Символы вечности в повести в г распутина прощание с матерой сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Основой сюжета повести является то, что для строительства гидроэлектростанции планируют затопить деревню Матёру. Центральное место в повести занимают отношения старого и молодого поколений к затоплению острова, символизирующему изменения в обществе.

Герои, представляющие старое поколение, негативно относятся к тому, что Матёру собираются затапливать.

Живя в деревне всю свою жизнь, они не готовы переехать в данные им властями городские квартиры. Старики ценят малую родину, потому что здесь прошли их детство и молодость, взросление и старение. Особую ценность Матера приобретает для представителей старого поколения из-за того, что в деревне похоронены все их родных и близкие. Герои же, представляющие молодое поколение, относятся к затоплению Матеры совершенно по-другому. Они радуются приближающимся изменениям, считают их частью развития общества.

В. Г. Распутин показывает, что одни представители молодежи относятся к затоплению острова равнодушно, а другие даже проявляют жестокость по отношению к тем, кто не хочет покидать Матёру. Многие молодые люди радуются тому, что теперь они будут жить в предоставленных им городских квартирах, некоторые из них сжигают не только собственные жилища, но и дома тех, кому тяжело дается смирение с переездом.

В. Г. Распутин демонстрирует конфликт между представителями старого и нового поколений.

Однако этот конфликт рассматривается не в традиционном формате. Автор повести находится не на стороне молодого поколения, выступающего за перемены, как это происходило среди авторов большинства художественных произведений, а на стороне старого поколения, стремившегося сохранить свою малую родину. В повести выражается мысль о том, что представители настоящего, стремясь к лучшему будущему, совершают неправильные поступки. Ради технического прогресса молодое поколение готово пойти на уничтожение целого острова с растениями, животными и захороненными останками людей. Такое стремление молодого поколения совершить общественные изменения любыми путями, описанное в повести «Прощание с Матёрой, характерно и для современного поколения, часто забывающего о заботе об окружающем мире и о сохранении памяти. В. Г. Распутин призывает представителей всех поколений смотреть на то, какой ценой совершается общественный прогресс.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

“Прощание с Матерой” – крупнейшее произведение В. Распутина. Это нравственно-философская повесть, затрагивающая многие проблемы. Это произведение насыщено символикой и даже фантастикой.

Но эти элементы необычайно органичны в реалистической повести.
Любимые герои Распутина способны видеть то, что необъяснимо никакой логикой. Поражает прозрение Дарьи – ее встреча со своим родом, с “многовековым кликом” предков, на острие которого она видит себя.
Как уже было сказано, в повести много символики. Символично названия

самого острова: Матера. Оно, конечно же, связано с таким понятиями, как мать (мать – земля, мать – Родина), материк – земля, окруженная со всех сторон океаном (остров Матера – это как бы “малый материк”). И неслучайно, мне кажется, в сознании современного человека возникает образ нашей планеты как “малого” острова в космическом океане.

Также со словом “Матера” возникает еще одна ассоциация – матерый, что значит здоровый, крепкий. Это уже относится к народному укладу жизни.
Кроме того, с этим островом связывается еще одно символическое значение. Старики прощаются с Матерой, как

с живым существом. Уход ее под воду осмысляется как неразумное вмешательство человека в естественный ход вещей, в разумное устройство природы.

С исчезновением Матеры разрушается и гармония человеческих отношений, так как нарушено единство человека с природой. Уход острова под воду равносилен концу света. Поэтому Матера связана еще и с апокалипсисом.
Символична в повести и смена поколений. Автор показывает сразу три поколения: Дарью, ее сына и внука. Распутин указывает, что от поколения к поколению связи с Матерой истончаются, ослабевают. Павел Пинигин уже не уверен, что старики правильно поступают, защищая остров.

Андрей – это уже совсем новое поколение, которому хочется чего-то другого, суетного. Ему совсем не жаль своей малой Родины. Напрашивается мысль, что дети Андрея вообще не будут знать и помнить Матеру и что на этом оборвется и род человеческий.
Другим образом-символом является в повести маленький, молчаливый, но с выразительным взглядом зверек – Хозяин Матеры. Сам автор подчеркивает его значение даже графически – пишет с большой буквы. Писатель так говорит о нем: “Если в избах есть домовые, то на острове должен быть и хозяин”.

Этот зверек сравнивается здесь с домовым, а мы знаем, что домовой – хранитель очага, это своеобразный дух дома. Поэтому Хозяин Матеры – это хранитель, душа острова и деревни. Он оберегает остров от любой беды, но спасти Матеру от затопления он не сможет: “Предчувствовал Хозяин, что скоро…все изменится настолько, что ему не быть хозяином, не быть и вовсе ничем, он с этим смирился”.
Хозяин понимает неизбежность гибели, поэтому он мудро смиряется с этим. Но пока стоит остров, пока живут на нем люди, “Хозяин здесь он”. Этот зверек не бросает своих ночных проверок острова, следя за всем, потому что он часть природы и существует по ее законам.

Ему так предписано – оберегать и следить за всеми, кто находится на острове.
Еще один символ в повести: опора Матеры – царский листвень, с помощью которого, по легенде, “крепится остров к речному дну, общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера”. К этому дереву “никто не решается, так вечно, могуче и властно стоял он не бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми”.
Этот “листвень” – олицетворение самого острова, недаром они накрепко связаны в старинной легенде. Он так же незыблемо стоит, как и остров. Ни топоры, ни огонь “чужих людей” не могут повредить гордое дерево, этот некий природный корень жизни. Листвень стоит как бы на страже острова, поэтому он не может поддаться напору “поджигателей”.

Пока стоит остров, будет стоять и он, листвень.
Вообще, Хозяин Острова и листвень олицетворяют силы самой природы и подчеркивают губительное вмешательство человека в нее.
Одним из центральных образов-символов повести является Дом. Он символизирует устои человеческой жизни: нравственные, семейные, социальные. Для стариков Дом – это не просто деревянная постройка, но и живое существо. Недаром Дарья перед отъездом, перед тем, как подожгут ее жилище, убирает его, белит, моет.

Она готовит свой Дом в последний путь, как умершего человека: “Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что есть у него, покойника в гроб не кладут. А как можно отдать на смерть родную избу… отказав ей в таком обряженье?”. И героиня прощается со своим домом, наказав “поджигателям” не заходить внутрь, не “поганить” его чужим присутствием.

Дарья чувствует, что дом понимает, куда его обряжают: “вся изба сразу приняла скорбный, отрешенный, застывший лик”.
Мы видим, что Распутин использовал в своей повести символику, чтобы лучше раскрыть перед читателями смысл и идею произведения.

2 Она, жизнь ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она. Одну бы только Матеру?! Из повести

4 Цели работы определить на основе сюжета основную идею повести; связать представление о теме и идее произведения с отношением к затоплению Матеры представителями разных поколений семьи Пинигиных; выразить свое понимание значения образов-символов в повести.

5 Сюжет Действие книги происходит в 60-ых годах XX века в деревне Матёре, расположенной посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставить Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен..

6 Сюжет В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после уезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру. Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь внук Дарьи, Андрей, или её соседка, Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни. Книга говорит о борьбе старой и новой жизни, традиции и современной техники. Старую жизнь символизирует фантастический персонаж Хозяин Острова, дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с нею, а также царский листвень, мощное дерево, которое пожогщики санитары так и не смогли ни свалить, ни сжечь.

7 Главный вопрос автора Стоит ли технический прогресс того, чтобы лишать людей, без их на то согласия, привычного уклада жизни, отрывать от родной почвы? А не кроется ли в достижениях технического прогресса разрушительная сила, которая приведет к уничтожению природной среды? Открытый финал

9 Персонажи повести Повесть "Прощание с Матерой" была написана в 1976 г. Это произведение о человеке и земле, на которой он живет и которая для него является малой родиной. Дарья Пинигина – старуха, старожил Егор сосед Дарьи Пинигиной Настасья жена Егора Андрей внук Дарьи Пинигиной Клавка соседка Андрея ДАРЬЯ - ПАВЕЛ - АНДРЕЙ

21 Актуальность и значение повести Потеря Матеры – тоже опыт, тоже важное и необходимое нам разумение о том, откуда мы родом, и о том, что мы, народ, испытали, какую лепту внесли во всеобщую историю человечества, о чем человечеству можем нынче поведать. В потере Матеры – отчет эмоциональный, отчет чувства и переживания (С.Залыгин)

Однако повесть не столько восхваление родного края, сколько крик души. Описываются разоренные, загубленные, затопленные деревни, а также жители этих земель, которых насильно выселяют из тех мест, в которых они прожили всю жизнь, к которым привыкли и без которых не могут.

Нет, героев не манят технологии, возможности, развитый социум. Они привыкли к этому поселку, где в избах провели свое детство, где жили их родители в те времена, когда деревья были большими, когда жизнь была счастливее.

По мере прочтения старуху становится жаль. Кстати, все пожилые женщины Матеры сравнивают себя со старыми деревьями, которые пытаются пересаживать. Но это же бессмысленно. Именно это пытаются донести жители Матеры и читатель проникается подобной атмосферой с первых страниц.

2 вариант

Едва ли сюжет произведения можно назвать нетривиальным. Но в этом и кроется его соль: оно поднимает темы народные, близкие каждому жителю весей и поселков огромной страны.

Действие разворачивается в 60-е годы и имеет индустриальную подоплеку. Матера – это островная деревушка, расположенная на одном из островов на реке Ангара. В те годы началось строительство ГЭС, соответственно деревня будет затоплена в водах хранилища, которое образуется после постройки станции.

Для пожилого населения это становится трагедией. Неудивительно, ведь они душой приникли к родному месту, часть души уже заложена в каждом сантиметре родной земле. Здесь покоятся их предки, с этим местом связаны лучшие моменты их жизни. Их можно понять.

Эту ситуацию можно рассмотреть на примере главной героини, которая занимается побелкой родной хаты перед приездом санитарной бригады. Она настроена решительно против переезда в город.

Другие коренные тоже противятся переезду. Например, дед Егор, один из героев, вовсе не находит покоя в новых бытовых условиях, но находит покой на небесах. Он не принял на подсознательном уровне новое место жительства.

Молодежи легче принять участь деревушки на острове. Часть их души не была к ней прикреплена, поскольку они питали надежды на будущее. А будущее было тесно связано с переездом в город, где гораздо больше возможностей для самореализации. Они еще не утратили надежд, их мировоззрение свободно от местечковых предрассудков.

Символом краха местного традиционного уклада становится Хозяин острова, гибнущий под холодными сибирскими водами вместе с деревней. Надежду на вечную жизнь и память дает царская лиственница, которую санитарная бригада не может ни сжечь, ни срубить.

Произведение дает понять четкую мысль, что ничто не вечно. Но вечна память, вечна любовь к своей малой Родине. Человек должен задумываться над фундаментальными вещами: кто и куда он. Когда человек долго живет на одном месте, часть его духа остается там. С гибелью этого места погибает и часть души. Так же и с людьми, если задуматься, с гибелью близкого человека что-то в душе оставшихся в живых тоже умирает.

Также читают:

Картинка к сочинению По повести Прощание с Матерой Распутина

Популярные сегодня темы

Дети играли на берегу, они делали маленький кораблик и спускали на воду. В один момент детки увидели мышиную нору. Там находился мышонок, он пытался убежать от ребят, но его поймали. Мальчишка хотел убить мышонка

Художник располагает к себе через красоту простых, обыденных пейзажей. Работы, пропитанные теплом и любовью к родным краям, из-под кисти выходят с виду простыми уголками России

В. Распутин касается многих нравственных вопросов в своей повести, но судьба Матеры – ведущая тема этого произведения.

В ней легко прочитывается судьба родной деревни Распутина – Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления.

Матера – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит душа этого мира.

Утрату совести герои Распутина связывают впрямую с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. К сожалению. Остались верными Матере лишь старики и старухи. Молодежь живет будущим и спокойно расстается со своей малой родиною.

Но писатель заставляет задуматься, будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Павлу, старшему сыну Дарьи, тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно обустраивать жизнь в новом поселке, но еще не вывезена мать. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей предков. Но и восстать против переселения Павел не в силах.

Итог плачевен… С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним – традиции и обычаи, которые на протяжении столетий формировали душу человека, его неповторимый характер.

Что же теперь будет с Павлом, который мечется между деревней и поселком, между островом и материком, между нравственным долгом и мелочной суетой и так и остается в финале повести в лодке посреди Ангары, не пристав ни к одному из берегов? Что будет с тем гармоническим миром, который для каждого человека становится святым местом на земле. Что будет с Россией? Надежду на то, что Россия все-таки не утратит своих корней, Распутин связывает с бабкой Дарьей. Она несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому.

Распутин не против перемен, он не пытается в своей повести протестовать против всего нового, прогрессивного, а заставляет задуматься о таких преобразованиях в жизни, которые бы не истребили человеческого в человеке. В силах людей сберечь родную землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным жильцом, а вечным ее хранителем, чтобы потом не испытывать перед потомками горечь и стыд за утерю чего-то родного, близкого твоему сердцу.

Читайте также: