Силу подлости и злобы одолеет дух добра сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Борис Пастернак как-то сказал о Марине Цветаевой: "В жизни и творчестве она стремительно, жадно, почти хищно рвалась к окончательности и определенности, в преследовании которых ушла далеко и опередила всех…”. Но эти слова в равной степени применимы и к самому Пастернаку. Выражая свое творческое кредо, в одном из итоговых стихотворений он написал:

Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До оснований, до корней,

В Пастернаке-поэте жил и все время явственно заявлял о себе философ и даже, можно сказать, проповедник. У Пастернака, в юности много и успешно занимавшегося философией, рано было сформировано целостное мировоззрение, основой, сердцевиной которого стала идея приятия жизни, благоговения перед ней. Он чувствовал себя обязанным донести ее до сознания людей, заставить поверить их в необходимость жить в согласии с силами природы, в гармонии с ней:

Но надо жить без самозванства.

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Быть живым – это как раз и значит жить в согласии с природой, со своей совестью, не допускать порабощения себя миром вещей, ложными идеями, наконец, чувством стадности и конформизма.

Чем обусловлен оптимизм Б. Пастернака?

В своем позднем автобиографическом произведении "Люди и положения” Пастернак написал, что он уже с детства "верил в существование высшего героического мира, которому надо служить восхищенно, хотя он приносит страдания”.

Пастернак рос в необыкновенной семье. С ранних лет его окружал мир искусства, творчества. В семье царила атмосфера служения высокому и прекрасному. Там не было изматывающих ссор и непонимания. Родители Пастернака были художественно одаренными людьми. Мать обладала абсолютным слухом и была замечательной пианисткой, а отец принадлежал к числу наиболее талантливых художников своего времени. Квартиру Пастернаков посещали многие известные, знаменитые и гениальные люди: Л. Толстой, Серов, Скрябин и др. Здесь импровизировались небольшие домашние концерты, в которых принимали участие Рахманинов и Скрябин. Борис Пастернак называл началом своего сознательного детства ночное пробуждение от звуков фортепианного трио Чайковского, которое играли для семьи Л. Н. Толстого. Другим толчком для внутреннего роста Пастернака послужили звуки скрябинской "Поэмы экстаза”, случайно услышанные художником в расположенном в лесу дачном поселке. После этого случая Пастернак стал мечтать о композиторской деятельности.

Учась в классической гимназии, которую он закончил в 1908 году с золотой медалью, Пастернак параллельно прошел предметы композиторского факультета консерватории и готовился сдавать экзамены экстерном. Первые сочиненные им музыкальные произведения похвалил сам Скрябин. Но вдруг случилось невероятное: в 1909 году Пастернак, к удивлению всей семьи, решительно отказался от карьеры композитора. В отличие от матери он не обладал абсолютным музыкальным слухом. Именно отсутствие абсолютного музыкального слуха, ощущаемое как комплекс неполноценности, заставило Пастернака отказаться от мечты стать композитором. И все же в поступке будущего поэта кроется загадка, поскольку тому же Скрябину или Чайковскому присущий Пастернаку недостаток (отсутствие абсолютного музыкального слуха) не помешал стать музыкальными гениями. Пастернак же попробовать перешагнуть через этот недостаток не решился.

В юности он испытал еще одно сильное чувство – увлечение философией. Поступив в 1908 году на юридический факультет Московского университета, поэт уже в 1909 году переводится на философское отделение историко-филологического факультета. "Философией я занимался с основательным увлечением, предполагая где-то в ее близости зачатки будущего приложения к делу”, – писал он позже.

К 1912 году мать скопила денег и предложила сыну поехать за границу. Пастернак выбрал немецкий городок Марбург, где в те годы процветала знаменитая философская школа, во главе которой стоял Герман Коген, и поехал на летний семестр. Его занятия протекали настолько успешно, что Коген предложил будущему поэту остаться в Марбурге с перспективой получить доцентуру в Германии.

Но как раз в это время, будучи проездом из Бельгии в Берлин, в гости к Пастернаку заехали сестры Высоцкие. В старшую из них – Иду – Пастернак был влюблен с четырнадцати лет. Состоялось решительное объяснение. Вот как описывает его и последовавшее за этим развитие событий сам поэт: "Три дня, проведенные с ними неотлучно, были не похожи на мою обычную жизнь, как праздники и будни. Без конца им что-то рассказывая, я упивался их смехом и знаками понимания случайных окружающих. Я их куда-то водил. Обеих видели вместе со мной на лекциях в университете. Так пришел день их отъезда.

Накануне, накрывая к ужину, кельнер сказал мне: "Покушайте напоследок, ведь завтра вам на виселицу, не правда ли?”.

Утром, войдя в гостиницу, я столкнулся с младшей из сестер в коридоре. Взглянув на меня и что-то сообразив, она, не здороваясь, отступила назад и заперлась у себя в номере. Я прошел к старшей и, страшно волнуясь, сказал, что дальше так продолжаться не может и я прошу ее решить мою судьбу. Нового в этом, кроме одной настоятельности, ничего не было. Она поднялась со стула, пятясь назад перед явностью моего волнения, которое как бы наступало на нее. Вдруг у стены она вспомнила, что есть на свете способ прекратить все это разом, и – отказала мне”.

Затем Пастернак описывает свое потрясение от произошедшего, импульсивные поступки, совершенные под впечатлением от объяснения с Высоцкой, бессонную ночь. Более всего интересен конечный результат, реакция человеческого организма на перенесенный стресс: "Наконец я стал на ноги. Я оглядел комнату и распахнул окно. Ночь прошла, дождь повис туманной пылью. Нельзя было сказать, идет ли он или уже перестал… В вестибюле не было ни души. Я ушел, никому не сказавшись.

Тут только бросилось мне в глаза то, что началось, вероятно, раньше, но все время заслонялось близостью случившегося и уродливостью того, как плачет взрослый человек.

Меня окружали изменившиеся вещи. В существо действительности закралось что-то неиспытанное. Утро знало меня в лицо и явилось точно затем, чтобы быть при мне и меня никогда не оставить…

Свежий лаконизм жизни открылся мне, перешел через дорогу, взял за руку и повел по тротуару. Менее чем когда-либо я заслуживал братства с этим огромным небом. Но об этом пока не говорилось. Временно мне все прощалось. Я должен был где-то в будущем отработать утру его доверье. И все кругом было до головокруженья надежно, как закон, согласно которому по таким ссудам никогда в долгу не остаются”.

Этот факт из биографии Пастернака очень важен. "Тот удар – исток всего”, – так написал поэт в стихотворении "Зимняя ночь”. Ему же (то есть Пастернаку) принадлежат слова: "Всякая любовь есть переход в новую веру”. Объяснение с Высоцкой и ее отказ имели такое значение для Пастернака, что заставили его порвать с философией и выбрать путь поэта.

Говоря об отношении Пастернака к действительности, следует отметить, что даже в самые тяжелые периоды своей жизни поэт продолжал оставаться оптимистом и верил в конечное торжество добра и справедливости.

В 50–60-е годы Борис Пастернак не печатался. В 1952 году он пережил тяжелый инфаркт миокарда и чудом остался жив. "Я остался жив, – писал Пастернак. – Когда это случилось и меня отвезли, и я пять вечерних часов пролежал сначала в приемном покое, а потом ночь в коридоре обыкновенной громадной и переполненной городской больницы, то в промежутках между потерею сознания и приступами тошноты и рвоты меня охватывало такое спокойствие и блаженство. В минуту, которая казалась последнею в жизни, больше, чем когда-либо до нее, хотелось говорить с Богом, славословить видимое, ловить и запечатлевать его. "Господи, – шептал я, – благодарю Тебя за то, что Ты кладешь краски так густо и сделал жизнь и смерть такими, что Твой язык – величественность и музыка, что Ты сделал меня художником, что творчество – Твоя школа, что всю жизнь Ты готовил меня к этой ночи”. И я ликовал и плакал от счастья”. Эти же мысли переданы в стихотворении "В больнице”.

Преодолеть болезнь и продолжать жить, ощущая вновь ее значительность, помогла Пастернаку вера в Бога и напряженная творческая работа. Он пишет последний свой цикл стихотворений "Когда разгуляется”, трудится над "Доктором Живаго”, много переводит.

Даже когда началась систематическая кампания травли поэта в связи с публикацией "Доктора Живаго”, Борис Пастернак не изменил себе. В феврале 1959 года в английской газете было опубликовано его стихотворение "Нобелевская премия”, исполненное веры в справедливость и добро:

Произведение написано со свойственным автору глубоким знанием народной жизни, психологии простого человека. Автор ставит своих героев в сложную ситуацию: молодой парень Андрей Гуськов честно воевал почти до самого конца войны, но в 1944 году оказался в госпитале, и жизнь его дала трещину. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, обнимет родных и свою Настену. Он так был уверен в таком течении событий, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и ‘ планы оказались разрушены в одно мгновение. В минуты душевной смуты и отчаяния Андрей принимает роковое для себя решение, которое в будущем разрушит его жизнь и душу, сделает совсем другим человеком.

Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.

Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор, там баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.

Итак, Андрей Гуськов делает свой выбор: он решает самостоятельно ехать домой, хотя бы на один день. С этого момента его жизнь попадает под влияние совсем иных законов бытия, Андрея несет по течению, как щепку, в мутном потоке событий. Будучи по натуре человеком достаточно тонким, он начинает понимать, что каждый день такой жизни отдаляет его от нормальных, честных людей и делает возвращение назад невозможным. Судьба лихо начинает управлять безвольным человеком.

Обстановка, окружающая героев, неуютна. Встреча Андрея с Настеной происходит в холодной, нетопленой бане. Автор хорошо знает русский фольклор, там баня — место, где по ночам появляется всякая нечисть. Так автор начинает в повести тему оборотничества, которая будет проходить через все повествование. В сознании народа оборотни ассоциируются с волками. И Андрей научился выть по-волчьи, у него получается так натурально, что Настена думает, уж не настоящий ли он оборотень.

Андрей все больше черствеет душой. Становится жестоким, даже с некоторым проявлением садизма.

Андрей стремительно удаляется от людей. Какое бы наказание он не понес, в сознании односельчан он навсегда останется оборотнем, нелюдем. Оборотней в народе еще называют нежитями. Нежить — значит, живет в совершенно ином измерении, чем люди.

Добро и зло — две стороны одной медали. Они не могут сосуществовать одновременно в человеке. Рано или поздно людям приходится выбирать между этими двумя гранями. Но почему же так важна победа добра над злом? Эту проблему поднимает Л. С. Петрушевская в тексте.

Писательница говорит о том, что само по себе зло не имеет определённого облика, оно невидимо.

Им может быть что и кто угодно. Человек проявляет его, занимаясь, казалось бы, привычными вещами. Например, насмехаясь над кем-либо или завидуя чужому успеху. Всё это является началом на пути к настоящему всепоглощающему злу, которое впоследствии приведёт к ещё более страшным поступкам. Тот, кто с раннего детства встаёт на эту тропу, с трудом может сойти с неё.

Добро же, напротив, помогает людям распознавать даже начальные проявления зла и бороться с ними. Человек, обладающий этим замечательным качеством, никогда не позволит себе заставлять других страдать от своих действий. По-настоящему добрые люди своим примером вдохновляют других, таким образом борясь со злом. Именно поэтому так важно сохранять в себе положительные качества.

Противопоставляя два примера друг другу, писательница подчёркивает опасность и губительность зла в нашем мире и необходимость его устранения.

Позиция автора выражена предельно ясно. Зло необходимо искоренять, потому что иначе наша жизнь погрязнет в нём, мы будем окружены лишь завистью, местью и насмешками.

Нельзя не согласиться с мнением автора. Действительно, добро просто необходимо, чтобы зло не поглотило нашу жизнь. В рассказе В. Солоухина тема победы добра над злом открывается с новой стороны. Жена рассказчика, отнеся соседке, убившей их котёнка, дрожжи, совершает благородный поступок, за который получает награду. Нюшка приносит соседям, ящик лука, таким образом показывая благодарность за их доброту.

Рассмотренная проблема актуальна в наше время как никогда ранее. Современному поколению нужно понимать, что за злом следует только зло, а добро всегда поможет человеку избавиться от него в своей жизни. Именно поэтому так важна и необходима победа светлой стороны.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект классного часа

Учитель: Садчикова Елена Викторовна, I квалификационная категория, стаж работы – 19 лет

Формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла.

Развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать , совместно работать в группе.

Способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения.

Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, природе, животным.

Основные понятия, термины

Доброта, добрый человек, добро, зло

Планируемые
результаты
(предметные)

Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир ; обогащение его духовного мира и мотивационного о беспечения жизни через поселение в нем светлых образов и мыслей; освоение навыков эффективного общения, сотрудничества с другими людьми, умения жить среди людей

Личностные
результаты

Формирование личности со своими взглядами, убеждениями, умеющей отличать добро от зла, положительные качества от отрицательных

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные УУД: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные УУД: овладение разными формам учебной кооперации (работа вдвоём, в малой группе, в большой группе) и разными социальными ролями (ведущего и исполнителя) Познавательные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; анализ ситуаций, возникающих при общении с другими людьми

Методы и форма проведения внеклассного мероприятия

словесные, наглядные, частично–поисковые, практические, репродуктивные, методы стимулирования; индивидуальная, фронтальная, групповая формы

здоровьесберегающая, учебного диалога, игровая, ИКТ.

Используемые ЦОРы (оборудование)

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Мотивационный этап

Сегодня мы с вами погово рим о чем-то таком, без чего человек не может называться человеком.

Слово это серьезное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

Чем лица красота.

Догадались, что это?

СЛАЙД 1 ТЕМА

Именно поэтому я решила назвать наше сегодняшнее занятие так… Сегодня, ребята, мы поговорим о доброте. Я принесла сегодня волшебные бусинки. Сейчас я подойду к вам, и пусть каждый из вас выберет ту бусинку, которая вам больше понравится.

Теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в ладошках закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

Я смотрела на ваши лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что здесь собрались добрые сердечные люди. Положите бусинки рядом с собой, они нам пригодятся чуть позже.

Постановка цели

-Как истратила девочка первые 6 лепестков? А с помощью седьмого кому и как помогла девочка?

- Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым? Почему?

- Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно

А как по вашему, для чего мы с вами говорим сегодня о доброте? (ищем свой путь к доброте) СЛАЙД 2 МОЙ ПУТЬ К ДОБРОТЕ

-Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждо го человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

– Что такое доброта? (Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.) или (Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.)

СЛАЙД 3 ДОБРОТА - ЭТО

– Что значит “добрый человек”? (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый)

- Как он относится к людям? Природе? Животным?

СЛАЙД 4 ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК – ЭТО

СЛАЙД 5 ДЕВОЧКА С РОЗАМИ

Подумайте и скажите: а по отношению к кому и чему люди должны быть добрыми? (По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.)

Почему люди творят и добрые дела и злые? (Обладают добрыми и недобрыми качествами)

Давайте попробуем сейчас отличить Добро от Зла. (Учащиеся выходят к доске)

Проверим, верно ли вы распределили понятия.

СЛАЙД 6 ПОНЯТИЯ ДОБРА И ЗЛА

Почему это было сделать легко сейчас, но в жизни мы иногда путаем добро и зло?

Верно, потому что Зло иногда старается показаться добрым. Поэтому доброта бывает истинная и ложная.

И чтобы снять эту маску, предлагаю вам для размышления 2 ситуации из жизни.

Задание. Учащимся предлагается прочитать два текста и ответить на вопрос: "Кто из героев рассказов проявляет доброту истинную, а кто - ложную?"

К Сереже пришли друзья, Миша и Саша, и пригласили погулять. "Но я ещё не решил задачу, она для меня очень трудная", - сказал Сережа. Саша успокоил: "Садись. Давай составим краткую запись, и ты справишься. Это не трудно". Миша хлопнул друга по плечу и сказал: "Я знаю решение. Записывай, не теряй время. Пойдем скорее гулять".

В воскресенье ребята 4 "б" класса решили посадить деревья около школы. Утром Лене не хотелось подниматься с постели, и она сообщила, что никуда не пойдет. Бабушка пожалела внучку: "Поспи, Леночка, ведь сегодня выходной день. Ты за неделю так устала. А в школе скажем, что ты приболела". Подошел дед и строго сказал: "Вставай, Елена. Пообещала - сделай дело, а потом гуляй смело".

Экспертная оценка

Текст №1. Саша проявляет доброту истинную, а Миша - ложную.

Текст №2. Дедушка проявляет доброту истинную, а бабушка ложную.

Чтецы: Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

Этой мерой измерятся
Все земные труды.
Может, вырастил деревце?
Иль очистил пруды?

Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?

Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
(Л. Татьяничева)

И ИМЕННО В ЭТУ МИНУТУ В МИРЕ ЛЮДИ ДЕЛАЮТ ТЫСЯЧИ ДОБРЫХ ДЕЛ

СЛАЙД 22 КЛЮЧИКИ К СЕРДЦУ

У каждого человека есть сердце, и к сердцу каждого из нас нужно подбирать особые ключики. Какие ключики подойдут именно вашему сердцу?

СЛАЙД 23 КЛЮЧИКИ К СЕРДЦУ

1. Будь приветлив, вежлив

2. Будь внимателен к людям, природе, животным

3. Делай добрые дела

4. Не отвечай злом на зло

17 февраля отмечается всемирный День Доброты. Он отмечается ежегодно по инициативе международных благотворительных организаций. В России этот праздник практически неизвестен.Только ли в этот день этот день нужно стараться быть добрым ко всем?

А теперь вспомним цель нашего сегодняшнего занятия – найти свой путь к доброте. Вспомните что-то доброе, что вы сделали и начните свою мысль так

СЛАЙД 24 Я уважаю себя за то, что …

Возьмите теплыми руками бусинки и подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь нашего сегодняшнего разговора.. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека.

А теперь нанизываем бусинки на одну ниточку. (Под песню “Дорогою добра”, сл. Ю.Энтина, муз. М.Минкова).

Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Давайте же и мы помнить всегда о том, что каждый из нас, конечно же личность, но никто из нас не может и не должен быть оторван от общества, в котором живет.

Читайте также: