Синдбад мореход буйда сочинение

Обновлено: 30.06.2024


Перед смертью Катерина Ивановна Момотова велела позвать доктора Шеберстова, у которого лечилась всю жизнь и который давно находился на пенсии. Она вручила ему ключ от своего домика, свернутый вчетверо листок бумаги и попросила сжечь этот листок вместе с остальными.

— Они у меня дома, — смущенно пояснила она. — Только никому не говорите, пожалуйста. Я бы и сама… да видите — как все обернулось…

Доктор вопросительно поднял бровь, но старуха лишь виновато улыбнулась в ответ. Она была совсем плоха: умирала от саркомы. Лечащий врач сказал Шеберстову, что до утра она вряд ли дотянет.

На лавочке у входа в больницу покуривал участковый Леша Леонтьев, казавшийся рядом с громоздким Шеберстовым подростком в милицейском мундире. Его фуражка с выгоревшим околышем лежала в мотоциклетной коляске.

— Не желаешь прогуляться? — поинтересовался доктор, глядя поверх головы Леонтьева на мошек, круживших возле бледного уличного фонаря, вознесенного на позеленевший от сырости деревянный столб. — К Момотовой Кате.

— К Синдбаду Мореходу? Или она умерла?

— Нет. — Шеберстов показал участковому ключ. — Просила к ней заглянуть. Я прохожий, а ты все же власть.

Леша бросил окурок в широкую каменную вазу, заполненную водой, и со вздохом поднялся.

— Скорей бы зима, что ли…

И они неторопливо зашагали по плитчатому тротуару в сторону мельницы, рядом с которой и жила Катерина Ивановна, известная всему городку своей образцово незадавшейся жизнью.

Оглядевшись зачем-то по сторонам, доктор Шеберстов отпер входную дверь и жестом приказал Леше идти вперед. Леонтьев включил свет в прихожей и кухне.

— А чего она хотела? — крикнул он из комнаты. — Чего ищем-то?

Шеберстов не ответил. Он развернул сложенную вчетверо бумажку, которую ему дала вместе с ключом Катерина Ивановна, и лицо его побагровело и набрякло. В сердцах швырнув бумажку на кухонный стол, он пригнулся, чтоб не стукнуться головой о притолоку, и с шумным сопением остановился за спиною Леонтьева. Участковый задумчиво разглядывал обстановку второй старухиной комнаты. Неяркая лампочка без абажура освещала громадную груду бумаги, занимавшую едва ли не все свободное пространство.

— Она романы, что ли, сочиняла, — недовольно пробурчал Леонтьев. — Глянь-ка… — Он поднял с пола листок бумаги. — Я вас любил, любовь еще, быть может… — недоуменно посмотрел на доктора. — И чего это, а?

Шеберстов переложил палку в другую руку и решительно отодвинул Лешу в сторону. Отдуваясь, втиснулся в узкую щель, где стоял стул с гнутой спинкой, и сел. Выдернул из бумажного вороха пачку листков и принялся читать.

— Да что же это такое? — повторил Леша, растерянно глядя на исписанный старухиными каракулями листок. — Неужели она…

Шеберстов сердито посмотрел на него снизу вверх.

— А ты думал, что душу черт выдумал?

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Урок по современной русской литературе.docx

Урок по современной русской литературе.

учитель русского языка и литературы

сформировать знания о биографии писателя

выделить особенности поэтики современника

проанализировать рассказ: выявить тематику, проблематику проанализировать образы главных героев.

развивать умение работать с художественным текстом

развивать умение интерпретировать литературное произведение

развитие эстетического вкуса.

воспитать уважительное отношение к писателю, его творчеству

воспитать внимательного и вдумчивого читателя

воспитать высоконравственные качества учащихся.

Сценарий урока.

Организационный момент

Приветствие учителем учеников.

Вступительное слово учителя( целеполагание).

- Сегодня в центре нашего внимания творчество писателя-современника Юрия Васильевича Буйды.

Биографическая справка (слайд 2)

Теория литературы.

Постмодернизм- литературное направление конца 20 века, которое описывает характерные черты литературы второй половины XX века (фрагментарность, ирония, чёрный юмор и т. д.), а также реакцию на идеи Просвещения.

Особенности художественного метода.

Проза Буйды свободна. Он создаёт мир, где герои бедны, убоги, но у них есть сила духа.

Анализ текста.

2.Работа над жанром произведения

- С чего начинается анализ любого литературного произведения? (форма или жанр). Перед нами рассказ.

Рассказ- небольшое по объему эпическое произведение, в центре которого рассказ об одном событии из жизни героя.

-В чем особенность этого рассказа? ( Время разрастается до вечности: мы видим всю жизнь главной героини).

3. Анализ содержания.

1. Читаем начало.

Где мы находимся? (в больнице)

Кто в центре внимания автора? (умирающая старуха, Катерина Ивановна Момотова)

Что о ней узнаем? (Она совсем-совсем одинока)

О чем просит доктора и почему? ( Прийти к ней домой и сжечь бумаги. Он единственный человек, кто с ней разговаривал в последнее время)

Как к этому поручению относится доктор. Почему выполняет просьбу? ( Он не хочет идти, но отказать умирающему- грех. Он знает о ее судьбе)

Образ Катерины Ивановны Момотовой.

- Расскажите, что вы знаете о героини. Составьте хронологию жизни (работа в группе)

Хронологии жизни Катерины Ивановны

В городок приехала с первыми переселенцами.

Муж работал на бумажной фабрике, она – прачкой в больнице.

У них было четверо детей – двое своих да двоих взяли из детдома.

Маленькая сухонькая женщина тянула большое хозяйство, ухаживала за мужем (он был трижды ранен на фронте) и детьми.

В 1957 году лишилась ноги по колено, в том же году утонул в реке сын Вася.

Через три года отмучился Федор Федорович: не перенес операции на задетом осколком сердце.

Дочери выросли и разъехались, младшая Верочка оставила сына бабушке и исчезла.

Мальчик вырос и ушел в армию, потом женился и изредка присылал открытки с пожеланиями успехов в труде и счастья в личной жизни.

Пенсия была крошечная, Катерина Ивановна как-то незаметно для себя втянулась в сбор пустых бутылок.

Для этого она ежедневно проделывала многокилометровые походы, за что и была прозвана Синдбадом Мореходом.

-Как к героине относятся окружающие? Почему? Они знают о ее судьбе?

- Кого берет с собой в дом к Катерине Ивановне Момотовой? Почему?

- Прочитаем описание квартиры героини. Что ее окружает, как это характеризует героиню?

(Катерина Ивановна Момотова жила очень бедно, ее окружали листы, где по – памяти было написано одно и тоже стихотворение А.С. Пушкина)

-Как вы думаете, почему это стихотворение переписывает героиня?

- сколько листов нашли герои, все ли они одинаковы?

- Как это характеризует героиню? (Она открылась героям в ином свете, у нее есть большая душа! У нее своя тайная для других жизнь, которую никто так и не заметил или не хотел замечать)

Образы доктора Шеберстова и Леонтьева.

-Вспомните, как они отнеслись к походу в дом героини. Когда все поменялось?

- Почему все листки сложили и посчитали?

- Зачем последний листок, написанный Катериной Ивановной Момотовой доктор оставил себе?

(Возможно, он так сохранил о ней память или оставил себе напоминание, что жить надо вопреки всему, а может быть, это сигнал, что нельзя пренебрегать человеком- у всех есть душа, которую надо хотя бы попытаться понять!)

-Почему нет даты на этом последнем листке? (Катерина Ивановна Момотова умерла, а творчество вечно, как и человеческая память)

3. Проанализируем композицию рассказа(Слайд 15)

2. О чем призывает нас поразмышлять автор? Идея: часто мы не знаем тех, кто живет рядом, осудить легко, а вот понять, принять трудно! Мы ленимся узнать душу человека а порой просто пажалеть человека, который, как нам кажется выбивается из нашего окружения)

Юрий Васильевич Буйда - русский
писатель. Родился в 1954 году в
поселке Знаменск Калининградской
области в семье служащих. Окончил
Калининградский университет в 1982
году. Работал журналистом. С 1991
года проживает в Москве, и с этого же
года публикуется как прозаик.
Проза Буйды свободна. Он создает
мир, где герои бедны, убоги, но у них
есть сила духа.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Литературной фигурой, которая облегчает нам понимание
отдельных особенностей авторского мировосприятия является
пушкинское стихотворение, оно помогает читателю определить
имплицитную позицию автора в рассказе. Эта особенность
является необходимой для аналитического понимания текста,
нахождения
проблемы,
которая
поднимается
Юрием
Васильевичем
Буйдой
как
автором
интертекстуального
произведения. Цитата из претекста А. С. Пушкина
атрибутируется, она не
анонимна, включается в текст по
принципу звуковой памяти.

14. Выводы Данное произведение интертекстуально. В основе лежит судьба персонажа-героини с несчастливой судьбой (параллель с

Достоевским), с прозвищем-отсылкой. Автор
текста воспользовался интертекстуальным методом создания образа не случайно:
он отсылает нас к предыдущим существующим текстам для придания
дополнительных,
более
глубоких
смыслов.
Ю. В. Буйда в своем произведении делал упор на интертекстуальность, плагиатит
фразы и строки из других произведений для закрепления внимания читателя и на
то или иное произведение русских классических авторов и русского фольклора. Он
либо вставляет образы из биографии писателя, либо образы главных персонажей,
отводящих нашу мысль в сторону произведений. Таким образом, текст становится
диалогом не только между автором и читателем, но и между разными культурными
контекстами.

Перед смертью Катерина Ивановна Момотова велела позвать доктора Шеберстова, у которого лечилась всю жизнь и который давно находился на пенсии. Она вручила ему ключ от своего домика, свернутый вчетверо листок бумаги и попросила сжечь этот листок вместе с остальными.

— Они у меня дома, — смущенно пояснила она. — Только никому не говорите, пожалуйста. Я бы и сама… да видите — как все обернулось…

Доктор вопросительно поднял бровь, но старуха лишь виновато улыбнулась в ответ. Она была совсем плоха: умирала от саркомы. Лечащий врач сказал Шеберстову, что до утра она вряд ли дотянет.

На лавочке у входа в больницу покуривал участковый Леша Леонтьев, казавшийся рядом с громоздким Шеберстовым подростком в милицейском мундире. Его фуражка с выгоревшим околышем лежала в мотоциклетной коляске.

— Не желаешь прогуляться? — поинтересовался доктор, глядя поверх головы Леонтьева на мошек, круживших возле бледного уличного фонаря, вознесенного на позеленевший от сырости деревянный столб. — К Момотовой Кате.

— К Синдбаду Мореходу? Или она умерла?

— Нет. — Шеберстов показал участковому ключ. — Просила к ней заглянуть. Я прохожий, а ты все же власть.

Леша бросил окурок в широкую каменную вазу, заполненную водой, и со вздохом поднялся.

— Скорей бы зима, что ли…

И они неторопливо зашагали по плитчатому тротуару в сторону мельницы, рядом с которой и жила Катерина Ивановна, известная всему городку своей образцово незадавшейся жизнью.

Оглядевшись зачем-то по сторонам, доктор Шеберстов отпер входную дверь и жестом приказал Леше идти вперед. Леонтьев включил свет в прихожей и кухне.

— А чего она хотела? — крикнул он из комнаты. — Чего ищем-то?

Шеберстов не ответил. Он развернул сложенную вчетверо бумажку, которую ему дала вместе с ключом Катерина Ивановна, и лицо его побагровело и набрякло. В сердцах швырнув бумажку на кухонный стол, он пригнулся, чтоб не стукнуться головой о притолоку, и с шумным сопением остановился за спиною Леонтьева. Участковый задумчиво разглядывал обстановку второй старухиной комнаты. Неяркая лампочка без абажура освещала громадную груду бумаги, занимавшую едва ли не все свободное пространство.

— Она романы, что ли, сочиняла, — недовольно пробурчал Леонтьев. — Глянь-ка… — Он поднял с пола листок бумаги. — Я вас любил, любовь еще, быть может… — недоуменно посмотрел на доктора. — И чего это, а?

Шеберстов переложил палку в другую руку и решительно отодвинул Лешу в сторону. Отдуваясь, втиснулся в узкую щель, где стоял стул с гнутой спинкой, и сел. Выдернул из бумажного вороха пачку листков и принялся читать.

— Да что же это такое? — повторил Леша, растерянно глядя на исписанный старухиными каракулями листок. — Неужели она…

Шеберстов сердито посмотрел на него снизу вверх.

— А ты думал, что душу черт выдумал?

Читайте также: