Сочинение анализ лирического произведения 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

1. Расскажите о месте, времени, истории написания
стихотворения, об обстоятельствах жизни и
общественном положении поэта.
2. Раскройте тему произведения. (Тема - это то, о чём
рассказывается в произведении).
3. Укажите, какова идея произведения. (Идея - это то,
что хотел сказать нам автор, основная мысль).
4. Излагая каждую строфу по отдельности, приводя
цитаты, покажите мысли, душевное состояние,
настроение лирического героя.

3. Анализ лирического стихотворения

5. Система образов, её описание (ключевые слова,
рисующие образы).
6. Объясните, какими художественными средствами
передаются эти мысли. (Эпитеты, сравнения,
метафоры, олицетворения и т.д.).
7. Чувство, настроение лирического героя, отношение
автора к происходящему (или – идея, главная мысль,
ради которой оно написано, – там, где она есть).
8. Расскажите о своих собственных чувствах и
впечатлениях от стихотворения.
9. Поделитесь мыслями о том, как, по-вашему, надо
читать отдельные части стихотворения.

4. Схема – клише анализа стихотворения

5. Схема – клише анализа стихотворения

6. Схема – клише анализа стихотворения

Композиционно стихотворение делится на … части,
так как… (в каждой части своё настроение, в
каждой – свой сюжет, в каждой – свой образ).
Первая часть стихотворения вызывает чувства…
Помогает их выразить такие ключевые слова, как … .
В этой части мы видим картину … . Эту часть
произведения нужно читать с … интонацией.
Центральным образом первой части является образ
…, созданный при помощи таких художественных
средств: метафор (…), эпитетов (…), сравнений (…),
олицетворений (…). С помощью этих выразительных
средств автор передаёт такие чувства, как … .

7. Схема – клише анализа стихотворения

8. Схема – клише анализа стихотворения

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План анализа стихотворения .

Анализ стихотворения пишется в виде сочинения!

Нужно написать сочинение, отвечая на вопросы плана.

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

4. Идея, основная мысль.

5.Композиция стихотворения, его деление на строфы

6. Образ лирического героя, образы стихотворения.

7. Средства художественной выразительности (с примерами-цитатами )

Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, гипербола, антитеза(противопоставление) и др.

Если пишете, что в стихотворении есть эпитеты, то обязательно нужно приводить примеры-цитаты. Каждый троп нужно иллюстрировать примерами-цитатами.

8. Стихотворный размер, вид рифмы.
Размер:
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест;
'_ _ _ дактиль;
'_ _ хорей

_ _' ямб
Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрёстная;
абба – кольцевая (опоясывающая)

9. Значение этого стихотворения в творчестве поэта. Есть ли в творчестве этого поэта сходные с ним.

Пример анализа лирического произведения (стихотворения)

(красным шрифтом выделены пункты плана)

! Помним, что стихотворение написал АВТОР, а в самом стихотворении говорит, думает, переживает уже не автор, а ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ.

Если в стихотворении кто-то признаётся в любви, то этот кто-то не Пушкин или Лермонтов, а лирический герой данного стихотворения!

Поэта вдохновили сразу два источника: старая легенда о ядовитом растении и заметки доктора Фуше, который рассказывал о растущем на острове Ява дереве, к которому посылали преступников, осуждённых на смертную казнь. Они должны были принести яд вождю племени.

А.С. Пушкин вдохновился данным сюжетом, но переработал его в соответствии со своим замыслом. (это история создания)

Основная тема стихотворения – пагубное влияние неограниченной власти одного человека . Силу этого явления Пушкин познал на себе (волею царя поэт оказался в изгнании).

Но поэт обвиняет не только власть. Рабы виноваты не меньше. Тирания не существует без рабства, они тесно связаны. Раб знал, что несёт яд, но выполнил приказ тирана. Главное в жизни — избавление от рабства, обретение свободы. Это основная идея стихотворения.

Если говорить о композиции , то произведение делится на две почти равные части: в первую входит пять строф, во вторую – четыре.

Сначала автор описывает истекающее ядом дерево, которое в данном случае является символом зла.

Во второй части произведения поэт описывает всесильного владыку, который, не колеблясь, отправляет своего раба умирать ради того, чтобы добыть яд, необходимый для дальнейших завоеваний, причём раб подчиняется ему беспрекословно.

Образ лирического героя на протяжении повествования меняется. В самом начале стихотворения лирический герой рассказывает нам о дереве анчар, несущем смерть всему живому. Герой повествует довольно спокойно, настолько, насколько спокойно можно говорить о смерти, однако зловещий холодок и грозные интонации присутствует в его рассказе.

Далее лирический герой говорит о том, что животные не подходят к страшному дереву. Человек, которого природа наделила высшим разумом, отправляет другого человека к нему. Посылает на верную смерть. В рассказе лирического героя уже чувствуется скрытая, замаскированная ненависть ко всему происходящему.

В стихотворении А.С. Пушкин использовал следующие художественные средства :

Стихотворный размер — ямб. Рифма — перекрёстная.

Стихотворение (___какое____), написанное (__кем и когда__) вызывает такие ассоциации:

Создается такое настроение ---------------------

В творчестве поэта это стихотворение занимает важное место, так как ---------------

поэт любит и умеет видеть красоту природы, животных или др.

2. Тема и идея. Заглавие.

Это стихотворение (о чем стихотворение?)

Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики (любовная, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…(природе, любви, жизни и тд)

Автор хотел донести до читателя мысль о том…

Этим стихотворением автор хотел сказать читателю о том, что…

В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) … звучит мотив (грусти, ожидания чуда, любви к …

Прочитав это стихотворение, я понял(а), что …..

что я вижу, слышу, чувствую в стихотворении?

Стихотворение названо так потому, что…

В этом стихотворении есть сюжет: образы событий (. каких именно. );

Сюжет в стихотворении ярко не выражен, но передан через образы чувств (. ).

В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя …

Ведущее (переживание, чувство, настроение), отразившееся в поэтическом произведении….

Яркая лирическая ситуацию, представленная в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя, восторг героя, любование природой и т.д.)

4. Композиция стихотворения

Стихотворение состоит из … строф… Каждая строфа представляет законченную мысль

Мысль первой строфы такова….

Во второй строфе автор говорит о….

в третьей строфе….. и тд по всем строфам

Содержание и смысл строф (сопоставлены или противопоставлены?)

Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

5. Характеристика образов (существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…

Во второй строфе автор говорит…

в третьей строфе….. и тд по всем строфам

образы событий (. каких именно. );

Образ лирического героя, авторское "Я" (сам автор, рассказ от лица персонажа, автор играет какую-то роль).

6. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы:

Автор для создания образов использует (бытовую, повседневную; литературную, книжную; публицистическую; архаизмы, устаревшие слова) лексику.

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы . отмечает (что?) . описывает (что?) . касается (чего?) . обращает внимание (на что?) . напоминает (о чем?)

Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего, что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)

Автор в произведении затрагивает временные рамки (прошлое, настоящее, будущее)

7 . Рифма




Мужская - рифма с ударением на последнем слоге в строке.

Женская - с ударением на предпоследнем слоге в строке.

Дактилическая - с ударением на третьем от конца строки слоге, что повторяет схему дактиля - -_ _ (ударный, безударный, безударный), с чем, собственно, и связано название этой рифмы.

точной рифма является тогда, когда гласные и согласные звуки, входящие в созвучные окончания стихов, в основном совпадают. Точность рифмы увеличивается и от созвучия согласных звуков, непосредственно предшествующих последним ударным гласным в рифмующихся стихах.


Неточная рифма основана на созвучии одного, реже - двух з



Эпитет - художественное определение

прозрачная дева

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.

яркий, как солнце

Аллегория (иносказание)-изображение отвлечённого понятия или явления через конкретные предметы и образы

Ирония - скрытая насмешка.

Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Литота - художественное преуменьшение. преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого.

Гипербола - художественное преувеличение, используемое, чтобы усилить впечатление

в сто сорок солнц закат пылал

Олицетворение - изображение неодушевлённых предметов, при которм они наделяются свойствами живых существ.

отговорила роща золотая

душа поёт, река играет

Овеществление - уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам.

Метафора - скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова как, как будто, словно отсутствуют, но подразумеваются

Метонимия - сближение, сопоставление понятий по смежности обозначаемых понятий, когда явление или предмет обозначаются с помощью других слов и понятий.

Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах) . Лес шумит" - подразумеваются деревья

синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот

белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль) Москва, спалённая пожаром,

перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения

Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Повтор (рефрен) - неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений.

Разновидности повторов:

анафора - единоначатие

эпифора - единство концовок

градация - своебразная группировка определений (синонимы или контекстные синонимы) либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально-смысловой значимости

Железная правда – живой на зависть,

Железный пестик, и железная завязь.

Мне хотелось бы знать. Отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

пришел, увидел, победил

Антитеза - потивопоставление

Где стол был яств, там гроб стоит

Эллипсис - пропуск отдельных слов для придания фразе дополнительного динамизма

я за свечкой – свечка в печку

Бессоюзие - намеренный пропуск союзов

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари…

Многосоюзие - увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать её выразительнее

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы…

Параллелизм - одинаковое синтаксическое построение предложений

молодым везде у нас дорога,

старикам везде у нас почет.

Инверсия - нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей.

Изумительный наш народ.

каламбур – игра слов

Шел дождь и два студента.

оксюморон – соединение двух противоречащих понятий

живой труп, пожар льда, гигантский карлик.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


В школьной практике стихотворения часто подвергаются анализу. В данной статье, предназначенной для подготовки к урокам литературы, рассмотрим план анализа лирического произведения и его особенности.

Понятие

Анализ лирического произведения – это разбор стихотворения, при котором анализируемый рассматривает лирическое произведение с разных сторон для того, что понять авторский замысел.

Структура

План разбора лирического произведения включает в себя несколько пунктов:

  • Название, автор.
  • Дата написания, историческая или биографическая справка.
  • Жанровые особенности.
  • Тема.
  • Основная мысль.
  • Образы.
  • Художественные средства.
  • Размер, рифма и рифмовка.
  • Впечатления от прочитанного стихотворения.

План анализа стихотворения может отличаться от предложенного. Важно, чтобы при разборе мысли переходили плавно, а не дробились между собой, затрудняя понимание основной идеи произведения.

План зависит от хода мыслей анализируемого, от композиции стихотворения или от авторского замысла всего лирического произведения.

Раскрытие пунктов

Необходимость второго пункта плана заключается в том, что чаще всего лирические произведения пишутся автором в определенный период его личной жизни либо в период, который важен в историческом аспекте. Та обстановка, в которой писалось лирическое произведение, многое говорит об идейном содержании стихотворения, об авторском замысле.

Принадлежность лирического произведения к определенному жанру указывает на цель, которую преследовал автор.

Необходимо указывать конкретную тему произведения, основная мысль выражается более пространно.


Рис. 1. Отличие темы и основной мысли стихотворения

Анализируя образы стихотворения, нужно помнить о том, что образ автора и образ лирического героя, который стоит в центре лирического произведения, не совпадают.

Указывая художественные средства, нужно отмечать не только тропы, но и другие средства, которые позволяют передать авторский замысел. Это средства всех уровней: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические.

Указание размера, рифмы и рифмовки важно для понимания ритма лирического произведения, его мелодики и настроения.

Что мы узнали?

При анализе лирического произведения рассматриваются разные стороны стихотворения, которые в совокупности помогают понять авторский замысел. План разбора, который не отличается строгостью, может состоять из несколько пунктов: название и автор; дата написания, историческая или биографическая справка (обстановка, влияющая на написание автором стихотворения); жанровые особенности (указывают на цель написания); тема; основная мысль; образы (в центре стихотворения – лирический герой, которого следует отличать от образа автора); художественные средства (фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические и синтаксические); размер, рифма и рифмовка (передают ритм, мелодику, настроение); впечатление от стихотворения.

Читайте также: