Шедевры миниатюрного портрета пушкинской эпохи сообщение

Обновлено: 07.07.2024

Портрет Александра 1 - императора-победителя Наполеона, принадлежит кисти знаменитого английского художника Дж.Доу, приглашенного в Россию для создания галереи героев Отечественной войны 1812 года. Его дополняют портреты доблестных военных: В.Левашёва, А.Бибикова, И.Анненского с его декабристским ореолом.

Из Марины Цветаевой – вам:

К пушкинскому юбилею
Тоже речь произнесем:
Всех румяней и смуглее
До сих пор на свете всем,
Всех живучей и живее!
Пушкин в роли мавзолея?




Петр Федорович Соколов — мастер акварельного портрета пушкинской эпохи.
Его акварельные портреты для нас — своеобразные окна в минувшее, через которые в XXI век смотрят давно покинувшие мир люди — светские красавицы и блестящие офицеры, писатели и художники, музыканты и государственные деятели, представители Высочайшего двора, генералы, участники Отечественной войны 1812 года, декабристы, чиновники, кавалерственные дамы, фрейлины, щеголи. Он портретировал столь многих, что в лицах, им представленных, оживают целые страницы этого периода истории России.



П.Ф.Соколов. Портрет А.С.Пушкина. 1836 (?). Бумага, акварель. 21,5Ч18,0. Всероссийский музей А.С.Пушкина.



П.Ф.Соколов. Портрет М.А.Кикиной. 1817. Бумага, итал. карандаш, сангина, белила. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени



П.Ф.Соколов. Портрет А.И.Тургенева. 1816. Бумага, итал. карандаш, пастель, сангина, тушь, перо. Собрание В.В.Царенкова (Париж)



П.Ф.Соколов. Портрет С.С.Хлюстина (?). 1835. Бристольский картон, акварель, бронза, лак. Государственный музей А.С.Пушкина

Семен Семенович Хлюстин (1810–1844), чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел, племянник Ф.И.Толстого (Американца). В начале 1836 года его дуэль с Пушкиным была предотвращена С.А.Соболевским. Портрет написан в Ревеле



П.Ф.Соколов. Портрет неизвестной в белом платье (С.А.Урусовой?). 1827–1828. Бумага, акварель. Государственный музей А.С.Пушкина



П.Ф.Соколов. Портрет А.О.Смирновой. Начало 1830-х годов. Картон, акварель. Всероссийский музей А.С.Пушкина

Графиня Ольга Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова. В 1826 году вышла замуж за графа А.Ф.Орлова, с 1857 года князя.В 1847 году была пожалована в статс-дамы



П.Ф.Соколов. Портрет Е.Ф.Рюминой. 1847. Бристольский картон, акварель, белила, лак. Государственный музей А.С.Пушкина




П.Ф.Соколов. Портрет князя П.А.Вяземского. 1824. Бумага, акварель, графитный карандаш, лак. Государственный Литературный музей



П.Ф.Соколов. Портрет сестер Анны и Екатерины Васильчиковых в маскарадных костюмах. 1830-е годы. Бристольский картон, карандаш, акварель. Музей В.А.Тропинина и московских художников его времени

Акварель экспонировалась на знаменитой дягилевской выставке русских портретов в 1905 году в Таврическом дворце именно как портрет сестер Анны и ЕкатериныВасильчиковых. Позднейшие исследования подтвердили верность настоящей атрибуции



П.Ф.Соколов. Портрет неизвестной в темно-красной шляпе. 1828. Бумага, акварель, лак. Государственный музей А.С.Пушкина

По мнению авторитетного искусствоведа Е.В.Павловой, на портрете изображена Элеонора Федоровна Тютчева, урожденная графиня Ботмер (1800–1838), с 1829 года жена Ф.И.Тютчева. Но это предположение опровергается дополнительными исследованиями, основанными на дате создания портрета и хронологии приезда Э.Ф.Тютчевой в Россию



П.Ф.Соколов. Портрет И.Г.Полетики. Вторая половина 1820-х годов. Бумага, акварель. Государственный музей А.С.Пушкина

Идалия Григорьевна Полетика (1807–1890), внебрачная дочь графа Г.А.Строганова и португальской графини d’Era. Сыграла трагическую роль в преддуэльной истории А.С.Пушкина, была его злейшим врагом, сочувствовала Дантесу. Портрет, бывший в Париже у А.А.Попова, привез в Россию И.С.Зильберштейн



П.Ф.Соколов. Портрет А.И.Блока. 1829. Бумага, акварель. Государственный Литературный музей

Александр Иванович Блок (1785–1847), управляющий Собственной Его Императорского Величества канцелярией и Аничковым дворцом, гофмейстер, тайный советник. Прадед поэта Александра Блока



П.Ф.Соколов. Портрет графини С.В.Строгановой. Конец 1810-х годов. Бумага, акварель, итал. карандаш, белила. Государственный музей А.С.Пушкина




П.Ф.Соколов. Портрет А.Ф.Львова. 1836. Бумага, акварель, белила, лак. Государственный Литературный музей



П.Ф.Соколов. Портрет П.Н.Рюминой. 1847. Бристольский картон, акварель, лак. Государственный музей А.С.Пушкина



П.Ф.Соколов. Портрет А.В.Вельяшева. 1847. Бристольский картон, акварель, белила, лак. Государственный музей А.С.Пушкина




П.Ф.Соколов. Портрет неизвестной с ребенком (предположительно М.В.Столыпиной с сыном Николаем). 1848. Бристольский картон, акварель, графитный карандаш, лак. Собрание В.В.Царенкова (Париж)

Мария Васильевна Столыпина (1819–1895), сестра князя С.В.Трубецкого. В первом браке (1839–1847) за А.Г.Столыпиным, полковником лейб-гвардии Гусарского полка, двоюродным дядей М.Ю.Лермонтова. Во втором браке за князем С.М.Воронцовым, сыном Е.К.Воронцовой. Известная красавица, она являла собой тип светской женщины-аристократки, в которой европейское щегольство сочеталось с истинно русской барственностью



П.Ф.Соколов. Портрет великой княгини Александры Федоровны. 1821. Бумага, акварель, графитный карандаш. Государственный Исторический музей

Великая княгиня Александра Федоровна (1798–1860) с 1817 года жена великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. Она стала кумиром целого поколения, многие поэты пушкинской поры посвящали ей свои стихи



П.Ф.Соколов. Портрет Е.М.Хитрово. 1838. Бристольский картон, акварель, лак. Государственный музей А.С.Пушкина

Елизавета Михайловна Хитрово, урожденная Кутузова (1783–1839), дочь М.И.Голенищева-Кутузова, в первом браке за графом Ф.И.Тизенгаузеном, во втором — за Н.Ф.Хитрово, русским поверенным в делах во Флоренции. Салоны Хитрово и ее дочери Д.Ф.Фикельмон были средоточием самого образованного и мыслящего русского и европейского общества. В 1827 году с Е.М.Хитрово познакомился Пушкин, ставший вскоре одним из ее близких друзей. Портрет написан за год до смерти Елизаветы Михайловны



М. Н. ВОЛКОНСКАЯ С СЫНОМ НИКОЛЕНЬКОЙ
Акварель П. Ф. Соколова. 1826 г.

Портрет был привезен Волконской мужу в Сибирь, находился
у Волконских в Читинском остроге в Петровской тюрьме и на поселении. После смерти М. Н. и С. Г. Волконских портрет перешел к их дочери, а в дальнейшем к ее внукам, жившим в Италии. В 1966 г. эту акварель, считавшуюся навсегда утраченной, обнаружил у В. Н Звегинцова в Париже И. С. Зильберштейн, через которого она поступила в Музеи А.С.Пушкина в Москве



П.Ф.Соколов. Портрет Ю.П.Соколовой. Около 1827. Бумага, акварель, лак. Государственный музей А.С.Пушкина


Имя Петра Федоровича Соколова (1791–1848) буквально олицетворяет то, что мы называем пушкинской эпохой. Кисти художника принадлежат три прижизненных портрета А.С.Пушкина, без его рисунков и акварелей просто невозможно представить себе воочию современников, знакомых, друзей и врагов поэта — обитателей Москвы и Санкт-Петербурга, где преимущественно жил и работал художник

Профессиональная судьба П.Ф.Соколова начиналась довольно типично для мастеров его круга и времени — он закончил Академию художеств в 1809 году по классу исторической живописи у замечательных педагогов и непревзойденных рисовальщиков А.Е.Егорова и В.К.Шебуева.

Поначалу он бедствовал, но довольно скоро, начал давать уроки живописи и стал заниматься графическим портретом, исполненным в технике итальянского карандаша, а затем и акварелью, имевшие большой успех. Благодаря этим портретам, круг знакомств его очень скоро расширился.

Некоторое время жил в Петербурге, занимаясь устройством своих дел и судьбой сыновей. Заказов по-прежнему было множество, но начинало слабеть зрение. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Мясницкой улице.

В 1848 году по приглашению графини О. И. Орловой-Давыдовой художник гостил в её имение Мерчик, близ Харькова, где заразился свирепствовавшей тогда холерой и после тяжелых страданий умер 3 августа. Был похоронен на местном кладбище.

Портретная миниатюра, как и многое в светской культуре России, появилась при Петре I. В 1697 году московский царь Петр Алексеевич в составе Великого посольства отправился в Западную Европу. Во время его пребывания в Англии король Вильгельм III заказал придворному живописцу Г. Неллеру (1648—1723) портрет Петра I в рост, в рыцарских доспехах, с горностаевой мантией на плечах на фоне раскрытого окна с видом на море с парусными кораблями. Это было первое изображение русского царя, выполненное в традициях европейского парадного портрета. Видимо, портрет понравился царю, так как он заказал художнику Ш. Буату, работавшему при английском дворе, несколько оплечных повторений с неллеровского оригинала. Буат работал в технике миниатюры на эмали.

Вторая половина XVIII — первая половина XIX века — время, когда ведущей была классическая техника: миниатюры писали акварельными и гуашевыми красками на специально приготовленных тонких (от 0,3 до 1 мм) костяных пластинках, чаще овальной формы. Нередко и такие миниатюры, как эмалевые, имеют иконографический прототип в живописном оригинале. Но, обладая особым художественным языком, миниатюра строит изображение по своим эстетическим законам.

Большинство же миниатюр, исполненных в технике акварели и гуаши на костяной основе, не имеют живописных прототипов. Процесс их создания начинался с рисунка на бумаге с натуры (углем, карандашом, пастелью), затем художник по своему рисунку создавал эскиз карандашом в размер миниатюры и расцвечивал его акварелью. В окончательной стадии художник-миниатюрист по эскизу писал миниатюру на кости, подписывал и иногда датировал ее.

Миниатюры на кости вследствие простоты исполнения и относительной дешевизны материалов получили широкое распространение не только в аристократических кругах, но и среди среднего и мелкопоместного дворянства. Широкий спрос на миниатюрные портреты привлекал в Россию многих знаменитых европейских мастеров. В разные годы в Российской империи в области миниатюры работали художники, чье творчество разнообразно представлено в выставленной коллекции. Это уроженцы Швейцарии А.-Ф.-Г. Виоллье, Ф. де Сомсуа, Николя Соре, немецкий художник А. Молинари, австрийские художники И. Крейцингер и И.Б. Лампи Старший, итальянец Д. Босси и целая когорта французских художников: Ж.-Л. Вуаль, Ж.-А. Беннер, Л.-А. Колла, А.Ф. Лагрене и другие.

Одновременно с иностранными мастерами успешно трудились русские художники-миниатюристы: П.Г. Жарков, АТС. Ритт, П.О. Росси, А.И. Чернов, И.М. Жерен, И.Г. Григорьев, М. Зацепин, П.Э. Рокштуль, AM. Вегнер, ИА. Винберг и другие. Некоторые портреты, представленные на выставке, выполнены европейскими миниатюристами, никогда не бывавшими в России. Во время путешествий, дипломатических вояжей, военных походов россияне заказывали свои портреты местным художникам. Миниатюрный портрет полководца, графа, впоследствии князя Александра Васильевича Суворова выполнен в 1795 году польским художником Шарлем Бешоном во время пребывания Суворова в Варшаве. Услугами мастерской знаменитого французского миниатюриста Ж.-Б. Изабе, специально приехавшего в Вену для получения выгодных заказов на портретирование участников конгресса, воспользовался видный военачальник, участник Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 годов Федор Петрович Уваров. Во время одного из заграничных путешествий графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, предмет увлечения А.С. Пушкина и адресат нескольких его стихотворений, заказала свой портрет знаменитому австрийскому художнику-миниатюристу ММ. Даффингеру.

Иногда миниатюрные портреты родителей и их детей, родственников, принадлежащих к одной семье, объединялись на одном планшете в группу. Художник А.-Ф.-Г. Виоллье выполнил в 1788 году миниатюрные портреты Великой княгини Марии Федоровны и ее шестерых детей. Вероятно, сама Мария Федоровна пожелала соединить на овальном планшете все семь миниатюр.

В последней четверти XVIII — начале XIX века в России получили широкое распространение силуэтные миниатюрные портреты, выполненные в технике эгломизе. Художник на выпуклом стекле (часто овальной формы) черным лаком рисовал силуэт, а фоном для него служил тончайший листок сусального золота, приклеиваемый к стеклу. Иногда на стекло наклеивали лист сусального золота, на котором иглой процарапывали силуэт и заливали процарапанный контур черным лаком или черной краской.

В начале XX века в России появился интерес к миниатюрному портрету XVIII — первой половины XIX века как к предмету коллекционирования. Он был оценен по достоинству как высокое художественное явление и носитель иконографической информации. До революционных событий 1917 года интересные в художественном и историческом плане собрания миниатюрных портретов принадлежали Марии Александровне Васильчиковой, Ивану Александровичу Всеволжскому, Сергею Николаевичу Казнакову, графу Дмитрию Ивановичу Толстому, Петру Ивановичу Щукину.

Из остатков дореволюционных семейных собраний и частных коллекций, распроданных в годы Гражданской войны, сформировались собрания ленинградских и московских коллекционеров. Наиболее известным московским собранием русского портрета XVIII — первой половины XIX века была коллекция Ф.Е. Вишневского, подаренная им государству. Небольшое, но отменное по уровню художественного мастерства собрание миниатюр составил москвич В.С. Попов.

В Ленинграде небольшие собрания миниатюр принадлежали ВМ. Голод, В.В. Ашику, М.Д. Ромму, Г.Д. Душину. Они экспонировались на выставках русского искусства из частных собраний, были известны сотрудникам музеев, а после кончины собирателей попали в государственные хранилища.

Коллекция предоставляет обширное поле деятельности и для дальнейших искусствоведческих и иконографических исследований. Как обычно в больших собраниях, в ней находятся и миниатюры неизвестных авторов, и миниатюры, утратившие имена изображенных лиц. Ждут своего иконографического определения дворянин Московской губернии работы Хорнонга, неизвестный георгиевский кавалер, живший в последней четверти века, неизвестный генерал-поручик с орденами Св. Георгия 4-й степени и Св. Анны, неизвестный генерал, участник Отечественной войны 1812 года и знаменитого кровопролитного Кульмского сражения. Нет сомнения, что выставка и издание этого прекрасного частного собрания русских миниатюрных портретов конца XVII — веков, состоящего из первоклассных работ выдающихся художников и включающего редкий иконографический материал императорской России, станет широко востребованным в научных публикациях и займет достойное место в истории изучения искусства русской портретной миниатюры.

Екатерина II
Екатерина II

Екатерина II

Неизвестный художник с ориг. императрицы Марии Федоровны (1789). Конец VIII в.
Cтекло клееное, белая эмалевидная мастика. 5,1 × 3,5 (изображение), 6 × 4,2 (стекло), 7,7 × 4,6 (рамка). КП-31809

От Р. Д. Городецкой в 1993 г.

Павел I
Павел I

Павел I

Неизвестный художник. 1800-е гг.
Кость, акварель, гуашь. 10,6 × 9,8; 17,9 × 15,8 (pамка). КП-1050

Из Государственного Исторического музея в 1938 г.

Александр I
Александр I

Александр I

От М. С. Глинки в 2011 г.

Императрица Елизавета Алексеевна
Императрица Елизавета Алексеевна

Императрица Елизавета Алексеевна

Неизвестный художник. 1800-е гг. (?)
Кость, акварель, гуашь. 7,3 × 6,2; 12,3 × 11,3 (рамка). КП-21286

От П. В. Губара в 1966 г.

Николай I
Николай I

Николай I

И. А. Винберг (Winberg). 1830-е гг.
Кость, акварель, гуашь. 16,7 × 12,1 (изображение). КП-1116

Из Государственного Исторического музея в 1938 г.

Надежда Осиповна Пушкина
Надежда Осиповна Пушкина

Надежда Осиповна Пушкина

Ксавье де Местр. 1802–1805 гг.
Кость, акварель, гуашь. 6 × 5 (в свету); 13 × 11 (рамка). КП-6014

Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1939 г.

Автопортрет
Автопортрет

Автопортрет

Екатерина Никифоровна Пушкина-Хвостова. 1820-е гг.
Кость, акварель, гуашь. 8 × 6; 14,6 × 12,4 (pамка). КП-15039

ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

Анна Петровна Керн
Анна Петровна Керн

Анна Петровна Керн

Неизвестный художник. 1830-е гг. (?)
Кость, акварель, гуашь. 6,3 × 4,8; 12,3 × 15,8 (рамка). КП-6026

Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1939 г.

Неизвестная с двойной ниткой ожерелья
Неизвестная с двойной ниткой ожерелья

Неизвестная с двойной ниткой ожерелья

Доменико Босси. 1810
Кость, акварель, гуашь. 7,7 × 6,3; 8,3 × 6,8 (pамка). КП-21294

От П. В. Губара в 1966 г.

Камилла Петровна Ивашева
Камилла Петровна Ивашева

Камилла Петровна Ивашева

Н. А. Бестужев. 1831 (датировка И. С. Зильберштейна)
Кость, акварель, гуашь. 11 × 8 см. КП-24761

От Е. К. Решко, правнучки В. П. Ивашева, в 1976 г.

Неизвестный мужчина
Неизвестный мужчина

Неизвестный мужчина

Неизвестный художник. Конец XVIII в.
Эгломизе. 3,5 × 2 (изображение); 7,5 × 6 (овал); 9,4 × 6 (медальон с ушком). КП-32994

От В. А. Кочеткова в 2001 г., ранее — в собрании М. Д. Беляева

Александр Васильевич Суворов
Александр Васильевич Суворов

Александр Васильевич Суворов

Неизвестный художник по ориг. И. Шмидта 1800 г. Начало XIX в.
Кость, акварель, гуашь. 5,2 × 4,4 (овал); 11,5 × 10,5 (рамка слоновой кости). КП-34238

От А. А. Левицкого в 2006 г.

Михаил Федорович Орлов
Михаил Федорович Орлов

Михаил Федорович Орлов

Пьетро де Росси (Pietro de Rossi). 2-я половина 1810-х гг.
Кость, акварель, гуашь, лак. 3,8 × 10,6 (в свету). КП-4674

От Е. Н. Орловой в 1938 г.

Николай Иванович Тургенев в детстве
Николай Иванович Тургенев в детстве

Николай Иванович Тургенев в детстве

Петер Эрнст Рокштуль. Конец 1790-х- гг.
Кость, акварель, гуашь, гризайль. 6,2 × 4,9. КП-25717

От Е. С. Клюшниковой в 1979 г.


С 24 февраля
Электронная выставка из собрания Всероссийского музея А. С. Пушкина посвящена важной составляющей жизни великосветского общества XIX века ― балам.




Экскурсия рассказывает о двух великих современниках Г. Р. Державине и Д. И. Фонвизине, в жизни которых было много совпадений и пересечений.

11 февраля страница продажи онлайн-билетов на сайте музея будет недоступна в связи с проведением технических работ. Приносим извинения за возможные неудобства

Бессмертный поэт


10 февраля во Всероссийском музее А. С. Пушкина прошли памятные мероприятия, посвященные 185-ой годовщине со дня кончины Александра Сергеевича Пушкина.

Второе дыхание музея


10 декабря, в день 200-летия со дня рождения Н. А. Некрасова, после ремонта и реэкспозиции открылся Мемориальный музей-квартира поэта на Литейном проспекте, 36.

День Лицея


19 октября Всероссийский музей А. С. Пушкина по традиции отметил День Лицея. В этом году исполнилось 210 лет со дня основания Императорского Царскосельского Лицея.


28 февраля – 28 марта
Знакомясь с экспонатами книжной коллекции, посетители выставки могут проследить основные этапы жизни великого учёного и непревзойдённого знатока русской культуры.


16 февраля — 14 марта 2022
На выставке, посвященной предыстории возникновения известного памятника на месте дуэли поэта с Ж. Дантесом, представлены редко экспонируемые предметы из фондов Всероссийского музея А. С. Пушкина, иллюстрирующие хронологию возникновения памятных знаков на Черной речке: оригинальная и печатная графика, документальные фотографии.


9 февраля – 13 марта
На выставке представлены произведения трех карельских художников из собрания Музея изобразительных искусств Республики Карелия.



21 ноября — 1 марта
На камерной выставке демонстрируются трубки и чубуки XVIII–XIX веков, декорированные перламутром, эмалью, росписью и чеканкой.


2 сентября — 31 мая
Выставка открылась в Музее-усадьбе Г. Р. Державина в 2009 году. На ней представлена та часть музейного собрания фарфора Всероссийского музея А. С. Пушкина, которая редко фигурировала в различных музейных выставочных проектах и была доступна только исследователям. Выставка организована по принципу открытых фондов — экспозиция постоянно пополняется; любой экспонат может быть использован в других проектах музея.


5 августа — 31 мая 2022
Выставка знакомит с произведениями русского, западноевропейского и восточного искусства XVII–XIX веков, поступившими в музей в 2019 году из частного собрания. Экспозиция занимает три выставочных зала, в которых расположены произведения живописи и оригинальной графики, живописная миниатюра, скульптура, мелкая пластика, предметы декоративно-прикладного искусства, мебели.



С 2 декабря 2021 года
Выставка приурочена к 220-летию со дня рождения П. В. Нащокина. Много лет нащокинский домик является уникальным экспонатом пушкинского музея. На этой выставке он впервые дополнен предметами, долгое время хранившимися в фондах.

Читайте также: