Шли по лесу молодой и старый охотники сочинение рассуждение

Обновлено: 04.07.2024

Вариант 1

В самом деле, читая текст, мы встречаем такие слова и выражения, которые помогают не только образно предста­вить изображаемое, но и увидеть в этой словесной ткани са­мого автора.

Таким образом, анализ выразительных средств в речи автора дает возможность понять, что они не только тесно связаны с художественными образами, но и являются сред­ством проявления авторской индивидуальности.

Вариант 2

Я понимаю эту мысль так: в авторской речи повествова­ние ведется от самого автора, личность которого мы можем увидеть во многих синтаксических конструкциях или в эмоционально-оценочной лексике. Это своеобразие языка и характеризует его.

Справедливость такого исхода событий передана В. Ас­тафьевым в бессоюзном сложном предложении 50: причин­ные отношения между частями в нем заставляют каждого понять, что, по мнению автора, жадность и подлость до доб­ра не доводят.

Следовательно, утверждение филолога О.Н. Емельяновой верно.

Вариант 3

В художественном тексте все высвечивается, объединяет­ся авторским отношением к изображаемому, которое выяв­ляется в речевой ткани текста. Однако она же и служит средством характеристики самого писателя.

Обратимся за доказательствами к тексту В. Астафьева.

Текст для работы

(1)Шли по лесу молодой и старый охотники, точнее, — дядя и племянник. (2)Дядя — звали его Василий Василье­вич — всю жизнь в десу. (3)Он работает на сплаве древеси­ны и попутцо занимается рыбалкой и охотой.

(4) Племянник приехал к нему в гости из города.

(6)Человек он страшно говорливый, всему удивляется, всем восхищается и норовит обязательно выстрелить. (6)Это все­гда так: попало ружье в руки горожанина, да еще такого, который на охоте не бывал, — ну, берегись, малые птахи, берегись, сороки, галки и вороны, — идет погубитель.

(7) Дичи-то ему не добыть, а тех птиц и зверушек, что сами на мушку садятся, такой охотник очень любит подшибить. (8)Да еще сфотографируется с дятлом или галкой, держа ее двумя пальцами и улыбаясь, — это на потеху родным дет­кам: вот, мол, какой ваш папа меткий стрелок.

(9)Ходили, ходили дядя с племянником — нет уток, да­же в глаза ни одной не видели. (Ю)Скис племянник, едва плетется.

(И)Свернули они .в лог, вышли на покос.

(12) — Что это? — сразу пересохшим голосом спросил его племянник.

(13) — Рябчики, — спокойно ответил Василий Василье­вич и на полянку шагнул. (14)Фыркнули крыльями рябчи­ки и — врассыпную.

(15)Племянник — за ними. (Іб)Василий Васильевич поймал его за руку:

(17)— Куда? (18)Не видишь, что ли, что рябчики еще ма­лы, бесхвостые вовсе. (19)Вот подрастут, тогда и стреляй.

(20) — Одного, дядя Вася, на пробу.

(21) — Говорю — нельзя!

(22) — Одного, дядь Вась. (23)Никто -не узнает.

(24)— Тьфу ты, азартный какой! — ругнулся дядя Вася и хитро сощурился. (25)— Ну, ежели одного, на пробу. (26)А не пожалеешь?

(27) — Да что вы? — сглотнул от нетерпения слюну пле­мянничек, а сам уже курок взвел и глазами зыркает по ле­синам, но рябчиков увидеть не может.

(28) — Ну, как? — подошел ближе к племяннику дядя. .

(29) — Не могу заметить. (ЗО)Мне бы только на миг. (31)Я бы. — зашептал племянник.

(35) — Гляди, во-о-он подле пихты липа?

(36) — Ах, как же это я раньше-то не заметил? (37)Сей- час, сейчас, — целится парень в серенький комочек, чуть видимый сквозь пихтовую хвою.

(38)— Лучше целься, не промажь, — сказал Василий Ва­сильевич, и в голосе его смех послышался, но не обратил на это внимание племянник. (39)Он еще плотнее прижал ружье к плечу и ба-бах! (40)Побежал племянник к пихте, а Васи­лий Васильевич — в лог, к воде.

(41) Спустя минуту увидел: мчится по косогору его пле­мянничек, ружье бросил, орет благим голосом, а за ним столбится и гудит осиный рой.

(42) — В воду! — скомандовал Василий Васильевич. (43)— Руками не маши! (44)В воду!

(45)Взвизгнул парень и бултыхнулся лицом в ручеек. (46)А когда приподнялся — Василий Васильевич упал на траву, сраженный смехом. (47)Племянника не узнать: все лицо его в огромных волдырях, один глаз вовсе заплыл, верхнюю губу на сторону унесло.

(48) — Наклепали тебе рябчики морду-то!

(49) Прыткий охотник уже понял, что Василий Василье­вич нарочно втравил его в эту историю — осиное гнездо вместо рябчика показал. (50)И обижаться нельзя: не жадни­чай, не подличай в лесу.

(1)Шли по лесу молодой и старый охотники, точнее, — дядя и племянник. (2)Дядя — звали его Василий Василье­вич — всю жизнь в лесу. (3)Он работает на сплаве древеси­ны и попутно занимается рыбалкой и охотой.

(4)Племянник приехал к нему в гости из города. (б)Человек он страшно говорливый, всему удивляется, всем восхищается и норовит обязательно выстрелить. (б)Это все­гда так: попало ружьё в руки горожанина, да ещё такого, который на охоте не бывал, — ну, берегись, малые птахи, берегись, галки и вороны, — прибыл погубитель. (7)Дичи-то ему не добыть, а тех птиц и зверушек, что сами на мушку садятся, такой охотник очень любит подшибить. (8)Да ещё сфотографируется с дятлом или галкой, приподняв её двумя пальцами и улыбаясь, — это на потеху родным деткам: вот, мол, какой ваш папа невиданно меткий стрелок.

(9)Ходили, ходили дядя с племянником — нет уток, не прилетели. (Ю)Скис племянник, едва плетётся.

(И)Свернули они в лог, вышли на покос.

(12) — Что это? — сразу пересохшим голосом спросил его племянник.

(13) — Рябчики, — спокойно ответил Василий Василье­вич и на полянку шагнул. (14)Фыркнули крыльями рябчи­ки и — врассыпную.

(15)Племянник — за ними. (Іб)Василий Васильевич поймал его за руку:

(17)— Куда? (18)Не видишь, что ли, что рябчики ещё ма­лы, бесхвостые вовсе. (19)Вот подрастут, тогда и стреляй.

(20) — Одного, дядя Вася, на пробу.

(21) — Говорю — нельзя!

(22) — Одного, дядь Вась. (23)Никто не узнает.

(24)— Тьфу ты, азартный какой! — ругнулся дядя Вася и хитро сощурился. (25)— Ну, ежели одного, на пробу. (26)А не пожалеешь?

(27) — Да что вы? — сглотнул от нетерпения слюну пле­мянничек, а сам уже курок взвёл и зыркает по лесинам, но рябчиков увидеть не может.

(28) — Ну, как? — подошёл ближе к племяннику дядя.

(29) — Не могу заметить. (ЗО)Мне бы только на миг. (31)Я бы. — зашептал племянник.

(32)Дядя покосился на племянника и усмехнулся.

(33) Аж побледнел от напряжения паренёк, а глаза алчные.

(35) — Гляди, во-о-он подле пихты липа.

(36) — Ах, как же это я раньше-то не заметил? (37)Сейчас, сейчас, — целится парень в серенький комочек, чуть видимый сквозь пихтовую хвою.

(38)— Лучше целься, не промажь, — сказал Василий Ва­сильевич, и в голосе его смех послышался, но не обратил на это внимание племянник. (39)Он ещё плотнее прижал ружьё к плечу и ба-бах! (40)ІІобежал племянник к пихте, а Васи­лий Васильевич — в каменный лог, к воде.

(41) Спустя минуту он увидел: мчится по косогору его племянничек, ружьё бросил, орёт благим голосом, а за ним столбится и гудит осиный рой.

(42) — В воду! — скомандовал Василий Васильевич. (43)— Руками не маши! (44)В воду!

(45)Взвизгнул парень и бултыхнулся лицом в ручеёк.

(46) А когда он приподнялся, Василий Васильевич упал на траву, сражённый смехом, который не смог сдержать.

(47) Племянника не узнать: всё лицо его в огромных волды­рях, один глаз вовсе заплыл, верхнюю губу на сторону унесло.

(48)— Наклепали тебе рябчики морду-то!

(49)Прыткий охотник уже понял, что Василий Василье­вич нарочно втравил его в эту историю, — осиное гнездо вместо рябчика показал. (50)И обижаться нельзя: не жадни­чай, не подличай в лесу.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 1

Под жадностью я понимаю неконтролируемое желание владеть как можно большим. Жадность — это отрицатель­ное качество, она говорит об эгоизме человека, а иногда — и о его жестокости. Кроме того, жадность может стать при­чиной неприятных событий.

Жадность ослепляет человека, лишает радости жизни, поэтому нужно уничтожать в себе малейшие проявления этого свойства характера.

Вариант 2

По моему убеждению, жадность — это неуёмный аппе­тит, желание получить всё и сразу. Этот человеческий порок идёт рука об руку с глупостью, нетерпением.

Жадность так ослепила и оглушила горе-охотника, что он даже не заметил смеха в голосе Василия Васильевича, когда тот указал ему на осиное гнездо вместо рябчика (предл. 38).

Жадный человек действительно смешон! Опытный охот­ник не зря проучил своего племянника.

Вариант 3

Жадность — это алчность, ненасытность. Жадному чело­веку всегда хочется получать больше и больше, он не готов остановиться, даже когда его усилия смешны и некрасивы.

Обратимся за подтверждением этой мысли к рассказу В. Астафьева. Городской житель ведёт себя действительно безобразно. Он порывается добыть даже мелкого рябчика, несмотря на уговоры дяди (предл. 20, 22), и даже не замеча­ет, что целится не в птицу, а в осиное гнездо (предл. 37)!

Такое поведение не вызывает ничего, кроме осуждения и смеха.

Как видим, жадность делает человека жалким, неприят­ным. Жадным быть очень некрасиво.

Сочинение ОГЭ

Что такое дружба? Дружба – взаимоотношения между людьми, построенные на доверии и преданности. Это одна из вечных ценностей людей, которая основана на понимании и готовности всегда прийти на помощь. Дружат разные по характеру люди, но их должны объединять одинаковые жизненные ценности. Обязательные признаки дружбы, на мой взгляд, — взаимность.

Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое бездушие? (2357)

Текст для работы (1) В тот памятный день, когда Колька вернулся из пио­нерского лагеря, в центре стола красовался пирог, куплен­ный Еленой Станиславовной, которая появилась в их доме после смерти мамы. (2) К этому дню её дочь Неля выучила новую музыкаль­ную пьесу — бравурную и торжественную, подобную мар­шам, какими встречают победителей сражений. (3)А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце.

Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое детство? (1294)

Текст для работы (1) Я хорошо помню свою первую в жизни двойку. (2) Маленький город, где мы жили, уместился в объятьях синих сопок на окраине тайги. (З)Суровый климат приводил к нам удивительно снежные зимы. (4)Первые сильные сне­гопады приходили чинно, без суетной метелицы-лисы, мед­ленно заводили над горизонтом серые, тяжёлые полы своих кафтанов и укрывали.

Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое доверие? (2904)

Текст для работы (І)Возвращался я как-то из тайги домой, да припозднил­ся. (2)А все ж таки хотелось мне до ночи к себе домой доб­раться, в рыбачий посёлок. (З)Вышел я по течению ручья на берег моря. (4)Ветер вовсю разошёлся. (5)В лесу-то он по вершинам гуляет, а на море сильную волну развёл. (6) Мне ещё по пути домой нужно было бухту обогнуть. (7) Только я из.

Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое жизнелюбие? (2191)

Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое милосердие? (4471)

Текст для работы (1) Когда началась война, моя сестрёнка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками. (2) Рыбок было десять. (З)Этот аквариум привезли из Мо­сквы и поставили в спальне девочек. (4)Рыбки были золотые и очень красивые — розовые прозрачные плавники с голу­быми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (б)Девочек тоже было десять.

Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое отвага? (1838)

Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое подвиг? (3121)

Текст для работы (І)Когда Бетховен понял, что глохнет, им овладело от­чаяние, тупое и безысходное. (2)Никого, кроме старика слу­ги, трижды в день подававшего еду и наспех прибиравшего комнаты, он не видел, да и старался не видеть. (3) Он жил в совершенном одиночестве, взаперти, лицом к лицу со своею бедой. И лишь поздним вечером, когда яр­кая россыпь звёзд высвечивала.

Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое предательство? (1501)

Текст для работы (1) Сёмка дружил с Демидкой Мазиным, и каждый вечер, сделав уроки, шёл домой к приятелю, который жил на дру­гом конце города. (2) У Дёмки родители хорошо зарабатывали, жили на широкую ногу, а Сёмку мать воспитывала одна, поэтому иногда приходилось потуже затягивать пояса. (З)Мальчики дружили, бегали в кино, катались на лодке — у Дёмкиных родителей был знакомый на.

Сочинение 9 класс ОГЭ 15.3. Что такое сострадание? (2413)

Текст для работы (1)С того самого дня, как сыну передалось моё давнее увлечение марками, у меня кончилась спокойная жизнь. (2)Я снова стал вести существование дикого охотника за марками. (3) Я выменивал, выклянчивал, покупал, нервничал. (4) — Ну что ты волнуешься? (5)У мальчика это возраст­ная болезнь вроде кори. (б)Переломный этап в психике. (7)Это.

8 готовых лучших сочинений по тексту в избушке у самого леса живёт старый охотник (Д. Н. Мамину-Сибиряк), с кругом проблем и полным текстом для варианта №19 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Примерный круг проблем:

На что способны родители ради спасения своего ребёнка?

В какие моменты человек испытывает сострадание?

Как человек должен относиться к животным?

Можно ли оправдать убийство живого существа благородной целью?

Готовое сочинение ЕГЭ №1

В приведенном тексте Д. Н. Мамин-Сибиряк ставит проблему материнской любви.

Автор рассматривает этот вопрос с двух сторон. Сначала он рассказывает нам об оленихе, которая, жертвуя собой, пыталась отвести охотника Емелю от своего олененка. И все потому, что мать, по-настоящему любящая своего ребенка, готова пойти на любые жертвы ради его спасения. Но дальше, используя прием контраста, писатель повествует нам о случае, когда матери Гришутки пришлось спасать “сына от волков своей жизнью”. И все оттого, что мать не будет думать о собственной безопасности, если на кону жизнь ее малыша. Так, противопоставляя поведение животного и человека, автор убеждает нас, что материнская любовь проявляется в готовности пожертвовать собой ради спасения своего ребенка. Уверен, что в этих словах и заключена авторская позиция.

Я абсолютно согласен с мнением Д. Н. Мамина-Сибиряка. Настоящая мать понимает, что ребенок – это ее частичка, которую она выносила у себя под сердцем, а потому будет защищать ее так, как защищала бы себя.

Таким образом, для матери, жизни ребенка которой что-либо угрожает, нет никаких преград. Она будет готова совершить любые действия, чтобы помочь своему малышу, даже если придется пожертвовать собственной жизнью.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Как человек должен относиться к животным? Конечно, мы не являемся хозяевами природы и поэтому не вправе распоряжаться, кому из братьев наших меньших жить, а кому умирать. Эти существа тоже заслуживают сострадания. Д.Н. Мамин-Сибиряк в предложенном тексте поднимает проблему отношения человека к животным.

Итогом размышлений Д.Н. Мамина-Сибиряка становится такая позиция: человек должен понимать, что животные способны испытывать те же чувства, что и люди, поэтому нельзя отнимать детёныша у его матери.

Золотое правило нравственности гласит: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Однако сложно назвать милосердным человека, равнодушного к животному миру. Каждое существо нуждается в понимании и поддержке, и нельзя ни у кого отнимать право на жизнь.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Сострадание — очень необычное чувство. Оно по-настоящему прекрасное и удивительное, но в то же время его нельзя назвать приятным — скорее оно вызывает беспокойство и грусть. Мне кажется, что текст, который я прочитал, посвящен именно проблеме сострадания.

Писатель рассказывает нам о старом охотнике Емеле, у которого своя большая беда — его маленький внук тяжело болен и непонятно, что с ним происходит. Просто малыш тает на глазах, и старик с печалью понимает, что мальчику делается всё хуже, а помочь он ничем не в силах. Поэтому он с радостью берётся исполнить просьбу мальчика добыть для него желтенького оленёнка. Этот эпизод показывает нам, с какой жалостью и состраданием старый охотник относится к сироте, насколько он рад исполнить любую просьбу его, хотя просьба это и не очень добрая. Но охотник — человек с достаточно чёрствой душой, он привык убивать разных животных, и убийство маленького оленёнка для него такая же задача, как и добыча любого другого зверя. Он ведь делает это не для развлечения, а зарабатывает таким образом себе на жизнь.

Однако убить оленёнка охотнику не удалось. И не потому, что эта задача оказалась для него непосильной. С помощью хорошо обученной собаки и своей охотничьей смекалки он сумел выследить олениху с олененком. Олениха пыталась увести охотника от своего теленка, то и дело появляясь из зарослей у него перед глазами, но охотнику требовался именно детёныш, он отлично понимал, что оленёнок где-то рядом и искал его. Наконец ему удалось обнаружить малыша, но Емеля не сумел выстрелить, потому что самоотверженность матери, пытающейся, рискуя жизнью, спасти дитя, внезапно напомнила старику самоотверженный поступок матери его внука Гришука. Женщина спасла мальчика от волков ценой собственной жизни. Охотник не сумел выстрелить в малыша, которого так самоотверженно защищала его мать, и решил, что хорошим поступком для него будет всё-таки пощадить оленёнка. Именно поэтому на душе у старого охотника было радостно.

И всё же мне кажется, что если мы будем относиться к людям с состраданием, то жизнь наша станет гораздо лучше и счастливее, чем если бы все мы получали по справедливости. Ведь безвинного человека среди нас нет. Все мы обязательно хоть раз в жизни совершили дурной поступок. И надеюсь, что с течением времени сострадания будет нашей жизни будет все больше.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Что такое сострадание? В какие моменты человек испытывает сочувствие? Может ли пример великодушия и готовности к самопожертвованию заставить человека отказаться от жестоких поступков? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского прозаика и драматурга Д. Н. Мамина- Сибиряка.

Авторская позиция заключается в следующем: человек испытывает сострадание тогда, когда он видит пример великодушия и готовности к самопожертвованию, когда он сам уже пережил тяжкие испытания. Позиция автора мне близка. Несомненно, жизненные невзгоды смягчают душу человека, он становится более милосердным и чутким, способен понять переживания не только другого человека, но и животного. Пример чужого великодушия и готовности живого существа пожертвовать собой ради спасения детёныша способен вызвать в окружающих сострадание.

В заключение подчеркнём, что милосердие и сострадание должны стать ведущими чертами человека, и тогда мир станет добрее и великодушнее.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

На что способны родители ради спасения своего ребёнка? Над этим вопросом размышляет Д.Н. Мамин-Сибиряк, автор предложенного для анализа текста.

Продолжая развивать тему, автор пишет о том, что поведение оленя-матери вызывает у охотника воспоминания о несчастье, которое произошло в его семье. Точно так же, как олениха защищала свое дитя, когда-то мать Гришутки, внука Емели, спасла собственного ребенка ценой своей жизни. Мы узнаем, что она защитила сына от волков и погибла. Автор заставляет нас понять, что и в мире людей, и в мире животных родители способны на все ради своих детей. Безопасность и счастье ребенка – вот что они готовы защищать любой ценой.

Мнение автора очевидно: ради спасения ребенка родители готовы отдать собственную жизнь. Они готовы дразнить охотника или встать на пути волков, если это цена жизни их дитя. Я согласен с мнением автора. Родительская любовь – самая сильное чувство на свете и самая большая сила, которая оберегает детей.

Таким образом, ради своего ребенка родители готовы на все, даже на смерть.

Готовое сочинение ЕГЭ №6

На что способна любовь родителей? Готовы ли они ради детей пойти на жертвы? На эти важные вопросы отвечает в своем тексте русский прозаик Д.Н. Мамин-Сибиряк.

В тексте поднимается проблема самоотверженной родительской любви.

Автор раскрывает данную проблему на примере матери олененка, которая пыталась отвести внимание охотника от ребенка. Емеля, старый охотник, изумился смелости животного, которое за все это время рисковало жизнью целых десять раз, чтобы спасти маленького олененка. Именно геройство, с которым мать защищала ребенка, привело охотника Емелю к решению отпустить животных. Д.Н. Мамин Сибиряк показывает, что родители всегда готовы защищать детей, даже если для этого нужно будет пожертвовать собственной жизнью.

Позиция автора очевидна: ради защиты собственного ребенка родители готовы на все, они даже имеют смелость пожертвовать своей жизнью.

С автором трудно не согласиться. Действительно, для родителей жизнь детей намного важнее своей жизни, в трудных ситуациях ради защиты и спасения ребенка они готовы пожертвовать собой. Об этом размышляли в своих художественных произведениях многие писатели и поэты.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что любовь родителей самоотверженна, поскольку ради защиты и спасения детей они готовы принести в жертву многое, даже собственную жизнь.

Готовое сочинение ЕГЭ №7

Емеля тоже был готов на всё ради Гришутки – своего больного внука. Когда старик всё — таки нашёл оленёнка и готов был уже выстрелить, он вдруг вспомнил, как самоотверженно мать мальчика спасла сына от волков своей жизнью. Поступок героя показывает, что самоотверженность матери- оленихи восхитила старого охотника, и он не смог выстрелить в жертву. Сравнивая эти примеры, мы можем увидеть, что любое существо, будь то дикое животное или человек, способно на всё ради спасения своего потомства.

Позиция автора предельно ясна. Ради спасения своего ребёнка мать готова пожертвовать собственной жизнью, только чтобы ему ничего не угрожало.

Не могу не согласиться с мнением автора. Действительно, только истинная родительская любовь может заставить каждую мать защищать своё дитя любой ценой, потому что её ребёнок самое важное и драгоценное в жизни.

Таким образом, сила родительской любви велика и важна. Мать даёт жизнь своим детям и оберегает её любыми способами.

Готовое сочинение ЕГЭ №8

Любовь матери к ребёнку – это самое искреннее и бескорыстное чувство на свете. Именно поэтому Д.Н. Мамин-Сибиряк ставит в данном тексте проблему самоотверженности материнской любви.

Оба примера из текста иллюстрируют важную мысль: любящая мать ради спасения собственного ребёнка готова отдать жизнь.

Позиция автора мне ясна: ради детей мама способна на любые жертвы и даже готова пойти на смерть.

Я полностью разделяю точку зрения Д.Н.Мамина-Сибиряка. Действительно, нет большей любви, чем любовь матери к ребёнку.

Но сердце матери не могло вынести этого. Чтобы спасти сына, Матрёна Тимофеевна Корчагина, жертвуя собой, легла под розги вместо него. Матрёна Тимофеевна не унижается до просьбы о прощении, она стойко выносит боль и позор публичного наказания, избавив от него своего ребёнка.

В заключение хочется ещё раз отметить, что любовь матери безгранична и самоотверженна. Любящая мать всегда способна заступиться, помочь, защитить от бед и невзгод.

В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком полный текст (о родительской любви Мамин-Сибиряк):

(1)В избушке у самого леса живёт старый охотник Емеля с маленьким внучком Гришуткой. (2)Ни забора, ни ворот, ни сарая — ничего нет у Емелиной избушки. (З)Только под крыльцом из неотёсанных брёвен воет по ночам голодный Лыско — одна из лучших охотничьих собак в Тычках.

—(4)Дедко, а дедко, теперь олени ходят с телятами? — с трудом спросил

маленький Гришутка однажды вечером.

—(5)С телятами, Гришук, — ответил Емеля, доплетая новые лапти.

—(6)Вот бы, дедко, телёночка добыть…

—(7)Погоди, добудем… (8)Жары наступили, олени с телятами в чаще прятаться

будут от оводов, тут я тебе и телёночка добуду, Гришук!

(13)Стояли последние дни июня месяца. (14)Емеля вышел из своей избушки с кремневой винтовкой в руке, отвязал Лыска и направился к лесу.

—(15)Ну, Гришук, поправляйся без меня… — говорил Емеля внуку на прощанье. — (16) За тобой приглядит старуха Маланья, пока я за телёнком схожу.

—(17)А принесёшь телёнка-то, дедко?

—(21)Ну, я буду тебя ждать… (22)Смотри не промахнись, когда стрелять будешь…

(38)Олень давно почуял охотника, но смело следил за его движениями.

(42)Опять медленное подкрадывание, и опять олень скрылся, как только Емеля хотел стрелять.

—(43)Не уйдёшь от телёнка, — шептал Емеля, терпеливо выслеживая зверя

в течение нескольких часов.(44)Эта борьба человека с животным продолжалась до самого вечера. (45)Благородное животное десять раз рисковало жизнью, стараясь отвести охотника от спрятавшегося оленёнка; старый Емеля и сердился, и удивлялся смелости своей жертвы.

(46)Ведь всё равно не уйдёт от него олень… (47)Сколько раз приходилось ему убивать таким образом жертвовавшую собою мать. (48)Лыско, как тень, ползал за хозяином и, когда тот совсем потерял оленя из виду, осторожно ткнул его своим горячим носом.(49)Старик оглянулся и присел. (50)В десяти саженях от него, под кустом жимолости, стоял тот самый жёлтенький телёнок, за которым он бродил целых три дня.

(51)Это был прехорошенький оленёнок, всего нескольких недель, с жёлтым пушком и тоненькими ножками; красивая головка была откинута назад, и он вытягивал тонкую шею вперёд, когда старался захватить веточку повыше. (52)Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился в голову маленькому, беззащитному животному…

(53)Ещё одно мгновение, и маленький оленёнок покатился бы по траве с жалобным

предсмертным криком; но именно в это мгновение старый охотник припомнил, с каким геройством защищала телёнка его мать, припомнил, как мать его Гришутки спасла сына от волков своей жизнью. (54)Точно что оборвалось в груди у старого Емели, и он опустил ружьё. (55)Оленёнок по-прежнему ходил около куста, общипывая листочки и прислушиваясь к малейшему шороху. (56)Емеля быстро поднялся и свистнул, —маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

—(57)Ишь какой бегун… — говорил старик, задумчиво улыбаясь. — (58)Только его и видел: как стрела… (59)Ведь убежал, Лыско, наш оленёнок-то? (60)Ну, ему, бегуну, надо расти… (61)Ах ты, какой шустрый.

Нажмите, чтобы узнать подробности

выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

образовательные: расширить и углубить знания учащихся по культуре речи; предупреждать орфографические, речевые и грамматические ошибки, уметь самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность учащихся, формировать умение выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

воспитательные: формировать такие нравственные качества учащихся, как доброта, милосердие, отзывчивость, человечность.

Тип урока: урок развития речи.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.3

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

3) Эпиграф на доске (запись в тетради):

Не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась.
(В.М.Шукшин) II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся

Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как ДОБРОТА, и соберем материал к сочинению. Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему и составим кластер (на доске и в тетрадях).

Синонимы: добродушие, добросердечие, добросердечность, мягкосердечие, мягкосердечность; благодушие, благость.

Антонимы: злоба, жестокость.

Крылатые выражения о доброте:

Расчетливы только добрые поступки, рассудителен только тот, кто добр, и ровно постольку, насколько он добр. (Николай Чернышевский)

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни. Как бы мы ни понимали добро, жизнь наша есть не что иное, как стремление к добру. (Л.Толстой)

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце. (В.Гюго)

Обратимся к словарю:

Доброта – Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Доброта — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Толковый словарь С.А.Кузнецова)

Доброта — благодушность, гуманность, добродушие, добродушность, добросердечие, добросердечность, добротность, добротолюбие, душевность, ласка, ласковость, мягкосердечие, мягкосердечность, мягкость, отзывчивость, сердечность, человеколюбие, человечность. (Словарь синонимов русского языка)

III. Актуализация знаний

1. Какова схема построения сочинения–рассуждения (композиция)?

2. Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

IV. Работа над построением сочинения-рассуждения

Собеседование с классом:

Учитель: – Над каким понятием сегодня мы будем работать?

Ученики: – Над понятием доброта.

Учитель: Дайте определение данного слова, опираясь на вышесказанное.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо.

Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения.

Работа над комментарием к тезису: 2–3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Примерный вариант комментария по проблеме:

Доброта делает нас отзывчивыми и терпимыми, способными дарить окружающим заботу и любовь. Такое качество, как доброта, вне времени: оно всегда будет необходимо людям.

Чтение текста Д.Н.Мамина-Сибиряка учащимися.

(1) Собрался Емеля на охоту, а внука Гришутку дома оставил.

(3) — Добудешь телёнка, дедко? — просит Гришутка.

(4) — Добуду. — обещает старик.

(5) Три дня бродил Емеля по лесу с собакой своей, Лыском, и всё напрасно: оленя с телёнком не попадалось.

(6) И разве в просьбе дело!

(7) Ослаб больно Гришутка‚ ему бы молодого мясца добыть.

(8) Только на четвёртый день они напали на след оленя с телёнком.

(10) Тот, как тень, полз за хозяином.

(11) Когда старик совсем потерял след оленя из виду, Лыско осторожно ткнул его своим горячим носом.

(12) Старик оглянулся и присел: прямо за елью стоял тот самый телёнок, которого он искал.

(13) Это был маленький прехорошенький оленёнок.

(14) Он был с жёлтым пушком и тоненькими ножками.

(15) Охотник с замирающим сердцем взвёл курок винтовки и прицелился.

(16) И тут вдруг оленёнок поднял голову да как посмотрит прямо на Емелю.

(17) А глаза у него, как у Гришутки, — большие, ясные.

(18) Точно что оборвалось в груди у старого Емели.

(19) Он опустил ружьё, быстро поднялся и свистнул — маленькое животное скрылось в кустах с быстротой молнии.

(20)— Гляди, как драпанул. — сказал старик, улыбаясь.

(21) — Эх, беду грехом не лечат!

(22) Ничего‚ мы внуку другой дичи в лесу добудем!

Анализ прослушанного текста:

– Как связать вступление и основную часть?

– Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.

Примерные варианты 2 примера-аргумента:

В жизни мне тоже не раз доводилось встречаться с добрыми людьми. Например, наша соседка в деревне всегда помогает одной очень бедной семье и делает это абсолютно бескорыстно. Когда голодный ребенок из этой семьи попросил у нее попить, она вынесла ему не воды, а стакан молока и вкусную булочку, а ещё дала ему с собой целый пакет еды. На мой взгляд, этот поступок является самым настоящим и искренним проявлением доброты.

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:

– Таким образом, добро – это наши дела по отношению к окружающим, вызывающие у них радость и счастье.

V. Рефлексия

– Работа по критериям оценивания сочинения (самооценка).

VI. Домашнее задание

Примеры двух ученических сочинений

I.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Добрые дела человек должен совершать бескорыстно, с хорошими намерениями.

В тексте Д.Н.Мамина-Сибиряка говорится о том, как один старик три дня охотился на оленя с теленком, чтобы добыть свежей дичи для своего больного внучка. На четвертый день Емеля встретил маленького олененка. Старик хотел выстрелить в него, но вдруг припомнил глаза своего внука, которые были такие же большие и ясные, как и у животного. Он опустил ружье, а теленок скрылся в кустах. Жалко ему стало олененка. Емеля совершил доброе дело, он сохранил жизнь животному.

В своей жизни я видела много людей, которые совершали добро. Например, однажды, когда люди шли по пешеходному переходу, одна старушка не успевала перейти дорогу на зеленый свет, она торопилась, а затем вовсе упала. Проходящая мимо девушка подбежала к ней, помогла встать и перевела на другую сторону дороги. Таким образом, она совершила хороший поступок.

Из этой истории можно сделать вывод о том, что доброе дело – это бескорыстная помощь в любой ситуации. Я верю, что добрых людей намного больше, чем злых.

II.

Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо. Доброта делает нас отзывчивыми и способными дарить окружающим заботу и любовь. Все мы в детстве знаем по сказкам, что добро всегда побеждает зло.

Приведу пример доброты из текста Д.Н.Мамина-Сибиряка. Главный герой не смог убить оленя и маленького олененка ради своей выгоды. Совершив этот поступок, Емеля показал, что он неравнодушный человек, и в нем заложены такие качества, как сострадание и доброта.

Приведу пример из жизни. Однажды по телевизору показывали ролик про маленького мальчика, которому срочно требовалась дорогостоящая операция. Я предложила родителям перевести деньги на банковский счет родителей ребенка, и они согласились. После этого поступка я поняла, что доброта очень важна в нашей жизни, хотя и не раз слышала, что люди стали злее и не хотят помогать другим.

Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче. Надо стараться совершать добрые поступки.


Задания Д C2 № 7736

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского:

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

(1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек — белогрудая куница. (3)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось всё трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.

(13)Гнездо было пустое. (14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать — закричала бы.

(17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

(19)На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. (20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. (21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом. (22)На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:

— (23)Зачем мучаете зверушек? (24)Отнесите в гнездо. (25)Пропадут.

(26)Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. (27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили. (28)Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

(30)В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в крайних домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

(31)Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами. (32)Но Белогрудка стала появляться у домов даже днём — её выследили и ранили из ружья. (33)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (34)Она ещё, конечно, не знала, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.

(35)Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу. (37)Но местный охотник сказал:

— (38)Куница не виновата. (39)Её обидели, — и выпустил зверька на волю.

* Астафьев Виктор Петрович (1924—2001) — русский писатель. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, получил тяжёлое ранение. В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы — военная и деревенская.


Задания Д A2 № 3656

Слово ПРОПАДУТ употреблено в значении ПОГИБНУТЬ, УМЕРЕТЬ.

Правильный ответ указан под номером 3.


Задания Д6 № 3685

Ответ: вдоволь или достаточно.

Справедливость утверждения Успенского подтверждают примеры из текста В. П. Астафьева. Так, в предложении под номером 23 (Зачем мучаете зверушек?) для передачи вопроса, который сразу привлекает внимание читателя, используется вопросительный знак как показатель вопросительного предложения.

В предложении №16 используется тире (Если бы она умела кричать – закричала бы). Данное предложение сложноподчинённое – по правилам пунктуации на границе между частями должна стоять запятая, а не тире. В этом случае речь можно вести об авторской пунктуации. Тире указывает, что событие происходит закономерно, как следствие предыдущего. Кроме того, тире выступает как показатель паузы, акцентирующей внимание читателя на том, насколько велико горе матери-куницы.

Таким образом, прав был Л. Успенский, подчеркивая важную грамматики для выражения смысла.

15.2 Смысл финала текста я понимаю так: рассказчик мечтает о счастливом мире диких животных, в который бы не вторгался жестокий человек. На эту мысль рассказчика натолкнула печальная история белогрудой куницы, которая стала жертвой людского равнодушия.

Детёнышей Белогрудки выкрали местные мальчишки. Они вторглись в мир дикой природы ради забавы, даже не задумываясь о чувствах живого существа. А Белогрудка просто обезумела от горя (предложение 16). Как настоящая мать, она страдает без своих детей и мстит за их гибель (предложение 35).

Таким образом, живая природа требует от человека трепетного и бережного отношения к себе.

15.3 Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству. Человечность – это качество, которым принято характеризовать людей, умеющих переживать чужую боль как свою собственную, способных к состраданию, готовых прийти на помощь, искреннее посочувствовать, пожалеть, не осудить.

Настоящим Человеком можно назвать доктора Лизу, которая, рискуя своей жизнью, всегда стремилась быть рядом с теми, кто нуждался в заботе, милосердии, помощи. Елизавета Глинка погибла в том самолёте, над Сочи, когда везла лекарства сирийским детям, но она до конца осталась верной себе и великому предназначению Быть Человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса,

тезис не доказан,

дано рассуждение вне контекста задания,

Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте,

привёл 2 примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них,

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

— логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, НО

Читайте также: