Смутно пишут о том что смутно себе представляют сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Идолопоклонническое суеверие держало астрономическую землю в своих челюстях, не давая ей двигаться.

Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии.

Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

Кто в свете сем родился волком, тому лисицой не бывать.

Неусыпный труд препятствия преодолевает.

Математику уже за то любить следует, что она ум в порядок приводит.

(математика)

Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит.

Вдохновение - это такая девка, которую всегда изнасиловать можно.

(вдохновение)

Кто малого не может, тому и большее невозможно.

Природа весьма проста; что этому противоречит, должно быть отвергнуто.

(природа)

Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики.

Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт - только средства, только способы собирания материалов для разума.

Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек.

(невежество)

Науки юношей питают.

Ничто не происходит без достаточного основания.

Ошибки замечать не много стоит: дать нечто лучшее - вот что приличествует достойному человеку.

(ошибка)

Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

Ежели ты что хорошее сделаешь с трудом, труд минется, а хорошее останется, а ежели сделаешь что худое с услаждением, услаждение минется, а худое останется.

Журналист не должен торопиться порицать гипотезы. Оные единственный путь, которым величайшие люди успели открыть истины самые важные.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

«Кузбасский региональный институт повышения квалификации

Факультет повышения квалификации

Кафедра гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин

Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Исполнитель:

Еремеева Ольга Александровна,

учитель русского языка и

Консультант:

Вертилецкая Инга Геннадьевна,

Заведующая кафедрой ГиХЭД КРИПКиПРО,

канд. пед. наук, доцент

В методической разработке показаны все этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с требованиями на государственной итоговой аттестации в 9-ых классах, даны практические рекомендации по созданию текста-рассуждения и оформлению на письме примеров-аргументов. К разработке прилагаются список цитат, положенных в основу задания 15.1, образцы сочинений. Рекомендована учителям русского языка и литературы и выпускникам основной школы.

Основные подходы к работе по написанию

сочинения-рассуждения на лингвистическую тему …………… 4

Алгоритм подготовки учащихся к написанию сочинения…….. 5-8

Приложение №5 «Речевые клише для оформления аргументов

Приложение №7 «Образцы сочинений…………………………….. 27-28

Вопросы подготовки учащихся 9-ых классов к итоговой аттестации являются актуальными для каждого учителя. Экзаменационная работа по русскому языку составлена так, что позволяет проверить, в какой степени у выпускников основной школы сформирована каждая из трёх компетенций – языковая, лингвистическая и коммуникативная. Как показывает опыт работы в качестве учителя и эксперта по проверке экзаменационных работ, для учащихся самым трудным заданием в итоговой работе остаётся создание собственного текста: сочинение-рассуждение на лингвистическую или морально-этическую тему, так как им необходимо продемонстрировать не только теоретические знания одного из разделов лингвистики или представить свое понимание той или иной нравственной категории, но и аргументировать свое суждение, а также умение создать собственное речевое высказывание с привлечением информации из прочитанного текста. К типичным ошибкам, допускаемым в работе, относятся неумение доказывать справедливость изречения, делать вывод, последовательно и логично излагать свои мысли. Следовательно, во время подготовки к ГИА я уделяю большое внимание формированию умения аргументировать свои суждения на основе предложенного текста, грамотно оформлять их на письме.

В данной методической разработке показаны все этапы написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему в соответствии с требованиями на государственной итоговой аттестации.

Рекомендована учителям русского языка и литературы и выпускникам основной школы.

Основные подходы к работе по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1)

Следует обратить внимание на то, что все эти навыки и умения будут востребованы в ходе дальнейшей учебной деятельности выпускников (и не только при изучении русского языка), а также на ЕГЭ. Именно поэтому критерии оценивания этого вида работы максимально приближены к критериям оценивания задания 25 на ЕГЭ по русскому языку. Предлагаю составленный мной алгоритм работы для успешного выполнения этого вида работы.

Алгоритм работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (задание 15.1)

1. Повторение признаков текста.

2. Повторение структуры сочинения-рассуждения.

3. Анализ высказывания на лингвистическую тему.

4 . Работа над каждой частью сочинения.

5. Составление текста сочинения.

6. Проверка работы.

Алгоритм подготовки учащихся к написанию сочинения

1. В соответствии с критериями оценивания сочинения необходимо создать текст, который должен отличаться смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения (критерий С1К3), поэтому в начале работы над сочинением целесообразно повторить признаки текста, показать образцы текстов, созданных по указанным критериям. (Приложение №1).

- Шаг 1. Внимательно читаю высказывание.

- Шаг 2. Выделяю в нем ключевые слова, связанные с лингвистикой.

- Шаг 3. Перечитываю текст и отмечаю примеры того или иного языкового явления, которое необходимо привести в качестве доказательства.

- Шаг 4. Пишу тезис.

- Шаг 5. Пишу основную часть (аргументы и примеры).

- Шаг 6. Пишу заключение.

- Шаг 7. Проверяю черновик.

2.1. Рекомендации по оформлению тезиса работы.

В приложении №2 подобраны речевые клише, которые помогут учащимся сделать это грамотно и логично.

Например: Известный русский лингвист (языковед, ученый, писатель) утверждал:

(Обязательно напомним особенности оформления на письме прямой речи).

Или: Известный русский лингвист (языковед, ученый, писатель) считал, что…

(Сравните с первым вариантом написания и выберите для себя наиболее приемлемый способ: в форме прямой речи или косвенной).

В тезисе необходимо выразить свое отношение к предложенной цитате. Используя слова-клише (приложение №2), формулируем его. Например: Безусловно, я согласен с мнением автора. Попробую доказать справедливость его высказывания на примере прочитанного мною текста.

Итак, тезис сформулирован. Приступаем к самой главной части сочинения: даем обоснованный ответ на поставленный вопрос, рассуждая на теоретическом уровне, подтверждая свои суждения примерами из текста (критерии оценивания С1К1 и С1К2).

2.2. Анализ предложенного высказывания.

Учебник русского языка в каждом классе дает возможность составить словарь высказываний о русском языке, к которому нужно добавить и список цитат, рекомендованных в сборниках типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько. Поэтому уже с 5 класса на уроках уделяю особое внимание работе с лингвистическим высказыванием: определяем его основную мысль, выделяем ключевые слова, приводим примеры, подтверждающие основную мысль. (Смотри приложение №3). С целью эффективности подбора аргументов все рекомендуемые цитаты я систематизировала, объединив их в тематические группы.

Рассмотрим все этапы работы с цитатой.

Учимся делать комментарий высказывания: определить его основную мысль, обратить внимание, о каком языком явлении идет речь, лексическом

или грамматическом, указать его роль в данном тексте.

Предварительно с учащимися составлен список наиболее часто встречаемых лингвистических явлений (смотри приложение № 4), которые разделены на две группы: лексические и грамматические. В случае затруднения в объяснении того или иного явления обращаемся к учебнику теории под редакцией В.В.Бабайцевой или М.М.Разумовской. Указывая роль в нашей речи названного в цитате явления, подбираем примеры из анализируемого текста. На этом этапе работы следим за точностью формулировок, так как доказательства не должны иметь фактических ошибок.

А теперь оформляем наши рассуждения в письменном виде. Так как сочинение должно отличаться цельностью и последовательностью (критерий С1К3), рекомендую учащимся при записи аргументов пользоваться вводными словами: во-первых, во-вторых. Называя роль того или иного лингвистического явления, делаем ссылку на предложение, в котором это подтверждается. Сделать это можно различными способами, с которыми учащиеся знакомы при написании рассуждений другого характера, например, на морально-этическую тему. Например, Об этом автор текста говорит в предложении… (указывается его номер) или: Смотри в тексте предложение…, где автор выражает…. О других вариантах записи можно узнать из приложения №.5

2.3. Следующий часть сочинения – вывод. Обязательно советую учащимся прочитать высказывание, предложенное для анализа, и приведённые аргументы, так как вывод должен обобщить всё написанное и содержать ответ на поставленный вопрос. В качестве слов, подводящих итог рассуждению, можно использовать вводные слова: следовательно, таким образом, итак, а также выражения : подведем итог всему сказанному или как следует из вышесказанного и др. (Образцы написания вывода в приложении №6)

4. После создания собственного текста не забываем проверить его, чтобы предупредить орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Самым причудливым образом в стихах Ломоносова сочетаются тонкий лиризм и ненавязчивое научно-просветительское начало. Попробуйте-ка в рифмованных строчках обосновать собственные открытия и догадки - у Ломоносова это получалось великолепно!

Конечно, сегодня стихи Ломоносова читать и воспринимать довольно сложно, а временами даже и понять невозможно без дополнительных комментариев - настолько они отличаются от современного литературного языка. Но мы никак не можем не заметить благозвучие его поэзии, внимание к русскому языку, бережное отношение к стилю, оборотам и правилам стихосложения.

Сберегли ли мы наследие Ломоносова?

📖 Михаил Васильевич Ломоносов о русском языке:

✍🏻 Тому, кто хочет говорить красиво, необходимо уметь говорить правильно и иметь достаточный запас слов, которыми можно высказать мысли.

✍🏻 Те, кто пишут темно, либо невольно выдают свое невежество, либо намеренно скрывают его. Смутно пишут о том, что смутно себе представляют.

✍🏻 Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому.

✍🏻 Красота, величие, сила и богатство российского языка явствуют довольно из книг, в прошлые века писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли думали, что оные есть или могут быть.

✍🏻 Повелитель многих языков, язык российский не только обширностью мест, где он господствует, но купно собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе.

✍🏻 Без грамматики оратория – глупа, поэзия – косноязычна, философия – безосновательна, история – непонятна, юриспруденция – сомнительна.

✍🏻 Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, ита-лианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков.

истинной в XVIII веке, остается истиной в XX веке и остается ею навсегда.

Вопрос: Согласны ли вы с М.Ломоносовым и почему?

Я согласна с Михаилом Ломоносовым.
Например,я буду описавать смутно,то о чём я не имею большего представления.Всё будет получатся не замечательно,так как у меня нету полного понятия о том,что я буду описывать.В моем рассказе всё будет не понятно и не разборчиво,так как в нём будет говорится,о том,чтего я не знаю или не представляю.Так и, в истории есть смутное время-его называют смутным,потому что полных знаний ни у одного человека об этом времени нету..Есть и примеры из газет.научных докладов и прочего.Я так же не могу сказать о том,что хотел передать,например,доктор физических наук из своих докладов.Поэтому Михаил Ломоносов прав и останется прав на долгие времена.

Ушастик находит себе новый дом

Поначалу Ушастик сопротивлялся и отбивался. Но вскоре одумался. Из корзины ему было не удрать, и он решил лежать спокойно и ждать, что будет.

Человеку пришлось проделать большой путь, оставив пожар далеко позади. Дом его находился в не тронутой огнём зоне. Коттедж окружали сад и ограда из ползучих толстокорых ветвей перечной мяты.

У мистера Андерсона было двое детей, близнецы. В его говоре нет-нет да слышались нотки урождённого шотландца, но дети его всю свою жизнь провели на этом полуострове. Войдя в дом, не выпуская из рук корзины, он крикнул:

— Джуди, Малькольм, вы где? Ну и страшный пожар разгулялся! Посмотрите-ка скорей, что я вам принёс!

Джуди на стареньком пианино разучивала гаммы, а Малькольм корпел над примерами из домашнего задания. Оба тут же подлетели к отцу.

— Что ты принёс, папа? Покажи — что? Мистер Андерсон достал из корзинки и посадил на пол полумёртвого от страха коалу.

— Ой, какой хорошенький! — восторженно завизжала Джуди. — Какой миленький!

— Чур, он мой! — заявил веснушчатый Малькольм, щёлкая пальцами над ухом нахохлившегося серого зверька и свистом подзывая его к себе.

— Подожди, подожди, — остановил его отец. — Нам придётся скрывать, что у нас живёт коала.

— Никто не имеет права держать в доме коалу — таков закон, как вам известно.

— Значит, нам придётся его отдать? — надулся Малькольм.

— А вдруг у него здесь недалеко мама? — предположила Джуди. — Если его увезут в зоопарк или ещё куда-нибудь, он её навсегда потеряет.

— Может, ты и права, — задумчиво согласился отец. Вдруг коричневые глазки Ушастика заблестели, он поднялся на ноги и осмотрелся. Малькольм сделал шаг вперёд. Ему страшно хотелось взять зверька на руки, но он боялся: а вдруг укусит? Заметив Малькольма, Ушастик бросился на него. Мальчик попытался увернуться и обеими руками опёрся на открытую клавиатуру пианино. Раздался резкий, раздирающий уши звук. Но Ушастика это не остановило. Он кинулся Малькольму в ноги и, вонзив когти сначала в гольфы мальчика, а потом в его штаны, полез по нему вверх.

Малькольм завизжал от страха, а Джуди — от восторга. Ушастик полз вверх, но, к удивлению Малькольма, кусать его не собирался.

— Успокойся, — сказал отец. — Посмотрим, что он будет делать дальше.

— Всё это хорошо, папа, — возразил Малькольм, — но посмотри, во что превратились мои штаны! Что скажет мама?

Как раз в эту минуту в комнату вошла миссис Андерсон и действительно кое-что сказала…

Из того, что Ушастику довелось видеть за последние часы, Малькольм больше всего напоминал дерево. С перепугу он и принял мальчика за дерево. Только добравшись до плеча Малькольма, он понял, что ошибся. Но к этому времени и Малькольм сообразил оторвать его когти от своей рубашки и, гладя Ушастика, говорил:

— Хороший, хороший коала… Малькольм не будет тебя обижать.

— Дадим ему попить, — предложил Малькольм, сажая Ушастика на стул.

— Тогда давай принесём ему листьев.

Дети побежали и нарвали с мятного дерева самых молодых листочков. Они разыскали ящик с верхом из проволочной сетки, поставили ящик в сарай и, положив в него листья, посадили туда зверька.

Прошло два дня, но Ушастик не дотрагивался до листьев. Джуди и Малькольм приносили ему всё новые и новые, но Ушастик, хоть и понюхал их, есть всё равно не стал и неподвижно лежал в ящике.

— Он погибнет, если не начнёт есть, — огорчённо сказала миссис Андерсон. — Может, дать ему молока?

Ко всеобщей радости, Ушастик, понюхав поставленное перед ним блюдце с молоком, принялся его пить или, скорее, жевать, потому что с тех пор, как он стал взрослым, он разучился пить.

Но очень скоро опять научился. Ежедневно он выпивал два больших блюдца молока. Прошла неделя, и семейство Андерсонов начало верить, что Ушастик выживет. Они решили оставить его у себя, по крайней мере до той поры, пока он не поправится окончательно и не окрепнет. Поэтому мистер Андерсон и Малькольм соорудили вокруг одного из мятных деревьев ограду из порожних бидонов из-под керосина (они были скользкие, и Ушастик не мог на них влезть) и посадили зверька на ветку. К их восторгу, коала, понюхав листья, принялся жевать.

— Теперь, — решила Джуди, — он может у нас остаться. Молоко и мятные листья — вот всё, что ему нужно.

Это было не совсем верно. Листья мятного дерева отнюдь не лучшая пища для коал. Раза два, когда ворота ограды из бидонов были открыты, Ушастик делал попытку убежать, но оба раза был задержан в саду на полпути. Тогда Ушастик решил использовать своё пребывание в доме Андерсонов наилучшим образом. По крайней мере, он попробует.

Он поправился, окреп, постепенно привязался к Андерсонам и легко узнавал их среди людей, которые приходили им полюбоваться.

Ушастик позволял Малькольму, Джуди и их родителям брать себя на руки и гладить. Только если его гладили против шерсти, он злился и мрачнел.

Читайте также: