей принадлежностью к клану "обличителей". Роман "Homo Фабер" написанный Фришем в 1957 году, относится к числу его программных произведений. Это дневник героя, начатый ради самооправдания, но превратившийся в обвинительный документ человеку, утратившему цельность, идентичность с самим собой. Здесь звучит характерная для всего творчества писателя тема изменчивости человеческого сознания, тема маски, роли, которую человек должен играть. И все же в романе явственно прочитывается главная мысль автора - личность уничтожить нельзя.

Герой рассказа возвращается домой и видит, как с его дома снимают баскетбольный щит — он больше не понадобится, потому что его сын, его партнер в игре никогда не вернётся из Сайгона. Ночью отец вышел играть с сыном… в последний раз.
Рассказ входит в сборник "Полуночный танец дракона" (2002).

Читайте также: