Сколько на российских просторах сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Внимательно прочитайте текст и выполните тестовые задания к нему.

(1)Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений. (2)И у каждого из них есть свое лицо, своя история.

(3)Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. (4)Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, котоpoe произошло в этом селе. (5) И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. (6) Что мы там ищем? (7) Свою родословную? (8) Истоки народного характера?

(9) Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

1. Какая из предлагаемых формулировок темы текста представляется вам наиболее соответствующей содержанию текста и наиболее удачной с точки зрения точности выражения мысли и ее речевого оформления? ( Тему и основную мысль подчеркните).

а) Что такое память?

б) Память, её значение для человека и народа.

в) История больших селений.

г) Поиск родословной.

2. Какова основная мысль текста?

а) Без памяти человеку не прожить.

б) В печатных источниках и памяти народной надо искать историю маленьких деревень и сел.

в) Человек должен размышлять о происхождении сел и городов.

3. К какому стилю речи относится текст?

а) к научному в) к публицистическому

б) к разговорному г) к деловому

4. Каков тип речи текста?

а) повествование в) рассуждение

б) повествование с элементами рассуждения г) описание

5. Определите, в каких предложениях находится тезис, который раскрывает автор.

а) 1 -2 б) 3 в) 5-6 г) 3-4

6. В каком предложении заключен вывод?

а) 5 б) 9 в) 4 г) 6-8

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

3. Повторение теоретического материала: работа со справочником

( Стр. 13, «Этапы работы над сочинением С 2.2.)

Давайте ещё раз вспомним основные этапы работы над сочинением-интерпретацией. Откройте справочники на стр. 13. Вслух прочитайте основные этапы.

— Вспомним последовательность наших действий при работе над сочинением, прочитаем алгоритм работы над сочинением.

— О чем текст? ( Тема: Память, её значение для человека и народа ).

—Зачем он написан? Какова его основная мысль? ( Основная мысль: Без памяти человеку не прожить).

— Какова роль фрагмента, предложенного нам для анализа, в данном тексте?

— Сформулируйте тезис, который ляжет в основу нашего сочинения. БЕЗ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ПРОЖИТЬ (Записываем на черновиках, оставляя место для вступления, и на доске).

— Какие доказательства вы могли бы привести? Почему, по-вашему, человеку не прожить без памяти? ( Записываем каждый довод, заполняя таблицу-помощницу) .

— Как бы вы закончили свою работу? (Каждый из нас должен беречь память, сохраняя те факты, которые потом составят историю семьи, села, страны.

4. Работа над связующими звеньями между частями сочинения.

От тезиса к 1 аргументу : В этом легко убедиться, потому что, во-первых, мы знаем, что…

От тезиса к 1 аргументу: Во-вторых,

От аргумента-примера к выводу : Таким образом, И.Васильев подводит нас к мысли, что человек не может жить без памяти.

IV . Самооценка работ с опорой на критерии оценивания.

Тема: Сочинение-рассуждение на основе интерпретации фрагмента текста Ю.Нагибина: подготовка и написание.

Методический комментарий для учителя:

распечатать исходный текст Ю.Нагибина, тестовые задания к нему;

распечатать материал для индивидуальной работы по карточкам;

проверить творческие работы учащихся к следующему занятию, выставив количество баллов по каждому критерию (если позволит время, можно устно проанализировать сочинения)

Рекомендации для учеников:

I . Организационный момент.

Объявление темы и цели урока

II . Введение в тему.

1. Слово учителя.

С чего начинается память?

С речного песочка?

С дождя на пороге?

А если с убийства!

А если с воздушной тревоги!

А если с визжащей пилы в облаках,

Со взрослых, в пыли распростёртых!

А если с недетского знания – как

Живое становится мёртвым?

И в пять, и в пятнадцать,

И в двадцать пять лет

Войной начинается память.

Именно со стихов Константина Симонова мне хотелось бы начать сегодняшнее занятие. Почему? Потому что вот уже в течение нескольких занятий мы с вами говорим на тему памяти, знакомясь с текстами разных людей.

— Проверка 1-2 сочинений (чтение вслух – по желанию)

Сегодня мы продолжим эту трудную работу над сочинением-рассуждением, в основе которого лежит интерпретация фрагмента текста Юрия Марковича Нагибина и вместе напишем сочинение.

Но сначала повторим изученное на предыдущих уроках.

1) У доски: индивидуальная работа

Письменно дать определение данным словам: интерпретация, тема, основная мысль

2) индивидуальная работа.

Построить схему сочинения-рассуждения

3) Проверка домашнего задания. Беседа с учащимися. (Слайд 2)

Что такое тезис?

Что такое аргумент?

Что мы называем пример-аргумент или иллюстрацией?

Сколько частей должно быть в вашем сочинении? Сколько может быть абзацев в вашем сочинении?

4) Проверка работы по карточкам

III . Работа над сочинением-рассуждением

1. Чтение исходного текста.

Мы продолжаем нашу работу. Перед вами текст русского писателя Юрия Нагибина, по которому нам предстоит написать сочинение.

Внимательно прочитайте текст и выполните тестовые задания к нему.

(9) . Порой меня поражает странное невежество молодых людей. (10) Это плохое знание истории, отсутствие той большой высокой памяти, которая должна присутствовать в человеке. (11) Ведь он не летучий стручок: в мире у него есть корни, а они в земле его предков, которые создали наше государство, обороняли его, которые создали нашу культуру, строили, обрабатывали землю.

(12) Если человек хочет прожить жизнь ответственно, серьезно, прошлое должно быть частью его души, частью существа, естества человеческого.

1. Какая из предлагаемых формулировок темы текста представляется вам наиболее соответствующей содержанию текста и наиболее удачной с точки зрения точности выражения мысли и ее речевого оформления?

Тему и основную мысль подчеркните.

а) Что такое память?

б) Роль памяти в становлении личности.

в) Невежество молодых.

г) Иван, не помнящий родства.

2. Какова основная мысль текста?

а) Без памяти человеку не прожить.

б) Чтобы человек прожил жизнь достойно, прошлое должно быть частью настоящего.

в) Важность знания истории.

3. К какому стилю речи относится текст?

а) к научному в) к публицистическому

б) к разговорному г) к деловому

4. Каков тип речи текста?

а) повествование в) рассуждение

б) повествование с элементами рассуждения г) описание

5. Определите, в каких предложениях находится тезис, который раскрывает автор.

а) 1 б) 3 в) 5 г) 7

6. В каком предложении заключен вывод?

а) 5 б) 12 в) 4 г) 9

С 2.2. Напишите сочинение-рассуждение на основе интерпретации фрагмента текста Ю.Нагибина. Объясните, как вы понимаете смысл последнего предложения.

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования).

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Работа с исходным текстом по алгоритму (Слайды 5 – 10))

Давайте ещё раз вспомним основные этапы работы над сочинением-интерпретацией. Откройте справочники на стр. 13. Вслух прочитайте основные этапы.

— Вспомним последовательность наших действий при работе над сочинением, прочитаем алгоритм работы над сочинением.

— О чем текст? ( Тема: Роль памяти в становлении личности ).

— Какова его основная мысль? ( Основная мысль: Чтобы человек прожил жизнь достойно, прошлое должно быть частью настоящего ).

— Какова роль фрагмента, предложенного нам для анализа, в данном тексте?

— Сформулируйте тезис, который ляжет в основу нашего сочинения. БЕЗ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНО . (Записываем в таблицах, оставляя место для вступления и скреп,

— Какие доказательства вы могли бы привести? Почему, по-вашему, человеку не прожить без памяти? (Просьба: давайте работать последовательно, от абзаца к абзацу.) ( Записываем каждый довод, оставляя место (строку) для дальнейшей работы )

Довод 1. Человека, который не помнит прошлого, не уважают в обществе, а человек, который умеет хранить память, достоин уважения.

Довод 2 .У человека есть корни – наши предки, которые создали наше государство, укрепляли его. И люди, особенно молодые, должны это понимать.)

4. Работа над связующими звеньями между частями сочинения.

Сочинение наше почти готово, надо только связать все полученные записи, чтобы получился текст. С этой целью откроем справочники на странице 8, 11 и посмотрим, какие речевые клише мы можем использовать.

Вступление: Сегодня много говорят о том, что…

От тезиса к 1 аргументу : В этом легко убедиться, обратившись к его тексту.

Во-первых, мы знаем, что…

Чтобы доказать этот тезис, давайте обратимся к тексту Юрия Нагибина. (Убираем ФИО)

От тезиса к 1 аргументу: Во-вторых,

От аргумента-примера к выводу : Таким образом, автор подводит нас к мысли, что человек, не желающий помнить прошлое, не может стать достойным человеком.

IV . Подведение итогов.

Наша работа подошла к концу. Все устали. Но, думаю, мы справились с вами с поставленной задачей.

V . Домашнее задание.

Дома вам предстоит переписать то, что мы сделали на листках, в свои тетради.

Заполненная таблица-помощница примерно выглядит так:

Сегодня много говорят о том, что память играет огромную роль в становлении личности человека. Обращает на это наше внимание и Юрий Маркович Нагибин,

БЕЗ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКУ НЕ ПРОЖИТЬ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНО

Чтобы доказать этот тезис, давайте обратимся к тексту Юрия Нагибина. (Убираем ФИО)

В этом легко убедиться, обратившись к его тексту.

Во-первых, мы знаем, что…

человека, который не помнит прошлого, не уважают в обществе, а человек, который умеет хранить память, достоин уважения. (предложения 4-8)

4-8 предложения ( потом приписываем : Именно об этом и говорит автор в предложениях 4-8.

(потом приписываем : Во-вторых,

у человека есть корни – это наши предки, которые создали государство, укрепляли его. И люди, особенно молодые, должны это понимать.

10-11 ( потом приписываем: Наверное, поэтому в предложениях 10-11 Ю.Нагибин с болью пишет о тех, кто плохо знает историю своей страны.)

Таким образом, автор подводит нас к мысли, что…

Таким образом, автор убеждает нас в том, что…

Всё сказанное убеждает читателя, что…

Домашнее ученическое сочинение

К сожалению, мы редко задумываемся о назначении памяти… А ведь без неё человеку не прожить достойно. Без прошлого не было бы настоящего…

Человека, не помнящего прошлого, не уважают в обществе, а человек, умеющий хранить память, уважаем (предложения 4-6).

Методический комментарий для учителя:

напечатать исходный текст Д.Н.Меркулова;

напечатать ученическое сочинение, предложенное для анализа по критериям оценивания;

проверить творческие работы учащихся к следующему занятию,

Рекомендации для учеников:

I . Знакомство с исходным текстом.

(7) Скрытая от нас национальная память – это воистину драгоценный опыт народа, наше нетронутое до времени богатство, наш невостребованный жизненный запас, наша оборона перед ледяными ветрами истории и адским пламенем мирового зла, наши накопленные за тысячелетия творческие возможности, наша почва.

II . Анализ ученического сочинения по данному тексту с опорой на критерии оценивания.

В последней фразе данного текста Д.Н.Меркулов даёт образное определение национальной памяти, заставляя нас задуматься над тем, чем является для нас национальная память.

III . Самостоятельная творческая работа: написание сочинения-рассуждения.

ЦИКЛ ЗАНЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ ТЕМОЙ СЧАСТЬЯ

Тема : Исследование проблемы счастья. Сопоставление разных точек зрения на одну и ту же проблему. Подготовка к сочинению-рассуждению по притче о счастье Л.Калашниковой.

К занятию необходимо распечатать притчу Лидии Калашниковой, текст для мини-разминки, тестовые задания;

использовать в ходе занятия презентацию;

в организации занятия использовать такой прием, как кластер – способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления;

проверить творческие работы учащихся к следующему занятию, выставив количество баллов по каждому критерию (если позволит время, можно устно проанализировать сочинения);

работу в группах со словарями можно провести иначе (опережающее домашнее индивидуальное задание)

Рекомендации для учащихся:

предварительное задание: провести анкетирование среди одноклассников (Счастлив ли ты? В чём заключается твое счастье?). Творческой группе оформить ответы анкеты в виде диаграмм на слайдах. (Проводить по желанию учителя)

Объем предложенного материала рассчитан на подготовленный класс. Если класс слабый или в его составе много учеников с низким уровнем обученности, то учитель может убрать какие-то задания или уменьшить их объем.

Если предложенный материал используется не в рамках системного факультативного курса, то планирование будет носить рекомендательный характер.

Похожие документы:

Алтайского края (3)

. слышать музыку и размышлять о ней, надо воспитывать в ребятах с самого начала школьных занятий . часов компонента образовательного учреждения. Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес .

-начальная школа-

. уделяет особое внимание развитию речи, воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык . на предприятиях и учреждениях. Материалы курса воспитывают у учащихся интерес к профессиональной деятельности и .

. школьников. Комплексный анализ текстов воспитывает чуткость к красоте и выразительности русской речи. Использование ИКТ, поисково-исследовательских . . - республиканские проблемные курсы учителей родного, русского языка и литературы «Единство .

Русский язык и культура речи тесты (правильные ответы) тест 1 выразительные средства речи

. сложность изложения b) повышается выразительность речи c) ограничивается тематика . к публике. – С родного дядю требует. Две, . они выращивают и воспитывают внуков. c) Во . них, мы изменяем красоте шиповника и жасмина. . внимательность и чуткость, которые ты .

Оглавление Предисловие Глава I Теоретические основы методики развития речи § 1. Предмет методики раз

. почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в . (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения . продолжают развивать восприятие речи; воспитывают звуковую выразительность речи – развивают силу .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Практические задания при обучении написанию сочинения.

1. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! И у каждого из них есть свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера?
Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить. (По И. Васильеву)

1. Определите тему, идейный смысл и проблематику текста. Выделите его основную проблему.
2. Какие из предлагаемых формулировок темы и основной проблемы текста представляются вам наиболее соответствующими содержанию текста и наиболее удачными с точки зрения точности выражения мысли и ее речевого оформления?
1) Память человека.

2) Историческая память, ее значение для человека и народа.

3) Для чего нужна каждому человеку память?
4) Что дает человеку память об историческом прошлом?
3. Какие из предлагаемых формулировок проблем текста не соответствуют его содержанию? Какие формулировки отражают частные проблемы?
1) Проблема утраты сведений об основании городов и сел.
2) Проблема трудности жизни без памяти о прошлом.
3) Проблема сохранения исторической памяти народа.
4) Проблема утраты старинных книг.
4. Охарактеризуйте используемые автором способы постановки проблем текста. Ставятся ли основная и частные проблемы прямо или выводятся из содержания текста и позиции автора?

Я – старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими- нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю.Лотману)

1) В тексте Ю.Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.

2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.

3) Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.

4) Ю.Лотман поднимает одну из актуальных проблем на данный момент проблем -проблему межнациональных конфликтов.

5) Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

3. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

1) В чём опасность политики национализма?

2) Можно ли избежать социальной несправедливости?

3) В чём смысл человеческой жизни?

4) Нужно ли заботиться об окружающих людях?

5) Имеет ли право человек право вмешиваться в жизнь природы?

А. Философская Б. Политическая В. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная.

4. 1. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

2. Прочитайте высказывания великих людей, запишите, правильно оформляя их в качестве цитат:

1) Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоянном искании правды и смысла жизни (А.П.Чехов) – прямая речь.

2)Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное (Платон)- прямая речь.

3)Чистая совесть- это моральный светильник, озаряющий хороший путь. (Гегель)- вводная конструкция.

4) Из двух друзей один всегда раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признаётся (М. Лермонтов)- косвенная речь.

5) Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К.Паустовский) – косвенная речь.

6) Безволие, никчёмность – родная сестра подлости (В.Сухомлинский) - вводная конструкция.

7) Искусство создаёт хороших людей, формирует человеческую душу (П.Чайковский) – цитата как часть предложения.

5. Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания.

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

1. Определите тему, идейный смысл и проблематику текста.
2. Напишите фрагмент сочинения-рассуждения по данному тексту, включающий общую характеристику темы и проблематики, выделение одной из проблем и ее развернутый комментарий.

6. Укажите, в каких словах и предложениях наиболее полно выражается позиция автора по данной проблеме. Сформулируйте позицию автора.
3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с мнением автора текста.
4. Проанализируйте фрагмент сочинения, в котором приведена аргументация собственной позиции выпускника. Определите, какие виды аргументов (сжатые или развернутые, с опорой на жизненный или читательский опыт) использует автор сочинения.

Фрагмент сочинения

Мнение автора о том, что книги великих русских писателей — это не только лучшие творения мировой художественной литературы XIX в., но и образцы глубокой философской мысли, является бесспорным. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как считаю, что в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского не только содержатся страницы истории, но и отражается философия жизни, что произведения классиков помогают заглянуть в свой собственный внутренний мир. Я также думаю, что подобно тому, как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так нельзя дважды одинаково прочитать одно и то же произведение. Каждый раз открываешь для себя что-то новое.

5. Продолжите ряд доказательств, которые могут быть приведены для аргументации позиции, совпадающей с позицией автора текста.


19 чел. помогло.

Внимание! К созданию сочинения-рассуждения следует переходить только после выполнения содержательно-языкового анализа исходного текста, в результате которого уже определены тема текста, его идейный смысл и проблематика.

I этап. На данном этапе работы на основе материалов, полученных в результате многоаспектного содержательно-языкового анализа исходного текста, необходимо записать в черновике некоторые общие рассуждения (фразы), касающиеся темы текста (о чем этот текст? чему он посвящен?) и его проблематики (какие проблемы рассматриваются в тексте?). При этом особое внимание следует уделить формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в тексте.

Помните!
Формулировка проблемы — это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Правильное формулирование основных проблем исходного текста является одним из главных показателей верного понимания и интерпретации исходного текста.

Далее следует выделить одну из наиболее значимых проблем исходного текста, особенно тщательно обдумать ее формулировку и прокомментировать данную проблему.

Помните!
Комментарий к проблеме — это разъяснительные или пояснительные замечания, рассуждения, показывающие, в чем состоит данная проблема, между какими явлениями наблюдаются противоречия или конфликт, в чем они заключаются или каким образом выражаются? Такой комментарий предполагает характеристику значимости и актуальности данной проблемы, а также выражение собственного отношения к проблеме.

Комментарий проблемы обязательно должен быть связан с предложенным текстом. Вместе с тем в качестве комментария не следует давать простой пересказ текста или какой-либо его части, а также цитировать большой фрагмент анализируемого текста. Необходимо своими словами (можно с помощью небольших цитат) пояснить суть проблемы, написать, о чем говорит автор и над чем он задумывается.

Внимание! Создание собственного текста и его хорошее языковое оформление представляют собой достаточно трудные задачи. Поэтому уже начиная с первого этапа работы над текстом сочинения следует помнить о его грамотном и выразительном языковом оформлении. Для этого подойдут некоторые клишированные фразы, которые могут быть использованы в разных частях текста сочинения.

Для характеристики темы текста , его проблематики и актуальности рассматриваемых вопросов можно использовать следующие конструкции:
В статье (тексте, очерке) раскрывается (разрабатывается, трактуется) тема.
Тема. относится к числу вечных (неисчерпаемых, общих, особенно любимых).
В своей статье автор поднимает (формулирует, решает) проблему (сложную, серьезную, злободневную, животрепещущую, важную, острую).
Многие проблемы, о которых говорится в тексте, по-настоящему волнуют современного человека. К таким проблемам относится вопрос.
На первый взгляд тема (проблема) кажется странной (банальной, узкой, частной, старой, незначительной).
В жизни каждого человека случаются вещи, о которых говорит автор текста.
Почему мы не всегда обращаем внимание на.
Тема, о которой идет речь в тексте, относится к числу наиболее актуальных в настоящее время, так как.
Современность темы и проблематики текста не вызывает сомнения, так как.
Актуальность публикации обусловлена тем, что.

II этап. Данный этап подготовки текста сочинения предполагает четкое формулирование позиции автора по характеризуемой проблеме и запись соответствующих положений в черновике.

Помните!
1. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и в подтексте.
2. Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи.
3. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте.

Внимание! Позиция автора может быть сформулирована как в сжатом, так и в развернутом виде своими словами или с помощью цитат из исходного текста.

Для передачи позиции автора исходного текста уместными могут быть фразы:
Автор высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль (глубокую, важную, смелую, мудрую, блестящую).
По мнению автора, .
Автор считает, что.
Публицист убежден в том, что.
Автор заставляет задуматься о.
Писатель оригинально решает поставленную проблему, так как.
Всей логикой повествования автор убедительно доказывает, что.
Автор всерьез обеспокоен.
Авторскую позицию нельзя считать отстраненной.
Авторскую позицию нельзя не увидеть в.

III этап. Важным этапом работы над сочинением является определение собственной позиции по проблематике текста (или по одной из проблем, поставленных автором). Следует четко сформулировать свое отношение к прочитанному (или отношение к прокомментированной проблеме), обосновать его и сделать соответствующие пометы в черновике.

Внимание! Важно помнить: можно согласиться или не согласиться с мнением автора текста, но в любом случае необходимо аргументировать свою точку зрения, привести объяснения и доказательства, которые могут основываться на жизненных или читательских впечатлениях.

Аргумент — это довод, доказательство какого-либо положения или утверждения. Аргументы могут быть сжатыми, представляя собой отдельные предложения, и развернутыми, состоящими из нескольких или даже многих предложений.
Аргументы, основанные на жизненном опыте , предполагают обращение автора сочинения к фактам из реальной жизни (в том числе собственной).
Аргументы, основанные на читательском опыте , предполагают использование сведений, почерпнутых из художественной литературы.
В том случае, если в качестве аргументов приводятся факты из жизни, необходимо, чтобы это были не какие-то зарисовки из бытовой жизни, а продуманные наблюдения. Если в качестве доказательств используется материал художественной литературы, необходимо правильно, без искажений и по возможности кратко, в обобщенном виде, передать сведения, которые станут убедительными аргументами в пользу собственной точки зрения. Свою точку зрения нужно излагать не только аргументированно, но и этически корректно.
При изложении собственной точки зрения и ее аргументации востребованными могут стать фразы:
Автор обратился к теме (проблеме), на мой взгляд, не случайно.
Я часто задумываюсь над.
По моему мнению, вопросы, поднятые в тексте, будут всегда актуальны, так как.
Можно согласиться с автором.
В целом я согласен с автором текста, однако.
Я полностью разделяю точку зрения автора, но не могу согласиться с тем, что.
Я с интересом прочитал статью, но не могу согласиться.
Не во всем можно согласиться с автором текста.
Трактовка проблемы автором кажется мне несколько необычной. Статья произвела на меня неоднозначное впечатление: с одной стороны, . с другой стороны.
Не вызывает сомнения.
Меня особенно тронуло.
Меня привлекает в этом тексте.
Меня взволновало.
Нельзя остаться равнодушным при.
Для доказательства своей позиции я хочу привести следующие аргументы. Во-первых. Во-вторых. В-третьих.
В подтверждение своей точки зрения я могу привести следующие доказательства.
Доказательством этой мысли может служить тот факт.

IV этап. Отдельным этапом работы над сочинением-рассуждением может быть специальный анализ языковых особенностей исходного текста и роли средств выразительности, используемых для передачи идейного смысла текста и авторской позиции.
Проводя такой анализ, необходимо:
а) отметить наиболее характерные языковые особенности избранного автором стиля речи (например, сочетание экспрессивной и оценочной лексики с лексикой книжной в тексте публицистического стиля или использование слов-терминов при отсутствии слов разговорных и эмоционально-оценочных в тексте научного стиля);
б) выявить средства языковой выразительности, выбранные автором из множества возможных (например, метафоры, сравнения, именительный темы, ряды однородных членов, экспрессивные повторы и т. д.);
в) определить роль данных языковых средств в тексте (например, придают точность и ясность высказыванию, делают речь более яркой, образной, эмоциональной; используются для передачи авторского отношения к предмету речи, авторской оценки и т. д.).
Найденные средства языковой выразительности следует записать в черновике вместе с примерами и комментариями. (Для чего используется данное языковое средство?)
При характеристике изобразительно-выразительных средств , используемых в тексте, и их роли уместны будут следующие речевые обороты:
В своем тексте автор умело использует.
Особую выразительность (экспрессивность, эмоциональную яркость) тексту придают.
Ведущую роль среди изобразительно-выразительных средств в данном тексте играют.
Именно благодаря. мы понимаем, что.
Красочный прием. не просто усиливает выразительность, но и.
С помощью используемых автором выразительных средств языка. создается яркий (живой, светлый, запоминающийся, наглядный, типичный, прекрасный, обобщенный) образ.
С помощью. создается комический эффект.
Подчеркнуть. автор пытается с помощью.
Данный прием помогает автору более точно (ярко, убедительно) выразить свою позицию (точку зрения, мысль, мнение).
Данные приемы. применяются для того, чтобы придать рассуждениям автора убедительность (выразительную силу, неповторимую образность).
В результате использования. возникает новое смысловое качество.
Автор подбирает средства как наиболее подходящие (выразительные, органичные).
Достаточно прочитать. и ты сразу оказываешься (ощущаешь, чувствуешь).
Прием. становится важнейшим в художественной системе.
Автор текста — настоящий (большой, талантливый, выдающийся, замечательный, гениальный) писатель (мастер слова, художник слова, мастер пейзажа).

V этап. После того как на черновике подготовлены материалы для всех основных содержательных разделов сочинения-рассуждения, следует продумать композицию экзаменационной работы, ее речевое оформление (с чего начать? О чем говорить в основной части работы? Как закончить сочинение? Какие языковые средства использовать в работе, чтобы ясно и убедительно изложить свою позицию?) и написать связный текст.

Внимание! При обдумывании построения сочинения необходимо стремиться к тому, чтобы его композиция была стройной и завершенной, что предполагает наличие в работе логически связанных композиционных частей, в том числе вступительной, основной и заключительной.

Наиболее простым вариантом композиционного оформления сочинения-рассуждения является объединение в единый связный текст подготовленных на черновике материалов по основным содержательным разделам работы, касающимся: а) темы и проблемы текста; б) позиции автора по выделенным проблемам; в) личностной позиции выпускника и ее аргументации. При этом материалы по первому и последнему разделам могут выступать как вступление и заключение сочинения-рассуждения и оформляться с помощью соответствующего абзацного членения.
Однако возможно и иное построение творческой выпускной работы, предполагающее другую последовательность расположения содержательных частей сочинения-рассуждения, различные варианты их объединения, а также наличие специального вступления и заключения.

^ Начало сочинения

Внимание! Вступление к сочинению-рассуждению может быть небольшим (3—5 предложений). Используемые во вступлении к сочинению синтаксические фигуры по содержанию должны обязательно соотноситься с темой и проблематикой исходного текста.

^ Завершение сочинения

VI этап. Заключительным этапом создания сочинения-рассуждения является проведение корректорской правки подготовленной творческой работы. Теперь следует внимательно перечитать написанное и в случае необходимости внести исправления, касающиеся композиции текста, логичности и последовательности изложения, возможных фактических, логических, орфографических, пунктуационных, грамматических ошибок, а также речевых ошибок и недочетов.

^ Фактические ошибки

Неточности в цитатах и неверное указание на их авторов.
Ошибки в указаниях на исторические факты, географические названия и имена действительных исторических лиц.
Искажения в названиях литературных произведений, незнание их авторов, ошибки или неточности в именах, фамилиях, прозвищах литературных героев.
Искажение содержания исходного текста, неправильное его толкование, неудачный выбор примеров.
Неверная характеристика языковых особенностей исходного текста (тип и стиль речи, виды используемых средств языковой выразительности).

^ Логические ошибки

Нарушения в последовательности или соразмерности частей сочинения.
Отсутствие необходимого абзаца. Неоправданное выделение абзаца.
Утверждение взаимоисключающих суждений.
Сопоставление или соединение логически неоднородных понятий.
Повторение мыслей.
Излишний лаконизм, пропуск звена в объяснении.

^ Грамматические ошибки

Ошибочное образование слова.
Ошибочное образование формы слова.
Ошибка в согласовании.
Ошибка в управлении.
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
Нарушение видовременной связи сказуемых в отдельных конструкциях.
Ошибки в построении предложений с однородными членами.
Ошибки в построении предложений с причастным оборотом.
Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом.
Ошибки в построении сложного предложения.
Смешение прямой и косвенной речи.
Нарушение границ предложения.

^ Речевые (лексические) ошибки и речевые недочеты

Неправильное или неудачное употребление слова, фразеологизма (в том числе употребление слова или фразеологизма в несвойственном ему значении, ошибки в употреблении синонимов и паронимов, неудачное и неуместное употребление стилистически окрашенных и эмоционально окрашенных слов и фразеологизмов: диалектных, просторечных, разговорных).
Нарушение лексической сочетаемости.
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм.
Неоправданное использование анахронизмов.
Неоправданное употребление рядом или близко однокоренного слова.
Неоправданное повторение слова, выражения.
Неудачное употребление местоимений (из контекста должно быть ясно, какое существительное заменяется местоимением), приводящее к абсурдности, комизму высказывания.
Бедность и однообразие синтаксических конструкций.
Отсутствие связи между предложениями.

^ Орфографические ошибки — ошибки в написании слов.

Пунктуационные ошибки — ошибки в расстановке знаков препинания.

4. Поэтапная работа над сочинением

Упражнения по определению, формулированию и комментированию проблем исходного текста

Упр. 82. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! И у каждого из них есть свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера?
Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

1. Определите тему, идейный смысл и проблематику текста. Выделите его основную проблему.
2. Какие из предлагаемых формулировок темы и основной проблемы текста представляются вам наиболее соответствующими содержанию текста и наиболее удачными с точки зрения точности выражения мысли и ее речевого оформления?
1) Память человека.
2) Историческая память, ее значение для человека и народа.
3) Для чего нужна каждому человеку память?
4) Что дает человеку память об историческом прошлом?
3. Какие из предлагаемых формулировок проблем текста не соответствуют его содержанию? Какие формулировки отражают частные проблемы?
1) Проблема утраты сведений об основании городов и сел.
2) Проблема трудности жизни без памяти о прошлом.
3) Проблема сохранения исторической памяти народа.
4) Проблема утраты старинных книг.
4. Охарактеризуйте используемые автором способы постановки проблем текста. Ставятся ли основная и частные проблемы прямо или выводятся из содержания текста и позиции автора?

Упр. 83. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

В христианском учении содержится удивительная истина: более блажен тот, кто дает, чем тот, кто принимает. А на языке Библии блаженный есть не что иное, как синоним счастливому.
Итак, более счастлив тот, кто дает, чем тот, кто принимает. Почему? Да потому, что когда мы даем что-то человеку, то мы поневоле уступаем ему в собственной душе, в своем собственном внутреннем мире частицу для него, впускаем его в свою внутреннюю, скрытую от постороннего взгляда жизнь. Делаем его нашим ближним, а значит, и самих себя обогащаем, устанавливаем с этим человеком такой контакт, ценнее которого, пожалуй, ничего на свете нет. Ведь понятие человеческого счастья обусловлено системой человеческих отношений. И если эти человеческие отношения становятся просветленными вот этой внутренней, исходящей из сердца нашего близостью, то это и является условием подлинного и непреходящего человеческого счастья.
Вот как удивительно: человек становится счастливым оттого, что он дает. . Да, человеческое счастье строится вопреки логике наших физиологических инстинктов. Именно это Человеческое, с большой буквы, счастье и созидается в противоборстве с этой биологической логикой.
. Многовековой опыт свидетельствует, что самоотдача, соучастие, милосердие в полном и подлинном смысле этого замечательного слова обогащают человека, созидают его счастье. В каком-то смысле это тайна. Как и многое из того, что связано с человеческим бытием. И эта тайна открывается только на опыте. (Из Воскресной проповеди архиепископа Кирилла)

1. Определите идейный смысл и основную проблематику текста.
2. Прочитайте формулировки, предлагаемые для определения проблем текста. Какие из перечисленных проблем соответствуют содержанию?
Формулировки проблемы:
1) Почему более счастлив тот, кто дает?
2) Почему счастье и милосердие обогащают человека?
3) В чем состоит счастье человека?
4) Какое бывает счастье?
5) Можно ли до конца понять тайну счастья человека?
6) В чем состоит христианское понимание счастья?
7) Как следует относиться к ближним?
8) Кто такой блаженный человек?
9) Почему тайна счастья открывается только на опыте?
3. Какие из названных проблем можно отнести к разряду частных?
4. Какая из перечисленных проблем является наиболее значимой, с точки зрения автора?
5. Охарактеризуйте избранный автором способ постановки основной проблемы текста (ставится ли основная проблема прямо или следует из всей логики изложения?). Подумайте, связан ли способ постановки основной проблемы со стилевой принадлежностью текста.

Упр. 84. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

Упр. 85. Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

Упр. 82.Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! И у каждого из них есть свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера?
Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить.

1. Определите тему, идейный смысл и проблематику текста. Выделите его основную проблему.
2. Какие из предлагаемых формулировок темы и основной проблемы текста представляются вам наиболее соответствующими содержанию текста и наиболее удачными с точки зрения точности выражения мысли и ее речевого оформления?
1) Память человека.
2) Историческая память, ее значение для человека и народа.
3) Для чего нужна каждому человеку память?
4) Что дает человеку память об историческом прошлом?
3. Какие из предлагаемых формулировок проблем текста не соответствуют его содержанию? Какие формулировки отражают частные проблемы?
1) Проблема утраты сведений об основании городов и сел.
2) Проблема трудности жизни без памяти о прошлом.
3) Проблема сохранения исторической памяти народа.
4) Проблема утраты старинных книг.
4. Охарактеризуйте используемые автором способы постановки проблем текста. Ставятся ли основная и частные проблемы прямо или выводятся из содержания текста и позиции автора?

Упр. 83.Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

В христианском учении содержится удивительная истина: более блажен тот, кто дает, чем тот, кто принимает. А на языке Библии блаженный есть не что иное, как синоним счастливому.
Итак, более счастлив тот, кто дает, чем тот, кто принимает. Почему? Да потому, что когда мы даем что-то человеку, то мы поневоле уступаем ему в собственной душе, в своем собственном внутреннем мире частицу для него, впускаем его в свою внутреннюю, скрытую от постороннего взгляда жизнь. Делаем его нашим ближним, а значит, и самих себя обогащаем, устанавливаем с этим человеком такой контакт, ценнее которого, пожалуй, ничего на свете нет. Ведь понятие человеческого счастья обусловлено системой человеческих отношений. И если эти человеческие отношения становятся просветленными вот этой внутренней, исходящей из сердца нашего близостью, то это и является условием подлинного и непреходящего человеческого счастья.
Вот как удивительно: человек становится счастливым оттого, что он дает. . Да, человеческое счастье строится вопреки логике наших физиологических инстинктов. Именно это Человеческое, с большой буквы, счастье и созидается в противоборстве с этой биологической логикой.
. Многовековой опыт свидетельствует, что самоотдача, соучастие, милосердие в полном и подлинном смысле этого замечательного слова обогащают человека, созидают его счастье. В каком-то смысле это тайна. Как и многое из того, что связано с человеческим бытием. И эта тайна открывается только на опыте. (Из Воскресной проповеди архиепископа Кирилла)

1. Определите идейный смысл и основную проблематику текста.
2. Прочитайте формулировки, предлагаемые для определения проблем текста. Какие из перечисленных проблем соответствуют содержанию?
Формулировки проблемы:
1) Почему более счастлив тот, кто дает?
2) Почему счастье и милосердие обогащают человека?
3) В чем состоит счастье человека?
4) Какое бывает счастье?
5) Можно ли до конца понять тайну счастья человека?
6) В чем состоит христианское понимание счастья?
7) Как следует относиться к ближним?
8) Кто такой блаженный человек?
9) Почему тайна счастья открывается только на опыте?
3. Какие из названных проблем можно отнести к разряду частных?
4. Какая из перечисленных проблем является наиболее значимой, с точки зрения автора?
5. Охарактеризуйте избранный автором способ постановки основной проблемы текста (ставится ли основная проблема прямо или следует из всей логики изложения?). Подумайте, связан ли способ постановки основной проблемы со стилевой принадлежностью текста.

Упр. 84.Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

Упр. 85.Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово.

Упр. 86.Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания.

1. Определите тему, идейный смысл и проблематику текста.
2. Напишите фрагмент сочинения-рассуждения по данному тексту, включающий общую характеристику темы и проблематики, выделение одной из проблем и ее развернутый комментарий.

Упражнения по определению и формулированию позиции автора, определению собственной позиции и ее аргументации

Упр. 87.Прочитайте текст и краткую биографическую справку о его авторе. Выполните задания.

1. Выделите ключевые слова и наиболее важные мысли автора.
2. Определите, в каких абзацах наиболее полно выражен идейный смысл текста, соответствующий его основной проблеме. Определите и сформулируйте основную проблему текста.
3. Сформулируйте позицию автора по основной проблеме текста. Для некоторых формулировок используйте цитаты из исходного текста.

Упр. 88.Прочитайте текст, проведите его содержательно-языковой анализ. Выполните задания.

1. Определите тему и основную проблему текста.
2. Укажите, в каких словах и предложениях наиболее полно выражается позиция автора по данной проблеме. Сформулируйте позицию автора.
3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с мнением автора текста.
4. Проанализируйте фрагмент сочинения, в котором приведена аргументация собственной позиции выпускника. Определите, какие виды аргументов (сжатые или развернутые, с опорой на жизненный или читательский опыт) использует автор сочинения.
Фрагмент сочинения
Мнение автора о том, что книги великих русских писателей — это не только лучшие творения мировой художественной литературы XIX в., но и образцы глубокой философской мысли, является бесспорным. Я полностью разделяю точку зрения автора, так как считаю, что в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского не только содержатся страницы истории, но и отражается философия жизни, что произведения классиков помогают заглянуть в свой собственный внутренний мир. Я также думаю, что подобно тому как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так нельзя дважды одинаково прочитать одно и то же произведение. Каждый раз открываешь для себя что-то новое.
5. Продолжите ряд доказательств, которые могут быть приведены для аргументации позиции, совпадающей с позицией автора текста.

Упр. 89.Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания.

1. Определите идейный смысл текста и его проблематику.
2. Сформулируйте основную позицию автора и основную проблему текста.
3. Объясните, почему вы согласны или не согласны с позицией автора. Свой ответ аргументируйте, продолжив предлагаемый ряд аргументов.
Аргументы
• Неправильное общение приводит к одиночеству, а в одиночестве человек не может быть счастливым.
• Как ты относишься к людям, так и они относятся к тебе.
• Правильно выбранный стиль общения всегда гарантирует его успех.

Упр. 90.Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания.

Что самое ценное в жизни? Главное у каждого человека должно быть добрым и значительным. Человек должен уметь подниматься над самим собой, над своими личными заботами и думать о смысле жизни — оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.
Если жить только своими заботами, то от прожитого не останется следа. Если жить для других, то другие сберегут то, чему ты отдал силы.
Все плохое и мелкое в жизни быстро забывается. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.
Люди, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, шутки, их облик, поступки, иногда чудачества. О них рассказывают.
В жизни надо иметь свое служение — служение какому-то делу, даже если оно маленькое. Если этому делу будешь верен, оно станет большим.
В жизни всего ценнее доброта, умная, целенаправленная. Умная доброта — самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое верное в конечном счете по пути к счастью.
Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о себе, о своих интересах.
Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты — очень и очень важно. (По Д. С. Лихачеву)

Упр. 91.Прочитайте текст, проведите его содержательный и языковой анализ. Выполните задания.

1. Выделите предложения, в которых наиболее полно выражаются проблематика текста и позиция автора по рассматриваемым проблемам.
2. Определите и сформулируйте основную (наиболее общую) проблему текста и позицию автора по этой проблеме.
3. Подумайте, почему автор не использует прямой способ постановки основной проблемы текста и выражения своей позиции по этой проблеме.
4. Укажите языковые средства, которые помогают автору выразить свою позицию образно и эмоционально.
5. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
6. Напишите фрагмент сочинения-рассуждения, включающий определение позиции автора, определение собственной позиции и ее аргументацию.

Упражнения по композиционному оформлению сочинения и его целостному анализу

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился.

1. Определите коммуникативный замысел данного сочинения и его композиционные части. Найдите в сочинении фрагменты, в которых: а) определяется, формулируется и комментируется основная проблема текста; б) рассматривается позиция автора по данной проблеме; в) выражается позиция пишущего и приводится ее аргументация.
2. Определите, к какому типу вступлений и заключений относятся части сочинения, соответствующие первому и последнему абзацам.

 ЕГЭ - это ПРО 100

  • Главная страница
  • Оглавление блога
  • Ученикам
  • Родителям
  • задания части 1 (1-24)
  • Часть 2 (задание 25)
  • Видеоконсультации
  • Пособия для беззаботных
  • ЧАТ
  • Обратная связь и отправка файлов

понедельник, 15 октября 2012 г.

Часть 2. Учимся находить и формулировать проблему


Сколько на российских просторах раскидано больших и маленьких селений! И у каждого из них есть свое лицо, своя история. Редко найдешь в печатных источниках или в памяти народной год рождения той или иной деревеньки. Иногда лишь летописная строка или старинная книжка донесет до нас из глубины веков имя основателя или интересное событие, которое произошло в этом селе. И мы часами размышляем о прошлой жизни, пытаемся найти в ней для себя что-то нужное нам сегодня. Что мы там ищем? Свою родословную? Истоки народного характера?
Что бы мы ни искали, ясно одно: без памяти не прожить. (По И. Васильеву)

Задания

1. Определите тему, идейный смысл и проблематику текста. Выделите его основную проблему.

2. Какие из предлагаемых формулировок темы и основной проблемы текста представляются вам наиболее соответствующими содержанию текста и наиболее удачными с точки зрения точности выражения мысли и ее речевого оформления?
1) Память человека.
2) Историческая память, ее значение для человека и народа.
3) Для чего нужна каждому человеку память?
4) Что дает человеку память об историческом прошлом?

3. Какие из предлагаемых формулировок проблем текста не соответствуют его содержанию? Какие формулировки отражают частные проблемы?
1) Проблема утраты сведений об основании городов и сел.
2) Проблема трудности жизни без памяти о прошлом.
3) Проблема сохранения исторической памяти народа.
4) Проблема утраты старинных книг.

4. Охарактеризуйте используемые автором способы постановки проблем текста. Ставятся ли основная и частные проблемы прямо или выводятся из содержания текста и позиции автора?

Читайте также: