Слово о полку игореве смелость сочинение

Обновлено: 02.07.2024

В “Слове о полку Игореве” известный князь Игорь, до сих пор любимый герой, в маленьком историческом городке Новгороде-Северском, его портреты без претензий на историческую достоверность украшают местный краеведческий музей.

Честолюбивый и очень храбрый сын князя Святослава, как и многие другие князья в то время, мечтал о славе на поле боя и громких подвигах на благо родины. Князь Игорь был красноречивым оратором, он смог убедить не только брата прийти к нему на помощь и вместе выступить против многочисленного войско половцев во главе с ханом Кончаком, но он также смог убедить своих воинов пойти против дурного предзнаменования – затмение солнца.

Игоря считают храбрым до безрассудства. Молодость, отсутствие должного опыта помешали князю Игорю правильно оценить свои силы. Князь Игорь храбро сражался вместе со своими воинами, но войско его было не таким огромным как половецкое. Междоусобицы раздирали Русь у Игорь и не было хорошо подготовленных военных союзников кроме брата его Всеволода. Гибель брата и потери верных и отважных, как и он сам воинов были тяжелым ударом для князя Игоря. Он потерял в бою брата, князь и сам попал в плен, но это страшное испытание он преодолел. Игорь смог бежать из плена с помощью слуги. Несомненно, это свидетельствует о непреклонной воле и силе духа князя Игоря.

Любовь к жизни, свободе и родине несмотря на трагическую стратегическую ошибку характеризуют князя как настоящего доблестного воина, пусть и не самого мудрого правителя, но именно князь Игорь стал героем исторического литературного произведения, в ценности которого не приходится сомневаться. На первом месте для любого правителя должны быть не личные амбиции и поиски славы для себя, но интересы и независимость, и процветание государства.

Война принесла много бед каждой семье, она не пощадила никого, ее последствия сказались на каждом проживающем в княжестве Игоря. Ярославна – собирательный образ русских женщин, которые потеряли родных и близких во время битвы. Она – олицетворение их плача и скорби. Ярославна обращается к силам природы, она не сдается и не отчаивается, она готова на все, чтобы вернуть тех, кто ей дорог, но не знает, как осуществить задуманное вера в то что она увидит самых дорогих людей еще жива.
Именно ей уготована роль самопожертвования. Она способна искренне любить. Ярославна ждет своего мужа не зная даже, жив он или нет,
верит в его возвращение, а также её не покидает надежда на то, что даже в самых сложных жизненных ситуациях обязательно есть выход. Её сравнивают с птицами, чаще всего с кукушкой, символом одиночества.

Через ее образ показаны страдания женщин и самой земли русской, которая скорбит о своих сынах ушедших и не вернувшихся, она взывает к силам природы, к ветру, солнцу, спрашивает у них совета, ищет у них поддержку, хочет выяснить что случилось с ее мужем, есть ли выход из сложившейся ситуации, даже думая, что Игорь может быть мертв, она продолжает верить в обратное и надеется всей душой, что он обязательно вернется. Мысленно она пытается восстановить с ним связь, чтобы передать ему свои мысли, чувства и переживания.

Например, солнечное затмение, которое увидел князь, символизирует то, что задуманное им мероприятие не осуществится.
Игорь Святославич не обратил на этот знак никакого внимания и это привело к его поражению в битве с половцами. Другой пример, во время побега Игоря дятлы указывают ему правильный путь, а зеленая трава прячет его от врагов. Природы отражает настроение автора и его отношение к происходящим событиям в произведении. Так трава печалится вместе с Игорем во время его неудачи или нагнетаются тучи во время набега половцев. Грядущее бури также являются примером настроения автора и это также отражается на героях и дальнейших событиях.

Восемь веков назад, в 1187 году, было создано Слово о полку Игореве гениальное патриотическое произведение русской литературы. Поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а неудачному походу князя Игоря Святославовича на половцев В 1184 году под предводительством Святослава объединенными усилиями русских князей половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в походе, потому что поход начался весной, и гололедица помешала его конному

войску приехать вовремя. Игорь очень тяжело переживал эту неудачу, поэтому в 1185 году он бросается в поход против половцев, не спросив разрешения у Святослава.

Этим он надеялся, видимо, отвоевать у половцев утраченную Тьмутаракань.

Смелость и любовь к родине столкнулись в характере Игоря. В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья Игорь и его брат Всеволод оказались в плену.

После поражения половцы, собрав весь свой народ, стали разорять Русскую землю,

а князья были заняты ссорами. Слово о полку Игореве было непосредственным откликом на события Игорева похода. Оно было призывом к прекращению княжеских усобиц, к объединению против половцев.

Автор Слова смотрит в глаза опасности, видит перед собой всю Русь, страдающую от вековых усобиц князей и набегов половцев. Хотя автор и пишет о поражении, в Слове нет и тени уныния. Слово о полку Игореве это призыв к единению.

Писатель сторонник сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей. Центр единой Руси он видит в Киеве. Князь Святослав представляется ему как сильный и грозный властитель. В Слове мы видим образ князя, воплощающего собой идею сильной княжеской власти.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины писатель воплотил в конкретном образе Русской земли. Героем Слова является не какойлибо из князей, а русский народ. К ней обращены все чувства автора.

Образ родины противопоставлен образу пустынной половецкой степи стране незнаемой, ее холмам, болотам, грязевым местам.

Русская земля для автора это не только земля, не только русская природа, русские города, это, в первую очередь, народ, ее населяющий. Создатель Слова рассказывает труде пахарей, о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, он говорит о горе всего русского народа после поражения. В этой поэме писатель охватывает события русской жизни за полтора столетия, постоянно обращаясь к новым источникам. Автор Слова о полку Игореве рисует удивительно живой образ Русской земли.

Создавая Слово, он окинул взором всю Русь целиком, объединил в своем описании и русскую природу, людей, историю. В своей поэме он объял большие пространства Русской земли: Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, Донецк, Курск, Киев, Чернигов. Любовь к родине вдохновляла автора Слова о полку Игореве.

Она же сделала его произведение бессмертным. Слово о полку Игореве проникнуто глубоким чувством, теплым и нежным и сильным чувством любви к родине. Подлинный смысл Слова о полку Игореве заключался в том, чтобы объединить общественное мнение против феодальных раздоров князей.

Задачей Слова было не только военное, но и идейное сплочение всех лучших русских людей вокруг мысли о единстве Русской земли.

Слово о Полку Игореве. Как автор изображает храбрость и вместе с тем безрассудство Игоря?

В Слове о полку Игореве автор описывает исторические события, а именно поход князя Игоря против половцев.

Несомненно, Игорь - храбрый князь. Он собирает большое войско, чтобы отогнать половцев и прекратить их набеги на русские земли.

Но, читая произведение, понимаем, что, будучи храбрым, смелым и решительным, князь Игорь поступает безрассудно. Поход был обречен на провал, ведь войско половцев слишком многочисленное. Даже силы природы подсказывали Игорю остановиться, давая знаки о нехорошем окончании битвы. Но именно безрассудство Игоря, а еще, наверное, жажда к славе, толкали Игоря на новый поход, где его войско и потерпело поражение, а сам Игорь попадает в плен. После этого похода набеги половцев только увеличились, что было большим горем и печалью для русской земли.

Автор когда писал об Игоре, то наделил его такими чертами как: смелость, мужественность, личная отвага. Все это у него проявляется в боях за родную землю. С другой стороны князь очень эгоистичен, самовлюблен и самоуверен. Автор безрассудство Игоря показывает когда тот отправился в необдуманный и рискованный поход. Игорь не захотел объединяться с соседскими князьями, он был уверен в своей непобедимости и силе, тем самым демонстрируя тщеславие в своей натуре. Игорь таким образом хотел доказать собственную значимость и удержать власть в своих руках. Однако в конце, когда Игорь возвращается из плена, его прощает народ и ликует от того, что князь дома.

В данном произведении неизвестный автор не жалеет эпитетов, восхваляя Игоря. Он и храбрый, и смелый, и отважный воин. С соколом его автор сравнивает.

Но, несмотря на его патриотизм и желание схватиться с половцами, автор осуждает его безрассудство.

Говорит он словами Святослава. Мол, рано вы (Игорь и Всеволод) себе славу искать начали. Нужно было дождаться других князей, и всем вместе двинутся на врага.


К тому же Игорю были знамения свыше, (даже природа предупреждала его), а он на них внимания не обратил. Это ли не безрассудство.


И чего он добился? Только воинов погубил, да и сам в плен попал.

А половцы осмелели и не прекратили набеги на земли русские.

В слове автор подчёркивает, что, только объединившись, можно побеждать врага.

Князь Игорь был амбициозен и смел, а потому мечтал быть похожим на своего отца. Поскольку Святослав прославился своей отвагой и решительностью, то Игорь хотел доказать, что он тоже может защищать русскую землю от вражеских набегов.

Князь собрал войско и отправился в поход, мечтая добыть себе должные почести и славу. При этом он не обращает внимание на грозные природные предзнаменования. Солнечное затмение предвещает Игорю неудачный поход, но он осмеливается бросить вызов явлениям природы. Безрассудство и непредусмотрительнос­ ть приводят к тому, что войско терпит поражение. Игорю надо было бы проявить ответственность за жизни своих воинов, но герой пока еще не в полной мере обладает этим чувством и мудростью.

Князь в бою проявил себя геройски, он практически идет на смерть. Автор сочувствует Игорю, ему нравится его храбрость:


Поражение войска было неизбежным, поскольку князь Игорь был недостаточно дальновиден, безрассуден и вспыльчив. Он не смог адекватно оценить ситуацию и даже не посоветовался с людьми опытными и мудрыми. Самоуверенность и непредусмотрительнос­ ть погубили войско, а сам князь попал в плен.

Храбрость и безрассудство вообще часто тесно связаны. Если дело закончилось успешно - человек храбр, если неудачно - безрассуден. Это в полной мере относится и к князю Игорю. Впрочем, в произведении смелость князя подчеркивается много раз, на ней акцентируется внимание. Князь называется славным, удалым, отважным, смелым. Но при этом он смел именно до безрассудства - не обращает внимания ни на какие природные знамения, которые предвещают ему горе и неудачу.



Он думает лишь о славе, о победах, и при этом не думает ни о возможной гибели - своей и своих воинов, ни о том, что своим походом лишь разъярит половцев, покажет им слабость русских и спровоцирует новые набеги половцев на Русь.


Впрочем, сам автор, видимо, основную вину за случившееся возлагает на русских князей и их разобщенность, а не на Игоря. А вот более поздние исследователи этого текста уже считают Игоря больше безрассудным и честолюбивым, чем храбрым. Еще бы, ведь в первой стычке князю удалось победить врага:


Но вернуться обратно он не захотел, решив продолжить поход, недооценив истинные силы половцев. Итог известен.

"Слово о полку Игореве" - особенная поэма, которая является памятником истории, искусства, данью историческим событиям и просто красивым произведением, написанным неизвестным талантливым автором.

Автор двояко относится к Игорю: он уважает и подчеркивает все его положительные черты, награждая эпитетами, изобилуя метафорами. В то же время порицает за безрассудство.

Как показывает автор "храбрость", доблесть, мужество одного из главных героев? В самом начале повествования, оговорив, что история захватывает промежуток "от Владимира до Игоря", сразу автор говорит хорошее о князе Игоре Святославовиче - о его "крепком" уме, о храбрости, о бесстрашии, о "мужественном сердце":


Несомненно, в глазах автора Игорь - отважный, полный решимости воин, которого даже не останавливают "дурные" предзнаменования в виде солнечного затмения. Он полон решимости ни за что не сдаться, идти до конца в намерениях защищать землю и либо лечь за нее на поле боя, либо победить, увидев "синего Дона":


Либо выиграть, выпив "шеломом" из Дона либо остаться на поле боя, третьего не дано, говорит храбрую речь главный герой воинам:


В этих строках сквозит безрассудство, поскольку нет компромисса, хотя по сюжету на пути воинов князя Игоря - солнечное затмение, но Игорь Святославович не замечает знаков, ослепленный желанием "снискать славу".

Еще строки о мужестве и храбрости говорит автор словами Святослава Всеволодовича, отца князя Игоря:


О безрассудстве автор больше говорит в Золотом слове Святослава, который порицает князей, преждевременно отправившихся самим побороть половцев, хотя надо было объединиться с другими князьями, сила - "в единении".

Как автор изображает храбрость и вместе с тем безрассудство Игоря?

Описывая поход князя Игоря в своем произведении "Слово о полку Игореве", неизвестный автор выражает и свое отношение к данному событию и князю Игорю Святославичу. Признавая мужество и храбрость князя, он в то же время выражает неодобрение, указывая на самонадеянность и безрассудство Игоря. Свои сомнения он выражает еще в самом начале повествования, когда описывает природу, предвещающую печальный исход событий.


Далее автор честно рассказывает обо всех последующих событиях. Войско князя терпит поражение, храбрые воины гибнут, сам князь оказывается в плену. Народ скорбит. Ярославна, а вместе с ней многие русские женщины скорбят о своих мужьях и сыновьях. Среди князей нет единства, родная земля остается беззащитной. Все это стало результатом необдуманных действий. Автор не скрывает этого. Не скрывает он и своего отношения к поступку князя. Его отношение выражено в горьком "Золотом слове Ярослава". Однако, автор не теряет своего уважения к Игорю. Он по-прежнему восхищается его отвагой и доблестью, его бесстрашием. Вместе с простым народом автор ликует, когда князь возвращается домой. В этом ликовании выражены все надежды, которые он по-прежнему возлагает на князя; уверенность в том, что он будет великим защитником родной земли.

Вариант 1

Есть книги, которые, взяв однажды в руки, хочется перечитывать не раз. Они притягивают читателя, увлекая в далёкое прошлое и указывая путь в будущее.

Поддержку немногочисленному войску храброго, но опрометчивого князя оказали его брат Всеволод, сын Владимир и племянник Святослав Ольгович. Однако количественный перевес половцев предрешил исход сражения. Это поражение имело трагические последствия не только для участников кампании, но и для всего русского народа. Окрыленные победой, половцы всё чаще стали вторгаться в пределы земли русской.

Перед походом на русские полки падает темная тень. Но солнечное затмение не останавливает Игоря. Он пренебрёг предупреждением солнца, которое закрывает ему путь тьмою кромешной. Не пугает Игоря и разразившаяся гроза. Вся природа восстала против выдвижения русских войск. Птицы и звери тревожатся за воинов.

Совсем иное отношение к силам природы у жены Игоря Ярославны. Именно к ним обращается она за помощью, взывая о спасении мужа и его дружины.

И вновь всколыхнулась природа. Море взыграло, промчался к родному северу вихрь… Сам господь указывает Игорю путь домой. Природа ликует по возвращении отважного князя.

Однако последствия похода плачевны для земли русской, которая была раздроблена на множество княжеств. Постоянные междоусобицы ослабляли Русь изнутри. Князья стремились к укреплению и расширению своих территорий, забывая о главной угрозе, которая исходила извне.

Произведение актуально и по сей день. Оно призвано уберечь русский народ от неверного исторического шага. Сегодня, когда Россию пытаются взорвать изнутри, необходимо помнить печальные уроки истории.

Вариант 2

Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племён.

В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод, сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.

Вариант 3

И пусть не все битвы оканчиваются успехом и триумфом, военное дело для русского народа всегда играло немаловажную роль. В средневековье и древности русские неоднократно подвергались нападениям племен-захватчиков, и тогда им, разумеется, приходилось биться за свободу, за свою родину, за защиту своих жен и детей. Между прочим, важность образа жены, ожидающей своего воина-супруга дома, также отражена в поэме. Плач Ярославны воплощает в себе горе всех матерей и жен, тоскующих по воинам, ушедшим на поле брани.

Помимо исторических данных, поэма включает в себя также довольно значительную культурную составляющую. Самый очевидный культурный элемент – это знамения. На древней Руси существовали такие явления, которые считались знаками свыше (например, солнечное затмение). Было принято относиться к ним с должной внимательностью и следовать им, но главный герой поэмы пренебрег знамением и впоследствии потерпел неудачу.

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Сюжет описывает неудачный поход на половцев князя Игоря. Автор, несмотря на свою симпатию к герою, осуждает его неразумные действия и отмечает, что поход был предпринят из-за тщеславия, глупости и недальновидности князя:

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить

Дружина Игоря терпит сокрушительное поражение, сам князь пленен, а половцы, которых никто не в состоянии сдержать, вторгаются на российскую землю. Игорь бежит из плена, переоценив и поняв истинную суть произошедших событий, и родина принимает своего блудного сына, как любящая мать.

Старый сокол, хоть и слаб он с виду,

Высоко заставит птиц лететь,

Никому не даст гнезда в обиду.

Да князья помочь мне не хотят,

Мало толку в силе молодецкой.

После бегства Игоря из половецкого плена, Святослав Всеволодович прощает молодого, эгоистичного, но признавшего свои ошибки князя. Вместе они сумеют объединить Россию и победить ее врагов.

На фоне сильных мужчина Ярославна, жена князя Игоря, не выглядит слабой и беспомощной. Эта молодая, нежная женщина сумела подчинить своей воле неуправляемые силы природы и помогла своему мужу сбежать из плена.

Образ Ярославны невероятно выразителен и символичен. Юная жена князя является прообразом всех российских женщин – мудрых, любящих и преданных. Она не бесправная рабыня, а верная и сильная подруга, охраняющая своего мужчину и домашний очаг, хранительница.

Ярославна — жена князя Игоря, молодая, хрупкая и нежная женщина. Она узнала о гибели войска, пленении мужа и скорбит в одиночестве. Но скорбит ли? Плач Ярославны рассказывает читателю о женщинах Древней Руси очень много. Те, кто не знаком с преданиями, дошедшими к нам из глубокой древности, воспринимают слова жены князя, как красивые стихи. Некоторые видят в них скрытый символизм, повествующий о языческих настроениях. Русь уже окрещена, но в плаче Ярославны явно присутствуют языческие нотки.

О ветер, ветрило!

Зачем, господин, веешь ты навстречу?

Зачем мчишь хиновские стрелочки

на своих легких крыльицах

на воинов моего милого.

О Днепр Словутич!

Ты пробил каменные горы

сквозь землю Половецкую…

Прилелей же, господин, моего милого ко мне,

Чтобы не слала я к нему слез

на море рано.

На самом деле все намного глубже и, как ни странно, проще. Русские женщины во все времена считались хранительницами очага. В наше время — это понятие утратило свой первоначальный смысл. В Древней Руси хранительница очага, мудрая и сильная женщина, обладала особым даром чувствовать природу, исцелять. Люди в то время были очень близки с землей и умели слышать, видеть и понимать окружающий мир. Не символичен плач Ярославны. Автор рассказывает нам о том, что жена князя была ведуньей, в те времена таких женщин очень уважали и ценили в обществе. Ярославна не поплакать вышла на валу, она помогает своему мужу вернуться домой, используя настоящую, древнюю магию. В минуту испытания она обратилась с просьбой о помощи к стихиям.

И взыграло море. Сквозь туман

Вихрь промчался к северу родному —

Сам Господь из половецких стран

Князю путь указывает к дому.

Неуправляемые силы природы услышали и откликнулись, помогли.

Образ Ярославны можно с полной уверенностью назвать собирательным портретом всех русских женщин. Они красивы, нежны, но обладают невероятной внутренней силой, способной управлять мощными стихиями. Секрет этой силы заключается в великой любви и мудрости. Мужчины воюют, убивая друг друга, а женщины дарят жизнь, берегут семейный очаг и исцеляют силой своей любви их раны. Они не рабыни, известный всем “Домострой” появится намного позже. Во времена Древней Руси женщины были равноправными партнерами мужчин и пользовались уважением.

Любовью к Родине проникнуто все произведение. Глубокой человечностью веет от описания пейзажа опустелой пашни. Печальные картины заброшенной нивы, на которой вместо пахаря одни только вороны, воспринимаются как своеобразный плач автора о русском народе. Необыкновенная чуткость автора, его большое сердце не могли не привлечь его внимания к народному горю. Его чувства целиком подчинены всепроникающей любви к родной ему Русской земле. Именно она и является главным героем произведения. И именно эта любовь к Родине, к русским людям до предела усилила его чувства, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение. Именно любовь к родине стала его истинным вдохновителем.

Любовь к родине раскрыла автору скорбные переживания Ярославны, наполнила его сердце горем о погибших русских воинах. Любовь к Родине помогла автору проникнуть в думы воинов, переступить границу Русской земли. Любовь к Родине помогла ему ощутить тревогу мучительно долгой ночи накануне сражения.

Этот широкий пейзаж особенно четко выступает в плаче Ярославны. Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, способному пробить каменные горы, к солнцу, которое для всех тепло и прекрасно, а в степи простерло свои жгучие лучи на русских воинов.

Вариант 1

Произведение “Слово о полку Игореве”, представляет собой достаточно ценное и уникальное произведение, которое не только отображает, какие-либо важные исторические моменты, но также детализирует быт, духовность и культуру того времени. Временным промежутком данного повествования, можно считать конец двенадцатого века, а местоположением, Киевская Русь. Также можно подчеркнуть, что произведение “Слово о полку Игореве”, представляет собой не только ценность для народа проживающего в местах повествования, но и для всего мира.

история написана исключительно старославянским языком, который в дальнейшим был переведен на современный. Основными моментами произведения “Слово о полку Игореве”, является противоборство русских людей с врагами, которые то и дело пытавшимися заполучить власть и преимущество нам ними. Сюжет затрагивает причины и детали военного похода северного князя, Игоря Святославича, который совершался с целью освобождения Донского водного пути, от захвативших его половцев. И этим самым защитить русский народ от постоянных, разгромных похождений кочевых племен.

В сюжете задействованы два брата, Игорь и Всеволод,

сыновья великого и непобедимого князя Киевской Руси, Святослава. Братья решаются повторить подвиг своего отца и завоевать победу над половцами. Они отважно сражаются, не щадя себя, так как за их плечами стоит целая Русь и весь русский народ. Но несмотря на всю свою доблестную отвагу братьев ожидает поражение.

Которое так предчувствовал их отец. Ему даже предвиделся печальный исход этой битвы. После Святослав произносит свое “золотое” слово, который содержал в себе упрек и некоторое разочарование, северских князей, за их спешку и не правильный расчет, хвалебный отклик за их мужество и отвагу, а также порицание остальных князей. Этим он пытался призвать к объединению сил всего русского нарда против врага. Это, по его словам, защитит и обезопасит весь народ, от варваров и их злодеяний.

Вариант 1

Судьба произведения

Интересная и в тоже время драматическая судьба у этого произведения. В XVII века знаток древности А. И. Мусин – Пушкин нашёл в одном единственном экземпляре сборник рукописных текстов.

В этом произведение происходит повествование о походе, в 1185 году, на половцев, Игоря Святославовича (Новгород-северского князя).

Поход завершился поражением.

Пришел, увидел, не победил.

Произведение было изложено на бумаге под свежим эффектом от поражения, не смог дойти князь Игорь до моря Чёрного. Не смог он вернуть Руси земли, которые ей принадлежали.

Прославление Игоря в произведении

Народ восхваляет Игоря, несмотря на то, что он проиграл свой бой, так как он всё-таки хотел защитить Русскую землю, хотел сделать как лучше, но получилось, как всегда. В произведении происходит описание князя как смелого воина, верным братом, с огромным стремлением сбежать из плена и вернуться домой. Автор наделяет Игоря доблестью, несоизмеримой любовью к своей родине, честью, силой.

Оригинальность данного произведения заключается в том, что автор сюжетно описал нрав, переживания и мысли героев. Помимо всего этого, автор, выразил своё мнение о происходящем и отношения к героям – для мировой литературы это произошло впервые именно в данном литературном произведении, и оно оказало огромное влияние на последующие произведения.

Всегда любила много читать на русском, знакомиться с литературой зарубежных авторов. Приняла решение поступить в университет на филологический факультет. Открыла для себя целый мир и очень хочу поделиться с другими. Писать сочинения и анализировать тексты проще, чем вы думаете - я убедилась на своем опыте! Верю, что и у вас получиться!

В походе он действовал с исключительной отвагой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению. Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в плену.

После поражения половцы, собрав весь свой народ, стали разорять Русскую землю, а князья были заняты ссорами.

В этой поэме писатель охватывает события русской жизни за полтора столетия, постоянно обращаясь к новым источникам.

Слово о полку Игореве возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности. А. С. Пушкин

Загадочна история открытия и опубликования этого произведения. Рукопись в списке XVI века была найдена в одном из старых монастырей, потом она хранилась в библиотеке графа А. И. Мусина - Пушкина, который преподнес ее Екатерине II. Во время пожара в Москве в 1812 году она сгорела. Сохранился не подлинник, а список с оригинала, сделанный в XVIII веке.

Историческая подоплека событий, описываемых древним русским поэтом, такова: в 1184 году русские князья во главе с киевским князем Свтосла - вом разбили половцев. Опасность, казалось бы, отступила от Русской земли. Князь Игорь в том походе не участвовал по причине того, что поход начался весной, и гололедица помешала его конному войску прибыть вовремя.

Для того времени война не была чем - то необычным. Князья сопредельных княжеств постоянно стремились таким путем увеличить свои личные владения, даже иногда призывая в союзники извечных врагов — половцев. Недальновидность князя Игоря как раз в том и состоит, что он не понимает необходимости единения, совместной борьбы с опасным врагом. В походе Игорь действовал с исключительной отвагой, но стремление к личной, славе и корысть привели его к поражению, какого русские еще не знали. Игорь и его брат Всеволод оказались в плену.

Ингварь и Всеволод,

И все три Мстиславовича, не худого гнезда соколы. Где же ваши золотые шлемы и копья польские и щиты? Загородите полю ворота своими острыми мечами

За землю Русскую, За раны Игоревы, буйного Святославовича!

Тяжесть неудачи Игоря была тем сильнее, что она подорвала значение блестящей победы над половцами, за год до этого одержанной союзом русских князей. Автор одобряет войну против иноверцев. Да иначе и не могло быть, особенно если придерживаться версии о том, что автор был участником похода. Он страстно стремится передать свою тревогу за судьбу Родины, зажечь слушателей своими стремлениями и надеждами.

Вот так проникновенно рисует он битву дружины Игоря с половцами:

На третий день к полудню пали стяги Игоревы.

Тут два брата разлучились на берегу быстрой Каялы;

Тут кровавого вина не достало;

Тут пир закончили храбрые русичи:

Сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую.

Никнет трава от жалости,

А дерево с горем к земле приклонилось.

А в Путивле, стоя на высокой стене города, плачет по пленному Игорю Ярославна. Горе затмило для нее весь свет, а виной тому — война. Упрекает она и ветер, и солнце. Ей все равно, зачем ушел воевать ее лада, любая война приносит женам и матерям только страдания

На Дунае Ярославнин голос слышится. Кукушкою безвестною рано кукует: «Полечу, — говорит, — кукушкою по Дунаю, Омочу шелковый рукав в Каяле - реке, Утру князю кровавые его раны j На могучем его теле.

Поэма заканчивается хвалебной песнью князьям и дружине. И действительно, история подтвердила, что русские воины — настоящие патриоты, храбрые и стойкие защитники Родины.

Читайте также: