Сочинение 10 класс по литературе когда

Обновлено: 05.07.2024

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Время написания – 3 часа 55 минут.

Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления). При составлении тем сочинений осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Важно отметить литературоцентричность итогового сочинения, обусловленную традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Критерии оценки сочинения

Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

  1. Соответствие теме.
  2. Аргументация.
  3. Привлечение литературного материала.
  4. Композиция и логика рассуждени.
  5. Качество письменной речи. Грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

Выпускнику разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Подробнее с критериями оценки сочинения можно ознакомиться в этом документе. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения).

  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

ВАЖНО. С результатами итогового сочинения (изложения) можно ознакомиться в ГБОУ гимназии № 498 ПОСЛЕ их утверждения региональной государственной экзаменационной комиссией.

Методические материалы в помощь выпускникам и учителям:

Документы по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в рамках государственной итоговой аттестации 2015 года, подготовленные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения).
2. Бланки итогового сочинения (изложения).

Заверенную в установленном порядке копию итогового сочинения для представления в приемную комиссию учреждения высшего профессионального образования можно получить по письменному заявлению. Ответственный - Зорина И.Е. тел. 411-31-81

Национальный образовательный календарь субъектов Российской Федерации 2022/2023

День открытых дверей в Российском колледже традиционной культуры

Поздравляем!

Поздравляем призёров регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе и экологии. Миланская Анастасия, ученица 10 "Б" класса, стала призером РЭ олимпиады по литературе, учитель Зорина Инна Евгеньевна. Волосенко Олеся, ученица 10 "Б" класса, стала призером РЭ олимпиады по экологии, учитель Силантьева Ирина Николаевна.

Режим работы гимназии 5 марта 2022 года

РДР. 7 класс. Функциональная грамотность


Сегодня мы кратко отвечаем на часто задаваемые вопросы про итоговое сочинение в 11 классе.

1. Можно ли написать итоговое сочинение в 10 классе?

Нет, досрочная сдача этого промежуточного письменного экзамена в 10 классе не предусмотрена. По закону в 10 классе можно сдать досрочно любой ЕГЭ при условии, что по данному предмету вы прошли всю программу и были официально аттестованы. Итоговое сочинение можно сдать только в 11 классе. Традиционно экзамен проходит в первую среду декабря, если вы сдадите все ЕГЭ досрочно в 10 классе, то придётся всё равно ждать окончания 1 полугодия 11 класса.

В 2019 году итоговое сочинение пройдёт по всей стране 4 декабря.

2. Где и когда надо подавать заявление на участие в этом экзамене?

Заявление на участие в итоговом сочинении, а также согласие на обработку персональных данных ученики 11 классов должны успеть подать не позднее чем за 2 недели до итогового сочинения. Эти документы принимаются образовательной организацией, в которой обучаются 11-классники. Московские школьники в этом году регистрируются на ГИА на сайте мэра Москвы.

3. Итоговое сочинение - это экзамен по русскому языку или по литературе?

Итоговое сочинение выявляет метапредметные навыки, его нельзя назвать экзаменом по литературе. Однако упор на знание литературных произведений, безусловно, присутствует. При этом от участника экзамена не требуется демонстрировать глубокий литературоведческий анализ художественных текстов. Главное, что он должен продемонстрировать, - это умение грамотно и аргументированно раскрыть тему сочинения в своём рассуждении.

4. Можно ли на итоговом сочинении пользоваться справочной литературой? Где будем писать сочинение в 2019 году?

На итоговом сочинении нельзя пользоваться художественными текстами. Орфографическими словарями пользоваться можно, но лишь теми, которые будут предоставлены экзаменационной комиссией.

Проводится итоговое сочинение обычно в образовательных организациях, в которых обучаются выпускники. Наблюдателями на экзамене назначаются свои учителя, проверка осуществляется тоже своими силами.

5. Кто придумывает темы сочинений? Они известны заранее?

Темы для итогового сочинения придумывают разработчики ФИПИ. Заранее они публикуют только 5 основных направлений тем. В 2019 году они такие:

Настоящие темы сочинений вы увидите только на экзамене - они будут опубликованы за 15 минут до начала испытания.

6. Что делать, если опоздал на экзамен? А если я заболею?

Начало экзамена всегда в одно и то же время - 10:00. В аудиторию выпускники запускаются в 9:00. В случае опоздания участник экзамена свободно допускается в аудиторию для написания итогового сочинения, но он обязан сдать работу вместе со всеми - время не продлевается.

Пересдать экзамен в случае получения "незачёта" или отсутствии по уважительной причине можно 6 февраля и 8 мая 2020 года.

7. Когда будут известны результаты итогового сочинения?

В 2019 году сочинения должны будут проверить не позднее 10 декабря, публикация результатов и материалов в личных кабинетах будет не позднее 18 декабря.

8. Сколько литературных произведений нужно указать в качестве примеров-аргументов?

В критериях оценивания указано, что достаточно указать одно литературное произведение. Однако мы напоминаем вам, что некоторые вузы учитывают результаты итогового сочинения как индивидуальное достижение и начисляют за него дополнительные баллы. некоторые вузы для этого перепроверят ваше сочинение по своим критериям. Советуем вам внимательно ознакомиться с этими критериями на сайте вуза - иногда максимальные баллы начисляются только при наличии 2 примеров-аргументов из художественных текстов.

В таких случаях члены экзаменационной комиссии обязаны по запросу участника итогового сочинения выдать дополнительный бланк.

10. Каков срок действия результатов итогового сочинения?

Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА – бессрочно, при подаче документов в вуз – 4 года (как и результаты ЕГЭ). Если участник прошлых лет решает переписать итоговое сочинение, то результат предыдущего экзамена аннулируется.

Подробно об итоговом сочинении-2019 читайте в нашей публикации:

Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом.

Когда пишут декабрьское сочинение выпускники уже известно

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения.

В каком классе пишут итоговое сочинение

Первое серьезное испытание, которое предстоит ученикам в 11-м классе, – написание итогового сочинения. От него зависит, будет ли ученик допущен до сдачи ЕГЭ, поэтому вопрос подготовки к итоговому сочинению встает перед школьниками уже в 10-м классе. И хотя задача ясна, выбрать правильную траекторию подготовки не так-то просто.

Особая сложность скрывается и в том, что многие старшеклассники вполне готовы к профильным предметам, таким, как физика и химия, но вот писать сочинение придется всем, а значит, всем нужно готовиться. Наверное, скажете вы, приоритет есть у тех, кто много читает. И да, и нет: даже такие ребята должны помнить об основных стратегиях подготовки и подходах к написанию сочинения.

Когда пишут декабрьское сочинение выпускники уже известно

Каков бы ни был ваш уровень и багаж знаний, к сочинению придется подойти серьезно. И хотя впереди у выпускников много тревожных испытаний, облегчить этот период возможно. Главное – вовремя начать подготовку и изучить все нюансы итогового сочинения по русскому языку.

Когда пишут декабрьское сочинение

Когда пишут декабрьское сочинение выпускники уже известно

Экзамен длится 3 часа 55 минут. Важно понимать, что по факту вам придется писать два сочинения:

  • первое – декабрьское итоговое сочинение, о котором и идет речь в нашей статье;
  • второе – сочинение в формате ЕГЭ, которое является заданием №27 ЕГЭ по русскому языку (о нем можно прочесть в нашей статье).

Сочинение в формате ЕГЭ и итоговое декабрьское сочинение, по сути, никак не связаны между собой. У них разные критерии оценивания и структура, и важно разграничивать эти виды письменных экзаменационных работ.


В начале декабря 11-классники обычно пишут итоговое сочинение, которое служит допуском к ЕГЭ. В 2021-2022 учебном году сочинение назначено на 1 декабря 2021 года. У выпускников на выбор пять тематических направлений, которые утверждены Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). К каждому направлению эксперты ФИПИ дали пояснения, что именно нужно будет обсудить в сочинении этого года.

Эти направления - общие для всей страны. А вот уже внутри них будут составлены конкретные темы сочинений, которые будут распределяться по часовым поясам. Но их выпускники узнают только на самом экзамене.

Направления итогового сочинения 2022

На первый взгляд кажется, что тема простая и речь в рамках этого направления можно вести о путешествиях, которые все любят. На самом деле, сочинения по этому тематическому направлению могут быть не только о буквально о путешествиях и поездках, но и о выборе своего предназначения, жизненного пути. Школьники могут поразмышлять о роли дороги в своей жизни и в жизни великих людей. В работе можно опираться на собственный жизненный опыт и обращаться к литературным источникам.

В сочинениях по темам этого направления школьников просят поразмышлять о влиянии научного прогресса на окружающий мир: на природу, планету и жизнь самого человека.

В работах по этому направлению можно порассуждать о вине, совести, ответственности, справедливости, осуждении и раскаянии. Школьники могут обратиться к своим размышлениям о совести и нравственности, внутренних конфликтах или о действиях других людей. Опираясь на литературные произведения, старшеклассникам предлагается самим оценить поступки героев, осудить или оправдать их и, аргументировав свою точку зрения, сделать выводы.

Это тематическое направление подразумевает максимальную свободу мысли и фантазию. Какое произведение искусства наиболее близко мне и почему? Герой какого произведения близок мне по взглядам? Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры? Темы этого направления помогают задуматься о своей личности, ее сильных и слабых сторонах, о своем внутреннем мире.

В рамках данного направления выпускники могут в полной мере поразмышлять о современных российских реалиях и постараться дать им свою оценку. человеке и обществе XXI века, о связи поколений и о будущем человечества. Школьникам предлагается обратиться к социально-политическим произведениям русской литературы и размышлениям писателей на эти темы.

Читайте также: