Снижение уровня владения языком в молодежной среде сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Исследование проблемы развития культуры речи студентов вуза. Оценка изменений литературных норм, которые помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Характеристика основных условий эффективного развития культуры речи.

Рубрика Культура и искусство
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 09.01.2018
Размер файла 16,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ И ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

В настоящее время проблема развития культуры речи студентов вуза является чрезвычайно важной и актуальной. Ее значимость определяется целым рядом факторов.

Во-первых, речевая деятельность занимает важное место в жизни современного человека, без нее немыслимы ни овладение профессиональными знаниями, ни общекультурное развитие.

Во-вторых, гуманизация и гуманитаризация современного образования предполагает развитие личности обучаемого, язык же является одним из главных инструментов этого развития.

В-третьих, в настоящее время отмечается значительное снижение уровня культуры речи молодежи. В разных речевых сферах наблюдается заметное оскудение речи на лексическом уровне, ее усеченность -- на уровне построения высказывания, небрежность -- на фонетическом и морфологическом уровне. Происходит явное снижение культуры речи в средствах массовой информации, в профессиональном и бытовом общении. Интенсивный рост заимствований, употребление жаргона в последние десятилетия в значительной степени определяет речевой портрет молодого россиянина начала ХХI века.

Говоря о речевой культуре современной молодежи, следует отметить, что речевая культура личности индивидуальна. Она зависит от эрудиции в области речевой культуры общества и представляет собой умение пользоваться этой эрудицией. Речевая культура личности заимствует часть речевой культуры общества. По данным исследований, большее влияние на современного подростка оказывает прежде всего окружающая культурная среда (семья, друзья, родственники, ровесники), а также телевидение, модные журналы, беллетристика, музыка и общество в целом. Каждое новое поколение опирается на уже существующие тексты, устойчивые обороты речи, способы оформления мысли. Из языка этих текстов оно выбирает актуальное для себя, привнося свое, чтобы выразить новые идеи, представления, новое видение мира.

Большое влияние на речевую культуру молодежи оказывает и принадлежность к той или иной субкультуре (лексикон панков, готов, эмо).

Речевая культура студенческой молодежи имеет свою специфику. Ее состояние характеризуется рядом негативных тенденций. В речи студенческой молодежи прослеживается значительное количество языковых ошибок, связанных с несоблюдением культурно-речевых норм. Элитарная речевая культура в студенческой среде не является ярко выраженной ценностью. Речь студенческой молодежи укладывается в свои нормативные рамки. Норма в данном случае выступает как специфическое представление студентов о должном, обязательном, допустимом.

Проведенные нами исследования, направленные на выявление уровня владения речевыми нормами (акцентологическими, орфоэпическими, лексическими, морфологическими, синтаксическими, стилистическими), показывают, что необходимо целенаправленное формирование речевой культуры студентов в процессе их обучения в вузе.

Такое формирование возможно при создании многоуровнего мотивационного механизма корректировки процесса социодинамики студенческой речевой культуры в высшей школе.

Совершенствовать культуру речи нужно разными методами и в разных направлениях.

Проблема повышения культуры речи заключает в себе две ступени: освоение литературного языка и правильности речи путём восприятия нормированной речи и на этой основе формирование навыка речевого мастерства и речевого общения.

В процессе работы над повышением культуры речи необходимо обращение к произведениям художественной литературы, так как вершиной речевой культуры, эталоном, осознаваемым в качестве нормативного речевого образца, признан литературный язык художественных произведений, в котором веками исторически устанавливались, закреплялись и накапливались культурные традиции народа, достижения мастеров слова, под влиянием которых формировались речь и языковое сознание всех носителей русского языка.

Привлечение художественных текстов как образцов способствует снижению употребления просторечных слов, жаргонизмов, канцеляризмов, словесных штампов, излишних заимствований, дублирующих русские общеупотребительные слова.

В школьной практике уделяется существенное внимание обучению правильной речи, наиболее последовательно это реализуется в области грамматики и орфографии. Но важно обучать и речевому мастерству, умению выбирать наиболее стилистически точный, оправданный, выразительный, доходчивый языковой вариант. Это, безусловно, должно происходить в высших учебных заведениях, где содержание образования ориентировано на создание условий для реализации всех творческих возможностей личности.

Владение русским языком и культурой речи является неотъемлемой частью профессиональной компетенции современного специалиста. Поэтому помимо изучения специальных дисциплин, которые призваны помочь студентам в освоении основных понятий современной теории культуры русской речи, в развитии внимания к своей и чужой речи, в овладении культурно-речевыми навыками, необходимо обратить внимание и на дисциплины культурологического цикла.

Данные дисциплины помогают учиться воспринимать и анализировать художественные произведения, эмоционально откликаться на эстетические категории, образно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Изучение дисциплин культурологического цикла способствует обогащению речи, формирует ценностное отношение к языку.

Опыт работы показывает, что эффективное развитие культуры речи студентов может быть обеспечено при соблюдении комплекса условий Безенкова Т. А. Опыт развития культуры речи студентов вуза в процессе изучения дисциплин культурологического цикла. М., 2007. С.7-8., реализация которых проводилась нами с соблюдением организационных принципов гуманизации, индивидуализации, коммуникативной направленности процесса обучения.

Первое условие -- создание положительной мотивации студентов к развитию культуры речи за счет стимулирования рефлексивных процессов -- реализуется с использованием методов самоанализа, самооценки, взаимоанализа и взаимооценки. Самоанализ и оценка собственной речи способствует развитию умений студента оценивать свою речь с точки зрения ее культуры. Данный метод может стать сильным мотивирующим фактором, с помощью которого возникает установка на самообразование в области культуры речи. В то же время, для того, чтобы понять собственный опыт, необходимо всматриваться в опыт других и соотносить его с собственным. В связи с этим на занятиях по культуре речи нами использовались методы взаимоанализа и взаимооценки: студенты анализировали, классифицировали и исправляли речевые ошибки друг друга, обсуждали пути их предупреждения и устранения.

Четвертым условием выступает расширение среды образцового речевого общения на основе разнообразия форм воспитательной работы во внеучебное время (творческие кружки, клубы по интересам, проведение конкурсов, праздников, читательских конференций).

Оценка результатов развития культуры речи может проводится на основе ряда критериев Безенкова Т. А. Указ. соч. С.15.: когнитивно-мотивационного, деятельностно-речевого и творческого.

Когнитивно-мотивационный критерий включает в себя:

-- понимание сущности речевой культуры;

-- стремление к постоянному пополнению знаний по речевой культуре;

-- понимание смысла приобретения знаний о речевой культуре для развития личности;

-- осознание мотивов развития и совершенствования речевой культуры;

-- степень удовлетворенности развитием своей речевой культурой;

-- соотнесенность ее с образцом.

Деятельностно-речевой критерий представляет собой:

-- знание различных языковых средств передачи информации, умение наиболее доступно передать информацию, подобрать необходимые средства убеждения;

-- речеведческие знания и умения (владение языковыми средствами научного стиля, знание стандартов построения устных и письменных, монологических и диалогических текстов, умения речевого оформления текста в соответствии с выбранным жанром, озвучивания письменной речи);

-- умения формулировать вопросы по теме, прогнозировать ответы.

Творческий критерий отражает:

-- самостоятельность, ситуативная ориентированность речи;

-- гибкость и вариативность речи;

-- готовность к творческой деятельности, умение импровизировать.

Реализация рассмотренного комплекса условий способствует развитию культуры речи студентов в целом и отдельных ее компонентов.

Подобные документы

Культура речи как область языкознания и умение использовать выразительные языковые средства в условиях общения. Основные источники и задачи культуры речи. Особенности речевой культуры и ее влияние на этику общения. Коммуникативный компонент культуры речи.

реферат [50,3 K], добавлен 26.07.2010

Овладение искусством общения. Единение нормативности и целесообразности в речи. Основные виды речевой деятельности: говорение и написание, слушание и чтение. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Развитие ораторского искусства.

реферат [31,3 K], добавлен 28.11.2009

Структура - это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. Культура, как сложное образование, имеет свою структуру.

реферат [14,2 K], добавлен 07.07.2008

Культура речи, определение языка. Теории происхождения речи и языка. Взаимосвязь мышления и языка, его структура. Сущность строения речи. Участники речевой ситуации, нормы правильной речи, изобразительно-выразительные средства, лексические приемы.

презентация [795,1 K], добавлен 26.05.2010

Проблемы исторического развития культуры, анализируются различные концепции исторической динамики культуры: теории культурных циклов, линейной динамики культуры, концепции культурного прогресса. Концепции развития культуры Данилевского, Шпенглера.

реферат [28,3 K], добавлен 01.05.2008

Искажение русского языка и речи в процессе общения в сети Интернет. Логически чёткая образная речь как показатель умственного развития. Формирование культуры личности посредством овладения языком. Уровни речевой культуры, модель ее формирования.

презентация [1,2 M], добавлен 13.12.2011

Оратор и аудитория. Определение культуры речи. Стилистические, лексические приемы ораторской речи. Способность разговаривать на любую тему, точно и внятно выражать свои мысли, убеждения и аргументирования. Умение использовать различные речевые обороты.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Факторы, влияющие на языковую культуру подростков.


Выполнила:
Субботина Светлана,
ученица 10 класса.
Научный руководитель:
Родионова Оксана
Николаевна, учитель
русского языка и
литературы.

Оглавление:
1. Введение.
2. Сленг:
2.1. Что такое сленг. Виды сленга;
2.2 .Сленг как средство выразительности речи;
3. Интернет:
3.1. Интернет как СМИ;
3.2. Влияние Интернета на языковой уровень подростков.
4. Телевидение:
4.1. Роль телевидения в жизни подростка;
4.2. Влияние телевидения на языковой уровень подростков.
5. Как сохранить русский язык?
5.1. Влияние законов РФ на сохранение и защиту русского языка;
5.2. Общество несёт ответственность за уровень культуры речи.
6.Выводы.
7. Список используемой литературы.
8. Приложения.

Лафа, катать вату – бездельничать.

Стыбрил, спер – украл, списал.

Тема – отлично, мне нравится.

Ништяк – хорошо, здорово.

Труба, крышка – наказание за проделанные проступки.

Облом – когда действительность не совпала с ожиданием.

Тормоз, тупак – тупой.

В натуре – убеждение.

Чувак, чувачок – парень, парнишка.

Смотаться – сбегать за чем-нибудь.

Штормить, кумарить, уноситься – находиться под действием наркотических средств.

Брателла, братуха – брат, ровесник.

Колбаситься, тусить – танцевать, гулять по клубам и вечеринкам.

Батя, дед – папа, отец.

Халява, халтура – бесплатно, безответственно.

Рубить бабло, сорвать куш – заработать, иногда нелегально.

Эти слова знакомы практически каждому из нас, так как прочно вошли в наш лексикон благодаря своей узнаваемости и распространенности среди населения.
Сленг взрослых людей. Если современный молодежный сленг богат словами, то у этой возрастной группы их значительно меньше, ведь с годами люди становятся всё серьезнее и строже, и это отражается на их речи. Однако и взрослые нередко используют сленг, например:

Ядрит-мадрит, ёклмн, елы-палы – досада, злость.

Чертовщина – непонятная ситуация.

Похабщина – порнография, вульгарность.

Тяп-ляп – не качественно, на скорую руку и т.п.

Известно, что в апреле 2013 года президент В.В. Путин подписал закон, устанавливающий штрафы для средств массовой информации за нецензурную брань. Однако информации о наложении на кого-либо штрафа нам найти не удалось. Ненормативная лексика как употреблялась, так и употребляется. Следовательно, закон не работает.
3.2 Влия ние Интернета на речь подростков.

Культура речи – неотъемлемая часть личностной характеристики, ведь деятельность людей непосредственно связана с речевым общением, она, кроме того, является немаловажным условием их профессионального роста. Буквально за каких-то 5–10 лет речевая и в целом общая культура населения значительно снизилась, нравственные и этические нормы стали игнорироваться, что, соответственно, повлекло за собой деградацию общества. Современная языковая картина заставила ученых-лингвистов обратить внимание на уровень культуры речи современной молодежи. Многие задаются вопросом, нужно ли предпринимать оперативные меры по сохранению и развитию русского литературного языка или же негативные явления в современном русском языке преходящи? На мой взгляд, не следует ждать, пока всё само собой исправится, бездействие только усугубит негативные процессы и тенденции; необходимо срочно принимать меры по восстановлению, обновлению и совершенствованию речевой культуры всех говорящих на русском языке (а это миллионы людей).

В настоящее время только незначительная часть выпускников школ на высоком уровне владеет коммуникативной культурой речи. Проблемы снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия является актуальной, ей уделяется особое внимание, так как культура речи приобретает социальную значимость. Проблема формирования коммуникативной культуры речи имеет неодинаковое выражение в разных возрастных группах и распространяется в основном на школьников подросткового возраста. Следовательно, исключительной задачей всех образовательных учреждений и педагогов, работающих в них, является создание благоприятных условий для формирования и повышения культуры речевого общения, в основе которой лежит литературный язык.

Литературный язык – нормированный язык. Языковые нормы не придуманы филологами, они отражают определённый этап в развитии литературного языка всего народа. Нормы языка нельзя ввести или отменить указом, их невозможно реформировать административным путём.

К основным источникам языковой нормы относятся: произведения писателей-классиков; произведения современных писателей, продолжающих классические традиции; публикации средств массовой информации; общепринятое современное употребление; данные лингвистических исследований. Нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность. Они защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия, заимствований. Это позволяет литературному языку выполнять одну из важнейших функций - культурную.

Между литературным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие.

Невнимательное, небрежное отношение к нормам произношения, ударения, употребления слов, использование в речи жаргонизмов, вульгаризмов, неоправданных заимствований загрязняют речь, разрушают литературный язык, а это ведет в конечном итоге, как утверждают лингвисты, к гибели нации.

В лексике молодежного жаргона соседствуют две крайние черты. С одной стороны, конкретность, четкость определения: хвост – несданный экзамен или зачет, тормоз – медленно, соображающий человек. С другой стороны, размытость значения – порой жаргонные слова и выражения невозможно точно перевести на литературный язык: клевый – трудно определимая положительная характеристика лица или предмета, заимствованная из языка бродячих торговцев XIX в., крутой – положительная характеристика лица.

Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; "вторая жизнь").

Потребность подростка в скрытой от официальной речевой культуры форме существования объясняется психологией возраста. Уйти от социального контроля в возрастную группу, сделать так, чтобы не путали с другими, обособиться не только территориально, но и знаковыми системами, придав особый смысл своему объединению,- вот что становится глубинно привлекательным для подростков. Возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые не только стирают межиндивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни. Широко распространены такие перлы молодежной философии, как: "Все в кайф!", "А на фига?".

Радует, что в последнее время говорить правильно становится модным. Подростки стремятся к этому, уточняют, как сказать или написать правильно. Почему же, если молодежь знает, как говорить правильно, она говорит не правильно? Почему предпочитает использовать осуждаемые формы речи зная престижные, нормативные?

Да просто потому, что у нее другая система ценностей, другой престиж, другая норма – антинорма. И в этой антинорме главный принцип - элемент шока, встряски, чтобы заколебать народ, и элемент насмешки, чтобы было не скучно, смешно, прикольно. В этом и вызов благополучному, преуспевающему обществу, и не приятие его норм, его

образцов, его приличий. Стихия, питающая молодежный жаргон, все новое, не

традиционное или отвергаемое – речь музыкальных фанатов и речь

наркоманов, компьютерный жаргон и городское просторечие, английский

язык и воровское арго.

Известно, что подросток, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне вязи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, а началом связи служит общение. Основным способом удовлетворения потребности ребенка в общении является речь. Для этого необходимо мотивировать желание ребенка быть образованным, а так же готовность осознанно прикладывать к этому усилия.

В этих условиях особенно актуальной становится задача формирования речевой культуры подростков в общеобразовательной школе.

В связи с этим нуждаются в обновлении содержание, формы и методы формирования речевой культуры подростков, возникает необходимость целенаправленной работы по управлению и совершенствованию этого процесса в условиях общеобразовательной школы.

Прежде чем приступить к выбору форм и методов, необходимо исследовать речь подростков, да и не только. Для исследования мной использовались следующие методы:
· Метод анализа и синтеза речи учащихся; Беседа;
Наблюдение; Анкетирование; Эксперимент.

Давайте обратим свое внимание на методику "Определения активного словарного запаса" учащихся. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке

Речь ребенка фиксируется в специальном протоколе, форма которого приводится в таблице, и затем анализируется. В этом протоколе отмечается частота употребления ребенком различных частей речи, сложных предложений с союзами и вводных конструкций, что свидетельствует об уровне развития его речи.

Какую же речь можно назвать правильной? Правильной речью называется та, в которой соблюдаются нормы современного литературного языка. Ко всему прочему необходимо также умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т.е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное).

Говорят, глаза – зеркало души. Но тогда речь – это зеркало личности.

При формировании у учащихся правильной речи я опираюсь на современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи, разработанное Борисом Николаевичем Головиным. Он выделяет основные качества речи и соотносит их с другими понятиями:

Речь - язык (правильность, богатство, чистота) отсутствие в ней лишних слов, слов - сорняков, слов - паразитов. Слова - паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют её восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания.

Речь - объективный мир (точность) определяется знанием предмета, логикой мышления, умением выбирать нужные слова. Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложениях приводят к неточности речи.

Речь - ее обстановка, содержание, назначение (уместность)

Речь - эстетика (образность, выразительность, благозвучие) усиливает эффективность выступления, вызывает интерес у слушателя, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие не только на разум, но и чувства, воображение

Работа над связной речью – письменной и устной – требует отдельного внимания. В программе традиционного обучения средней школы, на наш взгляд, недостаточно полно представлена система занятий по развитию речи учащихся. К тому же в настоящее время школа испытывает насущную потребность в специальных методических средствах обучения, которые соответствовали бы современным задачам речевого развития, способствовали формированию речевых умений и навыков, развитию речевой культуры и языкового чутья.
Отличительная особенность современного подхода – ориентация на взаимосвязное комплексное обучение всем видам речевой деятельности: восприятию речи, говорению, чтению и письму. Несмотря на то , что в методике преподавания накоплен богатый материал по формированию и развитию речи, вопреки всему этому нередко отдельные явления языка изучаются в отрыве от развития речи подростков.

Исходя из этого, вытекает одна очень важная методическая задача: обеспечение ограниченного единства двух направлений – ознакомление с языком и развитие речи.

Поэтому лексическая работа в школе организована по следующим направлениям:

· уточнение, активизация и расширение словарного запаса учащихся;

· устранение из речи учеников нелитературных слов и выражений.

Следовательно, основное внимание учителя должно быть направлено на то, чтобы, обучая детей языку, давая им для запоминания значимые слова и приучая ими пользоваться при выражении мысли, учитель одновременно обучал бы их мыслить, рассуждать. При этом особое внимание должно обращаться на содержание высказывания.

· прочитайте части текста;

· расположите части в правильной последовательности;

· вставьте пропущенное предложение;

· определите основную мысль в тексте; озаглавьте текст.

· угадать концовку текста;

· придумать свое продолжение, заменить синонимом иноязычные слова.

Такой подход в процессе обучения увеличивает глубину познания, качество усвоения нового материала, параллельно с этим решается задача интенсивного речемыслительного развития школьников.

Таким образом, коммуникативная культура речи – это многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Каждый учитель должен уделять должное внимание своей речи, ведь тот уровень языковой подготовки, который сегодня обеспечивает вуз, недостаточный, его следует рассматривать как стартовый. Он должен постоянно повышаться в процессе самостоятельной профессиональной деятельности учителя посредством самообразования.

Существуют следующие пути совершенствования речи:

1. Самоконтроль и развитие культуры речи (работа со словарем, изучение собственной речи).

2. Самоконтроль и развитие умений выразительной речи ( готовясь к выступлению, ответьте на вопросы: Какой интонации требует речи моего выступления?

По тому, как изъясняется человек, какие слова и выражения употребляет в своей речи, можно говорить о нем как о личности, сложить о нем мнение, определить, каков уровень его интеллекта, образования, круг его общения и интересов. И поэтому если человек заинтересован в повышении своего рейтинга, имиджа, профессионального роста, в уважении окружающих, ему необходимо повышать свою культуру речи, совершенствовать навыки владения литературным языком, стремиться в целом к совершенствованию себя как личности.

По-видимому, в определенный период роста молодежи приходится переболеть этой языковой болезнью – бездумности и отрицания норм, примитивизма и языкового атавизма болезнью, чтобы, преодолев ее первобытную стихию, осознать достоинство и силу русского языка.

Современная молодежь – это люди, которые в недалеком будущем будут управлять государством, решать важные вопросы во всех сферах жизнедеятельности. И о том, какое оно будет, это светлое будущее, нужно беспокоиться сейчас.

Воплощение достоинств и последнее звено…
Не могу я в то поверить, что оно обречено!
Очерствели, отупели? Не хочу я верить в это

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научная статья посвящена анализу актуальности русского языка в жизни современной молодежи. В ней нашли свое отражение неологизмы и жаргонизмы все чаще имеющие место в устной и письменной речи современной молодежи.

О ЗНАЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Умён ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Саади Шерази

Речь каждого человека указывает на его характер, быт, настроение, возраст, социальный уровень и наконец, насколько человек воспитан и культурен. Например, в телефонном разговоре, не видя этого человека по интонации, манере, даже по определённым выражениям, словам мы уже имеем представление об этом человеке.

На сегодняшний день с интенсивным развитием интернета и информационных технологий язык также подвергается изменениям в последствии сокращения, изменения оптимизации слов и их значений, что в свою очередь оказывает как негативное, так и позитивное влияние на этимологию, лексику и грамматику отдельно взятого языка. Данным изменениям также подвержен и русский язык. И это в свою очередь, тоже усложняет курсантам изучение русского языка, как неродного.

На современном этапе развития русской устной и письменной речи составляет сленг, или жаргон, который имеет огромное значение в изучении языка, частности и изучении русского языка, признанного наиболее сложным из-за присутствия в нем большого количества исключений и синонимов одного и того же слова.

В данном случае, наибольший интерес вызывает молодежный жаргон как наиболее динамичная часть лексической системы языка, непосредственно отражающая социокультурно значимые изменения в обществе. Молодежь как социальная группа общества всегда старалась противопоставить себя миру взрослых. Кроме того, соперничество, которое всегда существует между отдельным и молодежными группами, наиболее ярко отражает характер общественного развития, что являет собой создание отдельных не похожих друг на друга групп по интересам и увлечениям что в следствие приводит к возникновению большого количества синонимов одного и того же слова.

Молодежная среда общения характеризуется использованием всех лексико-стилистических оборотов, тяготея при этом к уличной или другими словами к сниженной лексике, лишь незначительную часть которой составляет ученический или студенческий жаргон. Таким образом, рассматривая молодежный сленг, можно проследить все явления, характерные как для самой молодежной среды, так и для устной среды общения в целом, выявить функциональную нагрузку сниженной лексики, которая в свою очередь приводит к безграмотности и обнищанию словарного запаса. К примеру, существуют основные общепринятые к употреблению слова сленга как:

Существительные: Чувак, братан, братела, браток, перец, пупс, старшаки, старикашка, бабкамен; Столовка, училка, учихалка, физра, русиш, литра, матра, инфа; Домашка, контроха, контра.

Наречия: Хорошо – клёво, супер, круто, прикольно, класс, классно, зашибись, ништяк, все тип-топ. Плохо – тухло, фуфлово, пипец, капец, отстой, облом, невезуха.

Глаголы: Хавать, не парься, гонишь, подставлять, достали, убейся, фильтруй базар, понты попутал, втяну, накурю.

Междометия: Блин, окей, ты че?

Устойчивые словосочетания и предложения:

Быстро – реще, крути педалями, шевели копытами, шевели подковами, шевели поршнями;

Замолчи – закрой палатку, закрой варежку, смени пластинку, язык прикуси, закрой форточку;

Уходи – топай, иди в баню, скройсь.

Представляется возможным выделить ряд причин употребления сленга. Во-первых, стремление участников молодежных социальных групп общаться друг с другом, оставаясь непонятыми для посторонних. Другой немаловажной причиной является тенденция к речевой эмоциональности, которую трудно достигнуть, используя исключительно литературную лексику. И, наконец, третьей причиной вынужденного языкового искажения между поколениями, по мнению психологов и лингвистов, становится возрастающий темп жизни, за которым представители старшего поколения не всегда успевают.

Появление мобильных телефонов с сервисом SMS, электронной почты, ICQ и интернет-чатов способствует тому, что в языке подростков все чаще встречаются простые вербальные конструкции, с помощью которых можно максимально быстро передать свою мысль, что зачастую вызывает критику со стороны более консервативно настроенной части общества в лице более старшего поколения.

Но наибольшей экспрессивной окраской в любом языке обладает табуированная (инвективная) лексика. Притягательная сила данной лексики для молодого поколения имеет несколько причин. Не последнее место занимают ее удобство, доступность, простота и даже гибкость. В данном случае в русском языке табуированной лексикой является матерщины и ругательства, их значение в лексиконе современной молодежи весьма однозначно или говоря другими словами она выражает бунтарство и агрессию, причем не обоснованную. По мнению многих специалистов психологов и личное мое мнение данный феномен во многом связан с появлением интернета и общения на расстоянии что дает возможность любому человеку не отвечать за свои слова и поступки, что в конечном счете привело к обще принятью такого рода лексикона в разговорной речи.

В целом, роль и место сленга в современной речевой культуре остаются не однозначными и требуют значительного осмысления. Но результатом распространения жаргона и сленга становиться уменьшение словарного запаса и искажению значений многих литературных слов русского языка. Что в свою очредь прводит к усложнению изучения языка и негативно влияет на воспитание молодого поколения.

Для вашего рассмотрения представляю некоторые литературные произведения русской классики при переводе на молодежный сленг:

Библиография

Кузнецова С.А. БТ Срусского языка. СПб., 2000.

Антрушина Г.Б. Стилистика современного английского языка. СПб., 2002.

ГекалоС.А. "Denglish" или "Germeng"? (к проблеме языкового отражения взаимодействия разных культур) // Сопоставительная лингво фольклористика: Сб. науч. ст. Вып.2. Славянскна-Кубани, 2003.

Читайте также: