Слово сочинение от какого слова образовано

Обновлено: 28.04.2024

Прилагательное перелетный образуется от существительного перелет с помощью суффикса -н- (перелетные птицы — это птицы, совершающие перелеты, то есть сезонные массовые перемещения в места зимовок и обратно).

Здравствуйте! Незыблемый - это какая часть речи и от какого слова образовалось?

Ответ справочной службы русского языка

Это отглагольное прилагательное, образовано от глагола зыбить.

Добрый день. Какой суффикс в слове речовка/речевка -ев- или -овк-, от какого слова образовано данное слово, каким правилом руководствоваться при написании слова речовка/речевка, возможно ли двоякое написание указанного слова?

Ответ справочной службы русского языка

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какой способ образования в слове "рассчитать" и от какого слова оно образовано. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

"Медведь" - это эвфемизм от какого слова ? Ну т.е. понятно, что в современном языке это уже не считается эвфемизмом, но если я захочу , допустим, призвать медведя (если предположить, что древние суеверия верны), что я должен сказать? Урс или что-то типа того?

Ответ справочной службы русского языка

Пишет Макс Фасмер:

Праславянское *medvědь (первоначально "поедатель меда", от мёд и *ěd-) представляет собой табуистическую замену исчезнувшего индоевропейского слова (ср. греч. ἄρκτος, лат. ursus).

От какого слова образовано известить?

Ответ справочной службы русского языка

Глагол известить образован от существительного весть.

Почему в слове вдохновение корень вдохнов, от какого слова образовано (возможно ли от вдох, дыхание?)

Ответ справочной службы русского языка

В словообразовательном отношении вдохновение - производное от глагола вдохновить.

В этимологическом отношении - это слово связано с вдохом, дыханием.

Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, от какого слова произошел глагол притворить? ( не могу составить словообразовательную цепь) Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы имеете в виду, от какого слова образовано слово "притворить"? Все же это не совсем одно и то же, что произошло. Так вот, слово "притворить" не образовано ни от какого слова .

От какого слова образовано слово "штриховать"?

Ответ справочной службы русского языка

Штриховать – это наносить штрихи. Поэтому глагол штриховать образуется от существительного штрих.

Ответ справочной службы русского языка

Ответ справочной службы русского языка

Ловкость – от ловкий (суффиксальный способ).

Подскажите, пожалуйста, откуда взялось слово Продразверстка?
Прод- понятно, продовольственный.
Что такое разверстка, от какого слова это произошло?
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

РАЗВЁРСТКА, -и; ж.
1.
к Разверст а ть.
2.
Плановое распределение кого-, чего-л.; документ, предписание о таком распределении. Получить что-л. по развёрстке.

РАЗВЕРСТ А ТЬ, - а ю, - а ешь; развёрстанный; -тан, -а, -о; св. что.
1. Офиц.
Производя расчёты, распределить между кем-, чем-л. Р. средства на строительство.
2. Типогр.
Верстая, распределить набранный текст по страницам.

Ответ справочной службы русского языка

В современном русском языке это непроизводное слово. Исторически оно мотивировано древнерусским глаголом чувати (ср.: чуять).

Скажите, выражение "не тронь" литературное или разговорное? От какого слова происходит "тронь"? Может правильно говорить "не трогай"?

Ответ справочной службы русского языка

Не тронь – форма повелительного наклонения глагола тронуть , не трогай – форма повелительного наклонения глагола трогать . Глагол тронуть стилистически нейтральный (не разговорный).

Что такое словообразовательный разбор (анализ) слова?

Словообразовательный разбор – это определение, от какого слова и с помощью чего образовано слово.

Для выполнения словообразовательного разбора необходимо:

  • различать производные и непроизводные слова;
  • видеть производящую и производную основы;
  • уметь выделять морфемы;
  • знать способы словообразования.

Непроизводные слова – это слова, которые не образованы от других однокоренных слов и являются исходными, такими, какими они возникли в языке изначально.

Производные слова образуются от однокоренных с помощью морфологических или неморфологических способов.

К производящей основе добавляются словообразующие морфемы, их соединяют и образуют новые сложные слова.

Производная основа – это часть вновь образованного слова без окончания.

Способы словообразования:

  1. морфологические:
    • приставочный,
    • суффиксальный,
    • приставочно-суффиксальный,
    • постфиксальный,
    • приставочно-постфиксальный,
    • суффиксально-постфиксальный,
    • бессуффиксальный,
    • сложение основ,
    • аббревиатура;

  2. неморфологические:
    • лексико-синтаксический,
    • лексико-семантический,
    • морфолого-синтаксический.

Способы словообразования

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Постфиксальный

Бессуффксальный

Приставочно-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

Сложение основ

Аббревиатура

Лексико-синтаксический

Лексико-семантический

  • Лук (овощ) – лук (оружие со стрелами) - омонимы
  • По'лки – полки' (омографы)
  • Стекло (оконное) – стекло (на пол) – омоформы
  • Кот – код (омофоны)

План словообразовательного разбора (анализа)

Данное для разбора слова необходимо поставить в начальную форму.

Начальная форма слова:

  • существительное – ед.ч., Им.п.;
  • прилагательное – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • глагол – неопределенная форма;
  • причастие – ед.ч., Им.п., муж.род;
  • местоимение – в зависимости от разряда
  • наречие, деепричастие – не изменяются.

Начальная форма слова необходима для того, чтобы отсечь формообразующие аффиксы, которые не участвуют в образовании новых слов.

Затем выполнить следующие действия:

  1. Указать часть речи
  2. Установить слово с производящей основой.
  3. Выделить основу в производящем слове.
  4. Выделить производную основу в разбираемом слове.
  5. Выделить в производном слове основу (или часть основы), которая совпадает с производящей.
  6. Выделить словообразующие аффиксы (морфемы): части слова, оставшиеся за пределами производящей основы (кроме окончания).
  7. Определить способ образования.

Примечание:

  • выделять морфемы, не участвующие в образовании данного слова, не нужно;
  • при составлении словообразовательной цепочки каждое предыдущее слово будет производящим для следующего.

Примеры словообразовательного анализа

Образец устного разбора

Подоконник существительное, в начальной форме.

Светлана Крапивина

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ В РАМКАХ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 9 И 11 КЛАСС!
Для разбора в школе даются только те слова, способ образования которых определить МОЖНО.
ПОМНИМ, ЧТО КАЖДЫЙ РАЗ, ОПРЕДЕЛЯЯ, ОТ ЧЕГО ОБРАЗОВАНО ДАННОЕ СЛОВО, МЫ ИЩЕМ СЛОВО, КОТОРОЕ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ НАШЕГО МИНИМАЛЬНО. (На одну, максимум - на две морфемы)

(ВНИМАНИЕ! Глаголы в форм прошедшего времени образуются от основы инфинитива путём прибавления суффикса -Л. ЭТО НЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, а ФОРМООБРАЗОВАНИЕ! Суффикс -Л формообразующий: он образует форму того же самого слова, а при словообразовании мы получаем новое слово с ДРУГИМ ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ! Поэтому слово "подбежал" образовано приставочным способом, а не суффиксальным!))

Светлана Крапивина

ПЕРЕХОД ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ

ВНИМАНИЕ. При образовании слов при помощи суффикса часто исходное слово является одной частью речи, а получившееся — другой: перебежЧИК (сущ.) - от перебежать (глаг.), досрочнО (нар.) - от досрочный (прилаг.) Всё это НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕРЕХОДУ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ НЕ ИМЕЕТ.

ПРИ ПЕРЕХОДЕ ОДНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ В ДРУГУЮ В СЛОВЕ НЕ МЕНЯЕТСЯ, НЕ ИСЧЕЗАЕТ И НЕ ПРИБАВЛЯЕТСЯ НИ ОДНА БУКВА.
Просто было, например, прилагательное и отвечало не вопрос КАКОЙ?, а стало существительное и отвечает на вопрос КТО? или ЧТО? Это самый распространённый вариант перехода. При этом в языке могут одновременно существовать и прилагательное, и существительное, а может быть и так, что прилагательного уже нет.
Рабочий (какой?) человек — он (кто?) рабочий
Кондитерская (какая?) лавка — есть (что?) кондитерская
Столовая (какая?) комната — есть (что?) столовая
Мостовая, мастерская, земноводное, насекомое, пирожное, мороженое, Вселенная, набережная, парикмахерская т.д.. Окончание у слова — как у прилагательного, изменяется оно, как прилагательное, а отвечает на вопрос существительного, в предложении является подлежащим, или дополнением, или обстоятельством, как существительное: Мастерская закрыта. Съешь пирожное. Вошёл в кондитерскую.
Путём перехода образуются производные предлоги из наречий:
Прошёл МИМО — прошёл МИМО меня
Вышел НАВСТРЕЧУ — НАВСТРЕЧУ гостям
Оглянись ВОКРУГ — обошёл ВОКРУГ дома
или из деепричастия:
Уходил, БЛАГОДАРЯ друга за помощь — справился БЛАГОДАРЯ помощи друга

Словообразовательный разбор слова

Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.


Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.

Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.

Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.

Особенности словообразования

  1. Для проведения словообразовательного разбора, слово необходимо поставить в начальную форму.
  2. Чтобы найти слово, от которого образовано данное, нужно определить лексическое значение производного слово через однокоренное. Нужно ответить на вопрос:

Что данное слово обозначает? (Что это? Кто это? Какое оно?)

Ответ обязательно должен содержать однокоренное слово. Например, найдем производящие слова для слов лесник, пригород, упростить:

Лесник – это кто?~ Это тот, кто работает в лесу .

Слово лесник образовано от слова лес.

Пригород – это что?~ Это местность возле города .

Слово пригород образовано от слова город.

Упростить – что значит?~ Значит, сделать простым .

Слово упростить образовано от слова простой.

  1. В образовании слова одновременно участвуют только разные морфемы. От двух одинаковых морфем слово не может быть образовано (от двух приставок, от двух суффиксов).
  1. Если при образовании слова изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс (либо один, либо в сочетании с другой морфемой). При этом суффикс может быть нулевым. Например:

Прилагательное грушевый образовано от существительного груша при помощи суффикса –ев-.

Глагол повысить образован от прилагательного высокий при помощи приставки по— и суффикса –и-.

  1. Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образованы от существительных мужского пола. Например:

Слово учительница образовано от слова учитель.

  1. Существительные, обозначающие качество, признак образованы, как правило, от прилагательных. Например:

Слово доброта образовано от слова добрый.

Слово смелость образовано от слова смелый.

  1. Существительные со значением действия, как правило, образуются от глаголов. Например:

Слово ожидание образовано от слова ожидать.

  1. Глаголы с суффиксами –ва-, -ива-, -ыва— чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов. Суффикс –ва— ударный, —ива-, -ыва— – безударные.

Глагол зашивать образован от глагола зашить

Глагол замариновывать образован от глагола замариновать.

  1. Наречия на –о, -е образуются от прилагательных. Например:

Наречие горячо образовано от прилагательного горячий.

Алгоритм проведения словообразовательного

  1. Поставить слово в начальную форму.
  2. Найти производящее слово.
  3. Определить, с помощью каких морфем данное слово образовано.
  4. Определить способ образования слова.

Робеет. Начальная форма – робеть. Что это значит?~ Значит, быть робким. Глагол робеть образован от прилагательного робкий при помощи суффикса –е— суффиксальным способом.

Робеть ← робкий (суффиксальный сп.)

Повторим

Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова с помощью каких словообразовательных морфем и каким способом образовано производное слово.

Производящее слово – это слово, от которого образовано другое слово.

Производное слово – это слово, которое образовалось от другого слова.

Читайте также: