Сочинение 4 класс перспектива

Обновлено: 30.06.2024

Поговорим на очень узкую и в то же время очень актуальную тему для учителей начальной школы — как научить ребят создавать текст-описание при написании сочинений.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования от 2009 года, которой мы руководствуемся, пока не вступили в силу новые ФГОС, упоминается:

Знакомство с основными видами сочинений: полные, выборочные и изложения с элементами сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения.

Вопрос, связанный с сочинениями, актуален и для курса литературного чтения:

Но при этом все-таки есть один нюанс: написание сочинений не является планируемым результатом, который дети должны достигнуть к концу 4-го класса.

Конечно, прежде чем приступить к написанию сочинений-описаний мы сначала должны представить, что такое текст и что такое текст-описание. И неважно, по какому учебнику вы преподаете, ведь и у В. П. Канакиной, и у Л. Ф. Климановой и у С. В. Иванова определения этих понятий можно найти.

В течение довольно долгого времени с ребятами важно рассмотреть теорию — все, что связано с понятиями текста-описания, и только потом начинать учить создавать высказывание.

Новый методический аппарат учебников ориентирует детей на формирование важнейших учебных действий: читать выразительно, делить текст на части, выделять главную мысль, озаглавливать, пересказывать текст, составлять план и т.д. Многие задания ориентированы на коммуникативное взаимодействие учеников, на развитие у них способности к сотрудничеству при чтении и обсуждении литературных произведений.

Как создавать высказывание?

  1. Осознавать предмет речи, то есть, то, как развивать мысль: о чем собираются говорить (тема) — об осени, об осенних листочках, о маме.

  2. Осознавать то главное, что хочу сказать (главную мысль, идею) — как красиво осенью, какой сильный характер у этого человека.

  3. Отбирать сведения с учетом темы и главной мысли.

  4. Систематизировать материал, то есть планировать, как развить мысль: с чего начать (главная мысль), о чем и что сказать дальше (описание объекта), чем закончить (вывод — подтверждение, главная мысль).

Этот план может быть записан на доске. К нему можно дать опорные слова, мысли, а дальше их можно вычеркивать в случае несоответствия или корректировать. И здесь, конечно, должна быть проведена орфографическая подготовка.



При написании сочинения мы будем опираться на авторский текст. И, конечно же, если автор пишет об осени, то наш текст тоже должен описывать это необыкновенное время года. Текст автора послужит нам отправной точкой — здесь и тематика, и те слова, которые нам нужно будет использовать в нашем сочинении-описании.

Учимся составлять текст-описание

Для начала мы будем рассматривать рисунки и фотографии и на их основе создавать описания.


Осеннее утро
М. Пришвин

Листик за листиком падают с липы на крышу, какой листик летит парашютиком, какой — мотыльком, какой — винтиком. А между тем мало-помалу день открывает глаза, и ветер с крыши поднимает все листья, и летят они к реке куда-то вместе с перелётными птичками.

Тут стоишь себе на берегу, один, ладонь к сердцу приложишь и душой вместе с птичками и листьями куда-то летишь.

И так-то бывает грустно, и так хорошо, и шепчешь тихонько:

— Летите, летите!

Так долго день пробуждается, что, когда солнце выйдет, у нас уже и обед. Мы радуемся хорошему тёплому дню, но уже больше не ждём летящей паутинки бабьего лета: все разлетелись, и вот-вот журавли полетят, а там гуси, грачи — и всё кончится.

Наш строительный материал для сочинения — опорные слова из текста. Ищем их вместе с классом, задавая наводящие вопросы (выпишите их на доску):

1. Какое выражение указывает на время дня?

4. Какие признаки осеннего утра описывает автор? Подчеркни в тексте.

5. Найди в тексте слова, которые описывают чувства автора, когда он видит улетающих птиц. Подчеркни.

6. Какие чувства испытываешь ты, глядя на природу, увядающую осенью? Продолжи предложения. Если трудно, воспользуйся Словариком. Мне _________, потому что_____________ . Я чувствую ________, потому что________ Словарик. Грусть, тоска, уныние, спокойствие, радость, восторг, восхищение, удивление.

7. Какое осеннее утро помог увидеть тебе писатель? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. Я увидел _____________________________

8. А какое осеннее утро любишь ты? Запиши. Если трудно, воспользуйся Словариком. ______________________________________

Словарик

Безветренное, ветреное, грустное, дождливое, мрачное, ненастное, пасмурное, прохладное, радостное, свежее, серое, синее, солнечное, теплое, тихое, туманное, хмурое, холодное, яркое, ясное.

В 4-м классе, почти в самом начале года, когда вы будете проводить 12-15 урок, такая работа может стать стартовой для курса русского языка.

Сочинения — описания:

Приметы золотой осени. Первая тема: о приметах золотой осени; главная мысль: какие они – приметы золотой осени?

Как красива осенняя березка! Вторая тема: об осенней берёзке; главная мысль: как красива осенняя березка.

После того, как мы определились, о чем мы будем говорить, мы должны будем поискать приметы в открытых интернет-источниках:

Приметы о природе в октябре

В какие цвета наряжаются деревья?

Багряный, алый, оранжевый, золотой, тёмно — коричневый, солнечный, салатовый, багровый, яичный, горчичный. Осина — багряный; ель — ярко — зелёный, клён — оранжевый, солнечный, березка — жёлтая.

Обязательно напишите вспомогательные слова на доске, пользуйтесь словарем синонимов, чтобы облегчить слабым детям задачу и помочь написать красивый связный текст-описание.

Как красива осенняя березка!

Художественный текст: подбираем слова.

Листва: жёлтая, солнечная; ствол: белоствольная, белая, в чёрных отметинах.

Ветки: коричневые Словно девушка, нарядная, красавица сказочная.

Как красива берёза осенью! Тонкая талия — белый ствол с чёрными бархатными отметинами. Лебяжьи руки — гибкие длинные ветки ярко — коричневого цвета. Одет на ней нарядный жёлтый сарафан из листьев! Похожа она на девушку — красавицу. Глаз не оторвать!

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:
  • думать
  • понимать жизнь
  • вчитываться в каждое слово

СОЧИНЕНИЕ – это изложение в письменной форме своих мыслей, знаний на заданную тему.

Сочинение – это небольшое произведение. Поэтому оно должно быть написано по установленным ПРАВИЛАМ:

  • Сочинение должно соответствовать теме, раскрывать её.
  • Текст должен быть содержательным, грамотным, без ошибок.
  • Слова должны быть употреблены в правильном значении.
  • Изложение мысли в сочинении должно быть последовательным.
  • Текст-повествование(что? где? когда? с кем произошло?)
  • Текст-описание(какой? какая? какое? какие?)
  • Текст-рассуждение(как? зачем? почему?)

ЭПИГРАФ- это высказывание (цитата) перед сочинением, намекающее на основное содержание.

Хорошо, если тебе удастся подобрать

к сочинению эпиграф

Во вступлении следует назвать предмет рассуждения.

Начать вступление можно по-разному:

  • С определения (Весна – это…)
  • С обычного утверждения

(Я хочу вам рассказать о…)

От вступления должен быть плавный переход к основной части. В сочинении основная часть полностью раскрывает главную мысль.

  • Пробуждаются почки на деревьях и кустах
  • Появляются нежные зеленые листочки
  • Поют птицы
  • Оживают насекомые
  • Распускаются первые цветы
  • Гремят первые грозы
  • Жизнь возрождается снова после долгой зимы
  • Солнце греет тепло, жарко
  • Птицы в лесу поют
  • Всё в цвету
  • Появляются ягоды и грибы
  • Можно купаться в реке и в море
  • Каникулы

В заключении ты должен подвести итог всему написанному, сделать вывод.

Урок русского языка на тему

Цель: формирование умения самостоятельно писать сочинение с элементами описания.

Ø учить строить предложения, из них составлять связный текст;

Ø обогащать словарный запас;

Ø развитие связной речи (устной и письменной);

Ø развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности, орфографической зоркости;

Ø воспитание любви, бережного отношения к природе;

2.Актуализация опорных знаний.

- Письмо слов под диктовку:

Одиннадцать, двенадцать, восемь, пейзаж, портрет, искусство, забавный, лиловый, фиолетовый, изложение, сочинение.

(1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях. Проверка: ученик-консультант проверяет на доске, остальные - взаимопроверка по словарю.)

- В какие группы можно объединить, докажите.

- Для чего надо знать правописание словарных слов?

-Назовите, какой частью речи являются словарные слова.

3. Постановка проблемы.

- Работа с Толковым словарем Ожегова.

- Назовите тему урока. Как вы догадались? (д.з подготовиться к сочинению)

- Какие цели поставим на урок?

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

- Какой материал вы подобрали для сочинений?

- Для чего понадобиться?

- Зачем уметь писать сочинения?

Писать сочинение — совсем не сложное, а даже увлекательное занятие. Любое сочине­ние всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора, наконец! Но и любая творческая работа даёт замечательную возмож­ность высказать собственное мнение, поделиться интересными наблюдениями, чувствами и впечатлениями.

4.Работа над содержанием сочинения.

1.. Проверка домашнего задания.

- Составление коллажа, зачитывание, рассматривание иллюстраций.

- Что такое коллаж?

-Воспользуйтесь Интернетом, узнайте значение слова коллаж.

2)Работа в группах.

1 группа – подберите к существительным прилагательные.

долгожданная, тёплая, радостная

яркое, ласковое, тёплое

белые, пушистые, воздушные

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

первые, маленькие, нежные, душистые

ü 2 группа – разделите слова для переноса.

Наступила, подснежники, облака, маленькие, солнце, листочки.

ü 3 группа – подберите к словам синонимы.

-Какие слова называем синонимами?

Все задание собирается в общую таблицу.

долгожданная, тёплая, радостная

Деление слов для переноса

яркое, ласковое, тёплое

выглянуло, пригрело, улыбнулось

белые, пушистые, воздушные

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

выглянуло

о блака

проталинки

подснежники

долгожданная

появились

бегут, поют, звенят

первые, маленькие, нежные, душистые

- Какая картина понравилась больше всего, почему? Опишите увиденное.

2.Основная часть

3.Заключение

4. Ошибки, допускаемые в сочинениях.

Распространённые грамматические ошибки и недочёты

4. Ошибка в управлении: «Добро побеждает над злом (надо: побеждает зло).

5.Физминутка.

6. Орфографическая подготовка.

- При написании сочинения необходимо знать правила. Какие часто встречаются? Повторите? Если вам встретятся трудные по написанию слова, можете обратиться к орфографическому словарю.

7. Самостоятельная работа.

-Запись текста в тетрадь. (15мин)

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

- Во время работы оказывается индивидуальная помощь.

-Слабым учащимся предлагается карточка- помощник с вопросами по тексту сочинения.

8. Самопроверка работ.

При проверке сочинений учащиеся пользуются планом.

- Вернёмся к цели нашего урока, удалось ли вам её достичь?

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

Чем понравился урок?

С какими трудностями столкнулись?

Довольны ли своей работой на уроке?

10 Рефлексия.

· Я все понял и могу объяснить другому. Зеленый цвет

· Я все понял. Оранжевый

· У меня остались вопросы. Красный

11. Домашнее задание : по выбору – выполнить рисунок к своему сочинению; продолжить или закончить свой рассказ.

Урок предполагает создание условий для подготовки к написанию сочинения-описания об осени путем групповой работы над художественными текстами.

Оценить 3710 0

Налапкина Наталия Викторовна

Учитель начальных классов

Составление текста на заданную тему.

Урок закрепления изученного материала.

Создание условий для написания текста - описания.

Закреплять знания о типах текста;

Формировать умения определять тип текста;

Закреплять изученные орфограммы;

Способствовать развитию орфографической зоркости;

Способствовать развитию орфографической грамотности;

Совершенствовать умения определять часть речи;

Развивать логические операции;

Развивать критическое мышление;

Расширять словарный запас учащихся;

Работать над развитием связной речи учащихся;

Воспитывать ценностное отношение к аккуратному, правильному письму;

Воспитыватьценностное отношение к грамотному высказыванию;

Воспитыватьинтерес к родному языку;

Формировать умение оценивать свою деятельность в учебном процессе;

Воспитывать умение видеть прекрасное в природе через репродукции картин русских художников об осени и музыку известных композиторов.

Содержание образования:

Способ написания текста-описания.

Содержание материала:

Форма работы:

Фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Материально-техническое обеспечение:

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык.4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.

Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 4 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1. – М.: Просвещение, 2014.

Презентация к уроку.

Интерактивная доска, проектор, компьютер.

Раздаточный материал, оценочный лист.

Планируемые результаты:

Познавательные:

- находить ответы на проблемные вопросы;

- работать с текстом исходя из определенной позиции;

- составлять план текста;

- делать выводы на основе анализа текста.

Регулятивные:

- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного задания;

- уметь включаться в обсуждение проблем поискового характера;

- оценивать свою деятельность на уроке, деятельность сверстников, результативность учебной деятельности.

Коммуникативные:

- аргументировать свое мнение и позицию;

- планировать учебное сотрудничество;

- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;

- вести дискуссию для решения поставленной учебной задачи.

- находить и объяснять изученные орфограммы в словах;

- редактировать текст, исправляя неудачное употребление слов.

- принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

- развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;

- понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на доброжелательности;

- формирование эстетических потребностей в стремлении выражать свои мысли грамотно, точно;

- оценивать свои успехи в освоении языка.

Планируемый результат:

Предметные результаты:

Называть признаки сходства и различия между типами текстов;

Знать особенности текста- описания;

Уметь определять роль имён прилагательных в художественном тексте;

уметь употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи;

Находить изученные орфограммы в словах;

Уметь выделять в тексте смысловые части, составлять план описания

Личностные результаты:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

Уметь высказывать свое мнение;

Метапредметные результаты:

Уметь определять и формулировать главный вопрос урока с помощью учителя;

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Уметь осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Уметь слушать и понимать речь других;

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

Уметь работать самостоятельно и в группе;

Уметь осуществлять самоконтроль, самооценку.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

I Самоопре-

деление к деятельности

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

-Посмотрите на слайд, найдите в списке прилагательное, которое описывает ваше настроение и объясните свой выбор.

Заинтересованное – я жду от сегодняшнего урока новых открытий.

Спокойное - я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.

Радостное – я люблю урок русского языка, мы всегда такие интересные задания выполняем!

Ликующее – сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

- Я очень рада видеть, что вы готовы к работе.

– Что надо записать? (Дату.)

Определяют свое настроение, эмоционально настраиваются на работу на уроке.

Комментируют запись даты, вида работы.

Создаются условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организационный момент – самооценка

Оформление рабочих тетрадей.

II Целепо-

Цель: формирование умения ставить перед собой цель, формулировать учебную задачу.

- Сформулируйте самостоятельно тему урока, выполнив задание:

- Я называю слова, вы выделяете в них первый звук и, сложив эти звуки, получаете новое слово.

Теплая, Единственная, Красивая, Слякотная, Тоскливая,Огненная, Поздняя,Искристая,Сухая,Активная, Нарядная, Интересная, Естественная.

- Предположите, что можно описать с помощью этих слов?

А что будем описывать мы, вы узнаете, отгадав загадку:

И сыта, и нет забот,

А вот слезы льет, и льет. Что это?

- Определите тему нашего урока.

- Исходя из темы, поставьте перед собой цель урока, определите задачи.

- Как будем работать над темой урока? Какие задания помогут подготовиться к написанию сочинения?

- Верно, журналисты много знают и всегда стараются узнать еще больше, пишут красиво, образно, чтобы их работы читателям нравились.

- Тема нашего урока – Текст-описание.

Высказывают предположения.

- Научиться писать текст-описание, составлять план сочинения, красиво излагать свои мысли.

- Нужно проанализировать тексты, составить план текста, подобрать слова-помощники.

- Учиться красиво и грамотно писать сочинения, а для этого качественно работать на уроке, быть старательным, активным.

Определение темы урока, постановка цели и задач.

Анализ ряда прилагательных.

III Актуали-

зация знаний.Цель:повторение изученного материала.

- Запишем слово осень на доске и в тетрадях, подберем однокоренные слова, обозначим орфограммы.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего соседа по парте.

- Как вы думаете, почему именно прилагательные я взяла для своего задания?

- Почему этот вид текста так называется?

- Сделайте вывод: знаете ли вы признаки текста-описания, сделайте отметку в оценочном листе.

- Какие еще типы текстов вы знаете?

- Назовите признаки отличия текстов между собой.

- Что общего у всех текстов?

- Итак, я вижу, что вы хотите быть хорошими журналистами, настоящими мастерами слова.

- Давайте вспомним, какие части выделяются в тесте-описании? Запишем в тетрадь общий план описания, оставив место для своего названия каждого пункта плана. Составьте план текста.

- Оцените свою работу по составлению плана. В оценочном листе поставьте отметку.

- Какие средства выразительности помогут вам в создании яркого и точного образа осени, передачи ваших впечатлений?

- Осень, осенний, осенины, по-осеннему.

- Это имена прилагательные в форме единственного числа, женского рода, в именительном падеже.

- В описании большая роль отводится именам прилагательным: они отвечают на вопрос: Какой? Какая?

- В таких текстах что-то описывается.

Работают с оценочным листом.

- В тексте-повествовании рассказывается о чем-либо, в рассуждении – размышления на какую-то тему.

- В каждом тексте есть тема и основная мысль.

Общая характеристика предмета.

Общая оценка предмета.

Записывают план в тетрадь.

Оценивают свою работу на этапе.

- В тексте-описании используются сравнения, много прилагательных, слова с оценочными суффиксами.

Используется подводящий диалог.

Организуется коллективная работа по повторению грамматических признаков имени прилагательного: род, число, падеж; типы текстов, их особенности; части текста-описания, составление плана текста; образные средства речи.

IV .Закрепление новых знаний.

Цель: закрепить знания и УУД, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

- Скажите, можно ли сразу приступать к такому серьезному и непростому заданию, как написание текста?

- Для этого поработаем в группах. Я, как главный редактор газеты, поручаю своим журналистам объединиться по желанию в 4 рабочие группы по цвету шляп мышления: красная, зеленая, желтая и черная.

Комментируемое письмо на доске и в рабочей тетради.

- Проанализируйте свою работу, готовы ли вы написать текст-описание? Покажите свое отношение, оцените свою работу в оценочном листе.

- Вижу, что готовы, молодцы. Сами умеете – помогите другому. У ученика 4 класса Вити Лейкина получился вот такой текст-описание. Проверьте, все ли верно?

-Приготовьте ответ на вопрос: Что посоветуете Васе при работе над составлением текста-описания?

- Вы хорошо поработали, теперь исправьте текст Вити, пусть послушает. За правильно названную орфограмму вы получите осенний подарок – желтый лист.

- Нет, необходимо тщательно подготовиться.

Распределяются в группы.

Осенью человек радуется, замерзает, любуется, смотрит, …

Звуковые ассоциации: шорох листьев, крики птиц, стук дождя, …

Небо: высокое, синее, …

Воздух: прозрачный, легкий, сырой, …

Листья: яркие, цветные, порхающие, …

Называют варианты.

Называют варианты.

Класс выбирает наиболее понравившиеся слова, выражения, записывают их, объясняя орфограммы.

Оценивают свою деятельность в оценочном листе.

Работают над исправлением ошибок в тексте индивидуально. Затем поочередно исправляют ошибки с называнием орфограммы на доске. За правильный ответ – золотой листик.

Предлагает работу с текстом в группах и индивидуаль

но; организует работу по развитию орфографической зоркости и грамотности.

Приемы: просмотр видеофайла, шесть шляп мышления, корректировка текста.

V Рефлексия

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Наш урок подходит к концу, предлагаю в подарок осени за ее подарки нам составить синквейн к сегодняшнему уроку.

Оцените свою работу – заполните оценочный лист. Как вы поработали?

- Оцените урок в целом – приклейте листочек на доску, где оценка урока совпадает с вашей.

Оценивают свою работу на уроке в оценочном листе.

Подводит итог урока, предлагает оценить свою работу в оценочном листе и урок в целом (приложение).

VI Домашнее задание.

Спасибо за урок!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Оценочный лист.

Знаю ли я признаки текста-описания?

Умею ли я составлять план описания?

Умею ли я работать в группе?

Умею ли я находить изученные орфограммы в тексте?

Умею ли я подбирать опорные слова?

Всего баллов:

5 баллов – У меня всё получилось, я уверен.

3 – 4 балла - У меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил.

1 – 2 балла – У меня не получается, мне нужна помощь.

Птицы и листья

В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймешь, где листья и где птицы летят.

А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся и, когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими, почти черными тучами и между ними голубыми сияющими небесными полянками, и тут уже не поймешь, где листья мчатся, а где перелетные птички.

Папоротник еще совсем зеленый стоял, но его теперь доверху завалило листвой, ароматной, шумящей под ногой.

Природа осенью

Таинственная принцесса Осень возьмет в свои руки уставшую природу, оденет в золотые наряды и промочит долгими дождями. Осень успокоит запыхавшуюся землю, сдует ветром последние листья и уложит в колыбель долгого зимнего сна.

И. Соколов-Микитов

Задание: проанализировать текст, создать копилку опорных слов, подобрать прилагательные, описывающие небо, деревья, воздух, листья осенью.

Золотой дождь

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми. Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь. Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит – закружится пестрый смерч. Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг. Шумит золотой дождь.

Н. И. Сладков

Задание: проанализировать текст, найти положительное и отрицательное в осени.

Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна красно-жёлтых клёнов и осин. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берёз лёгкие, невесомые жёлтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити лёгкой паутины. Ещё цветут поздние осенние цветы.

Прозрачен и чист воздух. Прозрачна вода в лесных канавах и ручьях. Каждый камешек на дне виден.

Тихо в осеннем лесу. Лишь шелестит под ногами опавшая листва. Иногда тонко просвистит рябчик. И от этого тишина ещё слышнее.

Легко дышится в осеннем лесу. И долго не хочется уходить из него. Хорошо в осеннем цветистом лесу. Но что-то грустное, прощальное слышится и видится в нём.

И. Соколов-Микитов

Деформированный текст:

Наступила осень. Жилтеют листъя на деревьях, стоновятся короче дни. Сонце греет уже не так сильно. Люди собирают уражай. Всё чаще идут дажди. Птицы собираются в бальшие стаи. Скоро они улитят на юг.

Самая кросивая осень в сеньтябре. Лес становится пестрым. Бирезы желтые, осины красные, тополя тоже желтые. А ели всегда зиленые. когда день солнечный, небо высокое – высокое, а воздух, как будто звонкий. А когда нет солнышка, и серые тучи закрывают небо, на улеце холадно.

Осенъю мне немного грусно. И все-равно осинь красивоя, залотая, шуршыт листьями. В актябре станет холоднее, диревья останутся без листьев. Лес уже небудет ярким. Вся природа

Читайте также: