Соблюдение речевых норм сочинение

Обновлено: 17.05.2024

Требования к речевому оформление сочинения: смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Классификация логических ошибок.

Работа с текстом: выявление нарушений в абзацном членении текста, восстановление последовательности изложения; нахождение логических ошибок. Редактирование.

Требования к точности и выразительности речи. Бедность речи. Причины появления неточности в сочинении.

Работа с текстом: сравнительный анализ текстов, оценивание текстов с точки зрения точности и выразительности речи.

Классификация грамматических ошибок. Предупреждение грамматических ошибок.

Работа с текстом: выявление и устранение грамматических ошибок.

Соблюдение речевых норм. Классификация речевых ошибок.

Работа с текстом: выявление и устранение речевых ошибок.

Основные признаки этических ошибок. Ошибки фактические и в фоновом материале.

Работа с текстом: анализ тестов на выявление этических ошибок. Рассмотрение фактических ошибок и ошибок в фоновом материале.

Сочинение - 10 часов

Написание развёрнутых сочинений-рассуждений. Самоанализ и взаимоанализ по предложенным критериям, связанным с формулировкой проблемы, точностью и выразительностью речи, соблюдением языковых норм, фактологической точности в фоновом материале.

Редактирование сочинений. Обобщение опорного материала в виде презентаций. Итоговое сочинение с последующим анализом.

Планируемые результаты обучения

- формирование собственной действенной позиции учащихся в отношении внедрения основных идей ФГОС второго поколения;

- овладение учащимися универсальными навыками обработки информации;

- представление образовательных результатов на личностном, метапредметном и предметном уровнях.

обучаемых проблемными с включением дополнительных блоков повторения и закрепления материала (с использованием электронных и иных пособий).

Требования к уровню подготовки учащихся

- Регулятивные УУД: развивать системное мышление; осознавать качество и уровень усвоения информации, осуществлять контроль и коррекцию собственных действий;

- Личностные УУД: углубиться в специфику художественного мышления;

-Личностные УУД раскрыть литературу как особый мир со своими творческими закономерностями осуществления формы и представления содержания;

Система оценки планируемых результатов

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

Русский язык. ЕГЭ.

Пишем сочинение

Этап 1. Формулировка проблем исходного текста.
Проблема – это основной вопрос, над которым размышляет автор в анализируемом тексте (основной вопрос, требующий разрешения; та сторона действительности, которая особенно интересует автора).
В тексте может быть не одна, а несколько проблем. Основная проблема та, которая больше всего волнует автора, по которой отчетливо заявлена авторская позиция.
Виды рассматриваемых проблем: философские, социальные, политические, научные, экологические, нравственно-этические.
Существует два основных способа формулировки проблем текста:
1. в виде вопросительного предложения. Нужно ли современному человеку знать историю своего края?
2. в виде повествовательного предложения. Данный текст посвящен проблеме исторической памяти.

При формулировании проблем можно использовать клише – готовые речевые обороты, стереотипные выражения. Например:
В центре внимания автора теста находится актуальная проблема…
Данный текст посвящен проблеме…
В данном тексте автор рассматривает (анализирует, исследует, поднимает, затрагивает) проблему…
В данном тексте автор поднимает ряд важных проблем, наиболее значимой из которых является проблема…
…? Обсудить эту важную проблему предлагает автор текста.
…? Над этой сложной этической проблемой размышляет автор.

Типичные ошибки при формулировании проблем текста.
1. Неумение выделить основную проблему.
2. Неточность формулировки:
а) отсутствие конкретности в формулировании проблемы: проблема книг вместо отсутствия интереса к чтению; проблема театравместопроблема роли театра в воспитании чувства прекрасного.
б) нарушение грамматических норм: проблема того, что нарушаются нормы литературного языка вместопроблема нарушения норм литературного языка.

Источник:
Канакина, Г. И. Учимся работать с текстом. Подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку: учебное пособие / Г. И. Канакина, И. Г. Родионова; под общ. Ред. Г. И. Канакиной. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 216 с.

Пособие предлагает задания, помогающие сформировать нужные навыки в работе по формулированию проблемы исходного текста. Пособие находится в читальном зале центральной библиотеки.

Этап 3. Отражение позиции автора исходного текста.
Позиция автора – это выражение основной идеи текста, ответ на поставленный вопрос-проблему.
Отразить позицию автора исходного текста – значит ответить на вопросы:
Как сам автор относится к поставленной проблеме?
• Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми?
• В чем автор хочет убедить читателей?

Позиция автора
1) может быть четко выражена в одном из предложений (в нескольких предложениях) текста;
2) должна быть сформулирована самим пишущим на основе анализа главной проблемы текста и изобразительно-выразительных средств.
Клише, которые можно использовать для отражения авторской позиции:
Автор считает (полагает, утверждает), что…
Автор старается донести до читателей мысль о том, что…
Это высказывание точно отражает позицию автора.
Автор подводит читателя к вводу о том, что…
Автор отрицает…
Автор иронизирует над…
Автор осуждает…
Автор (не) соглашается с…
Автор полемизирует с… по вопросу…
Автор возражает … в связи с…
Автор критикует…
Автор доказывает, что…
Автор убеждает читателя в том, что…
Автор убежден в том, что…
Автор призывает к…
Автор с возмущением пишет о том, что…
Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции. Он…
Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно. С одной стороны, он… с другой - …
Позиция автора по затронутым вопросам очевидна. Он…
Ссылаясь на…, автор…
Рассуждая о…, автор…

Синонимы к слову автор: писатель; поэт; публицист; фамилия, имя, отчество автора.
Типичные ошибки при отражении позиции автора исходного текста
1. Неумение вычленить в тексте основную проблему-вопрос и увидеть предлагаемый автором ответ-решение( авторскую позицию)
2. Неумение видеть в тексте языковые средства выразительности, помогающие выявить позицию автора.

Этап 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.
Прежде всего необходимо выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения.
Клише, которые можно использовать для выражения согласия (несогласия) с позицией автора:
С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться.
Бесспорность авторской позиции не вызывает сомнения.
Я разделяю позицию автора, потому что…
Считаю, что авторская позиция не вызовет возражения у большинства читателей. Однако…
Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…

Клише, которые можно использовать для введения собственных аргументов:
Русская классическая литература убеждает нас…
Подобную проблему раскрывает в своем произведении…
Аналогичная ситуация изображена в произведении…
В этом легко убедиться, обратившись к следующим аргументам…
Данную мысль можно обосновать следующим фактом…
Подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
Убедительным доказательством справедливости данной мысли может служить факт из моей жизни.
В доказательство приведем мнение известного…
В справедливости сказанного можно убедиться, если обратиться к официальным документам.
Для подтверждения сказанного приведем такой пример (факт)….

Особую трудность представляет приведение аргументов, основанных на читательском опыте экзаменуемых. Необходимо не просто назвать автора и произведение, где раскрывается подобная проблема, но и показать связь с проблемой, поставленной в анализируемом тексте.

Этап 6. Достижение точности и выразительности речи.
Точность речи предполагает уместность словоупотребления в соответствии со стилем и жанром речи.выразительность сочинения достигается за счет разнообразия синтаксических конструкций, использования изобразительно-выразительных средств язык.
Изобразительно-выразительные средства текстов разных стилей.
Изобразительно-выразительные средства распределяются по трем следующим группам:
1) тропы;
2) фигуры речи;
3) языковые единицы разных уровней как средство создания выразительности текста.

Типичные ошибки в использовании изобразительно-выразительных средств.
1. Неверная характеристика средств создания выразительности.
Например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз – метонимия (вместо синекдоха).Данная характеристик средства выразительности является неверной, поскольку перенесение значения одного слова на другое происходит на основе количественных отношений, а не по смежности.
2. Синтаксическая бедность, однотипность конструкций, стилистическая невыразительность текста.
1). Например: Петь в нашей семье умеют все. Читать в нашей семье любят все.
2). В редакцию пришло письмо. Пенсионеру не нравится поведение внука. Подростки объединяются в группы. Молодежь старается отличаться от взрослых.
Данный недочет объясняется не только бедностью словаря учащихся, но и их невниманием к синтаксическому строю речи.

Этап 11. Соблюдение этических норм .
Соблюдение этических норм предполагает отсутствие этических ошибок.
Этическая ошибка – это
1). Проявление речевой агрессии, недоброжелательности, словесное выражение негативных эмоций (оскорбление, унижение человеческого достоинства, высокомерное и циничное отношение к личности, угроза, грубое обращение), употребление бранных слов, вульгаризмов и жаргонизмов.
Например: Позиция автора меня просто возмущает. Он совершенно не понимает современную молодежь. Как говорится, он не в теме.
1. В данном фрагменте сочинения глагол возмущает несет негативную оценку.
2. Выпускник необоснованно упрекает автора, решающего проблемы молодежи, в незнании социальной действительности.
3. Жаргонизм не в теме имеет сниженную стилистическую окраску.
2). Некорректное называние автора исходного текста:
А) употребление только имени и отчества. Например: Мне близка позиция Александра Николаевича;
Б) употребление фамилии автора исходного текста без инициалов. Однако такое употребление допускается при повторном назывании автора в сочинении.

Этап 12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.
Соблюдение фактологической точности в фоновом материале предполагает отсутствие в сочинении фактических ошибок.
Фактическая ошибка – искажение фактов реальной действительности.
Фоновый материал – материал, привлекаемый при анализе исходного текста, не связанный с ним непосредственно.
К фактическим ошибкам в фоновом материале относятся:
1. Искажение имен, фамилий, на которые делаются ссылки.
2. Неверное название произведений, привлекаемых для аргументации, неверное указание их авторов.
3. Неверное цитирование.
4. Неверное определение стиля и типа исходного текста.
5. Неправильная характеристика изобразительно-выразительных средств текста.

Источник:
Канакина, Г. И. Учимся работать с текстом. Подготовка к единому государственному экзамену по русскому языку: учебное пособие / Г. И. Канакина, И. Г. Родионова; под общ. Ред. Г. И. Канакиной. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 216 с.

Пособие предлагает задания, помогающие видеть фактические ошибки и не допускать их в своем сочинении.Пособие находится в читальном зале центральной библиотеки.

Этот блог посвящён моим ученикам. И тем, вместе с которыми я уже сдала ЕГЭ, и тем, кому это только предстоит!

  • ЕГЭ-это просто ЕГЭ
  • НАВИГАЦИЯ
  • Языковая и речевая нормы.
  • Морфологические нормы
  • В1
  • В2
  • В4
  • В7
  • В8
  • ТЕКСТЫ часть С ЕГЭ
  • Шаблоны сочинения для части С ЕГЭ.
  • Банк аргументов
  • Энциклопедия аргументов
  • Словарь паронимов
  • Тесты
  • Ответы

Языковая и речевая нормы.

зыковые нормы (нормы литературного языка, литературные нормы) - это правила использования языковых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, правописания, словоупотребления, грамматики. Норма - это образец единообразного, общепризнанного употребления элементов языка (слов, словосочетаний, предложений).
Хочется сказать, что языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определенный этап в развитии литературного языка всего народа.
Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путем. Деятельность ученых-языковедов, изучающих нормы языка, заключается в другом: они выявляют, описывают и кодифицируют языковые нормы, а также разъясняют и пропагандируют их.

Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Речевой нормой называется совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации.

Лексические нормы, или нормы словоупотребления, - это нормы, определяющие правильность выбора слова из ряда единиц, близких ему по значению или по форме, а также употребление его в тех значениях, которые оно имеет в литературном языке.

Лексические нормы отражаются в толковых словарях, словарях иностранных слов, терминологических словарях и справочниках.

Соблюдение лексических норм - важнейшее условие точности речи и ее правильности. Их нарушение приводит к лексическим ошибкам разного типа (

н еправильный выбор слова из ряда единиц, в том числе смешение паронимов, неточный выбор синонима, неправильный выбор единицы семантического поля (костяной тип мышления, проанализировать жизнедеятельность писателей, николаевская агрессия, Россия переживала в те годы много казусов во внутренней и внешней политике);

нарушение норм лексической сочетаемости (стадо зайцев, под гнетом гуманности, тайный занавес, закоренелые устои, прошел все стадии развития человека);

противоречие между замыслом говорящего и эмоционально-оценочными коннотациями слова (Пушкин правильно выбрал дорогу жизни и пошел по ней, оставляя несмываемые следы; Он внес непосильный вклад в развитие России);

неверное употребление фразеологических оборотов (Молодость била из него ключом; Надо вывести его на свежую воду).

Грамматические нормы делятся на словообразовательные, морфологические и синтаксические. Грамматические нормы описаны в "Русской грамматике" (М., 1980, т. 1-2), подготовленной Академией наук, в учебниках русского языка и грамматических справочниках.

Словообразовательные нормы определяют порядок соединения частей слова, образования новых слов. Словообразовательной ошибкой является употребление несуществующих производных слов вместо существующих производных слов с другим аффиксом, например, описывание характера, продажничество, беспросвет, произведения писателя отличаются глубиной и правдивостью.

Морфологические нормы требуют правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и др.). Типичным нарушением морфологических норм является употребление слова в несуществующей или несоответствующей контексту словоизменительной форме (проанализированный образ, царящиеся порядки, победа над фашизмами, назвал Плюшкина прорехом). Иногда можно услышать такие словосочетания: железнодорожная рельса, импортная шампунь, заказной бандероль, лакированный туфель. В этих словосочетаниях допущена морфологическая ошибка - неправильно оформлен род имен существительных.

Синтаксические нормы предписывают правильное построение основных синтаксических единиц - словосочетаний и предложений. Эти нормы включают правила согласования слов и синтаксического управления, соотнесения частей предложения друг с другом с помощью грамматических форм слов с той целью, чтобы предложение было грамотным и осмысленным высказыванием. Нарушение синтаксических норм имеется в следующих примерах: Читая ее, возникает вопрос; Поэме характерен синтез лирического и эпического начал; Выйдя замуж за его брата, никто из детей не родился живым.

Стилистические нормы определяют употребление языковых средств в соответствии с законами жанра, особенностями функционального стиля и - шире - с целью и условиями общения. Немотивированное употребление в тексте слов другой стилистической окраски вызывает стилистические ошибки. Стилистические нормы зафиксированы в толковых словарях в качестве специальных помет, комментируются в учебниках по стилистике русского языка и культуре речи.

Стилистические ошибки состоят в нарушении стилистических норм, включении в текст единиц, не соответствующих стилю и жанру текста. Наиболее типичными стилистическими ошибками являются:

стилистическая неуместность (зацикливается, царский беспредел, пофигист, любовный конфликт обрисован во всей красе - в тексте сочинения, в деловом документе, в анали-тической статье);

употребление громоздких, неудачных метафор (Пушкин и Лермонтов - два луча света в темном царстве; Этим цветам - посланникам природы - неведомо, что за буйное сердце бьется в груди под каменными плитами!; Имел ли он право отрезать эту ниточку жизни, которую не сам подвесил?);

лексическая избыточность (Он их будит, чтобы они проснулись; Надо обратиться к периоду их жизни, то есть к тому периоду времени, когда они жили; Пушкин - поэт с большой буквы этого слова);

двусмысленность (Во время того, как Обломов спал, многие готовились к его пробуждению; Единственное развлечение Обломова - Захар; Есенин, сохраняя традиции, но как-то не так любит прекрасный женский пол; Все действия и отношения между Ольгой и Обломовым были неполными).

Нормы орфографии - это правила обозначения слов на письме. Они включают правила обозначения звуков буквами, правила слитного, дефисного и раздельного написания слов, правила употребления прописных (заглавных) букв и графических сокращений, правила переноса слов.

Нормы пунктуации определяют употребление знаков препинания. Средства пунктуации имеют следующие функции:


Наиболее распространенный вид ошибок, встречающийся практически в каждом сочинении – это речевые ошибки. Мало кто из выпускников сразу правильно назовет (а тем более распознает в предложении) весь спектр возможных речевых ошибок. Напомним, что такое речевые ошибки.

Речевые ошибки – это ошибки не в построении предложения, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова, т. е. нарушение лексических норм. Это плеоназм, тавтология, речевые штампы, неуместное использование просторечной лексики, диалектизмов, жаргонизмов; экспрессивных средств, неразличение паронимов. Ошибки в употреблении омонимов, антонимов, синонимов, не устраненная контекстом многозначность.

Перечислим все виды речевых ошибок с примерами их устранения:

1. Нарушение смысловой точности

Жилые комплексы возникнут в новых районах.Жилые комплексы будут построены в новых районах.

2. Нарушение лексической сочетаемости слов

Успехи сына причинили матери радость.Успехи сына доставили матери радость.

3. Смешение паронимов

Он принимал желательное за действительное.Он принимал желаемое за действительное.

4. Пропуск слова

Девочка нянчила младшего братишку, хотя шёл только десятый год.Девочка нянчила младшего братишку, хотя ей шёл только десятый год.

5. Плеоназм (употребление ненужных уточняющих слов)

Катерина заранее предчувствует свою гибель. – Катерина предчувствует свою гибель.

6. Тавтология (повторное обозначение другими словами уже названного понятия)

Для работы в вузе, для обучения студентов необходимы преподаватели высокого класса.Для работы в вузе необходимы преподаватели высокого класса.

7. Повторение однокоренных слов (разновидность тавтологии)

Мальчик точно пересказал содержание рассказа.Мальчик точно пересказал содержание прочитанного ( услышанного).

8. Неправильное употребление иноязычных слов, неологизмов, устаревших слов

Я испытывал специфические чувства. Новый дворовый Журдена отдавал приказания слугам.Я испытывал особенные чувства. Новый дворецкий Журдена отдавал приказания слугам.

9. Неоправданное использование речевых штампов

При встрече друзей на повестку дня выносилось будущее Алёши.При встрече друзья хотели поговорить о будущем Алёши.

10. Неоправданное изменение состава фразеологизма (контаминация различных фразеологизмов)

Эта роль стала для актёра соловьиной песней. Необходимо уделить значение образованию.Эта роль стала для актёра лебединой песней. Необходимо уделить внимание образованию.

11. Алогизм (соединение не совместимых понятий)

Благодаря высокой температуре я потерял сознание. – Из-за высокой температуры я потерял сознание.

12. Неточный подбор синонима

На грядущей неделе начнём заниматься. – На будущей (следующей) неделе начнём заниматься.

13. Неудачный оксюморон (соединение антонимов)

Я в этом ничего плохого, кроме хорошего, не вижу.Я в этом ничего плохого не вижу. Это не плохо, а, наоборот, хорошо.

14. Неудачное использование синонимов

Футболисты ушли с поля без голов. – Футболисты ушли с поля, не забив ни одного гола.

15. Неуместное употребление слов иной стилевой окраски, эмоционально окрашенных, просторечных слов

16. Неудачное употребление , указательных, притяжательных местоимений

Автор заставляет думать о последствиях своих поступков.Автор заставляет думать о последствиях безответственных поступков.

17. Двусмысленность, неоднозначность фразы

Учителю надо многое сказать (учителю или учителю нужно многое сказать?).
Ребенок требует ухода матери (не ясно, что значит в данном случае слово “уход”).

18. Канцеляризмы (канцелярские штампы)

Катериной было принято решение утопиться.
Наташа с Соней говорили по поводу того, как прекрасна летняя ночь.

19. Лексические анахронизмы (перенесение современного слова в действительность прошлого либо использование архаизма в современной речи)

Уходя от войск Наполеона, русские эвакуировали свои семьи.
Описание поведения Кутузова свидетельствует о том, что он ведает о настроениях генералов и русского народа.

Для того чтобы избежать речевых ошибок в сочинении, нужно тренироваться учиться находить их у других.

Читайте также: