Сочинение актуальность евгения онегина в наши дни

Обновлено: 02.07.2024

Особенно современным в тексте романа мне показалась те­ма противостояния мнения “общества” и личной совести чело­века. Человек может превосходить окружение, но зависеть от его мнений и находиться в рабстве у посредственности. Именно таков сам Евгений Онегин, особенно в ссоре с Ленским, кото­рую он сам осознает как совершенно искусственную.

Насмешка Пушкина над лживостью и духовной примитивностью светско­го общества весьма актуальна и в наши дни. Также очень со­временны наблюдения поэта над особенностями поведения людей в тех

или иных эмоциональных состояниях. Каждое чув­ство, поступок или переживание он подает совершенно без при­крас, но с легкой добродушной иронией мудрого человека.

Сей­час этого не хватает многим из тех, кто стремится сорвать все покрывала и разоблачить то или иное побуждение какого-либо поступка.

Жизнь и судьба Онегина интересны прежде всего тем, что на его примере видна драма человека, пытающегося постепенно выйти из-под контроля породившей его общественной среды. Этот путь долог и проходит немало времени, прежде чем осоз­нается сам факт такого противостояния. Онегин превосходил среду, но очень долго

Он был как бы спутником то­го мира, который почитал ничтожным. Так бывает часто, когда человек, внешне разрывая все отношения с тем или иным кру­гом людей или идеей, на самом деле не может преодолеть силу их притяжения и оказывается неспособен уйти в другую систе­му координат. Отказавшись же от ложных идеалов света в сво­ем сердце, Евгений Онегин неминуемо должен был бы примк­нуть к декабристам, то есть бросить вызов системе, уродующей души людей.

Последняя, зашифрованная глава романа как раз об этом.

Поведение Онегина обычно, когда он оказывается подвла­стен мнению того самого света, от которого он скрылся и кото­рый считал неизмеримо ниже себя. Напротив, он оригинален по сравнению с другими соседями-помещиками в организации управления имением. Он заменил тяжелую повинность – бар­щину (необходимость работать на земле помещика несколько дней в неделю) легким оброком, но сделал это не просто от доброты душевной, но на основе серьезных знаний.

Он внима­тельно читал крупнейшего экономиста того времени Адама Смита. Окружающие его помещики в большинстве своем вооб­ще не умели читать.

Это произведение напитано воздухом современности, его героев узнавали, роман мгновенно расходился на цитаты.

Избалованный столичный бездельник, ловелас и насмешник, привыкший срывать цветы удовольствий и ни к чему не относящийся серьёзно, Онегин явился новым для русской литературы типом.

Сегодня мы видим немало примеров онегинского отношения к жизни среди своих современников. Его также можно назвать потребительским.

Герой испытывает постоянную скуку от пресыщения. Ему нет необходимости трудиться, не имеет Онегин никаких серьёзных занятий и глубоких привязанностей. Его образование поверхностно, а воспитание фрагментарно.

То, что давало робкие ростки в 19 веке, пышным цветом разрослось сегодня.

Современные молодые люди (и даже дети) очень рано насыщаются информацией, начинают активно потреблять всевозможные материальные блага, но не приучены ничего создавать своими руками.

От этого в раннем возрасте у них начинается чувство тоски и одиночества, мнимого всеведения, ранней взрослости и усталости от жизни. Это зачастую приводит к трагическим последствиям.

Оторванность от обязательных ступеней духовного воспитания, народных традиций, полноценного художественного и эстетического развития, которое не всегда может обеспечить школьная программа, приводит к печальным результатам.

Люди теряют связь с народной, а затем и общечеловеческой стихией, ищут разнообразия в выдуманных мирах, без интереса относятся к реальной жизни и её насущным проблемам.

Сегодня ценности личного успеха, конкуренции, продвижения для многих первостепенны. При этом желанные цели достигаются любыми средствами.

Мир неуклонно сдвигается с орбит нравственности и морали. Пушкинское предупреждение о том, что доводы рассудка, не подкреплённые теплотой сердца, могут быть опасны, остаётся не услышанным.

Научные и социально-исторические эксперименты ХХ века, не считающиеся с ценностью человеческой жизни, — яркое тому подтверждение.

Однако мы продолжаем брести по этому пути, не задумываясь об истинных ценностях жизни.


Пытаясь развеять скуку, он ездит на балы, встречается с разными людьми – и в Петербурге, и в деревне. Но и это его не увлекает. Даже признание в любви к нему Татьяны Лариной не зажгло в его душе ничего. В ответ на интимное письмо он читает ей проповедь о вреде чрезмерной доверчивости. В результате такого бессмысленного существования естественным образом происходит трагичное стечение обстоятельств – бал, бесконечные танцы с Ольгой Лариной, чтобы отомстить Ленскому за неудачное приглашение, нанесение обиды вспыльчивому юноше, дуэль и хладнокровное убийство.

Кем же является после всего этого Евгений Онегин?

Если отбросить излишние сантименты, то его вполне резонно отнести к специфической разновидности социопата. Для лиц, страдающих данным расстройством, характерно: равнодушие к чувствам других; грубая безответственность; неспособность поддерживать взаимоотношения при отсутствии объективных трудностей в этом; неспособность испытывать чувство вины и извлекать пользу из жизненного опыта; выраженная склонность обвинять окружающих при объяснении своего неадекватного поведения и конфликта с обществом. Несложно видеть, что все признаки данного недуга у Онегина присутствуют; возможно, они проявляются не в слишком сильной форме, но их наличие отрицать нельзя.

Откуда же взялись у героя признаки этого заболевания?

Дело в том, что социопатом человек становится в процессе неправильного становления личности. Отсутствие у Онегина какой-либо созидательной деятельности ведет к деградации личности или, что почти одно и то же, к ее недоразвитию. Неспособность занять себя превращает Онегина в бесконечно мечущегося и не находящего ни в чем удовлетворения бродягу. Такие метания на фоне явного инфантилизма рано или поздно превращают его в опасного социопата. Именно это и происходит с Онегиным в истории с Ленским.

Но Онегин, как истинный социопат, не обучается на своих ошибках. Поэтому, проведя два годы в путешествиях по Европе, он возвращается и снова встречает Татьяну Ларину, которая уже благополучно вышла замуж. Перечеркнув все предыдущие свои прегрешения, Онегин начинает преследовать женщину, опрокидывает на нее словесные излияния своих несуществующих чувств, заранее зная бессмысленность и бесперспективность этого действия – Татьяна все равно уже потеряна для него. На этом роман заканчивается, но читатель может домыслить будущее развитие событий. Онегин вполне способен и дальше домогаться замужней женщины, что легко может стать общественным достоянием с требованием урегулирования дела чести… Можно предположить, что не специально, но опять-таки из-за неблагоприятного стечения обстоятельств Онегин будет вынужден выйти на дуэль теперь уже с законным мужем Татьяны – боевым генералом, князем N. Любой исход поединка будет плачевным, что лишний раз подтвердит разрушительное влияние Онегина на общество и… на самого себя.

И что отсюда может вынести читатель 21 века?

Трагедия Онегина состоит в том, что изначально это умный, адекватный и тонко рефлексирующий человек. Однако, не найдя своего места, он превращается в бездушного и непригодного ни к чему позитивному субъекта, который еще и потенциально опасен для окружающих. Так и сегодня множество молодых людей, не находя себе правильного применения, становятся потенциальными и реальными социопатами, неспособными на созидательную деятельность. Гонки на огромной скорости по столице страны выпускников Академии ФСБ РФ являются типичным примером современных Евгениев Онегиных.

Официальная ссылка на статью:

Нынешний этап развития мировой цивилизации отличает повышенный интерес к осмыслению бытия конкретного человека в контексте его сопротивления негативным этическим реалиям современного ему общества. К такому осмыслению нас подталкивает прежде всего тот факт, что совокупно любой социум очень редко следует тем моральным нормам, которые сам же провозглашает высшими духовными ценностями. Здесь налицо ситуация двойных стандартов, которая неявно разрушает общество изнутри. В таких обстоятельствах всегда появляются отдельные интеллектуалы, открыто не принимающие современное им общество, а часто и активно пытающиеся его изменить. Понятно, что здесь требуется не только фундаментальное осмысление взаимодействия отдельной личности и общества, но и понимание необходимости сопротивления личности негативным социальным нормам, какими бы привычными они ни казались.

В наше время человечество сталкивается с новыми вызовами: резко деформируется ментально-ценностное ядро общества, распространяются идеи национальной и религиозной нетерпимости, появляются новые секты тоталитарного типа, распространяются алкоголизм, наркомания, паранаука, оккультные практики… - все это, к сожалению, создает иллюзию устаревания традиционных моральных норм и духовности.

Оговоримся сразу, что Евгений Онегин восходит к лирическому герою А. С. Пушкина. В этом романе поэт пытался постигнуть логику и закономерности духовных исканий человека своей эпохи. Главный вопрос, который неминуемо встаёт перед нами, — это вопрос оценки Евгения Онегина как личности, как главного героя романа.

Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чёрт возьмёт тебя!

Если это так, то особый интерес вызывает его воспитание и дальнейшее образование. И автор нам говорит, что

Monsieur l'Abbе, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.

Такое воспитание и материальный достаток предопределили юность Онегина:

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

Мы видим, что высший свет сразу же принял Евгения Онегина. Однако поэт акцентирует наше внимание на неискренности и фальшивом блеске этого мира. А чем же приглянулся свету наш герой? Всё просто:

Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
.
Как он умел казаться новым,
Шутя невинность изумлять,
Пугать отчаяньем готовым,
Приятной лестью забавлять,
Ловить минуту умиленья,
Невинных лет предубежденья
Умом и страстью побеждать.

Онегин не сразу заметил свойства высшего света, поскольку был молод и неопытен. А между тем он чуть не потерял себя навсегда. В таком окружении настоящее чувство в душе главного героя начало отмирать. Нарастающая душевная опустошенность влечет за собой успешное освоение навыков светского волокитства — и он уже не мог различать флирт и любовь, эти понятия постепенно становились для него тождественными. Онегин располагал к себе женщин, но душа его пустела. Множество легкомысленных связей в юности привело героя к потере понимания содержательной стороны любви между мужчиной и женщиной, адюльтер стал для него привычным и не вызывал угрызений совести.

Каждый день был наполнен суетой, и сначала герой принял такой образ жизни. Но вскоре светская жизнь вступила в его понимании в противоречие с истинными духовными ценностями, и Онегин почувствовал, что внешний блеск этой жизни никак не наполняет уже развившуюся душевную пустоту. Герой попытался выбраться из духовной ямы. Он осознал, что в Петербурге оказался в плену страстей чуждого всему русскому, по сути западного города — да и в плену своих страстей тоже. Онегин начал критически осмысливать происходящее и постепенно пришел к выводу о фатальной духовной пустоте высшего света.

Герой осознал, что ему требуется срочный выход из сложившейся ситуации, где нет возможностей дальнейшего духовного роста. Отъезд Евгения в деревню был продиктован желанием сменить условия жизни в надежде на внутреннее преображение. Однако в деревне его душа была глуха к впечатлениям: психическая инертность и поверхностность восприятия достались ему в наследство от блестящей столичной жизни.

Онегин изменил хозяйственный порядок в имении, облегчил жизнь крепостных:

В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.

Таковое смелое преобразование в сельском укладе можно понять, вспомнив воспитание героя — воспитание monsieur l'Abbе в духе идеалов Просвещения. Но идеалы Просвещения с трудом ложатся на российскую почву — и этот поступок привел к тому, что

. в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.

Консервативное поместное дворянство отвернулось от Евгения, да и сам он потерял интерес к новому окружению, не отличавшемуся высоким уровнем культуры и образования. Ситуацию несколько исправляет знакомство с Ленским - юным поэтом, долго жившим в Германии, получившим там образование, ставшим поклонником Канта. Это обстоятельство предопределило тлеющий конфликт между Онегиным и Ленским: просвещенческий интеллектуальный рационализм и материалистическое свободомыслие столкнулись с категорическим императивом морали и духом как главной категорией и целью существования. И Онегин, и Ленский стремились к духовному росту, но их взгляды на мир были не сопоставимы друг с другом, что определило смысловые барьеры в их общении, но барьеры поначалу не мешали их искренней дружбе.

Ленский позволил себе маленькую ложь, очень неприятную Онегину: пригласил приятеля на именины Татьяны, умолчав о том, что у Лариных соберутся помещики, с которыми у Онегина не сложились отношения. От скуки и в отместку Ленскому Евгений решил посмеяться над возвышенным чувством друга: стал приглашать его невесту почти на каждый танец, говорил комплименты, заставлявшие Ольгу сиять.

Юный поэт не понял и не должен был понимать, что причиной ухаживаний Онегина за его невестой стала скука и раздражение друга, а также легкомысленное кокетство Ольги. Ленский вызвал Онегина на дуэль. И только получив вызов, главный герой осознал аморальность своей шутки:
И поделом: в разборе строгом,
На тайный суд себя призвав,
Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.

Евгений осознает всю абсурдность сложившейся ситуации и хотел бы не допустить дуэли:
… пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно.

Ещё одним человеком, оказавшим значительное влияние на процесс становления личности Онегина, стала Татьяна Ларина.
Если чувство любви практически не знакомо Онегину, то Татьяна преисполнена этим чувством, она живет им. Евгений Онегин разуверился в том, что кто-то сможет помочь ему в жизни найти себя: несмотря на постоянный поиск, его душа остается холодной — как того требовал высший свет. Татьяна же никогда не видела высшего света — она сохранила искренность, простоту и осталась собой. Не зная в сущности Онегина, она сразу полюбила идеальный образ, который сложился в её воображении под воздействием французских любовных романов. Но литературные сюжеты всегда конфликтуют с реальностью, и Онегин на тот момент не мог ответить ей взаимностью: он был не в силах подняться над своим эгоизмом и испытать любовь.

В Петербург герой возвращается изменившимся человеком и внезапно встречает Татьяну - теперь гордую великосветскую даму. В душе Евгения просыпаются чувства. Страдая от любовных мук, он пишет Татьяне письмо.

Это событие предопределило окончательное и бесповоротное изменение личности Евгения Онегина — из холодного и расчетливого интеллектуала, частично воспитанного, а частично испорченного высшим светом, он превратился в искреннего и эмоционального человека. В его мировосприятии просвещенческая рациональность сменяется пробудившимися чувствами. Пусть Татьяна потеряна навсегда, но жизнь Евгения наполняется переживаниями, и тем самым разрешается главный внутренний конфликт Онегина — конфликт установок, насаждённых в его душу светским обществом, с его личными моральными установками.

Сергей, на мой взгляд, Ваше эссе превосходно.
Я с большим и неослабевающим интересом читал все Ваши рассуждения.
Проанализировали Вы всё тонко и верно, и притом отличным языком.

Читайте также: