Школьники и учителя советской школы сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Говоря об образе советского учителя, мы оцениваем следующие критерии:
1. Внешний вид (одежда, манеры, атрибуты, символизирующие учителя того времени)
Внешний вид преподавателя советского времени скромный и неброский. Во-первых, стоит сказать о том, что в то время не было большого изобилия одежды и украшений. Существовали определённые стандарты и правила внешнего вида. Платья, юбки, блузки одного фасона, неброских цветов. Требования к преподавателю в отношении внешнего вида были ещё более строгие, так как он отображал идеал советского человека, это был своего рода кумир, с которого каждый должен был брать пример.

Работа состоит из 1 файл

Образ советского учителя.doc

Образ советского учителя.

Говоря об образе советского учителя, мы оцениваем следующие критерии:

1. Внешний вид (одежда, манеры, атрибуты, символизирующие учителя того времени)
Внешний вид преподавателя советского времени скромный и неброский. Во-первых, стоит сказать о том, что в то время не было большого изобилия одежды и украшений. Существовали определённые стандарты и правила внешнего вида. Платья, юбки, блузки одного фасона, неброских цветов. Требования к преподавателю в отношении внешнего вида были ещё более строгие, так как он отображал идеал советского человека, это был своего рода кумир, с которого каждый должен был брать пример.

1900-1917 гг.: мундир и фуражка

В России для учителей гимназии - мужчин была обязательна единая форма, введенная Министерством просвещения: мундир, форменные брюки и фуражка.

1917-1930 гг.: костюмчик или гимнастерка

Единая форма для учителей отменена. Носить предлагалось: мужчинам строгие костюмы, белую сорочку, галстук, женщинам - строгие платья с кружевным или шелковым воротником, а также блузы и юбки длиной до щиколотки или середины голени. Военная форма (кители, гимнастерки) приветствовалась ввиду скудости отечественной промышленности и для общей героизации образа нового педагога.

1930-1950 гг.: широкие брюки и чулки "в резинку"

Военное обмундирование учителей-мужчин отходит на второй план, в моде двубортные костюмы, широкие брюки, закрытые шерстяные жилеты, добротные ботинки. У дам те же строгие платья с аккуратным воротничком и манжетами либо трикотажные жилеты поверх блузы и - никаких украшений и яркого маникюра.

Особое внимание уделялось чулкам: тонкие, телесного цвета фильдеперсовые и фильдекосовые были под негласным запретом как элемент чуждого советскому учителю буржуазного строя. Норма - грубые коричневые чулки "в резинку", которые рекомендовалось носить в воспитательных целях. После войны количество кителей и гимнастерок в классах возрастает, мода на учительские платья - без изменений.

1960-1970 гг.: "двойки", куртки и блузки

Костюм-двойка в союзе с легкими вельветовыми куртками вытесняет военную форму окончательно, для учителей-женщин допускаются платья из легких тканей, трикотажные кофточки, шелковые блузки, однако каблуки по негласному правилу не превышают 4-5 см.

1980-1990 гг.: джинсы, мини, каблуки

Мужчины-учителя сбросили официальные костюмы, заменив пиджаки трикотажными свитерами, а брюки джинсами, у дам кое-где мелькают даже брючные костюмы и мини-юбки. Табу на прозрачные чулки и высокие каблуки снято, как и на модные стрижки, украшения и макияж.

2. Особенности речи
В отношении речи, можно сказать, что артикуляция, произнесение каждого звука, мимика должны были быть беспрекословны, так как с него берут пример все ученики.
Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

1. Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.

2. Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

3. Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

4. Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.

5. Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Лучшие учителя на уроке немногоречивы, не допускают разговоров, не относящихся к делу. Сила голоса учителя тоже имеет большое значение. О значении выразительности речи в педагогической работе Макаренко А.С. сказал, что педагогом – мастером он сделается только тогда, когда научится говорить “иди сюда” с пятнадцатью – двадцатью оттенками.

Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего.

4. Манера общения с детьми и коллегами

Дети.
Модель дифференцированного внимания - педагог строит взаимоотношения с детьми избирательно, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или слабых), оставляя без внимания остальных. Следствие - отсутствие целостной и непрерывной системы общения; фрагментарность и ситуативность взаимодействия.

Модель негибкого реагирования - педагог направленно и последовательно действует на основе задуманной программы, не обращая внимания на обстоятельства, которые требуют изменения в общении. Следствие - спланированные виды и формы работы, не приведенные в соответствие с реальными педагогическими задачами, остаются неосуществленными, дают низкий педагогический эффект, даже если фактически реализованы на уроке.

Модель авторитарная - педагог делает себя главным, единственным инициатором педагогического процесса. Следствие - устраняется личная инициатива учащихся; школьники ждут требований и инструкций и в результате не подготовлены к творческому поведению.

Модель гиперрефлексивная - педагог подвержен постоянным сомнениям: правильно ли его поймут, обидятся или нет и т.п. Следствие - содержательная сторона общения подменяется эмоциональными моментами во взаимоотношениях учитель-ученик.

Модель гипорефлексивная - педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя (при объяснении нового материала, опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми). Следствие - теряется обратная связь, создается психологический вакуум вокруг учителя, он не способен учитывать вероятное восприятие материала урока учащимися, а значит, оперативно ощущать и интерпретировать социально-психологическую атмосферу в ходе взаимодействия учитель-ученик как на уроке, так и во внеурочное время.

Благоприятная модель общения

Модель активного взаимодействия - педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, схватывает изменения в психологическом климате коллектива и реагирует на них. Следствие - преобладание стиля дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции учителя, совместное решение возникающих проблем.

5. Возможная реакция на различные поступки детей.

Советскую школу можно сравнить с маленьким государством, в котором царили свои законы, писаные и неписаные. В те годы нам внушалось, что советское образование было лучшим в мире. А некоторые и до сих пор так считают. Так ли это? Давайте порассуждаем!

Советская школа и современная школа – это две большие разницы, как говорят в Одессе.

· Организованность

В пионеры в первую очередь принимали лучших учеников, а потом уже всех остальных. Комсомол был делом добровольным. Но комсомольского значка удостаивались не все.

Серьезная провинность каралась исключением из рядов пионеров или комсомольцев. И это было настоящим позором! Во всем этом можно увидеть один, но жирный плюс - мы действительно стремились быть лучшими во всем.

Статус отдельного ученика измерялся его знаниями и поведением, а не размером кошелька его родителей. К тому же, нас уравнивала в положительном смысле этого слова школьная форма.

В современной школе форму отменили и что произошло? Дети обеспеченных родителей стали ходить в школу в одежде чуть ли не от-кутюр, а дети победнее стали им завидовать. А зависть – это плохое чувство. Что за этим следует вы наверняка понимаете.

Заклевать одноклассника за то, что его родителям была не по карману энная сумма? Да в советской школе такое и в голову бы никому не пришло!

Сейчас много спорят о том, нужна ли в современной школе форма. Мы же об этом не задумывались. У нас она была и все. И не было деления на бедных и богатых, а значит и не было зависти.

· Мысли - в узду!

Однако равенство в одежде не означало равенство во всем, в том числе и возможность иметь свое мнение, отличное от общепризнанного. А некоторые учителя советской школы, порой отказывали ученикам в праве на собственное мнение.

· Твори добро!

Самое ценное в советской школе - это то, что нас учили не только читать и писать. Нас учили доброте, состраданию и готовности прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. И это было просто здорово!

В современной школе же нравственность где-то там на последнем месте, основное внимание направлено на сдачу ЕГЭ. С первых уроков учебного года, чуть ли не с первого класса, учителя твердят об успешной сдаче экзаменов. Им важно не то, что усвоит ученик, какие знания получит, а то, чтобы он знал ответы на экзаменационные вопросы.

Мы же в свое время в течение года просто учились и начинали готовиться к выпускным экзаменам только с третьей четверти.

· Труд облагораживает

Еще одна характерная особенность советской школы - поездки на уборку картофеля и прочих культур. У нас за школой были закреплены совхозные поля и каждую осень мы отправлялись то на уборку капусты, то картошки, то морковки. А однажды даже брюкву убирали. Зачем и кому она была нужна мы не знали. Но надо, так надо!

На поле мы ездили с большим удовольствием – отлынить от уроков, побеситься на просторе нам было в кайф!

· Линейки по понедельникам

Каждый понедельник в некоторых школах проводилась линейка, на которой обсуждали итоги минувшей недели, ЧП, награждали лучших и порицали худших. Но, увы, не всегда корректно.

Помню как почти всем классом сбежали с уроков, так потом такое было!

А какие песни про школу были замечательные. Например, вот эта:

Мои мысли по поводу плюсов и минусов советской школы могут не совпадать с вашими. Поделитесь и Вы своими мыслями в комментариях.

Гост

ГОСТ

Общая характеристика советской школы

1 сентября был настолько значимым днем, что его отмечали все без исключения. Праздник начинался уже у дверей дома или подъезда в виде торжественной церемонии, которую проводили взрослые. Выдающиеся граждане и гости церемонии давали напутствие ученикам.

Торжественная школьная линейка также сопровождалась речами, песнями, чтением стихов и т.д. В заключении самый маленький первоклассник звонил в колокольчик, и дети расходились по классам, где дарили учителю букеты и принимали от него поздравления с началом учебного года.

Данная традиция очень важна, так как она помогала детям настроиться на учебный лад с самого первого дня.

Одной из особенностей школы советского периода можно назвать уважительное отношение к педагогу. В тот период педагог – это не просто человек, который передаёт детям знания и умения, это очень уважаемая личность, достойная подражанию практически во всем (внешний вид, поведение, речь и т.д.). Педагог занимался со своими учениками не только во время учебных занятий, но и осуществлял колоссальную внеклассную работу – посещение театров и кино, проведение экскурсий, прогулки по городу и т.д.

Педагог советской школы – это не просто транслятор знаний, это и друг, наставник, пример для подражания, образец идеального человека и гражданина.

Готовые работы на аналогичную тему

Общие и специальные задачи воспитания в советской школе

Одной из особенностей советской школы можно назвать то, что помимо обучения большое значение придавалось и воспитанию учащихся.

Сущность воспитания в советской школе заключалась в подготовке полноценного и морально устойчивого советского гражданина.

Процесс воспитания опирался не только на труды классиков педагогики, но и на руководства и инструкции конкретных коммунистических лидеров. То есть, воспитание было направлено на формирование у детей устойчивой коммунистической морали.

Довольно часто данные статьи носили полемический характер, выражающий различные точки зрения на процесс воспитания.

Общие задачи воспитания детей в советской школе:

  • воспитание сознательности и активности;
  • воспитание чувства коллективизма и ответственности перед коллективом;
  • воспитание культуры поведения и прилежания;
  • воспитание нравственных и моральных качеств личности.

К специальным задачам воспитания относятся:

  • воспитание коммунистической нравственности;
  • воспитание твердой гражданской позиции и сознательности;
  • воспитание необходимых для советского гражданина черт характера.

Весь процесс воспитания, был представлен поэтапно в специально разработанной для этого Программе, которая подразделялась на несколько подпрограмм, в зависимости от возраста учащихся.

Основные методы воспитания в советской школе

Коллектив советской школы был иерархичен в своем строение. Каждый учебный класс – это одновременно и пионерский отряд. Пионерские отряды организуют пионерскую дружину – общешкольная организация. В свою очередь класс делится на более мелкие группы – звено (чаще всего это ряд парт). Таким образом, вся эта система строго установленных общественных единиц, входящих друг в друга и есть общешкольный коллектив.

Коллектив не просто существует, он осуществляет наблюдение и контроль за каждым своим членом (его успехами в учебе, спорте, общественной жизни и т.д.) и несет за него ответственность.

Вся эта система была основана на системе А.С. Макаренко, во главе которой лежит групповая дисциплина. Каждый член коллектива несет ответственность не только за свои действия и поступки, но и за других членов тоже. Тем самым формируется чувство коллективизма, и дисциплинированности.

Несмотря на то, что система коллективизма, используемая в советской школе, отрицательно сказывается на индивидуализации личности, она показала высокие результаты в воспитании целого поколения людей. В настоящее время практически все системы воспитания в той или иной мере включают в себя элементы системы А.С. Макаренко. Это обусловлено тем, что, несмотря на индивидуальность и неповторимость личности каждого, человек, прежде всего, существо социальное.

Основные средства, приемы и формы воспитательной работы с детьми в советской школе:

Таким образом, основной воспитания в советское время выступает коллектив на всех уровнях – от классной парты до колхоза или фабрики.

Картинки по запросу советский учитель

Картинки по запросу советский учитель

Вместе с тем вспоминая собственные годы школьного обучения, мы понимаем, что не все мы были гении, вундеркинды и суперодаренные ученики. Но подавляющее большинство из нас стали культурно грамотными и мировоззренчески образованными людьми. Мы умеем грамотно писать, логически размышлять, структурировать информацию, вводить причинно-следственные связи и масштабно, по-государственному мыслить. И всему этому научила нас наша советская школа.И сегодня необходимо констатировать исторический факт — советская школа — это уникальная система образования в истории человечества.

Картинки по запросу советский учитель

Пришло время это осмыслить и поговорить о педагогических достоинствах советской школы подробно.

Картинки по запросу советский учитель


Другой важной чертой советской школы была всеобщая доступность качественного бесплатного образования. Стержнем качественного образования стали педагогические технологии качественного обу­чения, главным критерием которых было сознательное усвоение школьниками получаемых знаний. Требование качественного обучения и выработало те методологические ценности отечественного образования, которые позволили советской школе воспитать несколько поколений высокообразованных граждан.

Принцип понимания был основным, на котором строилась наша школа. Он учитывался при разработке программ, содержания учебников — которые великолепны и сейчас являются шедеврами педагогической науки — и дидактических средств обучения. Он в обязательном порядке сочетался с такими фундаментальными принципами советской педагогики как системность, предметность, постепенность, необходимость и достаточность, а также принцип учета психовозрастных особенностей учащихся на всех этапах школьного образования. Кстати, перегрузки происходят оттого, что дети сидят на уроках и мало что понимают, от этого увеличиваются и стресс, и страхи, а потом и болезни. Для меня, пожалуй, именно это уникальное свойство советской школьной системы является наиболее ценным. Оно стало основой быстрого восстановления Советским Союзом тех людских культурологических потерь, которые понесла послереволюционная Россия в период массовой эмиграции наиболее образованной части общества. Ведь благодаря всеобщей доступности качественного образования все слои общества, все национальности молодого советского государства смогли реализовать свой интеллектуальный потенциал, это дало возможность наиболее одаренным ученикам стать впоследствии той новой интеллектуальной когортой, которая стала ядром советской интеллигенции — технической, культурной, научной. В кратчайший исторический срок — 10–15 лет — были созданы самобытные КБ (конструкторские бюро. — Ред.), научные школы, академии, театры, творческие коллективы.

Картинки по запросу советский учитель

Картинки по запросу советский учитель

Наши либеральные оппоненты — противники советской школы, как правило, вообще не говорят о ее достоинствах, но яростно обвиняют в идеологическом диктате. Во-первых, вне идеологии не может существовать ни одно общество, ни одна система образования. Другое дело, что коммунистические идеалы были осмеяны и попраны, а вместо них навязаны идеалы чужебесия, как сказал Виктор Иванович [Слободчиков], и постмодернизма: идеалы либерального релятивизма, оккультизма, дерационализации и мифологизации сознания наших учащихся. Во-вторых, действительно, государственная идеология атеизма была присуща советской школе. Но ей хватило мудрости включить в программу по литературе весь духовно-нравственный потенциал русской классики. Это и было той культурологической нитью, которая воедино связала досоветскую православную и советскую нравственные традиции — воедино. Поэтому нам — советским выпускникам — очень близко всё то нравственное наследие, которое есть в культуре нашего народа.

Картинки по запросу советский учитель

Далее, нельзя не сказать о системе спецшкол. Диапазон их специфичности был очень широк: от коррекционных школ для детей с различными видами ограничений в развитии — до спецшкол для особо одаренных детей. При основной массе крепких общеобразовательных школ такая дифференциация была на пользу всем. С одной стороны, физико-математические школы, школы с углубленным изучением иностранных языков, а также школы-десятилетки при академгородках были теми точками развития, которые постоянно поддерживали и стимулировали общий высокий уровень образования. С другой стороны, детям слабовидящим, глухонемым нужны особые условия для обучения, специальные методики, и советская школа это им предоставляла. Не надо делать вид, что детям с ограниченными возможностями будет хорошо с обычными детьми учиться — нет, не будет!

Похожее изображение

Похожее изображение

Прежде всего, необходимо обратиться к опыту советской школы, к этому уникальному историческому явлению российского образования. Ведь смогло же советское руководство, благодаря благоразумию Сталина, увидев печальные плоды первых школьных реформ, скроенных, в том числе и по лекалам американского Дальтон-плана, отказаться от порочных педагогических практик. Сумели же они признать свои ошибки в школьных реформах и вернуть русскую классическую систему обучения, синтезировав гимназическое, трудовое и политехническое образование. Тогда, в конце 20-х — начале 30-х годов, лучшие достижения дореволюционной школы были адаптированы к реалиям жизни и стали основой уникальной системы советского образования. Что мешает сегодняшнему руководству Министерства образования творчески использовать опыт советской школы? — только безумный антисоветизм и преступное отношение к интеллектуальному и нравственному воспитанию подрастающих поколений.

Читайте также: