Сочинение 250 слов и цитирование на тему в чем особенности конфликта комедии ревизор

Обновлено: 05.07.2024

Вариант 1

В комедии отрицательно изображается и поместное дворянство. Добчинский и Бобчинский – бездельники, переносчики городских вестей, сплетники, лгуны – ничем не отличаются от других чиновников. Хлестаковщина включает в себя все пороки властвующих кругов. Это повсеместное явление, порожденное укладом крепостнического общества. Такие, как Хлестаков, будут жить всегда.

Вариант 2

“Ревизор” — это комедия Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного, небольшого, уездного городка, высмеивает пороки его жителей, обличает их отрицательные черты. Одной из них является “хлестаковщина”.

Это понятие ввел Н.Г. Чернышевский в своей статье, посвященной анализу пьесы. Под этим термином критик подразумевает душевную пустоту, глупость, простодушие и эгоизм, нежелание развиваться, лень, приспособленчество, инфантильность, склонность ко лжи и обману, желание произвести впечатление на окружающих. Как становится понятно, это довольно обширное и многозначное понятие, которое основывается на характере главного героя комедии — Иване Александровиче Хлестакове.

Приезд этого персонажа в уездный город становится завязкой развития сюжета. Изначально он и его слуга, полностью проигравшись в карты, случайно попадают в уездный город. Герой, по оказанному к нему уважению и приему в целом понимает, что его приняли за какую-то важную, ожидаемую персону и решает воспользоваться сложившейся ситуацией.

Как отмечал в последствии сам автор: “Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит”. Т.е. главный герой, по сути, никого не обманывает, он просто течет по течению, наслаждаясь свалившейся на него удачей.

Сам Хлестаков — это легкомысленный, ветреный и инфантильный молодой человек. Он глуп и не образован, его не ждет карьера на службе, т.к. все свое время он посвящает картам и выпивке. При этом, хвастаясь перед жителями города, он лжет о личном знакомстве и даже дружбе с Пушкиным, приписывает себе авторство многих известных произведений, например, “Женитьба Фигаро”. Главный герой — воплощение нахальства, желания наживы и денег, пустить пыль в глаза, произвести впечатление.

Важно отметить, что “хлестаковщина” присутствует не только в Хлестакове, но и во многих других героях, обитателях уездного городка.

Например, городничий Антон Сквозник-Дмуханов. Именно он приносит весть о том, что в скором времени их посетит ревизор. Взяточник, главный мошенник города, привыкший все свои проблемы улаживать с помощью денег. Жажда наживы и известности объединяет их с главным героем.

Еще один пример персонажа с такой чертой характера как “хлестаковщина” — это Аммос Ляпкин-Тяпкин, судья в этом уездном город. Он, так же как и Хлестаков, пренебрежительно относится к своей работе, делает ее “тяп-ляп”, отсюда и говорящая фамилия. Герой старается поскорее закрыть любое судебное дело, не вникая в него, т.к. совсем не разбирается в этой сфере, не смотря на то, что занимает пост главного судьи.

Таким образом, Н.В. Гоголь хотел показать, что “хлестаковщина” — это не выдуманный литературный тип, существующий только на бумаге, а вполне реальный человеческий образ того времени. В каждом из нас есть черты, роднящие нас с Хлестаковым — это главная мысль, которую хотел донести автор до читателей.

Это интересно: Пётр Яковлевич Чаадаев — русский философ и публицист.

Главная мысль Ревизора Гоголя

Комедия Ревизор отражает недостатки российского чиновничества того времени. Они актуальны и в настоящее время. Казнокрадство и взяточничество до сих пор остаются частыми пороками современных городничих. Немало и сегодня государственных служащих, которые основной своей задачей видят личное обогащение, а не работу на пользу общества.

Так же как и во времена Гоголя, чиновники всех уровней начинают активно работать или создавать видимость активной работы, когда ожидается визит высокого начальства. Как будто не нужно ежедневно заниматься этим. Поэтому и делаются всякие покраски и косметические ремонты по маршруту движения проверяющих, а не там где это действительно нужно.

Наверно поэтому до сих пор, слово ревизор вызывает страх у тех, кто недобросовестно исполняет свои обязанности. А ведь если стараться делать то, что тебе положено, можно не переживать за ревизию.

Думается, что экранизации и современные театральные постановки только подтверждают злободневность этого произведения. Ведь в персонажах комедии легко можно разглядеть наших современников. Не смотря на то, что со времени написания этой пьесы прошло почти 200 лет.

Какова тема комедии Ревизор Гоголя

Реализм Гоголя помещал типичную личность в типичные обстоятельства, но результат, которого хотел добиться драматург должен был донести до зрителя нечто большее, чем пьесу о пороках. Автор делал несколько попыток в надежде донести до актёров и постановщиков основную мысль пьесы, писал сопровождающие комментарии и рекомендации к постановке. Гоголю хотелось раскрыть конфликт настолько полно, насколько это возможно: подчеркнуть комизм, абсурдность ситуации.

Главная тема пьесы – проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной стороны жизни этого сословия. Язык комедии острый, сатиричный, язвительный. У каждого персонажа своя неповторимая речевая манера, характеризующая и обличающая его же самого.

Среди героев пьесы нет положительных персонажей, что достаточно ново для жанра и направления, в котором работал автор. Двигателем сюжета является банальный страх – проверяющие высокого ранга могли решить судьбу любого таким образом, что он мог лишиться положения в обществе и понести серьёзное наказание.

Гоголю хотелось вскрыть огромный пласт пороков общества, тем самым излечив его от них. Автор планировал поднять всё самое подлое, несправедливое и безнравственное, что творится в современном обществе.

Идея, которая реализована автором в пьесе – показать бездуховность, пошлость и низость жизненного уклада русского чиновничества. То, чему учит произведение – находится на поверхности: остановить ситуацию можно, если каждый начнёт с себя. Странно, что автор хотел адекватного восприятия пьесы от зрителей, которые являлись фактически прототипами его действующих лиц.

Произведение хоть и носит комедийный характер, но сюжет способен вызвать грусть у стороннего читателя. На каждой странице комедии раскрывается сущность человека, который хоть чуть-чуть, но имеет отношение к власти. Взяточничество, пренебрежение к своим обязанностям, подхалимство, вранье – все человеческие пороки то и дело раскрываются на страницах комедии в лице как Хлестакова, так и городских чиновниках.

Взяточничество – самый главный порок людей, которые имеют отношение к власти. Хлестаков продолжал брать взятки с нерадивых чиновников даже тогда, когда понял, что его приняли за ревизора. Хлестаков воспользовался ситуацией сполна, без зазрения совести продолжал брать взятки. Главный герой и вовсе никак не мог навредить городским чиновникам, но жажда легкой наживы взяла верх.

Желание получать выгоду за счет своего высокого чина заставляет людей нарушать закон, идти против общепринятых норм морали и поведения. Это негативно влияет на отношение людей к своим обязанностям. На примере Хлестакова показано, что человек может брать взятки даже тогда, когда от него ничего не зависит. По всей видимости, главный герой не раз был причастен к взяткам, поэтому данная ситуация нисколько его не смутила. Взяточничество научило его пользоваться ситуацией, смело идти против общественности, обманывая чиновников без страха быть разоблаченным.

С взяточничеством тесно связан и другой человеческий порок, который Гоголь неплохо раскрыл в своей комедии. Это халатное отношение к своим обязанностям. Городские чиновники в этой комедии засуетились по приезду ревизора, потому что недобросовестно исполняли свои обязанности. Прекрасно понимая, что можно дать взятку ревизору, их не сильно волновало исполнение своих непосредственных обязанностей. Халатность в своей работе в лице чиновников, представляющих власть в городе, весьма недопустима. Ведь именно высшая власть должна служить примером для остальных людей. Здесь же выходит совсем по-другому.

Важное качество людей, которое так часто проявляется даже в современном мире, сумел раскрыть Гоголь в лице своего главного героя. Это качество ушло в народ, получив название от фамилии главного героя. Хлестаковщина – характер и поведение человека, полностью списанный с Хлестакова. В его лице проявляется натура человека, любящего красивую жизнь, яркие слова и разгульный образ жизни.

Чиновники в комедии начинают шевелиться, как только приезжает ревизор. Причем эти движения связаны лишь с попыткой прикрыть свои злодеяния, свои ошибки и лень. То, что они дают взятки ревизору, говорит об их двуличности, зависти и лицемерии. Однако Гоголь в большей степени раскрыл не эти качества людей. Самым главным выводом является то, что рано или поздно каждый получит по заслугам. Проявляя столь негативные качества, чиновники получили возмездие, ошибочно приняв Хлестакова за ревизора.

Суть комедии Ревизор сочинение

В каждом герое этого произведения мы, возможно даже до фамилий, узнаем жизнь своего собственного города, своих граждан, соседей, знакомых. Взяточничество и чиновничья безнаказанность процветали во все времена. В более ранний период становления страны это было практически легализовано высшим органом государственной власти и считалось нормой, в более поздний период, конечно — же, осуждалось, и борьба с этим не прекратилась и по сей день.

Вплетенный в пьесу момент любовного конфликта, также имеет саркастично продажный окрас, высмеянный автором.

Николай Васильевич обращает внимание и на конкретные пороки конкретных людей, не обобщая проблемы и не подгоняя их под общую вывеску. Людей, имеющих большие государственные чины, а соответственно, с них спрашивалось больше ответственности. Но…

Высокопоставленные городские чиновники занимаются казнокрадством, обиранием простых обывателей до нитки, взяточничеством. И все это совершается безнаказанно.

Но проблемы существуют не только у высокопоставленных чиновников. Каждый житель города олицетворяет свою индивидуальную мерзкую черту, избавление общества от которой могло бы привести к созданию идеального общества.

Высмеиваются и знатные женщины, алчность которых видна невооруженным глазом, и простые люди с мелким, ограниченным мышлением рабов, боящихся выглянуть из своего укрытия, сказать слово, чтобы ответной волной, не дай Бог, не зацепило и их.

Простой народ привыкает к такому к себе отношению и начинает считать его нормой общественной жизни, смиряется с мышлением и жизнью раба. Но разве не противно осознавать, что ты просто опустил руки и плывешь по течению, вместо того, чтобы самому решать что нужно, и строить свою жизнь?

За такие поступки нужно будет отвечать также самим, а от ответственности народ отвык.

Зато тирания чиновников спокойно берет на себя эту ответственность на словах. В реальности же, отвечать они не собирались ни за поступки тех, кого они угнетают, ни за свои собственные поступки.

В чем суть комедии Гоголя

Вероятно, в самом начале произведения Гоголь умышленно не дает конкретного названия города, давая понять, что это некий собирательный образ, о котором пойдет речь. В нем царит самоуправство и использование служебного положения. Лишь только когда приходит известие о том, что приедет ревизор, власти понимают, что над ними нависает угроза.

Единственное решение, к которому чиновники решили прийти – это подкупить ревизора, они считают, что абсолютно все продается и покупается. Удивительно, но долгое время им не удается раскусить Хлестакова, когда тот выдает себя за ревизора.

Абсолютно все виноваты в том беспорядке и ужасе, который творится в городе. Это чиновники, которые потеряли человеческий облик и считают, что им все позволено. Это купцы, которые без зазрения совести предлагают взятки. Это обычные люди, которые только и делают, что пьют и уповают на свою несчастную жизнь, не считая, что все коренные изменения возможны после того, как они изменят свое отношение к ситуации.

Вариант 1

Гоголь был великим русским писателем, он умел подметить нелицеприятные стороны российского общества.

В качестве художественных приемов Гоголь использует говорящие фамилии, например, Ляпкин-Тяпкин и неприкрытые реплики героев. Это позволило автору убрать маску благопристойности и вскрыть всю безобразность нечистых на руку чиновников.

Вариант 2

Главный герой пьесы – Хлестаков, молодой человек невысокого ума, мелкий чиновник, не имеющий гроша за душой. Он случайно попадает в городок, а местная знать ошибочно принимает его за ревизора из столицы. Основной причиной такой ошибки становится страх проворовавшихся чиновников, он-то и затуманивает им глаза.

Духовный и нравственный упадок чиновников заметен в их репликах. Никто из них не чувствует своего долга перед страной и делом, каждый печется лишь о собственных интересах. Хлестаков же принимается напропалую лгать о своем положении, богатстве и солидных связях. Все его фантазии принимаются за чистую монету.

Чем же кончается пьеса? Мнимый ревизор уезжает, а чиновники понимают, что их одурачили. Они, конечно, заслужили гораздо больше, чем просто оказаться в глупом положении. Но Гоголь не наказывает их, он выставляет их на всеобщее обозрение с надеждой на торжество справедливости.

Вариант 3

Купечество также нечестное, полицейские ведут себя несправедливо: они могут обидеть даже того, кто прав. Этот произвол государственных служащих направлен против самых бесправных слоев русского населения. Сколько несправедливости! Арестанты практически не получают пищу, кругом воровство, и цель чиновников – нажиться на чужом горе. Эти образы Гоголь демонстрирует в своей комедии и мы понимаем, какие пороки существовали в царской России.

Вариант 4

Еще мы узнаем про Ляпкина-Тяпкина, что он увлекается охотой, поэтому взятки берет борзыми щенками. Делами же он совсем не занимается, и в суде царит ‑беспорядок.

Его жена мечтает о высшем свете, в котором сможет блистать и заманивать молодых кавалеров. Их дочь, как многие молодые девушки, желает удачно выйти замуж. Все без исключения чиновники хотят, чтобы ревизор поскорее их покинул, чтобы вернулась привычная ленивая и размеренная жизнь, в которой им не нужно напрягаться, а деньги текут сами.

Никто из героев не делает ничего конструктивного для достижения желаемого. Они мечтают, приписывая себе небывалые заслуги. Выглядит это смешно и нелепо, если не задумываться о том, что так поступают многие люди и сейчас. Далеко не все упорно идут к достижению целей и преодолевают препятствия, предпочитая пускать все на самотек. Думаю, здесь есть о чем задуматься.

Это интересно: А. А. Фет – стихи о любви для учеников 9–11 классов

А город был бы нормальным, если бы градоправитель не пускал казенные деньги на собственные нужды, судья не брал взяток щенками борзых, почтмейстер не читал чужих писем, сторожа в присутственных местах не заводили гусей… Все вокруг говорит о преступной халатности, воровстве и бесхозяйственности.

И поделом им, глупые и порочные чиновники были одурачены и осознали это только в конце пьесы. К сожалению, времена меняются, а бюрократическая машина никуда не делась. Сегодня тоже можно встретить чиновников, подобных тем, что описал Гоголь.

Комедия Гоголя "Ревизор" вызвала волну негодования и недовольства жителей провинциальных городов по отношению к системе чиновничьего городского управления, изобличив такие её уродства, как коррупция, круговая порука, панибратство и вседозволенность чиновников. С момента её публикации прошло уже более полутора веков, но её актуальность для России будто нисколько не уменьшилась.

Так, одной из особенностей конфликта пьесы как раз и является присущая большинству произведений Гоголя обобщённость в смысле неопределённости места и времени действия и архетипичности персонажей, делающая комедию актуальной для всей России и размывающая временные рамки её потенциальной актуальности: читатель не знает ни места, ни времени, в которых разворачивается основной конфликт пьесы, при этом стороны этого конфликта представлены персонажами, являющими собой обобщённые образы людей их чина, должности или происхождения, доведённые до карикатурного гротеска. Так, одна сторона конфликта представлена Хлестаковым - главным героем пьесы, являющим собой образ молодого петербургского чиновника, отправленного на службу отцом, но служить вовсе и не желающего, проводящего жизнь за развлечениями и азартными играми и тратящего на это все отцовские деньги, ему в помощь высылаемые. Он чрезвычайно глуп (глупее своего необразованного слуги, о чём можно судить исходя из того, что слуга догадывается об ошибке городских чиновников быстрее самого Хлестакова) и ленив, но при этом имеет притязания на роскошную жизнь и почтение со стороны общества - так Гоголь с помощью гротеска представил современных ему столичных молодых людей. Другая сторона представлена комично изображёнными карикатурами городских провинциальных чиновников , обезличенных даже на уровне фамилий, относящихся не к их личностям, а к их должно

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 3 из 3 К1 Соответствие сочинения теме и её раскрытие
  • 3 из 3 К2 Привлечение текста произведения для аргументации
  • 2 из 2 К3 Опора на теоретико-литературные понятия
  • 3 из 3 К4 Композиционная цельность и логичность
  • 3 из 3 К5 Соблюдение речевых норм
  • ИТОГО: 14 из 14

1. Со­чи­не­ние на­пи­са­но на за­дан­ную те­му, те­ма рас­кры­та глу­бо­ко, мно­го­сто­ронне.
2. Для ар­гу­мен­та­ции текст при­вле­ка­ет­ся на уровне ана­ли­за важ­ных для вы­пол­не­ния за­да­ния фраг­мен­тов, об­ра­зов, мик­ро­тем и де­та­лей, ав­тор­ская по­зи­ция не ис­ка­же­на, фак­ти­че­ские ошиб­ки от­сут­ству­ют.
3. Тео­ре­ти­ко-ли­те­ра­тур­ные по­ня­тия вклю­че­ны в со­чи­не­ние и ис­поль­зо­ва­ны для ана­ли­за тек­ста про­из­ве­де­ния в це­лях рас­кры­тия те­мы со­чи­не­ния, ошиб­ки в ис­поль­зо­ва­нии по­ня­тий от­сут­ству­ют.
4. Со­чи­не­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ной цель­но­стью, его смыс­ло­вые ча­сти ло­ги­че­ски свя­за­ны, внут­ри смыс­ло­вых ча­стей нет на­ру­ше­ний по­сле­до­ва­тель­но­сти и необос­но­ван­ных по­вто­ров.
5. Ре­че­вых оши­бок нет.

Пьеса Гоголя “Ревизор” совершила своеобразную революцию в русской драматургии: в композиционном и содержательном плане. Её успешному изучению на уроках литературы в 8 классе поможет подробный анализ произведения по плану, который вы найдёте в статье. История создания комедии, её первая постановка, проблематика и художественные особенности пьесы рассмотрены ниже. В “Ревизоре” анализ предусматривает знание исторических и социальных условий описываемой эпохи. Гоголь всегда верил в будущее России, поэтому пытался “излечить” общество с помощью искусства.

Конфликт в пьесе

На забавном совпадении основано построение конфликта этого произведения. Оно сопровождается паникой чиновников, которые боятся, что могут быть раскрыты их аферы. Город в скором времени посетит ревизор, поэтому наиболее оптимальным вариантом для них является выявление и подкуп этого человека. Действие произведения разворачивается вокруг обмана, столь привычного для чиновников, как показывает анализ.

Замысел пьесы кратко

Его целью было написание комедии, в которой было бы собрано все дурное, все несправедливое, что только есть в стране воедино, чтобы разом над всем посмеяться. За ширмой обычной смешной истории он хотел показать общественный фарс, в котором на примере уездного городка показана вся Россия.

Гоголь видел предназначение своего труда:

  • беспощадная насмешка;
  • очищающая сатира;
  • орудие борьбы с несправедливостью, которая царит в обществе.

Однако с этой стороны даже его коллеги-литераторы пьесу в начальном варианте не увидели, поэтому работа над ней продолжалась. Писатель не оставлял надежды донести до зрителей свои мысли.

Взяточничество и коррупция в произведении


Символизм фамилий персонажей


  • тунеядец;
  • наглец;
  • нахал;
  • сплетник;
  • щеголь;
  • повеса;
  • волокита.

Земляника — указывается, что герой обладает с этим ягодным кустом схожими качествами, а именно:

  • стелется перед каждым;
  • везде сует свой любопытный нос;
  • готов льстить любому.

Широта обобщений характеров, внесценические образы


История создания

В 1835 году, прервав работу над “Мёртвыми душами”, Николай Васильевич просит у Пушкина идеи для написания сатирической пьесы, которая бы высмеивала общественные недостатки, жизнь высших чинов. Пушкин делится с Гоголем историей о П. П. Свиньине, которая случилась в Бессарабии. Также он сообщает, что однажды сам попал в подобное положение в Нижнем Новгороде, когда приехал собирать материал о Пугачёве. Ситуация, действительно, комичная: она понравилась Гоголю, и в течение октября-ноября 1835 года он написал пьесу.

В этот период похожие темы фигурируют у нескольких писателей-современников Гоголя, его это расстраивает, теряется интерес к замыслу. В своих письмах к Пушкину, он говорит о желании бросить работу, но Александр Сергеевич убеждает его не останавливаться, закончить своё произведение. Наконец, комедия была зачитана автором в гостях у В. Жуковского, где собрались известные литераторы и писатели. Присутствующие восприняли её с восторгом, но суть комедии ускользнула от слушателей, что расстроило автора.

“Ревизора” посчитали обычной классической пьесой с типичными персонажами и, выделяющейся из себе подобных, только благодаря чувству юмора автора. Сцена обрела пьесу далеко не сразу (первая постановка была в 1836 году в Александрийском театре), сам Жуковский уговаривал императора разрешить постановку произведения, уверяя его в благонадёжности сюжета и идеи. Само драматическое действие оказало двоякое впечатление на правителя, но пьеса ему понравилась.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Типичные для николаевской России жизненные явления

Упоминаются в комедии различные жизненные явления, которые для николаевской России того времени были типичными. Это создает широкую панораму жизни общества. Так, купец наживается на строительстве моста, а городничий ему в этом помогает. Судья сидит на судейском стуле 15 лет, но до сих пор не может разобраться в очередной докладной записке. Городничий дважды в год справляет именины, ожидая подарков к ним от купцов. Почтмейстер вскрывает чужие письма. Уездный лекарь не говорит по-русски.

Премьера спектакля

Гоголь вносил поправки и изменения перед каждым представлением. Он лично общался с актерами, пытаясь донести до них свое видение.

Последняя редакция, которая известна современному читателю относится к 1842 году. То есть работа над произведением шла еще 6 лет.

Но и это был не конец. Гоголя не оставляло чувство, что его пьесу не понимают правильно, и опубликовал несколько брошюр, где он еще и еще раз растолковывал свои замыслы и идеи для постановки спектакля:

Злоупотребления чиновников


О множестве злоупотреблений чиновников говорится в комедии. Все они были характерны для эпохи жестокого произвола. Женатому слесарю незаконно забрили лоб. Унтер-офицерскую жену высекли. Арестантам не дают провизии. Ассигнованную на постройку при богоугодном заведении церкви сумму тратят по собственному усмотрению, а в рапорте говорится, что церковь сгорела. Городничий запирает купца в комнате и заставляет его есть селедку. У больных грязные колпаки, придающие им сходство с кузнецами.

Отсутствие положительного героя

Мораль пьесы

  • эгоизма;
  • лицемерия;
  • жадности;
  • глупости.

В комедии была заложена идея высмеять жизнь чиновников, но зрители так и не смогли адекватно воспринять весь смысловой посыл Гоголя, ведь тогда литература и искусство в целом не высмеивало общество так ярко.

Образ Хлестакова

Отсутствие памяти

Речь Хлестакова

Два центра пьесы

Характеристика героев (кратко)

При создании персонажей автор использовал говорящие фамилии, которые показывают основные качества героев.

Хлестаков — молодой дворянин, привыкший праздно проводить свою жизнь. Он живет только одним днем, предпочитает легкомысленно относиться к будущему и не иметь плана действий. Персонаж обладает следующими чертами характера:

  • азартен;
  • труслив;
  • глуп;
  • авантюрен;
  • безнравственен.

Антон Антонович Сковозник-Дмухановский — городничий, который нечист на руку. Абсолютный деспот и тиран, город держит в ежовых рукавицах. Он отличается малодушием, невежеством и хитростью. Благодаря последнему своему качеству он постоянно избегал наказаний за совершенные преступления.

Жена Антона Антоновича — инфантильная семейная немолодая женщина. Выделяется честолюбием и высокомерием, очень любит сплетничать.

Марья Антоновна — дочь городничего, ничем не привлекательная молодая особа. Мечтает о жизни в столице, поддается ухаживанию мнимого ревизора.

Амос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья, берущий взятки щенками борзых. Отличается невежественностью и самодурством.

Артемий Филиппович Земляника — является попечителем богоугодных заведений. Ради своего выживания готов пойти на все.

Иван Кузьмич Шпекин — почтмейстер, скрывающий чужие письма.

Христиан Иванович Гибнер — немецкий врач, не знающий русского языка.

Петр Бобчинский и Петр Добчинский — болтливые суеверные помещики.

Образ городничего

;Ревизора представляют собой корпорацию разных служебных воров и грабителей (выражение из письма В. Г. Белинского к Гоголю). Городничий беззастенчиво ворует казенные деньги и грабит население. Гоголь показывает, что поборы с населения рассматривались как своего рода право местной власти, ограничиваемое только служебным положением берущего. Смотри! не по чину берешь! — пробирает Городничий квартального.

2.2 Новаторство комедии Н.В. Гоголя Ревизор

Драматургический конфликт Ревизора свидетельствовал о дальнейшем развитии русской комедии. В Горе от ума А. С. Грибоедова мы видели конфликт между передовой дворянской молодежью и реакционно-крепостническим большинством дворянско-помещичьего класса. Идеологической основой здесь была дворянская революционность. В конфликте Ревизора вскрываются более глубокие противоречия: между бюрократическим аппаратом монархически-крепостнического государства и широкими демократическими слоями. Это соответствовало наметившемуся после 1825 г. движению русской литературы по пути демократизации.

Социальный характер конфликта в Ревизоре определил и построение сюжета. До Гоголя действие комедии обычно развертывалось вокруг любовного конфликта. Есть любовная интрига и в Ревизоре. Но ей отведено незначительное место, возникает она незадолго до развязки комедии и развертывается с молниеносной быстротой. Хлестаков неожиданно и в невероятном темпе объясняется в любви то дочери Городничего, то его жене, то опять дочери и не раздумывая делает предложение дочери. В этой пародийной форме любовной интриги с ее перипетиями Гоголь сознательно нарушал традицию исходя из условий времени. Он писал в Театральном разъезде после представления новой комедии: Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то ни стало, другого, отметить за пренебрежение, за насмешку. Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал, выгодная женитьба, чем любовь? Самый сюжет пьесы, таким образом, приобретал социальный характер. Это стало традицией для последующей русской драматургии, научившейся сочетать в сюжете личное и общественное. Таковы, например, пьесы А. Н. Островского.

Большое значение комедия Гоголя имела и для развития драматургического языка. Задача социально-психологической дифференциации диалогической речи была неразрывно связана с развивавшимися в русской литературе реалистическими тенденциями. Такие предшественники Гоголя-драматурга, как Д. И. Фонвизин и особенно А. С. Грибоедов, стремились в противовес классическому единству стиля придавать речи действующих лиц характерность. В Горе от ума речь персонажа отражает языковые особенности, свойственные данному социальному характеру. Гоголь добивается в этом отношении еще большего. Речь каждого из его персонажей в Ревизоре представляет собой законченную стилистическую систему, в которой, как в фокусе, отражается соответствующий характер. Это реализм диалогической речи и полном его развитии. Вместе с тем свойственная тому или иному персонажу манера речи варьируется в зависимости от конкретной ситуации, от собеседника. Вспомним, как разговаривает Городничий с чиновниками, с ревизором, с купцами. Удивительно умение Гоголя показать, что во всех этих случаях с различными оттенками звучит речь одного и того же Сквозник-Дмухановского! После Гоголя социально-психологическая характерность речи персонажей становится законом русской драматургии.

Новаторство Гоголя в комедии Ревизор отразилась в следующем:

Он отказывается от введения традиционного образа положительного героя, который являлся рупором авторских идей.

Эстетический идеал писателя выражен своеобразно, и Гоголь подчеркивал это: Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во всем продолжении ее. Это действовавшее благородное лицо был смех.

Особый характер смеха. Содержит не только отрицание, но и затаенную грусть, драматизм в сочетании с комическими ситуациями. Это видимый миру смех, сквозь незримые, неведомые ему слезы. Переход комического в серьёзное и даже трагическое, смех, соединенный с горьким размышлением автора о жизни, — это характерная особенность комедии Ревизор.

Своеобразие конфликта. Гоголь говорит о злоупотреблениях (типичных) чиновников, все находится в полном развале, все прогнило. Страдают от злоупотреблений чиновников жители сборного города N. Основной конфликт комедии Ревизор — это конфликт между чиновничьим миром города, олицетворяющим государственный строй России и обделенным народом. Но, поскольку народ лишен голоса, подавлен всем строем России, конфликт этот не показан прямо, и поэтому Гоголь вводит потусторонний конфликт, суть которого анекдотическая история взаимоотношений чиновников города во главе с городничим с мнимым ревизором. Здесь противоречия мнимые, потому что городничий и Хлестаков едины в своих стремлениях. Развитие этого конфликта позволило Гоголю показать антинародную сущность, как местной власти, так и петербургской. Мотивирован ли реалистически этот анекдотический сюжет? Скорее всего да, потому что у Гоголя он подразумевает реальную ситуацию, достоверную.

2.3 Развитие конфликта в комедии Ревизор

Так комедию ли на­писал великий драматург?

  • Низко и недостойно разыгрывать вер­ность долгу и Отечеству.
  • Лицемеры и лжецы знали, как обма­нуть начальство.
  • Полное отсутствие стыда, совести.
  • Судьбы и жизни людей, их благопо­лучие безразличны государственным людям.
  • Это не смешно. Есть привкус горе­чи, ощущение трагического, боль за Оте­чество.

■ Как можно было случайного проез­жего наделить титулами и чинами?

■ Смешны чиновники, унижающиеся перед Хлестаковым, дающие ему взятки, угодливые до глупости.

Вывод:
Да, это комедия, котораявысмеиваетничтожность государственных мужей, без­законие, творящееся в стране.
Для чинов­ников безразлична судьба людей, интере­сы которых они по должности должны за­щищать. Для этих людей государственное место не служба, а место наживы.
Перед нами, несомненно, комедия. Но это смех сквозь слезы.Драматург не ставил целью смешить публику,хотел заставить заду­маться, вызвать чувство стыда, подтолк­нуть к мысли о самосовершенствовании человека.
Новаторство Гоголя также и в том, что он повернул драматур­гию к социальной теме, к изображению существенных сторон русской действительности.

Средства сатирической типизации:

а) страх чиновников перед приездом ревизора,

б) комизм положения чиновников, угодничающих перед нищим и ничтожным Хлестаковым, которого они принимают за могущественного петербургского сановника.

    Комические характеры

(Смешны за­мечания городничего своему ближайшему окружению относительно их ведомств ввиду приезда ревизора. Например, он дает совет Землянике, чтобы тот распорядился надеть на больных чистые колпаки, чтобы они не походили на кузнецов).

(падение Бобчинского, Городничий на­девает футляр вместо шляпы).

(Бобчинский и Добчинский).

в) Реплики в сторону;

в) Немая сцена дана в виде описательного текста. Ее смысл: Божий суд, суд истории над чиновниками, авторский суд. Хотя Гоголь точно не определяет смысл сцены в тексте, очевидно, что ее идея связана с неотвратимостью возмездия и с верой автора в торжество справедливости.

  1. Соседство серьезного с мелким, незначительным

: важно, оказывается, не то, как лечат больных, а то, что они ходят по-домашнему (в грязных тапочках) и курят крепкий табак;

(разговор в гостинице городничего с Хлестаковым, когда городничий в каждом слове своего собеседника ищет и находит другой, противоположный смысл (явление VIII, дей­ствие 2-е);

Специфика гоголевского комизма

Но что главным образом смешит в гоголевской комедии: смешной случай или смешные характеры?
Гоголевский комизм есть прежде всего и по преимуществу комизм смешных характеров, смешных типов
, а не смешных положений, которые являются в коме­дии не главными, а сопутствующими явлениями.


Сила коме­дии Гоголя в том и состоит, что она рисует персонажи отри­цательные, вызывающие у читателя горький смех. Гоголь сам понимал, что он смешит не положениями, не ситуациями, а вы­веденными им характерами.

Написана она не для того, чтобы посмешить зрителей, а для того, чтобы обратить внимание общества на негативные стороны российского чиновничьего аппарата


Как известно, Гоголь не думал колебать государственные устои и правительственную систему.

Он
направлял свою са­тиру не на систему, а на отдельных лиц, не на государство и правительство, а на дурных исполнителей, не на должности, а на должностных лиц.
По мнению Гоголя,
дурны были только исполнители, государственные деятели, а не сама государствен­ная система
и её установления.

Но не таково оказалось объект. значение комедии. Современники Гоголя увидели в комедии сатиру на всю гос. систему царской России, и одни за это очень превозносили писателя, а другие чернили и порицали.

Теория литературы

Комическое — особая эстетическая категория.

Эсте­тические категории — это выработанные людьми опре­деленные понятия, с помощью которых мы оцениваем различные жизненные явления: одни явления назы­ваем прекрасными, другие — безобразными, третьи — возвышенными, четвертые — низки­ми, пятые — трагическими, шестые — комиче­скими.

Комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие обще­принятой норме, алогизм.

Поэтическое искусство располагает множеством способов, средств, приемов отображения комического. Есть специальные жанры, содержание которых состав­ляет только комическое: комедия, водевиль, фарс, эпи­грамма, пародия и т. п. Однако комическое может входить составной частью в содержание и других жан­ров. Изображая комическое, писатели используют та­кой прием, как комизм положений, создают комиче­ские характеры, дают оценку поступкам героев, их поведению, отдельным ситуациям посредством смеха. Градации смеха различны: юмор, ирония, сарказм, гротеск.


способность распознавать в жизни и воспроизводить в искусстве комические черты, сто­роны и явления.
Юмор — особый вид комического, ко­торый
проявляется в частных недостатках жизненных явлений
, отдельных смешных чертах характера, внеш­него облика и поведения людей.

5 сочинений по Ревизору Гоголя

Пример сочинения 2
тема: Образ чиновников в "Ревизоре"

Пример сочинения 3
тема: Пороки чиновничества в России

Николай Васильевич Гоголь в своем произведение "Ревизор" изображает проблему, волнующую Россию и по сей день. Он показал все пороки чиновников. Произведение комично и правдиво. Александр Сергеевич Пушкин, известный всем писатель, вдохновил Гоголя на написание комедии.

Главный сюжет произведения заключается в маленьком городке, где царствует беспредел чиновников. В этом городе совершенно отсутствует порядок, чиновники творят, что хотят и доводят ситуации до нелепости. Городом правят воры и мошенники.

Хлестаков, главный герой произведение. Представлен в образе молодого человека, не одаренный умственными способностями, беден. Имеет чин мелкого чиновника.

По ошибки Хлестаков прибывает в город, а местные знатные люди принимают за долгожданного ревизора, который должен приехать из столицы с проверкой. Такая ошибка произошла из-за страха чиновников, они боялись разоблачения всех своих грехов в правительстве. Именно это затуманивает права и Хлестаков в их глазах становится ревизором.

В поведении и репликах чиновников заметен духовный и нравственный упадок. Никто из представителей власти этого города не задумывается о состоянии и благоустройстве города, каждый думает лишь о себе и своих интересах. Хлестаков, понимая в каком выгодном положении оказывается, решает воспользоваться им и начинает нагло врать. Он врет обо всем, о деньгах, о своем положении в обществе. Каждое его слово воспринимают, как истинную правду.

Все люди, которые представлены в комедии полностью отражают свою эпоху. Хлестаков является самым ярким отражением того времени. Именно от его образа и персонажа пошло выражение "хлестаковщина". Оно обозначает пустого, глупого человека, прожигающего жизнь и деньги в пустую. Причем денег у него собственных не было, он тратит родительские. Хлестаков очень профессионально пускал пыль в глаза, это было для него главным в жизни.

Чиновники понимают, что их просто на просто одурачили. Это озарение к ним пришла после того, как Хлестаков уехал и города. Но это самое легкое наказание за все их проступки. Автор произведение решает не наказать их, а выставить на всеобщее обозрение в надежде на торжество справедливости.

Самым искушенным и угодливым оказывается Земляника. Он напоминает Хлестакову о своих заслугах: сопровождал и принимал лично в богоугодных заведениях. Хваля себя, обливает грязью других чиновников, сплетничает, а потом предлагает изложить это на бумаге. Хлестаков не понимает, что ему предлагают донос, но Земляника-то знает, что по обвинению в якобинстве смотрителю училищ грозит каторга. Он хотел бы так и уйти, но Хлестаков, уже обнаглев, возвращает его и просит взаймы уже четыреста рублей.

Эта сцена очень важна для раскрытия характеров героев. Она передает и страх, и угодливость, и низость чиновников, и легкомыслие, а затем и наглость Хлестакова, если ему не дают отпора.

Поэтическое искусство располагает множеством способов, средств, приемов отображения комического. Есть специальные жанры, содержание которых составляет только комическое: комедия, водевиль, фарс, эпиграмма, пародия и т. п. Однако комическое может входить составной частью в содержание и других жанров. Изображая комическое, писатели используют такой прием, как комизм положений, создают комические характеры, дают оценку поступкам героев, их поведению, отдельным ситуациям посредством смеха. Градации смеха различны: юмор, ирония, сарказм, гротеск.

Юмор - способность распознавать в жизни и воспроизводить в искусстве комические черты, стороны и явления. Юмор - особый вид комического, который проявляется в частных недостатках жизненных явлений, отдельных смешных чертах характера, внешнего облика и поведения людей.

Ирония - особый вид идейно-эстетической оценки явлений действительности, для которого характерна скрытая (замаскированная внешней серьезностью) насмешка. Ирония в искусстве - художественный прием, используемый автором для тонкого осмеяния и осуждения человеческих пороков.

Прочитаем первое действие, посмотрим, как изображает Гоголь события, составляющие завязку конфликта. Основные события первого действия: Городничий читает письмо, в котором сообщается о возможном приезде ревизора; Городничий дает распоряжение чиновникам навести порядок в своих учреждениях; Добчинский и Бобчинский сообщают о неизвестном лице, проживающем в гостинице; Городничий решает поехать в гостиницу; Городничий дает распоряжение квартальному и частному приставу привести город в порядок; Городничий отправляется в гостиницу.

Читайте также: