Шаляпин и кустодиев дружба сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Борис Михайлович Кустодиев родился в 1878 году в астраханской глубоко верующей семье — его отец был преподавателем духовной семинарии. Учился Борис сначала в школе при церкви, затем в гимназии.

Его первым учителем живописи стал Павел Власов, который и подготовил юного гения к поступлению в Петербургскую Академию художеств. Получив огромный опыт занятий с известными художниками и написания с натуры, он окончил Академию с золотой медалью. Медалистам предоставлялась возможность поехать за границу, и Борис на полгода уехал в Париж. Вернувшись на родину, Кустодиев пробовал себя и в книжной графике, и в аллегорических рисунках, однако живопись для него продолжала оставаться главным жанром. В 31 год он стал членом Академии художеств, а чуть позже начал работать оформителем в театре.

Кустодиев обожал посещать живописные уголки русской провинции, где и рождались его знаменитые образы деревень и русского традиционного быта. Он не мог налюбоваться пейзажами и красочными народными типажами, которые потом изображал на своих произведениях.

Предыстория и знакомство

Сочинение-описание

Автор картины всеми силами старался придать максимально живые, наиболее реалистичные черты портрету гениального исполнителя. В то же время сам певец делал все возможное, чтобы упростить перед художником столь непростую задачу, подбадривая его во время сеансов.

В своем произведении Б.Кустодиев использует прием контраста переднего и заднего фонов. На втором плане изображено большое свободное пространство, где на снежных холмах разворачивается народное празднество: люди катаются на санках, толпятся у карусельных гор. На первом же плане во весь рост возвышается фигура Ф.И.Шаляпина. Его силуэт ярко контрастирует на фоне ослепительно белого снега, разбавленного отдельными участками пестрых красок, в сюжетном контексте изображающих ярмарку.

Артист приехал сюда на гастроли, о чем говорит надпись на афише в самом низу полотна. В данный момент Шаляпин прогуливается по местным улочкам, и в тот же момент, оказывается, что город, по сути, не такой уж и чужой для него. Для него характерны облик и типичные черты русского быта, которые всегда были так близки великому артисту. Таким образом, Шаляпин, оглядываясь и осматриваясь по сторонам, задумывается о том, настолько близка и дорога для него жизнь простого русского народа.

Восхищаясь личностью Шаляпина, художник, однако, не лишает себя возможности выразить некоторую иронию относительно характера и привычек артиста. На картине видно, что Б.Кустодиев добродушно подшучивает над Шаляпиным, отмечая такие черты знаменитого баса как самовлюбленность и желание щегольнуть дорогим одеянием. И все-таки барство это показное и никак не умаляет широты огромной души великого артиста, в которой так явственно и так сильно выражалась творческая натура, столь характерная для русского нрава и русского народа в целом.

Процесс написания

Но к написанию портрета Кустодиев приступил не сразу, а лишь спустя год после их знакомства. Подошел к его созданию он очень ответственно и продумал все до мельчайших деталей: художник задумал двухметровую картину с Федором во весь рост и с французским бульдогом Ройкой возле его ног. Находясь на инвалидном кресле и работая в маленькой мастерской в Петрограде (ныне Санкт-Петербурге), он не мог писать всю картину сразу и разделил ее на три части, верхние из которых писал полулежа. Продумал даже целый механизм: веревка и груз, подвешенные к потолку, помогали изменять наклон холста.

Во время сеансов позирования Шаляпин и Кустодиев всегда пели — возможно, это и повлияло на задорную атмосферу картины.

Популярные сочинения

Судьба произведения

Сам Кустодиев никогда не видел портрет издалека и не смог оценить его в полной мере. Однако в 1922 году художник написал авторский повтор портрета, уменьшенную копию. До 1927 года повтор хранился в Третьяковской галерее, сейчас же находится в Русском музее.







Описание картины Портрет Шаляпина Кустодиев

Портрет Ф. И. Шаляпина фрагмент картины

В центре картины находится сам Фёдор Шаляпин. Он поражает свой мощной фигурой, своим волевым и в то же время одухотворённым положением. На нём богатая шуба, шапка, ботинки. В руке трость. Шаляпин стоит на пригорке. Рядом с ним собачка, настоящий любимец певца, бульдог по кличке Ройка.

Портрет Шаляпина фрагмент картины

Здесь же Кустодиев изобразил ещё трёх действующих реальных персонажей. Позади, у пригорка, стоят две девочки и мужчина — это две дочери Шаляпина Марфа и Марина, и его секретарь Исай Дворищин.

Портрет Ф. И. Шаляпина фрагмент картины Кустодиева

Портрет Шаляпина фрагмент картины Кустодиева

Белоснежный пейзаж очень красиво и по-русски контрастирует с яркими красками праздника. Горки, представления на сцене, люди танцуют, играют на гармони, катаются на лошадях. Зимний праздник в самом разгаре. Бушует настоящее раздолье, люди веселятся, и на фоне пёстрого многообразия, как монумент, как символ русского величия, стоит сам Шаляпин, одухотворённый, полный сил и творческой энергии.

Портрет Шаляпина план сочинения 8 класс

  1. Автор картины
  2. Сюжет
  3. Передний план, Шаляпин
  4. Задний план
  5. Мои впечатления

Поскольку сам Борис Михайлович не мог ходить, Шаляпин отправился к нему договариваться о работе[8]. Была зима, и артист пришел к художнику в теплой бобровой шубе, которой с ним недавно расплатились за концерт вместо гонорара[1].

Художник обратил внимание на роскошную шубу Шаляпина. А дальше состоялся приблизительно такой разговор:

Так началась работа над картиной.

Шаляпин приходил к Кустодиеву в его петроградскую квартиру на сеансы позирования, во время которых пел. А художник, работая над картиной, тоже подпевал ему[4].

[4]. Б. Кустодиеву приходилось работать, глядя вверх, как при росписи плафонов. Холст все время поворачивали по-разному, чтобы прикованному к креслу художнику удобнее было, но охватить фигуру Шаляпина в шубе полностью он не мог[9].

А попутно шла работа в театре над постановкой оперы, и Шаляпин сам на руках выносил Бориса Кустодиева, усаживал в специально добытый им каким-то образом грузовик, где умещалось инвалидное кресло, таким образом они приезжали в театр[9].

Картина была завершена в 1921 году, но целиком на нужном расстоянии автору так и не довелось увидеть ее[4].

Певцу его портрет понравился[9]. Готовое полотно Федор Иванович забрал с собой. А потом, уехав из России, увез.

Сочинение по портрету Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева

Сочинение по портрету Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева

В 1909 г. здоровье художника стало быстро ухуд­шаться, в результате с 1916 г. он был вынужден перемещаться в инвалидном кресле. Но живопись Кустодиева не стала мрачной, напротив, в этот период он создавал произведения, которые в ещё большей ме­ре, чем раньше, полны любви к жизни и восхищения её красотой.

Портрет Шаляпина, признанный одним из луч­ших произведений Кустодиева, относится к этому времени. Примечательно, что художник, черпающий вдохновение в обращении к народным традициям, запечатлел черты певца, дарование которого также имело крепкую, глубинную связь с народным искусством. Да и сам Шаляпин был выходцем из народа — его родители происходили из крестьянских семей.

Родился Фёдор Иванович Шаляпин (1873-1938) в Казани, здесь прошли его детство и юность. Буду­щий знаменитый певец побывал подмастерьем у са­пожника, пел в церковном хоре — его способности к пению обнаружились рано. Пробовал себя на сцене в качестве драматического актёра.

В судьбе Шаляпина произошёл кардинальный по­ворот, когда он по приглашению мецената С. И. Ма­монтова вступил в труппу Частной Русской оперы в Москве. Здесь к певцу пришли слава, любовь пуб­лики и деньги.

Не только русская публика по достоинству оцени­ла дарование Шаляпина. Взыскательные итальянцы пришли в восторг, увидев его на сцене знаменитого Ла Скала в партии Мефистофеля в одноимённой опере А. Бойто. Шаляпин много выступал, гастролировал за границей. Несмотря на мировое признание, певец никогда не отказывался петь для простого народа, старался, как мог, помочь простым людям, нередко отдавая в их пользу сборы от своих выступлений.

Большевики признали заслуги и талант Шаляпина: его сделали художественным руководителем Мари­инского театра. Первым в стране он получил звание народного артиста Республики. Но, как видно, при но­вой власти певцу не слишком привольно дышалось на родине. В 1922 г. под предлогом гастролей Шаляпин выехал за границу. В Россию он так и не вернулся, хотя до конца своих дней мечтал об этом.

Портрет Шаляпина работы Кустодиева датирован 1922 г., следовательно, написан незадолго до того, как певец навсегда покинул родину.

Фоном служит зимний праздник — масленичное гуляние, которое было одним из излюбленных сю­жетов Кустодиева. На белом снегу ярко выделяются пёстрые балаганы, тройки, торговые ряды, толпы ве­селящегося народа. Но всё это вдали, внизу, мелким планом. Основную часть картины занимает фигура Шаляпина, который стоит на заметённом снегом при­горке. Кустодиев изобразил его в облике важного, немного ленивого щёголя в просторном тёмном паль­то на рыжеватом бобровом меху и шапке с такой же оторочкой. Пальто не застёгнуто, это позволяет видеть белый воротник рубашки, галстук-бабочку и пёстрый шарф. На отставленном мизинце правой руки — перстень с камнем. На ногах — модная блестя­щая обувь. Известно, что Шаляпин любил дорогие, нарядные вещи.

Правой рукой Шаляпин слегка придерживает паль­то, в левой руке — трость. Шаляпин повернул голову в сторону; хотя он стоит на месте, в его позе словно отражается некое внутренне движение.

В правом нижнем углу картины, у ног Шаляпина, изображена небольшая белая собака с чёрным пят­ном вокруг глаза — французский бульдог по кличке Ройка, любимец хозяина, на которого пёс пристально смотрит, повернув к нему голову.

А на картине так навсегда и остался кусочек старой России и Шаляпин посреди весёлой масленицы.

" Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, вспоминает Шаляпин, Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе и нельзя назвать, как героической и доблестной. Когда возник вопрос о том, кто может сделать декорации и костюмы для " Вражьей силы ". решили просить об этом Кустодиева. " С удовольствием, с удовольствием, - отвечал Кустодиев, - я рад, что могу быть вам полезен в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что, ну-ка попозируйте мне в этой шубе.

Так родился один из лучших портретов в русской классической галерее. Пластические качества картины превосходны. Элегантный силуэт громадной фигуры певца обобщен. За широкой спиной в жемчужном уборе раскинулась русская красавица - зима. Можно подолгу любоваться бегом лихих саней, кипением ярких цветов праздничного гуляния, узорами инея. Во всей этой декоративной шири не потух, не стерся Человек, Артист.

В этом и состояла способность Кустодиева решать труднейшую задачу в живописи создавать образ человека в пленэре.

Шаляпин высоко оценил портрет. Федор Иванович был настолько огромен, что мастерская была для него мала. И художник не мог охватить фигуру целиком. Холст наклоняли так, чтобы больной Кустодиев, сидя в кресле, мог его писать. Это была работа наугад, на ощупь. Борис Михайлович ни разу не видел портрет целиком в достаточном удалении и поэтому даже не представлял, насколько картина удалась.

А потом его ждала работа над эскизами к спектаклю "Вражья Сила". Кустодиев очень быстро справился с этим, затем выразил желание присутствовать на репетициях. На премьере он сидел в директорской ложе и радовался тому, что спектакль нравился публике.

" Я работаю для массы " - как то с гордостью сказал Кустодиев. Его иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, Н. Гоголя, Н. Некрасова, А. Толстого, А. Островского, Н. Лескова декорации и костюмы к постановкам "Горячего сердца" Островского, "Смерти Пазухина " М. Салтыкова-Щедрина, " Левши" Н Лескова, ставшие классикой русской театрально-декорационной живописи, - это богатое и многогранное наследие по праву отводит Б. Кустодиеву место среди крупнейших мастеров русского искусства первой четверти XX века.

За год до кончины он завершил картину "Русская Венера". Прекрасное обнаженное тело молодой женщины, крепкое, здоровое, излучающее аромат свежести, чистоты. Водопад золотистых волос, глаза, будто васильки в степной ржи, лицо, далекое от классической правильности, но притягательное, доброе. Непринужденный, по-своему грациозный и величавый жест, неприхотливая обстановка простой деревенской баньки. А последним произведением художника был этюд триптиха "Радость труда и отдыха ".

Незадолго до смерти Борис Михайлович просит посадить на его могиле березу и не ставить надгробную плиту. Он ушел, но с нами остались его картины - праздитк России,

Известно, что художник боготворил певца. И Шаляпин называл Кустодиева "бессмертным".

Вот слова, сказанные певцом в его книге "Маска и душа" о художнике:

"Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы – вообще все его типические русские фигуры.. .сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такой аппетитной сочностью краски".

Шаляпин – волжанин. В юности судьба привела его однажды с семьей в Астрахань, на родину Кустодиева. Но не эти внешние признаки роднят великих русских творцов.

Их сближает удивительная одаренность, мощь таланта и в то же время поражающая тонкость понимания русского уклада жизни во всех его проявлениях.

Шаляпин отлично чувствовал глубину проникновенности кустодиевского таланта и широту его обобщенных образов.

"Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, – вспоминал Федор Иванович. – Но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве.. .Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жили в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной”. Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для "Вражьей Силы". решили просить об этом Кустодиева.
Подробнее
о Кустодиеве


Борис Михайлович Кустодиев
Портрет Ф. И. Шаляпина [1922]

Кустодиев высоко ценил оперный дар Шаляпина, и Шаляпин, в свою очередь, восторгался полотнами художника.

Кто не равнодушен к живописи, наверняка знает эту картину. Прошло сто лет (или около того), как она была написана, а вот как вспоминал об этом Шаляпин.

После поездки в Ревель я стал чувствовать себя гораздо бодрее и с обновленной силой приступил к работе над оперой Серова "Вражья сила", которую мы тогда ставили в Мариинском театре. Эта постановка мне особенно памятна тем, что она доставила мне случай познакомиться с художником Кустодиевым. Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве. Все культурные русские люди знают, какой это был замечательный художник. Всем известна его удивительно яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой. Его балаганы, его купцы Сусловы, его купчихи Пискулины, его сдобные красавицы, его ухари и молодцы -- вообще все его типические русские фигуры, созданные им по воспоминаниям детства, сообщают зрителю необыкновенное чувство радости. Только неимоверная любовь к России могла одарить художника такой веселой меткостью рисунка и такою аппетитной сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Но многие ли знают, что сам этот веселый, радующий Кустодиев был физически беспомощный мученик-инвалид? Нельзя без волнения думать о величии нравственной силы, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной.
Когда возник вопрос о том, кто может создать декорации и костюмы для "Вражьей силы", заимствованной из пьесы Островского "Не так живи, как хочется, а так живи, как Бог велит", -- само собою разумеется, что решили просить об этом Кустодиева. Кто лучше его почувствует и изобразит мир Островского? Я отправился к нему с этой просьбой.
Жалостливая грусть охватила меня, когда я, пришедши к Кустодиеву, увидел его прикованным к креслу. По неизвестной причине у него отнялись ноги. Лечили его, возили по курортам, оперировали позвоночник, но помочь ему не могли.
Он предложил мне сесть и руками передвинул колеса своего кресла поближе к моему стулу. Жалко было смотреть на обездоленность человечью, а вот ему как будто она была незаметна: лет сорока, русый, бледный, он поразил меня своей духовной бодростью -- ни малейшего оттенка грусти в лице. Блестяще горели его веселые глаза -- в них была радость жизни.
Я изложил ему мою просьбу.
-- С удовольствием, с удовольствием, -- отвечал Кустодиев. -- Я рад, что могу быть вам полезным в такой чудной пьесе. С удовольствием сделаю вам эскизы, займусь костюмами. А пока что ну-ка вот попозируйте мне в этой шубе. Шуба у вас больно такая богатая. Приятно ее написать.
-- Ловко ли? -- говорю я ему. -- Шуба-то хорошая, да возможно -- краденая.
-- Как краденая? Шутите, Федор Иванович.
-- Да так, -- говорю, -- недели три назад получил ее за концерт от какого-то государственного учреждения. А вы ведь знаете лозунг: "грабь награбленное".
-- Да как же это случилось?
-- Пришли, предложили спеть концерт в Мариинском театре для какого-то теперь уже не помню какого "Дома" и вместо платы деньгами али мукой предложили шубу. У меня хотя и была моя татарка кенгуровая, и шубы мне, пожалуй, не нужно было бы, но я заинтересовался. Пошел в магазин. Предложили мне выбрать. Экий я мерзавец -- буржуй! Не мог выбрать похуже -- выбрал получше.
-- Вот мы ее, Федор Иванович, и закрепим на полотне. Ведь как оригинально: и актер, и певец, а шубу свистнул.
Посмеялись и условились работать. Писал Кустодиев портрет, отлого наклоняя полотно над собою, неподвижным в кресле. Написал быстро. Быстро написал он также эскизы декораций и костюмов к "Вражьей силе". Я занялся актерами. И начались репетиции. Кустодиев пожелал присутствовать на всех репетициях. Изо всех сил старался я каждый раз доставать моторный грузовик, и каждый раз с помощью его сына или знакомых мы выносили Кустодиева с его креслом, усаживали в мотор и затем так же вносили в театр. Он с огромным интересом наблюдал за ходом репетиций и, казалось мне, волновался, ожидая генеральной. На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился.

© Copyright: Маргарита Школьниксон-Смишко, 2019
Свидетельство о публикации №219080500852

Читайте также: