Слова различаются количеством звуков из которых они состоят сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог. Необходимо иметь чёткое представление о соотношении буквы и звука, и не смешивать эти понятия.

Звук является наименьшей единицей устной речи, звуки мы произносим и можем их услышать. Но мы не всегда используем устную форму коммуникации и часто прибегаем к помощи письма, минимальной единицей которого является буква. Буквы мы пишем и видим (воспринимаем визуально). Таким образом, буквы являются знаками, используемыми для отображения на письме звучащей речи.

На практике эти единицы и понятия часто смешивают, что выражается в неправильном их названии.

Звуки выполняют в языке важную различительную роль: они создают звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Различение слов по количеству звуков

Отличие в наборе звуков

Отличие в последовательности звуков

Полное несовпадение звуков

различие в одном звуке

различие в двух и более звуках

Звуки образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо. В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки . Они состоят только из голоса. Выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки . Они состоят из шума, а некоторые – из голоса и шума.

В русском языке 6 гласных звуков: [а] [о] [у] [э] [и] [ы]

В русском языке есть буквы, которые могут обозначать 1 или 2 звука:

Е лес [л `э с] ель [ jэ л`]

Ё мёд [м `о т] ёлка [ jо лка]

Ю тюль [т `у л`] юла [ jу ла]

Я пять [п `а т`] ярмарка [ jа рмарка]

твёрдые мягкие звонкие глухие

Парные и непарные по звонкости/глухости

Парные и непарные согласные по твёрдости/мягкости

Это обусловлено фонетическими процессами, которые происходят со звуками в связной речи. Такие чередования называются позиционными, так как они зависят от позиции звука в слове. Основные процессы: уподобление и закон конца слова .

Уподобление – из двух рядом стоящих согласных последующий звук всегда уподобляется предыдущему по признакам:

- глухости (оглушение звонкого согласного перед глухим): серёжечка – серё ж ка [с`ир`о ш ка]

- звонкости (озвончение глухого согласного перед звонким): с делать [ з д`элат`]

- мягкости (смягчение твёрдого согласного перед мягким): с тепь [ с `т`эп`]

! смягчаются чаще всего зубные согласные з и с .

- по месту и способу образования (замена двух согласных одним – долгим шипящим или ц и ч ): сш ить [ ш ыт`]; смея тьс я [см`иjа ц а].

Уподоблению по звонкости/глухости могут подвергаться только парные согласные, так как один звук заменяется другим из пары.

Закон конца слова заключается в том, что звонкие парные согласные на конце слов оглушаются: пиро г [п`иро к ].

Между звучащей речью и орфографической записью нет прямого соответствия ( произносим [вада], а пишем вода . Устную речь в соответствии со звучанием отражает лишь специальная запись – транскрипция.

Основные правила транскрипции:

1. Звук, слово, часть слова заключается в квадратные скобки – [ ]. Текст записывается так, как он произносится.

2. Мягкость согласного звука обозначается запятой справа вверху от буквенного знака: л ямка – [ л` амка].

3. Долгота согласного звука обозначается горизонтальной чертой над буквой: ва нн а – [ва н а].

Фонетический разбор слова

  1. Слоги, ударение.
  2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.
  3. Согласные звуки: звонкие и глухие; твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.
  4. Количество звуков и букв.

В слове ельник два слога – ель - и – ник -, ударным слогом является – ель -.

Гласные звуки: [э] ударный, [и] безударный.

Согласные звуки:[j] – звонкий, мягкий; [л`] – звонкий, мягкий; [н`] – звонкий, мягкий; [к] – глухой, твёрдый.

Гласными называются звуки, состоящие только из голоса. При их образовании воздух не встречает преграды в полости рта. Гласные иногда называют ртораскрывателями: чем громче мы хотели бы произнести гласный, тем бо´льшим должны сделать раствор рта.

В русском языке гласные образуют слоги, являются слогообразующими. По сравнению с согласными гласные обладают ме´ньшими смыслоразличительными возможностями, поскольку их меньше, чем согласных и выбор из них легче.

Поясним на примере. Что может скрываться за словом [к_т]? Или [кот], или [кит]. Остальные варианты: [кыт], [кут], [кат], [кэт] – не являются в русском языке значимыми единицами. Если же пропустить первый звук [_от], то догадаться, что имеется в виду, гораздо сложнее. Это может быть [бот], [вот], [гот] (на письме год), [дот], [йот] (на письме йод), [кот], [лот], [мот], [нот], [пот], [рот], [сот], [тот], [хот] (на письме ход), [ч'от] (на письме чёт), [щ'от] (на письме счёт).

но со стилистическими целями (например, название комедийного фильма "Операция Ы")

В русском языке основных гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Звук [ы] занимает особое место в системе гласных, поскольку не встречается в начале слова. С точки зрения функциональности большинство современных лингвистов рассматривает [ы] как позиционно обусловленную разновидность [и] после твёрдых согласных: игра´ть – сыгра´ть – в игру´ [игра´т' – сыгра´т' – в ыгру´].

Употребление [ы] как отдельного слова или в начале слова связано со стилистическими целями (например, название комедийного фильма
"Операция Ы") или с терминологией (буква ы, звук ы, ыканье).

Классификация гласных основана на артикуляционных (от лат. articulare– членораздельно, ясно произносить) признаках – работе языка и губ.

Гласные [о] и [у] называют огублёнными, или лабиализованными (от лат. labia– губы), остальные неогублёнными (нелабиализованными).

По степени подъёма языка (движение по вертикали) гласные делятся на гласные верхнего ([и], [у], [ы]), среднего ([э], [о]) или нижнего ([а]) подъёма.

По месту подъёма языка (движение по горизонтали, зависит от того, какая часть спинки языка поднимается к нёбу) гласные делятся на гласные переднего ([и], [э]), среднего ([а], [ы]) и заднего ([у], [о]) ряда.

По широте раствора рта (что связано со степенью подъёма спинки языка) гласные разделяются на широкие, акустически наиболее звучные ([а]), средние, акустически средней звучности ([э], [о]), и узкие, акустически наименее звучные ([и], [ы], [у]).


Передний ряд
Средний ряд
Задний ряд
Верхний подъем
[и]
[ы]
[у]
Средний подъем
[э]

[о]
Нижний подъем

[а]


Нелабиализованные
Лабиализованные

Гласные звуки бывают ударными (например, в словах сок, вар, бур, лес, синь, быль) и безударными (например, в словах вода´, трава´, суда´к, лесо´к, лиса´, была´ ).

Под ударением гласный произносится наиболее чётко, ясно, он находится в сильной позиции. В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяются своё звучание. Безударная позиция гласных является слабой.

Процесс изменения звучания гласных звуков называется редукцией.

Редукция бывает количественная и качественная.

Редукция количественная — это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны´ – сынΛв'j'а´], [су´днъ – суда´ - судΛво´й'].

  • после твёрдых согласных в первом предударном слоге произносятся как ослабленный звук [а] — [Λ]:
    [сΛды´], [дΛма´];
  • во втором предударном и заударном слогах — как гласный среднего ряда, среднего подъёма, нелабиализованный [ъ]:
    [съдΛво´т], [дъмΛво´й'].
  • после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как [и э ]:
    [п'и э т'и´], [л'и э до´к], [л'и э са´];
  • во второй предударной и заударной позициях – как гласный переднего ряда верхне-среднего подъёма [ь]:
    [п'ьтΛч'о´к], [л'ьдΛко´л], [на´л’ьт'], [па´м'ьт'].
  • после твёрдых согласных в первом предударном звучит как [ы э ]:
    [шы э сто´й'];
  • во втором предударном и заударных как [ъ]:
    [шъст'иба´л'ный'], [па´шът].


Передний ряд
Средний ряд
Задний ряд
Верхний подъём
[и]
[ы]
[у]
Верхне-средний подъём
[и э ]
[ы э ]
[о]
Средний подъём
[э]
[ъ]
[о]
Нижний подъём

[а], [Λ]


Нелабиализованные
Лабиализованные

Изменение гласных звуков в зависимости от их ударного и безударного положения называет позиционной меной гласных.

Позиционная мена звуков может быть перекрещивающейся и параллельной.

Перекрещивающаяся мена возникает при качественной редукции, параллельная — количественной.

Звук является основной единицей языка наряду со словом и предложением. Однако в отличие от последних сам по себе он не имеет никакого значения.

Звуки выполняют в языке важную смылоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Примеры:

Различие слов по количеству звуков: сыпь - осыпь, ворона - воронка, сор - сорт, порт - спорт, спор - спорт.

Отличие в наборе звуков: 1) различие в одном звуке: лимон - лиман, задор - забор, тоска - доска, поток - потек.

2) различие в двух и более звуках: кошка - мышка, урок - крот, фасоль - пароль, загар - затор.

Отличие в последовательности звуков: куст - стук, нос - сон, баржа - жабра.

Полное несовпадение звуков: школа - ученик, сом - белуга, грач - щегол, слива - крыжовник.

Кроме звуков, различать слова и их формы помогает ударение, например: кр у жки - кружк и

Образование звуков языка.

Звуки языка образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. К речевому аппарату относятся гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.

В речевом аппарате выдыхаемый воздух проходит через гортань между напряжёнными голосовыми связками и через ротовую полость, которая при этом может менять свою форму. Так образуются гласные звуки. Они состоят только из голоса. выдыхаемый воздух может встретить преграду в ротовой полости в виде смычки или сближения органов речи и выйти либо через рот, либо через нос. Так образуются согласные звуки. Они состоят из шума, а некоторые - из голоса и шума.

Гласные звуки.

В русском языке основных, т. е. находящихся под ударением, гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].

Гласные звуки бывают ударными (например, с о к [о], вар[а], бур[у], лес[э], синь[и]) и безударными (например, вода[а], трава[а], судак[у], лесок[и], лиса[и], была[ы]).

Согласные звуки.

Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Парные твердые и мягкие согласные различают слова, например, конь [кон'] и кон [кон]; лук [лук] и люк [л'ук].

Парные и непарные согласные по твердости / мягкости.

1) Парные согласные по твердости/мягкости: б [б'], в [в'], г [г'], д [д'], з [з'], к [к'], л [л'], м [м'], н [н'], п [п'], р [р'], с [с'], т [т'], ф [ф'], х [х'];

2) Непарные согласные по твердости/мягкости: только твердые - [ж],[ш],[ц]; только мягкие - [ч'], [щ'], [й'].

Звонкие и глухие согласные могут различать слова, например: шар - жар, кол - гол, дом - том.

Звонкие и глухие согласные бывают парными и непарными.

Парные согласные: звонкие - [б] [б'], [в] [в'], [г] [г'], [д] [д'], [ж], [з] [з'];

глухие - [п] [п'], [ф] [ф'], [к] [к'], [т] [т'], [ш], [с] [с'].

Непарные согласные: только звонкие - [й], [л] [л'], [м] [м'], [н] [н'], [р] [р'];

только глухие - [х], [х'], [ц], [ч'], [щ'].

Звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением (дуб [п], пробка [п]).

Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л,р,м,н,й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением (просьба [з']).

Чередование звуков.

Чередование звуков - это мена звуков в одной и той же части слова, например: за брос ить - за брас ывать, пек у - печ ет.

На месте ударных гласных [а] [о] [э] в безударном положении в одной и той же части слова произносятся другие гласные звуки, например: коса – кóсы [касá – кóсы], вода – вóды [вадá – вóды], беда – беды [б'идá – б'эды], река – реки [р'икá – р'эк'и].

В этом случае говорят: ударные чередуются с безударными.

Чередование гласных а о э под ударением и в безударном положении на письме не отражается, например: стол - стол ы.

Чередование парных звонких и глухих, глухих и звонких согласных на письме не отражаться, например: сад - садик, молотить - молотьба.

На месте ударных гласных [у], [и], [ы] в безударном положении произносятся эти же звуки, например: сук - суч о к, лист - лист о к, стык - стык о вка.

Звонкие и глухие согласные перед всеми гласными и непарными звонкими согласными й, р, л, м, н различаются, например: вода, фонарь, вить, фитиль, сок, зоб, вред, флаг, снег, знать.

В словах бывают чередования согласных перед гласными и перед непарными звонкими согласными.

Звук речи - это минимальная единица вой цепи, возникающая в результате артикуляции человека и характеризующаяся определенными фонетическими свойствами.

Звук является основной единицей языка со словом и предложением, но сам по себе он имеет никакого значения.

Звуки выполняют в языке важную смысл, значительную роль: они создают внешнюю оболочку слов и тем самым помогают отличить слова друг от друга.

Слова различаются количеством звуков, из которых они состоят, набором звуков, последовательностью расположения звуков.

Все фонетические единицы связаны между собой и зависят друг от друга - они составляют систему.
Фонетические единицы (как и все единицы, составляющие систему) имеют одно важнейшее свойство. Положим, есть какие-то фонетические сущности А и Б (это могут быть звуки, или их признаки, или сочетания звуков, слоги и т. д.). Если появление А влечет за собой появление Б, то Б не является в данной системе особой единицей, это неотделимая часть единицы Л. Б в этом
случае образует с А целостность, единство: АВ.

Иными словами: если единица А появляется в тексте так, что всегда вместе с нею появляется Б (или всегда перед Л, или всегда после А, или одновременно с А, например в том случае, если А - один признак звука, а Б - другой), го Б - только тень единицы А. Б как самостоятельная сущность - не в счет.
Следовательно, самостоятельность или несамостоятельность Б определяется другой сущностью - А, ее способностью сочетаться. Если наряду с А Б встречаются сочетания АВ, АГ и т. д., то Б самостоятельная единица.

Характерно, что говорящие обычно не замечают, что в словах весть, несть- и под. они произносят мягкий согласный [с*], хотя, конечно, замечают мягкость конечного [т*] - независимую мягкость. В этом случае сознание говорящих не отмечает Б, т. е. то, что не является независимой, самостоятельной единицей в языке.

Когда описывают звуки в слове, например [кот], необходимо указать глухость согласного [к] (вместо него может произноситься звонкий [г); [гот] год). Если мы забыли сказать, какой первый согласный - звонкий или глухой, то нельзя определить, какое слово имеется в виду- [кот] или [гот]. Звонкость [о] можно не указывать без всякого ущерба для описания, так как гласный характер звука гарантирует его звонкость: не может быть в русском языке (в составе какого-то слова) ударного гласного, не обладающего звонкостью. Глухость конечного [т] тоже не надо отмечать: его звонкая параллель, согласный [д] (как и все шумные звонкие согласные), невозможен на конце русского слова. Звонкость [о] и глухость (т] можно не указывать при описании звуков слова, и при этом описание ничего существенного не теряет. Очевидно, указанные признаки никакой самостоятельной ценности не представляют, так как они - Б: следствие наличности других признаков, они определены этими признаками.

Итак, в языке действует закон: если A cz, то Б не является особой, отдельной единицей.
Совокупности единиц, которым свойственны такие отношения, называются системами.
Знаковые единицы всегда образуют систему, т. е. они подчиняются указанному закону.
Систему образуют и фонетические единицы, так как они - единицы языка.

Этот закон имеет большое значение при определении многих сторон фонетической системы: на его основе выясняется, каковы самостоятельные, системно значимые признаки каждого звука, каков звуковой состав языка (сколько в нем гласных, согласных - самостоятельных фонетических единиц), какие они образуют сочетания, как чередуются.

Читайте также: