Сочинение 5 егэ литература

Обновлено: 04.07.2024

Как бы учащиеся 11 класса ни хотели обратного, ЕГЭ всё приближается и приближается. Совсем скоро выпускники сядут писать очень важные экзамены, от которых зависит дальнейшее поступление в высшее учебное заведение. Те, кто выбрал для сдачи литературу, уже сейчас могут начать повторять основные произведения школьной программы и активно писать сочинения на самые различные темы. Именно о последнем и пойдет речь. Хорошее эссе по литературе может принести ученику большое количество баллов. Многие его очень сильно боятся, но напрасно. Самое главное ‑ составить чёткий план и привести уместные литературные примеры. А чем больше сочинений будет написано до самого экзамена, тем больше вероятность высокого результата!

Алгоритм написания сочинения

Шаблоны и клише

Часть структуры текста Шаблон или клише
Вступление 1. Эта тема давно волнует человечество;

2. Над этой проблемой задумывался не один автор. (имя автора) также не был исключением;

2. (Название проблемы) актуальна и по сей день;

2. Автор хочет донести до нас…;

2. В данном произведении очень чётко выражена основная мысль автора;

3. Не сложно догадаться, что авторская мысль ‑ это…;

2. Позиция автора близка и мне;

3. Нельзя не согласиться с (имя автора);

2. Данная тема отображена в (название произведения);

3. Эта проблема/тема волновала многих писателей;

2. Сложно не согласиться с авторским мнением;

3. Эти произведения учат нас; доказывают/ показывают нам…;

4. Подводя итог, можно сказать, что….;

Примерные темы

План сочинения

Структура и композиция сочинения — это памятка, необходимая в работе над эссе. Ее желательно выучить, чтобы на месте спокойно работать по давно знакомому плану. Важно помнить, что необязательно начинать со вступления, можно накидать основную часть и отталкиваться от нее, чтобы все части работы были логически обоснованы и связаны.

Важно помнить, что в сочинении по литературе большое внимание уделяется терминологии. Для высокого балла текст должен иметь как минимум 5 терминов (например, роман, автор, герой/героиня, завязка, эпитет, сравнение и т.п.)!

Пример сочинения

В заключение хотелось бы рассказать, что сам автор искренне верил в целительную силу переворота, но позже разочаровался в нем. Однако смысл финала от этого не меняется: Блок приветствовал революцию и считал ее всепожирающий огонь (убийства, грабежи, насилие) спасительным для России.

Критерии оценки


Задание 12 № 7923

12.4. Красота мира и человека в произведениях отечественной поэзии второй половины ХХ — начала ХХI в. (Не менее трёх стихотворений)

12.5. Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы)

12.2. Почему теория Раскольникова привела героя к духовному кризису?

— А это вы можете описать?

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.

1 апреля 1957 года.

И Ахматова создает обобщенный портрет всех женщин, что разделили с ней такую же судьбу:

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною.

12.4. Красота мира и человека в произведениях отечественной поэзии второй половины ХХ − начала ХХI в. (Не менее трёх стихотворений)

Благодатным материалом для сочинения являются стихи Высоцкого о любви!

Когда вода всемирного потопа

Вернулась вновь в границы берегов,

Из пены уходящего потока

На берег тихо выбралась любовь

Красивых любят чаще и прилежней,

Весёлых любят меньше, но быстрей, —

И молчаливых любят, только реже,

Зато уж если любят, то сильней.

В какой день недели, в котором часу

Ты выйдешь ко мне осторожно?

Когда я тебя на руках унесу

Туда, где найти невозможно?

Настоящие чувства! Без пошлости, без обыденности и грязи. Как не хватает нам этого в современном мире!

12.5. Как особенности композиции помогают раскрыть идею произведения? (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).


Задание 12 № 7927

12.2. Мир природы в философской лирике Ф. И. Тютчева. (Не менее трёх стихотворений)

12.4. Тема ответственности человека перед обществом в отечественной литературе второй половины XX — начала XXI в. (Одно произведение по выбору)

12.5. Как в русской литературе XIX века раскрывается тема маленького человека? (На материале 2−3 произведений).

Комментарии к сочинениям

«Тема может быть раскрыта на примере любого героя.

12.2. Мир природы в философской лирике Ф. И. Тютчева. (Не менее трёх стихотворений)

12.4. Тема ответственности человека перед обществом в отечественной литературе второй половины XX — начала XXI в. (Одно произведение по

Например,в стихотворении Роберта Рождественского звучит мысль о том, что каждый человек должен жить так, чтобы не бояться смотреть потомкам в глаза, ведь время — самый лучший судья и самый справедливый, потому:

У каждого мгновенья свой резон,

Мгновенья раздают — кому позор,

кому бесславье, а кому бессмертие.

Безусловно, могут быть взяты и другие произведения для анализа.

12.5. Как в русской литературе XIX века раскрывается тема маленького человека? (на материале 2−3 произведений).


Задание 12 № 7934

12.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

12.5. Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

12.4. Тема любви в поэзии серебряного века (на примере произведений двух-трёх авторов).

12.5. Как пейзаж может помочь в раскрытии образа героя? (На примере произведения отечественной или зарубежной литературы.)

Таким образом, роль пейзажа в художественном произведении очень велика: картины природы помогают раскрытию образов героев.


Задание 12 № 7966

12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?

12.5. Тема любви и семьи в произведениях отечественной или зарубежной литературы XX века (На примере одного произведения отечественной или зарубежной литературы.)

12.3. Как в лирике А. А. Ахматовой воплощена гражданская позиция поэта?

Муза! Ты видишь, как счастливы все —

Девушки, женщины, вдовы …

Лучше погибну на колесе,

Только не эти оковы…

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Судьба поэта в понимании Анны Ахматовой неразрывно связана с его родиной. Именно поэтому сама она никогда не уезжала из страны, хотя с 1946 года ее стихи были запрещены к публикации. Несмотря ни на что, долг поэта – быть с его народом, петь о нем, помогать ему жить и сохранять народную память о минувших днях.

12.5. Тема любви и семьи в произведениях отечественной или зарубежной литературы XX века (На примере одного произведения отечественной или зарубежной литературы.)


Задание 12 № 7988

12.5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

В противовес Катерине Варвара умеет приспосабливаться к темному царству. Ее недовольство существующими порядками не приводит к активному протесту, она предпочитает жить обманом, как все. На этом фоне Катерина — единственная способная на протест личность.

12.5. Проблема бережного отношения к природе (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

Задания 5(10) и 6(11) - это задания с развернутым ответом ограниченного объёма - 5 - 10 предложений , - так называемые "маленькие" сочинения. В критериях их проверки есть пояснение, что указание на объём условно, главное - содержательность ("при наличии глубоких знаний ученик может ответить в большем объёме, при умении точно формулировать свои мысли может достаточно полно ответить в меньшем объёме").

Действительно, экзаменуемый легко пишет текст рекомендуемого объёма. Иногда приходится даже сжимать сочинение, чтобы успеть написать работу, ведь на экзамене по литературе едва хватает времени. Следует чётко распределять время или даже писать сочинения сразу в бланк, без черновика. Итак, главное - содержание, а объём менее важен.

Задание 5(10)

Задание 5(10) - самое простое сочинение (базового уровня). Нужно ответить на вопрос по предложенному фрагменту текста или стихотворению. Если написание других сочинений требует обязательного знания содержания произведений, заучивания стихотворений наизусть (книг на экзамене нет), то во время выполнения этого задания Вы пользуетесь текстом. Нужно анализировать текст и размышлять. Задание 10 - по лирике - оставляет, как кажется, у половины школьников впечатление трудного: язык стихотворения образный, сюжет лирический (нет последовательных событий), глубокий смысл сконцентрирован в небольшом количестве строк.

Несмотря на относительную простоту задания, требования к сочинению и критерии его проверки сложны. Это вообще особенность ЕГЭ по литературе (и не только?).

Максимальный балл - 6 баллов .

1. Если по критерию 1 "Соответствие темы заданию" ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

2. Если по критерию 1 ставится 1 балл, то по критерию 2 "Привлечение текста для аргументации" ставится не больше 1 балла.

3. Если по критерию 2 ставится 0 баллов, то по критерию 1 ставится не больше 1 балла, а по критерию 3 "Логичность и соблюдение речевых норм" - 0 баллов.

1. Соответствие ответа заданию - 2 балла.

Ответ на вопрос должен свидетельствовать о понимании текста приведенного фрагмента или стихотворения, должен быть содержательно соотнесен с задачей.

2. Привлечение текста произведения для аргументации - 2 балла.

Для аргументации суждений текст должен привлекаться на уровне анализа фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п. Баллы снижаются, если текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений
о содержании, допущена хотя бы одна фактическая ошибка, авторская позиция искажена.

3. Логичность и соблюдение речевых норм - 2 балла.

Задание 6(11)

Задание 6(11) более трудное (повышенного уровня). Нужно подобрать для сопоставления одно произведение ( не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст) и сопоставить его с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Следует помнить фамилию автора, название подобранного произведения, содержание обоих сопоставляемых произведений, уметь находить и аргументировать текстом обои п произведенийроизведений их сходства и различия в рамках поставленной темы. Обратите внимание: в 2022 г. задание изменено!

Максимальный балл - 8 баллов .

1. Если по критерию 1 "Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом" ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется.

2. Если по критерию 2 "Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации" ставится 0 баллов, то по критерию 3 ответ оценивается 0 баллов.

1. Сопоставление выбранного произведения с предложенным текстом - 2 балла.

Нужно назвать произведение, указать его автора и убедительно сопоставить произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа. Баллы снижаются, если сдающий экзамен забывает указать автора или произведение, если произведение сопоставлено с предложенным текстом формально (т. е. "экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления").

Допускается указание автора без инициалов, если наличие однофамильца не существенно для восприятия содержания.

2. Привлечение текста произведения при сопоставлении для аргументации - 4 балла.

При сопоставлении для аргументации текст должен привлекаться на уровне анализа фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п. Баллы снижаются, если текст привлекается на уровне пересказа или общих рассуждений о содержании, если допущена хотя бы одна фактическая ошибка, авторская позиция искажена.

4. Логичность и соблюдение речевых норм - 2 балла.

Не должно быть логических и речевых ошибок.

Чтобы более подробно ознакомиться с критериями, воспользуйтесь демонстрационным вариантом с сайта ФИПИ или сборником типовых экзаменационных вариантов 2022 года, например 30 вариантами под редакцией С. А. Зинина.

Пример выполнения заданий 5 и 6 по повести Н. В. Гоголя "Шинель"

Текст, привлеченный для аргументации, выделен курсивом.

5.1. Почему характер Акакия Акакиевича начал меняться, когда герой задумал сшить новую шинель?

Характер Акакия Акакиевича начал меняться, когда герой задумал сшить новую шинель, так как маленький чиновник жил настолько бедно, что переоценил материальный мир и стал от него зависимым. Необходимость пошива предмета одежды Башмачкин искаженно воспринял как важнейшее в его жизни, судьбоносное событие.

Так, Гоголь иронически изображает полное самоотречения существование решившего копить деньги на шинель героя. Акакий Акакиевич был намерен в продолжение целого года не пить чай по вечерам, не зажигать свечи, ходить по улицам осторожнее, чтобы не изнашивать подметок. Детали, упоминаемые автором, могут показаться нам абсурдными, гротескными.

Писатель также использует иронию и гротеск, создавая образ будущей шинели - "приятной подруги жизни" - и описывая чувства Башмачкина. Герой "питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею будущей шинели", "существование его сделалось полнее, как будто бы он женился". Говоря о приобретенных Акакием Акакиевичем целеустремленности, решительности, душевном огне, Гоголь создает пародию на романтического героя, некую подвижническую жизнь. Причудливым образом шинель заменяет "маленькому человеку" важнейшие духовные ценности.

6. Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы (с указанием автора), героя которого можно отнести к тому же литературному типу, что и Акакия Акакиевича. В чем этот персонаж схож с Башмачкиным (или чем отличается от него)?

Гоголевского Акакия Акакиевича можно отнести к литературному типу "маленького человека". Герой того же типа изображён, например, в поэме Пушкина "Медный всадник" .

В пушкинском произведении, так же как в "Шинели" Гоголя, присутствуют мотивы невосполнимой потери и бунта главного героя. Гоголевский Башмачкин утрачивает шинель, иронично названную автором "приятной подругой жизни", а вместе с ней смысл существования. Утрата настолько велика, что, заболев и находясь в бессознательном состоянии, "маленький человек" "сквернохульничает" (произносит "самые страшные слова") в адрес генерала, а после смерти и вовсе фантастическим образом превращается в привидение, мстящее за себя - "сдирающее со всех плеч, не разбирая чина и звания", шинели и шубы. Отомстив обидевшему его "значительному лицу", призрак исчезает.

Бедный чиновник Евгений теряет невесту невесту Парашу, любовь к которой придавала смысл всей его жизни. Мы видим, что Евгений оглушен шумом внутренней тревоги, впадает в безумие от горя, не возвращается домой. Увидев памятник Петру I, герой улавливает связь между своей потерей и петровскими преобразованиями, а потому грозит самодержцу: "Добро, строитель чудотворный. Ужо тебе. " Однако персонаж бессилен перед исторической необходимостью. Испуганный преследованием медного всадника, он смиряется, начинает обходить памятник стороной, снимая картуз и не поднимая смущенных глаз. Показана духовная и физическая смерть героя.

Несмотря на сходство судеб героев, Гоголь изображает Башмачкина по законам сатиры, а Пушкин показывает индивидуальную судьбу "маленького человека", однозначно вызывающего сочувствие.


Хорошее сочинение по литературе может принести 14 баллов на едином государственном экзамене. Некоторые ученики побаиваются этого вида работы и не напрасно: к такому формату невозможно подготовиться за несколько месяцев. Ради успеха придется начать подготовку заранее и не только прочитать все произведения школьной программы, но и внимательно проанализировать их.

Как подготовиться к сочинению

Начинайте читать книги как можно раньше. При подготовке будьте предельно внимательны: запоминайте главных и второстепенных персонажей, отмечайте сюжетные линии, стремитесь уловить замысел автора. Старайтесь как можно чаще писать сочинения. Так вы сможете набить руку и запомнить схему, которой нужно придерживаться. После прочтения книги внимательно проанализируйте её: найдите тему, идею и проблематику произведения.

Заведите специальную тетрадь для того, чтобы записывать имена персонажей и схематично излагать сюжет.

Примерные темы

Все темы экзаменационных сочинений затрагивают глубокие философские вопросы. Точный список обычно известен только в день сдачи ЕГЭ. Но каждый ученик может ознакомиться с примерными направлениями. В 2022 ФИПИ рекомендует для итогового сочинения следующие из них:

  • Какого человека можно назвать добрым?
  • Можно ли оправдать жестокий поступок?
  • Чем доброта отличается от милосердия?
  • Почему зло разрушительно?
  • Может ли доброта принести человеку разочарование?

Как писать сочинение ЕГЭ по литературе 2022

ЕГЭ

  1. Структурированной. Это очень важный критерий. Неважно, насколько хорош текст, если у сочинения нет четкой структуры (какой, мы расскажем ниже), высокий балл вы не получите.
  2. Аргументированной. В работе должно быть от 3 до 5 аргументов, взятых из литературных произведений. Если это сочинение по лирике, то анализ должен затронуть не менее 3 стихотворений.
  3. Соответствующей авторской точке зрения. Вы должны показать, что поняли замысел автора правильно.
  4. Грамотной. Стоит следить не только за грамматическими и пунктуационными ошибками, но и за качеством речи. Избавиться от ошибок поможет опыт в написании и редактировании текстов во время подготовки.

План написания

Сочинение по литературе должно соответствовать определенному плану. В какой-то степени его нужно подогнать под шаблон, чтобы оно соответствовало критериям оценивания. Действуйте согласно нашему алгоритму:

  1. В теме сочинения выделите ключевые слова, в которых, как вам кажется, скрывается основной смысл.
  2. Сформулируйте позицию относительно темы и запишите ее в черновик. Она будет отправной точкой.
  3. Попробуйте занять позицию оппонента и доказать ему свою правоту, приведя аргументы.
  4. Вспомните примеры из литературных произведений, которые подтверждают верность вашей позиции.
  5. Выстройте логический план доказательств и изложите его в черновике.
  6. Сравните исходную позицию с мыслями, которые пришли после рассуждения. Они лягут в основу заключения.
  7. Отредактируйте орфографию, пунктуацию и речевые ошибки.

Этот алгоритм поможет отметить самые важные моменты в работе.

Структура

Структура сочинения

Любой хороший текст должен быть структурированным. А уж тем более это касается сочинения по литературе. Очень важно четко следовать плану работы, чтобы сделать текст лаконичным и выверенным. Идеальное сочинение должно включать все пункты этого плана:

  1. Вступление. С него начинается работа. В этой части нужно выдвинуть тезис и сформулировать главный вопрос. Обратите внимание, правильно ли определено ключевое слово в теме и отражено ли оно во вступлении.
  2. Основная часть. Продумайте корректный переход от вступления к основной части, чтобы текст выглядел гармонично. Далее начинайте рассуждать и анализировать. Доказывая свою позицию, старайтесь обращаться к цитатам.
  3. Заключение. Итог всего вышесказанного. Здесь вы должны дать ответ на вопрос, поставленный во вступлении.

Шаблонные фразы и клише

Клише

Клише украшают далеко не каждый текст, но как раз в написании сочинения по литературе они могут очень помочь. Импровизации школьников в переходах от вступления к основной части не всегда заканчиваются успехом. Не стоит придумывать что-то новое и экспериментировать, когда вы уже находитесь на экзамене. Ваша главная задача — написать качественный, аргументированный текст с доказательством своей точки зрения. А нестандартные решения лучше оставить профессиональным писателям.

Не стесняйтесь заучить шаблонные фразы — в критический момент они придут на выручку и помогут написать отличную работу. Приведем пример универсальных клише, которые можно использовать:

Объем

Рекомендованное количество слов в сочинении — от 350. Тексты, объем которых менее 250 слов, не проверяются.

Вступление должно занимать около 60-70 слов, основная часть — 250 слов, заключение — примерно 60-70. Максимальный объем не устанавливается, но советуем не увлекаться. Не стоит делать сочинение слишком длинным: так вы рискуете написать много лишней информации и уйти от темы.

Критерии оценивания

Эти требования придуманы неслучайно. Без их соблюдения сочинение потеряет целостность и логичность рассуждений. После написания работы всегда проверяйте, соответствует ли текст следующим критериям:

  1. Глубокое раскрытие темы и убедительность аргументов. Чтобы текст получил хорошую оценку, сформулируйте свою позицию и докажите ее.
  2. Владение литературными понятиями. Продемонстрируйте знание теоретико-литературных понятий и умение правильно ими оперировать.
  3. Обоснованность привлечения текста литературного произведения. Выберите правильное произведение для своей темы и избегайте ошибок в пересказе или приведении цитат.
  4. Соблюдение целостной композиции текста и логичность изложения. Обращайте внимание на правильность структуры сочинения и на то, насколько гармонично оформлены переходы от одной части к другой.
  5. Следование нормам речи и грамотность. Избегайте речевых, стилистических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Как правильно оформить сочинение

Оформление сочинения

Закончив работу на черновике, приступайте к редактированию и оформлению сочинения. Исправьте грамматические ошибки, избавьтесь от речевого мусора. Старайтесь не использовать слишком сложные предложения с обилием запятых — пусть текст будет легким для восприятия.

Во время подготовки к экзамену попробуйте читать конечные тексты вслух. Так легче понять, насколько они лаконичны.

На экзамене пишите сочинение понятным, разборчивым почерком. Буквы должны быть читаемыми — так вы убережете себя от незаслуженной орфографической ошибки.

Примеры сочинений

Несколько образцов сочинений, подходящий под формат работы на ЕГЭ:

Как и к ЕГЭ, к студенческой жизни лучше готовиться заранее. Уже сейчас вы можете познакомиться со специалистами ФениксХелп, чтобы знать, кто вам поможет, если поджимают учебные сроки.

Читайте также: