Смерть фролова в романе разгром сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МБОУ СОШ с.Р.Камешкир

ученица 11 класса

МБОУ СОШ с.Р.Камешкир

учитель русского языка и литературы.

Гражданская война – духовный кризис России.

А.А.Фадеев, И.Э.Бабель и М.А. Шолохов – очевидцы революции и гражданской войны.

Зеркальные эпизоды как отражение нравственных мучений человека на войне.

А) Две смерти. Долгушов и Фролов.

Б) Впервые в отряде. Мечик и Лютов.

В) Отношение к лошади Мечика и Лютова.

Зеркальные эпизоды помогают раскрыть реальное состояние народа в кризисный период.

Каким был человек времен революции и Гражданской войны? Почему он шел в бой? О чем он думал? Как менялось его отношение к происходящему? Моему поколению интересно узнать, как изменялся этот человек, что появилось в нем нового, те качества, которых требовало от них жестокое, кровавое время. Я считаю, что на эти вопросы помогут ответить зеркальные эпизоды в произведениях писателей 20 –х годов ХХ века.

Гражданская война – самая страшная война для любого народа. Наша страна готовится к 70-летию Великой Победы. Сегодня очень многие хотят исказить историю. События, которые почти год происходят в Украине, говорят мне об этом. Поэтому тема Гражданской войны актуальна сегодня как никогда. Зеркальные эпизоды в произведениях И.Э.Бабеля и А.А.Фадеева, М.А.Шолохова помогут многим разобраться в сегодняшних непростых событиях и последствиях, к которым они привели.

Возможно, что в произведениях И.Э Бабеля и А.А. Фадеева, М.А.Шолохова есть зеркальные эпизоды, которые свидетельствует о реальных событиях того времени. Эти эпизоды позволяют понять чувства людей, живущих в кризисное время. Гражданская война, как и любая другая, является испытанием для народа. Приемы изображения данного исторического события обусловлены рядом причин: социальным статусом писателя, его отношением к событию, его мировоззрением, образованием, воспитанием.

Попытаться выяснить, могут ли зеркальные эпизоды в художественных произведениях раскрывать общее состояние человека в кризисный период.

Изучить и проанализировать литературу, связанную с Гражданской войной.

Доказать или опровергнуть гипотезу.

Показать неизбежность нравственных мучений человека в переломные моменты истории; понять, в чем особенность изображения Бабелем и Фадеевым и Шолоховым исторических современных им событий.

Изучить и проанализировать зеркальные эпизоды, раскрывающие тему революции и гражданской войны в творчестве А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, И.Э.Бабеля, взгляды и оценку литературных критиков на отражение исторической проблемы данными авторами.

Объект обследования: литературоведение.

анализ критической литературы на данную тему;

сравнительный анализ эпизодов текста.

Летопись будничных злодеяний теснит

меня неутомимо, как порок сердца.

Гражданская война – духовный кризис России.

Революция и Гражданская война круто изменили Россию, вошли в жизнь каждого человека, ломая, калеча, уродуя людские тела и души. Страшна любая война, потому что она несет смерть, горе, боль, разрушения, но война гражданская страшна и бесчеловечна вдвойне.

Гражданская война 1918—1920 годов — один из самых трагичных периодов в истории России; она унесла жизни миллионов, заставила столкнуться в жестокой и страшной борьбе народные массы разных сословий и политических взглядов, но одной веры, одной культуры и истории. Война вообще, а гражданская в частности — действо изначально противоестественное, но ведь у истоков любого события стоит Человек, его воля и желание: еще Л. Н. Толстой утверждал, что объективный результат в истории достигается путем сложения воль отдельных людей в единое целое, в одну результирующую. Человек — крохотная, порой невидимая, но вместе с тем незаменимая деталь в огромном и сложном механизме войны.

Любая экстремальная ситуация ставит человека в крайне сложные условия и заставляет его проявить самые значительные и глубинные свойства характера; в борьбе доброго и злого начал души побеждает сильнейшие, а совершаемый человеком поступок становится итогом и следствием этой борьбы.

А.А.Фадеев, И.Э.Бабель и М.А. Шолохов – очевидцы революции и гражданской войны. (Приложение.Таблица №1)

Изображение гражданской войны стало одной из главных тем русской литературы 20 века. Эта война, потрясшая огромную страну, осознавалась в литературе по-разному: и как трагедия народа, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков в революции.

Писатели использовали различные приемы воплощения и передачи всех своих мыслей по поводу революции в полном объеме и в той форме, которую они сами испытали, будучи в самих центрах гражданской войны.

К примеру, сам А.А. Фадеев был таким же человеком революционного дела, как и его герои. Вся его жизнь и ее обстоятельства были таковы, что А.А.Фадеев родился в семье сельских прогрессивно настроенных интеллигентов. А сразу же после школьной скамьи ринулся в битву.


III. Зеркальные эпизоды как отражение нравственных мучений человека на войне.

Зеркальный, -ая, -ое; -лен, -льна.

2. Гладкий и блестящий, напоминающий зеркало. Зеркальная гладь.

3. полн. Об изображении: сходный с получаемым в зеркале, такой, при к-ром происходит пространственное преобразование изображаемого (спец.). Зеркальное отображение.

| сущ. зеркальность, -и, жен. (ко 2 знач.). 2

Некоторые сцены в художественных произведениях повторяются в разных рассказах, вызывая ощущение, что всё это — не сейчас происходящие события, а угрызения совести, возвращающиеся вновь и вновь. Главный вопрос, возникающий у читателя: что происходит с человеком в нечеловеческих условиях и может ли он в них остаться человеком?

(Приложение. Таблица №2.)

Анализ зеркальных эпизодов показал неизбежность нравственных мучений человека в переломные моменты истории;

Ценность рассматриваемых мною зеркальных эпизодов в художественных произведениях А.А.Фадеева, И.Э.Бабеля и М.А.Шолохова состоит в правдивом изображении революции и гражданской войны, тех, кто, втянутый эпохой, совершал революцию и сражался на фронтах.

Хотя рассказы в структурном построении и имеют небольшие отличия, однако они подчинены общей теме: изображение человека на гражданской войне, влияние войны на отношения между близкими людьми.

Таким образом, несомненно, что книги Бабеля, Фадеева, Шолохова должны быть рассмотрены в контексте литературы 20-х годов прежде всего с точки зрения отражения в ней той новой исторической реальности, которая возникла в России после октябрьского переворота, вынесшего на поверхность исторической жизни и сделавшего главным действующим лицом грандиозных исторических событий того, на кого классическая литература XIX века привыкла смотреть главным образом как на объект, достойный сочувствия, которого изображала в облике так называемого “маленького человека”.

Это книги о страданиях человеческой души, которая исступленно ищет истину в несправедливом, истекающем кровью мире. Любая война – это страшная трагедия, а гражданская вдвойне, потому что она братоубийственная. Война губительна для обеих воюющих сторон – вот итог размышлений Бабеля на страницах своей книги. 8

М.А.Шолохов. Донские рассказы. – М.: Дет.лит., 2000

А.А.Фадеев. Разгром. – М.: Правда, 1987. – 624 с

Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.

Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992

Произведения о революции и Гражданской войне, вышедшие в 1926-1927 годах, носили, в известной степени, итоговый характер. Эти произведения ставили острые вопросы гуманистического смысла революции, полемизируя друг с другом. Авторы этих романов принадлежали разным направлениям в русской литературе двадцатых годов.

Булгаков, например, продолжал традиции классической русской культуры. Фадеев же был писателем, пытавшимся создать образы литературы нового времени, создать соответствующее настроение для понимания действительности, создать нового

героя революции; работавшим по социальному заказу для нового читателя, часто неподготовленного, не имеющего достаточного образования и воспитания для восприятия сложных и по замыслу, и по мысли, и по языку книг. Фадеев по-иному освещает духовные ценности, такие, как гуманизм, жалость, любовь, верность, долг.

Так в его романе “Разгром” поднимается тема гуманизма, которая неразрывно связана с чувством гражданского долга. Все средства допустимы и преступления оправданы высшей идеей, говорит Фадеев на страницах своего романа. Примером тому является образ командира отряда Левинсона. Он забрал единственную

свинью у бедняка-корейца, применяя оружие, заставил рыжего парня лесть в воду за рыбой, дал добро на вынужденную смерть Фролова.

Все это ради спасения общего дела. Люди подавляли личные интересы, подчиняя их долгу. Этот долг калечил многих, делая их орудием в руках партии.

В итоге люди черствели, переходили грань дозволенного.
Основным примером Фадеевского гуманизма является эпизод смерти (убийства) Фролова. Многое в этом эпизоде говорит нам о том, что люди меняются со временем пребывания на военном фронте. Для них(простых солдат – людей, когда-то живших в обычных семьях) смерть становится спутником жизни. Эти люди видят ее на каждом углу и, поэтому для Левинсона становится легко сделать выбор между умирающим Фроловым и всем отрядом, даже когда Сташинский говорит, что может остаться с умирающим, Левинсон не собирается оставлять Сташинского в госпитале, так как японцы скоро найдут отряд по “горячим” следам.

А Фролов в таком тяжелом состоянии, что все равно скоро умрет. Вторым примером изменения внутреннего мира людей является описание разговора Сташинского и Левинсона. ” Кажется, остается единственное… я уже думал об этом… – Левинсон запнулся и смолк, сурово стиснув челюсти”. Хотя Левинсон и не сказал, о чем он думал, но Сташинский понял, о чем тот хотел сказать, так как сам тоже уже думал о возможности “убийства” Фролова, даже уже придумал, как это можно было совершить, чтобы никто не заметил этого. Встает вопрос: Смерть Фролова – помощь больному или отряду, но после согласия Левинсона со словами Сташинского: – Надежд никаких… да разве в этом суть?

Становится ясно, что их волнует больше судьба всего отряда, а не отдельных личностей. В этом эпизоде Фадеев сравнивает Левинсона и Мечика, командира прошедшего через многое и новичка из интеллигентной семьи. По мнению Мечика убийство Фролова это бесчеловечный поступок, но на нем не лежит груз ответственности за весь отряд как на Левинсоне.

Юный боец не может находиться рядом с несправедливостью, он убегает, когда Левинсон заставляет лезть солдата в холодную воду за рыбой, когда Сташинский собирается давать Фролову яд. Он считает несправедливым то, как Левинсон поступил с корейской семьей, конфисковав у них свинью, и оставив их голодать. На мой взгляд, Мечик это вообще особая тема для сочинения, а теперь давайте вернемся к теме. Как я уже писал, Мечик единственный на кого смерть Фролова произвела большое впечатление.

Даже сам Фролов понял, что в мензурке не бром, а яд. Это мы узнаем из его последнего предсмертного монолога: “Сынишка там у меня есть на руднике… Федей звать…

Об нем чтоб вспомнили, когда обернется все, – помочь там чем или как…” Эти слова звучат как последняя просьба перед смертью. Даже Варя все сразу поняла, когда Мечик пытался ей рассказать, и восприняла это как должное. Это все еще раз подчеркивает, то, как изменяются люди, пробывшие рядом со “смертью” много времени.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Анализ эпизода "Смерть Фролова".

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Фадеев на страницах своего произведения делает главный акцент на том, что для достижения высшей цели возможны любые средства, и они будут оправданы. В этом контексте ярок и показателен образ командира отряда Левинсона. Этот человек обладает чертами отличного психолога, хитер и дальновиден. Он умеет общаться с людьми, обладает правильной тактикой.

Левинсон идет на жестокие поступки ради общего дела, ради всех подвластных ему партизан. И таких показательных моментов в романе несколько: конфискация единственной свинки у старого корейца и обречение семьи на голодную смерть, приказ об отравлении смертельно раненого Фролова. В это тяжелое время людям приходилось подавлять внутренние чувства и мысли, подчинять все порывы в один, общий. Этот долг зачастую калечил души, делал людей черствыми и безучастными.

Ярким примером гуманизма в произведении Фадеева является эпизод смерти, а правильнее сказать, убийства Фролова. Описание этого случая во многом наталкивает на мысль, что люди меняются на фронте, они учатся не бояться смерти. Встречаясь с ней каждый день, закаляешься, становишься тверже, и поэтому на чаше весов между умирающим Фроловым и спасением отряда, Левинсон выбирает последнее. Он отказывается оставить с умирающим Фроловым Сташинского, ясно понимая, что этот поступок может погубить всех партизан. Японцы найдут отряд. Лучше одна смерть, чем сотни.

Сташинского и Левинсона волнует прежде всего судьба отряда, а уж потом отдельно взятого человека, который все равно умрет, потому что надежды на спасение нет никакой.

Мечик считает этот поступок бесчеловечным и непозволительным, но разве он вправе судить, ведь на этом юнце не лежит такой груз ответственности, как на командире?! И хотя юноша возмущен и не может принять такое решение, не считает его верным, все же сохраняет страшную тайну отравления.

Впрочем, все поступки Мечика неоднозначны. Его покоробило от решения Левинсона в отношении семьи корейца, он долго переживал эту ситуацию и вспоминал заплаканное лицо старика, умоляющего не отнимать свинью, и в тоже время вместе со всеми ел мясо. Нет твердости в этом молодом человеке, никогда до конца он не был верен своим принципам. И легко может через них переступить, если это будет выгодно. А вот Левинсон умеет принимать тяжелые решения, ему другого выбора и не остается.

Перед смертью Фролов просит помочь сынишке Федьке, который остался на рудниках. Эта последняя просьба умирающего человека трогает до слез, до самой глубины души. А герои реагируют обыденно, воспринимают эти слова как должные, еще раз подтверждая, что люди меняются, находясь изо дня в день бок о бок со смертью, они начинают ее воспринимать иначе.


Место и время действия

События романа происходят во время Гражданской войны, в 1917–1923 годах, в Уссурийском крае.

Главные герои

Другие персонажи

  • Варвара (Варя) – сестра милосердия в лесном лазарете, жена Морозко, была влюблена в Мечика.
  • Сташинский – доктор в лесном лазарете.
  • Бакланов – помощник Левинсона.
  • Дубов, Метелица, Кубрак – взводные в отряде Левинсона.
  • Чиж, Пика, Ефимка – партизаны в отряде Левинсона.

Краткое содержание

1. Морозка

По дороге к Шандыбе Морозка попадает под обстрел – идет бой между партизанами и японцами. Партизаны бегут от неприятеля, оставив на поле раненого парнишку в городском пиджаке. Морозка спасает его.

2. Мечик

3. Шестое чувство

Морозка крадет у сельского председателя Рябца дыни, и Левинсон приказывает забрать у ординарца оружие, назначая на вечер собрание для разбора этого вопроса.

4. Один

6. Левинсон

7. Враги

8. Первый ход

Ночью Левинсон, подняв боевую тревогу, объявил, что они уходят отсюда.

9. Мечик в отряде

10. Начало разгрома

11. Страда

Партизаны приходят к госпиталю. Сташинский и Левинсон, понимая, что смертельно раненный Фролов будет только обузой, решают дать ему яд. Случайно услышавший их разговор Мечик пытается помешать происходящему, кричит на доктора. Фролов осознает, что ему дали не просто лекарство и перед смертью просит позаботиться о его сыне.

12. Пути-дороги

13. Груз

14. Разведка Метелицы

Левинсон отправляет Метелицу в разведку в деревню. Выбравшись из тайги, взводный знакомится с мальчиком-конюхом, у которого оставляет лошадь. Узнав, что в деревне обосновались казаки, Метелица пытается разведать что-то под окнами дома начальника эскадрона, но его ловят.

Новость о том, что Метелица не вернулся, взволновала Левинсона, но они все равно решили выдвигаться. Командир сильно болел, и с каждым днем ему становилось все хуже.

15. Три смерти

Партизаны заметили приближающийся эскадрон казаков. Отряд Левинсона прогоняет противника, во время стычки был убит конь Морозки. По приказу командира расстреляли мужика, который выводил на площадь мальчика-пастушка.

16. Трясина

Не участвовавшая в атаке Варя приехала в село, когда все уже разбрелись по хатам. Узнав, что Морозка жив, она тут же отправилась его искать и нашла пьяным на улице – мужчина напился, горюя о смерти коня. Женщина помогла ему встать и отвела на сеновал. Неожиданно для себя Морозка поцеловал Варю второй раз в жизни. Они помирились.

Утром на село начала наступать вражеская конница. Из-за недостатка людей отряду Левинсона пришлось отступать в лес. Бойцов останавливает трясина. Левинсон приказывает гатить болото. Под пулями противника партизанам удалось перейти трясину.

17. Девятнадцать

Недалеко от места, где переправлялись партизаны, казаки устроили засаду. Мечика отправляют в разведку. Засыпая на лошади, он видит перед собой казаков, но, не предупредив отряд, в испуге сбегает, а после возвращается город. За Мечиком ехал Морозка. Иван успевает выстрелами предупредить свой отряд, после чего его убивают казаки.

И что в итоге?

Левинсон — узнав, что убили Бакланова, расплакался, но стойко продолжает исполнять свои обязанности.

Мечик Павел — увидев перед собой казаков, пугается и сбегает, не предупредив отряд; возвращается в город.

Морозка — успевает предупредить свой отряд выстрелами о том, что впереди казаки, затем они его убивают.

Бакланов — убит во время боя с казаками.

Заключение

Читайте также: