Шукшин горе итоговое сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Книга "Горе" Василия Шукшина мне понравилась. Произведение небольшое, но оставляет приятно-трагичное впечатление после прочтения. Люблю такие произведения. И пусть не поднимается никаких социально важных тем в рассказе, зато сколько мыслей и рассуждений рождается после прочтения.

Автор примечает в произведении такой факт, что люди в один и тот же период времени бывают диаметрально противоположны по настроению, уровню счастья или горя. Он подмечает полосатость жизни, где горе и радость существуют бок о бок.

Убиваться горем нельзя. Совсем не горевать конечно не получится, когда случается что-то страшное, например, умирает кто-то из родственников. Но тут важно не сойти с ума. Да, горе большое, но здравый разум сохранить необходимо в любом случае, особенно если возраст уже немаленький. Ещё страшнее, когда родители хоронят детей. Наверно это очень сильный удар по психике, но даже в этом случае приходится искать силы, искать цели в жизни и жить.

Рассказчик в произведении – мальчик-подросток и одновременно взрослый писатель. Такое сочетание позволяет не скрывать своих чувств, не сдерживать восторга от того, что вокруг прекрасно, что земля тёплая и родная, что на ней не страшно. Ведь 12-летний мальчик ещё не знает, что ему предстоит пережить войну, а взрослый рассказчик знает. Такая двойственная точка зрения делает рассказ жизненным и правдивым.

Рассказ этот очень трогательный ещё и потому, что скорбь от потери воспринимается и проходит через сердце ребёнка, заставляя его горевать вместе со стариком, жалеть, сочувствовать, сопереживать. Автором хорошо показана боль человека, который прожил со своею супругой вместе целую жизнь, а теперь остался один и не знает как жить дальше. Так же мне очень близок и понятен подход другого персонажа (деда мальчика), который умеет помочь и облегчить страдание близкого. Он словом и делом поддерживает человека в беде.

Народной мудростью, жизненностью веет от этой истории.

Автор смог передать самыми простыми словами весь трагизм и неизбежность смерти.

Произведение учит нас на примере этой истории, что надо крепиться в горе, не опускать рук, не поддаваться горю, жить дальше, вспоминая об ушедшем только хорошее и доброе.

Жизнь — очень трудная штука. В ней много боли, страданий, но не только мы испытываем эти трудности. Общаясь с кем-либо, мы порой забываем, что не только у нас есть какие-то проблемы. Отзывчивость — это душевное качество, при котором человек готов безвозмездно помочь другому. Не ожидая никакой похвалы. Согласна ли я с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым? да, ведь, преодолев препятствия, мы можем понять, на сколько трудно проходить одному через трудности.

Примером служит рассказ В.

М. Шукшина ''Горе''. У дедушки Нечая умерла жена. Горько ему было без неё. Однажды услыхал мальчишка, как Нечай то со своей покойной женой разговаривает, испугался, позвал своего деда, чтобы тот успокоил его. Дед не раз хоронил родных и хорошо понимал, каково это, как больно испытывать потерю близкого. Рассказал он Нечаю историю военных лет и успокоил его. Герой рассказа был неспроста такой добрый и отзывчивый, он ощутил на себе эту боль, перенес все эти муки, именно пережившие трудности сделали его таким отзывчивым.

Вспомним другой пример. В повести В. А. Закруткина ''Матерь человеческая'' у Марии немцы повесили мужа Ивана и маленького сына Васю. Горько ей было от этого. Она хотела лишь одного, чтобы все враги поплатились за смерти. Изнемогая от голода, Мария вернулась на свой хутор, всё было сожжено. Героиня решила укрыться от холода и пуль в погребе своего разрушенного дома. Открыв его она увидела там юного немца, с ужасом смотрящего на неё. Когда она подняла вилы, солдат тихо закричал: ''МАМА!''. Немец был ранен, ему оставалось недолго, но Мария не смогла его убить, отомстить ему за смерть родных, она ухаживала за ним до его последнего вздоха. Героиня уже не видела в нём врача, она лишь видела человека, проходившего через трудности, которые когда-то прошли её родные. Именно из-за того, что она преодолела когда-то некие препятствия, она проявила отзывчивость к врагу.

Исходя и всего вышеперечисленного, можно с уверенностью согласиться с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым, ведь, испытав на себе ту тяжесть и боль, мы понимаем, что каждому человеку нужна помощь.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Рассказ “Горе” описывает то, что переживает каждый человек. Это не просто “рассказ-судьба” по классификации Шукшина, но это рассказ о судьбе каждого. Читатель или был на месте одного из героев, или понимает неизбежность горя в своей судьбе.

Отдельная судьба, которую читатель надеется не повторить – судьба шофера Миколая Игринева.

Проблематика

Основная проблема рассказа “Горе” – как пережить утрату родного человека. С ней связаны проблемы сочувствия чужой беде, одиночества. Во вставном

Проблемы рассказа философские, морально-этические.

Сюжет и композиция

Рассказ “Горе” начинается с пейзажа. Описание лунной ночи, которую автор помнит с 12-летнего возраста, – экспозиция рассказа. Для мальчика, до слез любующегося луной, эта ночь “светлая, хорошая”. Рассказчик-мальчик становится свидетелем горя деда Нечая, с которым связан сюжет рассказа.

Для охваченного тоской деда ночь огромная, светлая, ядовитая. Концовка снова возвращает читателя к пейзажу. Свет луны “мертвый торжественный” и равнодушный

Рассказ состоит из двух историй утраты близкого человека. Дедушка Нечай три для назад потерял жену и тосковал по ней так, что напугал притаившегося недалеко мальчика, наслаждающегося лунной ночью. Старик Нечай разговаривал с умершей женой, рассказывал, как ее похоронили, вспоминал, как она умерла, и сетовал, что она ничего перед смертью не сказала, не попросила позвать доктора.

Когда Нечай стал рассуждать о том, что по ночам ходит на могилу, чтобы проверить, не заживо ли похоронили жену, и даже собирается ее откопать для проверки, мальчик побежал к собственному деду.

Мудрый дед рассказчика делает единственно возможное в этом случае: поговорив со стариком и призвав его терпеть, дед мальчика оставляет Нечая у себя и рассказывает ему историю, случившуюся с ним на войне. Ретроспективный эпизод – рассказ о горе еще большем, чем у Нечая (если горе вообще можно измерить). Шофер санитарной машины, при которой санитаром работал дедушка в войну, привезя раненых в госпиталь, увидел, что в санитарной машине был его собственный сын, молодой лейтенант. И он умер по дороге.

А шофер, Миколай Игринев, так и не смог сказать жене о смерти сына – она считала его пропавшим без вести: “Так хоть какая-то надежда есть”. Сочувствие чужому горю помогает Нечаю смириться со своим.

Герои рассказа

Рассказчик – чувствительный мальчик, который может ощутить и красоту ночи, вызывающую необъяснимую, тайную радость, и горе старика, которое заслоняет для ребенка в этот момент весь мир. Ему жалко дедушку Нечая, он плачет о его горе. Очевидно, история той ночи повлияла на личность мальчика и когда-нибудь помогла пережить ему собственное горе.

Дедушку Нечаева (Нечая) рассказчик называет маленьким старичком. Он худой, в длинной холщовой рубахе ниже колен. Дед сам не ожидал от себя такого проявления горя: он не может унять слез, третий день мается и не знает, куда себя деть, у него опустились руки.

Дед Нечай близок к помешательству, он разговаривает с умершей и не соглашается поначалу идти с дедом мальчика.

Бабка Нечаиха “жила незаметно и умерла незаметно”. Голос у нее ласковый и терпеливый, а сама старушка безответная. Мальчик даже не может вспомнить ее внешности.

Бабушка, очевидно, была хорошим человеком, ни с кем не ругалась. Именно смерть таких незаметных людей вдруг выявляет всю их значимость для близких.

Дедушка мальчика – человек крутого нрава. Он говорит с Нечаем грубо, обещает погнать его домой палкой, стыдит его. Мальчик даже боится плакать, чтобы дед не дал подзатыльника.

Но старик может и утешить, взывая к логике Нечая: не будут же все ложиться рядом с умершими от горя. Дед мальчика находит нужные слова и жизненный пример, чтобы вернуть Нечая к жизни.

Стилистические особенности

В рассказах Шукшина важны детали. Запах полыни, появляющийся в первой строчке и возникающий снова в момент, когда мальчик осознает силу горя соседа, – это символ горечи жизненных утрат.

Неправильная речь дедушки Нечая вызывает сочувствие, контрастируя с правильными, настоящими чувствами героя: “Чижало, кум, – силов нету”.

В рассказе особенно важен пейзаж, организующий композицию. Шукшин несколькими штрихами прорисовывает портрет Нечая. Длинная рубаха ниже колен, ослепительно белеющая под луной, делает маленького худого старика похожим на покойника.

Когда дед мальчика приводит Нечая домой и они оба укладываются на полу, укрывшись тулупом, дед будто спасает Нечая от мертвого света луны, оживляя его.

Рассказчик в произведении – мальчик-подросток и одновременно взрослый писатель. Такое сочетание позволяет не скрывать своих чувств, не сдерживать восторга от того, что вокруг прекрасно, что земля теплая и родная, что на ней не страшно. Ведь 12-летний мальчик еще не знает, что ему предстоит пережить войну, а взрослый рассказчик знает.

Все примеры имеют статус "ЗАЧТЕНО" и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта - что можно улучшить.

Сочинение №1

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Сочинение №4

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Габов Антон Алексеевич

Можно ли равнодушие назвать преступлением? На этот актуальный вопрос есть, к сожалению, неутешительный ответ. В современном мире многие люди перестают обращать внимание на то, что происходит вокруг них. Например, они могут спокойно пройти мимо человека, которому нужна помощь, тем самым показывая своё безразличие. Я считаю, что такое равнодушие очень жестоко, поэтому его можно отнести к настоящему преступлению.

В заключение хочется выразить надежду на то, что люди перестанут быть равнодушными ко всему окружающему, иначе их безразличие и бездействие перерастёт в самое настоящее преступление.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Антон, Ваша работа приятная, глубокая и полностью соответствует итоговому сочинению. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! Не опускайте планку! С. Тарасов

Сочинение №5

(Автор сочинения – Тихонова Ольга Дмитриевна)

Равнодушие это безучастность и холодность к окружающим. Невнимание в обществе становится большой трагедией. Я считаю, что равнодушие можно назвать преступлением. Ведь люди не стремятся помогать друг другу, часто даже не замечая, что происходит вокруг них. Безразличное отношение приводит к тому, что человек даже не задумываются о том, чтобы помочь ближнему. Для доказательства своей точки зрения приведу примеры из читательского опыта.

В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что безразличие таит в себе большую угрозу для человечества. Необходимо оставаться неравнодушным к проблемам других людей. Надеюсь, что окружающие станут внимательнее и отзывчивее по отношению к ближним людям.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Оля, у Вас получилось хорошее сочинение. Мысли чёткие и ясные, логика прослеживается. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Хотелось бы обратить внимание на речевые ошибки и недочеты. Будьте внимательны при сочетаемости слов и употреблении того или иного слова в соответствующем контексте.

Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинение №6

Можно ли равнодушие назвать преступлением?

Неволина Анастасия Анатольевна

К сожалению, человеческое равнодушие зачастую приводит к непоправимым последствиям. Если люди будут думать не только о себе, но и об окружающих, то в мире будет гораздо меньше смерти, ведь каждое преступление начинается с равнодушия преступника.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, молодец! Работа хорошая, вдумчивая и интересная. Аргументы подобраны хорошо, они отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе. Первый пример, конечно, я засчитал бы лишь условно, потому что Вы не показали, как же отразилось равнодушие отца на Саше, что изменилось в их отношении друг к другу. Следите внимательно за логикой повествования и старайтесь не допускать речевых повторов.
Сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы умница!

Желаю удачи! С. Тарасов

Сочинение №7

Можно ли равнодушие назвать преступлением? Преступление и наказание

Зорина Анастасия Викторовна

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Настя, умница! Работа глубокая, интересная и вдумчивая. Очень порадовало, что вы подобрали аргументы, которые впоследствии противопоставили, показав и равнодушие, ставшее преступлением, и отзывчивость. Примеры отражают Вашу мысль, изложенную в тезисе.

Небольшие замечания по пунктуационному и речевому оформлению Вы найдёте в самой работе, но в целом сочинение оставило хорошее впечатление в общем, Вы молодец! Желаю удачи! С. Тарасов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: создать условия для формирования интереса к нравственным проблемам в творчестве В. М. Шукшина, навыкам работы с текстом и словом.

Урок по творчеству В.М. Шукшина

Учитель Шлюнько Е.М.

Цель: Создать условия для формирования

-интереса к нравственным проблемам в творчестве В.М. Шукшина

- навыков работы с текстом и словом

-представления учащихся об особенностях стиля писателя

Если мы в чём-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке.

(автор учитель Шитова Л.П.)

Шукшин- актёр, Шукшин- писатель,

И просто Русский человек.

Своим трудом Алтай прославил

И дорог землякам навек.

Он воспевал нашу Россию,

Простой мужик алтайского села.

В его произведеньях с силою

Забытая деревня ожила.

В деревне этой мужики и бабы

Не покладая рук работают, живут,

В субботу баньку русскую затопят

И чарочку с устатку всем нальют.

Село его родное Сростки

Все знают хорошо: стар и млад.

И каждый год сюда приехать

На чтения Шукшинские спешат.

II. Вступление. Слово учителя

Любовь к человеку приводит к простой мысли: жизнь тогда будет прекрасной, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга.

Мера всех ценностей жизни- Ч Е Л О В Е Ч Н О С Т Ь

Как вы понимаете значение этого слова?

Посмотрите, как сам Шукшин постоянно проводит эту мысль в своих выступлениях, рассказах.

**Презентация

У Шукшина в повседневной, будничной жизни рождаются драмы и трагедии. Частное событие подводит героя и читателей к размышлению о человеческой жизни вообще.

В человеческой памяти существует случай, воспоминание о котором сопровождает всю жизнь. Мы невольно корректируем своё поведение в зависимости от нравственного урока, преподнесённого жизнью когда-то.

Так рождается р а с с к а з – в о с п о м и н а н и е .

Найдите в тексте слова, которые говорят о том, что это рассказ-воспоминание

Какие произведения подобного рода вы знаете? Что их объединяет?

Авторы-люди,умудрённые жизненным опытом, оценивают прошлое с высоты прожитых лет. Они, став взрослыми, понимают, что именно из детства вынесли во взрослую жизнь лучшие человеческие качества.)

Почему именно эта ночь запомнил ась рассказчику, 12летнему мальчику?

(Перед этим рассказчик говорит о том,что душа томится от чего-то, как будто ждёт чего-то,каких-то открытий.Случайно услышанные душевные излияния деда Нечая испугали мальчика, довели до жути и заставили убежать домой.

А ещё потому, что узнал он в эту ночь,светлую, хорошую, как тяжко бывает одинокому человеку.)

Как повёл себя мальчик, услышав беседу деда с умершей женой?

(Как любой ребёнок, он испугался, так как всё располагало к жуткой истории: длинная холщовая рубаха, белевшая под луной, ночь, плач деда, стон. Но даже в такой ситуации ребёнок проникся жалостью к деду Нечаю)

Многие говорят, что жалость унижает человека.

А вы как считаете?

Подберите синонимы к слову жалость.

**Презентация

«Жалость – светлая чистота этого чувства.

В словаре Добровольского отмечено: « жалость – любовь, сожаление, грусть. Жалеть – любить (Всякая матка ребёночка своего жалеет.)

Жалкий – ласкательное слово

Жалости нельзя обучить, её можно впитать с молоком матери. В жалости кроется человеческая сила.

А теперь что вы скажете о жалости?

Участие, которое проявил мальчик по отношению к деду, не должно удивлять читателя. Мальчик прибежал домой и рассказал об увиденном своему деду.

Как повёл себя дед мальчика?

(Он, выслушав внука, не заругал ребёнка, а пошёл среди ночи, поднял деда Нечая, привёл к себе, обещая бутылку самогона. Это ли не доброта и сочувствие?)

А как ещё проявляются эти качества?

(Дед оставил деда Нечая у себя, понимая, что его нельзя оставлять одного. Он отвлёк старика от тяжёлых мыслей рассказом о военном времени.)

Найдите в тексте строчки, которые характеризуют мальчика как доброго и отзывчивого человека.

Как писатель показывает горе деда Нечая?

На что обращает автор, описывая деда?

С какой целью писатель использует детали?

(Через разговор с умершей женой. При описании деда автор отмечает детали: маленький, худой, плачет, бормочет неразборчиво, идёт медленно, говорит тихо, не может унять слёзы, спотыкается. Всё это показывает переживание старика, его горе.)

Деда Нечая мы видим глазами мальчика, душевную боль старика чувствуем через восприятие ребёнка. Это лишний раз доказывает, что главный герой – человек, воспринимающий чужую боль как свою.

Читайте также: