Славка был счастлив сочинение

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Текст. Сочинение-рассуждение (Подготовка к ОГЭ) (по ФГОС 7 класс).

Составила: Пандырева А.И., учитель русского языка и литературы МАОУ лицея №81.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные: научатся создавать текст, извлекать нужную информацию и составлять текст-рассуждение.

Метапредметные: 1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; способность извлекать информацию из различных источников; способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; 3)коммуникативное целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Организационный момент.

- Добрый день. Рада видеть вас.

- Откроем тетради, запишем число и вид работы. Оставим место для темы урока. (Работа в группах, сильный ученик помогает слабому)

- Наш урок мы начнём сегодня с небольшого словарного диктанта. (Один ученик пишет на обратной стороне доски): Слово, словОсочЕтание, предлОжение, Абзац, тема, оснОвная мысль, раССуждение).

- Сначала проверяем у себя в тетради, затем обменяемся тетрадями и сверим с доской.

- Теперь объясним правописание некоторых слов;

- Подумайте, что объединяет эти слова и словосочетания или с каким понятием мы можем их связать? ( Текст )

- Но ведь тексты бывают разных типов речи. Как вы считаете, с каким типом речи будет сегодня связан наш текст? (Рассуждение) . А какие ещё типы речи вы знаете? (Повествование, описание).

- Замечательно. Теперь давайте попытаемся сформулировать тем у нашего урока. (Текст. Рассуждение).

- Верно. В 5 классе мы знакомились с понятием текст-рассуждение. Теперь вспомните, какую работу ещё проводили с текстом такого типа? ( Писали сочинение-рассуждение ).

- Правильно. Следовательно, чему на уроке мы сегодня научимся? ( Создавать текст-рассуждение )

- Но только будем совершенствовать нашу работу. Мы писали сочинения-рассуждения на предложенную тему, а сегодня попробуем писать сочинение по тексту, точнее, подбирать аргументы.

- Сначала вспомним, что такое текст и структуру сочинения-рассуждения. (Текст - это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Текст объединяет тема, основная мысль, есть заголовок (слайд 2). Структура - тезис, доказательство, вывод.) (слайд 3). Эти определения помогут нам создать своё сочинение-рассуждение.

-Теперь обратимся к тексту, который лежит у вас на партах. (Приложение№1) Давайте его прочитаем. Сначала каждый про себя. Теперь прочитаем текст выразительно вслух (Подготовка к устному собеседованию: выразительное чтение текста).

- Итак, кто герой текста? (Мальчик Славка).

А Славку как можно назвать по-другому?

Какими ещё автор называет кораблик?

Как называются эти слова? Что нам это даёт?

Мальчик, герой, он.

Яхточка, парусник, шлюп.

Они называются синонимами и помогут избежать повторения (тавтологии) в сочинении.

- Итак, Почему Славка был счастлив? Давайте посмотрим, какие вопросы нам помогут понять текст и подобрать аргументы (В этот раз вопросы предлагает учитель, в следующий ребята будут задавать вопросы к тексту сами).

Работа с таблицей в группах (слайд 4).

- Учитель предлагает сверить с доской ответы (слайд 5).

- Теперь, когда мы с вами подобрали, аргументы, давайте оформим их в тетрадях. Запишем основную часть сочинения. Пропусти вступление и вывод (Зачитывают свои варианты).

Д/З – написать вступление и заключение сочинения-рассуждения.

- Всем спасибо за работу на уроке. Оценки. Вы молодцы!

Приложение 1

(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы… (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.(7)Над кораблями, над морем неутомимо носились чайки.

(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.

(10)У самого дальнего камня Славка заметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду. (13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные. (14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть — раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция — это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.

(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26) Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.

(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.

— (31)Плыви, — сказал Славка.

(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…(33)Славка был счастлив.

(По В.П. Крапивину)

(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы… (3)У кинотеатра он спустился к самой воде. (4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости. (7)Над кораблями, над морем неутомимо носились чайки.
(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.
(10)У самого дальнего камня Славка заметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду. (13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные. (14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть — раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция — это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.
(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело. (23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты. (25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26) Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.
(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.
— (31)Плыви, — сказал Славка.
(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море… (33)Славка был счастлив. (По В. Крапивину)

наверно во первых - увидел терпящий бедствие самодельный парусник. добираясь по скользким камням до яхты не подскользнулся и не упал . и не поддался на искушение взять модель себе. и что надолго запомнит как кораблик смог покинуть бухту и уйти в далёкое плавание.

Если учитель мечтает стать мастером, он должен принять обет нескончаемого поиска, обретения, хранения и передачи знаний.

Учитель и ученик, хранитель ценностей и их искатель, преодолевая пустыню первой отчуждённости, вступают в оазис взаимопонимания.

Преподавание - это пробуждение образов, воплощённых в слове, на холсте, в самой природе. Именно образ помогает раскрыть способность к творчеству.

Работа с текстом В.П. Крапивина

Герои В.П. Крапивина

Для самостоятельной работы предлагается текст с тремя заданиями в формате ОГЭ. И ещё одно задание рекомендовано для редакторской правки.

(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы… (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.(7)Над кораблями, над морем неутомимо носились чайки.

(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.

(10)У самого дальнего камня Славка заметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду. (13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные. (14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть — раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция — это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.

(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26) Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.

(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.

— (31)Плыви, — сказал Славка.

(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…(33)Славка был счастлив. (По В.П. Крапивину)

Задания к тексту в формате ОГЭ

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста. Почему Славка был счастлив?

15.3. Как Вы понимаете значение слова СМЕЛОСТЬ?

Задание для редакторской правки

В тексте В. Крапивина повествуется об истории, произошедшей на берегу моря. Маленький парусник попал в беду, но Славка, проходивший мимо, смог его спасти и отправил в свободное плавание. Мальчик был счастлив. Почему? Попытаемся выяснить.

Герой был доволен своим смелым поступком, он даже сдержал свое слово. Его переполняло чувство гордости, радости и счастья.


Задания Д B2 № 5774

1) Славка воспринимал происходящее как удачный предлог для купания.

2) Славка понимал, что рискует, но в то же время радовался возможности спасти кораблик.

3) Славка воспринимал происходящее как вызов маме и её требованиям.

4) Славка рассчитывал на то, что, совершая такой смелый поступок, сможет прославиться.

(1)Славка шагал вдоль длинной набережной. (2)Мимо театра с высокой колоннадой, мимо запертых киосков и фонтана, окутанного вымокшими ветками раскидистой ивы… (3)У кинотеатра он спустился к самой воде.

(4)Никого здесь не было. (5)На каменной плите лежали многопудовые якоря — в память о погибших моряках; неторопливо шёл в даль набережной серый катер технической службы. (6)Серо-синие боевые корабли были неподвижны, они стояли как возникшие над водой крепости.

(7)Над кораблями, над морем неутомимо носились чайки.

(8)Море вдали было спокойное и очень синее, а у берега, разбиваясь на волны, становилось тёмно-зелёным. (9)Волны шевелили у камней водоросли, и громадные камни время от времени показывались над водой.

(10)У самого дальнего камня Славка заметил белое пятнышко. (11)Там бился на мелкой волне игрушечный кораблик. (12)Было ясно, что яхточка попала в беду.

(13)Гибнущие корабли надо спасать, даже если они совсем крошечные.

(14)До парусника было метров двадцать. (15)Доплыть — раз плюнуть. (16)Но Славка сегодня твёрдо обещал маме, что не будет купаться. (17)Можно, конечно, успокоить совесть тем, что спасательная экспедиция — это не купание, но лучше сначала попробовать другой способ.

(18)Славка торопливо разулся, шагнул на первый камень. (19) Камни обросли скользкой зеленью. (20)Время от времени их прикрывала волна, тогда вода становилась мутной, непрозрачной. (21) Иногда приходилось прыгать с одного скользкого уступа на другой. (22)Было жутковато и весело.

(23)Наконец Славка добрался. (24)Встал коленями на мокрый каменный скос, дотянулся до маленькой мачты.

(25)Яхточка оказалась сделанной грубовато, но прочно и правильно: с намертво закреплённым прямым рулём, с туго натянутыми проволочными канатами, с шёлковыми парусами. (26) Лёгонький корпус был сделан из пенопласта.

(27)Славка заколебался. (28)Взять парусник себе? (29)Он давно хотел похожий кораблик, мечтал, как будет пускать его в

заливе. (30)Но ведь не для него, Славки, его строили, а для того, чтоб плыл он по морям и океанам.

— (31)Плыви, — сказал Славка.

(32)И маленький шлюп с треугольными парусами запрыгал среди волн, пошёл к выходу из бухты, в открытое море…

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы к практическому занятию по подготовке к написанию сочинения-рассуждения с использованием текста В.Крапивина.

Материалы к практическому занятию (факультатив) по подготовке к сочинению-рассуждению на тему

Цель занятия:

Общеобразовательная: научиться правильно понимать исходный текст, отбирать материал, необходимый для написания сочинения

Развивающая: способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся.

Воспитательная: на примере текстов, афоризмов знаменитых людей показать, что каждый человек - сам творец своего счастья.

Задачи занятия:

1) проанализировать текст с точки зрения стиля, типа и жанра речи;

2) уметь находить авторскую позицию;

3) определять тему, идею и проблему текста;

4) уметь выразить свою позицию по отношению к сформулированной проблеме, привести аргументы;

I. Организационный момент.

Сегодня нам предстоит серьёзная и интересная работа – работа с текстом. Мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные на предыдущих уроках, но и будем готовиться к сочинению-рассуждению по прочитанному тексту. Эта подготовка основывается на работе с текстом. Тексты, как правило, принадлежат к одному из функциональных или авторских стилей, является интересными в познавательном отношении, содержат материал для раздумий и обсуждений.

II. Этап актуализации знаний.

Слово учителя. Что же такое счастье? Как человек может стать счастливым? Можно ли купить, подарить, или найти, или потерять счастье? Один думает, что счастье – это семья, второй – что счастье – это быть с любимым человеком, а третий – то, что у него есть кошка или собака. Некоторые считают, что, купив машину, они будут счастливы. Если человек счастлив, то как долго может продлиться его счастье, как удержать свое счастье и можно ли вообще его удержать?

1.Прочитайте определение слова счастье в разных словарях. В чем сходство статей и чем они различаются? Составьте свою статью о слове счастье.

Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой

1) Счастье. Состояние абсолютной удовлетворенности жизнью, чувство наивысшего удовольствия, радости.

2) а) Успех, удача. б) Счастливый случай, счастливое стечение обстоятельств.

Словарь В.И. Даля

СЧАСТЬЕ (со-частье, доля, пай) – ср. рок, судьба, часть и участь, доля; всякому свое счастье; в чужое счастье не заедешь. | случайность, желанная неожиданность, удача, успех, спорина в деле, не по расчету, благоденствие, благополучие.

2. Прочитайте стихотворение И.Бунина. Выполните задание по выбору: 1) Сформулируйте и запишите главную мысль текста. 2) Как вы понимаете смысл последней фразы стихотворения И.Бунина?

О счастье мы всегда лишь вспоминаем. /

А счастье всюду. Может быть, оно /

вот этот сад осенний за сараем, /

и чистый воздух, льющийся в окно. /

В бездонном небе легким белым краем / встает, сияет облако одно. /

Давно слежу за ним. Мы мало видим, знаем, /

а счастье только знающим дано.

3. Прочитайте высказывания. Выберите одно и прокомментируйте его (согласен – не согласен, почему?).

1) Счастье – в детях!

2) Счастье – власть, удовольствие и деньги.

3) На то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия. (Н.Гоголь)

4) Счастье – иметь любимое дело и веру.

5) Счастье приносят добрые дела и помощь другим людям. (Платон)

4. Прочитайте высказывания о счастье. Выпишите одно-два высказывания, которые показались вам интересными.

1) Вы счастливы или несчастны не благодаря тому, что вы имеете, и не в связи с тем, кем являетесь, где находитесь или что делаете; ваше состояние определяется тем, что вы обо всем этом думаете. (Дейл Карнеги)

2) Счастье есть идеал не разума, а воображения. (Франц Кафка)

3) Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

4) Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

5) Любовь ко всему, что зеленеет, дышит, издает звуки, сверкает красками, и есть любовь, приближающая человека к счастью. (В.М. Песков)

5. Прочитайте текст притчи. Как видно из него, одни и те же действия могут иметь совершенно разный смысл. От чего это зависит?

(Маленький социологический опрос. Учитель собирает анонимные анкеты и озвучивает их.)

Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские за- боты волнуют его слегка, как ветер осину, – и все обстоит благополучно.

– Павел Константиныч! – проговорил он (Иван Иванович) умоляющим голосом. – Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро! Счастья нет, и не должно его быть, а если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!

III. Анализ рассказа В.П. Крапивина.

1.Расскажите о поведении и поступке Славки. Почему он был счастлив? Определите тему и основную мысль текста.

(1. Не нарушил слово, данное маме, – не купался.

2. Спас корабль, хотя нелегко было прыгать по скользким камням, было жутко и весело. Живя у моря, знал: гибнущие корабли надо спасать.

3. Хотя мечтал иметь такой кораблик, но преодолел желание взять его себе.

4. Совесть Славки была чиста, ему не было стыдно перед собой, поэтому и был счастлив.)

2. (Вопрос домашнего задания.) Есть ли у вас герой (человек), которого можно назвать счастливым человеком? Приведите примеры, факты из вашего личного опыта (из художественной литературы, СМИ, рассказов друзей, родных).

IV. Работа над сочинением.

1) Сформулируйте тезис сочинения, написав, что такое счастье. (Важно учесть содержание предложенного текста.)

2) Прокомментируйте тему.

(Рассуждение – 1–2 предложения + чужое мнение по данной теме: цитата, строфа стихотворения, мнение других людей, СМИ, определение по словарю и т.д.).

3) Приведите два аргумента: один аргумент – свое размышление о счастье на примере предложенного текста, другой – из личного опыта.

4) Вывод. Отношение пишущего к теме сочинения. (Можно и к героям данного текста.) Можно использовать предложения-клише: Жаль, что. Хорошо, когда. Как важно, что- бы… Я думаю… (Жаль, что не все задумываются над тем, зачем живет человек. Человек, который размышляет о счастье, о своем месте в жизни, обязательно будет думать о саморазвитии, само- воспитании, о возможности прожить жизнь интереснее и достойнее).

Читайте также: