Астафьев хвостик сочинение егэ

Обновлено: 02.07.2024

. ЧИТАТЕЛЯ . --- судьба --- В НАШИХ РУКАХ! Грамматическая ошибка привела к логической неточности. судьба . находится . в руках ЧЕЛОВЕКА (а не в наших руках)

1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик. (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова начёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. (4)Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника.

(5)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налёт зелёного помета — цветёт малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8)Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

(15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожжённое.

(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

К чему приводит жестокое и безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или есть еще слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими и другим вопросами предлагает нам задуматься Виктор Астафьев в предложенном для анализа тексте, где поднимается проблема варварского отношения к природе.

Позиция автора по поднятой проблеме выражена ярко и однозначно. Астафьев подводит читателя к выводу о том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Многое уже разрушено людьми, но у нас еще есть возможность изменить своё отношение к окружающему миру и сохранить Землю.

Нельзя не согласиться с мастером слова. Безусловно, бездушное и потребительское отношение к природе может привести лишь к одному – гибели всего человечества.

Многие писатели поднимали данную проблему в своих произведениях, и Борис Васильев –

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 1 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 2 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 2 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 21 из 24

Со­чи­не­ние хо­ро­шее, мо­ло­дец. Жаль, что до­пу­щен­ные Ва­ми ошиб­ки сни­зи­ли его ка­че­ство. Же­ла­ем от­лич­ных успе­хов на эк­за­мене.

К чему ведет жестокое, потребительское отношение к природе? Достигло ли человечество черты, перейдя которую ему грозит самоуничтожение, или все же есть надежда пробудить в сердцах ответственность ради сохранения нашей уникальной планеты? Российский писатель В. П. Астафьев заставляет читателя задуматься над этими насущными вопросами.

Автор поднимает проблему варварского отношения человека к окружающему живому миру. Он с болью констатирует: “оглохла земля, коростой покрылась”. Грязь, нечистоты, отходы производств – все это результат

нашей деятельности. Нет на земле существа, которое могло бы потягаться с человеком в сфере негативного влияния на природу.

Короста заключается в эгоизме, глухоте души и необъяснимой жестокости ко всему живому.

Астафьев говорит, что замученный отдыхающими суслик, лапки и хвостик которого торчат из консервной банки – это молчаливый укор нам всем за бесчинство вандалов-соотечественников.

По мнению писателя, если самые ранимые из людей – дети могут смеяться над гибелью беззащитного зверька, следовательно, экологическая и нравственная катастрофа уже очень близко.

Авторская позиция заключена

в том, что современный человек не имеет права безответственно обращаться с природой. Пока не все разрушено, не все безвозвратно утрачено, надо каждому из нас приложить усилия для сохранения красавицы Земли. Нельзя не согласиться с высказанными Астафьевым мыслями: человеческое варварство по отношению к окружающей среде достигло апогея.

Если ничего не менять человечество ждет страшная и мучительная гибель.

Русские писатели во все времена обращались к теме взаимоотношений человека и природы. В романе “Не стреляйте белых лебедей” Б. Васильев показал, на что способны заезжие “туристы”. Не зря главного героя Егора Полушкина волновало поведение незнакомой компании: после отъезда браконьеров живописное озеро стало мертвым.

Автор призывает читателей беречь нашу землю, проявлять милосердие к любому живому существу.

В заключение хочется сказать, ответственность за чистоту и сохранение природы лежит исключительно на человеке. “Изуродованная, пораненная, битая, обожженная” природа – укор каждому жителю планеты. Нельзя допускать, чтобы природа страдала от рук тех, кто призван беречь и лелеять ее красоту.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен комплексный анализ текста рассказа В.П. Астафьева "Хвостик" в формате задания 25 (сочинение-рассуждение) ЕГЭ по русскому языку.

Урок русского языка в 11 а классе

1. Формирование у учащихся навыка анализа текста в рамках ЕГЭ: умение определять проблему текста, позицию автора , выражать собственное мнение, аргументировать его примерами из жизни и художественной литературы.

2. Расширить и углубить представления об изобразительно-выразительных средствах языка.

3. Готовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

1. Формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

2. Развивать умение использовать тропы языка в своей речи.

1. Вызвать интерес к творчеству В. П.Астафьева.

2. Способствовать осмыслению своего назначения.

3. Воспитывать ответственное отношение к окружающей природе .

Методы работы: беседа, совместный анализ текста, работа со словарем, рефлексия, написание сочинения.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

I. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

Вступительное слово учителя.

3. Словарная работа.

Затеси –зарубки. В старину люди, уходя далеко в лес, делали по дороге зарубки на деревьях, чтобы не заблудиться. Белеющие на стволах зарубки или меты были видны издалека, и люди по ним узнавали обратный путь. В разных местах их называли по- разному : В Сибири – затесь.

4. Комплексный анализ текста.

Исходный текст

1)Смеется, заливается, хохочет мальчик…2) Овсянский остров напоминал когда-то голову — туповатую с затылка и заостренную, чубатую со лба.3) В любое время года была та голова в окладе венца — бледная зимняя плешь обметана чернолесьем; весной плешь острова нечесано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черемушника. 4)Пока черемуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черемухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника…

5)В осени мягкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зеленой отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. 6)И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. 7)Желтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом.8) Ветер с Енисея гнал ее встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарею в часы предвечерья.

9)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. 10)Захудала на нем некошеная трава, усохли кустарники.11) По оголившейся отноге и пологим берегам налет зеленого помета — цветет малопроточная вода.12) Перестала цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают более цветы — они вытоптаны или вырваны с корнем.13) Лишь живучий курослеп сорит еще желтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

19)Оглохла земля, коростой покрылась. 20)Если что и растет на ней, то растет в заглушье, украдкой, растет кривобоко — изуродованное, пораненное, битое, обожженное…

21)Хохочет мальчик на берегу. Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

25)— Что же ты смеешься, мальчик?!

26)— Хво… хво… хвостик!

Лымарева Наталия Владимировна

ВложениеРазмер
astafev_rabota_fisher_k.galbshtadt.docx 50.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Выполнил: Фишер Кирилл, ученик 9 класса

Руководитель проекта: ЛЫМАРЕВА Н.В. учитель литературы, ОПК и ОДНКНР

с. ГАЛЬБШТАДТ, 2021

1.1 Актуальность данной темы. 3

1.2 Цели задачи. 3

1.3 Обзор используемой литературы. 4

1.4 Практическая значимость работы. 4

Глава 2 Основная часть

2.1 Биография В. П. Астафьева. 6

Глава 3 Заключение

3.2 Самооценка проделанной работы. 11

3.3 Перспективы работы по данной теме. 11

Список использованной литературы. 12

Актуальность темы (обоснование )

Конечно, актуальны! Человек живет на Земле, чтобы становиться мудрее, добрее, человечнее, дарить окружающему миру искорки своей души. Ведь невозможно заслужить любовь окружающих, не любя ничего вокруг себя! Но как часто мы забываем об этом!

- вызвать интерес к творчеству В. П. Астафьева.

- выяснить, какие проблемы поднимает В.П. Астафьев в своих книгах. Актуальны ли они в наше время?

- воспитывать ответственное отношение к людям, к окружающей природе

- способствовать осмыслению своего назначения.

- изучить литературу по теме исследования;

- познакомиться с биографией писателя;

- поразмышлять над нравственными и экологическими проблемами, поднятыми в данных миниатюрах, сделать выводы .

Для решения этих задач мне больше всего подойдут методы:

- поиск информации из различных источников, работа с текстом ( анализ текста миниатюр).

Объект исследования: миниатюры В. П. Астафьева

Предмет исследования: вклад произведений В.П. Астафьева в воспитание нравственных идеалов человека.

Анализ источников литературы по теме

В процессе исследовательской работы я обращался к различным источникам: исторической информации, работал с биографическим материалом, произведениями писателя, интернет - материалами.

Практическая значимость: Результаты научно-исследовательской работы принесут пользу не только мне, но и другим ученикам, учителям, так как исследование стало дополнительным информационным материалом, который можно использовать на уроках литературы, классных часах, на занятиях кружков и факультативов.

Основные термины и понятия

Ключевые понятия для нашего исследования – это экология и нравственность.

ЭКОЛОìГИЯ - и; ж. [ от греч. oikos - дом, жилище и logos - учение]

1. Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Растений, животных, человека.

2. Экологическая система. Экология леса.

3. Природа и вообще среда обитания всего живого (обычно о плохом их состоянии). Заботы об экологии. Нарушенная экология. Удручающее состояние экологии. Экология северо-запада России

1. Внутренние (духовные и душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе. Человек высокой, безупречной нравственности

2. Совокупность норм, правил поведения человека в обществе и природе, определяемые этими качествами. Законы, кодекс, нормы нравственности .

То же, что затёс; стёс, сделанный на дереве топором или другим острым предметом.

Творчеством В. П. Астафьева я заинтересовался неожиданно для себя.

Однажды мы приехали на озеро, но, прежде чем купаться, надо было убрать весь мусор, оставленный предыдущими отдыхающими. Меня возмутило поведение людей, не умеющих и не желающих убрать за собой. Я, конечно, громко и долго возмущался.

В искренности этих слов не приходится сомневаться. Они выстраданы в душе бывшего детдомовца Виктора Астафьева. Осенью 1942 года Астафьев ушел на фронт, оказался в самом пекле войны. Воинское звание - рядовой. И так до самой Победы: шофер, артразведчик, связист. Дважды ранен, контужен. После войны работает слесарем, учителем, кладовщиком.

В 1996 Астафьев получил Государственную премию России, в 1997 — Пушкинскую премию фонда Альфреда Тепфера (ФРГ).

2001 г. умер в Красноярске. Похоронен в с. Овсянка.

Астафьева особенно волнует подрастающее поколение. Он не может не видеть, что происходит с нашей молодёжью. Поэтому большинство его произведений о размышлениях над жизнью, теми проблемами, которые охватили общество. Писатель утверждает, что за всё в ответе родители, старшие. Это они должны своим поведением показать детям, как правильно поступить в том или ином случае. Равнодушное отношение взрослых к природе воспитывает качества нравственных уродов в молодежи.

Удивительное счастье - жить на этой Земле, просыпаться утром, видеть небо, солнце, маму. Мир вокруг прекрасен, людям подарена красота.

Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы - всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.

Вот предложение, в котором заключена главная мысль второй части.

Уходят краски, осталась одна красная – цвет крови. А люди? Они гадят.

Гармония нарушена, “оглохла земля”. Лишилась звука. (Украдкой. но живет – изуродованное, пораненное, битое, обожженное).

И вдруг. снова “. Хохочет мальчик”

Разрушая природу, мы разрушаем в себе человека - вот к какому выводу приводит нас писатель. Из « смеющихся мальчиков вырастают взрослые люди, способные на самый низкий и подлый поступок. Экологическая проблема перерастает в нравственную.

« На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна”,– так начинается этот небольшой рассказ. Вместе с писателем задумываешься, о ком же пойдет речь, кто заслужил такую нелестную характеристику. Вчитываешься и с ужасом узнаешь, что с такой запиской оставил “родной сынок …. собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и “забыл” ее на вокзале”. Судьба бедной, несчастной женщины предопределена сыном: она ему не нужна, пусть кто-нибудь возьмет ее в качестве няньки, домработницы, сторожихи. Вот как решается порой в наше время вечная проблема отцов и детей!

А эт от человек обрубил свои корни, а без корней, без прошлого человек не может жить. Отказаться от матери – это преступление. Автор сожалеет о том, что “отменена публичная порка”. Он выносит сыновьям, жестоко относящимся к своим матерям, суровый приговор: “Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было слышно” .

Откуда у писателя такая боль, откуда пошла такая огромная любовь к природе, к матери? Почему же именно темы экологии и нравственности являются главными в творчестве Астафьева?

О твет можно найти, если мы обратимся к детству писателя.

Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности. Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.

Совесть, честность, ответственность, справедливость, желание и умение трудиться, приносить добро - вот такие зарубки оставляет нам Астафьев своими произведениями.

Читать Астафьева – не развлечение, его книги заставляют думать, оценивать свои поступки, размышлять над жизненными проблемами, писатель заставляет нас посмотреть, а точнее всмотреться в себя, в близких и знакомых, задуматься над тем, зачем мы живем на этой Земле.

Я думаю, что поставленные в моей работе цели и задачи были реализованы. Предполагаемая гипотеза подтвердилась.

Выполняя творческий проект я научился ставить перед собой определенные цели и задачи, достигать их.

Интересно было читать новые произведения, делать выводы, сравнивать свои мысли по прочитанному с заключениями литературоведов.

Затруднения в ходе работы вызваны тем, что я недостаточно еще умею анализировать художественный текст.

Перспективы работы по данной теме.

Работа рассматривает лишь две проблемы - экологическую и нравственную, а проблематика произведений В.П. Астафьева более широкая. Поэтому исследования в этом направлении могут быть продолжены в старших классах.

Читайте также: