Сочинение 4 класс 4 четверть планета знаний

Обновлено: 02.07.2024

Конспект урока по русскому языку и развитию ре чи в 4 классе.

1 . Обобщать и систе матизировать знания, полу ченные на у роках и у читься

2 . Учить составл ять самостоятель но тек ст, соединяя разные типы в

Портрет П.И. Чайковского (презе нтация о композит оре)

доске портрет композит ора, записаны его высказыв ания)

«Я люблю нашу р у сскую природу боль ше всякой дру го й, и русский зимний

- Что же это за цвет ы н еобыч ной красот ы? (снежинки)

(убирает у чи тель первы й лист, н а втором изображены снеж инки)

Наша задача – п равильно м ыслить, общая цель – рассуждать. Мы будем

IV . Беседа. О бсуждение личных на б людени й и впечатлений.

1. Учитель показыва ет, обращает вниман ие на снежинки. Что скажет е?

(высказывани я д етей, они м огут быть разные, если д ети молчат; учитель даёт

- снежинки как ие? (чистые, хрупкие, х олодные, к р у пные, блестящие,

серебристые, пу шистые, белые, чудесн ые, прекрасн ы е, голу б ые, возду шные,

морозные, снеж ны е, лу чистые, маленькие, хру стальные, радостные,

мохнатые, тонк и е, резные, легкие, нежные, белос н ежные).

- Одинаковые л и снежинки в разну ю по году (наблю д ение)

3. Писатель И. Т ургенев п риветствовал снежинок таки ми словами:

- Как выразил о н свои чувств а? В каких словах их пе редал?

- Какие вы знаете ст ихи о снежинках? (по жел анию дети читают стих и ).

1. Мы с вами о мн о гом сейчас рассуждали, вспоминали, рассказывали. Как

- Для чего она нужна? Ка кая бывает? Из чего состоит ? (реч ь нужна человеку ,

чтобы сообщать , узнавать, говорить, общаться. Е сли мы разговариваем, т о

речь устная, зап исываем – письменная, со стоит и з слов).

- Что такое текст? (группа предложений, связанных по смыслу, записывается

- Что такое тема ? (это о к о м или о чём говорится в текст е).

- Посмотрите на доску. Прочитайте в нимательно (п р о себя) темы сочинений.

В) текст – рассу ждение (примеры, объя сн ение, д оказательс тва)

- Как вы думаете, на ши темы, каким текстам соответству ют?

- Если вы пишите сказку, то можно представ и ть сказо чн ый лес, с н еб а

падают снежинк и. Посмотрите на них гл азами сказочника.

- Если это описан и е, т о подберите кр асивые эпитеты и сравнения.

- Если рассужде н ие, то п р иведите п римеры, объясните, докажите.

VI . Лексико – стилистическ ая и орфографическая п о дго товка.

Каждое слово нашего языка та и т в себе особ ый смысл. Синонимы помогу т

избежать в тексте повторения одного и то го же слов а.

2. Сравнение пом о жет нам точно охарактериз о вать п редмет и выраз и ть

отношение к не му. Сверкают, блестят, и скрятся, как звёз д очка, слов н о

Небо почернело. Лесные жители почувствовали опасность и спрятались. Сверкнула молния. Ее мощь была сильна. Раздался оглушительный гром. Пошел сильный дождь. Он не капал, а лил стеной.

Но скоро небо прояснилось. Засияло яркое солнце. С деревьев еще падали дождевые капли. Душистой смолою и березовыми почками запахло в лесу. Здесь снова поют чижи, скворцы, дрозды. Лес звенит на все голоса.

1.Разобрать по членам предложения и частям речи предложение.

Раздался оглушительный гром.

2. Выполнить фонетический разбор слова солнце.

3. Разобрать по составу слова лесные, почернело.

Пришла поздняя осень стало в лесу скучно и холодно стали собираться птицы к отлету в теплые страны кружат над болотом журавли прощаются они на всю зиму с милой зеленой родиной слышится зайчатам , будто это с ними прощаются журавли:

-Прощайте, прощайте, бедные листопаднички.

1.Подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи в 1, 3, 4 предложениях.

2.Написать кого автор называет листопадничками.

3.Сделать фонетический разбор слова скучно.

Весной и летом ёлочки не было, а осенью показалась. Раздвинула листья, сучки, травинки и удивлённо осмотрелась. Деревья роняли листья.

И стоит ёлочка счастливая, нарядная и разноцветная.

Знаешь ли ты, что картофель в России считают вторым хлебом? Из него готовят разные блюда.

Свари картошку в соленой воде. Разомни ее и добавь молоко. Получишь вкусное пюре. Это блюдо стало любимым для многих детей и взрослых.

Картошку можно пожарить. Такое угощение хорошо и к праздничному столу. Хрустящие ломтики съедаются с большим аппетитом!

Запомни! Зеленый клубень картофеля ядовит. Его не употребляют в пищу, а используют для посадки нового урожая.

1.Синтаксический разбор предложения.

Лесные жители почувствовали опасность.

2.Морфологический разбор слова опасность.

3.Фонетический разбор слова елка.

Прочитай текст. Передай кратко его содержание по абзацам (свободный диктант)

Бывало, лежишь в ночном у костра, мечтаешь. Вдруг видишь, что стоит у костра старичок. А посмотришь внимательно – вовсе это не старичок, а обгоревший пень.

На опушке леса притаилась старушка. Смотрит, как костёр догорает. А на самом деле это только дерево.

Родная природа была моим первым учителем. Почти всех героев моих деревянных скульптур я позаимствовал у леса.

Почему этого жуч (?) кА с яркими пятныш(?)ками на спине называют бож(?)ей коровкой?

При опас(?)ности жучок выделя(е/и)т жгучую жидкост(?). В народе эту жидкость назвали молоч(?)ком. Поэтому и прозвали этих жуч(?)ков коровками.

Про добрых, безобидных людей в старину говорили, что они бож(?)и люди. А бож(?)я коровка на вид очень добродушный жучок. Поеда(е/и)т она тол(?)ко тлю.

Во втором предложении:

Покажите графическую связь членов предложения;

Укажи лицо и спряжение глагола;

Укажи падеж имён существительных.

Над глаголами укажи форму времени, выдели окончание.

У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся их семья выходит гулять. Взрослые ежи маленькими лапками роют землю, достают корешки и едят. Ежата играют, резвятся.

Однажды к старому ежу подбежала собака Веста. Еж свернулся в клубок и замер. Собака покатила зверька к пруду. Еж плюхнулся в воду, поплыл. Я отогнал Весту.

Весной под крыльцом обнаружили старого ежа. Куда девались остальные? Наверное, они переселились. И только старый еж не захотел покинуть наш дом.

1.В третьем предложении подчеркнуть главные члены предложения и указать части речи.

2.Составить схему четвертого предложения.

3.Выписать 3 глагола 2 спряжения и 3 глагола 2 спряжения.

Осложненное списывание текста.

Вылез из-под коры Жук с предлинными усами, закрутил головой. Тоненький писк послышался. А внизу под деревом из гнезда вылез Шмель и полетел на лужок.

Вокруг цветка на лужку кружит. Жужжит жилковатыми жесткими крылышками, словно струна гудит.

В тайге раскинулось озеро Таглей. Горы цепью протянулись вдоль его живописных берегов. Подует с востока ветер-и на зеркальной глади озера появляются волны. Густые туманы закрывают горизонт. С криком уносятся стаи гусей и уток. В такую погоду рыбаки спешат к берегу. На южных склонах видны цветистые ковры брусники. Мрачные, темные леса растут на северных склонах долины Таглея. По берегу тянутся заросли кустарников малины, смородины. Почва покрыта мягкими подушками мхов.

1.Синтаксический разбор предложения.

С криком уносятся стаи гусей и уток.

2.Морфологический разбор слова (с) криком.

3. Фонетический разбор слова якорь.

Почему Россию называют страной лесов? Здесь бескрайние лесные просторы. В северной части страны хвойные леса. В них растут сосны, ели, кедры. Эти деревья прекрасны в любое время года.

Мохнатые ветки пушистой ели похожи на большие лапы. Они укутывают весь ствол лесной красавицы. С веток свисают длинные шишки.

Солнце золотит их своими лучами. На лесной опушке редко увидишь сиротливую ель. Это дерево не переносит одиночества. Зимой в полях бушует вьюга, а в ельнике-тишь. Только над головой раскачивает ветер еловые маковки.

1.Ситаксический разбор предложения.

С веток свисают длинные шишки.

2.Морфологический разбор слова (с)веток.

3.Фонетический разбор слова солнце.

Светает. Луч весеннего солнца пробежал по верхушкам деревьев и скрылся в лапах старой ели. Снег потемнел. На лесной опушке показались рыжие проталины. Это апрельские веснушки. С каждым днем их становится все больше.

Оживает лес. Вылезают из зимней норки зверьки. Лапка за лапкой вьются их следы на снегу. Стали слышны радостные голоса птиц. Вот пролетели клесты, снегири, зяблики. Маленькая птичка скачет от ветки к ветке. Не боится она теперь холодов. На сосне заработал дятел. Он оповещает лесных жителей о приходе весны.

Маленькая птичка скачет от ветки к ветке.

  1. Морфологический разбор слова скачет.
  2. Морфемный разбор слова заработал.
  3. Фонетический разбор слова дятел.

Весна одарила месяц май волшебной силой. Он оживляет природу, торопит ее к новой жизни. По его радостному зову меняется все вокруг. Спешат домой птицы из дальней зимовки. С раннего утра до позднего вечера не смолкают голоса. Земля наряжается в цветастый наряд. Поля, луга и леса чаруют сочной свежестью. В бело-розовой дымке стоят сады. Цветут сливы, вишни. С веселым жужжанием перелетают пчелы и шмели от яблони к яблоне. Май-самый нарядный и звонкий месяц года.

С веселым жужжанием перелетают пчелы и шмели от яблони к яблоне.

  1. Выписать из текста предложение с однородными сказуемыми. Составить схему предложения.
  2. Выписать из текста или придумать по два глагола 1 и 2 спряжения.

Итоговый контрольный диктант .

Молодые осинки и стройные березки спускаются под горку к широкому лугу. Среди деревьев вьется тропинка. По ней мы идем в лес.

Вот где чувствуешь настоящую весну! Ветви осин стали пушистыми от длинных сережек. Посмотришь на березовую веточку, а она вся в крупных почках.

Лес еще не зазеленел, стоит прозрачный и свежий. Но птицы уже начали свои весенние переклички. А как чудесно пахнет прелыми листьями, горьковатой свежестью почек! Скоро почки лопнут. Лес покроет нежная зеленая дымка. На душе станет так радостно!

Лес покроет нежная зеленая дымка.

  1. Морфологический разбор слова лес.
  2. Фонетический разбор слова листья.

В городе Вольске переночевали. Встали рано утром, быстро собрались и выехали из города. Отъехали почти сто метров и тут спохватились: в машине не было Чапы.

Вернулись в Вольск, но кота не нашли.

Кончился отпуск. Семья приехала в родной поселок. Дни шли за днями. И вдруг у дверей квартиры послышалось мяуканье.

Это вернулся четвероногий турист!

Как он за тысячи километров отыскал свой дом – остается загадкой.

  1. Озаглавь историю, составь план текста.
  2. Восстанови содержание текста ( с закрытой книгой).
  3. Проверь написанное.

Комплексная проверочная работа.

Российское название праздника – День славянской письменности и культуры. Отмечается он 24 мая, в день памяти братьев – просветителей Кирилла и Мефодия. Именно они изучали особенности славянской речи и на основе греческого алфавита создали свой вариант славянской азбуки.

В азбуке оказалось на 14 букв больше, чем в греческом алфавите, так как по звучанию славянская речь оказалась богаче. Диковинными для греческого слуха казались звуки (б), (з), (ж), (г), (ш), (щ). С годами упрощалась графика, чтобы облегчить книгопечатание. На славянский язык братья переводили священные греческие книги.

  1. Прочитай текст. О чем этот текст? Отметь номер ответа.

1)о создателях славянской азбуки

2)о создании славянской азбуки

3)об особенностях русского языка

4)о рождении письменности на Руси

2.Почему День славянской письменности отмечается 24 мая? Ответь одними предложением.

3.Кто является создателем письменности на Руси? Дай письменный ответ, включающий описание первой азбуки ( спиши).

4.Как ты понимаешь слова автора о том, что грекам «диковинными казались звуки славянской речи?

1)греки записывали эти звуки другими буквами;

2)они впервые слышали славянскую речь;

3)звуки были необычны, их не было в греческой речи;

4)в славянской азбуке букв было больше.

5.Какие из согласных звуков, указанных в тексте являются парными по твердости и мягкости? Запиши их парами.

6.Сколько букв было в греческом алфавите, если в славянской азбуке было 43 буквы? Составь равенство, используя данные из текста, и реши его.

7.Укажи первые письменные источники Древней Руси, которые появились благодаря азбуке Кирилла и Мефодия.

8.Что о развитии русского языка тебе напоминает таблица? Распредели слова по группам и впиши их в таблицу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Группа школьников осенью ходила в заречный парк. Покраснели осинки, пожелтели берёзки. Гроздья ягод созрели на рябинах.

Ребята по лесной тропинке вышли на поляну. Кругом растёт пушистый ельник. Зеленеют молодые елочки. Из земли бьёт чистый родник. Ребята собрали сучья и ветки. Мальчики разожгли весёлый костёр на берегу речки. В лесу было очень тихо. Дети сели вокруг огня. Серёжа наполнил чайник водой. Пора заваривать чай. Анна и Инна угостили ребят печеньем. По дороге домой все пели песни.

Радостные вернулись ребята с прогулки.

Слова для справок: разожгли, костёр

Грамматическое задание.

I вариант

Выполни разбор по членам предложения.

На поляне горят яркие гроздья рябины.

Выполни разбор как части речи имени существительного.

Разобрать слова по составу:

Перевозка, солнышко, подкормка.

II вариант

Выполни разбор по членам предложения.

На опушке леса растут молодые берёзки.

Выполни разбор как части речи имени существительного.

Разобрать слова по составу:

Выдумка, работник, перелесок.

Контрольный диктант для 4-го класса

за I четверть

Цель работы – проверить умение правильно писать слова с безударными гласными в корне в более трудных случаях (слова с приставками, слова с затененными корнями); с согласными в корне (звонкими, глухими и непроизносимыми); слова с непроверяемыми написаниями; гласные и согласные в приставках; проверить, как учащиеся могут использовать на практике теоретические сведения об однородных членах предложения.

Объем текста – 65-70 слов.

Конец сентября.

Лес украсился в желтые, красные, золотистые краски осени. Лучи солнца освещали поляну перед сторожкой. Дед Семен поднялся на зорьке, взял ружье и вышел из дома. Тропинка вела в редкий лес. По сторонам толпились редкие березки. У дороги попадались подберезовики, подосиновики. Вдруг над головой раздался протяжный крик. Высоко в небе летел косяк журавлей. Птицы держали путь на юг. Их печальный крик звучал как прощальный привет родным краям.

(По Г. Скребицкому)

Слова для справок: вышел.

Грамматическое задание:

Выполни разбор по членам предложения.

Мягкий слой опавших листьев надежно укрыл землю.

Лучи закатного солнца легко прорезали березовую рощу.

Выполни разбор имени существительного как части речи

I вариант II вариант

На земле - У солнца –

Разберите слова по составу:

I вариант II вариант

Контрольный диктант для 4-х классов

по русскому языку за II четверть

Каким бывает снег.

Робкий, тихий лёг на чёрную землю первый снежок. Небо серое, а снег белый, лёгкий.

В январе снег тяжёлым и холодным одеялом накрывает поля. Кругом навалило снегу по колено, а то и по пояс. Чуть шагнул с тропинки – утонул в сыпучем снежном болоте.

Колючий февральский снег сыплет с низкого и мглистого неба. Лютует снег, бьёт путника по ватной спине, бросает его словно бумажного.

Последний снег в марте и апреле. Он стал плотным, липким. По дырявому снегу плохо скользят лыжи.

Слова для справок: колено, словно; тире в пятом предложении.

Грамматическое задание

1. Выполни синтаксический разбор предложения.

С верхушки старой ели упал ком снега.

На белой скатерти снега виднеются следы зайца.

2. Определи род и падеж прилагательных.

3. Выполни морфологический разбор существительного и прилагательного.

С верхушки 3 – Зайца 3 –

Контрольный диктант по русскому языку

за III четверть для 4-х классов

Цель работы – проверить сформированность навыков правописания падежных окончаний имен существительных и прилагательных, раздельное написание местоимений с предлогами. Наряду с этим проверяется умение писать слова с безударными гласными в корнях слов с осложненным составом (с приставками, суффиксами), а также слова на изученные правила (двойные, звонкие и глухие, непроизносимые согласные) на более сложной лексике; слова из орфографического минимума, изученные к данному моменту.

Объем диктанта: 75-85

Весенний месяц.

Наступает весенняя пора. Пробудилась земля от долгого зимнего сна. На улице первый весенний месяц. На опушке леса лежит сверкающий снег. Появилось солнце. В лесу зазвенела капель. Под лучами солнышка капельки блестят, переливаются. Около глубокого оврага красуется верба. У высокого пня показались ветки багульника. На сирени, тополе, черемухе, яблоне набухли почки. Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Показались из земли зеленые стрелки молодой травки. Везде разлилась волна зеленого тумана. Празднично в весеннем лесу! (76 слов)

Слова для справок: багульник.

Грамматическое задание.

1. Синтаксический разбор предложения.

В густом ельнике птицы укрываются от стужи.

На зеленой ветке тополя заливается скворец.

2. Морфологический разбор имени прилагательного.

В густом (ельнике) –

На зеленой (ветке) –

3. Составь и запиши словосочетания мужского рода в Р.п., женского рода в П.п., среднего рода в Д.п.

Серебряный, серебристый (тополь, украшение, монета)

Красный, красочный (альбом, книга, платье)

Итоговая контрольная работа

по русскому языку для 4-х классов

Цель: выявить усвоение изученных в начальной школе орфограмм и полученных знаний по грамматике, предусмотренных программой, но преимущественно характерных для двух последних лет обучения: безударные гласные в корне слова с осложненным морфологическим составом, безударные падежные окончания имен существительных и прилагательных, личные окончания глаголов, а также изученные пунктограммы: знаки препинания в конце предложения и запятая при перечислении.

Объем диктанта: 83-93 слова.

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов).

Оценить 9985 0

Из всех деревьев русского леса милее всего мне кудрявая берёзка хороши и чисты светлые берёзовые рощи

Много певчих птиц прилетает в берёзовую рощу грустно было бы жить без пернатых с раннего утра стучит дятел, поют голосистые дрозды, кукуют кукушки с ветки на ветку перелетают шустрые синички сквозь густую листву прорывается луч солнца солнечные зайчики играют на белых стволах берёз над вершинами деревьев плывут лёгкие облака.

Грамматические задания.

1-й вариант – выполните разбор последнего предложения по членам предложения. Укажите формы падежа и числа имен существительных в этом предложении.

2-й вариант - выполните разбор восьмого предложения по членам предложения. Укажите формы падежа и числа имен существительных в этом предложении.

Определи спряжение глаголов. Вставь пропущенные буквы.

мечтаем - I

Знаешь ли ты, что картофель в России считают вторым хлебом? Из него готовят разные блюда.

Свари картошку в солёной воде. Разомни её и добавь молоко. Получишь вкусное пюре. Это блюдо стало любимым для многих детей и взрослых.

Картошку можно пожарить. Такое угощение хорошо и к праздничному столу. Хрустящие ломтики съедаются с большим аппетитом!

Запомни! Зелёный клубень картофеля ядовит. Его не употребляют в пищу, а используют для посадки нового урожая.(69с)

1-й вариант: 1) выписать по 2 глагола 1 спр., указать форму лица и числа; 2) выполнить синтаксический разбор предложения 7.

2-й вариант: 1) выписать по 2 глагола 2 спр., указать форму лица и числа; 2) выполнить синтаксический разбор предложения 9.

Почему этого жуч (?) кА с яркими пятныш(?)ками на спине называют бож(?)ей коровкой?
При опас(?)ности жучок выделя(е/и)т жгучую жидкост(?). В народе эту жидкость назвали молоч(?)ком. Поэтому и прозвали этих жуч(?)ков коровками.
Про добрых, безобидных людей в старину говорили, что они бож(?)и люди. А бож(?)я коровка на вид очень добродушный жучок. Поеда(е/и)т она тол(?)ко тлю.

Грамматические задания.

Во втором предложении: а) покажите графическую связь членов предложения, б) укажите лицо и спряжение глагола, в) укажите падеж имен существительных.

В тексте над глаголами укажите форму времени, выделите окончание.

Осложненное списывание с грамматическим заданием.

Зимой в лесу и на пустыре торчат из-под снега сухие стебельки с зонтиками метелками, листочками. лежат на снегу золотистые колоски причудливые веточки. а ведь это настоящее богатство. этот материал можно использовать для создания красивых букетов, а также для использования необыкновенных растительных картин.

Грамматическое задание.

Найдите в тексте предложение с однородными подлежащими;

Сравните строение 1-го и 2-го предложение. Какое из них сложнее?

Запишите в каждый столбик 2-3 слова из текста;

Что автор называет богатством? Дайте ответ, используя одно словосочетание.

У нас под крыльцом живут ежи. По вечерам вся семья выходит гулять. Взрослые ежи роют землю маленькими лапами. Они достают корешки и едят. Маленькие ежата в это время играют, резвятся.
Однажды к старому ежу подбежала собака. Ёж свернулся в клубок и замер. Собака осторожно покатила ежа к пруду. Ёж плюхнулся в воду и поплыл. Я прогнал собаку.
На следующую весну остался под крыльцом один старый ёжик. Куда девались остальные? Они переселились в другое место. Старый ёж не захотел покинуть мой дом.

Грамматическое задание.

1-й вариант – 1) разберите по членам предложения, составьте схему 4-го предложения; 2) выпишите по 3 глагола 1 спр., укажите форму лица и числа; 3) выполните синтаксический разбор 1-го предложения.

Почему Россию называют страной лесов? Здесь бескрайние лесные просторы. В северной части страны хвойные леса. В них растут сосны, ели, кедры. Эти деревья прекрасны в любое время года.

Мохнатые ветки пушистой ели похожи на большие лапы. Они укутывают весь ствол лесной красавицы. С веток свисают длинные шишки. Солнце золотит их сво ими лучами. На лесной опушке редко увидишь сиротливую ель. Это дерево не переносит одиночества. Зимой в полях бушует вьюга, а в ельнике — тишь. Только над головой раскачивает ветер еловые маковки. (80 слов)

Синтаксический разбор предложения: Вершины сосен уходят в небо.

Определить падеж и склонение существительных: уходят в небо, сосну считают, пахнет смолой, вершины сосен.

1) Синтаксический разбор предложения: Сосна не выносит тени.

2) Определить падеж и склонение существительных: символом жизни, пропускают свет, не выносит тени, растут в ковре.

У памятника Лермонтову

Вечер. Стихает городской шум в Пятигорске. У горы Машук особенно хоро

шо. Идёшь по дорожке и вдыхаешь запах осеннего леса. От ветки к ветке бежит

свежий ветерок. Мы подходим к памятнику Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Он ус

тановлен на месте гибели великого русского поэта.

Люди чтут память о нём. У подножья памятника цветы. В день рождения поэ

та школьники устраивают праздничные чтения, выставки рисунков. Вот акварель

ные работы детей. На этом рисунке скачет всадник среди скалистых гор. А здесь

идёт бой с могучим барсом. (79 слов)

Грамматические задания.

1-й вариант: 1) выполните синтаксический разбор предложения: От ветки к ветке бежит свежий ветерок. 2) В этом предложении определите падеж склоняемых частей речи, спряжение глагола. 3) Разберите по составу слова русского, вдыхаешь, школьники.

2-й вариант: 1) выполните синтаксический разбор предложения: На этом рисунке скачет всадник среди скалистых гор. 2) В этом предложении определите падеж склоняемых частей речи, спряжение глагола. 3) Разберите по составу слова осеннего, подходим, по дорожке.

Работа № 10Вариант 1

Отметь, в каких словах на конце твёрдый согласный звук.

Укажи, в каком случае можно утверждать, что в слове ударным является только первый слог.

Урок русского языка на тему

Цель: формирование умения самостоятельно писать сочинение с элементами описания.

Ø учить строить предложения, из них составлять связный текст;

Ø обогащать словарный запас;

Ø развитие связной речи (устной и письменной);

Ø развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности, орфографической зоркости;

Ø воспитание любви, бережного отношения к природе;

2.Актуализация опорных знаний.

- Письмо слов под диктовку:

Одиннадцать, двенадцать, восемь, пейзаж, портрет, искусство, забавный, лиловый, фиолетовый, изложение, сочинение.

(1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях. Проверка: ученик-консультант проверяет на доске, остальные - взаимопроверка по словарю.)

- В какие группы можно объединить, докажите.

- Для чего надо знать правописание словарных слов?

-Назовите, какой частью речи являются словарные слова.

3. Постановка проблемы.

- Работа с Толковым словарем Ожегова.

- Назовите тему урока. Как вы догадались? (д.з подготовиться к сочинению)

- Какие цели поставим на урок?

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

- Какой материал вы подобрали для сочинений?

- Для чего понадобиться?

- Зачем уметь писать сочинения?

Писать сочинение — совсем не сложное, а даже увлекательное занятие. Любое сочине­ние всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора, наконец! Но и любая творческая работа даёт замечательную возмож­ность высказать собственное мнение, поделиться интересными наблюдениями, чувствами и впечатлениями.

4.Работа над содержанием сочинения.

1.. Проверка домашнего задания.

- Составление коллажа, зачитывание, рассматривание иллюстраций.

- Что такое коллаж?

-Воспользуйтесь Интернетом, узнайте значение слова коллаж.

2)Работа в группах.

1 группа – подберите к существительным прилагательные.

долгожданная, тёплая, радостная

яркое, ласковое, тёплое

белые, пушистые, воздушные

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

первые, маленькие, нежные, душистые

ü 2 группа – разделите слова для переноса.

Наступила, подснежники, облака, маленькие, солнце, листочки.

ü 3 группа – подберите к словам синонимы.

-Какие слова называем синонимами?

Все задание собирается в общую таблицу.

долгожданная, тёплая, радостная

Деление слов для переноса

яркое, ласковое, тёплое

выглянуло, пригрело, улыбнулось

белые, пушистые, воздушные

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

выглянуло

о блака

проталинки

подснежники

долгожданная

появились

бегут, поют, звенят

первые, маленькие, нежные, душистые

- Какая картина понравилась больше всего, почему? Опишите увиденное.

2.Основная часть

3.Заключение

4. Ошибки, допускаемые в сочинениях.

Распространённые грамматические ошибки и недочёты

4. Ошибка в управлении: «Добро побеждает над злом (надо: побеждает зло).

5.Физминутка.

6. Орфографическая подготовка.

- При написании сочинения необходимо знать правила. Какие часто встречаются? Повторите? Если вам встретятся трудные по написанию слова, можете обратиться к орфографическому словарю.

7. Самостоятельная работа.

-Запись текста в тетрадь. (15мин)

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

- Во время работы оказывается индивидуальная помощь.

-Слабым учащимся предлагается карточка- помощник с вопросами по тексту сочинения.

8. Самопроверка работ.

При проверке сочинений учащиеся пользуются планом.

- Вернёмся к цели нашего урока, удалось ли вам её достичь?

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

Чем понравился урок?

С какими трудностями столкнулись?

Довольны ли своей работой на уроке?

10 Рефлексия.

· Я все понял и могу объяснить другому. Зеленый цвет

· Я все понял. Оранжевый

· У меня остались вопросы. Красный

11. Домашнее задание : по выбору – выполнить рисунок к своему сочинению; продолжить или закончить свой рассказ.

Читайте также: