Сочинение антоновские яблоки и вишневый сад

Обновлено: 02.07.2024

В произведении Бунина повествуется о человеке, который чувствуя запах яблок, вспоминает о своём родном селе. В его родных Выселках люди жили богато и ни на что не жаловались, ведь всего было в достатке. Вообще жителя этой деревни можно было приравнять к среднему помещику. Там жила его бабушка, женщина, чей дом славился своей соломенной крышей, хорошим яблочным садом, и липовым цветом в доме. Там же жил его шурин охотник, любящий охотиться в компании и отдыхать в своём охотничьем домике.

Всё это он вспоминает при встрече с рабочим, везущим в телеге яблоки, позже он договаривается со сторожем сада с яблоками, дабы ему можно было там прогуляться. Гуляя там он и вспоминает своё село, вернее то каким оно было раньше.

Спустя время село начало беднеть, бабушка главного героя умерла, охотник застрелился. Село начало приходить в упадок, вследствие чего начали появляться мелкие помещики, однако он не был расстроен этим фактом, напротив, он был в какой — то степени даже рад новым лицам. С соседями всегда было о чём поговорить, можно было попить чая на веранде, обсуждая свежие сплетни и так далее.

Основная мысль произведения, это суждение о том, что всё что ни делается, делается к лучшему. Прибытие мелких помещиков является свежим глотком воздуха для деревни, а её упадок хорошей мотивацией для её развития. Смерть близких людей главного героя произведения является ничем иным как отпущением старого, и встреча нового. Если бы они не умерли до приезда помещиков, то, возможно, могли начаться конфликты на территориальной почве.

Произведением автор учит нас постоянному позитивному настрою, что, несомненно, является редкостью в повествовательных литературных работах. Оно заставляет нас идти навстречу новому с улыбкой на лице, как бы говоря нам, что всё плохое, это просто замаскированное хорошее, старайтесь видеть в плохом только хорошее. Именно эту мысль, по моему мнению, пытается привить нам автор через своё произведение под названием “Антоновские яблоки”

Вариант 2

Творчество И. Бунина неразрывно связано с жизнью и бытом русского народа.

Бунин мастерски передаёт всю прелесть окружающей природы, красоту осеннего сада, где жители деревни собирают богатый урожай антоновских яблок.

Автор начинает своё повествование с воспоминаний о прошлой жизни, чередуя различные события.

Сначала он вспоминает о том, как мужики грузят яблоками телеги, собираясь ночью отвезти их в город. Именно ночью, чтобы любоваться красотой ясного звёздного неба, чувствовать глубокий аромат ночной свежести, напоённой благоуханием спелых яблок.

Вслед за этим в его воспоминаниях возникает деревня Выселки, славившаяся своими долгожителями, что считалось признаком большого достатка.

Старинные дома отличались прочностью и порядком, все дворовые постройки были крепкими и прочными.

Яркие воспоминания в душе рассказчика сохранились об усадьбе тетки Анны Герасимовны.

В богатом дворянском доме, заставленном дорогой мебелью, чистота и покой, а по всему дому разливается все тот же аромат яблок.

Воспоминания автора плавно перетекают в забаву угасающего дворянства – это охота.

Заканчивались осенние уборочные работы, все хозяйство приводилось в порядок, и помещики страстно отдавались охоте.

Но вот уже из дворянских имений уходит яблочный дух. В Выселках уже нет долгожителей, нет в живых и тетки, и Арсения Семеновича больше нет, и нет уже богатого дворянства, наступила пора мелких помещиков, бедных до крайности.

И эта бедная жизнь все так же приводит автора в восторг, и он снова с упоением описывает природу, которая во все времена остается неизменно прекрасной.

В рассказе Бунина затронута тема увядания дворянских поместий в ассоциации с описанием перемен времён года. Как в природе после периода расцвета наступает пора угасания, так и в жизни России происходят перемены. Меняются сословия, меняются люди.

С запахом антоновских яблок связана в воспоминаниях вся прошлая жизнь. Сад у тетки Анны Герасимовым славился своими яблонями, соловьями и горлинками. В доме прежде всего чувствуется запах яблок, а потом уже все остальные запахи. Вспоминается автору и его покойный шурин Арсений Семенович, любитель охоты и гостеприимный хозяин.

Но… исчез тот особый аромат, с которым связан у автора аромат антоновских яблок.

Возможно это вас заинтересует:

Сочинение на тему антоновские яблоки как лирическая новелла

Сюжет

1 глава

Повзрослевший рассказчик с ностальгической грустью вспоминает о своём детстве, проведенное в деревне, а именно раннюю погожую осень. Главной особенностью этого времени является богатый урожай яблок, сбором которых занимались все крестьяне. Каждую ночь рассказчик выбегал в сад и глядел на ночное небо, усыпанное звёздами. Он не сомневался в том, что жизнь всегда будет такой же чудесной и прекрасной.

2 глава

Выселки – богатая деревня, где люди живут настолько долго, что даже не помнят сколько им лет. Неподалёку находился дом, принадлежавший тёте рассказчика – Анне Герасимовне, у которой в доме всегда было уютно. Когда герой приезжал к ней, он будто попадал в другую эпоху. Он вспоминает, что её столе всегда было множество изысканных блюд.

3 глава

Охота являлась распространённым увлечением среди помещиков, но теперь это явление было редкостью. Рассказчик вспоминает, как он собирался в усадьбе помещика Арсения Семёныча с другими охотниками. Вечерами они могли нагрянуть без приглашения к кому-нибудь в дом и прожить в нем какое-то время. Бывало случалось так, что рассказчик опаздывал на охоту и просто склонялся по опустевшему дому, когда все спали.

4 глава

Главной темой рассказа является дворянство и его быт. Бунин даёт нам возможность увидеть, как со временем угасает прежний уклад жизни и как разоряются дворянские гнезда.

Важную роль играет тема природы, а именно её слияние с человеком. Чехов демонстрирует всю прелесть осенней поры и те изменения, которые приходят с этим прекрасным временем года.

автор: Ekaterina 26.10.2017 1 Комментарий

Название новеллы выбрано не случайно. Антоновские яблоки — яркий символ русской осени.

Рассказ необычен тем, что в нем нет как такового ни сюжета, ни действия. Зато произведение насыщено зрительными образами, запахами, звуками. И благодаря этим выразительным средствам художественного повествования мы можем прочувствовать настоящую деревенскую, помещичью жизнь. Не понять или представить, а именно прочувствовать. Ощутить уважение, которым исполнены отношения между барином и мужиками. Причем оно совершенно двухстороннее. Один класс не может существовать без другого. Мы видим достоинство и величие этих простых людей.

Летом и ранней осенью есть охота, дружба и общение помещиков друг с другом. Очень живо традиции деревенской охоты описаны в эпизоде, посвященном шурину писателя – Арсению Семеновичу, колоритному персонажу, жизнь которого, к сожалению, закончилась трагически.

Зимой внешняя жизнь замирает и можно погрузиться в духовность – читать книги, осмысливать их, думать об истории, ушедшем времени и своих корнях.

Описаний природы много в рассказе. Мы понимаем, насколько мила сердцу автора эта пора – ведь с такой любовью и поэтикой изображены сад, кленовые аллеи, меняющийся лес. Мы следуем за автором от ярких красок ранней осени через короткое бабье лето в сумрачную зиму.

Основной целью рассказа было желание автора показать деревенскую жизнь во всей полноте, заставить читателя погрузиться в нее, воскресить ту Россию, которая так дорога автору и любима им – патриархальную, но все таки живую, с истинно русским укладом жизни и характерными русскими людьми.

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной::

Характерной особенностью раннего прозаического творчества И. Бунина является наличие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, ассоциации, особый элегический настрой. Известно, что И. А. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и, как правило, четко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе отдельные образы, взятые из собственной лирики. В этой связи в его творчестве находит яркое отражение такое характерное для литературы XX века явление, как стихопроза.

И. А. Бунину невероятно дорог национальный колорит. С какой тщательностью, например, описывает он праздничный дух садовой ярмарки. Создание им фигуры людей из народа поражают высокой степенью индивидуализации. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике.

Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И. А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.

Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед барином вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Лирическая тональность, основанная на патриархальной глубине национального сознания, характерна для прозы И. Бунина, всегда обращенной в прошлое. Как бы подхватывая тургеневскую эстафету, с несоизмеримой тоской говорит писатель о разорении, опустении дворянских гнезд, некогда бывших оплотом России, ее культурной составляющей.

Через это многообразие деталей и признаков показывается нам внутреннее богатство, интенсивность духовной жизни и глубина переживаний рассказчика. Сам герой будто скрыт от читателя, его история неизвестна, только то, что мужики зовут его барчук. Акцент делается только на его воспоминания и ассоциации, связанные с прошлым, с вкусом, запахом, видом антоновских яблок.

В рассказе несколько частей. В первой части — воспоминания о деревне, мужиках, радости и беззаботности бытия, сопровождаемого хрустом антоновских яблок.

Четвертая часть — горькая тоска, что нет больше запаха антоновских яблок, как нет ни стариков, ни помещиков.

Четыре части рассказа — это круг жизни, бег от молодости к зрелости для героя, от полной жизни к увяданию для дворянской России.

Популярность прозы Бунина началась с 1900 года, после публикации рассказа "Антоновские яблоки", созданного на самом близком писателю материале деревенской жизни. Читатель как бы всеми чувствами воспринимает раннюю осень, время сбора антоновских яблок. Запах антоновки и другие привычные автору с детства признаки сельской жизни означают торжество жизни, радости, красоты. Исчезновение этого запаха из дорогих его сердцу дворянских поместий символизирует неотвратимое их разорение, угасание.

Что есть дворянская усадьба для Чехова? Это отнюдь не дом, не земля, не собственность. Судьба дворянской усадьбы - это судьба ее обитателей, судьба вишневого сада, судьбы дворянской интеллигенции. Прошлое этой усадьбы - это, несомненно, ее расцвет. Усадьба процветала, принося счастье ее обитателям, счастье, построенное на тяжелых буднях крепостных. Но эти тяжести и невзгоды всегда оставались вне дома, вне сада, следовательно, и вне жизни обитателей усадьбы. Действие пьесы происходит после отмены крепостного права, во времена, когда постепенно вымирают бездеятельные дворянские усадьбы. Безусловно, были и предприимчивые дворяне, которые смогли организовать какое-либо дело, приносящее прибыль. Но Раневская не умела работать, не умела беречь состояние, привыкнув с детства, что деньги есть и их не может не быть.
Настоящее этой усадьбы — продажа ее на торгах купцу Лопахину. Что делает Лопахин? Он вырубает сад под дачи. Вероятно, Лопахин вложит какие-то средства в усадьбу, ведь он слишком долго о ней мечтал. Он счастлив, потому что он — владелец дома, где раньше гнули спину его предки.
На мой взгляд, Чехов показал в пьесе постепенное вымирание дворянства. На смену ему в начале нашего века пришла буржуазия. Буржуазия неуклонно вытесняла дворян, прочно занимая свое место в жизни России начала века.
Пьеса заканчивается стуком топора, символизирующим гибель дворянских усадеб, гибель старой России. На смену России старой приходила Россия действующая, динамичная.. .

- ЭТО ТЕБЕ ПОМОЖЕТ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ

Поскольку с Бунина рассказом не знакома не знаю конкретно чем.
Могу лишь сказать, что в Вишневом саду главная героиня не хочет терять красоту, которая в саду, но и делать ничего не может. Может это может обьединить ?

О чем произведение?

Урожайный год в родовой деревни главного героя Выселки радует глаз: всюду довольство, радость, богатство, простое счастье мужиков. Рассказчик и сам хотел бы быть мужиком, не видя в этой доле никаких проблем, а только здоровье, естественность и близость к природе, а вовсе не бедность, малоземелье и унижение. От крестьянского он переходит к дворянскому быту прежних времен: крепостного права и сразу после, когда помещики еще играли главную роль. Примером служит усадьба тетки Анны Герасимовны, где чувствовались и достаток, и строгость, и крепостная покорность слуг. Обстановка дома также будто застыла в прошлом, даже разговоры только о былом, но в этом тоже есть своя поэзия.

Главные герои и их характеристика

  1. Разрозненные картины соединены через лирического героя, который представляет авторскую позицию в произведении. Он предстает перед нами человеком с тонкой душевной организацией, мечтательным, восприимчивым, оторванным от реальности. Он живет прошлым, скорбя о нем и не замечая, что на самом деле творится вокруг него, в том числе, и в деревенской среде.
  2. Тетка главного героя Анна Герасимовна также живет прошлым. В ее доме царят порядок и аккуратность, идеально сохраняется старинная мебель. Говорит старушка тоже о временах своей молодости, да о наследстве.
  3. Шурин Арсений Семенович отличается молодым, залихватским духом, в условиях охоты эти бесшабашные качества очень органичны, но каков он в быту, в хозяйстве? Это остается тайной, ведь и в его лице поэтизируется дворянская культура, как и у прошлой героини.
  4. В рассказе много крестьян, но все они имеют схожие качества: народная мудрость, почтение к помещикам, ловкость и хозяйственность. Они низко кланяются, бегут по первому зову, в общем, поддерживают счастливую дворянскую жизнь.

Проблемы

Также важен еще один вопрос, поднимаемый писателем – это проблема памяти. В переломную, кризисную эпоху, в которую был написан рассказ, хочется покоя, тепла. Именно его человек всегда находит в воспоминаниях детства, которые окрашиваются радостным чувством, из того периода обычно возникает в памяти только хорошее. Это прекрасное и хочет навсегда оставить в сердцах читателей Бунин.

Смысл

Лариса Васильевна ТОРОПЧИНА - учитель московской гимназия № 1549; заслуженный учитель России.

Вишнёвый сад продан, его уже нет, это правда…
Про меня забыли…
А.П. Чехов

Г оворя о сквозных темах в литературе, хотелось бы выделить тему угасания помещичьих гнёзд как одну из интересных и глубоких. Рассматривая её, ученики 10–11-х классов обращаются к произведениям XIX–XX веков.

В течение многих столетий русское дворянство было оплотом государственной власти, главенствующим классом в России, “цветом нации”, что, разумеется, нашло отражение в литературе. Конечно, персонажами литературных произведений становились не только честные и благородные Стародум и Правдин, открытый, нравственно чистый Чацкий, не удовлетворённые праздным существованием в свете Онегин и Печорин, прошедшие через многие испытания в поисках смысла жизни Андрей Болконский и Пьер Безухов, но и грубые и невежественные Простаковы и Скотинин, радеющий исключительно “родному человечку” Фамусов, прожектёр Манилов и бесшабашный “исторический человек” Ноздрёв (последних, кстати, значительно больше, как и в жизни).

Читая художественные произведения ХVIII - первой половины XIX века, мы видим героев-хозяев - будь то госпожа Простакова, привыкшая к слепому повиновению окружающих её воле, или супруга Дмитрия Ларина, единолично, “мужа не спросясь”, управлявшая имением, или “чёртов кулак” Собакевич, крепкий хозяин, знавший не только имена своих крепостных, но и особенности их характеров, их умения и ремёсла и с законной гордостью отца-помещика расхваливавший “мёртвые души”.

А вот для преданного Фирса, который после отмены крепостного права “не согласился на волю, остался при господах” и который помнит благословенные времена, когда вишню из сада “сушили, мочили, мариновали, варенье варили”, жизнь кончена: он не сегодня-завтра умрёт - от старости, от безысходности, от ненужности никому. Горько звучат его слова: “Про меня забыли…” Бросили господа, как старика Фирса, и старый вишнёвый сад, оставили то, что, по признанию Раневской, было её “жизнью”, “молодостью”, “счастьем”. Уже “хватил топором по вишнёвому саду” бывший крепостной, а ныне новый хозяин жизни Ермолай Лопахин. Раневская плачет, но ничего не делает, чтобы спасти сад, имение, а Аня, юная представительница некогда богатой и знатной дворянской фамилии, покидает родные места даже с радостью: “Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде?” Но ведь “не отрекаются любя”! Значит, не так уж сильно и любила. Горько, что так легко оставляют то, что некогда было смыслом жизни: после продажи вишнёвого сада “все успокоились, повеселели даже… в самом деле, теперь всё хорошо”. И только авторская ремарка в финале пьесы: “Среди тишины раздаётся глухой стук по дереву, звучащий одиноко и грустно ” (курсив мой. - Л.Т. ) - говорит, что грустно становится самому Чехову, словно предостерегающему своих героев от забвения прежней жизни.

Что же произошло с персонажами чеховской драмы? Анализируя их жизнь, характеры, поведение, учащиеся приходят к выводу: это вырождение, не нравственное (“недотёпы”-дворяне, в сущности, неплохие люди: добрые, некорыстолюбивые, готовые забыть плохое, чем-то помочь друг другу), не физическое (герои - все, кроме Фирса, - живы и здоровы), а скорее - психологическое , состоящее в абсолютном неумении и нежелании преодолевать трудности, посланные судьбой. Искреннее стремление Лопахина помочь “недотёпам” разбивается о полнейшую апатию Раневской и Гаева. “Таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я ещё не встречал”, - с горьким недоумением констатирует он. А в ответ слышит беспомощное: “Дачи и дачники - это так пошло, простите”. Что же касается Ани, то здесь, вероятно, уместнее говорить о перерождении , о добровольном отказе от прежних жизненных ценностей. Хорошо это или плохо? Чехов, тонко чувствующий, интеллигентный человек, не даёт ответа. Время покажет…

Ж аль и других чеховских героев, умных, порядочных, добрых, но совершенно неспособных к активной творческой деятельности, к выживанию в тяжёлых условиях. Ведь когда Иван Петрович Войницкий, дворянин, сын тайного советника, многие годы проведший, “как крот… в четырёх стенах” и скрупулёзно собирающий доходы с имения своей покойной сестры, чтобы отсылать
деньги её бывшему мужу - профессору Серебрякову, в отчаянии восклицает: “Я талантлив, умён, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский…”, - то ему не очень веришь. Что же мешало Войницкому жить полноценной жизнью? Вероятно, боязнь окунуться в водоворот событий, неспособность к борьбе с трудностями, неадекватная оценка действительности. Ведь он, по сути, сам сотворил себе кумира из профессора Серебрякова (“все наши мысли и чувства принадлежали тебе одному… мы с благоговением произносили твоё имя”), а теперь упрекает зятя в том, что тот загубил его жизнь. Соня же, дочь профессора, которой после смерти матери формально принадлежит имение, не может отстоять своих прав на него и только умоляет отца: “Надо быть милосердным, папа! Я и дядя Ваня так несчастны!” Так что же не даёт возможности быть счастливыми? Думается, всё та же душевная апатия , мягкотелость, которые помешали Раневской и Гаеву спасти вишнёвый сад.

Р аботая с текстом повести, учащиеся отметят, что рассказчик, в котором, несомненно, есть черты самого Бунина, потомка некогда знатного и богатого, а к концу XIX века совершенно обедневшего дворянского рода, вспоминает о прежнем Суходоле с грустью, потому что для него и для всех Хрущёвых “Суходол был поэтическим памятником былого”. Однако молодой Хрущёв (а с ним, конечно, и сам автор) объективен: он рассказывает и о жестокости, с которой помещики обрушивали свой гнев не только на прислугу, но и друг на друга. Так, по воспоминаниям той же Натальи, в имении “за стол садились… с арапниками” и “дня не проходило без войны! Горячие все были - чистый порох”.

Да, с одной стороны, говорит рассказчик, “было очарование… в суходольской разорённой усадьбе”: пахло жасмином, бурно разрослись в саду бузина и бересклет, “ветер, пробегая по саду, доносил… шелковистый шелест берёз с атласно-белыми, испещрёнными чернью стволами… зелёно-золотая иволга вскрикивала резко и радостно” (вспомним некрасовское “нет безобразья в природе”), а с другой - “невзрачный” полуразрушенный дом вместо сгоревшего “дедовского дубового”, несколько старых берёз и тополей, оставшихся от сада, “заросшие полынью и подсвекольником” сарай и ледник. Во всём разруха, запустение. Печальное впечатление, а ведь когда-то, по преданию, замечает молодой Хрущёв, его прадед, “человек богатый, только под старость переселился из-под Курска в Суходол”, не любил суходольской глуши. И вот теперь его потомки обречены прозябать здесь почти в нищете, хотя раньше “денег, по словам Натальи, не знали куда девать”. “Толстая, маленькая, с седенькой бородкой” вдова Петра Петровича Клавдия Марковна проводит время за вязанием “нитяных носков”, а “тётя Тоня” в рваном халате, надетом прямо на голое тело, с высоким шлыком на голове, сооружённом “из какой-то грязной тряпки”, похожа на Бабу-Ягу и являет собой поистине жалкое зрелище.

Даже отец рассказчика, “беззаботный человек”, для которого, “казалось, не существовало никаких привязанностей”, тяжело переживает утрату былого богатства и могущества своего семейства, жалуясь до самой кончины: “Один, один Хрущёв остался теперь в свете. Да и тот не в Суходоле!” Конечно, “безмерно велика власть… древней семейственности”, тяжело говорить о кончине близких, но и рассказчик, и автор уверены: череда нелепых смертей в поместье предопределена. И конец “дедушки” от руки Гервасия (от удара старик поскользнулся, “взмахнул руками и как раз виском ударился об острый угол стола”), и загадочная, непонятная гибель хмельного Петра Петровича, возвращавшегося от любовницы из Лунёва (то ли действительно “лошадь убила… пристяжная”, то ли кто из дворни, озлобленной на барина за побои). Закончился род Хрущёвых, некогда поминаемый в хрониках и давший Отечеству “и стольников, и воевод, и мужей именитых”. Не осталось ничего: “ни портретов, ни писем, ни даже простых принадлежностей… обихода”.

Г орек и финал старого суходольского дома: он обречён на медленное умирание, а остатки некогда роскошного сада вырублены последним хозяином усадьбы, сыном Петра Петровича, покинувшим Суходол и поступившим кондуктором на железную дорогу. Как похоже на гибель вишнёвого сада, с той только разницей, что в Суходоле всё проще и страшнее. Навсегда исчез из помещичьих усадеб “запах антоновских яблок”, ушла жизнь. С горечью пишет Бунин: “И порою думаешь: да полно, жили ли и на свете-то они?”

Пора, пора седлать проворного донца
И звонкий рог за плечи перекинуть! —

И громко говорит:

7.jpg (42163 bytes)

Г оворя о сквозных темах в литературе, хотелось бы выделить тему угасания помещичьих гнёзд как одну из интересных и глубоких. Рассматривая её, ученики 10–11-х классов обращаются к произведениям XIX–XX веков.

В течение многих столетий русское дворянство было оплотом государственной власти, главенствующим классом в России, “цветом нации”, что, разумеется, нашло отражение в литературе. Конечно, персонажами литературных произведений становились не только честные и благородные Стародум и Правдин, открытый, нравственно чистый Чацкий, не удовлетворённые праздным существованием в свете Онегин и Печорин, прошедшие через многие испытания в поисках смысла жизни Андрей Болконский и Пьер Безухов, но и грубые и невежественные Простаковы и Скотинин, радеющий исключительно “родному человечку” Фамусов, прожектёр Манилов и бесшабашный “исторический человек” Ноздрёв (последних, кстати, значительно больше, как и в жизни).

Читая художественные произведения ХVIII — первой половины XIX века, мы видим героев-хозяев — будь то госпожа Простакова, привыкшая к слепому повиновению окружающих её воле, или супруга Дмитрия Ларина, единолично, “мужа не спросясь”, управлявшая имением, или “чёртов кулак” Собакевич, крепкий хозяин, знавший не только имена своих крепостных, но и особенности их характеров, их умения и ремёсла и с законной гордостью отца-помещика расхваливавший “мёртвые души”.

А вот для преданного Фирса, который после отмены крепостного права “не согласился на волю, остался при господах” и который помнит благословенные времена, когда вишню из сада “сушили, мочили, мариновали, варенье варили”, жизнь кончена: он не сегодня-завтра умрёт — от старости, от безысходности, от ненужности никому. Горько звучат его слова: “Про меня забыли…” Бросили господа, как старика Фирса, и старый вишнёвый сад, оставили то, что, по признанию Раневской, было её “жизнью”, “молодостью”, “счастьем”. Уже “хватил топором по вишнёвому саду” бывший крепостной, а ныне новый хозяин жизни Ермолай Лопахин. Раневская плачет, но ничего не делает, чтобы спасти сад, имение, а Аня, юная представительница некогда богатой и знатной дворянской фамилии, покидает родные места даже с радостью: “Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишнёвого сада, как прежде?” Но ведь “не отрекаются любя”! Значит, не так уж сильно и любила. Горько, что так легко оставляют то, что некогда было смыслом жизни: после продажи вишнёвого сада “все успокоились, повеселели даже… в самом деле, теперь всё хорошо”. И только авторская ремарка в финале пьесы: “Среди тишины раздаётся глухой стук по дереву, звучащий одиноко и грустно” (курсив мой. — Л.Т.) — говорит, что грустно становится самому Чехову, словно предостерегающему своих героев от забвения прежней жизни.

Что же произошло с персонажами чеховской драмы? Анализируя их жизнь, характеры, поведение, учащиеся приходят к выводу: это вырождение, не нравственное (“недотёпы”-дворяне, в сущности, неплохие люди: добрые, некорыстолюбивые, готовые забыть плохое, чем-то помочь друг другу), не физическое (герои — все, кроме Фирса, — живы и здоровы), а скорее — психологическое, состоящее в абсолютном неумении и нежелании преодолевать трудности, посланные судьбой. Искреннее стремление Лопахина помочь “недотёпам” разбивается о полнейшую апатию Раневской и Гаева. “Таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я ещё не встречал”, — с горьким недоумением констатирует он. А в ответ слышит беспомощное: “Дачи и дачники — это так пошло, простите”. Что же касается Ани, то здесь, вероятно, уместнее говорить о перерождении, о добровольном отказе от прежних жизненных ценностей. Хорошо это или плохо? Чехов, тонко чувствующий, интеллигентный человек, не даёт ответа. Время покажет…

Ж аль и других чеховских героев, умных, порядочных, добрых, но совершенно неспособных к активной творческой деятельности, к выживанию в тяжёлых условиях. Ведь когда Иван Петрович Войницкий, дворянин, сын тайного советника, многие годы проведший, “как крот… в четырёх стенах” и скрупулёзно собирающий доходы с имения своей покойной сестры, чтобы отсылать
деньги её бывшему мужу — профессору Серебрякову, в отчаянии восклицает: “Я талантлив, умён, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский…”, — то ему не очень веришь. Что же мешало Войницкому жить полноценной жизнью? Вероятно, боязнь окунуться в водоворот событий, неспособность к борьбе с трудностями, неадекватная оценка действительности. Ведь он, по сути, сам сотворил себе кумира из профессора Серебрякова (“все наши мысли и чувства принадлежали тебе одному… мы с благоговением произносили твоё имя”), а теперь упрекает зятя в том, что тот загубил его жизнь. Соня же, дочь профессора, которой после смерти матери формально принадлежит имение, не может отстоять своих прав на него и только умоляет отца: “Надо быть милосердным, папа! Я и дядя Ваня так несчастны!” Так что же не даёт возможности быть счастливыми? Думается, всё та же душевная апатия, мягкотелость, которые помешали Раневской и Гаеву спасти вишнёвый сад.

Р аботая с текстом повести, учащиеся отметят, что рассказчик, в котором, несомненно, есть черты самого Бунина, потомка некогда знатного и богатого, а к концу XIX века совершенно обедневшего дворянского рода, вспоминает о прежнем Суходоле с грустью, потому что для него и для всех Хрущёвых “Суходол был поэтическим памятником былого”. Однако молодой Хрущёв (а с ним, конечно, и сам автор) объективен: он рассказывает и о жестокости, с которой помещики обрушивали свой гнев не только на прислугу, но и друг на друга. Так, по воспоминаниям той же Натальи, в имении “за стол садились… с арапниками” и “дня не проходило без войны! Горячие все были — чистый порох”.

Да, с одной стороны, говорит рассказчик, “было очарование… в суходольской разорённой усадьбе”: пахло жасмином, бурно разрослись в саду бузина и бересклет, “ветер, пробегая по саду, доносил… шелковистый шелест берёз с атласно-белыми, испещрёнными чернью стволами… зелёно-золотая иволга вскрикивала резко и радостно” (вспомним некрасовское “нет безобразья в природе”), а с другой — “невзрачный” полуразрушенный дом вместо сгоревшего “дедовского дубового”, несколько старых берёз и тополей, оставшихся от сада, “заросшие полынью и подсвекольником” сарай и ледник. Во всём разруха, запустение. Печальное впечатление, а ведь когда-то, по преданию, замечает молодой Хрущёв, его прадед, “человек богатый, только под старость переселился из-под Курска в Суходол”, не любил суходольской глуши. И вот теперь его потомки обречены прозябать здесь почти в нищете, хотя раньше “денег, по словам Натальи, не знали куда девать”. “Толстая, маленькая, с седенькой бородкой” вдова Петра Петровича Клавдия Марковна проводит время за вязанием “нитяных носков”, а “тётя Тоня” в рваном халате, надетом прямо на голое тело, с высоким шлыком на голове, сооружённом “из какой-то грязной тряпки”, похожа на Бабу-Ягу и являет собой поистине жалкое зрелище.

Даже отец рассказчика, “беззаботный человек”, для которого, “казалось, не существовало никаких привязанностей”, тяжело переживает утрату былого богатства и могущества своего семейства, жалуясь до самой кончины: “Один, один Хрущёв остался теперь в свете. Да и тот не в Суходоле!” Конечно, “безмерно велика власть… древней семейственности”, тяжело говорить о кончине близких, но и рассказчик, и автор уверены: череда нелепых смертей в поместье предопределена. И конец “дедушки” от руки Гервасия (от удара старик поскользнулся, “взмахнул руками и как раз виском ударился об острый угол стола”), и загадочная, непонятная гибель хмельного Петра Петровича, возвращавшегося от любовницы из Лунёва (то ли действительно “лошадь убила… пристяжная”, то ли кто из дворни, озлобленной на барина за побои). Закончился род Хрущёвых, некогда поминаемый в хрониках и давший Отечеству “и стольников, и воевод, и мужей именитых”. Не осталось ничего: “ни портретов, ни писем, ни даже простых принадлежностей… обихода”.

Г орек и финал старого суходольского дома: он обречён на медленное умирание, а остатки некогда роскошного сада вырублены последним хозяином усадьбы, сыном Петра Петровича, покинувшим Суходол и поступившим кондуктором на железную дорогу. Как похоже на гибель вишнёвого сада, с той только разницей, что в Суходоле всё проще и страшнее. Навсегда исчез из помещичьих усадеб “запах антоновских яблок”, ушла жизнь. С горечью пишет Бунин: “И порою думаешь: да полно, жили ли и на свете-то они?”

Читайте также: