Сочинение анализ стихотворения клише

Обновлено: 05.07.2024

1.ВОСПРИЯТИЕ:
Это стихотворение посвящено…
Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение)…
Можно сказать, что лирический герой…
Стихотворение представляет собой…
2.ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:
1. Идея(что хотел сказать автор, какую мысль хотел донести до читателя):
Автор хотел донести до читателя мысль о том…
Этим стихотворением автор хотел сказать, что…
Здесь высказано мнение автора
2.Эмоция( радость, уныние, восторг, надежда)
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
3. Мотив(грусти, печали, одиночества) … звучит мотив…
3. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
Предметный состав (все существительные, т.е образы):
В первой строфе возникают образы(существительные)…
Во второй строфе автор ведет речь о…
4. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:(проанализировать прилагательные, т.е. эпитеты, а также художественно-выразительные средства)
Автор, характеризуя образы, использует эпитеты…
Сквозь строфы тянется цепь тропов…
Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства…
Здесь автору помогает использование…
Немаловажную роль играют…
5. Действия и состояния в художественном мире произведения
(анализ глаголов(т.е. проблем)
Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
6. Как выражено пространство, время
1. Пространство представлено весьма интересно
( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
2. Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее)
4. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Лексика
Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Рифма
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма…
Стихотворение написано с использованием…рифмовки…
Строфы имеют…рифмовку…
Синтаксис
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как (повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …
Автор в произведении затрагивает временные рамки ( прошлое ,настоящее, будущее
5. ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
-размер(ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий…) …
В основе ритмического рисунка – пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей…
Размер стихотворения - .
-аллитерация (преобладание согласных звуков)
-ассонанс(преобладание гласных звуков)
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:

Создается такое настроение ---------------------

В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как ---------------

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2. Тема и идея. Заглавие.

Это стихотворение (о чем стихотворение?)

Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)

Автор хотел донести до читателя мысль о том…

Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …

Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

Стихотворение названо так потому, что…

В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (. каких именно. );

Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (. ).

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….

Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль

Мысль первой строфы такова….

Во второй строфе автор говорит о….

в третьей строфе….. и тд по всем строфам

Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор говорит…

в третьей строфе….. и тд по всем строфам

образы событий (. каких именно. );

Образ лирического героя, авторское "Я" (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы . отмечает (что?) . описывает (что?) . касается (чего?) . обращает внимание (на что?) . напоминает (о чем?)

Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

7 . Рифма




Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.


Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух з



Эпитет - художественное определение

прозрачная дева

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

яркий, как солнце

Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы

Ирония - скрытая насмешка.

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота - художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

в сто сорок солнц закат пылал

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.

отговорила роща золотая

душа поёт, река играет

Овеществление - уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются

Метонимия - сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит" - подразумеваются деревья

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Повтор (рефрен) - неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

Разновидности повторов:

анафора - единоначатие

эпифора - единство концовок

градация - своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости

Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

пришел, увидел, победил

Антитеза - потивопоставление

Где стол был яств, там гроб стоит

Эллипсис - пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

я за свечкой – свечка в печку

Бессоюзие - намеренный пропуск союзов

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Многосоюзие - увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение предложений

молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет.

Инверсия - нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей.

Изумительный наш народ.

каламбур – игра слов

Шел дождь и два студента.

оксюморон – соединение двух противоречащих понятий

живой труп, пожар льда, гигантский карлик.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Шаблон анализа лирического стихотворения помогает учителю и школьнику свободно ориентироваться в анализе стихотворения на уроках русской литературы.

ВложениеРазмер
shablon_analiza_liricheskogo_stihotvoreniya.docx 648.53 КБ

Предварительный просмотр:

Шаблон анализа лирического стихотворения

1. Краткая информация об авторе и стихотворении

  • Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:
  • Создается такое настроение ---------------------
  • Вызывает мысли о том, что --------------------------
  • В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как ---------------

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2. Тема и идея. Заглавие.

  • Это стихотворение (о чем стихотворение?)
  • Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)
  • Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)
  • Автор хотел донести до читателя мысль о том…
  • Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…
  • В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …
  • Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..
  • что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?
  • В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (. каких именно. );
  • Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (. ).
  • В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …
  • Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….
  • Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

  • Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль
  • Мысль первой строфы такова….
  • Во второй строфе автор говорит о….
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)
  • Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

  • В первой строфе возникают образы (существительные)…
  • Во второй строфе автор говорит…
  • в третьей строфе….. и тд по всем строфам
  • образы событий (. каких именно. );
  • образы чувств (. ).
  • Образ лирического героя, авторское "Я" (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

  • Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.
  • Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы . отмечает (что?) . описывает (что?) . касается (чего?) . обращает внимание (на что?) . напоминает (о чем?)
  • Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
  • Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.

Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух з

Эпитет - художественное определение

Куда ты скачешь, гордый конь?

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

яркий, как солнце

Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы

Ирония - скрытая насмешка.

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота - художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

в сто сорок солнц закат пылал

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.

отговорила роща золотая

душа поёт, река играет

Овеществление - уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются

Метонимия - сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит" - подразумеваются деревья

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Повтор (рефрен) - неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

  • анафора - единоначатие
  • эпифора - единство концовок
  • градация - своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости

Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

пришел, увидел, победил

Где стол был яств, там гроб стоит

Эллипсис - пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

я за свечкой – свечка в печку

Бессоюзие - намеренный пропуск союзов

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Многосоюзие - увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

Анализ стихотворения по литературе — это возможность проявить свои творческие способности, выразить своё мнение о творчестве поэта.

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана:
подсказку нужно искать в самом стихотворении

Этапы плана анализа стихотворения

План анализа стихотворения включает в себя следующие этапы.

Пример анализа стихотворения по плану

Относительно сюжетной основы стихотворения — поэта вдохновили сразу два источника, а именно: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал в них о якобы растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени. А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом.

3. Жанр. Чаще всего жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря событийному сюжету.

4. Тема, идея. Основная тема стихотворения – пагубность влияние неограниченной власти одного человека. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение глубоким эмоционально и убедительным.

Для усиления своей мысли Пушкин использует противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который решает нарушить этот закон.

Однако, не только власть виновата в своём зле. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

5. Композиция. Данное произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла. Даже движение, обычно символизирующее жизнь, становится смертоносным – ветер улетает от него уже ядовитым, дождевая вода, стекая с ветвей, капает в песок будучи ядом.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

6. Образ лирического героя. Мысли и чувства лирического героя на протяжении повествования меняются. Вначале он рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

7. Художественных средств выразительности. А стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства:

8. Ритм, рифма, стихотворный размер. Стихотворный размер — четырёхстопный ямб. Рифма — перекрёстная.

Благодаря стихотворному размеру автору удалось передать не только все ощущения от смерти в природе, но и проявления зла в плане человеческих отношений.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

При анализе стихотворения можно использовать следующие клише:

Стихотворение … написано … году. Это было время…

Этот период творчества поэта характеризуется …

В творчестве поэта стихотворение занимает важное место, так как …

Это стихотворение посвящено теме … Это стихотворение о …

Название стихотворения говорит о …

Это стихотворение можно рассматривать как размышление о …

Автор хотел сказать, что … Основная мысль автора раскрывается в .

- ода (торжественно - лирическое стихотворение, прославляющее героические подвиги, заслуги перед отечеством, воспевающее величественное в жизни и природе, Г. Р. Державин "Фелице");

- гимн (хвалебная песнь);

-лирическое стихотворение

- сонет (стихотворение в 14 строк, А. С. Пушкин "Поэту");

- послание (стихотворение, адресованное какому - либо лицу, близкое к письму, А. С. Пушкин "К Пущину");

- баллада (небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой - то необычный случай, историческое событие или предание, В. А. Жуковский "Лесной Царь");

- элегия (стихотворение, пронизанное печалью, грустным раздумьем, В. А. Жуковский "Вечер");

- признание (в любви, верности, дружеских чувствах, А. С. Пушкин "Я вас любил. ");

- размышление (М. Ю. Лермонтов "Дума");

- разговор (Н. А. Некрасов "В дороге");

- притча (поучение в иносказательной, аллегорической форме, Н. А. Некрасов "Ключи от счастья женского" из поэмы "Кому на Руси жить хорошо");

- романс, песня;

- По жанру это стихотворение можно отнести к . так как в нем .

Вид лирики (Пейзажная, любовная, дружеская, философская, интимная (о личных переживаниях), гражданская)

Сюжет . ( есть в каждом стихотворении, если в балладе он близок к повествованию, то в лирическом стихотворении он в развитии чувств, мыслей, переживаний лирического героя (проследить по строфам стихотворения).

Движение (развитие) чувств (мыслей) передается от . в первой строфе. во второй и т.д.

В основе стихотворения …

Лирическая ситуация, представленная в стихотворении …

Стихотворение делится на … частей (строф) В первой части (строфе)… (и отдельно о каждой части).

Стихотворение отличается кольцевой композицией.

Первая часть противопоставлена …

Первая часть играет большую роль в раскрытии идейного содержания.

Стихотворение построено на сопоставлении, созерцании …

От созерцания природы автор переходит к …

Каждая из частей насыщена … В первой строфе появляется образ …

Образ …, возникающий во второй части …

Образ лирического героя. Его настроение.

Позитивное настроение

торжественное; восторженное; очарованное; радостное;

веселое; светлое; легкое; восторженно- радостное; умиротворенное; теплое; спокойное,приподнятое восхищается; восторгается;

Печалится, жалеет о …сожалеет о…, поэту жаль …

переживает за …, негодует, расстроен, поэту больно от …, с болью в сердце пишет о…, грустно, с грустью говорит о…, сердито, тоскует по …, с волнением говорит о…, испытывает чувство горечи

Лирический герой испытывает чувство …

Художественные средства. (сравнение, эпитет, метафора, гипербола, олицетворение; антитеза, инверсия, аллегория)

Главным художественным средством являются … Для создания образа … автор использует …

Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: … Яркую, радостную (грустную, печальную) картину (весны и т.п.) передают (эпитеты, метафоры): …

Интересны синтаксические средства, используемые автором в …, морфологические средства…

Лексика (высокая - историзмы, архаизмы, старославянизмы; общеупотребительная, подчеркивающая обычность темы; сниженная, для создания сатирического образа, подчеркивающая негативное отношение автора; синонимы, антонимы…)

Звукопись .( ассонанс: г ласные звуки . создают музыкальность, напевность.

аллитерация Согласные звуки . несут смысл . )

Звукопись из . помогает "услышать" текст . Комбинации звуков … создают… Гласные звуки . создают музыкальность, напевность. В стихотворении доминируют звуки …

Размер (ямб, хорей; дактиль, анапест, амфибрахий ), рифма.

В стихотворении используется перекрестная(кольцевая, парная)/ … рифма.

Впечатление от стихотворения.

Стихотворение производит … Стихотворение вызывает … Стихотворение создает впечатление

После прочтения стихотворения у меня появились мысли о …

Что мне особенно близко или интересно в избранном стихотворении. Стихотворение вызывает у меня чувство…

Читайте также: