Слово о малой родине сочинение шукшина

Обновлено: 03.07.2024

Слово о "малой родине" В. Шукшина это признание в любви. Признание чистое, искреннее, и немного запоздалое. Повествование ведется от первого лица.

Автор обращает внимание на вещи, которых раньше не замечал и даже стыдился. А ведь именно они остались в памяти. Тополь, где курил до одури, ожидая девушку. А она не шла. И ничего не радовало, не замечалось - не заря, ни кусты, ни тополь этот. А прошли года, вспомнил тот вечер, и оказалось, это было лучшее в жизни. И тайком целует тополь.

И дорога ему помниться со столбами шагающими. Гудят столбы и идут из села. Ищем мы что-то лучшее, а здесь хорошо и другого не надо.

Автор вспоминает, какую жизнь он видел. Красивую, нарядную, непринужденную. И все в этой ладной жизни есть, да вот только свобода ненастоящая. Видится ему дом своего деда. Вот где была жизнь и свобода настоящая. Дед был обыкновенный крестьянин. В доме всегда было много работы, с утра до вечера. Но была работа не в тягость. Находили время шутке и песне, все это было уместно и ко времени. Отношения между своими были чистыми. Там вещи называли своими именами. Может быть, не знали слов "честь" и "достоинство", но именно с ними жили. Не делали подлости, жизни радовались.

Автор пишет слово родина, и, кажется, он произносит это слово с большой буквы. Как будто мать зовет. Есть у него чувство, что вернется на Родину жить. Греет его мысль, что есть куда приехать, когда плохо и дышать нельзя. А этот маленький уголок как глоток воздуха, силу дает и кровь обновляет. И душу питает дух предков. Странно ему сейчас, почему он стыдился своей любви к лучшему месту на земле, "малой родине".

Автор как будто молиться о своей Родине. И счастья желает, и остаться обещает. Но берут его сомненья в исполнении желания. Одно он знает точно, любовь к своим истокам навсегда с ним будет и уйдет вместе с ним. Все, что с ним случиться хорошего, будет только тогда, когда счастлива будет его Родина.

Рассказ учит любви к своей Родине, не терять памяти о ней, найти уголок в своем сердце.

Читать краткое содержание Слово о малой Родине. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шукшин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Слово о малой Родине

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

Представленное произведение является своего рода биографией. Автор, собственно рассказчик, повествует о своем процессе роста, о своей любви книгам и писательской деятельности.

Молодой инженер по фамилии Лось сконструировал стальной летательный аппарат в форме яйца для экспедиции на Марс. По его объявлению к нему пришёл американский журналист

Данное произведение описывает, то как автор пошел в одну из галерей, которая находилась в старом Дрездене. Автору во время своей прогулке было достаточно приятно и тепло на душе

Поучительная история о богатом и успешном старике Герасиме, который после болезни раздал все свои богатства нуждающимся и отправился в пустыню. Именно в пустыне, он осознал насколько неправильно, он проживал свою жизнь. Поселился Герасим в небольшой норе

Что значит родина для человека? Вот вопрос, над которым заставляет задуматься В. М. Шукшин.

Рассуждая над этой проблемой, автор рассказывает, что он начинает чувствовать, когда кто-то упоминает его малую родину: "вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное горячее чувство". Так писатель указывает на то, что место, где ты родился, остается в памяти навсегда и каждый раз пробуждает яркие неподдельные эмоции.

Кроме того, автор говорит, что готов вернуться домой, потому что знает, что именно там находится неиссякаемый источник жизненной силы, который поможет "обрести утраченный напор в крови".

Он верит, что родные просторы, родная культура "врачуют душу". Так писатель доказывает, что отчий край — место, где можно укрыться от невзгод, получить импульс, который поможет двигаться дальше.

Данные примеры показывают, что родная земля играет колоссальную роль в жизни человека. И даже если он находится далеко от места, в котором родился, сама мысль о дорогих сердцу просторах способна будоражить сознание, исцелять его.

С Шукшиным нельзя не согласиться. Так, возвращаясь в родной город после долгого путешествия, я всегда испытываю прилив жизненных сил, чувство истинного счастья, спокойствия и умиротворения.

Таким образом, можно сделать вывод: отчий край имеет огромное значение для каждого человека. Чувство родины поддерживает нас, помогает следовать по тернистому пути жизни, освещает его лучом надежды.

I. Содержание сочинения.

К1. Формулировка проблем исходного текста (1 балл из 1).

Проблема исходного текста сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста (6 баллов из 6).

Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст.

Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций.

Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями.

Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

К3. Отражение позиции автора исходного текста (1 балл из 1).

Позиция автора (рассказчика) по прокомментированной проблеме исходного текста сформулирована верно.

Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл из 1).

Отношение к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано.

II. Речевое оформление сочинения.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (2 балла из 2).

Работа характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. В работе нет нарушений абзацного членения текста. Логические ошибки отсутствуют.

К6. Точность и выразительность речи (0 баллов из 2).

Работа характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.

К7. Соблюдение орфографических норм (3 балла из 3).

Орфографических ошибок нет.

К8. Соблюдение пунктуационных норм (3 балла из 3).

Пунктуационных ошибок нет.

К9. Соблюдение грамматических норм (1 балл из 2).

Допущена одна ошибка.

К10. Соблюдение речевых норм (2 балла из 2).

Допущена одна ошибка.

К11. Соблюдение этических норм (1 балл из 1).

Этические ошибки в работе отсутствуют.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале (1 балл из 1).

Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ


Как на нас влияет наша Родина? Именно этот проблемный вопрос автор ставит в центр своего произведения.

Второй пример дополняет первый: в первом говорится о том, какие чувства мы испытываем к Родине, а во втором примере, как сильно она нас притягивает к себе.

Позиция автора заключается в том, что где бы мы не находились в мире, нас всегда будет тянуть к Родине.

Я согласен с мнением автора и считаю, что Родина притягивает нас, в каком бы мы красивом и хорошем месте не находились. Однажды я сидел в отеле в Греции и мне резко захотелось домой, это было такое резкое чувство, что я даже расплакался, настолько я в тот момент захотел увидеть Родину.

Таким образом, люди должны понимать необходимость ценить свою Родину, и всё то что в ней есть.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована слишком многозначительно, но приемлемо. Влияние Родины — понятие растяжимое.

K2 - Комментарий + 4 балла

Пример 1 в сочинении указан, пояснен. Пояснение засчитываю с натяжкой: во-первых, вы повторяете в двух строках одно и то же, вашего комментария тут мало, во-вторых, ниже я поясняю, что не нахожу в тексте слов, которые вы приписываете автору.

Пример 2 в сочинении указан, но весьма смутно. Пояснение не засчитано.

Я вижу тут три разных примера, плохо стыкующихся друг с другом. По следующему абзацу я понимаю, что второй пример про притяжение Родины, то есть то, что выделено зеленым. Связь остальных фраз с этим примером понять сложно, да и притяжение Родины недостаточно раскрыто. В предложении, которое претендует на роль пояснения, говорится о том, что Родину сложно покидать, а в самом примере — о том, что мы останется там навсегда, если вернемся. Логика в этом абзаце почти не прослеживается.

Взаимосвязь между примерами указана, анализ не засчитан, так как вы просто привели кратко оба примера, значения их я не поняла.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора по заявленной проблеме определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора заявлено, аргументировано.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов.

Писатель рассказывает, что у каждого может быть своя маленькая родина.
Читатель понимает, что для нас родина – что-то необычайно дорогое и святое, то, что даёт силы.
Писатель подчёркивает то, что нас влечёт к Родине и есть шанс, если мы туда вернёмся, то останемся уже там навсегда.
В. М. Шукшин показывает, как сильно мы привязываемся к Родине, и насколько трудно нам покидать её.

Снова мы . Не все мы покидаем Родину, это реалии жизни Шукшина.

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл.

Речь не всегда точная, лексикон небогатый, много повторов.

K7 - Соблюдение орфографических норм: + 2 балла.

Далее В. М. Шукшин рассказывает, как многие люди стыдятся признаний в любви к Родине, но в последствие становятся более открытыми и это чувство стыда уходит.

Это наречие пишется слитно: впоследствии .

Позиция автора заключается в том, что где бы мы ни находились в мире, нас всегда будет тянуть к Родине.
Я согласен с мнением автора и считаю, что Родина притягивает нас, в каком бы мы красивом и хорошем месте ни находились.

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 0 баллов.

В. М. Шукшин рассказывает о том, что для нас Родина – то место ЗПТ где мы получаем силы ЗПТ и для их восстановления , нам не нужно многого.

Запятые в сложноподчиненном предложении должны быть расставлены, судя по всему, так. Последняя запятая не нужна.

В. М. Шукшин показывает, как сильно мы привязываемся к Родине , и насколько трудно нам покидать её.

Однородные придаточные, запятая не нужна.

Второй пример дополняет первый: в первом говорится о том, какие чувства мы испытываем к Родине, а во втором примере , ТИРЕ как сильно она нас притягивает к себе.

Корректно поставить тире на месте пропуска членов предложения (говорится о том).

Позиция автора заключается в том, что ЗПТ где бы мы не находились в мире, нас всегда будет тянуть к Родине.

Стык придаточных предложений.

Однажды я сидел в отеле в Греции ЗПТ и мне резко захотелось домой, это было такое резкое чувство, что я даже расплакался, настолько я в тот момент захотел увидеть Родину.
Таким образом, люди должны понимать необходимость ценить свою Родину , и всё то ЗПТ что в ней есть.

Первая запятая не нужна, так как соединяет однородные члены, соединенные союзом И, вторая нужна — так как разделяет главное и придаточное предложения.

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл.

Писатель подчёркивает то, что нас влечёт к Родине и есть шанс, если мы туда вернёмся, то останемся уже там навсегда.

Первое то лишнее. Во второй части формально пропущено что (есть шанс, что если. то. ), но в таком виде предложение будет громоздким. Лучше его перестроить.

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл.

Размышляя над этим вопросом, автор размышляет над вопросом о том , как сильно на нас влияет наш родной дом. В. М. Шукшин рассказывает о том , что для нас Родина – то место где мы получаем силы и для их восстановления, нам не нужно многого.

Очевиден повтор. Имейте в виду, что использование шаблонной фразы размышляя над этим вопросом вовсе не обязательно. Или можно так:

Размышляя над этим вопросом, автор говорит о том, как сильно на нас влияет наш родной дом.

Второе о том можно без ущерба опустить.

Таким образом, люди должны понимать необходимость ценить свою Родину, и всё то что в ней есть.

Нанизывание форм глаголов представляется некорректным. Два слова тут лишние, можно просто сказать: должны ценить .

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов

Именно этот проблемный вопрос автор ставит в центр своего произведения .
В. М. Шукшин рассказывает о том, что для нас Родина – то место где мы получаем силы и для их восстановления, нам не нужно многого .

Где Шукшин говорит, что не нужно многого для восстановления сил (или что-то похожее).

Далее В. М. Шукшин рассказывает, как многие люди стыдятся признаний в любви к Родине

Неточность: речь идет не вообще о любой Родине, а именно о деревне — вот чего стыдился поначалу Шукшин.

Кристина, вам стоит уделить серьезное внимание работе над анализом текста, логикой и речью. Вы слишком примитивно понимаете текст, интерпретируете его слишком вольно и допускаете логические и фактические ошибки. Нельзя не отметить, что ваша аргументация выполнена на уровне ученика начальной школы, что явно не порадует экспертов.

Тренируйтесь побольше и обратите внимание на высокобалльные сочинения. Удачи!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Зяляева Гамира Марсовна

Учитель русского языка и литературы

Используя монологи В.М.Шукшина о своей малой родине познакомить учащихся с биографией писателя.

Учить умению слушать, понимать сказанное, говорить.

Воспитывать любовь к родине.

Вступительное слово учителя

У нас сегодня урок-монолог.

Монолог – речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Используя монологи В.М.Шукшина о своей малой родине, мы пролистаем страницы его жизненного пути.

- Что для вас есть родина?

(рассуждения учащихся)

Д.С.Лихачев писал: «Любовь к родному краю и родной культуре, и родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране – к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.

Послушав монологи В.М.Шукшина, вы должны ответить на вопросы.

Что означало слово родина для Шукшина?

Какие нравственные ценности вынес В.М.Шукшин из Сросток?

Слово учителя

Родина Василия Макаровича Шукшина – писателя, публициста, кинорежиссера, актера – старинное сибирское село Сростки Бийского района Алтайского края.

Отсюда, из Сросток, принес Шукшин в литературу новые темы, сюжеты, отсюда ведет родословную своих героев.

Монолог Шукшина читает учащийся

«…Мое ли это – моя родина, где я родился и вырос? Мое. Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь несу родину в душе, люблю ее, жив ею, она придает мне силы, когда случается трудно и горько…

Слово учителя

Все начинается с детства.

Монолог Шукшина читает учащийся

«… Но вот раньше понимали: до семнадцати годов нельзя парня из дома трогать…И вот, кто поумней были – отцы-то, те до семнадцати лет сына в город не отпускали. Как ушел раньше, так все: начинает его крутить по земле, как лист сухой. Он уже и от дома отстал и от крестьянства…

Слово учителя

В своих произведениях и интервью В..М.Шукшин очень часто вспоминал о малой родине.

Монолог Шукшина читает учащийся

«Село наше большое, Сростки называется. Стоит оно на берегу красавицы Катуни. Катунь в этом месте вырвалась на волю из каменистых теснин Алтая, разбежалась на десятки проток, прыгает, мечется в камнях, ревет…потом ниже, она несколько успокаивается, круто заворачивает на запад и несется дальше, через сорок километров она встретит свою величавую сестрицу Бию и умрет, породив Обь. В месте слиянья рек далеко еще виден светлый след своенравной Катуни – вода в ней белая.

Образовалось село в 60-е годы прошлого века, когда началось печальное переселение людей российских в Сибирь, на вольные земли. Приходили рязанские, самарские, тверские, вятские, котельнические и оседали здесь. Строились пришлые ближе к своим…Наверно, поначалу было несколько деревень, а потом, со временем, все срослось – в Сростки. Но зато в одном селе образовалось несколько краев с разными обычаями и говором. Было пять краев: Баклань, Низовка, Мордва, Дикари и Голожопка. Так было еще при мне.

Слово учителя

Шукшины, предки Василия Макаровича по линии отца, переселились сюда из Самарской губернии в 1867 году. Поповы, предки по линии матери, тоже из Самарской губернии – в 1897 году.

Монолог читает учащийся

«Редко кому завидую, а завидую моим далеким предкам – их упорству, силе огромной…Представляю, с каким трудом проделали они этот путь – с севера Руси, с Волги, с Дона на Алтай. Я только представляю, а они его прошли…

Слово ученика

Слово учителя

Босоногое детство Васи пришлось на предвоенные и военные годы. В 1933 году арестовали отца по линии НКВД – как тогда говорили. 28 апреля 1933 года Макар Леонтьевич Шукшин был расстрелян в Барнаульской тюрьме. Мать одна растила детей, Василия и Наташу.

Монолог читает ученик

-Отца плохо помню. Помню – точно это было во сне – бежал за жнейкой по пыльной улице и просил его:

-Тять, прокати! Тять!

Еще помню: он лежал на кровати – прилег, а я разбежался от лавки и прыгнул ему на грудь. А он сказал:

-О, как ты умеешь!

Наверно, он был действительно очень здоровый. Фотографии его ни одной не осталось – не фотографировали.

Отец был на редкость неразговорчивым. Он мог молчать целыми днями. И неласковый был…

Слово учителя

В середине 30-х годов Мария Сергеевна вышла замуж за Павла Николаевича Куксина.

Отчим Шукшина, Павел Николаевич, был большой доброты человек.

Слово ученика

Наталья Макаровна вспоминает: «Вася эту доброту оценил уже в зрелые годы. А вначале мальчишеская ревность к матери не давала ему покоя, и он выкидывал одну проделку за другой. Очень хотелось ему, чтобы отчим его тронул – в смысле – ударил, выпорол. Вот тогда бы он рассказал матери, и она бы выгнала отчима. Вася был ершист и никак не мог смириться с тем, что у нас появился чужой человек. Он по-детски игнорировал: мог закурить при нем, а потом, пожелтевший от одной затяжки, отлеживался. Но отчим, к счастью, не отгородился глухой стеной от нас и находил в себе силу и умение налаживать взаимоотношения с пасынком…

В 1942 году П.Н.Куксин погиб на фронте.

Слово ученика

Наталия Макаровна вспоминает: «Шла война, и начались для нас тяжелые времена. Голод и холод не покидали наш дом. Огород был маленьким. Все было засажено картошкой, кукурузой и овощами. Ели жмых, сою, терли картошку, пекли оладьи – ландорики (тертая картошка с добавлением муки). Но у нас и муки – то не было. Мама шила, вышивала, ткала людям и себе, словом – что-то зарабатывала на картошку, муку, крупу. Меняли, что можно было еще поменять. Помню, последнее, что оставалось, это нитки мулине. Вася пошел с ними в Образцовку (6 километров от Сросток) и на саночках привез маленькое ведерко (котелок) уже замерзшей картошки, но мы все равно ее терли и ели.

Выпадали у нас и праздники, когда мы стряпали пельмени. Но это было редко.

В зимнее время мы залезали втроем на любимую русскую печку, ставили рядышком лампу. Вася ложился с краю, мама в середине, а я у стенки, и он читал нам. Злился, переживал, когда мы с мамой начинали засыпать, заставлял нас пересказывать прочитанное или рассказать на чем остановился. Но так как ни та, ни другая ничего не могли ответить – плакал.

Слово учителя

Из-за бедственного положения семьи вместо учебы в седьмом классе, он поехал в Онгудай к дяде Павлу учиться на бухгалтера. Насчет бухгалтера ничего не вышло…Седьмой класс он все-таки закончил, кое-как перебились.

Осенью 1944 года Василий поступил в Бийский автомобильный техникум.

Монолог читает ученик

«Больно вспоминать. Мне шел семнадцатый год, когда я ранним утром по весне уходил из дома. Мне еще хотелось разбежаться и прокатиться на ногах по светлому, как стеклышко, ледку, а надо было уходить в огромную неведомую жизнь, где ни одного человека, родного или знакомого. Было грустно и немножко страшно. Мать проводила меня за село, перекрестила на дорогу, села на землю и заплакала. Я понимал. Ей больно и тоже страшно, но еще больней, видно, смотреть матери на голодных детей. Еще там оставалась сестра, она маленькая. А я мог уйти. И ушел .

Слово учителя

В автобиографии напишет: «Работал в Калуге на строительстве турбинного завода, во Владимире на тракторном заводе, на стройках в Подмосковья. В 1949 году был призван в ряды Советской Армии.

Монолог читает ученик

Слово учителя

Весной 1954 года он уехал из Сросток учиться в Москву.

Монолог читает ученик

Слово учителя

В.М.Шукшин был зачислен на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую М.И.Ромма.

Монолог читает ученик

В.Шукшин. Из беседы с корреспондентом Е.Сорокиным 1963 г.

Слово учителя

В фильме остро прослеживается мысль: человеку всегда надо быть самим собой, всякая поза смешна. Человек, оторвавшийся от своего дела, от своей среды, теряет цену, становится смешон. Логичен конец фильма: Иван сидит босой на земле, на своем месте, при своем деле. Последний кадр снимался на Пикете. Отсюда открывается удивительной красоты панорама на село и его окрестности.

В 1972 году фильм вышел на экраны.

Расставание с родиной на этот раз было особенно тяжелым…

Мать потом вспоминала день отъезда сына. Помнит, что надвигалась гроза, и Вася сильно забеспокоился, что на доме нет громоотвода (дом у горы, под железной крышей). Решил сделать временный хотя бы, искал лестницу, нашел, - оказалась негодной, начал, было, делать новую…А машина уже ждет, сигналит…Уговорила мать оставить все до другого раза. Послушался, попрощался, от ворот снова вернулся, еще раз поцеловал и…уехал. Оказалось навсегда.

Монолог читает ученик

В.М.Шукшин, из письма к матери, 1972 год

Слово учителя

Слово ученика

Мария Сергеевна тяжело переживала смерть любимого сына, ее горе было велико и неотступно. Мать по-прежнему посылала письма сыну, теперь на его могилу.

Слово учителя

Имя Шукшина многие годы приводит в Сростки почитателей его таланта. Здесь, на родине писателя, с 1976 года проводятся Шукшинские чтения, которые впоследствии переросли в Шукшинские дни на Алтае с проведением литературного праздника на горе Пикет. На эту гору собираются тысячи людей из разных уголков России, из-за рубежа, чтобы поклониться земле, на которой родился и вырос человек, всю жизнь искавший правду, человек с обостренным чувством справедливости.

Ученик читает стихотворение

Портрет огромный Шукшина.

Внизу – как на ладони –

А на Пикете - вся страна.

И в тишине, смыкая плечи,

былого вспоминая дни,

звучат по искренности речи

рассказом Шукшина сродни.

Печаль и гордость изрекают

такие разные уста.

И слезы памяти стекают

с калины в глубину пласта.

Он, этот пласт духовный –

те, кто не продаст Россию

ни за что на свете,

а значит – Шукшина и нас!

-Что значит для Шукшина родина? (рассуждения учеников)

-Какие нравственные ценности вынес он из Сросток? (рассуждение учеников)

У Шукшина приоритетами и ценностями были мать, родственники, друзья, село Сростки, люди, которые жили там.


Задание 27 № 38485

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(5)Когда я хочу точно представить, что же особенно прочно запомнил из той жизни, которую прожил на родине в те свои годы, когда память наша особенно цепкая, обладает способностью долго удерживать то, что её поразило, могу сказать: я запомнил образ русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, больше того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, с жилья.

(6)В доме деда была непринуждённость, была свобода полная. (7)Я хочу быть правдивым перед собой до конца, поэтому повторяю: нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда-крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми. (8)Я помню, что там говорили правильным, свободным, правдивым языком, сильным, точным, там жила шутка, песня по праздникам, там много, очень много работали.

(15)Ни в чём там не заблуждались: больше того, мало-мальски заметные недостатки в человеке, ещё в маленьком, губились на корню. (16)Если в человечке обнаруживалась склонность к лени, то она никак не выгораживалась, не объяснялась никакими редкими способностями ребенка — она была просто ленью, потому высмеивалась, истреблялась. (17)Зазнайство, хитрость, завистливость — всё было на виду в людях, никак нельзя было спрятаться ни за слово, ни за фокусы. (18)Я не стремлюсь здесь кого-то обмануть или себя, например, обмануть: нарисовать зачем-то картину жизни идеальной; нет, она, конечно, была далеко не идеальная, но коренное русло жизни всегда оставалось — это правда, справедливость. (19)И даже очень и очень развитое чувство, здесь нет сомнений. (20)Только с чувством правды и справедливости люди живут значительно. (21)Этот кровный закон — следование правде — вселяет в человека уверенность и ценность его пребывания здесь.

(27)Родина. (28)Почему же живёт в сердце мысль, что когда-то я останусь там навсегда. (29) Может, потому, что она и живёт постоянно в сердце, и образ её светлый погаснет со мной вместе. (30)Видно, так. (31)Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! (32)Будь счастлива! (33)Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.

(По В. М. Шукшину*)

* Василий Макарович Шукшин (1929−1974) — советский писатель, сценарист, актёр, кинорежиссёр.

Читайте также: