Шедевры отечественной мультипликации сообщение

Обновлено: 17.05.2024

Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.

Открывая для себя мир старой советской мультипликации, удивляешься такому количеству шедевров. Непростое время 70-х-80-х-90-х породило плеяду талантливых режиссёров, новаторов школы мультипликации. Мультфильмы создавались по философским сказкам-притчам, рассказам выдающихся писателей-фантастов, стихам талантливых поэтов.

Многие из мультфильмов, которые мы включили в подборку, вы точно узнаете, некоторые – угадаете. Словно белая лошадь, они выплывут из тумана детских воспоминаний, страхов, снов. За причудливым мультяшным видеорядом вы найдете скрытые смыслы. Если же знакомство с миром советской мультипликации только предстоит, помните, что он не так прост, как кажется.

Список мультфильмов будет регулярно дополняться.

Полигон, 1977

Полигон, 1977

Режиссёр: Анатолий Петров

Художник-постановщик: Галина Баринова

Длительность: 10 минут 14 секунд

Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.

Режиссёр: Анатолий Петров

Художник-постановщик: Галина Баринова

Длительность: 10 минут 14 секунд

Уникальное по смыслу, содержанию и форме творение режиссёра Анатолия Петрова. Попытка приблизиться к возможностям компьютерной анимации без использования компьютера.

История интуитивного оружия в наш век искусственного интеллекта выглядит очень современно. Изобретатель создает чудо-танк, который улавливает биотоки, считывая мысли и намерения противника. Профессор работал над созданием танка долгие годы с целью отомстить за смерть сына, который погиб на войне и был посмертно награждён медалью.

Испытание оружия проходит в присутствии высшего военного руководства на отдалённом острове, с которого предварительно эвакуировали племя аборигенов.

- Вы любите воевать? Вам нравится новое оружие? – обращается профессор к военным. – Вы испытаете его на себе, не на других. Старайтесь не думать об опасности, машина читает ваши мысли.

Сюжет мультфильма можно рассматривать с нескольких позиций: как историю с антивоенным посылом, либо как притчу о природе человеческого страха. За его основу взят одноимённый рассказ советского писателя-фантаста Севера Гонсовского, но режиссёр несколько отходит от авторского замысла. Если у Гонсовского главная мысль о противоестественной природе войны, то Петров по-своему трактует произведение: часто изобретатели не задумываются о том, что созданное ими изобретение может принести больше вреда, чем пользы.

За кадром звучит мелодия афганского композитора и певца Ахмада Захира в аранжировке и исполнении Поля Мориа.

Мораль: Страх мощное оружие против тебя самого.

Очень синяя борода, 1979

Очень синяя борода, 1979

Режиссёр: Владимир Самсонов

Художник-постановщик: Игорь Макаров

Длительность: 21 минута

Режиссёр: Владимир Самсонов

Художник-постановщик: Игорь Макаров

Длительность: 21 минута

Слова песен, которые тут же начинаешь напевать, принадлежат авторству Юлия Кима, который в титрах указан как Ю. Михайлов (поэт – участник диссидентского движения в открытую критиковавший реставрацию сталинского режима в СССР был вынужден работать под псевдонимом).

Картина учит критическому мышлению. Не принимать любую историю на веру, всегда сопоставлять факты и мнения обеих сторон конфликта. Внимательнее и бережнее относиться к друг другу.

Мораль: Неуважение и придирки способны разбудить зверя даже в самом мирном человеке.

На самом деле, мы мало знаем о таком жанре, как мультипликация. Большинство при слове “мультики” представляет только Дональда Дака или глупые детские мультики с догонялками и дикими яркими цветами. Это всё потому, что “поём, что видим” - как правило, по телевизору.

Но по телевизору не станут показывать многие шедевры просто потому, что они не поднимают рейтинги, да и не для всех. Вообще даже больше людей любят “мельтешащие” мультики, потому что они позволяют расслабить мозг и не думать. Но это иногда и неплохо, на самом деле. Но чтобы не калечить психику, лучше всё-таки хоть примерно знать, что смотреть.

1. Ёжик в тумане . Пожалуй, это самый милый шедевр российской мультипликации, экранизация сказки замечательного детского писателя Козлова.

Этот мультфильм явно не для просто развлечения. Он трогательный, мечтательный и непосредственный. В нём душевно всё: от зверюшек-главных персонажей, до рисовки и их диалогов. Кто познакомился с ним раз, тот уже не разлюбит этих милых персонажей, ёжика и медвежонка.

Они - словно люди, мудрые и рассудительные, мечтательные и чуткие. Посмотрите, как он замечательно нарисован: цвета приятные, спокойные, близкие к природным. Когда его смотришь, отдыхаешь душой.

2.Советская мультипликация. Ну куда без неё: поучительная, позитивная, со спокойными цветами и довольно нескучными сюжетами. А главное, какие разные и запоминающиеся персонажи:)

И наш любимый волк из “ну , погоди”, и Чебурашка, и крокодил Гена, и дядя Фёдор, и Карлсон: все наши добрые друзья. Говорят, придуманные кем-то герои после этого поселяются на другой планете и обитают там. Может, так и есть?

3. Тайна третьей планеты. Советская экранизация по роману Кира Булычёва заслуживает отдельного пункта уже потому, что её тема - будущее, космос, технологии. Этот мультик отличается от других. И тоже замечательные персонажи, диалоги, захватывающий сюжет влюбляют в себя почти всех. Советская фантастика - вообще отдельная романтика.

4. Пластилиновая ворона. Лично я не понимала этот мультик в раннем детстве: что-то там всё вертится, крутится и зачем? Действительно, для маленьких это может быть немного бесполезной штукой. К тому же, там сложные юморные диалоги. Они покорят любого взрослого, а малыш может не понять.

Российские мультфильмы любят во всём мире. Ещё Папа Римский Иоанн Павел II советовал смотреть советские мультфильмы, так как они несут добро и учат ребёнка сочувствию ко всему живому. Шедевры отечественных режиссёров-аниматоров заметно повлияли и на творчество современных мэтров мультипликации.

Отец сюжетной кукольной анимации

Уолт Дисней говорил, что этот человек обогнал всех аниматоров мира на несколько десятилетий. Первые шаги в анимации Владислав Старевич сделал ещё в дореволюционной России. В 1910 году при поддержке кинопромышленника Александра Ханжонкова он начал снимать документальный фильм о жуках-оленях. Одним из эпизодов ленты должна была стать битва двух самцов-рогачей за самку. Но в процессе работы выяснилось, что освещение, необходимое для съёмки, делает самцов пассивными. Тогда Старевич соорудил из панцирей рогачей муляжи и снял сцену покадрово. В результате появился первый в мире кукольный анимационный фильм — Lucanus Cervus.

Фильм собрал множество международных наград: первая премия на IX МКФ для детей и юношества в Венеции в 1957 году, приз за полнометражный мультфильм на XI МКФ в Каннах в 1958 году, первая премия на МКФ анимационных фильмов в Риме также в 1958 году.

Внимательный зритель, конечно, обратил внимание на то, что сама Снежная королева прорисована гораздо тщательнее других персонажей мультфильма. И это не случайно. Властительницу снежного царства создавали по технологии live-action, или ротоскопирование: сначала роль исполнила актриса Мария Бабанова, а затем изображение на киноплёнке покадрово превратили в мультипликацию.

Все свои фильмы Петров снимает в технике ожившей живописи, масляными красками по стеклу.

история отечественной анимации

История отечественной анимации берет свое начало в 1906 году, в это время начинают появляться отечественные анимационные фильмы. Первым отечественным мультипликатором стал Александр Ширяев, балетмейстер Мариинского театра. Александр Ширяев является создателем первого в мире кукольного мультфильма, в котором изобразил 12 танцующих фигурок на фоне из неподвижных декораций. Особенность мультфильма Ширяева заключается в том, что автор с точностью воспроизвел балетные партии театра, в котором работал. Картина была снята на 17,5-миллимитровую пленку. На создание одного мультфильма ушло 3 месяца.

Александр Ширяев

Александр Ширяев

Владислав Старевич во время съемки мультфильма

Владислав Старевич во время съемки мультфильма

Владислав Старевич – биолог по образованию. В 1910 году решил снять обучающий немой мультфильм Lucanus Cervus о битве жуков-рогачей за женскую особь. Фильм в прокат не вышел.

Интересный факт! Во время съемки картины выяснилось, что при ярком освящении самцы жуков становятся пассивными. Поэтому Владислав Старевич решил препарировать жуков, приделал им лапки из проволоки и снял нужный эпизод покадрово.

Владислав Старевич

Анимация в СССР

Союзмультфильм

Появление карикатурных персонажей

История одного преступления

Читайте также: