Сила и своеобразие изображения толстым внешнего и внутреннего облика героев сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Что в мире есть прекраснее человека? Ведь он — самое совершенное творение этого мира. Возможно, потому именно человек является объектом исследования других людей. Каждая эпоха по-своему представляет идеал человека. На творение этого идеала влияют разные факторы, в большей степени социальные. И самые выдающиеся фигуры мира человеческого пытаются вдохнуть жизнь в идеал своей эпохи.

Лев Николаевич Толстой, хотя и верил в человеческую простоту и правду, изображал большое человеческое единство и человека на фоне этого единства,

Все произведения Толстого — зрелого мастера — раскрывали проблемы человека. Поэтому наиболее весомые фигуры, изображенные автором, проходят через своеобразный психологический слом.

Жизненный устройство России изменилось под воздействием войны 1812 года. Именно этот факт возродил Пьера в тот момент, когда он окончательно убедился в тщетности своих внутренних усилий. И перед нами появляется совсем новый герой, закаленный осознанием близости к народу и преисполненный собственного величия, как человека, причастного к этому народу.

Болконский значительно раньше пересматривает свои прежние идеалы. На это натолкнули его и аустерлицкие события, и смерть жены, и связанное с этой смертью чувство ответственности за судьбу близкого человека, и попытки найти себя в привлечении к реформаторской деятельности Сперанского, и неверность Наташи. Но он обогатился очень многим, это — интерес к простому человеку, к таким, как капитан Тушин. Моральную опору Андрей Болконский нашел в осознании себя как части большого целого, имя которому — народ.

Глубокий психологический анализ состояния героев Толстого связан с чувствами внутреннего демократизма самого автора, религиозно моралистическим отношением к человеку и его поступкам.

Через внутреннее состояние человека Л. М. Толстой показывает общество. Его героев нельзя осуждать, они сами и судят себя, и обрекают на муки, и карают. Именно в этом и заключается наивысший гений Л. М. Толстого как мастера художественного слова.

Характерная особенность стиля писателя — выявление истинного облика вещей, противопоставление прекрасного и безобразного — в жизни, в мыслях людей, в их наружности. При этом внешняя непривлекательность героев Толстого зачастую контрастирует с красотой их внутреннего мира.

Одной из таких героинь является в романе Марья Болконская. Вот один из её портретов:

зеркало отразило некрасивое, слабое тело и худое лицо. Глаза её, всегда грустные, теперь особенно безжизненно смотрели …

Однако героиня привлекает нас богатством внутреннего мира, добротой, смирением, своими нравственными качествами. Она заменяет мать маленькому Николеньке, поддерживает во всём князя Андрея, с большим терпением ухаживает за умирающим отцом. Вся жизнь её проходит в непрерывных трудах, учении, размышлениях о добре и зле. Душевное богатство княжны Марьи отражается в её больших, лучистых глазах.

Став женой Николая Ростова, она обретает личное счастье. Однако она продолжает жить напряженной духовной жизнью, занимается воспитанием детей, искореняет дурные качества мужа (грубость и вспыльчивость).

Тип бездушной, пустой красоты воплощён в образе Элен Безуховой. Она обладает яркой, эффектной внешностью, вызывая неизменный восторг окружающих. Вот как Л. Н. Толстой описывает её:

Элен была так хороша, что не только не было заметно в ней и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту.

Внешность героини также контрастирует с её внутренним миром. Элен глупа, безнравственна, цинична. Выйдя замуж по расчёту, она делает несчастным Пьера. Откровенно скучая, она заводит роман с Долоховым, и Пьер вынужден вызвать его на дуэль, защищая честь своей семьи. Именно Элен способствует тому, что Наташа Ростова попадает в сети Анатоля.

Эти характерные детали обнажают бессодержательность внутреннего мира Элен, её пустоту, полное отсутствие в душе её каких-либо чувств и нравственных представлений.

Тип пустой красоты воплощён в романе и в образе Анатоля Курагина. Обладая яркой, привлекательной внешностью, он пользуется большим успехом у женской половины общества. Так, Анатоль кажется мужественным, сильным, значительным человеком даже княжне Марье (сцена сватовства).

Однако старый князь Болконский прекрасно видит сущность этого человека, считая его прохвостом, пустым светским щёголем. И автор затем подтверждает справедливость опасений своего героя. Мы видим, что за красотой Анатоля стоят цинизм, беспринципность, внутренняя пустота. Брак с Марьей Болконской был бы для него лишь формальностью, он не смог бы сделать её счастливой. Затем Курагин разрушает и счастье князя Андрея, решившись на интрижку с Наташей Ростовой.

Таким образом, принцип антитезы лежит у Л. Н. Толстого и в основе композиции романа, и в основе создания образов героев.

Художественные средства раскрытия характеров в романе

Портреты героев романа


В портрете своих героев Толстой подчеркивает одну повторяющуюся деталь: толщину Пьера, мраморность плеч Элен, лучистые глаза княжны Марьи, дрожание ляжки Наполеона, дряхлость Кутузова…

Толстой не боится показать некрасивость своих героев. Наташа может

некрасивость княжны Марьи постоянно оттеняют ее лучистые глаза. В минуты сильных потрясений с героями может произойти преображение. Описывая встречу Наташи и Андрея в Мытищах, Толстой пишет, что лицо его для Ростовой было страшно, но при этом самые прекрасные чувства объединяют героев. Когда княжна Марья полюбила Николая Ростова,

облик героини становится прекрасным: появляются грудные женские нотки, в движениях проявляется женственность и грация.

Характеристики персонажей

Характеристику того или иного персонажа может дать другой герой. Так, Пьер думает об Элен:

Выделить доминанту характера может и сам автор.

«Сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней, «

— говорит Толстой о Наташе.

Один из любимых приемов Толстого для раскрытия характеров своих героев — это контраст.

Так на приеме контраста идет описание первого бала Наташи Ростовой, когда ее живая, чистая красота сравнивается с мраморной красотой Элен и противопоставляется ей, как истинная — ложной. Как антагонисты выступают в романе образы Кутузова и Наполеона (см.: Историческая тема).

Природа в раскрытии характеров

Характер героя определяется и его способностью чувствовать красоту природы.

Этой способностью обладают:

  • князь Андрей (небо Аустерлица, дуб по дороге в Отрадное),
  • Пьер (звездное небо ),
  • Наташа (ночь в Отрадном)

— все любимые герои писателя. На контрасте построен диалог Наташи и Сони ночью в Отрадном. Соне чужда прелесть летней ночи.

Речи героев как характеристика

Речь самого персонажа может также служить его характеристикой. Наказ старого князя Болконского сыну перед отъездом в армию говорит о высоких нравственных требованиях к дворянской чести и служению Родине, о скрываемой любви к сыну, о тревоге за его судьбу:

Сравнение как средство

Часто для характеристики героя или его состояния писатель использует сравнения:

(о князе Василии Курагине),

вечер у Анны Павловны Шерер сравнивается с прядильной мастерской, в которой

о состоянии Пьера:

Важные события жизни героя могут комментироваться через описание эпизода. О князе Андрее:

При описании характера героя, его поступков возможно проявление авторской иронии, как, например, при описании поведения князя Василия при назначении Кутузова главнокомандующим.

Показывая диалектику души своих героев, Толстой позволяет нам проникнуть в стремления, переживания, суть поступков людей, жизнь которых отделена от нашей почти двумястами столетиями.

Автор: Толстой Л.Н.

Как известно, Л. Н. Толстой был великим мастером психоанализа и “диалектики души” человека. Ему было свойственно изображение “текучих”, сложных, противоречивых характеров и развивающихся событий. Именно сам процесс внутренней жизни героев и ее эволюция привлекали писателя. Толстой раскрывал духовный мир своих персонажей через монологи, пейзаж, авторские комментарии, художественное пространство героев и их поступки. Особую роль в психологическом анализе играет портретная характеристика. Связь внутреннего мира каждого образа и его внешнего описания в романе “Война и мир” взаимообусловлена. Через портрет автор отображал внутренний облик героя, его душевное состояние. Главной особенностью Толстого-художника было умение выделить ту или иную яркую черту во внешности персонажа, запоминающуюся деталь в его поведении.

Так, Пьер предстает перед нами “толстым молодым человеком” с дружелюбными глазами, что вполне точно определяет его мягкую и добродушную натуру. Уже с самого начала произведения внешний облик Безухова как бы противопоставляет его всему светскому обществу, указывая на внутреннее отличие его от этих пустых людей.

Полную противоположность представляет его будущая жена. Сначала Элен Курагина ослепляет нас своей “победительно действующей красотой”. Но по мере того как суммируются все ее поступки, мы понимаем, что эта красота мертвенна, неестественна. И “полные оголенные плечи” Элен — это всего лишь символ ее духовной пустоты.

“Большой рот” и “сияющие черные” глаза Наташи Ростовой открывают нам внутренний мир любимой героини Толстого. Она полна жизни, чувств, готова радоваться каждому мгновенью и верить в счастливое будущее. Поэтому “определенные и сухие черты” Андрея Болконского контрастны живым чертам девушки. Это указывает на существенные различия в их душах: молодой князь всегда находится во власти разума, в то время как Наташа живет чувствами и эмоциями.

С первого взгляда, Марья Болконская производит на нас не самое лучшее впечатление. Это некрасивая девушка с “тяжелой походкой”. Но потом мы видим “лучистые” глаза героини, в которых отражаются ее богатый духовный мир и нерушимая вера. Именно эти глаза, несмотря на внешность, делают Марью очаровательной и милой. Марк Аврелий писал: “Человека хорошего, благожелательного и искреннего можно узнать по его глазам”.

Психологизм романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"

. место, которое закономерно занимает в толстовских произведениях изображение внутреннего мира героев. Одной из художественных задач Л.Н. Толстого была воспитательная: ему необходимо было заставить читателя поверить . есть главное: врожденная нравственная мерка, совесть, которая никогда не молчит, оценивая каждый поступок, каждую мысль по самым строгим нравственным законам. И хотя люди научились .

Для достижения художественного эффекта автор вновь и вновь обращает внимание читателей на те или иные черты внешности персонажей, которые становятся их постоянными характеристиками. Ярким примером этого является маленькая княгиня со своей “короткой, с чуть черневшимися усиками верхней губкой”. Она была проста и приятна, но тем не менее наскучила Андрею. Он не находил в ней той глубины, которую впоследствии открыл в Наташе.

Хотелось бы отметить, что любимые герои Толстого постоянно меняются на протяжении всего романа, нелюбимые — стоят на месте в своем развитии. И потому психологический портрет последних предельно прост, они во многом похожи друг на друга. Показательно, что все они красивы, но это мертвенная, застывшая красота. Так, много раз перед нами проходят повторяющиеся детали: “плешивая” голова Василия Курагина, кудри красавца Анатоля, мраморно-белые обнаженные плечи Элен.

В отличие от нелюбимых любимые персонажи Толстого обычно не отличаются внешней красотой, но наделены внутренним богатством. Они естественны, постоянно находятся в движении, стремятся к самосовершенствованию, к нравственным и духовным исканиям.

Художественные образы, созданные писателем, отличаются особой жизненностью. М. Горький отмечал удивительный дар Толстого, его умение создавать точные психологические портреты: “Когда его читаешь, то получается как бы физическое бытие его героев, до такой степени ловко у него выточен образ: он как будто стоит перед вами, вот так и хочется пальцем тронуть”.

Итак, писатель, рисуя психологические портреты своих героев, проникает в их внутренний мир, в их душу. В описательной характеристике мы часто видим, насколько контрастны психологические состояния персонажей и их внешность. И только глаза всегда говорят правду… На всю жизнь нам запоминаются портретные детали героев Толстого и “сияющие” глаза Наташи, и “отлакированные взглядами” плечи Элен, и “добрый близорукий взгляд Пьера.

Примеры похожих учебных работ

Лермонтов м. ю. — герои нашего времени социально-психологический роман

. людьми являются своеобразными психологическими экспериментами, которые интересуют героя своей сложностью и . передового дворянства из романа Льва Толстого “Война и мир”. . историю жизни героев, Лермонтов сосредоточивает внимание на их внутреннем мире, .

Психологический киноклуб. Фильмотерапия

. от увиденного. Вы пополните свой арсенал психологических инструментов, услышите много полезных рекомендаций. В киноклубе в . на свою жизнь иначе, например, глазами главного героя любимого сериала. Жан Ростан писал: .

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

. развитие – М., Мозаика Синтез, 2004. Психологический портрет дошкольника. - Новоуральск, 1999 . . проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз .

Психологический аспект механизмов нарушений чтения

. их характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями и задачами, а . причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних .

Психологическая классификация детского аутизма

Результаты тестирования отражают, прежде всего, способности ребенка к продуктивной организации в процессе обследования, а значит и степень выраженности его проблем в социальном взаимодействии, т.е. в какой-то мере и возможности дальнейшего .

Психологическая помощь клиентам, страдающим птср диссоциативными психотехнологиями

. опьянения). 4. Сильный психологический дистресс под влиянием внешних или внутренних раздражителей, которые символизируют . людей, перенесших железнодорожную катастрофу. Эриксон рассматривал психологическую травму лишь как последствие повреждения .

Читайте также: