Сочинение акпатыр калык герой на марийском языке

Обновлено: 05.07.2024

Во время путешествий по республике вы встретитесь с достопримечательностями, связанными с марийскими героями. Поэтому мы подготовили для вас небольшие истории о них.

Князь Болтуш - один из известнейших марийских героев. Князь носил широкий пояс с золотой пряжкой, за что и получил прозвище Полтыш ("пряжка"), именно так его называли сами марийцы. В середине XVI века Казанское ханство и земли Среднего Поволжья, в том числе Марийский край, вошли в состав Российского государства. Царь попытался заставить местное население присягнуть ему на верность и платить подати, однако коренные жители края не захотели подчиниться. Князь Болтуш возглавил отряд луговых мари, пал в неравном бою, защищая свою родную землю – Малмыжское княжество. Был похоронен на высокой горе, которая до сих пор зовется Болтушиной. Одна из легенд рассказывает о том, что раз в год ночью Болтуш выходит из могилы и смотрит на свои владения. В память о знаменитом князе дата его гибели – 26 апреля – отмечается как День национального героя, а на Болтушиной горе установлен памятник.

Акпарс – сотенный князь горных марийцев. Аказ Тугаев – настоящее имя князя, сподвижника Ивана Грозного, отличившегося при взятии Казани в 1552 году. Долго бились русские за Казань, но не могли взять. Тогда Акпарс предложил устроить подкоп и взорвать крепость. Чтобы измерить расстояние, князь пошел на хитрость: он заиграл на гуслях и считал шаги. Осажденные были очарованы прекрасной мелодией и не стреляли в него, благодаря чему Акпарс вернулся живым обратно. В подкоп были заложены пороховые бочки, которые долго не загорались. Иван Грозный стал подозревать старейшину в предательстве и был готов казнить его, но тут прогремел взрыв. Казань была взята. В честь победы устроили пир, на котором царь одарил Акпарса золотой чашей, а также наделил земельным пожалованием. В самом центре Горномарийского района, на развилке дорог (на Картуковском повороте) с высоко поднятой рукой изображен Акпарс, приветствующий свой народ.

В селе Шоруньжа Моркинского района заложен памятник Онару, мифологическому герою народа мари. Представить внешность Онара сегодня невозможно. Единственная черта, которая упоминается во многих преданиях – высокий рост: "Головой доставал до облаков, сама Волга была ему по колено". За день Онар обходил всю землю марийскую от края до края. Там, где садился отдыхать, земля прогибалась, образуя ложбину; следы его ног становились озерами; там, где он вытряхивал набившийся в лапти песок, появлялись курганы. Марийский край нередко называют "Землёй Онара". Согласно преданиям, именно в районе села Шоруньжа марийским богатырем были образованы холмы и курганы.

В глухих лесах на левом берегу Волги у старинного марийского села Сидельниково есть огромный курган. В нем, по легендам, покоится один из великих богатырей марийского народа – Пашкан. По преданию, в XVI веке в селе Юлъял жил удалой богатырь Пашкан. Он имел лошадь настолько быструю, что всего за пару часов успевал домчаться до Казани и обратно. Во время взятия Казани войсками Ивана Грозного богатырь верхом на лошади забрался на крепостную стену. За Пашканом казанский хан послал погоню, которая настигла его на берегу реки Чемуршинки. Богатырь сражался с многочисленными врагами, но не смог устоять перед татарскими полчищами. Сельчане пришли на помощь Пашкану слишком поздно, богатырь погиб. Героя с почестями похоронили на месте жестокой битвы, в его честь благодарные сельчане насыпали большой курган. В наши дни на могиле героя установлен памятный камень.

Во главе союза марийцев, населявших бассейны рек Немца и Пижма, стоял князь Чумбылат, отличавшийся богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель. Долгая была жизнь у Чумбылата, но пришла пора умирать. Легенда гласит, что со слезами собрались вокруг него марийцы. Чумбылат же утешал их "Не плачьте, я и мёртвый буду вам помогать. Когда станет плохо, подойдите к моей могиле и громко скажите: "Чумбылат, вставай! Пришёл враг. ". Я встану оборонять вас". Его торжественно похоронили в полном боевом облачении вместе с конём на горе, что высится на берегу реки Немды. Не обманул вождь соплеменников, откликался на их зов: выезжал из горы на своём любимом коне Чумбылат, круша неприятеля. Много лет защищал богатырь свой народ, пока случайность не положила этому конец. Однажды мальчишки подсмотрели, как взрослые вызывают Чумбылата. Играя в войну, дети тоже вызвали его, а сами спрятались. Выехал из горы Чумбылат на коне в полном вооружении, не увидел врага и скрылся обратно. Детям понравилась эта игра, второй раз и третий вызывали они богатыря. Чумбылат, увидев, что беспокоят его из озорства, пообещал более не являться на зов о помощи. Но все же не оставил богатырь совсем марийцев без покровительства, и, чтущим его, он придаёт сил и хранит от зла.

Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.

Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!

В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу.

После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её.

Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.

В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру.

С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

Легенды и исторические факты про Акпатыра -

Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.

Вначале служил возничим и телохранителем у татарских мурз Шихбабая и Казаклара (по другой версии – Нурзы). Владел русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и старался жить в мире и дружбе с соседями. Впоследствии принял православную веру и служил русскому царю.

Похоронили АКПАТЫРА по его завещанию в поле у деревни Кетек-Мучаш (Большой Китяк) Малмыжского района Кировской области, в том месте, куда упала специально пущенная им стрела. На могиле посадили березу, которая считается священной. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.

Здесь под священным деревом поколется прах сын последнего марийского предводителя Акпатыр. Считается, что хотя бы один раз в жизни мариец должен прийти к священному дереву и принести в качестве жертвоприношения платок или полотенце.


Почтить память легендарного героя стекается масса людей. При всём самобытном характере день памяти Акпатыра перешагнул местные границы и стал межрегиональным событием, фестивалем дружбы, объединяющим людей разных национальностей, проживающих в нашей области и соседних республиках. На десятилетних торжествах, например, почётными гостями были губернатор Н.И. Шаклеин, депутат Государственной Думы А.М. Розуван. На этот раз прибыла представительная делегация из Марий Эл, гости из Набережных Челнов, Челябинска, Вятских Полян, от вятской диаспоры марийцев из разных районов области.

Глава Малмыжского района С.Г. Ежов отмечал, что у малмыжан есть немало самобытных праздников: сабантуй – у татар, Казанская ярмарка – у русских, Акпатыр – у марийцев. В районе проживает примерно половина русских, треть татар, 16 процентов населения – марийцы и четыре – удмурты.
Он находится на стыке трёх республик, граничит с Татарстаном, Марий Эл, Удмуртией. Но каждый праздник малмыжане отмечают вместе, по праву считая их своими. Они как нельзя лучше отражают всю многоликость и национальный колорит Малмыжа (Вятский край).


Дети в своей исследовательской работе находят информацию о национальных героях, сравнивают их.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Два героя или два имени?

Проблемный вопрос: Два героя или два имени?

Гипотеза: Акпатыр и Акпарс два разных национальных героя

Цель: Изучение исторических и художественных образов Акпатыра и Акпарса

Этапы работы: Поиск информации о Акпатыре и Акпарсе в исторической, художественной литературе и периодической печати, в ресурсах Интернет Посещение исторических мест, связанных с героями Сопоставление исторического и художественного образов Анализ полученной информации и формулирование выводов

Акпатыр Акпатыр – марийский князь, просветитель, целитель, национальный герой. Родился он в деревне Кетек-Мучаш Кировской области. Рано оставшись сиротой, был усыновлен богатым татарином, у которого было два сына, были они темноволосые, черноглызые, а приемный сын – светловолосый, голубоглазый и с детства отличался большой силой. Заслуга Акпатыра в том, что он старался жить в мире и дружбе со своими соседями. Приняв христианство, Акпатыр служил русскому царю. Он был ловким и смелым и часто приходил на помощь татарам в непредвиденных ситуациях. Татары называли его Акбатыр (белый богатырь).

Могила Акпатыра Акпатыра похоронили по его завещанию на кладбище у деревни Кетек Мучаш Малмыжского района Кировской области. На могиле посадили березу, которая считается священной

Моления у могилы Акпатыра Люди приходят к Акпатыру с просьбой о помощи Проводят жертвоприношения. В каждую осень приносят ему в жертву гусей, уток, баранов. По народным поверьям, Акпатыр излечивает больных, помогает в жизни и в делах. Моления проводят при участии жреца-карта, который в молитвах обращается к святому с просьбой о мире, добре, сохранении и продолжении рода

Акпарс Акпарс – старейшина горных марийцев. Это имя связано с происходившей в XVI веке войной против Казанского ханства. Акпарс был известен под именем Акказ, Кази – белый Кази. Имя Акпарс он получает за героизм при взятии Казани. Акпарс освобождает крепость Орол Кырык Салымхала. Войска Ивана Грозного не могли взять ее. По преданию Акпарс договорился о подвозе к крепости продовольствия, но в повозке вместо продуктов были воины Ивана Грозного. Они выскочили из повозок внутри города и крепость была взята.

Акпатыр и Акпарс два разных марийских национальных героя Вывод:

Результаты исследования Данную презентацию можно использовать: На классном часе, посвященному Дню национального героя На уроках ИКН На уроках марийского языка

Чумбылат и Чоткар В чем разница?

Онар Были ли такие великаны?

Полтыш Достоин ли он памятника на горе Полтыша?

Марийские национальные герои

Во время путешествий по республике вы встретитесь с достопримечательностями, связанными с марийскими героями. Поэтому мы подготовили для вас небольшие истории о них.

В глухих лесах на левом берегу Волги у старинного марийского села Сидельниково есть огромный курган. В нем, по легендам, покоится один из великих богатырей марийского народа – Пашкан. По преданию, в XVI веке в селе Юлъял жил удалой богатырь Пашкан. Он имел лошадь настолько быструю, что всего за пару часов успевал домчаться до Казани и обратно. Во время взятия Казани войсками Ивана Грозного богатырь верхом на лошади забрался на крепостную стену. За Пашканом казанский хан послал погоню, которая настигла его на берегу реки Чемуршинки. Богатырь сражался с многочисленными врагами, но не смог устоять перед татарскими полчищами. Сельчане пришли на помощь Пашкану слишком поздно, богатырь погиб. Героя с почестями похоронили на месте жестокой битвы, в его честь благодарные сельчане насыпали большой курган. В наши дни на могиле героя установлен памятный камень.

Другое по теме:

Интересный факт

Тут какой-нибудь интересный факт про это место..

Шнуй Акпатыр тӱрлӧ калыкым йыр чумыра

Таче калыкым порын вашлийыт Валерий Соловьёвын Владимир шольыжо, верысе школ директор Евгений Поткин, верысе администраций вуйлатыше-влак. Акпатыр кумалтыш деч вара уна-влакым школ столовыйышто поян сий дене сийлат. Вара кумылан-влакше Малмыж олашке Полтыш курыкыш кудале. А Кугу Кетекыште каствелеш концерт лие – верысе артист-влак выступатлышт. Пайрем фейерверк дене иктешлалте.

«Мурза марий икшывым шке эргыж шотеш ужын. Эрыкан ласка илышым тыланен, тудо Алкий, Ший эргыж дене ик ешыш ушнат. Иквереш кечывалвелыш каят. Тыге мурза эргыж-влакым Самаркандыш конда. Нуно кумытынат Медресетыште шинчымашым яра налыныт… Тиде мусульман калык-влакын кыдалаш да кӱшыл школышт лийын…

Акпатыр тыште медицина шотышто пеш кугу шинчымашым налын… айдемым, вольыкым чер деч эмлаш тунемын. Эм шотеш пӱртӱс поянлыкым кучылтын… сай травматолог лийын. Кузе вӱр йогымым чарен шогалтыман, кузе кушкедалтше могырышто коваштым ургыман, пален… сай психолог лийын… Айдемын ӱшандарен кертмыже пеш виян лийын.

Акпатырлан Марий мланде деч ӧрдыжсӧ, пошкудо элласе илыш рай семын чучын. Садланак шке калык верч кӧргӧ азапланымыже пеш пӱсӧ лийын.
…кум иза-шоляк лийше Алкий, Ший, Акпатыр шке шочмо кундемышкышт пӧртылыт. Кумытынат кумда тӱняончалтыш, сай шинчымаш, шкем кучен моштымо дене ойыртемалтыныт. Нуно вигак руш кугыжаныш дене чаткан да шот дене кылым ышташ пижыт… Нунылан – кумылянышт Руш кугыжанышын Малмыж кундемысе илыш кышкарым тӱзатыме пашам ӱшанат.

Тунам Малмыж велне пеш шучкын эртыше Черемис сарым але шогалтыме веле лийын.

…XV курым мучаште Малмыж кундемыште 100 тӱжем чоло марий илен. Кузе нуно иленыт? Икте-весылан ваш полшен, каҥашен, кылым кучен… Руш кугыжаныш эн ончычак ты кылым кӱрышташ пижын… ик ужашым Акпатырлан, весым татар Алкийлан, кумшым Шийлан кучыктен…
Тылеч вара ныл курым эртен… Малмыж кундемыште, марий калыкын ик ужашыже веле шке тӱп йылмыж дене кутыра, марий улмо умылымашыжым, йӱлажым, тӱвыра поянлыкшым арала…

Акпатыр калык кумылым савырен моштышо лийын. Тудо эмлен, сусыр чоным эрат-касат паремден арален. Тунамак Руш кугыжанышын инанен пуымо пашажым шуктен. Калыклан илем-шамычым чоҥаш да нуным ял семын вияҥдаш полшен. Ӱден-куралме пасум угыч почаш, олык лапым, кумалме отым аралаш кӱлын. Тыныс илышысе пашам тудо устан ыштен шоген. Тыге Малмыж кундемысе калыкна угычын йолымбаке шогалын. Мутат уке, Акпатыр шкенжын иза-шольылан шотлымо Алкий да Ший дене келшен илен. Нунын калыкшат Акпатырлан ӱшанен…

Кум иза-шольын ош тӱня гычын кайымышт деч вара кажныштым ончылгочын палемдыме верышке тоеныт. Акпатырым кӱкшӧ Кетек курыкын олык велысе могырыштыжо тоеныт. Вестӱняшке каен гынат, тудын шӱгарже деке полышым йодын толмо корно ынде ныл курым эре такыртыме.

Илышнам пужен-чоҥымо ийлаште Акпатыр деке корным кумдаҥден шогышо, тудын нерген поро шарнымашым калык чонышто у вий дене ылыжтыше айдемылан бизнесъеҥ Валерий Соловьёвым шотлыман. Тудо шкежат неле жапыштыже уло шӱм-чон дене Акпатыр деч йодын моштен, товатлен. Бизнес пашаже Российын кумда аҥажым авалтен: Озаҥ, Набережные Челны, Екатеринбург, Челябинск да моло вереат ужалыме-налме пашам ворандарен. Валерий Аркадьевич Акпатыр гаяк воктен улшо иза-шольыжым шке пашажлан кумылаҥден моштен.

Пашажым волгалтарымыжлан Акпатыр чочо ончылан вуйым савен, полышыжлан тауштен илен. Шке вийже дене чапкӱм шогалтен, Акпатырын шыртшым (образшым) бронза дене велыктен. Сылнын сӧрастарым палисадник йыр пеледышым шындыме. Акпатырын кийыме вержым левыдыш оҥа дене келыштарен, мотор деч мотор шопшарым (беседкым) ыштен. Калыкланат каныме верым сӧрастарен: теҥгылым, ӱстелым шындылын – шке шотан ансамбль.

Команда Кочующие

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии

Популярное содержимое

За сегодня:

За всё время:


Марийский герой и целитель Акпатыр


Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.

Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!


Марийский герой и целитель Акпатыр


марийский народ

В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу.

После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её.

Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.

В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру.


С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.


Марийский герой и целитель Акпатыр

Легенды и исторические факты про Акпатыра

Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.


Вначале служил возничим и телохранителем у татарских мурз Шихбабая и Казаклара (по другой версии – Нурзы). Владел русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и старался жить в мире и дружбе с соседями. Впоследствии принял православную веру и служил русскому царю.

Похоронили АКПАТЫРА по его завещанию в поле у деревни Кетек-Мучаш (Большой Китяк) Малмыжского района Кировской области, в том месте, куда упала специально пущенная им стрела. На могиле посадили березу, которая считается священной. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.


Здесь под священным деревом поколется прах сын последнего марийского предводителя (pealik) Акпатыр. Считается, что хотя бы один раз в жизни мариец должен прийти к священному дереву и принести в качестве жертвоприношения платок или полотенце.

СТАТЬЯ ИЗ КИРОВСКОЙ ПРАВДЫ (С. Власов)


До того как священнослужители совершили молебен, освятили пищу и трижды обошли вокруг могилы Акпатыра, Белого Богатыря, состоялось официальное открытие праздника.



Департаменты культуры Марий Эл и нашей области представляли Р.А. Юрьева и Л.А. Манылова.


Глава Малмыжского района С.Г. Ежов отметил, что у малмыжан есть немало самобытных праздников: сабантуй – у татар, Казанская ярмарка – у русских, Акпатыр – у марийцев. В районе проживает примерно половина русских, треть татар, 16 процентов населения – марийцы и четыре – удмурты. Он находится на стыке трёх республик, граничит с Татарстаном, Марий Эл, Удмуртией. Но каждый праздник малмыжане отмечают вместе, по праву считая их своими. Они как нельзя лучше отражают всю многоликость и национальный колорит Малмыжа.


Так получилось, что нынешний праздник совпал с началом грузинской агрессии против Южной Осетии, и на этом фоне стала ещё очевидней его значимость и актуальность.
Марийский народ, пожалуй, один из самых самобытных в Поволжье, на редкость отзывчив на дружбу, толерантен, как принято сейчас говорить. Время, кажется, остановилось в марийских селах. Здесь по-прежнему, как встарь, бабушки щеголяют в вышитых национальных костюмах, меж земляками принято изъясняться большей частью по-марийски, но часто родная речь перемежается с русской. Веками нравы и обычаи одного народа врастали в жизнь другого. Марийцам чужды какая-либо национальная узость и закрытость от других, им присуща редкая терпимость к иному мнению, образу жизни, вероисповеданию.
Инициатором праздника Акпатыра является предприниматель, депутат Малмыжской районной Думы В.А. Соловьев. В его жизни был сложный, можно сказать, драматический период, когда, казалось бы, тщетно было сопротивляться превратностям судьбы. Именно тогда в отчаянии он пришёл по подсказке стариков на могилу легендарного Акпатыра, национального героя, боровшегося за свободу народа, собраться с мыслями, заглянуть в свою душу, испросить совета. Там Валерий Соловьев окончательно решил для себя, что будет кормить людей, а не спаи-вать пивом и водкой, хотя предложений для подобного, более доходного бизнеса было с избытком. Уже крепко держа удачу в руках, Валерий Аркадьевич в знак благодарности поставил памятник национальному марийскому герою, предначертавшему ему верный путь, а потом решился своему предприятию дать ко многому обязывающее имя.



Римма Алексеевна предложила включить праздник Акпатыр в межнациональную республиканскую культурную программу и частично его финансировать. Почему бы в самом деле не сделать театрализованное представление о подвигах Акпатыра, как она предлагает, тем более что поэт, его земляк Н.И. Тишин, посвящал ему рассказы и стихи?! Похоже, что праздник уже в скором будущем обретет второе дыхание и станет еще более красочным.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

Марийский герой и целитель Акпатыр

Акпатыр обладал недюжинной силой. Источником силы была золотая утка, которая плавала в кадке с медом под полом его дома. Жена открыла секрет и сила Акпатыра пропала, а сам он вскоре умер.

Имя Акпатыр произошло от татарского: ак – белый, патыр – богатырь, герой, то есть Белый богатырь!

В Кировской области, недалеко от города Малмыжа, у деревни Большой Китяк находится могила Акпатыра. Его похоронили в поле у деревни Китяк и посадили на могиле березу.

После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её.

Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.

В 1998 году, установили памятник марийскому святому и целителю Акпатыру.

С тех пор ежегодно в августе проводится праздник почитания святого Акпатыра, сопровождаемый древнемарийскими моленьями.

Легендарный вождь китякских марийцев, просветитель, целитель (юзо), музыкант.

Вначале служил возничим и телохранителем у татарских мурз Шихбабая и Казаклара (по другой версии – Нурзы). Владел русским и татарским языками, умел улаживать конфликты и старался жить в мире и дружбе с соседями. Впоследствии принял православную веру и служил русскому царю.

Похоронили АКПАТЫРА по его завещанию в поле у деревни Кетек-Мучаш (Большой Китяк) Малмыжского района Кировской области, в том месте, куда упала специально пущенная им стрела. На могиле посадили березу, которая считается священной. После смерти легендарного героя малмыжские марийцы приходили на могилу, просили помощь и получали её. Со временем могила Акпатыра приобрела широкую известность и среди русских, и среди татар.

Здесь под священным деревом поколется прах сын последнего марийского предводителя Акпатыр. Считается, что хотя бы один раз в жизни мариец должен прийти к священному дереву и принести в качестве жертвоприношения платок или полотенце.

Почтить память легендарного героя стекается масса людей. При всём самобытном характере день памяти Акпатыра перешагнул местные границы и стал межрегиональным событием, фестивалем дружбы, объединяющим людей разных национальностей, проживающих в нашей области и соседних республиках. На десятилетних торжествах, например, почётными гостями были губернатор Н.И. Шаклеин, депутат Государственной Думы А.М. Розуван. На этот раз прибыла представительная делегация из Марий Эл, гости из Набережных Челнов, Челябинска, Вятских Полян, от вятской диаспоры марийцев из разных районов области.

Глава Малмыжского района С.Г. Ежов отмечал, что у малмыжан есть немало самобытных праздников: сабантуй – у татар, Казанская ярмарка – у русских, Акпатыр – у марийцев. В районе проживает примерно половина русских, треть татар, 16 процентов населения – марийцы и четыре – удмурты.
Он находится на стыке трёх республик, граничит с Татарстаном, Марий Эл, Удмуртией. Но каждый праздник малмыжане отмечают вместе, по праву считая их своими. Они как нельзя лучше отражают всю многоликость и национальный колорит Малмыжа (Вятский край).


Участникам войн ХХ-го века посвящается.


Более 60-и изделий из капа и сувеля


Встречаемся в музее


Несколько строк из биографии волжского поэта Льва Липеца.

Контакты

425000 РМЭ

г. Волжск

ул. Коммунистическая, д.2

Проезд автобусами

до остановки "Площадка"

Режим работы с посетителями:

вторник - пятница - с 08.00 до 17.00

суббота - с 9.00 до 16.00

Обед с 12.00 до 13.00

воскресенье, понедельник - выходной

Запись на экскурсии и

музейные мероприятия


Полезные ссылки:

Форма обратной связи

Мы тех, кто смело в бой идет,

В лицо своих героев знаем;

Отважных любит весь народ

В истории каждого народа есть вехи и периоды, которые живут в памяти поколений на протяжении многих столетий. В жизни мари крутые изменения происходили не раз, но героическая борьба нашего народа за свою землю, возможность жить согласно своим законами обычаям, шедшая на протяжении всего XVI столетия поражала современников, а позднее историков.

Уже в середине XIII столетия сложился союз мари – государственное образование с заметными общественными и религиозными структурами. Только имея такое государственное управление, можно было собирать на защиту независимости десятки тысяч ратников, созывать общенациональные моления. Марийские князья - лужавуи - организовали сильные военные организации, противостоящие монголу-татарскому нашествию. Из тех далеких лет дошли до нас легенды о подвигах марийских патыров: Йыланды, Атурая, Яктевуя. Народное движение против насильников было мощным и, к сожалению, потери марийцев были самыми горькими.

XVI век принес новые испытания народу, так и не сумевшему до конца формировать крепкое государство. Насильственный захват марийских земель, принудительная христианизация всколыхнуло гордое племя Онара. Под знамена Мамич Бердея, Болтуша, Токтауша поднялись десятки тысяч марийских ратников – смелых, сильных молодых воинов. Языческие предводители мучительно искали выход в трудной ситуации – как сохранить свой союз, веру, землю. В начале их действия носили хорошо организованный характер, и им сопутствовал успех. Но неслыханная жестокость, с которой расправлялись царские дружины с мирными жителями – детьми, женщинами, стариками, пленными поверг в ужас марийское племя. В ходе долгой тридцатилетней войны против колонизации возникли распри между марийскими князьями, царь сумел подкупом и обманом фактически расколоть национальные силы.

Мученическую смерть приняли почти все марийские военные предводители, тысячи молодых воинов были угнаны в плен или взяты в качестве заложников. В 1556 году 26 апреля, защищая последнюю резиденцию марийских князей на месте современного Малмыжа, был убит Болтуш. Его воины похоронили своего предводителя на высокой горе. С тех пор это возвышение в народе называют Болтушиной горой.



Марийский князь Болтуш Болтушина гора


Гибель князя Болтуша

Потомки князя живы до сих пор, знают о своем происхождении и носят фамилию Болдушины.

Легенду о героической борьбе и смерти Болтуша – историчсекую песню о последней битве князя – сохранили для потомков марийские карты. Правду о нем рассказали народу первые марийские просветители.

На первом съезде мари в Бирске 1917 году выдающийся марийский просветитель, профессор Павел Петрович Глезденев призвал свой народ ежегодно 26 апреля отмечать общемарийский праздник – День национального героя.

У каждого народа есть национальные герои, почитание которых укрепляет историческую память народа. У русских это Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, у эстонцев – Лембиту, у венгров – Янош Кошут, у мордвы – Бургас, у

марийцев символами национальной гордости останутся такие мифологические и исторические национальные герои, как Болтуш, Онар, Чумбылат, Чоткар-патыр, Кокша, Мамич-Бердей, Акпарс, Акпатыр и др.

АКПАРС


Акпарс – сотенный князь горных марийцев

Акпарс – сотенный князь горных марийцев. Лидер сторонников добровольного присоединения горных марийцев к Русскому государству. Он был известен под именем Акказ, Кази – белый Кази (Гази). Имя АКПАРС он получает за героизм при взятии Казани.

Сотенный князь горных марийцев, живший, если верить преданиям, в местечке Нуженал. Но еще в 18 веке значительная часть современного Горномарийского района по обе стороны Волги официально называлась землей Акпарса. С именем Акпарса связаны поворотные моменты в истории марийского народа. Стремясь освободиться от власти Золотой Орды, горные марийцы отправили несколько наиболее уважаемых своих предводителей к Ивану Грозному, с просьбой покровительства и военной поддержки. В деле добровольного присоединения горных мари к русскому государству, большую роль сыграл именно князь Акпарс, гласят исторические предания. По одной из легенд Акпарс предложил русскому царю, безуспешно осаждавшему Казань, свой план взятия города – сделать подкоп под стены и взорвать их с помощью пороховых бочек, на которые поставлены горящие свечи. Черемисский князь сам измерил в шагах расстояние до вражеской крепости, играя при этом на гуслях, чтобы отвлечь внимание казанцев. Но свечи в подкопе горели медленнее, чем те, которые зажгли в лагере русских воинов, и взрыв не прогремел в урочное время. Иван Грозный, обвинив Акпарса в измене, уже выхватил саблю, но тут стены Казани с грохотом пали.
Акпарсу посвящен цикл исторических преданий, произведения литературы (роман А. Крупнякова "Марш Акпарса", драма С. Николаева "Акпарс", повесть К. Васина "С вами, русичи!", поэма Л". Беляева "Аргамак" и др. ), живописи ("Марийские послы у Ивана Грозного" А. Пушкова), музыки (сюита "Сыны Акпарса" А. Луппова).

На Коркатовском повороте в Горномарийском районе установлена бронзовая скульптура АКПАРСУ. Он изображён стоящим, перед ним гусли. Одной рукой Акпарс играет на них, а другой приветствует свой народ. Автором скульптурной композиции является творческий тандем А. Ширниной и С.Яндубаева.


Памятник Акпарсу в Горномарийском районе



Акпатыр - национальный марийский герой XVI в., народный заступник и целитель

ЧУМБЫЛАТ


Чумбылат – князь-воин

В общемарийских религиозных обрядах наблюдается особое почитание предка-богатыря Чумбылата. Согласно преданиям, Чумбылат – князь-воин, который в конце XI века собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города-крепости. Его народ считал своим северным царем. При нем сложилось традиции богослужения, порядок жертвоприношения, которые оставались традиционными на протяжении столетий. Перед военными баталиями ритуал жертвоприношения восполнялся исполнением исторических песен, речитативных рассказов известными и наиболее уважаемыми гуслярами. Их воздействие на слушателей было огромным. Произведения устного народного творчества показывают, что Чумбылат собирал под свои знамена в защиту родной земли и традиционной народной веры десятки тысяч ратников и не раз спасал свой народ от нашествия врагов и продолжал оказывать помощь и после своейсмерти.
Культ поклонения марийскому легендарному предку Чумбылату не утратило своей актуальности и в наши дни. Местом захоронения легендарного героя считается небольшая гора на реке Немда. В народе это место называют Чумбылат кў – Чумбылатов камень. Он представляет собой ничто иное, как высокий утес на берегу р. Немды, в полуверсте от названной деревни, вниз по течению реки.


Гора Чумбылата (Кировская область)


Из года в год марийское население молятся и устраивают жертвоприношения марийскому богатырю и великому князю Чумбылату

ЧОТКАР-ПАТЫР


Чоткар — легендарный марийский герой

Чоткар — легендарный марийский герой, живший в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. Богатырь похоронен на холме между деревнями Нурмучаш и Усола в (Волжском районе Республики Марий Эл). Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь. Марийский народ сохранил несколько легенд, которые были связаны с именем народного героя-богатыря Чоткара, который родился как раз на месте слития Юшута и Илети в семье простого марийского охотника.


ОНАР


Онар – мифологический герой народа мари


В селе Шоруньжа Моркинского района заложен первый камень для памятника ОНАРУ. По легендам и преданиям именно в этом районе марийским патыром были образованы горы и курганы .

КОКША


Кокша-богатырь – марийский национальный герой

Читайте также: