Сочинение анализ стихотворения бородино

Обновлено: 06.07.2024

Традиционным для творчества М. Ю. Лермонтов является обращение к историческим событиям своей родины, к ратным подвигам своего народа. Глубокий анализ стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова предполагает обязательное принятие во внимание этого факта. Стихотворение Лермонтова “Бородино”

Оно написано в год 25-летия победы русского народы в войне с французами. Произведение раскрывает тему родины в понимании человека из народа.

Сюжет стихотворения “Бородино”

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

“Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французу отдана?”

Подробное описание событий

Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

“Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри – не вы! “

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Примечательно, что в процессе повествования рассказчик использует как местоимение “я”, так и местоимение “мы” (“Забил заряд я в пушку туго”, “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою”). Это говорит о том, что восприятие солдатом себя сливается с восприятием русского народа в целом. Он говорит от лица всех солдат, выражая истинный народный дух, народное чувство любви к Отечеству.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию.

Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

“Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!”

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

При создании речевого образа рассказчика Лермонтов в изобилии включает в его монолог просторечные слова и выражения: “ушки на макушке”, “тут как тут”, “мусью”, “что толку в этакой безделке”. Употребление просторечной лексики способствует созданию истинно народного образа рассказчика и подчеркивает народный характер войны.

Наряду с низкой лексикой в стихотворении используются слова высокого стиля: “на поле грозной сечи ночная пала тень”, “ликовал”, “сверкнув очами”. Это подчеркивает величие боя, его особую значимость в истории страны.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

“Ведь были ж схватки боевые,

Да, говорят, еще какие!

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина!”

Бесспорно также величие солдат, не щадивших жизней во имя Отечества, о чем также свидетельствуют риторические восклицания: “Богатыри – не вы!”.

При описании полковника автор применяет сравнение, чтобы показать его отношение к долгу и к подчиненным: “Слуга царю, отец солдатам”. Всего с помощью нескольких слов перед читателем вырисовывается образ справедливого, благородного и великодушного командира, который, погибнув на поле брани, оставил добрые воспоминания о себе у солдат.

В кульминационном описании сражения Лермонтов не скупится на выразительные средства. Здесь применены и сравнения: “Французы двинулись, как тучи”, “Носились знамена, как тени”. И олицетворения: “Картечь визжала”, “И залпы тысячи орудий слились в протяжный вой”. Главную по значению позицию среди художественно-выразительных средств занимает гипербола, ведь она призвана показать необъятный масштаб событий Бородинского сражения:

“Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел. “

В описании характера сражения используются эпитеты, подчеркивающие отвагу русской армии: “русский бой удалый”, “наш рукопашный бой”.

Идея стихотворения “Бородино” М. Ю. Лермонтова

Подробный анализ “Бородино” Лермонтова с точки зрения тематики и сюжета произведения, его композиционных и художественных особенностей, а также образа лирического героя позволил выявить идею произведения. Она заключается в утверждении силы и мощи русского народа, который является истинным творцом истории. Своим произведением автор утверждает, что победа в Отечественной войне 1812 года – заслуга простых солдат, народа, объединившегося в деле защиты Родины, а не высоких политиков и полководцев.

Краткий анализ, описание композиции и разбор художественно-выразительных средств стихотворения, могут быть использованы учениками 5 класса при подготовке к уроку или написании сочинения на тему “Анализ стихотворения Лермонтова “Бородино””.

Во время Отечественной войны было много сражений, но одна битва стала самой решающей. Она состоялась в 1812 году. Читая стих, мы можем подумать, что его рассказывает нам старый и опытный солдат, который участвовал в бою под Бородино. Солдат точно и искренне повествует читателям свою судьбу. Стихотворение пропитанно эмоциями, переживаниями и страданиями. Солдат словно заново переживает те страшные события, которые произошли под Бородином.

Лермонтов с гордостью описал подвиг людей и солдат. Автор в своем стихотворении не прославлял полководцев и императоров, он восхвалял обычный народ. Лермонтов считал, что битву выиграли благодаря смелости и отваге простого народа.

Герои стихотворения решительные, храбрые, они смело идут в бой в отличие от их командиров. Военные настоящие патриоты, они всем сердцем любят свою Родину. Они искренне хотят защитить страну от иностранных врагов. Солдаты готовы на все, что бы спасти свою землю, родных и близких. Они сражаются до последнего вздоха.

Вариант 2

Автор освещает в своем творении довольно страшные события, которые произошли в 1812 году. Что может быть страшнее войны? Ничего, война это человеческая смерть, потери. Война разразилась между Францией и Россией. Россия была атакована противником и люди были вынуждены стать на защиту родины, а Бородинская битва это всего малая часть ужасной войны. Именно данное сражение осталось в истории, как великое и на первый взгляд тогда победу одержали французы, но это только на первый взгляд. Вопреки всему, русские одержали нелегкую победу, хотя и выглядели слабее, чем противник. Тогда погибло очень много людей с обеих сторон, но это все ради того, чтоб защитить свою землю.

Лермонтов жил в другое время, но это не сказалось на описании событий битвы, такое впечатление, что автор и вовсе присутствовал во время сражения. Автор отлично справился с описанием эмоций того нелегкого сражения, эмоций, которые переживали тогда участники битвы. Действительно понимаешь, что война это страшно, но еще страшнее струсить и не стать на защиту своей родной земли, предательства никто не поймет.

К данной работе Лермонтов подошел немного по-другому, нежели к другим своим стихотворениям. Данная работа имеет другую структуру. Лермонтов решил, что интересно будет, если повествовать о тех событиях будет обычный солдат, а рассказывает он все своему племяннику. Солдат рассказывает о тех страшных событиях, причем заостряет внимание на том, что раньше все было по-другому. Молодежь была совсем другой, смелее и готовы были отдать жизнь за родных, близких, за свою землю.

Сочинение по произведению Бородино Лермонтова 5 класс

Во многих произведениях Лермонтова встречается изобличительный тон. Ему не нравится течение общественной жизни николаевской России. Он клеймил тогдашнее общество за нерешительность, нежелание искать новых путей для развития, интересоваться чем-то новым. Предыдущие эпохи, в частности, эпоха наполеоновских войн, казались ему более героическими по своей сути. Люди до последней капли крови сражались за Отечество, находили место для подвига. В любую минуту воин либо завоевать сердце возлюбленной, либо получить картечь в голову.

Именно под влиянием неприятия жизненных принципов своих современников и было написано данное стихотворение.

Оно было создано в 1837 году, в самый разгар реакционерской политики Николая I. Этот год ознаменовал под собой 25-ую годовщину сражения на Бородинском поле. Вообще, в ту пору те события активно обсуждали, и Михаил Юрьевич не мог не обратить свое внимание на данную тематику.

В те года он активно размышляет об истории России, анализирует ее конкретные исторические периоды, сопоставляет факты. События 1812 года случились относительно недавно, поэтому писатель мог лично пообщаться с участниками Бородинского сражения. Лермонтов безумно завидовал, завидовал великому прошлому своей же страны. Тема воспевания славных дел прошлого нашла свое отражение и в других произведениях талантливого автора.

Очень символично, что в стихотворении повествование ведется от лица рядового участника сражения. Этот способ изложения придает некую народность и в то же время эпохальность. Читатель может вместе с рассказчиком перенестись в пучину событий и своими глазами увидеть легендарную баталию, где героически погибали солдаты, поле заполонил пороховой дым, трава обагрилась кровью раненных и убитых, трусость и слабоволие перемежались с беспримерной отвагой.

На протяжении всего стихотворения автор дает понять, что настоящими героями он считает именно тех людей, сражавшихся за отечество на боле брани. Особое величие битве придавала мощь противника. Наполеон до событий под Бородино покорил не одну европейскую страну и выиграл немало сражений. Но вот, обыкновенные российские парни, от мала до велика, смогли дать отпор французским военным профессионалам. Любовь к Отечеству проявлял и обычный люд, вступая в партизанские отряды.

Таким образом, можно сделать вывод, что данное стихотворение учит и нынешнее поколение. Нужно быть героями, нужно стремится к новым свершениям.

Вариант 4

Данное великолепное произведение было написано гениальным писателем Лермонтовым в честь окончания данного сражения. Оно полюбилось простому читателю благодаря тому, что язык повествования был простым, и рифма лаконично подчеркивала всю глубину происходящих событий. В нем рассказываются события, которые являлись одними из главнейших и решающих в войне тысяча девятьсот двенадцатого года. Рассказ ведется от человека преклонного возраста, который, параллельно вдается в воспоминания тех времен, так как сам был участником того сражения.

Лермонтовым, было показано то, что именно благодаря подвигам простого народа в лице обычных солдат, было выиграно данное сражение при Бородино, и вся война в целом. Ранее, за другими писателями была сохранена тенденция того, что победу принесли бравые лидеры и командиры, которые принимали колоссально важные решения, влияющие на ход всей войны. Герои в данном произведении полны решимости и отваги, они невероятно трепетно относятся к родной земле. Персонажи готовы отдать свои жизни для спасения страны.

Также, стоит отметить и то, что на поле боя командиры и простые солдаты стали настолько близки и дружны, что уже и не было различия в чинах, все действовали как единый механизм, который был направлен лишь на одно – победу любой ценой. Писатель невероятно тонко передает атмосферу тех дней, благодаря чему читателю удается погрузиться в те события вместе с ним. Природа и окружающая обстановка описаны очень подробно и чувственно, говоря о том, что писатель трепетно относится к событиям тех лет. Он подчеркивает, что благодаря тому, что на русской земле проживает столь храбрый и отважный народ, им удалось одержать победу в той войне.

Также, стоит отметить немалую проблему, которая была затронута в произведении – это непонимание различных поколений, которые противопоставлены друг другу. Например, прошлое поколение иллюстрируется невероятно бесстрашным, которое не жалело сил для того, чтобы одержать верх над врагом. Писатель хотел дать читателю понять то, что этому примеру необходимо следовать, и чтить моменты тех дней, отдавая дань памяти военных лет.

Также читают:

Картинка к сочинению Бородино по стиху

Популярные сегодня темы

Несмотря на то, что творение описывает вполне реальные исторические события, история его создания до сих пор полностью не изучена. Основной предпосылкой для написания считается тот факт

Капелька падала! Сила притяжения заставляла нестись ее с огромной скоростью к Земле. Неспокойная атмосфера швыряла Капельку из стороны в сторону, пытаясь разорвать на части.

Сюжет стихотворения – это повествование о Бородинском сражении от лица солдата, принимавшего участие в Отечественной войне 1812 года. Рассказ простого солдата вызван вопросом представителя молодого поколения о той битве:

Подробное описание событий Бородинского сражения участник боя начинает с сожаления о том, что прошли те героические времена, и нынешнее поколение уступает в отваге и благородстве тем, кто не щадил жизней на Бородинском поле:

Весь рассказ солдата пронизан неподдельной гордостью за смелость народа, частью которого он является, восхищением его отвагой.

Композиция лирического произведения

Стихотворение открывается строфой, представляющей собой вопрос представителя нового поколения о значении Бородинской битвы для России. Это своеобразное вступление, за которым следует основная часть произведения – рассказ о Бородинском сражении от лица его непосредственного участника. Повествование солдата имеет кольцевую композицию. Оно начинается с того, что рассказчик выражает искреннее восхищение воинами, выжившими и павшими, оказавшимися в центре боевых событий. Далее идет подробное описание Бородинского боя, а также чувств, которые испытывали в момент сражения солдаты. Завершается рассказ участника битвы тем же, с чего начался – восхищением подвигом солдат во имя Родины:

«Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри – не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:




Стихотворение “Бородино” М. Ю. Лермонтова описывает события Бородинской битвы. Изложение идёт от имени простого солдата. Это произведение — своего рода диалог поколения Лермонтова с поколением героев Отечественной войны 1812 года. Полный разбор и краткий анализ “Бородино” по плану пригодится при подготовке к уроку литературы в 5 классе.

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Бородино.
История создания – написано в 1837 году в честь 25-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года.

Тема – подвиг русского народа в Бородинской битве.

Композиция – 14 строф в форме повествования лирического героя солдата-очевидца событий.

Жанр – лирическое стихотворение, баллада, народная ода.

Стихотворный размер – разностопный ямб со смешанным способом рифмовки.

Метафоры – “постоим головою”, “ломить стеною”, “пала тень”, “отец солдатам”, “спит в земле сырой”, “гора тел”.

Эпитеты – “грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Синекдоха – “ликовал француз”, “рука бойцов”, “изведал враг”, “французу отдана”.

Олицетворение – “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”.

Сравнение – “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамёна, как тени”.

Гипербола – “рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Художественно-выразительные средства стихотворения

Сюжетообразующим выразительным средством, используемым в этом стихотворении, является диалог. Все стихотворение – разговор уходящего славного поколения с новым, на которое теперь возлагается ответственность за безопасность Отечества.

Уже в начале стихотворения автор использует несколько подряд риторических восклицаний, которые выражают торжественность свершившегося Бородинского сражения:

История создания

Стихотворение написано к 25-летию Отечественной войны 1812 года в 1837 году. В этом же году оно было опубликовано в журнале “Современник”. Идея написания произведения возникла у автора ещё в 1832–34 годах. Решающую роль сыграли воспоминания родственника поэта – Афанасия Алексеевича Столыпина, который был братом бабушки Лермонтова. Многие детали заимствованы из его рассказа, и сама личность повествователя есть в стихотворении. Знаменитый образ полковника без имени из стихотворения по некоторым данным – списан с личности Петра Багратиона, выдающегося полководца, проявившего себя в боях с французами.

Краткое содержание для читательского дневника

Произведение посвящено войне 1812 года, когда войска Наполеона Бонапарта напали на Россию с целью захвата территории. В этом стихотворении юноша обращается к дяде с просьбой рассказать ему подробнее о войне с Наполеоном. Наибольший интерес молодой человек проявляет к Бородинскому сражению, ставшему наиболее значимым в определении итогов войны.

Бородинское поле

Однако ситуация быстро изменилась, ведь было найдено огромное поле для битвы. Располагалось оно близ деревни Бородино, там солдаты построили редут. Едва наступило утро, французские войска начали наступать. Сражение продолжалось двое суток, обе стороны держались стойко и не намеревались сдавать позиции и подчиняться врагу. Решающим должен был стать третий день схватки, которого все ждали с особым нетерпеньем.

Хотя битва была кровопролитной и немногим удалось уцелеть и вернуться домой, именно тогда русская армия собрала все силы и боевой дух и сокрушила врага. В конце стихотворения старый воин сожалеет о минувших днях боевой славы и выражает восторг и гордость солдатами.

Стихотворение написано ярким образным народным языком, оно раскрывает субъективный взгляд на бой близ деревни Бородино, который имел решающее значение во всей русско-французской войне. Тема стихотворения – показ мужественного подвига русского народа на войне. Именно Лермонтов впервые подчеркнул значимость простых солдат, русского народа в борьбе с захватчиками. Художественно выразительно и документально точно он описывает события легендарного сражения, добавляя ему бытовые детали, человеческие характеры, эмоциональную окраску и атмосферу всеобщего патриотизма. Главная мысль произведения – сила России в народе, патриотическом духе. Смысл и идея стихотворения – показать героическое прошлое своей страны. Лирический герой рассказывает о событиях сражения простым, понятным языком, без сложных терминов и пафосных фраз.

Отзыв 2

Стихотворение начинается с разговора мальчишки со своим дядей, который видел войну 1812 года. Солдат сражался за Россию, за Москву с войсками Наполеона. В те годы шла война, французы напали на Русь. Он рассказывает, как отдали Москву Наполеону, какой ценой это всё произошло.

Главный герой начинает свою историю, как уставшие и недовольные бойцы получили приказ отступать. Но они не хотят этого делать, а приказ есть приказ. Наконец наши отступили. Нашли широкое поле, расставили на нём свои оборонительные сооружения. Все были готовы к великой битве. Появилась французская армия и началась перестрелка, которая длилась двое суток. Рассказчик этого события тоже принимал участие в бою, он заряжал пушки. И вот стрельба закончилась и враги заликовали.

Ветеран обеспокоен, что погибли храбрые воины. Но смерть их была достойной, они с честью защищали свою Родину. Даже сейчас нынешнему поколению есть чем гордиться, наши предки были поистине величественно-храбрые люди. Всё же французы сумели захватить Москву. Но на то была воля Всевышнего. Русь храбро сражалась за свою столицу. Русские войска ни за что бы не отдали своё сердце — Москву. Об этом повествует и солдат-ветеран.

Меня до глубины души поразило стихотворение Лермонтова М. Ю. Я словно сама побывала на этом поле, сражаясь с захватчиками, которые напали на Российскую землю. В произведении показан русский непоколебимый дух. Богатыри Руси стояли на страже Отечества, отдавая свои жизни за свободу и за наше светлое будущее.

Композиция

Стихотворение написано в форме рассказа пожилого солдата, который был очевидцем и участником событий Бородинской битвы. Состоящее из 14 строф лирическое повествование в содержательном плане делится на описание подготовки к бою и самого сражения. Кольцевая композиция определяется тем, что стихотворение начинается и заканчивается словами старого солдата, его отношением к современному поколению и событиям того решающего дня. “Бородино” написано разностопным ямбом в сочетании с особой рифмовкой строф (парная+кольцевая ААБВВБ), это придаёт повествованию подобие народных сказаний. Такие стихи легко воспринимаются и запоминаются на слух, что обусловило быстрое распространение произведения в народе.

Жанром “Бородино” принято считать лирическое стихотворение. Многие исследователи определяют его как балладу или народную оду. Все эти определения верны. Близость к балладе доказывает наличие повествовательного характера, народной оде – воспевание славы и патриотизма русских солдат. Стихотворение пестрит приёмами звукописи, которые красочно передают картины сражения, звуки ударов, выстрелов, рукопашных схваток. Специальная лексика, использованная в стихотворении, подчёркивает реалистичность повествования и знание рассказчиком военных тонкостей: “булат”, “лафет”, “редут”, “картечь”, “кивер”.

Краткое содержание

И военнослужащий начинает свой рассказ. Начинает он его с того, что современный народ – не такие уже силачи то, что существовали ранее. Это звучит сожалением. Но гораздо более грусти слышится в памяти его о собственных военных друзьях, которые погибли в этой схватке. Он свидетельствует о том, что некоторые с них уцелели после данного боя.

Войско оставляло столицу. Бойцы были сердиты этим. Наиболее опытные с их, отходя, возмущались о том, что требуется бросать родной город. Однако сделать с этим они ровным счетом ничего не смогут. Так как в таком случае воля граждан – приказ свыше. Бойцы никак не подразумевали, с целью чего же это было необходимо. Они были наполнены военной атмосферой и склонны были стоять вплоть до финала.

Отступая, дошли они до степи, где и произошло это столкновение. Был сокрушен ими табор и сооружено усиление – редут. А на восходе последующего дня столкнулись они и с французами. Русские ожидали битвы, они были готовы к нему.

Битва стартовала. Не мало тогда полегло люда. Проходит два дня и ночи, а схватке все нет окончания. Преимущество было в сторону неприятеля. Но, советский военнослужащий уступать никак не желал.

Вот уже и приблизился к окончанию 2-ой день битвы. Настала ночь. Французы радовались в собственном стане, так как они одерживали власть. В нашем же стане было спокойно. Бойцы вдумчиво готовили к следующей схватке с врагом собственное вооружение.

Наступил момент предрассветной тишины. Здесь чин направляется к воинам с кличем к битве с готовностью помереть под стенами оставленного ими города, где владычествовал отныне супостат. Военной дух солдат был целостен – все они склонны были положить собственные черепушки в войне за независимость отечества. Так говорит об этих фактах повествователь.

Вот и продлилось битва. И в этот раз русские, трепетавшие не на жизнь, а на гибель, одержали верх – и французы убегали с поля битвы. А борьба была ужасная. Повествователь свидетельствует, то, что современному народу уже никак не увидеть подобных битв. Как он говорит, противник в этот день узнал, что означает славянский дух и советский бой. Происходили на поле и рукопашные схватки. Все без исключения смешалось в одно: и люди, и лошади. А звучания множества военных орудий соединялись в единый продолжительный крик. Погибших было весьма большое количество. Согласно текстам рассказчика, вершина мира усопших тел были подобными, то, что негде было даже рухнуть ядру.

Русские бойцы боролись вдохновенно, кинув все собственные силы. День подходил к концу. А бойцы все еще готовы продлевать эту битву и в последующий день, равно как, внезапно, услыхали барабанный звон – враг отходил.

Заканчивает прежний военнослужащий свой рассказ вновь раскаянием о том, что довелось сохранить им город Москву, и о том, что современная молодое поколение уже не способна на такие подвиги.

Мощь 2-ух армий были неравны. Нашу армия терпело поражение. Однако с последних сил сумели они, никак не взирая на то, принудить противника убежать. Они одержали победу, благодаря духу. Творение Лермонтова – образец того, как данные качества могут помочь завоевать верх даже в неодинаковой схватке.

Средства выразительности

Всё повествование состоит из ярких образов, сочных выражений и колоритных сравнений. Гипербола в стихотворении – самый яркий пример выразительности и средства образного описания картин сражения: “Рука бойцов колоть устала, и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел”, “земля тряслась…”, “смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий…”, “тогда считать мы стали раны”.

Полной картину боя делают эпитеты: ““грозной сечи”, “кровавых тел”, “удалый бой”, “протяжный вой”, “могучее, лихое племя”.

Встречаются в произведении олицетворения “картечь визжала”, “звенел булат”, “затрещали барабаны”. Они создают эффект участия в сражении даже неодушевлённых предметов. Живописные сравнения “земля тряслась, как наши груди”, “французы двинулись, как тучи”, “носились знамена, как тени” подчёркивают масштабность действия.

Средства художественной выразительности

Обычно сдержанный в средствах художественной выразительности, Лермонтов в этом произведении использовал их в полной мере. И все они призваны выразить живость народного языка народной речи, показать героизм русского народа. В стихотворении автор применил народные поговорки, словечки: ушки на макушке, разгуляться на воле, бой удалый, басурманы. мусью, безделка. Инверсия, или перестановка слов подчеркивает народность повествования: чужие изорвать мундиры, Есть разгуляться где на воле.

Читайте также: