Сказка об урале сочинение

Обновлено: 18.05.2024

- Имейте терпение, детки! Ничего даром не дается, а все добывается тяжелым трудом. Дружнее работайте. - говорила Старая Ель своим деткам-елочкам. А вам когда-нибудь приходилось слышать, о чем говорит Старая Ель?

Тонкое понимание природы Урала свойственно Д.Н. Мамину-Сибиряку. В "неизвестных сказках" (в сказках, которые были опубликованы лишь раз и не переиздавались) писатель со свойственным ему вниманием описывает тайную жизнь деревьев. Да, как люди, они и трудятся, и борются за выживание, и болеют. Мамин-Сибиряк тонко подмечает также особенности детского быта того времени, психологию детей и делится секретами, как воспитать в ребятах чуткую любовь к Родному Краю.

"Лесная сказка" - трогательное повествование, охватывающее не один десяток лет. История целого края проходит в сказке через описание жизни старой Ели. Да, деревья тоже ходят, тоже воюют между собой за место под солнцем, печалятся, если люди вторгаются в их лесную территорию.

А вот в сказке "Гостья" девочка Наташа, вынужденная по состоянию здоровья уехать в Крым на длительное лечение. Как восхитительно для нее все новое! Удивительные деревья юга - Кипарис, Пирамидальный Тополь, Грецкий Орех, Лавр и другие - вызывают любопытство, но они находятся у себя дома, приспособлены к жаре и климату Крыма. И вот радость: с родины, из Тверской губернии, присылают молодую березку, которая сразу же становится любимицей старика-садовника Антипыча, девочек-северяночек, подружек нашей Наташи. Но не растет в Крыму белая березка, желтеют ее веточки, ведь климат для нее не подходит в жаре.

Сказка-сон "Елка" - одна из рождественских историй. Отличный прием - выведение необычного персонажа во сне - использует писатель. Мальчик беседует с Елкой, узнает много нового из этой беседы. Оживляется новогоднее дерево, и ребенку становится жалко, что елку, росшую в лесу долгие годы, срубили ради одной веселой новогодней ночи!

Д.Н. Мамин воспитывает в детях любовь к родному краю, учит внимательно относиться к природе, ценить жизнь и любые ее проявления. Образный язык сказок подсознательно понятен и взрослым, и детям, а роль рассказчика поднимается над всем и над всеми, рассказчику читатель доверяет.

В музее Д.Н. Мамина-Сибиряка разработан утренник для младших школьников по "неизвестным сказкам" писателя. Дети играют в сказки, инсценируют их, слушают музыку, которая ассоциируется с той или иной сказкой, а в конце даже участвуют в викторине с призами.


На изучение этой темы отводится два часа. Провести эти уроки можно после изучения русских народных сказок. На уроках, предшествовавших этому, мы закрепили и углубили представление о сказке как о самом популярном жанре народного творчества; вспомнили виды сказок, наиболее распространённые сюжеты, сказочных героев; убедились ещё раз в том, что в сказках отражается реальная действительность и в том, как велико значение сказки в жизни нации и человека.
За 2 недели до проведения уроков учащиеся были разделены на группы и получили задание прочитать сказки народов Урала, сделать иллюстрации к понравившимся сказкам, сшить костюмы, подготовить инсценировки отдельных эпизодов из сказок.
Перед началом урока мы оформили кабинет: на доску повесили большую карту Урала; на стены – иллюстрации к сказкам, прочитанным детьми; на столы положили предметы, которые помогут детям во время инсценировок. Столы поставили кругом, а в центре класса образовалась сцена, на которой разворачивалось действие

Цель: формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

  • формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.

1 чтец:

Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки,
Сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.

2 чтец:

Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые
И руки, что плавят металл.
… Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.

Учитель. Многие народы населяют наш суровый, но богатый край. Жители Урала создали прекрасные произведения искусства. Это и пермская деревянная скульптура, и каслинское литьё, златоустовская гравюра и резьба по кости и камню, росписи и рукописные книги, вышивки и оренбургские пуховые платки. У всех народов, исстари населяющих Урал, башкир, коми, манси, ханты, удмуртов, татар есть свои сказки. В сказках, как вы знаете, у человека есть много волшебных помощников, животные и растения разговаривают. Мы не знаем авторов сказок; они создавались одним человеком, рассказывались кому-то, слушатели передавали понравившиеся сказки дальше, что-то в них меняя. Одним сказкам много веков, другие возникли в более позднее время.

1 группа учащихся. Мы познакомим вас с башкирскими народными сказками.

Даже лук орошать бы рад –
Нету лука – куда мне деваться?
Я бегом возвратился б назад,
Да обычая нет возвращаться.

И в самом деле, на берегах Яика не то чтобы сосны, ели или берёзы, даже дикий лук не рос. Так и остался невозвращённым калым, заплаченный за Агиделькай. С тех пор и течёт в Хазарское море Яик через мёртвые пустыни, свистящие песчаными буранами.
А по берегам Агидели на веки вечные остались расти вечнозелёные сосны и ели, белоствольные берёзы, лохматые дубы и исходящие медовым благоуханием липы.

2 группа учащихся. В Западном Приуралье живут коми-пермяки и удмурты. Вот их сказки.

У одного удмурта умерла жена, и он женился на другой женщине. Она оказалась злой мачехой для падчерицы. Вздохнуть не давала бедняжке: и скотину накормить, и печь истопить, и воды наносить, и полы вымыть – со всеми делами сирота одна должна управляться. И за всё это ей только ругань и побои доставались и ни одного ласкового слова.
Однажды, ещё не брезжил зимний рассвет, подняла её мачеха за водой. Взяла она вёдра на коромысло и пошла на речку. А на дворе мороз стоял лютый, луна ярко-ярко сияла в небе. Черпая воду из проруби, девушка горько-горько плакала.
– Хоть бы эта холодная луна забрала меня к себе, – приговаривала она.
Луне стало жаль сиротку, и она притянула её к себе вместе с вёдрами и коромыслом.
Присмотритесь-ка, когда луна ярко светит: та девушка и теперь там стоит, коромысло с вёдрами на плечах держит.

3 группа учащихся. На Северном Урале живут ханты и манси, и вот какие сказки рассказывают они.

4 группа учащихся: А нашу сказку рассказывают татары, с давних пор живущие на Урале.

Жил в давние времена очень сметливый бедный человек. В тех же местах жил богатый человек, который очень любил хвастать и считал себя большим умником.
– Меня не обманет ни один хитрец! – любил повторять хвастун.
Однажды шёл он по дороге и увидел издалека сметливого бедняка, который стоял, прислоняясь к кривой берёзе.
Подошёл хвастун к нему и сказал:
– Тебя, дружок, считают ловким и сметливым. А ну-ка попробуй перехитрить меня!
На это сметливый ответил:
– Почему бы и не попробовать! Я перехитрил бы тебя, да, к сожалению, нет при мне мешка с хитростями. Дома он у меня остался.
– Поди принеси свой мешок, а я подожду тебя здесь, – сказал хвастливый.
– Я бы охотно пошёл, да не могу, – сказал сметливый. – Видишь, как берёза покривилась? Стоит мне отойти – она и повалится.
Услышал хвастун эти отговорки, рассердился и крикнул:
– Ступай и неси скорее свои хитрости! До твоего прихода я сам буду подпирать берёзу.
Ушёл сметливый, да так и не вернулся. А хвастун до этого дня, говорят, стоит и кривую берёзу подпирает.

Учитель. Вот сколько новых сказок узнали мы сегодня, ребята. И, конечно же, вы обратили внимание на то, что в сказках разных народов много общего, потому что много общего в жизни людей. Но всё равно у каждого народа свой уклад – люди живут в разных жилищах, по-разному добывают себе пропитание, живут в разных географических условиях, – и это отражается в сказках.
Год за годом вы будете узнавать всё больше о географии, истории родного края, о людях, его населяющих, об их обычаях и традициях. Сказки и легенды, песни и предания, рассказы и повести, созданные здесь, на Урале, покажут вам, что люди разных национальностей во все времена хотели понять окружающий мир и самих себя, желали добра своим детям и мира своему дому.
Ребята, когда вы придёте домой, вспомните наш урок, напишите отзыв о нём, что понравилось, что не понравилось, и обязательно аргументируйте свой ответ.

Синюшкин колодец

Бажов Павел. Синюшкин колодец

Действие сказа Павла Бажова "Синюшкин колодец" происходит в окрестностях поселка Зюзелка близ Полевского (Свердловская область).


Бажов Павел. Чугунная бабушка

Против наших каслинских мастеров по фигурному литью никто выстоять не мог. Сколько заводов кругом, а ни один вровень не поставишь. Другим заводчикам это не вовсе по нраву приходилось. Многие охотились своим литьем каслинцев обогнать, да не вышло.

Топонимика от Луки

Возьмитель Константин. Топонимика от Луки

"Сказки" Константина Возьмителя. Все места существуют в реальности и находятся в окрестностях города Североуральска (Свердловская область).

Сказки древней Чердыни

Володина Светлана. Сказки древней Чердыни

Сказки чердынской писательницы Светланы Володиной.

Сказки Юли Голохвастовой

Голохвастова Юля. Сказки

Сказки школьницы Юлии Голохвастовой из Чердыни (Пермский край).

Быль-небыль про железную гору (г. Благодать в Кушве)

Пермяк Евгений. Быль-небыль про железную гору (г. Благодать в Кушве)

В основе сказки писателя Евгения Пермяка легенда об истории открытия вогулом Степаном Чумпиным богатого месторождения магнитного железняка на горе Благодать (ныне в г. Кушва Свердловской области) и расправы над ним соплеменниками.

Негоримая скатерть

Пермяк Евгений. Негоримая скатерть

Сказка писателя Евгения Пермяка об открытии асбеста в XVIII веке на Среднем Урале.

Сказка-присказка про родной Урал

Пермяк Евгений. Сказка-присказка про родной Урал

Сказка Евгения Пермяка про происхождение Уральских гор.

Шумливое море

Пермяк Евгений. Шумливое море

О чем только не рассказывает Говорливый камень на реке Вишере! Хорошая у него память. Он знает даже и то, что было много миллионов лет тому назад.

Мы в соцсетях

Подписывайтесь на наши страницы и сообщества в социальных сетях и сервисах.

Вариант — рассылка по электронной почте.

Права на опубликованные материалы, а также на отдельные элементы оформления сайта принадлежат их авторам и охраняются Гражданским кодексом России © 2011–2022.

Урал неспроста называют краем загадок и легенд. Местные народы хранят массу преданий об известных достопримечательностях своего края. Они с радостью делятся этими историями с путешественниками, ведь Уральские горы для их жителей – поистине живые создания.

Легенды Урала нередко раскрывают нам традиции, уклад жизни и культуру ненцев, вогулов, хантов, башкирских племён. Это могут быть истории о реальных исторических личностях или волшебные сказочные предания. В любом случае, они очень интересны тем, кто хочет лучше познакомиться с Уралом. Что же могут открыть нам уральские сказания, которые живут в народе уже не одно поколение?

Каменный народ Урала

В старину народы, живущие в Уральских горах, верили, что существуют каменные люди, населяющие этот край. Это были могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги. По силе никто не мог сравниться с такими людьми, однако они сами не могли знать любви и дружбы, ведь имели сердца из камня.

Правили каменным народом семь братьев, что жили в хрустальном замке. Однажды приехал на Урал чужеземец Мань-Пупы-Ньер. Его пригласили во дворец правителей, и именно там он увидел красавицу Аэлиту, сестру каменных царей. С первого же взгляда полюбил девушку Мань-Пупы-Ньер.

Более того, его искренние чувства смогли тронуть каменное сердце Аэлиты. Признавшись ей в любви, иноземец позвал возлюбленную с собой, осознавая, что могущественные братья не дадут согласия на брак сестры с ним.

Аэлита дала согласие, и поутру пара уже умчалась вдаль на быстроногих конях. Когда братья проснулись и увидели пропажу, они тут же бросились в погоню. По их приказу каменные люди взбирались на вершины гор и указывали путь, по которому уходили беглецы. Несколько раз братьям пришлось менять коней, но они смогли нагнать сестру и её избранника.

Понимая, что бой неизбежен, Мань-Пупы-Ньер решительно выступил против братьев своей возлюбленной. Но разве мог противостоять каменным великанам один смертный человек? С лёгкостью сразил его один из братьев, а умирая, иноземец проклял весь род людей из камня.

Небесами были услышаны его слова, и каменные великаны перестали существовать. С тех пор на Урале можно увидеть высокие скалы-останцы. Местные жители говорят, что это – тела тех самых каменных братьев, что неподвижно застыли, проклятые своим противником.

Пояс и кувшин Уральских гор

В переводе с башкирского “Урал” значит “пояс”, и это название выбрано неслучайно. Известная башкирская сказка повествует, что когда-то один великан носил огромный пояс.

В своих карманах на поясе он прятал самые разные сокровища. Однажды великан растянул свой пояс, и тот упал на землю, образовав Уральские горы. Окаменев, пояс протянулся от холодных вод Карского моря до песчаного побережья Каспия.

Среди преданий Южного Урала стоит выделить истории о хребте Сулея, что рассказывают нам о судьбе местной красавицы. Давным-давно у старого башкирского пастуха была дочь, прекраснее которой не было ни одной девушки в селении. Красавица всем сердцем любила бедного юношу из соседней деревни, однако отец не желал и слышать о браке с ним. Однажды о красоте девицы узнал богатый бай, что тут же приехал свататься к дочери пастуха. Тот был рад состоятельному жениху и дал своё согласие.

В знак скрепления будущего союза пастух попросил дочь принести кувшин с кумысом для бая. Руки несчастной девушки тряслись, и она не смогла удержать сосуд, что, упав, разлетелся на мелкие кусочки. Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи, что сегодня люди обходят стороной.

Сама же девушка безуспешно пыталась отговорить отца выдавать её замуж за нелюбимого. Из-за его упрямства красавица умерла, не вытерпев горя. Примечательно, что горный хребет Сулея действительно по своей форме напоминает кувшин, о котором идёт речь в предании.

Зеркало Юрмы

Ещё одной достопримечательностью Урала стало озеро Зюраткуль, что располагается в высокогорном Саткинском районе Челябинской области. Одна из местных легенд рассказывает, что некогда в этих местах жила гордая красавица Юрма.

Богатырь Семигор, являвшийся хозяином Уральских гор, преподнёс ей удивительный подарок – зеркало. В этом волшебном предмете можно было видеть всё, что происходит в окрестностях Урала. Более того, зеркало охраняло людей и природу от нечистой силы.

Однако красавице такой подарок не пришёлся по душе. В гневе она бросила хрусталь на камни. Зеркало разбилось, и одна маленькая частичка отлетела далеко в горы. Именно на месте её падения появилось озеро Зюракутль (в переводе значит “озеро-сердце”), что часто называют зеркалом Юрмы. Оно действительно притягивает к себе людей. Тот, кто однажды увидит Зюракутль, навсегда сохранит его в своём сердце.

Легенда о Большом Таганае

Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.

Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.

Это – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.

Читайте также: