Сочинение анализ публицистического текста

Обновлено: 05.07.2024

1. Текст создан в рамках публицистического стиля речи.

2. Жанр текста газетная статья.

3. Доминирующая цель – информативная.

4. Текст посвящен проблеме из сферы российской экономики, а именно – реформированию железнодорожной отрасли; текст информирует о недавно проведенном заседании Коллегии МПС, где обсуждалась реализация программы реформирования.

5. Текст характеризуется рядом черт и языковых особенностей, свойственных текстам публицистического стиля.

Требование понятности текста для широкой аудитории в целом здесь соблюдено. Экономическая проблематика статьи обусловила широкое использование лексики из сферы экономики и политики: акционерное общество, акции, государство, отрасль, реформы, погашение задолженности, бюджет, платежи, пеня, убытки, министр, региональные власти, административные / экономические методы управления, производительность труда, материальная база, финансирование, комитет, тарифы, законодательная база, законопроект и др.

Кроме того, употребляется целый ряд слов, которые можно отнести к разряду узкоспециальных экономических терминов, например: кредиторская задолженность, реструктуризация долгов, инвестиции, непрофильные проекты, изношенность фондов (8), индексация тарифов. Если учесть, что статья адресована прежде всего тем, кто в той или иной степени интересуется экономическими проблемами, то можно предположить, что текст – по крайней мере, в основной своей части, – будет понят читателями.

Текст посвящен актуальной на период написания статьи проблеме, Автор использует слова, обозначающие значимые для современной экономической жизни России понятия: реформирование, эффективность работы отрасли, обновление материальной базы, возрождение отраслей промышленности, и др.; среди них есть новые заимствования: модернизация, инвестор, инвестиции и др.

Отношение автора к описываемой проблеме ярко не выражено, однако просматривается. Суть его в том, что автор считает реформирование железнодорожной отрасли очень важным, серьезным мероприятием; в частности, это проявляется в таких словах: обсуждался один из важнейших вопросов, к реформам, о необходимости которых так долго говорилось, приковано всеобщее внимание , у реформаторов нет права на ошибку (заголовок). Кроме того, автор выражает сочувствие и одобрение железнодорожникам, которым приходится бороться с финансовыми трудностями, демонстрирует свое доверие министру; это проявляется, например, во фразах: на сегодняшний день железнодорожники полностью рассчитались по текущим платежам, отрасль выдерживает график платежей в местные бюджеты, железнодорожники вправе рассчитывать на взаимопонимание, лучшие специалисты отрасли будут задействованы в работе штаба, за судьбу реформ можно не переживать . Оценочная лексика есть, но в небольшом количестве (важнейший вопрос, в сложных условиях, важный вопрос, в тяжелом состоянии, лучшие специалисты, достойно решить задачи). В целом для текста характерен сдержанный и позитивный тон.

В авторском повествовании присутствует фраза в форме вопроса: какие трудности ожидают отрасль на пути реализации программы? Есть пример конструкции с повтором-парцелляцией: А ведь всем понятно, что без их модернизации и восстановления реформы просто невозможны. Как невозможны они без решения вопросов тарифной политики в сфере грузовых перевозок (8 – 9). Общая сдержанность тона, обусловленная серьезной тематикой (информация о деловом совещании и экономических проблемах), поддерживается за счет отсутствия в тексте сниженной разговорной лексики, жаргонизмов, фразеологизмов, авторских неологизмов.

Тексту в значительной степени присущи консервативность, стандартизованность языка. Используется ряд газетных клише нейтральной и нейтрально-книжной окраски: реализуется на практике (1), задались вопросом (2), взяла на себя обязательства (3), на сегодняшний день (4), рассчитывать на помощь со стороны… властей (4), сформировать перспективу (6), возрождение отраслей (6), успешное проведение реформ (7), привлекаться… на конкурсной основе (7), определить приоритеты (7), решить… важную проблему на пути реформ (8), затронул вопрос (10), задач, требующих незамедлительного выполнения (11), в самое ближайшее время (11).

Тематика статьи обусловила значительные включения в текст клише-канцеляризмов: согласно документам (1), необходимость разработки и принятия…программы (6), на государственном уровне (6), установлен четкий регламент (9), тарифы на железнодорожные перевозки (9), обеспечение законодательной базой (10), сформирован пакет… законопроектов (10), находится на рассмотрении руководства страны (10), будут представлены в Федеральное собрание (10).

Качество незначительной грамматической усложненности, которым должен обладать публицистический текст, здесь присутствует. В тексте достаточно много предложений, в основе которых – глаголы в личной форме: обсуждался, реализуется, будут принадлежать (все –1), задались, ожидают (все –2), начинается, отметил, взяла, приведет (все – 3), рассчитались, подчеркнул, не будут компенсировать, выдерживает (все – 4) и т. д. Предложения в основном недлинные, без большого числа осложняющих структур. Так, в тексте присутствует три обособленных определения (причастные обороты) (обеспечивающих эту задачу (6), позволяющей сформировать перспективу… (6), требующих незамедлительного выполнения (11)) и один деепричастный оборот (отсекая непрофильные проекты (7)).

Конструкции в виде многокомпонентных цепочек однородных членов также отсутствуют, есть лишь пары однородных членов: задолженности бюджетам… и кредиторской задолженности (3), к восстановлению… и отмене (3), производительности… и эффективности… (6), как обновления… так и возрождения (6), без их модернизации и восстановления (8) и др. Автор предпочитает использовать короткие предложения, не объединяя высказывания в длинное сложноподчиненное предложение (хотя зачастую это возможно): Инвестиции помогут, в том числе решить еще одну важную проблему на пути реформ. Это крайняя изношенность основных фондов (8); Лучшие специалисты отрасли будут задействованы в работе штаба, причем на постоянной основе. Это поможет усилить ответственность каждого сотрудника за свою работу и ее качество (11) и др.

При этом текст содержит некоторые грамматические структуры, типичные для письменной научной и официально-деловой речи. Во-первых, это отглагольные существительные: реализация (1), реформирование (3), создание, (3), погашение (3), восстановление (3, 8), реструктуризация (3), ликвидация (4), взаимопонимание (4), мотивация (6), развитие (6), разработка (6), принятие (6), обновление (6), возрождение (6), проведение (7), финансирование (7), модернизация (8), индексация (9), рассмотрение (10), обеспечение (10).

Во-вторых, достаточно часто употребляются глаголы и причастия в страдательном залоге: обсуждался один из важнейших вопросов (1); реализуетсяпринятая правительством РФ Программа (2); был перечислен 21 миллиард рублей (4), проекты должныосуществляться (7), инвесторы должныпривлекаться (7), должен быть установлен регламент (9), сформирован пакет законопроектов (10), они будутпредставлены (10), задач поставлено очень много (11), будетусилена работа (11), специалисты будутзадействованы (11).

В-третьих, достаточно частотными являются конструкции с цепочечной связью существительных в форме родительного падежа: механизм мотивацииростапроизводительноститруда и эффективностиработыотрасли (6), необходимость разработки и принятия… соответствующей программы (6), перспективу обновления материальной базы железнодорожного транспорта (6), регламент индексациитарифов (9), вопрос обеспеченияреформ (10), работа Штабареформирования железнодорожного транспорта (11).

Таким образом, текст, относясь к публицистическому стилю, объединяет в себе разнообразные языковые элементы. Помимо типичного для публицистической речи использования метафорических выражений, газетных штампов, здесь присутствуют лексические единицы научного (терминология) и официально-делового (клише-канцеляризмы) стилей. Грамматика текста также характеризуется двойственностью: с одной стороны, преобладают недлинные и неосложненные предложения, с другой – достаточно широко представлены компоненты, типичные для письменной научной и официально-деловой речи (отглагольные существительные, пассивный залог, цепочки форм в родительном падеже).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: текст статьи Л.А.Жуховицкого, раздаточный материал, ноутбук.

Орг.момет. Проверка д/з.

Основная часть.

1) Слово учителя.

Задачей сегодняшнего урока является совершенствование навыка написания сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. Выполнение части С при сдаче ЕГЭ - один из самых сложных этапов. Невозможно хорошо выполнить ту работу, которую ты не умеешь делать. Урок-практикум поможет вам преодолеть психологический барьер, приобрести навык работы в части С.

2) Углубление знаний об особенностях публицистического стиля.

- Назовите известные вам стили речи.

Сочинение-рассуждение относится к публицистическому стилю.

- Каковы отличительные особенности публицистического стиля?

- Укажите языковые особенности публицистического стиля.

(публицистический стиль сочетает в себе книжную и разговорную лексику; преобладающий тип речи – рассуждение с элементами повествования; текст насыщен рядами однородных членов, парцеллированными предложениями; стилистика текста отличается сдержанным пафосом, уместным использованием пословиц, метафор, лаконизмом суждений, строгостью в подборе выразительных средств; автор статьи категоричен в своих умозаключениях, что находит выражение и в подборе лексики, и в синтаксисе – предложения чаще всего утвердительные, парцелляция усиливает значимость аргументации; бескомпромиссность суждений подчеркивает твердую авторскую позицию).

Композиционные части

2. Формулировка проблемы

3. Комментарий к проблеме

4. Формулировка позиции автора по данной проблеме

5. Собственное мнение (согласие / несогласие с автором)

6. Доказательство собственной точки зрения (2 аргумента)

7. Заключение (итоговый вывод)

3) Словарная работа.

Рассуждая на нравственные темы, вспоминая далекое прошлое или наше детство, мы часто употребляем слова реликвия, раритет, ностальгия.

- В рабочих материалах запишите лексическое значение этих слов.

значение:Вещь, хранимая как память о прошлом, и являющаяся предметом поклонения, почитательного отношения.

Раритет – это то, что не теряет своей ценности

4) Практическая работа.

Давайте познакомимся с алгоритмом, который вам поможет освоить этапы работы над сочинением.

Формулировка одной из проблем исходного текста

Комментарии по выбранной проблеме

Формулировка позиции автора

Аргументы "за" или "против" авторской позиции (один – из литературных источников)

– Последовательность этапов обязательно учитывается при написании сочинения и его оценивании. Обратимся к тексту.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).

- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).

- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).

- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).

- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).

- О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).

Анализ текста.

хочется отправляться в далекие края — желательно видеть красоту каждый

день в собственном доме.

(3) Ради домашней красоты мы идем на денежные жертвы: покупаем

французские обои или турецкий ковер, вешаем чешскую люстру, привозим

из турпоездки разные сувениры. (4) Но вот что огорчительно: испытывая

пламенную любовь к иностранной красоте, мы слишком часто выкидываем

из дома то старье, которое через три-четыре десятка лет станет уже не рухлядью,

а вещью в стиле ретро.

(5) Друг рассказывал: как-то раз знакомые зашли в гости и увидели у него

дома керосиновую лампу и медный самовар, еще дореволюционный.

(6) Кто-то восхищенно причмокнул:

(7) — Ишь ты! (8) Где достал?

(9) А друг постеснялся в ответ сказать правду … (10) Потому что не достал

– нашел вещи на свалке несколько лет назад.

(11) Мы, люди, стареем довольно быстро – не так уж долог человеческий

век. (12) Но нас окружает множество вещей, которые старятся и уходят из

жизни еще быстрее нас. (13) Ну-ка постарайтесь вспомнить вещи вашего

детства, что ушли в историю, и если вернутся оттуда, то лишь в качестве

мудрых и полезных украшений наших квартир.

(14) Я, например, учился писать ручкой с перышком, а чернила носил в

замечательной посудине – чернильнице-невыливайке. (15) Помнится, редкие

счеты. (16) Говорили, что на этом агрегате наши чиновники подсчитывали

даже государственный бюджет.

(17) Когда мы жили в коммуналке, под потолком у нас висел

оранжевый абажур, может, даже шелковый, который вручную смастерила

мама. (18) Абажур был огромным, но невесомым — материал был туго

натянут на обычную проволоку. (19) Он казался нам маленьким домашним

солнышком. (20) И как же уютно становилось в комнате, когда зажигали свет!

(21) А у кого сейчас найдется чудом уцелевшая старинная прялка?

(22) Сколько их нашло свой конец в беленых печках и скромных буржуйках

в морозные российские зимы!

(23) Я назвал предметы не слишком далекой старины мудрыми и

полезными. (24) Вот почему. (25) Нас когда-то в школе учили, что

прошлое страны – это войны, сухопутные и морские сражения, царские

указы, боярские интриги, крестьянские восстания и победные революции.

(26) Отчасти все это верно. (27) Но ведь помимо торжественной

государственной истории была еще иная, не менее значимая история наших

семей — частная жизнь прабабушек и прадедушек. (28) Их ежедневная борьба

за существование. (29) Их бытовая смекалка, реализованная во множестве

привычных для людей того времени вещей.

(30) К сожалению, до нас пока еще не дошла одна важная мысль. (31) И в

наших современных, вполне комфортабельных городских жилищах стоит

хранить вещественную память о наших папах, мамах, дедушках, бабушках и

более далеких предках. (32) О тех людях, которые вопреки всем властям, и

отечественным, и чужеземным, сберегли и передали нам тоненькую свечечку

(По Л. А. Жуховицкому*)

Результаты анализа вы можете использовать при написании комментария к сочинению.

Нахождение проблемы текста.

– Какие, по-вашему, проблемы рассматривает автор текста?

Проблема красивой обстановки в доме.

Проблема отношения к старым домашним вещам.

Вопрос о значимости старых вещей для человека и для общества.

Обращаем внимание учащихся на то, что, выбрав только одну проблему, они должны рассуждать именно о ней, комментировать именно ее и подбирать аргументы по этой проблеме.

Без правильного определения проблемы сочинение не будут оценивать эксперты.

- Как сформулировать проблему?

Внимательно прочитайте текст и подумайте, ради какой идеи тратил усилия автор? Что он хотел сказать?

- Как оформить данный этап в сочинении?

- В тексте рассматривается проблема…

- Проблема, обсуждаемая в тексте,….

Комментарий к проблеме.

- Как прокомментировать проблему?

Комментарий – это не пересказ, не сплошное цитирование. Чтобы прокомментировать текст, вы должны понять, что делает автор, чтобы заставить читателя задуматься.

Автор в тексте может поднимать несколько проблем, но вы должны говорить только об одной.

- Как прокомментируем нашу проблему?

( 1 группа - предложения №12-16, 2 группа - №17-20, 3 группа – 25-29.)

- Что упущено, что лишнего в комментарии?

- Как оформить комментарий к проблеме?

- автор убедительно рассказывает.

- По-моему, злободневность данной проблемы в том…

Нахождение авторской позиции.

Четко сформулируйте (и лучше своими словами) позицию автора и оформите ее отдельным абзацем.

Лучше цитировать не целиком предложения, а частично.

- Где в нашем тексте видна позиция автора?

- Как оформить авторскую позицию?

- Автор приходит к выводу (мысли)…

Аргументация.

Выражение своей позиции можно начать так:

- Продолжая разговор о проблеме, хочу отметить…

- Могу лишь отчасти согласиться…

Начало аргументации может начинаться словами

- одним из ярких примеров…

Рекомендации.

Не отвлекайтесь от сформулированной проблемы: и комментарии, и аргументы должны соответствовать именно этой проблеме

Следите за абзацным членением текста

Избегайте громоздких предложений

Не уверен – не пиши! Заменяйте слова, в значении которых сомневаетесь

Не злоупотребляйте восклицательными предложениями и ответно-вопросной формой в комментариях (не более 2-3 раз)

Проверьте сочинение: тавтология (повтор одного и того же слова в смежных предложениях) – самая распространенная речевая ошибка. Чтобы избежать тавтологии, используйте перифразы.

Используйте синонимические ряды, эпитеты, риторические фигуры речи, фразеологизмы, фигуру умолчания, сравнительные обороты, вводные конструкции, ряды однородных членов – и ваше сочинение станет более выразительным

Пример сочинения.

А сколько истории хранится в портретах, на которых изображены наши деды и прадеды! Будто живые, они смотрят на нас и рассказывают нам о прошлом. А то скрипучее кресло-качалка, на котором любил сидеть дедушка, рассматривая газету или рассказывая нам интересные истории. И стоит только взглянуть на то кресло, как тут же дедушкины рассказы всплывают в памяти яркой картиной.

Картины, кресло – все эти раритеты позволяют нашей истории существовать.

Почти в каждом доме можно найти старинные вещи. И их так часто выбрасывают, потому что они бесполезны в быту. Но все мы забываем о главном: их важное предназначение – хранить в себе историю семьи.

11. Итоги работы.

- Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ СОШ №1 г. Пыть-Ях

Открытый урок по русскому языку в 11 классе.

Анализ публицистического текста. Подготовка к сочинению по заданию С-1 ЕГЭ по русскому языку

Учитель русского языка и литературы

Текст – ткань, соединение.

Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, содержание чего-нибудь

Фоновый материал – дополнительные литературные, исторические, научные, публицистические источники, подтверждающие ваше собственное мнение по данному тексту.

Цель: Учиться писать сочинение по заданному тексту в части III задания С-1 ЕГЭ по русскому языку.

1) Отработать умения и навыки учащихся в подготовке написания экзаменационного сочинения, руководствуясь Критериями проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.

2) Продолжать аналитическую работу с опорным текстом, совершенствуя знания учащихся в определении темы, идеи, проблематики, авторской позиции, стиля, типа речи.

3) Дать понятие о фоновом материале и использовании его в сочинении.

5) Формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

1. Организационный момент.

Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за 10 лет учебы в школе, и будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме и по материалам ЕГЭ. Предлагаемые тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений. А написание сочинения – рассуждения вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Мы рассматриваем сегодня только 1 часть работы над сочинением – смысловую и содержательную. На партах у вас лежат Критерии оценки…, которыми руководствуются проверяющие ваших работ.

На доске записаны термины, которые понадобятся для работы. Откройте тетради, запишите число, тему урока и лексическое значение терминов.

2. Итак, перед вами текст. Давайте прочитаем его вслух.

Ребята, встретились ли вам при чтении непонятные или неизвестные слова? (Объясните их). На парте терминологический словарик - воспользуйтесь им. Кто автор текста? К какому стилю речи относится текст? (публицистический)

Определим тему текста.

(личность в истории)

О ком идет речь? (об Ушакове)

Слайд №1

Определим основную мысль (идею) текста.

(правильно ли отнеслись современники к личности Ушакова; оценили ли по достоинству его вклад в историю отечества?)

3. А как вы понимаете, что такое проблема текста? (читаем значение слова).

Какие проблемы ставит перед читателями автор? ( - проблема исторической памяти

- проблема оценки таланта современниками и потомками)

Текс В.Ганичева состоит из 6 абзацев

А что такое абзац? = микротекст.

(Абзац – это предложения, составляющие часть текста, группируемых вокруг микротемы)

Какова роль абзацев в тексте? ( служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой)

Как они связаны между собой? Что это за связь?

Слайд №3 (я говорю)

Слайд №4 (я говорю)

Рассмотрим 1 абзац: существительное человек заменяется местоимением над ним – замена существительного местоимением; человек, человек – лексический повтор; 2 вопросительных предложения – синтаксический параллелизм по принципу градации. Это цепная связь. Определим микротему, исходя из анализа текста. О чем идет речь? Думы старого человека.

Рассмотрим 2 абзац: местоимение он.

Обратите внимания на слово еще. Какова его роль? (прежняя жизнь, помнит старые теории)

Это параллельная связь (он, он)

Но тема – воспоминание о прошлом. Это подтверждается лексическим повтором. Идея, заложенная в 1 абзаце перекликается со 2.

Использует набор глаголов: создал, воспитал, открыл, сумел вырваться… они свидетельствуют о том, что человек в этой жизни чего-то достиг. Микротема – достижения человека.

можно сказать о градации (синонимы: императорский двор, Адмиралтейство, штабы, училища; однокоренные слова: фло, флотский, флотоводец). Это цепная связь.

Микротема? (размышления автора о забвении таланта человека современниками)

Рассмотрим 5 абзац: местоимение он, в нем, его (замена существительного местоимением)

Связь? Цепная связь.

Микротема: одиночество и забвение. Тема объединяет 2 абзаца.

Автор использует прием градации: (взор) бродил, натыкался; (заставляя) вздрагивать, озираться.

Рассмотрим 6 абзац: в нем автор использует слово одинокого. Адмирал пытается остаться в том времени, когда ему было хорошо; он отгоняет ветер рукой и хочет задержать виде’ния прошлого. Что такое ви’дение? (словарик) – мираж.

Микротема – забвение, одиночество. Итак, ребята, мы определили тему текста, идею, установили взаимосвязь микротекстов, определили микротемы.

4. Исходя из всего анализа текста, теперь мы можем определить его проблематику (Критерии… К1)

Как вы думаете, текст подчинен одной проблеме или нет?

Я хочу, чтобы вы в своей интерпретации (истолкование, раскрытие смысла, содержания) их не только назвали но и прокомментировали эти проблемы: (критерии…К2)

1)проблема личности и общества (способно ли общество по достоинству оценить легендарную личность при жизни?)

2)проблема исторической памяти (надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в к-л профессии)

3)проблема оценки таланта современниками (современники не всегда могут по достоинству оценить талантливого человека)

4)проблема одиночества (когда оно наступает? Когда человек перестает приносить пользу людям, когда его достижения остаются не оцененными по достоинству?)

Какую проблему вы считаете ведущей?

А какие ей подчиняются?

Ведущая проблема – личность и общество.

5. Критерии…К3 (авторская позиция.)

А как, на ваш взгляд, автор преподносит эти проблемы нам, читателям?

Как он сам относится к этому?

В.Ганичев пишет так, что невольно наводит нас на разговор. По интонации, по отдельным словам можно понять: он сетует на человеческую забывчивость, память, на то, что не ценят полезных для общества людей (не замечают, не могут, не хотят).

6. А теперь мы должны высказать свое собственное мнение по этой проблеме. Вы должны привести не менее 2 аргументов, опираясь на художественный опыт. (Критерии – 3Б, 2Б, 1Б, 0Б…)

В чем, ребята, вы чувствуете свою уверенность в изложении проблемы большую, за то и надо браться.

Фоновый материал (на доске).

В этих передачах вы услышите грамотную речь, хороший слог, мнение о великих людях. Это честные, откровенные передачи, как это должно быть в жизни, как это по достоинству должно быть воспринято и оценено.

7. Критерии…К4

А теперь настало то время, когда вы должны высказаться по этой проблеме. Согласны вы или не согласны с мнением автора?.

Когда высказываете собственную позицию, придерживайтесь схеме рассуждения.

Ребята, я с вами согласна, вы справедливо отметили и об исторической памяти, и об известных людях, что их не ценят по достоинству…

Все о чем мы говорили, вы должны дома написать сочинение – рассуждение. Объем вашей работы должен быть минимум 150 слов.

На следующем уроке мы рассмотрим 2 и 3 части Критерии…(речевое оформление и грамотность).

В основе оценки благополучия легли у нас сейчас критерии матер положение людей или финансовые возможности.

В обществе утратили доброжелательность, личные интересы стали выше общественных.

Но не все потеряны лучшие человеческие качества, они будут восполняться благодаря вам, будущему поколению. Люди должны быть патриотами своей страны и помнить о тех, кто сделал великие дела для процветания нашего Отечества.

Фоновый материал – дополнительные литературные, исторические, научные, публицистические источники, подтверждающие ваше собственное мнение по данному тексту.

Цель: Учиться писать сочинение по заданному тексту в части III задания С-1 ЕГЭ по русскому языку.

1) Отработать умения и навыки учащихся в подготовке написания экзаменационного сочинения, руководствуясь Критериями проверки и оценки выполнения задания с развернутым ответом.

2) Продолжать аналитическую работу с опорным текстом, совершенствуя знания учащихся в определении темы, идеи, проблематики, авторской позиции, стиля, типа речи.

3) Дать понятие о фоновом материале и использовании его в сочинении.

4) Отработать понятие “собственная позиция” с учетом ее этической стороны.

5) Формировать коммуникативную компетенцию учащихся.

1. Организационный момент.

Ребята, тема нашего урока “Анализ публицистического текста. Подготовка к сочинению по заданию С-1 ЕГЭ по русскому языку”.

Сегодня мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за 10 лет учебы в школе, и будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме и по материалам ЕГЭ. Предлагаемые тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, являются интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений. А написание сочинения – рассуждения вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Мы рассматриваем сегодня только 1 часть работы над сочинением – смысловую и содержательную. На партах у вас лежат Критерии оценки…, которыми руководствуются проверяющие ваших работ.

На доске записаны термины, которые понадобятся для работы. Откройте тетради, запишите число, тему урока и лексическое значение терминов.

2. Итак, перед вами текст. Давайте прочитаем его вслух.

Ребята, встретились ли вам при чтении непонятные или неизвестные слова? (Объясните их.) На парте терминологический словарик – воспользуйтесь им. Кто автор текста? К какому стилю речи относится текст? (Публицистический.)

Определим тему текста.

(Личность в истории.)

О ком идет речь? (Об Ушакове.)

Определим основную мысль (идею) текста.

(Правильно ли отнеслись современники к личности Ушакова; оценили ли по достоинству его вклад в историю отечества?)

3. А как вы понимаете, что такое проблема текста? (Читаем значение слова.)

Какие проблемы ставит перед читателями автор?

(– Проблема исторической памяти,
– проблема одиночества.
– проблема оценки таланта современниками и потомками.)

Текс В.Ганичева состоит из 6 абзацев.

А что такое абзац? = микротекст.

(Абзац – это предложения, составляющие часть текста, группируемых вокруг микротемы.)

Какова роль абзацев в тексте? (Служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой.)

Как они связаны между собой? Что это за связь?

Слайд 3 (учитель).

Слайд 4 (учитель).

Рассмотрим 1-й абзац: существительное человек заменяется местоимением над ним – замена существительного местоимением; человек, человек – лексический повтор; 2 вопросительных предложения – синтаксический параллелизм по принципу градации. Это цепная связь. Определим микротему, исходя из анализа текста. О чем идет речь? Думы старого человека.

Рассмотрим 2-й абзац: местоимение он.

Обратите внимания на слово еще. Какова его роль? (Прежняя жизнь, помнит старые теории.)

Это параллельная связь (он, он).

Но тема – воспоминание о прошлом. Это подтверждается лексическим повтором. Идея, заложенная в 1 абзаце перекликается со 2.

Использует набор глаголов: создал, воспитал, открыл, сумел вырваться… они свидетельствуют о том, что человек в этой жизни чего-то достиг. Микротема – достижения человека.

Рассмотрим 3-й абзац: он начинается с противительного союза но. Это всегда настораживает: должно быть какое-то противоречие. Обратите внимание на частицу едва ли, замените ее синонимичной – всего лишь. И становится понятной микротема – забвение заслуг старого человека. Автор использует художественный прием – однородность явлений =” нагнетаемость событий, усиление. Даже можно сказать о градации (синонимы: императорский двор, Адмиралтейство, штабы, училища; однокоренные слова: фло, флотский, флотоводец). Это цепная связь.

Появляется в первые новое слово, которое характеризует человека – опальный. О чем оно говорит? (Словарик.) Абзац начинается с но и заканчивается но микротекст =” микротема: незаслуженное забвение боевых заслуг. И последнее предложение заканчивается многоточием. О чем говорит этот композиционный стык? =” (мысли старого человека одолевают, владеют им и они обрываются).

Микротема? (Размышления автора о забвении таланта человека современниками.)

Рассмотрим 5-й абзац: местоимение он, в нем, его (замена существительного местоимением).

Связь? Цепная связь.

Микротема: одиночество и забвение. Тема объединяет 2 абзаца.

Автор использует прием градации: (взор) бродил, натыкался; (заставляя) вздрагивать, озираться.

Рассмотрим 6-й абзац: в нем автор использует слово одинокого. Адмирал пытается остаться в том времени, когда ему было хорошо; он отгоняет ветер рукой и хочет задержать виде’ния прошлого. Что такое ви’дение? (словарик) – мираж.

Микротема – забвение, одиночество. Итак, ребята, мы определили тему текста, идею, установили взаимосвязь микротекстов, определили микротемы.

4. Исходя из всего анализа текста, теперь мы можем определить его проблематику (Критерии… К1)

Как вы думаете, текст подчинен одной проблеме или нет?

Я хочу, чтобы вы в своей интерпретации (истолкование, раскрытие смысла, содержания) их не только назвали но и прокомментировали эти проблемы: (критерии…К2)

1) проблема личности и общества; (Способно ли общество по достоинству оценить легендарную личность при жизни?)

2) проблема исторической памяти; (Надо ли помнить имена соотечественников, прославивших себя в к-л профессии.)

3) проблема оценки таланта современниками; (Современники не всегда могут по достоинству оценить талантливого человека.)

4) проблема одиночества. (Когда оно наступает? Когда человек перестает приносить пользу людям, когда его достижения остаются не оцененными по достоинству?)

Какую проблему вы считаете ведущей?

А какие ей подчиняются?

Ведущая проблема – личность и общество.

5. Критерии…К3 (авторская позиция.)

А как, на ваш взгляд, автор преподносит эти проблемы нам, читателям?

Как он сам относится к этому?

В.Ганичев пишет так, что невольно наводит нас на разговор. По интонации, по отдельным словам можно понять: он сетует на человеческую забывчивость, память, на то, что не ценят полезных для общества людей (не замечают, не могут, не хотят).

6. А теперь мы должны высказать свое собственное мнение по этой проблеме. Вы должны привести не менее 2 аргументов, опираясь на художественный опыт. (Критерии – 3Б, 2Б, 1Б, 0Б…)

В чем, ребята, вы чувствуете свою уверенность в изложении проблемы большую, за то и надо браться.

Фоновый материал (на доске).

Из художественной литературы мы можем использовать повесть И.Бунина “Деревня”.

Но советую вам: будьте внимательны и отнеситесь с пониманием к тележурналистике, смотрите хорошие, умные, полезные передачи: “Жди меня” Игоря Владимировича Кваша’, передачу Владимира Позднера “Великие люди”, “Пусть говорят” Андрея Малахова, интересны все передачи, которые ведет Владимир Молчанов.

В этих передачах вы услышите грамотную речь, хороший слог, мнение о великих людях. Это честные, откровенные передачи, как это должно быть в жизни, как это по достоинству должно быть воспринято и оценено.

Из жизненного опыта – недостаточно уважения получили наши известные актеры советского кино: (Алексей Смирнов “Операция Ы и другие…” “В бой идут одни старики”; Сергей Филиппов “Карнавальная ночь” “Трактористы” и др; Люси Овчинникова “Покровские ворота”, “Девчата”)

А теперь настало то время, когда вы должны высказаться по этой проблеме. Согласны вы или не согласны с мнением автора?.

Когда высказываете собственную позицию, придерживайтесь схеме рассуждения.

Ребята, я с вами согласна, вы справедливо отметили и об исторической памяти, и об известных людях, что их не ценят по достоинству…

Все о чем мы говорили, вы должны дома написать сочинение – рассуждение. Объем вашей работы должен быть минимум 150 слов.

На следующем уроке мы рассмотрим 2 и 3 части Критерии…(речевое оформление и грамотность).

Нынешнее поколение воспитывается совсем по другим законам и нормам, как-то сейчас подзабыли Заповеди Христа, в 1 очередь – помочь ближнему; не стало духовного родства в людях. С идеей лидерства в жизни ушел девиз, при котором воспитывались мы: “Молодым у нас всегда дорога, старикам у нас всегда почет” Так ли оно сейчас?

В основе оценки благополучия легли у нас сейчас критерии матер положение людей или финансовые возможности.

В обществе утратили доброжелательность, личные интересы стали выше общественных.

Но не все потеряны лучшие человеческие качества, они будут восполняться благодаря вам, будущему поколению. Люди должны быть патриотами своей страны и помнить о тех, кто сделал великие дела для процветания нашего Отечества.

Читайте также: