Шупашкарам савна шупашкарам сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Ставим вопрос так: топонимы ЧЕБОКСАРЫ и ШУПАШКАР имеют одно и то же значение или это два совершенно разнокоренных названия?

Многочисленные версии о происхождении названия столицы современной Чувашской Республики принадлежат известным людям: русским офицерам 17-18 веков, российским академикам 20 века. Версии совершенно разные - начиная от крепости стотысячного войска до места, где обитало много-много-много-подлещиков. Смешно, правда?

Какие подлещики, когда на реке Чебоксарка водилось много-много стерляди? Лещ - это рыба так себе, от безрыбья, как говорится.

Ранее мы писали о том, что изначально на берегу реки Волга, на устье реки Чебоксарка, было сделано охранное ограждение из частокола, наподобие суварским крепостям (смотрите первый рисунок). Георгий Раваюн писал: ". а из-за того, что это боевое поселение как бы вклинивалось в воду, словно морда хищника, видимо, возникли следующие ассоциации для названия этого западно-волжско-булгарского поселения: Шу Паç Кар. Сочетание этих трех слов (Вода, Голова, Ограда) можно понимать таким образом: во-первых, это "Ограда Водного Изголовья" (Шу пуçĕнчи карта), либо "Крепость, похожая на голову воды" (по силуэту как бы "забрали" у воды форму головы зверя). То есть первоначальное название поселения носило не военно-политический, а военно-географический смысл слова".

Вынужден отказаться от этой версии по следующим соображениям.

Можете поверить на слово, но на древних языках, в том числе булгарском, КАР действительно означает "крепость" (не важно, город или нет, потому что элемент ограждения присутствовал по-любому).

Но что означает ШУПАШ? Или правильнее, СУБАШ?

Когда в 922 году ялдабар Волжской Булгарии Алмуш принял ислам и стал эмиром Фадлахом, определенная (и немалая) часть булгар, а точнее, суваро-булгар, оказались политическими изгоями. Но они не стали поднимать восстание, а просто ушли по Волге вверх, то есть на северо-запад. На булгарском северо-запад звучал как Су (о)-П (б) аш. Понимаете? Другими словами, жители Волжской Булгарии "обозвали" сувар, своих сородичей, так: "Эти, кто ушел на северо-запад" (типа "правые", "левые"). Никто этих сувар не освобождал ни от гражданства (вернее, подданства) Волжской Булгарии, ни от воинской обязанности (а точнее, пограничной службы на границах Волжской Булгарии по Волжскому торговому пути). Причем это было время, когда князь Святослав Игоревич Рюриков еще не разбил Хазарский каганат. Это было время, когда и Волжская Булгария, и Хазарский каганат брали свои 10 процентов таможенных с купцов, плывущих по Волге на торговлю с Багдадским халифатом - союзником Волжской Булгарии. Это было время расцвета Волжской Булгарии, когда монголо-татарским нашествием еще и не "пахло".

Соответственно, город, основанный этими суварами, обозванными субашами, остальные жители Волжской Булгарии стали называть Субашкар, или попросту "северо-западная крепость". Жестоко, не правда ли? Ни одного намека на то, кто основал этот город. Просто, самый западный городок эмирата Волжская Булгария. Это в отместку за то, что этот воинственный и гордый народ не принял условий ялдабара Алмуша, чванливого и абсолютно не толерантного. Но субаш-сувары ("северо-западные сувары") гордо продолжали оставаться верноподданными волжских булгар, возгордившихся на религиозной почве. Заметьте, словосочетание Субаш-сувары созвучно современному топониму Чебоксары! И подлещики здесь совершенно не при чем, как и другие "сказочные" оттенки )))))

Сами "субаш"-сувары назвали свой город Вăта Сăвар (Малый Сувар). В латинской и русской транскрипции это звучит как "Въда Съвар" (возможные варианты произношения6 Веда Сувар, Выда Совар, Веде Суар и т.д.). Как видно на карте 15 века (на отмеченном фрагменте) этот город на Волге автор, Фра-Мауро, обозначил как Vedasuar ("Ведасуар"):

Обратимся к административной карте. Там, где у "гитары" крепится гриф, расположена столица республики: Шупашкар - Чебоксары. Первое название на чувашском, второе, производное от первого, - на русском языках.

В письменных источниках Чебоксары упоминаются с 1469 года. Однако как населенный пункт они существовали значительно раньше. Это подтверждается материалами археологических раскопок, произведенных экспедицией профессора В.Ф.Каховского.

"Шупашкар" в современном ученом мире имеет несколько толкований, исходящих главным образом от названия "Чебоксары". Высказываются точки зрения и о финно-угорском, и о русском, и западном - только не чувашском - происхождении.

Мне приходилось обсуждать это с автором книги "Знакомьтесь: Чебоксары" - Студенецким. Покойный Алексей Николаевич был склонен слово "Чебоксары" объяснять как вторичное от "Шупашкар", что на чувашском языке значит "водой огражденный". Действительно, древний город мог получить такое определение. Он был "огорожен" с одной стороны Волгой, а с двух сторон - многоводной в те времена Чебоксаркой (до стыка прежних улиц Свердлова и Чернышевского). Далее река поворачивала на юг и юго-запад. По улице Свердлова с выходом к Волге тянулся ров, служивший укреплением города. Он был четвертой стороной Шупашкара. В древности Шупашкар находился в окружении лесов, в которых жили марийцы и чуваши. Оба народа веровали в языческих богов. А их было много - семьдесят семь богов и духов. Цифра "77" считалась магической. Она применялась в различных заклинаниях.

Чувашская мифология сложна и запутанна. Она-то и стала серьезным увлечением инженера-строителя Наумова Никифора Егоровича. В его списке - более двухсот богов и духов. Не верилось: слишком много. Обратился к трудам Магницкого. Действительно, в иерархии языческого верования существует немало божеств, духов и киреметей. И все они "проживали" в озерах, речках и оврагах окружающего леса. Бедный народ был запуган не только воинственными соседями, реальными властями, но и множеством божеств. С принятием христианства и распространением грамотности народ постепенно освобождался от языческих суеверий.

Заволжские леса стояли плотной стеной, начиная с левого берега реки. Некогда в них бродили остатки разбитых отрядов Степана Разина и Емельяна Пугачева. В былые времена лес служил убежищем ушкуйников. На память приходят стихотворные строки Пушкина:

Не стая воронов слеталась

На груду тлеющих костей,

То шайка удалых сбиралась

За Волгой, ночью, в круг огней.

О Чернышевском овраге, примыкающем непосредственно к городу, ходили предания и легенды. Он даже в наше время выглядит таинственно. Начало оврага и ныне высохшего родника находится в лесочке на возвышении около парка имени 500-летия Чебоксар. Спуск к оврагу круто снижается, выходит к Волге, через гущу деревьев и кустарников. Даже в июле здесь стоит прохлада. Как в аэродинамическую трубу всасывается сюда разогретый воздух верховья и плотным потоком вырывается на берег. На глубоком дне оврага - полумрак и таинственность.

Из лесов, окружающих город, вытекают четыре речки: Чебоксарка, Кайбулка, Трусиха и Сугутка. Чебоксарка - старшая, имеет почти семикилометровую длину. Свое начало берет в так называемом Ядринском лесу. Только одна, Сугутка, сохранила в себе следы чувашского названия, остальные "обрусели". Реки начинаются с родников. В ливни они превращались в грозную силу. Особенно буйствовала Кайбулка. На своем трехкилометровом пути она прорыла овраг за улицами Ярославской и Энгельса. Ее разрушительные стоки на своем пути обнажили корневую систему могучих ветел. В настоящее время за полкилометра до входа в залив река загнана в большие железобетонные трубы - людям речка уже не кажется разрушительной. Между Трусихой и Сугуткой над местностью возвышается Владимирская горка.

Вспоминаю прочитанное мною в детстве стихотворение "Шупашкар". В нем говорилось: ты скрыт от глаз в глубокой и большой котловине, Шупашкар. Действительно, городок был невелик: два-три километра вдоль и поперек. Лежал он у слияния Чебоксарки и Кайбулки. Северной стороной примыкал к Волге, а его равнинный "пятачок" - Красная площадь, Зеленый базар с прилегающими улицами - окружали холмы, носившие громкие названия гор: Архангельская, Соборная, Ярилы, Слюзова, Старая, Благовещенская, Кувшинская. Городом на семи холмах называли Чебоксары. "Как древний Рим", - шутили другие.

Перечень "гор" далеко не полный. Между названными есть безымянные холмы и бесчисленные овраги, каждый, в свою очередь, имеет "растопыренные пальцы". Никто не знает, сколько в черте города холмов и оврагов. Жители давали им названия с учетом их расположения на местности, рельефа или по имени находящихся поблизости собора или церкви. А вот название "Ярилина гора" с одноименной улицей может быть связано с глубокой стариной, с язычеством.

Пришлось перелистать немало архивных документов, напрячь память и мобилизовать воображение. С чем связано название "Слю-зова гора"? В середине XIX века в подворном списке жителей Чебоксар я не встречал фамилию Слюзов. Случайная находка навела меня на объяснение загадки.

На крутом правом берегу Волги, что в нескольких шагах севернее Троицкого монастыря, находилась церковь Вознесения. В конце XIX века на улице Вознесенская набережная-односторонка стояли четыре домовладения: полукаменный двухэтажный жилой дом с "прядильным заведением" купца Щелыванова, деревянный двух-этажный дом наследников Самсоновых, дома мещанина Огашинй и девицы Дороговой. При дворах имелись хозяйственные постройки: погреба, баня и амбары-кладовые - остатки былого процветания. Некогда улица состояла из десятка домов. Купцы ставили на ней амбары-кладовые, так как рядом находились пристани. Один амбар принадлежал казанскому купцу Ивану Васильевичу Слюзову. Амбар стоимостью 25 рублей, видимо, сохранился от раннего периода, когда купец до переезда в Казань был богат и славен. Не зря в его честь названы и гора, и улица.

В некоторых названиях прочитываются фамилии знатных горожан. Не всегда это был крупный купец или чиновник. Им мог стать и мастеровой человек (Рязанский овраг). Улицу Введенскую местные жители еще называли Мараткановской по фамилии письмоводителя военного ведомства. По воспоминаниям стариков, человеком он был высоким, грузным, славился аппетитом.

В инвентаризационном списке улиц, переулков и площадей 1884 года встречаются Рязанское и Воскресенское ущелья. В Рязанском ущелье было 21 домовладение, в Воскресенском - 19. Заселение оврагов и косогоров происходило стихийно и было вынужденным: Чебоксары не располагали свободной земельной площадью. Малоудобные овражные места занимали беднота и мастеровые люди.

Чем старше становились Чебоксары, тем ниже его горы и глубже овраги. Это явление связано с человеческой деятельностью. Холмы подвергаются срезке, планировке для прокладки дорог и возведения здания. В ранний советский период эти работы проводятся в плане борьбы с голодом, организуются общественные работы по укреплению берегов Волги и устройству подъезда к пристани, укрепляются мосты, срезаются бугры. Однако овраги продолжали расширяться, потому что паводковые воды смывали растительный слой, берега обваливались, и сейчас местами глубина оврагов достигает 45 метров. Некоторые из них и ныне угрожают строениям и сооружениям. Уже был "звонок" с Калининского моста через Кайбулку. Кнутихинский овраг подошел близко к лентоткацкой фабрике и хлебозаводу №3. Растут овраги между Южным поселком и новым жилым массивом. Только недавно приостановлен рост оврага около парка "Лакреевский лес".

- Что предусматривается на ближайшее время для задержания оврагообразования? - с таким вопросом я обратился в Управление главного архитектора города, к Г.И.Охотникову. Он предложил мне ознакомиться с технико-экономическим обоснованием строительства Чебоксарской ГЭС. ТЭО разработано проектным институтом "Ленгипрогор" в 1977 году. Здесь предусматриваются благоустройство некоторых (без расшифровки конкретно) и частичная засыпка других оврагов, подпадающих в акваторию ГЭС.

Овраг - враг! Но он может обернуться и эстетической стороной, если его благоустроить. В корытообразных долинах Чебоксарки, Сугутки и Трусихи хорошо произрастают деревья. Кто не любовался, особенно в летние дни, этими долинами! Возможно, наши потомки в будущем соорудят небольшие плотины, и в водоемах заплещется рыба. А какими богатыми архитектурно-планировочными точками можно сделать холмы! Пока они малопривлекательны. На их вершинах всего несколько заметных объектов: радиомачта, телеантенна, монумент Воинской славы, Введенский собор, республиканский музыкальный театр. Но если человек проявит фантазию, то сильно пересеченная местность может прекрасно послужить архитекторам в преобразовании городского ландшафта.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

1.Тема :Шупашкар – республикăн тĕп хули.

2.Урок теми :Пирĕн хула – Шупашкар.

3.Урок тĕсĕ : çĕнĕ пĕлÿ илмелли урок.

4. Тĕллевсем :

а) Сапăрлăх тĕллевĕ: Тăван çĕр-шыва, чăваш халăхне, тăван культурăна, чăваш чĕлхине юратма вĕрентесси.

ă) Пĕлÿ тĕллевĕ : Чăваш Республикипе паллашатарасси, Чăваш Республикин ятне çĕкленĕ мухтавлă çынсемпе паллаштарасси.

б) Аталантару тĕллевĕ : ачасен çыхăнуллă пуплевне аталантарасси, сăмах йышне пуянлатасси, ачасен пĕлĕвне ÿстересси, хăйсен шухăшне пĕтĕмлетсе калама вĕрентесси.

5. Мелпе меслетсем

6. Пупле ве аталантарас хăнăхусем: сасăсене тĕрĕс илтесси, пĕр-пĕрне ыйтусем парас, хуравлас хăнăхусене аталантарасси, палăртуллă вулав, сăмах йышне пуянлатасси, çĕнĕ сăмахсемпе усă курса çыхăнуллă пуплеве аталантарасси.

7.Литература (челхе) теорийĕ

8. Словарь ĕçĕ

а) ăнлантармалли пай:

анлă Атăл – широкая Волга

сылтăм çыран – правый берег

сумлă – почитаемый, уважаемый

патшалăх чĕлхисем – государственные языки

ă) çырассине хăнăхтармалли пай

9. Урокра кирлĕ хатĕрсем:

проектор, экран, компьютер, темăпа хатĕрленĕ слайдсем, Чăваш Республикин гербĕ, ялавĕ, картти, Чăваш çĕр-шывĕнче çуралнă çынсен портречĕсем.

10. Курăмлăх хатĕрĕсем

1.Графика (графические) хатĕрĕсем:схемăсем,

таблицăсем, схема-таблицăсем, диагностика,

2. Символ хатĕрĕсем

Б) грамматика вăййисем

4. Мульти медиапродукци:

а) презентациă) видеороликсем, видеоклипсем тата ытти те

11. Урок эпиграфĕ : Шурă-шурăШупашкарăм,

Эс каймастăн асăмран.

Сана эпĕ кăмăлларăм,

12.Урок юхăмĕ.

1.Йĕркелÿ тапхăрĕ. .

- Сывлăх сунатăп, ачасем!

- Сывлăхс унатпăр, вĕрентекен!

(Ачасем сăвă калаççĕ)

Эпĕ аван пурăнатăп.

Эпĕ аван пурăнатăп,

Сире те çавнах эп сунатăп.

ă) Дежурнăйпа калаçни.

1) Класра кам дежурнăй?

2) Класра кам ук?

3) Урамра мĕнле çанталăк?

4) Паян мĕнле кун?

2 . Урок тĕллевĕсене, темине палăртни . Ачасен вĕренес кăмăлне çĕклени.

-Ачасем, сире халĕ пĕрюрă итлеме сĕнетĕп. Тимле итлетпĕр.

-Мĕн çинчен çакюрă? Кам калать?(ачасен хуравĕсем).

- Тĕрĕс, çак юрра эп ахальтен ямарăм. Паянхи урок пирĕн шăпах Шупашкарăм çинчен пулĕ. Поэтсем тăван хуламăр –Шупашкар- çинчен нумай сăвă çырнă. Композиторсем нумайк ĕвĕкĕвĕленĕ. Атьăр-ха доска çине пăхар. Эсир унта мĕнк уратăр?

Урок эпиграфĕпе паллашни

Эс каймастăн асăмран.

Сана эпĕ кăмăлларăм,

Мĕн çинчен каланă-ши ку сăвăра? Кам вырăсла куçарса парĕ?(1-2 ача куçарать)

çапла вара паян урокра эпир сирĕнпе

а)тăван çĕр-шыва, чăваш халăхне, тăван культурăна,чăваш чĕлхине юратма вĕренĕпĕр;

ă) Шупашкарпа паллашăпăр, Чăваш Республикин ятнеç ĕкленĕ мухтавлă çынсене аса илĕпĕр.

б) сирĕн çыхăнуллă пуплевĕре аталантарăпăр, сăмах йышне пуянлатăпăр, пĕлĕвĕре ÿ стерĕпĕр, хăвăр шухăшăра пĕтĕмлетме тăрăшăпăр.

Халĕ вара сире текст валеçсе паратăп. Текста лайăх ăнланма малтан словарь ĕçĕ туса ирттерĕпĕр.

3.Словарь ĕçĕ.

а) ăнлантармалли пай:

анлă Атăл – широкая Волга

сылтăм çыран – правый берег

сумлă – почитаемый, уважаемый

патшалăх чĕлхи – государственный язык

ă) çырассине хăнăхтармалли пай

(учитель – хор;ачавуласавырăслакуçарни; мăшăрсемпевулани; сăнчăрпапĕрерсăмахăнвулани;сăмахсемпепредложенисемтуни.)

4. Çĕнĕсăмахсенепуплевекĕртни. (Ачасемпредложенисемтăваççĕ).

2. Физкультура урокĕнчеэпир 2 çухрăмчупрăмăр.

4. Атăл – анлăюханшыв.

6. РаççейФедерацийĕнпатшалăхчĕлхи – вырăсчĕлхи.

Шупашкар – Чăвашреспубликинтĕп хули. ВăланлăАтăлăнсылтăмçыранĕнчеларать. Шупашкарта 500 (пилекçĕр) пинеяхăнçынпурăнать. Вăтам континент климачĕ, вăрманлă – çеçенхирлĕвырăншутланать. Юлашкивăхăтрахуларапысăк, капмар, çуллĕçуртсемÿсселарчĕç. Шупашкар– промышленноçпа культура центрĕ. Республикăри промышленность продукцийĕнçурринеытлаШупашкартакăлараççĕ. Шупашкарта 5-6 театр, филармониĕçлет. Университетсем, академисем, институтсем – вуннаяхăн. Чипысăкки, чисумли – Чăвашпатшалăхуниверситечĕ. Залив варринче фонтан илемлĕкурăнсаларать. Ытларахвăлкаçхинехитре. Хула урамĕсемсарлака, таса. Урамраавтобуссем, троллейбуссем, çăмăлмашинăсемчупаççĕ.

Шупашкар – чăваш хули. Чăвашсемпепĕрлевырăссем, тутарсем, марисем, мордвасем тата ыттихалăхçыннисемпурăнаççĕ. ЧавашреспубликинКонституци, герб, ялав, гимн пур. Икĕчĕлхе – вырăс тата чăвашчĕлхисем - патшалăхчĕлхисем.

ПоэтсемШупашкарçинченнумайсăвăçырнă. Композиторсемнумайюрăкĕвĕленĕ. Чăвашраннумайăслăçынсемтухнă : Иван Яковлев, Никита Бичурин, Константин Иванов, çеçпĕлМишши, Петр Хусанкай, Чапаев, Николаев-космонавт тата ыттисем те. Эпирвĕсемпемухтанатпăр, асратытатпăр.

Ачасем текста вулаççĕ, вырăслакуçараççĕ.

6. Ыйтусемпеĕçлени. Ачасемпĕр-пĕрне тексттăрăхыйтусемпараççĕ.

1). Чăваш Республики ăçтавырнаçнă?

2). ЧăвашРеспубликинчемĕнле климат?

4). Чăвашçĕршывĕнчемĕнле наци çыннисемпурăнаççĕ?

5). ЧăвашРеспубликинКонституци, герб, ялав, гимн пур – и?

7. Кану саманчĕ. Су-джок е медитаци(е дыхат.упр)

8. Çĕнĕтемăнаçирĕплетни.

Шупашкаратуристсемкилнĕ. Вĕсемпирĕнхулапа, Республикăпапаллашасшăн, анчахчăвашлапĕлмеççĕ. Ыйтăвĕсеневырăслапараççĕ, экскурсовод чăвашлахуравлать. (Пĕрачаэксурсоводпулать, ыттисемтуристсемпулаççĕ).

1) Как называется ваша Республика?

2) Как называется ваш город?

3) Где расположена ваша столица?

4) Сколько городов в Республике?

5) Кто является Президентом Республики?

6) Чему равна площадь Республики?

7) Какие животные обитают в лесах Чувашии?

8) Какие известные люди родились в вашей Республике?

Республикăра 2 пинытлаюханшывюхсавыртать. Вĕсенхушшинчепысăккисем те, пĕчĕккисем те пур. Паллăюханшывячĕсенеэпиранаграммăсемпеĕçлесепĕлĕпĕр.

1. Мăнаçлăн, лăпкăнсарăлсаюхатăп,

Пĕрсаспаллиилсен сан урунтапулатăп.

Çăвать-тĕкçумăр - тăхăн, çук-тăк - хыв. (Атăл-атă). (Слайд)

ЮхсакĕретĕпАтăла. (Пĕве-Сĕве). (Слайд)

3. Темехмар-ха курăкманшăн

Эх, юхатап! Кур та савăн,

Хыçа л хушсахурсассăн (Çава-Çавал). (Слайд)

- ЧăвашРеспубликинче тата мĕнлеюханшывпур? (Пăла, Кĕтне, Ункă, Энĕш, Сурăм).

1. Республики, юхан, Атăл, вырнаçнă, Чăваш, хĕрринче, анлă, шывĕ.

2. Пысăк, унăн, мар, территорйĕ.

3. Хула, Чăваш, тăхăр, Республикинче.

4. Пур, сакăр, йышши, поселок, хула.

5. Пĕтĕмпе, яллă, Республикинче, çирĕмпĕр, административлă, Чăваш, район.

6. Хулара, чăвашсем, тĕп, пурăнаççĕ, ытларах.

7. Пурăнаççĕ, аллăпилĕк, наци, республикăра, ытла, çыннисем.

8. Çулта, йĕркеленĕ, Чăваш, 1992, Республикине.

9. Ялав, пур, Конституци, Республикин, герб, Чăваш, гимн

10. Чĕлхисем, вырăс, патшалăх, тата, чĕлхисем, чăваш.

в) Класс 3 ушкăнапайланать. АчасемШупашкарçинчен кластер тăваççĕ.Темăсем :

Начнем с чувашского названия Шупашкар,которое часто произносится в форме Шубашкар. Видать это не случайно. В тюркских языках слово "баш" означает "голова".В современном чувашском языке голова звучит как "пу;" или "по;". "Кар" на многих языках означает крепость и на чувашском буквально переводится как "огараживать,укреплять". В древности у многих тюркских народов существовала должность "субаш",так назывался военный наместник области.

Шупаш и субаш по видимости имеют схожие значения "главный,верхний". Чувашское название Шупашкар скорее всего "тюркское" название и означает "укрепленный город ,крепость военного начальника субаша". Не исключено ,что такое название город мог получить и от переселенцев из Крыма. В источниках говорится что в Казанском крае было много пришлых людей "из Азуева и Крыма".

Название Чебоксары скорее всего финно-угорское. Первая часть слова "чебок" не что иное как название рыбы -лещь. В южных районах России до сих пор леща иногда называют чебак или чебок. Чувашское ";упах" в том же ряду и имеет анологичное значение-лещь. В северной части Чувашии на реке Сура есть поселение Чебаково,где река действительно богата крупными лещами.

На реке Сура,притоке Волги ,есть поселение с названием Сареево, на чувашском Сарель. Если принять во внимание тот факт ,что чуваши появились в крае намного позже "финских" народов , лишь чуть раньше чем русские переселенцы ,то разгадку названий поселений следует искать и в финно-угорских языках.

Наши исследователи чего только непонадумывали ,пытались произвести "сары" от монгольского "сарай",что означает "дворец",пытались доказать что первая часть и вторая часть названия Чебоксары от имен Чебак и Сары. Только не увидели самого простого. Слово "сары" на "финских" языках означает "приток,заводь,угол ,излучина". Назване реки Сура не что иное как древнее финно-угорское слово "приток". В Вологодской области ,где в древности проживали только финно-угорские народы существует поселение Чебсары. Этимология названия Чебсары исходит к "финскому"-угол ,заводь,излучина реки.

Что получаем в итоге ? В итоге на "финском" наречии Чебоксары означет Лещевая Заводь,Лещевая Излучина.Скорее всего первыми жителями поселения были простые рыбаки.Основали поселение предки "финских"народов,скоее всего марийцы. С приходом чуваш поселение укрепляется,становится ставкой военачальника и получает второе "чувашское" название- Шупашкар.

Чебоксары -поселение рыбаков, на "финском"означает Лещевая Заводь. Шупашкар-крепость военачальника субаша. Сура-приток, Чебаково-лещевое место. Если следовать логике этимологий названий г Чебоксары и Шупашкар,то следует считать,что утки на гербе города это своего рода "утка". На гербе Чебоксар должны быть лещи ? На гербе Шупашкар,примерно то ,что мы видим на формах местной хоккейной команды:

Флаг

Чебоксары — столица V Кубка Европы по спортивной ходьбе в 2003 году и XXIII Кубка мира по спортивной ходьбе в 2008 году.

Содержание

Чебоксары имеют город-спутник — Новочебоксарск. 2 марта 2008 года был проведен референдум по объединению городов Чебоксары и Новочебоксарск в один городской округ, но большинство новочебоксарцев проголосовало против объединения [1] .

История

В письменных источниках Чебоксар (в форме единственного числа [2] ) упоминаются с 1469, когда русские воины остановились здесь на своем пути в Казанское ханство. Однако как населенный пункт он существовал значительно раньше. По данным археологических раскопок на его месте с рубежа XIII—XIV веков существовало болгаро-чувашское поселение.


В 1555 был построен русский военный город Чебоксары, состоявший из военной крепости и торгово-промышленого посада. В 1625 в Чебоксарах насчитывалось 458 военнослужащих; по данным 1646 г., на посаде проживал 1661 человек мужского пола. В 1-й четверти XVIII века некоторые категории военнослужилых людей (стрельцы, казаки) были переведены в податные сословия. По результатам 1-й ревизии 1723, в Чебоксарах насчитывалось 1924 чел. податного населения (муж. пола); в 1879 проживало 4498 человек (2308 жен., 2190 муж.), в том числе 2450 мещан, 277 купцов, 146 дворян. С конца XVII — начала XVIII столетия Чебоксары считались известным торговым городом Поволжья, в 1781 году приобрели статус провинциального города Казанской губернии. В начале XIX века население его составляло пять с половиной тысяч жителей, а промышленность ограничивалась лесопилкой и несколькими маленькими заводами.

Городок был известен также множеством церквей (25 церквей и 4 монастыря).

В XVI — 1-й половине XVII века в городе были построены Введенский собор, 4 монастыря: 2 мужских — Троицкий и Преображенский, 2 женских — Николаевский и Благовещенский, 1 муж. пустынь Сретенская (Владимирская, позднее монастырь), 8 церквей. В XVIII веке в Чебоксарах были построены каменные здания казны и архива, магистрата, кружечного двора, 10 каменных церквей. В 1880 здесь насчитывалось 783 дома (в том числе 33 каменных), 91 лавка и магазин, 3 училища, 2 больницы, 1 банк.

В начале XX века в городе проживало 5,1 тыс. человек. Общая площадь территории, вместе с пригородными селениями Геронтьевской слободой, Лакреевкой, Усадкой, Набережной, Кнутихой, Будайкой, Селивановкой, Якимовом, Свечкином, составляла приблизительно 600 га.

С 1920 г. — центр Чувашской АО, в 1925—1992 гг. — столица Чувашской АССР.

Во время Великой Отечественной войны в Чебоксары были эвакуированы Харьковский и Московский электроаппаратные заводы, а в послевоенные годы был построен ряд других градообразующих промышленных предприятий. В Чебоксарах формировались 324-я Верхнеднепровская Краснознамённая стрелковая и 139-я Рославльская Краснознамённая ордена Суворова стрелковая дивизии. Обе дивизии прошли тяжкий, но славный боевой путь, в их честь в городе названы улицы [3] .

К 1987 году, в связи со строительством Чебоксарской ГЭС, в центре города на месте ряда кварталов старой застройки был создан искусственный залив. При этом были утрачены многие исторические здания.

Читайте также: