Шел май сорок третьего года сочинение егэ проблема

Обновлено: 02.07.2024

В отрывке из текста, написанного Виктором Петровичем Астафьевым, поднимается проблема проявления великодушия в годы войны.

Рассуждая, автор описывает прием пищи двух мужчин, у одного из которых была "большая деревянная ложка". С её помощью напарник героя-рассказчика мог зачёрпывать больше супа, но таким преимуществом пользоваться не стал. Этот поступок заставляет испытывать к мужчине уважение, потому что даже в голодные военные годы, когда еда очень ценилась , он не поддался соблазну, а проявил человечность. Можно с уверенность сказать, что пожилой боец способен думать не только о своих потребностях, но и о потребностях ближнего.

В конце концов, "мутная жижица" была съедена, однако аппетит главного героя лишь сильнее разыгрался. "В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина. ",- такие мысли посещают мужчину

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 5 из 5 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 1 из 1 К4 Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
  • 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 2 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 3 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 2 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 23 из 24

Ека­те­ри­на, со­чи­не­ние хо­ро­шее, мо­ло­дец! Чув­ству­ет­ся, что Вы сво­бод­но и пра­виль­но вла­де­е­те ре­чью, уме­е­те крат­ко, но ём­ко вы­ра­жать свои мыс­ли. По­это­му на­де­ем­ся, что ре­зуль­тат эк­за­ме­на бу­дет от­лич­ным! Успе­хов Вам в даль­ней­шей под­го­тов­ке к эк­за­ме­ну!

Жизнь порой преподносит нам уроки тогда, когда мы и не ждём этого. Бывают ситуации, когда вдруг то, что ты видишь, оборачивается к тебе совершенно другой стороной, и ты получаешь нравственный урок на всю жизнь.

Вот такую ситуацию рассматривает замечательный писатель Виктор Астафьев в данном отрывке. Как сохранить человеческое достоинство и великодушие на войне? Над этой проблемой рассуждает автор.

Позиция автора мне понятна: и на войне, и в мирной жизни человек должен оставаться человеком, сохранять в себе достоинство, благородство, великодушие.

Я разделяю эту точку зрения писателя, потому что надо оставаться человеком в любой ситуации.

Сейчас нет войны, но много людей нуждаются в нашей помощи и поддержке. Не надо бояться проявить своё великодушие по отношению к ним, помогая людям, сам становишься человеком.

Текст Виктор Астафьева:

(1)Шёл май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (3)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело. (4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. (6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая
(7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.

(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина.

(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет. (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.

(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всё-понимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребёт себе.

(23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.

(24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.

(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.

Великодушие… В каком дефиците сейчас это нравственное качество! Способность к самопожертвованию, умение быть бескорыстным требуют от человека особого благородства души.

Каждый ли из нас способен на проявление этих качеств? Виктор Петрович Астафьев утверждает, что нет.

Писатель, рисуя сцену из фронтовой жизни, психологически точно изображает глубину переживаний голодного молодого бойца, превратившегося в жадное и озлобленное существо. Он позволяет нам, читателям, увидеть, как низки мысли и переживания его рассказчика, и как благородно

поведение пожилого бойца, способного жертвовать своими интересами, тем самым показывая нам то, что эта проблема, кроме того, что является, безусловно, морально-нравственной, но и актуальной, то есть очень распространенной, тем более в наше время.

Этот нравственный урок, который преподает один боец другому, усваивается не только молодым солдатом, но и всеми читателями.

Рассматривая проблему великодушия, автор помогает нам понять простые, но важные жизненные истины: даже в сложных житейских ситуациях человек должен оставаться человеком, а значит, быть самоотверженным, гуманным. Используя прием

противопоставления, Астафьев позволяет увидеть не только мудрость пожилого солдата и ничтожество молодого бойца, но и осознание последствий своих ошибок, переосмысление жизненной позиции.

Нельзя не согласиться с автором в том, что мы далеко не всегда бываем великодушны. Часто, особенно в трудных жизненных ситуациях, нами движет эгоизм, стремление извлечь для себя выгоду и другие корыстные интересы. Поэтому нам так важны образцы мудрости и нравственные уроки, преподаваемые самой жизнью или писателями.

В произведении “Хлеб для собаки” Тендряков показывает, как у героя даже в трудные времена голода 1933 года, проявляются такие качества, как сострадание и милосердие, и не только к людям, но и к животным. Володя Тепков в голодный 1933 год спасает от смерти собаку, отдавая ей хлеб, подкармливает раскулаченных, что умирают на станции.

О таком же голодном времени рассказывает и А. Приставкин в рассказе “Золотая рыбка” . Автор описывает проявление бескорыстия и самопожертвования между девочками. Герой рассказывает о сестре Люсеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как ее спасли от голодной смерти девочки, которые жили с ней в одной комнате.

Прочитав этот текст Астафьева, я поняла, насколько важно быть милосердным, бескорыстным, великодушным. Это важно не только для окружающих людей, но и для нас самих. Особенно это актуально в наши дни, когда многие ценности утрачиваются или заменяются на ложные.

Так давайте будем бороться с дефицитом великодушия посредством проявления его ежедневно, ежечасно, ежесекундно.

(1)Шёл май сорок третьего года. (2)На отдыхе нам выдали к обеду один котелок на двоих. (3)Суп был сварен с макаронами, и в мутной глубине котелка невнятно что-то белело.

(4)В пару со мной угодил пожилой боец. (5)Мы готовились похлебать горячей еды, которую получали редко. (6)Мой напарник вынул из тощего вещмешка ложку, и сразу я упал духом: большая деревянная ложка была уже выедена по краям, а у меня ложка была обыкновенная, алюминиевая.

(7)Я засуетился было, затаскал свою узкорылую ложку туда да обратно, как вдруг заметил, что напарник мой не спешит и своей ложкой не злоупотребляет. (8)Зачерпывать-то он зачерпывал во всю глубину ложки, но потом, как бы ненароком, задевал за котелок, из ложки выплёскивалась половина обратно, и оставалось в ней столько же мутной жижицы, сколько и в моей ложке, может, даже и поменьше.

(16)Я отвернулся и застланными великим напряжением глазами смотрел на окраины древнего городка, ничего перед собой не видя. (17)В моих глазах жило одно лишь трагическое видение — белая макаронина.

(18)Раздался тихий звук. (19)Я вздрогнул и обернулся, уверенный, что макаронины давно уж на свете нет. (20)Но она лежала, разваренная, и, казалось мне, сделалась ещё дородней и привлекательней своим царственным телом.

(21)Мой напарник первый раз пристально глянул на меня — и в глубине его усталых глаз я заметил какое-то всё-понимание и усталую мудрость, что готова и ко всепрощению, и к снисходительности. (22)Он молча же своей зазубренной ложкой раздвоил макаронину, но не на равные части, и я затрясся внутри от бессилия и гнева: ясное дело, конец макаронины, который подлиньше, он загребёт себе.

(23)Но деревянная ложка коротким толчком подсунула к моему краю именно ту часть макаронины, которая была длиньше.

(24)Напарник мой безо всякого интереса, почти небрежно забросил в рот макаронину, облизал ложку, сунул её в вещмешок и ушёл куда-то. (25)В спине его серой, в давно небритой, дегтярно чернеющей шее, в кругло и серо обозначенном стриженом затылке чудилось мне всесокрушающее презрение.

(26)И никогда, нигде я его более не встретил, но и не забыл случайного напарника по котелку, не забыл на ходу мне преподанного урока, может, самого справедливого, самого нравственного из всех уроков, какие преподала мне жизнь.

Виктор Петрович Астафьев (1924-2001) — крупный советский и российский писатель, участник Великой Отечественной войны. Важнейшие темы творчества В.П.Астафьева — военно-патриотическая и деревенская.

Читайте также: